Право временного пользования земельным участком заключается в том что

Статья 14

Во временное пользование земельные участки передаются гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям землевладельцами, землепользователями и арендаторами из их земель по договору на право временного пользования земельным участком, который регистрируется в соответствующем Совете народных депутатов.

По решению местного Совета народных депутатов земельные участки собственников земли, землевладельцев и землепользователей по согласованию с ними могут предоставляться во временное пользование для государственных и общественных нужд в порядке, установленном статьей 29 настоящего Кодекса. На основании указанного решения заключается договор между заинтересованными сторонами, который регистрируется в соответствующем Совете народных депутатов.

· арендодателями земельных участков, находящихся в частной собственности граждан, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, являются их собственники. В порядке исключения ст. 17 КоЗ предусматривает, что в случае наследования земельных участков, находящихся в частной собственности гражданина, несовершеннолетними наследниками допускается предоставление земельных участков в аренду гражданам законными представителями наследников по согласованию с соответствующими исполнительными комитетами до приобретения наследниками дееспособности в полном объеме.

Без проведения аукциона земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в аренду субъектам и для целей, предусмотренных п. 6 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков». Эти субъекты освобождаются от внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков, находящиеся в государственной собственности, либо вносят ее по кадастровой стоимости.

На праве аренды могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся как в государственной, так и в частной собственности. В аренду могут быть переданы земли, относящиеся к любым категориям и видам. Однако аренда земельных участков, находящихся в частной собственности, должна осуществляться с соблюдением их целевого назначения.

Лица, которым предоставлено право временного пользования земельным участком, обязаны возвратить земельные участки по истечении срока пользования либо своевременно обратиться за его продлением в порядке, установленном Гл. 7 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков.

· национальным и иностранным инвесторам на основании концессионных договоров – на срок до девяноста девяти лет в соответствии с земельным и инвестиционным законодательством. Законодательство Республики Беларусь рассматривает концессию как форму инвестиционной деятельности. Исходя из положений ст. 49 Инвестиционного кодекса, объектами концессии могут выступать лишь земельные участки, находящиеся в собственности государства, и не подлежащие передаче в частную собственность. Отнесение концессии к временному пользованию землей представляется спорным, поскольку право временного пользования является земельно-правовым титулом, основанным на административном решении, а право концессии – на договоре. Использовать земельный участок на условиях концессии вправе юридические лица, определяемые путем проведения конкурсов или аукционов.

Согласно законодательству временное пользование земельным участком может быть краткосрочным — до 3 лет и долгосрочным — от 3 до 10 лет. В случае производственной необходимости эти сроки могут быть продлены на период, не превышающий сроков соответственно краткосрочного и долгосрочного временного пользования.

Обладателями такого вида права на землю могут быть только юридические лица РБ, которым по их желанию земельные участки предоставляются для строительства и обслуживания народнохозяйственных объектов, а также для ведения сельского и лесного хозяйства. Основания испрашивать земельный участок в таком виде права будут у тех юридических лиц, которые осуществляют строительство капитальных объектов или которые согласно учредительным документам призваны вести сельское или лесное хозяйство. В городах предоставление земельных участков в постоянное пользование производится в соответствии с их генеральными планами только за пределами «красных линий» (условных линий предусмотренных градостроительной документацией и отделяющих территории улиц, дорог или площадей, от территорий, предназначенных под иное использование).

Физические лица могут реализовать свои права на землю в этом виде права для огородничества при условии, что они не имеют земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, ведения коллективного садоводства и дачного строительства, либо имеют их в меньших размерах, чем установлено для этих целей Кодексом о земле. Также в этом виде права предоставляются земельные участки гражданам для сенокошения и выпаса скота, находящегося в их собственности. Для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей земельные участки могут предоставляться в исключительных случаях гражданам РБ — инвалидам I группы вследствие общего заболевания, инвалидам Великой Отечественной войны, в том числе бывшим партизанам, или иным лицам из числа военнослужащих, которые стали инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите Родины или при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, или приравненным к ним лицам.

В этом виде права земельные участки предоставляются как физическим, так и юридическим лицам РБ, последним — как правило, для строительства различных инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, разработки полезных ископаемых, добычи торфа, сапропеля и т.д.

В данной статье мы расскажем о видах прав на землю, установленных законодательством РБ, а также о возможностях юридических и физических лиц претендовать на тот или иной вид права на землю. До 1991 г. пользоваться земельным участком можно было только на праве бессрочного (постоянного) пользования и праве временного пользования земельным участком. В настоящее время КоЗ, введенным в действие с 1 января 1999 г., предусмотрено пять видов права на землю.

Служебный земельный надел — земельный участок, предоставленный для сельскохозяйственного использования отдельным категориям лиц, работающих в организациях транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, водного, рыбного, охотничьего хозяйства. Законодательство связывает право на служебный земельный надел с периодом трудовых отношений лица с соответствующей организацией.

Понятие «право временного пользования земельным участком». Право временного пользования земельным участком представляет собой пользование землей в течение какого-либо срока, установленного в законе или договоре. В одних случаях срок пользования землей может быть определен, в других — нет. Однако в любом случае право пользования земельным участком на данном титуле ограничено временными рамками.

Тем не менее право временного пользования земельным участком как один из видов прав на землю сохранился в ст. 84 ЗК. Так, несельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации предоставляют неиспользуемые ими земли во временное пользование гражданам, колхозам, другим предприятиям, учреждениям, организациям для сельскохозяйственных целей.

Кроме того, этот титул предусмотрен некоторыми иными законодательными актами. Например, ст. 28 Федерального закона от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации» предусматривает право временного пользования земельными участками, а Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи» — право срочного пользования земельным участком. Продолжает действовать постановление Совета Министров — Правительства РФ от 19 марта 1992 г. № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

Виды временного пользования земельным участком. Случаями временного пользования землей ЗК признает предоставление земельных участков в качестве служебных земельных наделов, использование земельных участков для изыскательских работ, а также случаи временного использования земель для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны.

Право пользования земельным участком

Как и в любом другом праве, в праве пользования землей существуют объекты пользования и субъекты. Объектами считаются те земельные участки, в отношении которых осуществляется такое пользование. В качестве субъектов следует рассматривать физических и юридических лиц, а также государство, так как именно они осуществляют определённые действия по использованию существующих земель.

  • Отказ предоставить земельный участок в аренду на праве преимущественного заключения договора;
  • Отказ в предоставлении участка в срочное безвозмездное пользование несмотря на наличие утверждённых законом оснований;
  • Непредоставление возможности заключения договора сервитута на земельный участок с целью обеспечения нормального функционирования того надела, который находится в худшем территориальном расположении.
  • Содержание земельного участка и почв на нем в должном состоянии, в том числе проведение всех необходимых мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия почвенного покрова на конкретном участке;
  • Осуществление использования данного участка только в соответствии с его целевым назначением, в том числе и осуществление только разрешённого строительства на данном участке;
  • Возведение зданий и различных сооружений исключительно с соблюдением необходимых санитарных и строительных норм, что позволит минимизировать тот ущерб, который может быть причинен участку подобной деятельностью;
  • Обеспечивать осуществление свободного прохода и проезда к соседним участкам, а также беспрепятственный доступ к находящимся в зоне расположения лесным и водным объектам, если такое обеспечение относится к ведению пользователя участка;
  • Своевременно вносить плату за использование участка, если наличие такой платы предусмотрено договором пользования;
  • Предоставлять все необходимые сведения об эксплуатации земельного участка в органы субъекта федерации или муниципальной власти, если такие действия утверждены положениями договора, а также сообщать информацию о любых нарушениях состояния участка, независимо от того, по чьей вине произошло такое нарушение.

Однако в этой же статье содержится норма, в соответствии с которой оформить участок в собственность с использованием такого основания, как приобретательная давность, можно только на основании обращения в суд с исковым заявлением о признании права собственности.

Исковое заявление о признании права собственности на таком условии будет иметь ряд особенностей, которые заключаются в оформлении такого заявления и в определении сторон-участниц процесса:

Это позволяет арендатору рационально (оперативно, без простоев, в нужном месте и в нужное время) использовать имущество, исходя из текущих потребностей, что важно, когда арендатор не знает, в какой период времени и в каком месте у него возникнет необходимость использовать имущество. Например, дизель-генератор он может использовать не только путем привлечения персонала арендодателя в заранее согласованных с последним месте и времени суток, но и самостоятельно, когда возникает потребность в резервных (аварийных) источниках электроэнергии на каком-либо из объектов арендатора.

Право пользования арендованным имуществом — это право арендатора извлекать из него полезные свойства в своих интересах (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.12.2008 N А58-3682/06-Ф02-6515/08, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.09.2008 N А33-4835/08-Ф02-4760/08, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.02.2008 N А33-10733/07-Ф02-438/08).

Вам будет интересно ==>  Проезд на электричке для пенсионеров московской области

Предприятия, учреждения и организации, проводящие изыскательские работы, которые по технологии их выполнения требуют занятия земельного участка или его части под временные постройки, размещения оборудования, техники, складов сырья и прочих сооружений, ограничивающих полностью или частично использование этих земель собственниками земли, землевладельцами, землепользователями, арендаторами, выплачивают соответственно земельный налог или арендную плату и полностью возмещают собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам все нанесенные им убытки, включая упущенную выгоду. Размер земельного налога или арендной платы устанавливается исходя из взимаемых платежей за землю с собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов пропорционально сроку и занимаемой части земельного участка.

Владение и пользование арендованным имуществом в соответствии с абз. 1 ст. 606 ГК РФ носит временный характер. Поэтому после прекращения договора арендатор обязан возвратить имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст. 622 ГК РФ).

Гражданам, являющимся собственниками земли, землевладельцами или арендующим земли сельскохозяйственного назначения, служебные земельные наделы не предоставляются. Право на служебный земельный надел сохраняется за работниками, прекратившими трудовые отношения при переходе их на пенсию по старости или инвалидности, за одним из членов семьи работников, призванных на действительную срочную военную службу в ряды Вооруженных Сил или поступивших на учебу, — на весь срок нахождения на военной службе либо в учебном заведении, а также за одним из членов семьи работников, погибших в связи с исполнением служебных обязанностей: для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей — пожизненно, а для детей — до совершеннолетия.

Право временного пользования земельными участками

Субъектами права временного пользования земельными участками могут быть как юридические лица, так и гражданам Республики Беларусь. При этом ст. КоЗ содержит исчерпывающий перечень целей использования земли на данном праве, которые различаются в зависимости от субъекта. Согласно ст. 16 КоЗ право временного пользования земельными участками предоставляется:

· юридическим лицам Республики Беларусь для добычи общераспространенных полезных ископаемых, в том числе торфа, а также для использования геотермальных ресурсов недр — на срок до двадцати лет. Согласно ст. 33 Кодекса о недрах предоставление горных отводов для добычи полезных ископаемых подземным способом, использования геотермальных ресурсов недр может осуществляться как без изъятия земельного участка, так и с изъятием. В последнем случае предоставление недропользователю соответствующего земельного участка производится в порядке, установленном земельным законодательством. При этом возможность предоставления земельных участков во временное пользование ограничена двумя целями: добыча общераспространенных полезных ископаемых (полезных ископаемых, запасы которых свидетельствуют об их относительной достаточности для удовлетворения потребностей экономики на перспективу или которые в случае истощения их запасов могут быть заменены другими полезными ископаемыми) и использование геотермальных ресурсов недр (запасов глубинного тепла Земли, промышленное и иное хозяйственное использование которых с помощью современных технических средств экономически целесообразно);

· национальным и иностранным инвесторам на основании концессионных договоров – на срок до девяноста девяти лет в соответствии с земельным и инвестиционным законодательством. Законодательство Республики Беларусь рассматривает концессию как форму инвестиционной деятельности. Исходя из положений ст. 49 Инвестиционного кодекса, объектами концессии могут выступать лишь земельные участки, находящиеся в собственности государства, и не подлежащие передаче в частную собственность. Отнесение концессии к временному пользованию землей представляется спорным, поскольку право временного пользования является земельно-правовым титулом, основанным на административном решении, а право концессии – на договоре. Использовать земельный участок на условиях концессии вправе юридические лица, определяемые путем проведения конкурсов или аукционов.

· рассмотренным выше юридическим лицам – субъектам права постоянного пользования для целей, перечисленных в ч. 2 ст. 15 КоЗ. Земельные участки предоставляются юридическим лицам на праве временного пользования на срок до десяти лет, если иное не предусмотрено КоЗ и иными законодательными актами;

Лица, которым предоставлено право временного пользования земельным участком, обязаны возвратить земельные участки по истечении срока пользования либо своевременно обратиться за его продлением в порядке, установленном Гл. 7 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков.

Кроме того, земельное законодательство предусматривает предоставление земельных участков во временное пользование на срок до 99 лет национальным и иностранным инвесторам на основании концессионных договоров в соответствии с Кодексом о земле и иными актами законодательства об охране и использовании земель и об инвестиционной деятельности.

Временным признаётся пользование землёй в течение заранее установленного срока пользования. Во временное пользование земельные участки могут предоставляться на срок до 10 лет государственным органам, иным государственным организациям (за исключением земельных участков для строительства автозаправочных станций) для осуществления задач и функций, предусмотренных законодательством; негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь – для обслуживания объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности; научным организациям, учреждениям образования – для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства; государственным лесохозяйственным учреждениям, организациям местных исполнительных комитетов, в компетенцию которых входит ведение лесопаркового хозяйства, – для ведения лесного хозяйства; религиозным организациям – для строительства мест погребения, культовых строений, в том числе зданий епархиальных управлений, монастырских комплексов, духовных учебных заведений; юридическим лицам – для строительства многоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной комфортности согласно критериям, определённым законодательными актами), обслуживания многоквартирных жилых домов, строительства и (или) обслуживания гаражей и автомобильных стоянок; садоводческим товариществам – для ведения коллективного садоводства (земельные участки общего пользования садоводческих товариществ); юридическим лицам, если требуется предоставление им другого земельного участка взамен изымаемого, в случаях, когда изымаемый земельный участок предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования; юридическим лицам Республики Беларусь – при необходимости занятия дополнительного земельного участка, если в ходе реконструкции существующего объекта без изменения его функционального назначения либо при выполнении проектно-изыскательских работ выяснилось, что для строительства объекта требуется земельный участок большего размера, в случаях, когда первоначально земельный участок предоставлен юридическому лицу на праве постоянного пользования.

На предоставленных во временное пользование земельных участках для огородничества в целях выращивания овощей, картофеля, ягодных и иных сельскохозяйственных культур землепользователи при необходимости могут возводить с учётом условий отвода земельных участков временные строения индивидуального или общего пользования для хранения огородного инвентаря и иных хозяйственных целей.

Законодательными актами могут устанавливаться и иные случаи предоставления земельных участков во временное пользование. Так, в соответствии с Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667, срок пользования земельным участком, предоставленным во временное пользование, при необходимости может быть продлён Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, соответствующим местным исполнительным комитетом, предоставившим этот участок, на основании землеустроительного дела о предоставлении земельного участка и документов, удостоверяющих право на данный земельный участок. Юридическое лицо, гражданин или индивидуальный предприниматель, заинтересованный в продлении ему срока временного пользования земельным участком, должен обратиться в местный исполнительный комитет по месту нахождения данного участка с соответствующим заявлением с обоснованием необходимости его продления и указанием предполагаемого срока продления. Местный исполнительный комитет рассматривает его и в случае признания необходимости продления срока временного пользования земельным участком поручает областной (Минской городской) землеустроительной и геодезической службе подготовить соответствующий проект решения и принимает его в установленном порядке. Продление срока временного пользования земельным участком должно быть согласовано областной (Минской городской) землеустроительной и геодезической службой с прежним землепользователем, землевладельцем, собственником, арендатором этого участка, а при изменении целевого назначения его дальнейшего использования – с районным исполнительным комитетом (если решение о предоставлении земельного участка принималось областным исполнительным комитетом), областным исполнительным комитетом (если решение о предоставлении земельного участка принималось Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, а также до 27 ноября 1996 г. – Президиумом Верховного Совета Республики Беларусь).

На такой же срок предоставляются во временное пользование земельные участки гражданам Республики Беларусь для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, а отдельной категории граждан (инвалиды и др.) – для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей на придомовых территориях. На срок до 20 лет могут предоставляться земельные участки юридическим лицам Республики Беларусь – для добычи общераспространённых полезных ископаемых, в том числе торфа, а также для использования геотермальных ресурсов недр.

Право временного (срочного) пользования земельным участком

По договору безвозмездного срочного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает земельный участок (его часть) в безвозмездное пользование на определенный срок другой стороне, а последняя обязуется использовать земельный участок (его часть) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, соблюдать природоохранное, природуо-ресурсное, градостроительное и иное законодательство и вернуть земельный участок (его часть) в состоянии, пригодном для дальнейшего его целевого использования.

Основанием возникновения права безвозмездного срочного пользования земельным участком является предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В данном случае право безвозмездного срочного пользования может возникнуть только у государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления путем предоставления им земельных участков по решению исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9-11 Земельного кодекса РФ.

из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными ст. 29, юридическим лицам, которые в соответствии с Кодексом сохранили право получать землю в пользование на праве постоянного бессрочного пользования, т. е. государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, но на срок не более чем один год;

Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками, за исключением предоставления служебных наделов, предусмотренных п. 2 ст. 24 ЗК РФ, т. е. работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками.

Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Гражданин вправе однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Вам будет интересно ==>  Собянинские выплаты в 2023 году при рождении

При продаже зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, такое право подлежит переоформлению на право аренды, или земельные участки должны быть приобретены в собственность в соответствии с положениями ЗК РФ по выбору покупателя зданий, строений, сооружений.

Со дня введения в действие ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Другие юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность. Кроме того, религиозные организации вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право безвозмездного срочного пользования.

Указанные лица вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение недвижимого имущества. Недвижимое имущество, созданное лицом для себя, является его собственностью. Такие лица также вправе передавать этот земельный участок в аренду или безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника участка.

Лазер Вирта

Во временное пользование земельные участки передаются гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям землевладельцами, землепользователями и арендаторами из их земель по договору на право временного пользования земельным участком, который регистрируется в соответствующем Совете народных депутатов.

По решению местного Совета народных депутатов земельные участки собственников земли, землевладельцев и землепользователей по согласованию с ними могут предоставляться во временное пользование для государственных и общественных нужд в порядке, установленном статьей 29 настоящего Кодекса. На основании указанного решения заключается договор между заинтересованными сторонами, который регистрируется в соответствующем Совете народных депутатов.

  • участок планируется использовать для сельского хозяйства;
  • для огородно-дачного хозяйства в некоммерческих целях;
  • на территории будут размещены объекты энергетики, промышленности, обороны, водохранилища, гидротехнические сооружения;
  • фирма уже имеет право бессрочного пользования землей.
  1. В договоре указываются обязанности сторон. Если временный пользователь или собственник не выполняет свои обязательства, другая сторона имеет право разорвать договорные отношения.
  2. В случае, когда во время срочного пользования участку был нанесен ущерб, виновный должен возместить его. Передача земли в таком случае перестанет быть безвозмездной сделкой.

· юридическим лицам Республики Беларусь для добычи общераспространенных полезных ископаемых, в том числе торфа, а также для использования геотермальных ресурсов недр — на срок до двадцати лет. Согласно ст. 33 Кодекса о недрах предоставление горных отводов для добычи полезных ископаемых подземным способом, использования геотермальных ресурсов недр может осуществляться как без изъятия земельного участка, так и с изъятием. В последнем случае предоставление недропользователю соответствующего земельного участка производится в порядке, установленном земельным законодательством. При этом возможность предоставления земельных участков во временное пользование ограничена двумя целями: добыча общераспространенных полезных ископаемых (полезных ископаемых, запасы которых свидетельствуют об их относительной достаточности для удовлетворения потребностей экономики на перспективу или которые в случае истощения их запасов могут быть заменены другими полезными ископаемыми) и использование геотермальных ресурсов недр (запасов глубинного тепла Земли, промышленное и иное хозяйственное использование которых с помощью современных технических средств экономически целесообразно);

Раскрывая конституционно-правовой смысл понятия «имущество», использованного в ч. 3 ст. 35 Основного Закона, Конституционный Суд пришел к выводу, что им охватываются не только право собственности, но и вещные права. Следовательно, в ч. 3 ст. 35 Конституции гарантируется защита не только права собственности, но и таких имущественных прав, как право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком. Земельный участок является для землепользователя именно «своим имуществом», что должно признаваться всеми субъектами права. Данная конституционная гарантия, адресованная прежде всего собственникам, не может толковаться как отрицающая государственную защиту других признанных имущественных прав граждан и умаляющая в какой-либо мере возможности такой защиты для законных землепользователей. На этом основано и действующее гражданско-правовое регулирование: согласно ГК имущество как объект вещного права, в частности принадлежащее лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, включая земельные участки, подлежит защите по правилам, действующим также применительно к праву собственности (ст. 216, 279, 283, 304 и 305 ГК).

2. Параметры ограничения свободы осуществления правомочий собственника земли и иных природных ресурсов обусловлены, во-первых, необходимостью соблюдения экологических требований, во-вторых, необходимостью защиты прав и законных интересов других лиц, в-третьих, тем обстоятельством, что земля и иные природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9 Конституции). Последнее диктует необходимость законодательного ограничения права собственности на природные ресурсы тоже в социальных целях.

Специальные требования при мелиорации земель содержатся в ст. 43 Закона об охране окружающей среды. Это принятие мер по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель, почв, лесной и иной растительности, животных и других организмов. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.

Требования рационального использования земли диктуют необходимость соблюдения целевого назначения земельных участков и при совершении иных сделок — аренды, дарения и т.д. В данном Указе, имеющем целью в основном защиту сельскохозяйственного использования земли, не содержатся правила о сохранении целевого использования земель применительно к землям иных категорий, в частности к землям городов и других поселений. Между тем мировая законодательная практика существенно ограничивает право распоряжения земельными участками в городах, подчиняя совершение сделок территориальным планам этих городов. Принципы использования городских земель, закрепленные и в законодательстве России, тоже свидетельствуют о необходимости введения соответствующих ограничений в будущем земельном законодательстве при совершении сделок с землей.

В Определении КС РФ от 06.07.2001 N 151-О*(464) в связи с запросом Думы Приморского края о проверке конституционности постановления Правительства РФ «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации» указывалось, что согласно ст. 1 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» (в ред. от 06.12.2007) водные биологические ресурсы внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ относятся к объектам животного мира как предмета регулирования данного Закона. Его ст. 4 предусматривает, что отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы этим Законом.

  1. Если необходимо провести преобразование земельного надела, то готовится схема ее расположения.
  2. Если территория подлежит первичному образованию, уточнению ее границ, то гражданину, ЮЛ нужно подать заявление, в котором уточнить вопрос о согласовании процесса по предоставлению земельного участка.
  3. Заказ кадастровых работ, которыми занимаются сотрудники специализированных фирм. Исполнитель обязан иметь разрешение на эти виды работ. Участку присваивается кадастровый номер, уточняются его границы и площадь.
  4. После того, как собраны все документы, получено межевое дело, заинтересованное лицо подает заявление в местный орган власти. В нем он просит предоставить ему земельный надел без торгов.
  5. При одобрении заключается договор купли-продажи. Его сторонами выступают организация или гражданин, а также глава местной администрации.

Торги могут быть открытыми и закрытыми. Для их проведения государственными, муниципальными органами выносится соответствующее решение. Инициаторами могут стать заинтересованным лица, которые предоставляют заявление в уполномоченные органы. На этом этапе объявляется первоначальная стоимость земельного надела, шаг аукциона, время, место и дата его проведения. Кроме того, решение о торах публикуется в местных СМИ. От заинтересованных лиц принимаются заявки, которые регистрируются в журнале учета. Заявки принимаются в установленной организатором торгов форме. К документу прилагаться реквизиты банковского счета, на которые будет возвращен задаток, если претендент на участие в торгах их проиграет.

Субъекты правоотношений, действующие в рамках законного поведения, наделяются правами и обязанностями. В совокупности они составляют их полномочия, а при наличии ответственности на неправомерное поведение – компетенцию. К субъектам отношений по порядку пользования земельными наделами относят:

Это режим, которые устанавливает порядок использования земельного надела. Таким образом законодатель устанавливает порядок, характер его эксплуатации. Каждому участку устанавливается свой ВРИ. И использовать участок вопреки разрешенному использованию запрещается даже собственнику.

Земельный участок в качестве объекта права собственности выступает вещью недвижимого назначения. Соответственно, он обладает признаком, присущим недвижимости. В частности, ее перемещение без нанесения соразмерного ущерба ее предназначению невозможно. Этим недвижимое имущество отличается от движимого.

Земельный кодекс 2001 г., сохраняя за землевладельцами имеющееся у них право пожизненного наследуемого владения земельными участками, вместе с тем установил, что после введения в действие Кодекса предоставление гражданам земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения не допускается. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, получили право приобрести их однократно бесплатно в собственность. Последнее позволяет предположить, что сфера применения отношений пожизненного наследуемого владения земельными участками будет неуклонно сужаться.

Специальный случай приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предусмотрен в п. 4 ст. 36 ЗК. В ситуации, когда помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями, участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, а остальные обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

Гражданин, обладающий земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения, может произвести отчуждение находящегося на этом участке жилого дома (продать, подарить, передать по договору мены или ренты). Однако данный титул на землю может перейти к иным лицам только в порядке наследования (ст. 267 ГК; ст. 21 ЗК); кроме того, возможности совершения каких-либо иных распорядительных действий с таким участком (например, передача в аренду или безвозмездное срочное пользование) современное законодательство не предполагает. Следовательно, при отчуждении здания или сооружения, находящегося на таком земельном участке, сторонам следует договориться о том, кто будет переоформлять данное право. Наиболее предпочтительный вариант — чтобы прежний владелец участка переоформил право пожизненного наследуемого владения на право собственности до совершения сделки со зданием или сооружением во избежание проблем с оформлением прав на участок у нового собственника здания или сооружения.

  • принудительное изъятие земельной территории из собственности для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей;
  • при нарушении установленного законодательством целевого предназначения или же если целевое использование способствует ухудшению качества и свойств земель;
  • при преднамеренной порче почвы;
  • отказ от выполнения необходимых мероприятий по улучшению состояния территорий, а также охране земель;
  • несоблюдение мер, которые способствуют приведению почвы в пригодное для использования состояние;
  • отказ от эксплуатации территории в течение более чем трех лет. В данный срок обычно не включается время, которого будет достаточно для полноценного освоения участка.

Распоряжение земельным участком не допускается за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству(ст. 267 ГК).Так, субъект права пожизненного наследуемого владения вправе распорядиться земельным участком, составив в соответствии с общими правилами наследования завещание, в котором определяется судьба земельного участка на случай смерти лица. [1]

Право пользования земельным участком состоит в возможности

Статья 9 Конституции Российской Федерации гласит, что земельные участки могут находиться в государственной, муниципальной, частной, кооперативной и прочих формах собственности. Право на бессрочное использование выступает в качестве ограниченного вещного права. Регистрация прав пользования земельным участком на бессрочной основе производится уполномоченными органами власти.

  • содержание участка земли в приемлемом состоянии;
  • использование исключительно в рамках целевого назначения;
  • возведение строений с учетом установленных противопожарных и санитарных нормативов;
  • обеспечение свободного проезда к близлежащим участкам;
  • внесение своевременной платы за владение;
  • предоставление необходимой информации об эксплуатации в компетентные контролирующие органы муниципальной или государственной власти.
Вам будет интересно ==>  Этапы Согласования Перепланировки

Б) возможность земельного участка свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если он не изъят из оборота или не ограничен в обороте;

  1. Если необходимо провести преобразование земельного надела, то готовится схема ее расположения.
  2. Если территория подлежит первичному образованию, уточнению ее границ, то гражданину, ЮЛ нужно подать заявление, в котором уточнить вопрос о согласовании процесса по предоставлению земельного участка.
  3. Заказ кадастровых работ, которыми занимаются сотрудники специализированных фирм. Исполнитель обязан иметь разрешение на эти виды работ. Участку присваивается кадастровый номер, уточняются его границы и площадь.
  4. После того, как собраны все документы, получено межевое дело, заинтересованное лицо подает заявление в местный орган власти. В нем он просит предоставить ему земельный надел без торгов.
  5. При одобрении заключается договор купли-продажи. Его сторонами выступают организация или гражданин, а также глава местной администрации.

Торги могут быть открытыми и закрытыми. Для их проведения государственными, муниципальными органами выносится соответствующее решение. Инициаторами могут стать заинтересованным лица, которые предоставляют заявление в уполномоченные органы. На этом этапе объявляется первоначальная стоимость земельного надела, шаг аукциона, время, место и дата его проведения. Кроме того, решение о торах публикуется в местных СМИ. От заинтересованных лиц принимаются заявки, которые регистрируются в журнале учета. Заявки принимаются в установленной организатором торгов форме. К документу прилагаться реквизиты банковского счета, на которые будет возвращен задаток, если претендент на участие в торгах их проиграет.

Порядок предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование

Четко определив список вышеуказанных организаций, ЗК РФ тем самым отсекает иных субъектов права от этого основания: граждан и юридических лиц. Для них предусматриваются иные варианты, которые заключаются в получении участка безвозмездно (статья 39.10) или на правах собственности (статья 39.5).

  • Заявитель предоставляет неполный список документов;
  • В документах содержится неверная информация;
  • Заявитель не представляет интересы юридического лица;
  • Земля, на которую претендует заявитель, находится под обременением;
  • Неверный кадастровый номер, присвоенный участку.

Если в кадастре отсуствет номер на участок, нужно предварительно согласовать вопрос о постановке земли на кадастровый учет с администрацией. Но не только кадастровый идентификатор может отсутствовать. Бывает и так, что нет межевания. В этой ситуации готовится схема расположения участка на муниципальной территории и заявка о предоставлении участка в предварительном порядке.

Решение об оформлении принимает ОМС, на территории которого находится земельный надел. Владельцами земельного участка выступают администрация района или города, в организационной системе которой присутствует комитет по управлению государственным имуществом. Комитет уполномочен на согласование заявок от предприятий или организаций, а также на контроль по соблюдению порядка процедуры.

К документу прилагается его план-схема. Эта схема может быть и не одобрена комитетом, который занимается распределением имущества государства. В этом случае может быть предложен комитетом иной вариант. Он заключается в том, что заинтересованное в участке юридическое лицо, берет на себя обязанность по постановке земельного участка на кадастр и регистрации его на праве публичной собственности.

Постоянное бессрочное пользование земельным участком

Итак, многолетняя борьба российских властей против права граждан на постоянное бессрочное пользование земельным участком наконец завершилась. Этот титул с 01.03.2023 года исключен из наименования главы 4 ЗК РФ, а все ее пункты, в которых упоминалось о нем применительно к гражданам и юрлицам, аннулированы. Однако ЗК РФ не исключил его окончательно из системы земельных прав.

Термин «бессрочное» в названии этого вида земельного права означает использование земли (эксплуатация ее согласно целевому назначению) без какого-либо ограничения сроков такого использования. И в этом заключается его различие с безвозмездным пользованием землей, для всех видов которого ЗК РФ устанавливает конкретные сроки, хотя «безвозмездность» характеризует и бессрочное пользование также. Она отграничивает этот правовой институт от «возмездной» аренды земли; при этом осуществление бессрочного в отличие от безвозмездного пользования и от аренды происходит на недоговорной основе.

В советский период, когда господствовала исключительно госсобственность на землю, использовать ее как гражданам, так и юрлицам можно было только по праву пользования, причем бесплатного. Вспомните, кто жил в СССР, как в ее Конституции говорилось о земле, переданной колхозам в «вечное пользование».

Как уже отмечалось, законом о введении ЗК РФ юрлица обязываются выкупить или взять в аренду такие участки до 01.01.2012. За нарушение сроков переоформления предусмотрена админответственность в виде штрафа. Для товариществ садоводов, огородников или объединений дачников, а также гаражных кооперативов срок переоформления бессрочного пользования неограничен.

В новой его статье 39.9 перечислены органы и организации, которые по-прежнему могут получать землю исключительно на этом виде права. Среди них отсутствуют граждане и юрлица с негосударственной формой собственности.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Различие оснований прекращения права на земельные участки в зависимости от вида права. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Прекращение права на земельный участок, юридическая ответственность при нарушении законодательства.

  • отсутствует российское гражданство;
  • на момент подачи заявления лицо не является совершеннолетним;
  • если гражданин претендует на земли, которые были изъяты из оборота;
  • если предполагается использование земель не по их прямому назначению;
  • притязания не могут считаться правомочными в принципе.

Возбуждение дела по прекращению обычно начинается с сигнала извне (жалобы соседей и т. д.). В таких случаях создается комиссия, которая осуществляет проверку изложенных в письменном виде претензий. Если нарушения подтверждаются, дело передается для рассмотрения в судебные инстанции.

Лицо, владеющее землей бессрочно, имеет законные права заниматься и осуществлять работу на ней, которые могут передаваться по наследству. Другими словами, он не может распоряжаться участком другим образом, как только передать его по наследству.

Любой отказ в предоставлении земельных участков должен быть аргументирован. Поэтому не возбраняется, исправив недочеты, подать заявку еще раз. Однако, могут отказать и безапелляционно, то есть, без возможности повторной подачи заявки.

В данный момент распоряжаться землей бессрочно могут только лица, получившие такое право до принятия нового закона. Такими правами не обладают юридические лица. Сейчас государством и местными властями предпринимаются усилия вернуть в ведение государства земельные участки, оформленные в бессрочное пользование еще в советские годы.

Право временного пользования земельным участком заключается в том что

После подписания заявителем документов, являющихся результатом предоставления муниципальной услуги, один экземпляр договора о передаче имущества казны муниципального образования в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление без проведения торгов возвращается МФЦ согласно реестра передачи в орган местного самоуправления в срок не более 3 рабочих дней со дня их подписания.

5.8. Ответственность должностного лица, ответственного за соблюдение требований настоящего Административного регламента по каждой административной процедуре или действие (бездействие) при исполнении муниципальной услуги, закрепляется в должностном регламенте (или должностной инструкции) сотрудника органа местного самоуправления.

2.18. Требования к помещениям, в которых предоставляется муниципальная услуга, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

2.7.3. Документы, указанные в п.2.7 административного регламента, необходимые для предоставления муниципальной услуги и подлежащие представлению в рамках межведомственного взаимодействия не могут быть затребованы у заявителя (заявителей), при этом заявитель (заявители) вправе их предоставить вместе с заявлением.

6.7.5. В случае если в письменной жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. В случае если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Adblock
detector