Правовые задачи административная ответственность

КоАП РФ Статья

2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

7. В случаях, указанных в частях 3 — 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Важная черта административной ответственности состоит в том, что её можно рассматривать как совокупность материальных и процессуальных правоотношений, т.е. материально-деликтных, вызванных совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать материалы о правонарушении и лице, его совершившем, рассмотреть дело, вынести законное, обоснование и справедливое решение, обеспечить его исполнение.

Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения. При этом следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления, а также и некоторые другие. Так, с одной стороны, административная ответственность устанавливается за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения, связанные с защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья населения, торговли и т.д.

Административной ответственности присущ всеобщий характер (правила пожарной безопасности, строительные правила и т.д.), который проявляется в следующем: во-первых, во всеобщей обязательности правил для всех граждан и юридических лиц, несоблюдение которых влечёт административную ответственность; во-вторых, во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий.

В проекте КоАП расширен круг дел, рассматриваемых судьями. Расширена и их исключительная компетенция за счёт отнесения к их ведению наложения, помимо административного ареста, ряда других административных взысканий: лишения специальных прав, конфискации, возмездного изъятия ряда предметов, административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства из пределов РФ.

Административную ответственность отличает порядок её установления. Административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, полномочных её устанавливать. К ним относятся законодательные органы РФ и субъекты РФ, Правительство РФ, правительства и администрация субъектов РФ, а при стихийных бедствиях и эпидемиях и органы местного самоуправления.

Правовые задачи административная ответственность

Проверяющие должны были составить акт о воспрепятствовании ЗАО «Крона» проведению осмотра склада. Этот акт подписывается проверяющими и налогоплательщиком. При наличии акта налоговая инспекция имеет право самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у нее данных о налогоплательщике или по аналогии. Кроме того, проверяющие информируют о факте воспрепятствования доступу на объект проверки руководство инспекции. После этого решается вопрос о привлечении к проверке сотрудников правоохранительных органов для обеспечения доступа проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика.

Поскольку в качестве меры наказания предупреждение выступает лишь в случае, если оно вынесено в письменной форме, то широко применяемые в практике различных правоохранительных органов устные предупреждения не являются административными наказаниями. Не являются таковыми и письменные предписания контрольных и надзорных органов, выносимые с целью предупреждения либо устранения нарушений действующего законодательства.

На основании ФЗ от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» , глава 4, ст. 4, следует, что иностранные граждане — моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение более 24 часов на территории порта РФ, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города РФ ставятся на учет по месту пребывания органом миграционного учета на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии в указанном документе отметки органа пограничного контроля о въезде указанных иностранных граждан в Российскую Федерацию.

Ученик 8-го класса 14-летний И. тайком вытащил из открытого рюкзака своего одноклассника Н. компакт-диск с компьютерной игрой. Чем, с точки зрения права является поступок И.? укажите три признака, по которым вы это определили. Какая отрасль права регулирует? Может ли И. быть привлеченным к ответственности?

  1. Деревенские мальчишки вместо школьных занятий развлекались тем, что подкладывали камни и ветки на железнодорожные пути и наблюдали за действиями машинистов поездов. В результате их действий сошел с рельсов тепловоз, из-за чего произошла остановка движения по железнодорожной ветке.

Не может вызывать никаких сомнений тот факт, что общие цели ответственности проявляются в отдельных ее принципах как неотвратимость ответственности и ее гласность. Немаловажным является и относительная суровость установленных администра­тивных взысканий (например, штраф до 500 базовых величин), наличие эффективного и постоянного контроля за надлежащим исполнением установленных правил, особой процедуры расследо­вания по факту совершенного административного правонаруше­ния, возможности официально осуществить порицание (осужде­ние) деяния и лица, его совершившего. Однако цели администра­тивной ответственности в наибольшей мере заложены в самих административных взысканиях и проявляются через их приме­нение.

Административная ответственность имеет свои цели. Цели административной ответственности — это то, чего следует ожи­дать, достичь, каков должен быть результат при ее применении. В самом общем виде административная ответственность пресле­дует социальную цель: свести до минимума совершение админис­-

взысканий. Административные взыскания пока остаются самым эффективным средством в борьбе с административными правона­рушениями. Административные взыскания воспитывают правона­рушителя наказанием и предупреждают совершение новых право­нарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное взыскание может быть наложено и на юри­дическое лицо, если правонарушение совершено должностным ли­цом или иным работником этого юридического лица. По убежде­нию многих ученых-администрагивистов, наказание юридическо­го лица оправдано, поскольку оно получает соответствующую выгоду в результате совершения правонарушения его работником. Юридическому лицу лучше компенсировать виновному физичес­кому лицу уплаченный им штраф, но остаться самому вне наказа­ния, так как последнее значительно выше, более суровое, чем первое.

Итак, частная административная превенция и воспитание пра­вонарушителя, а также общая превенция — предупреждение со­вершения административных правонарушений другими лицами — достигаются в первую очередь через применение административ­ных взысканий. Под их влиянием достигается устранение общес­твенно вредных склонностей, вырабатывается законопослушное поведение, а также положительные качества и образ жизни право­нарушителя. Претерпевание государственного принудительного воздействия в виде административного взыскания способствует преобразованию антиобщественных взглядов и поведения право­нарушителя в будущем.

— принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

Меры ответственности за правонарушения нормативно закреплены в санкциях правовых норм. Привлечение к ответственности по своей сути есть государственно-властная реализация санкции нормы применительно к конкретному правонарушителю. Поэтому меры ответственности всегда содержат для нарушителя дополнительные обременения, взыскания, негативные лишения как отрицательные последствия его правонарушения. Они всегда представляют собой претерпевание, правовой урон, обременения и отнюдь не сводятся к принудительному осуществлению одной только обязанности, которую нарушитель по каким-то причинам не выполнил. По характеру обременения меры ответственности могут иметь личный, имущественный, организационный характер.

— штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);

— принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

Административная ответственность — применяется за совершение административных проступков. По сравнению с преступлениями они не так опасны, причиняют менее значительный вред общественным и частным ценностям. В Российской Федерации административные правонарушения установлены Кодексом об административных правонарушениях, а также отдельными федеральными и региональными законами. К административной ответственности привлекаются как физические лица, так и организации за нарушения норм отраслей публичного права. Субъектами, имеющими полномочия на привлечение к административной ответственности, являются многочисленные государственные органы и должностные лица. Наряду с судебным порядком, который менее распространен в данной сфере, существует и внесудебный — административный порядок привлечения к административной ответственности. Административный порядок отличает сравнительная простота, меньшая формализованность и оперативность. Административная ответственность применяется не в порядке подчиненности, не влечет судимости и увольнения с работы.

Его действия носят избирательный, урегулированный характер. Информационный эффект от правомерного поведения может оказывать регулирующее воздействие на иных субъектов административной ответственности. Ведь правомерное поведение по своим внутренним характеристикам бывает маргинальным, конформистским, привычным, социально активным.

Из этого положения и понятия административного правонарушения следует, что все административные правонарушения должны быть изложены в федеральном нормативно-правовом акте — КоАП РФ, и на федеральном уровне, кроме указанного Кодекса, не должно существовать нормативно-правовых актов, предусматривающих составы административных правонарушений и ответственность за их совершение. Одновременно допускается установление административной ответственности субъектами РФ.

Задача защиты общественных отношений и предупреждения административных правонарушений не может быть успешно разрешена, если не будут осуществляться регулятивная, превентивная, карательная, восстановительная и воспитательная функции административной ответственности.

Регулятивная функция административной ответственности. А. Б. Агапов полагает, что административная ответственность выполняет превентивную, альтернативную, ограничительную, правозащитную функции. На наш взгляд, за оригинальными названиями здесь скрываются хорошо известные науке явления. Так, по мнению А. Б. Агапова, альтернативная функция выражается в заинтересованности государства в регламентации особых карательных методов, не сопряженных с применением к гражданам и юридическим лицам специальных мер физического или психического принуждения, свойственных уголовному праву.

Однако в настоящее время представители как общей теории права, так и отраслевых юридических наук признают наличие поощрительных санкций во всех отраслях законодательства. ФЗ РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» устанавливаются меры поощрения для лиц, внесших вклад в дело возвращения культурных ценностей (ст. II). Поощрение за добровольную форму реализации ответственности предусмотрено ФЗ РФ «О физической культуре и спорте в РФ» (ст. 27); ФЗ РФ «О занятости населения в РФ». На основании постановления Правительства РФ «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций» поощряется эффективная предпринимательская деятельность, имеющая значение для экономики РФ.

Вам будет интересно ==>  По какой причине не дадут социальную выплату по программе молодая семья в городе оренбурге в 2023 году

Административная ответственность

Введение……………………………………………………………………………. 5
1 Административная ответственность как вид юридической ответственности . 7
Понятие и основные признаки административной ответственности………. 7
Структура административной ответственности……………………………..10
Цели, функции и принципы административной ответственности………. 14
Цели и функции административной ответственности……………………. 14
Принципы административной ответственности……………………………..15
Место административной ответственности в системе юридической ответственности………………………………………………………………. 18
Административно-правовые санкции…………………………………………20
Особенности и отличительные черты административно-правовых санкций………………………………………………………………………….20
Система административно-правовых санкций……………………………….24
Административные взыскания как наиболее значимая группа административно-правовых санкций…………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………………30
Список используемых источников……………………

Юридическая ответственность не только возникает в случае нарушения правовых норм, но и осуществляется в строгом соответствии с ними. Иными словами, применение мер юридической ответственности к правонарушителю возможно лишь при условии соблюдения определенного процедурно-процессуального порядка, установленного законом [3, с. 243].

По моему мнению, эта тема особенно актуальна в наше время. Ведь мы живем в обществе, и поэтому вынуждены считаться с его принципами, ценностями и устоями. Ведь закон надо чтить и уважать, не потому что обратное повлечет за собой ряд практических применений к правонарушителю установленных законом санкций, а потому что закон — это высшая сила общественных отношений. И только когда мы научимся это понимать, наступят коренные изменения всего общества в обеспечении организованности и правопорядка.

Следует отметить, что «наказательный» подход к определению понятия административной ответственности не раскрывает данную категорию полностью, не показывает все ее структурные элементы, а замыкается на одном, фактически отождествляя понятия «ответственность» и «наказание». Методологически это положение неправильно потому, что ограничивает содержание ответственности одним элементом. Гносеологически оно ошибочно потому, что отождествляет ответственность и наказание и этим самым лишает категорию ответственности смысла существования, обезличивает и выхолащивает это богатое и содержательное понятие. Между тем в плане генезиса категории «наказание» и «ответственность» имеют разные по времени и среде возникновения истоки.

Цели работы: раскрыть сущность такого вида юридической ответственности как административная; установить, что она собой представляет; какие виды санкций применяются к лицу, совершившему административный проступок.
Задачи:
показать признаки возникновения административной ответственности;
дать характеристику целям, функциям и принципам административной ответственности;
установить какие виды санкций применяются за совершение административного правонарушения.

Цели административной ответственности

    • Она представляет собой государственное принуждение, так как реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
    • Эта правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права. Нормы, регламентирующие элементы административной ответственности, представляют собой самостоятельный институт административного права;
    • Она влечёт за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест);
    • В мерах административной ответственности содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства;
    • Юридическая ответственность всегда рассматривается в качестве результата правонарушения, то есть это ретроспективная, или негативная, ответственность в отличии от положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга.
    • нормативное основание, т. е. наличие норм права, устанавливающих административную ответственность и регулирующих ее;
    • фактическое основание, каковым является деяние (действие или бездействие) конкретного лица, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (т. е. наличие административного правонарушения);
    • процессуальное основание, каковым является правоприменительный акт компетентного субъекта о назначении административного наказания на конкретное лицо за конкретное административное правонарушение.

Первая призвана осуществлять общее предупреждение правонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону; ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъекта правоотношения, предотвращающее его противоправное поведение.

Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путём издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

Нарушение таких правил, если это предусмотрено уголовным законодательством, может повлечь уголовную ответственность виновного. Но в большинстве своем вред от нарушения упомянутых правил не настолько велик, чтобы их нарушение считалось преступным. Для подобных случаев государство устанавливает административную ответственность. Административные правонарушения являются одним из наиболее распространенных видов правонарушений. Они посягают на разные виды общественных отношений, служат питательной средой для преступности. Борьбой с ними заняты многие государственные органы и общественные организации, в том числе органы внутренних дел, которые выполняют свои функции, используя определенные формы и способы правовой деятельности. Подавляющее большинство граждан соблюдают Конституцию, предписания других законов и подзаконных актов. Но в нашем обществе есть лица, игнорирующие нормы общественной жизни, не соблюдающие общеобязательные правовые предписания, т.е. допускающие правонарушения.

Пронин и остальные товарищи согласились, рассудив при этом, что юноша достаточно смышлен и энергичен, да и сумма в 20 000 руб. в складочном капитале товарищества будет нелишней. Котов был поименован в учредительном договоре полного товарищества. Однако в регистрации товарищам было отказано. Регистрирующий орган отказ мотивировал тем, что согласно ст. 26 ГК РФ несовершеннолетний с шестнадцати лет может быть лишь членом кооператива, но не хозяйственного товарищества или общества.

2. В случаях, когда арендодатель является собственником земельного участка, на котором находится сдаваемое в аренду здание или сооружение, арендатору предоставляется право аренды земельного участка или предусмотренное договором аренды здания или сооружения иное право на соответствующий земельный участок.

Если исходить из того, что шестнадцатилетнее лицо не эмансипированное и не состоит в браке, то решение регистрирующего органа правомерно в силу ст. 26 ч. 2, где такое лицо может быть членом кооперативов т.к. др. юр.лиц не указано. Предпринимательской деятельностью несовершеннолетние могут занимать при достижении ими возраста 16 лет (или ранее в виде исключения по ст. 13 СК РФ) и вступлении в брак по ст. 13 СК РФ, 21 ГК РФ или эмансипации по ст. 27 ГК РФ. Так же просто по достижении 16 лет и согласия родителей на предпринимательскую деятельность.

Согласно ст.502 ГК РФ покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При этом, в отсутствие необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму. Также следует учесть, что требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. Таким образом, первоначально речь идет об обмене и только в отсутствие аналогичного товара возможно обсуждать возврат приобретенной обуви.

Положение субъектов в правоотношении различно: так как сотрудник полиции выступает как носитель административной власти, наделен государством властными полномочиями, закрепленными в нормативных актах и фактическими возможностями для осуществления административного принуждения.

Административная ответственность как вид юридической ответственности

В комментариях к КоАП РФ, рассуждая об определении административной ответственности, отмечают следующее: «…анализ статей гл.1 Кодекса позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП наказания за административное правонарушение».

Административная ответственность выполняет большую профилактическую роль в предупреждении преступлений, поскольку объект посягательства во многих административных правонарушениях и уголовных преступлениях один и тот же: права и свободы граждан, собственность, общественный порядок, порядок управления и другие административно-правовые отношения.

Учитывая данное мною понятие юридической ответственности, административную ответственность можно определить следующим образом — это сложно правовое явление, состоящее в применение к лицу (субъекту), совершившему административное правонарушение, предусмотренных законом мер государственного принуждения в установленном для этого процессуальном порядке [16].

К разрешению спора о правовой природе налоговых взысканий в виде штрафа был привлечен и Конституционный Суд России, который в Определении Конституционного Суда РФ от 05 июля 2001 г. N 130-О. По запросу Омского областного суда о проверке конституционности положения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации», занял позицию тех юристов, которые не признают налоговую ответственность как новый вид юридической ответственности. Конституционный Суд России указал, что санкции за налоговые правонарушения являются административно-правовыми, т. е. имеет место административно-правовая ответственность за налоговые правонарушения – «штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно-правового характера (за административные правонарушения) и осуществляются в рамках административной юрисдикции, а потому правосудие по такого рода делам, по смыслу статьи 118 (часть 2) и 126 Конституции Российской Федерации, осуществляется посредством административного судопроизводства».

Дискуссионным является вопрос о выделении в качестве самостоятельного вида юридической ответственности финансовой (налоговой) ответственности. Полями сражения при этом были периодические издания, законодательные органы федерального уровня и субъектов федерации, залы судебных заседаний. Позиция одних заключалась в том, что налоговая ответственность (финансовая ответственность) является самостоятельным видом юридической ответственности. Этого же мнения придерживался и законодатель, в результате чего в налоговом законодательстве применялись следующие понятия — «финансовая ответственность», «налоговое правонарушение» и «налоговая ответственность» и дополнительно отсылочные нормы в части применения мер административной ответственности, если таковые предусмотрены КоАП. Выполняя фискальные задачи, законодатель постарался завуалировать административную ответственность за налоговые правонарушения, применяя понятие налоговые санкции. Это позволяло в упрощенном порядке (с позиции силы) решать вопросы привлечения к ответственности налогоплательщиков.

10. За переход проезжей части в неустановленном месте гражданке Безруковой сотрудником ГИБДД было сделано устное замечание. Спустя две недели Безрукова вновь была остановлена тем же сотрудником за аналогичное правонарушение. Безрукова была подвергнута административному штрафу на месте в размере 200 руб. как за повторное административное правонарушение, совершенное в течение года с момента назначения административного наказания.

14. Гражданин Шкотов, проходя мимо железнодорожной станции Кристалл, где в это время стояла платформа с легковыми автомобилями ВАЗ, увидел, что поблизости нет охраны, и решил снять две фары для своего автомобиля. Внезапно появился сотрудник охраны, Шкотов подошел к нему и отрекомендовался сотрудником фирмы-получателя данных автомобилей и попросил снять две фары с любого автомобиля якобы для проверки их качества, что и было сделано сотрудником охраны. Забрав фары и поблагодарив охранника, Шкотов покинул место нахождения платформы.

Вам будет интересно ==>  Какие Льготы У Инвалида 3 Группы С Опорно-Двигат Аппаратом В Беларуси

При рассмотрении дела индивидуальный предприниматель Ш. сослался на отсутствие его вины в предполагаемом администра­тивном правонарушении, поскольку все необходимые меры для использования работником контрольно-кассового аппарата при осуществлении наличных денежных расчетов в торговой точке он принял. В частности, контрольно-кассовый аппарат находился в торговой точке и был в исправном состоянии, а обязанность про­давца С. выдавать кассовые чеки была закреплена в заключенном с ним трудовом договоре. Индивидуальный предприниматель Ш. полагал, что его вина как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана администра­тивным органом в соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ, чего в рассма­триваемом деле сделано не было.

Не согласившись с принятым постановлением, И. обжаловал его в районный суд. В своей жалобе И. сослался нато, что отсутствие в ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ положения, запрещающего применение ад­министративного ареста к мужчинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, повлекло нарушение его конституционных прав, закрепленных ст. 19 (ч. 2 и 3) и 38 (ч. 2) Конституции РФ. Кроме того, положения ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, не допускающие применение такого вида административного наказания, как административный арест, к женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, но допускающие применение этого же наказания к мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет, противоречат принципу равенства перед законом, закрепленному в ст. 1.4 КоАП РФ, факти­чески дифференцируя административную ответственность по при­знаку пола. Также гражданин И. сослался на ущемление прав несо­вершеннолетних детей, воспитываемых отцом самостоятельно.

8. Прокурор Н-ского района Тюменской области обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении к административной ответственности муниципального унитарного предприятия «Теплосервис» за совершение административного пра­вонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАПРФ. Заявленные требования были мотивированы тем, что во время проведения проку­ратурой М-ского района проверки эксплуатации МУП «Теплосервис» 34 газовых котельных установлено, что указанные котельные эксплу­атируются МУП «Теплосервис» без лицензии на эксплуатацию взры­воопасных производственных объектов. В заявлении прокурор указал, что, поскольку деятельность МУП «Теплосервис» связана с эксплуата­цией газовых котельных, согласно п. 28 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов дея­тельности» она подлежит лицензированию.

Правовые задачи административная ответственность

В то же время, цели административной ответственности можно определить и через цели административного наказания как меры этой ответственности. А данные цели имеют явную предупредительную и профилактическую направленность, о чем прямо сказано в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ: «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами». Можно отметить, что профилактическая (предупредительно-воспитательная) функция административной ответственности в настоящее время выводится законодателем на передний план.

Цель административной ответственности опосредуется через функции, которые она выполняет: превентивную (или предупредительно-воспитательную), репрессивную (именуемую еще карательной или штрафной) и сигнализационную. Все эти функции взаимосвязаны и в той или иной степени проявляются во всех видах юридической ответственности. При этом выделяют также и компенсационную (восстановительную) функцию юридической ответственности, которая характерна в основном для гражданско-правовой (материальной) ответственности.

Основное различие в этих концепциях состоит в том, что их авторы по-разному определяют момент возникновения правоотношения ответственности, и если их объединить воедино, то наиболее уместное деление административной, как и любой другой юридической ответственности, на отдельные самостоятельные стадии будет, пожалуй, следующим:

Третья (сигнализационная) функция находит свое отражение при характеристике правонарушителя. Так, например, продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, либо повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения лицом, ранее уже привлекавшимся к административной ответственности, являются обстоятельствами, отягчающими административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ), и сигнализируют о необходимости применения наиболее строгих мер административного наказания к виновному лицу.

Некоторые авторы, например А.Б. Агапов, выделяют и такую функцию административной ответственности, как создание предпосылок ограничения последствий вреда возможного правонарушения — ограничительная функция. Она проявляется в самом характере и свойствах таких мер административного наказания, как лишение специального права, административный арест, административное выдворение, дисквалификация. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М., 2000. С 13.

Важно заметить, что до принятия нового КоАП РФ, на практике возникали ситуации, когда бремя доказывания своей невиновности было возложено непосредственно на юридическое лицо (презумпция виновности). Поддерживали «презумпцию виновности юридических лиц» и ряд исследователей. Так, например, Л. Иванов, рассуждая о вине юридического лица отмечал: «Думается, здесь нужны подходы, гораздо более приближенные к цивилистике с ее презумпцией виновности нарушителя договорного обязательства.

Продажа лейкопластыря на сумму 15 рублей обществом произведена без применения контрольно-кассовой машины, что послужило основанием для привлечения его к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП постановлением инспекции от 02.06.03 N 3/176.

Дискуссионность такой правовой категории, как ответственность юридического лица, вытекает из его сущности юридического лица как правовой фикции, что проявляется, в частности, в отсутствии у него рассудка и психического отношения к совершаемым им деяниям. Следовательно, является невозможным использование в отношении юридического лица классического понимания вины.

Ответ на поставленный вопрос — однозначный — Да. Дело в том, что «существует тесная связь разных аспектов и подвидов юридической ответственности, что послужило одним из аргументов для подтверждения необходимости рассматривать ответственность как единую категорию».

Таким образом, как видно из приведенного пример, суд отказал в иске о признании незаконным постановления налогового органа, указав, что наличие трудового договора с работником, допустившим административное нарушение, основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности не является.

Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами (частное и общее предупреждение). Оказываемое в результате привлечения к административной ответственности воздействие на правонарушителя выражается в том, что государство, в лице полномочного органа, налагающего взыскание, осуждает нарушителя, совершившего противоправное деяние.

Следовательно, административная ответственность рассматривается как применение установленных законом административных взысканий за совершение административных правонарушений. Из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только административные взыскания выполняют функцию наказания, и только их применение влечет наступление административной ответственности (ст. 23 КоАП).

Для административной ответственности присущ всеобщий характер (правила пожарной безопасности, строительные правила и т.д.), который проявляется в следующем: во-первых, во всеобщей обязательности правил, несоблюдение которых влечет административную ответственность, во-вторых, ответственность за административные правонарушения возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий. Своей всеобщностью административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой, в которой ответственность наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.

Понятие цели и особенности административной ответственности. Административная ответственность – это один из видов правовой ответственности наряду с уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной. Она устанавливается государством путем издания его органами правовых норм, определяющих: а) основания ответственности; б) меры, которые могут быть применены к нарушителю; в) порядок рассмотрения дел о правонарушениях; г) исполнение указанных мер.

Административную ответственность характеризует множественность органов, полномочных ее устанавливать, – это и законодательные органы Российской Федерации и субъектов Федерации, и федеральные органы исполнительной власти, и органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления.

Целями административной ответственности высту­пают охрана правопорядка; предупреждение правонаруше­ний; исправление правонарушителей и воспитание граж­дан; наказание, кара; восстановление нарушенных общест­венных отношений; формирование и обеспечение право­мерного поведения лиц, совершивших правонарушение, и лиц, ранее не совершавших административное правонару­шение.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) не содержит легаль­ного определения административной ответственности, не­смотря на то, что гл. 2 КоАП РФ носит название «Адми­нистративная ответственность и административное право­нарушение». Как следует из анализа статей, представлен­ных в КоАП РФ, административная ответственность может наступать за совершение административных правонаруше­ний, которые в соответствии с п. 1 ст. 1.1 КоАП РФ со­держатся в самом Кодексе и принимаемых в соответствии с ним законах субъектов РФ об административных право­нарушениях. В свою очередь административно-деликтный закон административное правонару­шение определяет как противоправное, виновное дей­ствие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ и законами субъектов РФ установле­на административная ответственность.

Как вид юридической ответственности административ­ная ответственность представляет собой важное средство поддержания правопорядка в стране, выполнения соответ­ствующих задач и функций правового государства. Она ус­танавливается в целях защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружа­ющей среды, установленного порядка осуществления го­сударственной власти, общественного порядка и обще­ственной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства.

В административно-правовой литературе административ­ная ответственность рассматривается как: мера админист­ративно-правового принуждения; реакция государства на правонарушение; оценка (осуждение); наказание; реализа­ция санкции; административное правоотношение; обязан­ность претерпевать лишения личного, имущественного, морального и организационного характера. Каждое поня­тие, с одной стороны, раскрывает отдельную грань инсти­тута административной ответственности и теоретически может быть отражено в его определении, а с другой — обладает своими особенностями. В связи с этим боль­шинство ученых-административистов полагают, что сущ­ностью административной ответственности является приме­нение к правонарушителю (физическому или юридическому лицу) предусмотренной санкцией административно-правовой нормы меры административного принуждения (администра­тивного наказания).

Административная ответ­ственность —особый вид юридической ответствен­ности, мера административно-правового принуждения, при­менение санкций административно-правовых норм судьями, иными уполномоченными органами, в предусмотренном зако­ном процессуальном порядке к субъекту (физическому или юридическому лицу), совершившему административное пра­вонарушение, выразившееся в привлечении к административ­ной ответственности либо освобождении от нее.

Лазер Вирта

  1. лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;
  2. закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;
  3. закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, — установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

Целями административной ответственности являются: защита правопорядка, воспитание у граждан уважения к закону, восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых правонарушений (общая и частная превенции). Административная ответственность, как и уголовная, дисциплинарная, — кара и преследует цели частной и общей превенции правонарушений. Но поскольку многие административные правонарушения являются длящимися (неисполнение обязанности прописаться, стать на учет, выполнить предписание и т. п.), важна также цель административной ответственности — стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов. М., 2005. С. 540..

Вам будет интересно ==>  Какой Код Имущества Выбрать По Ос В Декларации По Имуществу

Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

  • принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);
  • индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);
  • ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);
  • ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);
  • принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);
  • принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);
  • принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);
  • принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;
  • принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Административная ответственность физических и юридических лиц (стр

Объектом дипломного исследования является законодательство об административных правонарушениях Российской Федерации и её субъектов. В последнее время произошли кардинальные изменения в экономике. Наша страна перешла на рыночную систему хозяйствования. В настоящее время создается огромное количество мелких и крупных предприятий (юридических лиц) причем с различной организационно-правовой формой. В связи с этим фактом происходит рост правонарушений, свершаемых юридическими лицами. В связи с этим с одной стороны, требуется надежные гарантии защиты экономических интересов всех субъектов, а с другой – одинакового подхода к этой защите со стороны контрольных (надзорных) и правоохранительных органов.

Согласно статьи 72 Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако вопрос о компетенции органов государственной власти субъектов Федерации в области установления и реализации ответственности за административные правонарушения, хотя и предусмотрен действующим КоАП, пока не разрешен.

Возникновение административной ответственности в отношении физических и юридических лиц возможно в самых различных сферах как пример, при таможенных отношениях, в налогообложении, и т.д. Но при этом не возникает оснований для выделения каких-то особенных видов ответственности (таможенной, налоговой и пр.).

Комплексного исследования административной ответственности юридических лиц не проводилось, а отдельные статьи и небольшие разделы монографий по данной проблеме, ввиду нестабильности и незначительного срока существования административной ответственности данной категории субъектов административного правонарушения, а связи с принятием кодифицированного акта (КоАП РФ) носят преимущественно обобщенный и описательный характер.

К моменту разработки проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях ответственность юридических лиц (предприятий, организаций) была установлена за широкий круг деяний в области таможенного, налогового, земельного, природоохранного законодательства, пожарной безопасности и т.д.

Теоретическая и практическая значимость института административной ответственности была достаточно четко обозначена еще во второй половине XX века известными учеными-административистами, указывавшими на недостаточную изученность данного института. Тем не менее и в настоящее время многочисленные дискуссии о понятии и содержании административной ответственности не привели к единой позиции по этой важнейшей теоретической проблеме.

5. Существенной особенностью института административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

Целью данной курсовой работы ставится раскрытие понятия и основания административной ответственности, путем изучения существующей нормативной базы об административной ответственности, признаков административной ответственности, принципов и стадий административной ответственности.

Актуальность темы данной темы обусловлена тем, что административно-правовая ответственность является наиболее распространенной формой публично-правовой юридической ответственности. Это связано с тем, что данная форма ответственности носит универсальный характер: она установлена за широкий круг правонарушений, которые могут выражаться в несоблюдении правовых норм, относящихся к различным отраслям права, что придает административной ответственности межотраслевой характер.

С точки зрения этимологии, ответственность — это обязанность, необходимость давать отчет о своих действиях, поступках и т. п. и отвечать за их возможные последствия, а юридическая ответственность — это вид социальной ответственности, всегда связанный с возможностью применения принудительной силы государства и выраженный в санкциях правовых норм.

  • Предупреждение – это выносимое официальное осуждение управляемым органом в письменной форме, которая установлена законодательством государства;
  • Административный штраф – это взыскание с нарушителя определенной денежной суммы в доход государства, размер которого определяется в статье, которая устанавливает ответственность за конкретное правонарушение;
  • Изъятие орудия совершения правонарушения или предмета административного правонарушения – это изымаемая принудительно вещь, которая продается, а бывшему собственнику вещи выплачиваются деньги, вырученные от её продажи за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (уже не применяется, так как статья 3.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федрации утратила силу с 1 июля 2011 года).
  • Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – это аналогичное предыдущему принудительное изъятие без какой-либо компенсации;
  • Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (например, права охоты, управления транспортным средством и такое прочее);
  • Административный арест – он подразумевает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контр террористической операции — до тридцати суток; Назначается лишь в судебном порядке. Не применяется: к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до двенадцати лет, несовершеннолетним, инвалидампервой и второй групп.
  • Дисквалификация – это отстранение физического лица (или лишение его права занимать ответственные, руководящие должности) в исполнительном органе управления юридического лица, лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет), а также осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и управление юридическим лицом в иных случаях;
  • Приостановление деятельности административное.
  • Запрет административный на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (был введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ; и вступил в силу с 20 января 2014 года);
  • Лишение (окончательное или временное) специального права, предоставленного данному гражданину (например, управление транспортным средством, право охоты);
  • Исправительные работы сроком до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до двадцати процентов его заработной платы в доход государства. Такой вид наказания применяется только в судебном порядке;
  • Административная депортация за пределы государства Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Важно понятие наказуемости, при которой административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения (статья 3.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федрации).

За нарушения этих административных правил применяются разнообразные виды ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную (для лиц, на которых не распространяется действие норм трудового права). Кроме этого, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия, наказание и иные предупредительные меры.

  • Противоправность – это ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но также и охраняется правом;
  • Антиобщественный характер – это посягательство самого разного рода, например, на интересы государства и общества в целом или же на интересы кокого-то отдельного гражданина. Обобщённый перечень таких интересов зафиксирован в статье 1.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федрации и конкретизируется в каждом отдельном случае в содержащихся в нём правовых нормах;
  • Деяние – это акт осознанного (волевого) поведения, может быть противозаконным действием (например, переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (например, неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя);
  • Виновность – это подобная уголовному праву конструкция поведения с конкретным умыслом и же с неосторожностью (статья 2.2 «Формы вины» Кодекса об административных правонарушениях Российской Федрации);

Административная ответственность – это форма юридической ответственности и должностных лиц, и граждан, которая возникает вследствии административного нарушения или административного поступка. За совершение административного правонарушения по закону государства к лицам, совершившим административные правонарушения (проступки) применяются полномочными органами и должностными лицами конкретные административные взыскания. К административной ответственности виновные привлекаются на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения (неисполнения или не надлежащего исполнения) норм административного права.

Правовые задачи административная ответственность

Таким образом, административную ответственность можно охарактеризовать как вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще, а также специфическими признаками, присущими только ей.

Функции административной ответственности — это основные направления правового воздействия мер административной ответственности на общественные отношения, поведение субъектов, мораль, правосознание, культуру, в которых раскрывается ее сущность и социальное назначение.

Целями административной ответственности являются: защита правопорядка, воспитание у граждан уважения к закону, восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых правонарушений (общая и частная превенции). Административная ответственность, как и уголовная, дисциплинарная, — кара и преследует цели частной и общей превенции правонарушений. Но поскольку многие административные правонарушения являются длящимися (неисполнение обязанности прописаться, стать на учет, выполнить предписание и т. п.), важна также цель административной ответственности — стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей.

Как мы уже выяснили, административная ответственность является видом юридической ответственности. Общим для всех видов юридической ответственности является наличие трех основания: нормативного, фактического и процессуального. В данном параграфе настоящей главы будет рассмотрено нормативное основание административной ответственности.

Административная ответственность влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей. Такие последствия наступают в связи с применением к правонарушителю мер административной ответственности, средством выражения которых являются административные наказания. Их система закреплена в ст. 3.2 КоАП РФ.

Adblock
detector