Предмет права кратко

Такое включение оформляется путем заключения трудового договора в письменной форме и издания приказа (распоряжения) о приеме на работу либо путем фактического допуска работника к работе с ведома должностного лица, обладающего правом приема и увольнения работника;

Конституция РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права гарантирует гражданам право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В РФ труд свободен принудительный труд запрещен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В зависимости от экономического положения участников трудовых отношений (т. е. от их отношения к средствам производства) различают две его основные разновидности: самостоятельный труд (труд собственников) и наемный труд (труд несобственников). Наемный труд обусловливает возможность эксплуатации труда наемных работников и необходимость существования рынка труда (рабочей силы) как составной части рыночных экономических отношений. Существует также и смешанная форма, предполагающая коллективный труд собственников и несобственников.

2) выполнение определенной трудовой функции, т. е. работы по определенной специальности, квалификации или должности за вознаграждение в форме заработной платы или дохода организации. Вознаграждение должно соответствовать трудовому вкладу, качеству труда, выплачиваться регулярно не реже двух раз в месяц и не ниже установленного федеральным законом минимума;

Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, проявляются в гражданском праве в виде исключительных прав на результаты творческой деятельности и на средства индивидуализации лиц и товаров. Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, возникают по поводу неотчуждаемых нематериальных благ — таких, как жизнь, здоровье и т. д. Все гражданские правоотношения, как имущественные, так и личные неимущественные, осуществляются не зависимыми друг от друга субъектами права, обладающими равными правами.

Естественно, что в гражданском праве используются и императивные нормы, ограничивающие волю и инициативу сторон, но использование императивного метода регулирования гражданских правоотношений является исключением и обычно направлено на защиту экономически слабой стороны. Субъекты, обладающие властью, участвуют в гражданских правоотношениях наравне с прочими их участниками и не вправе давать им обязательные для исполнения указания.

Гражданское право является одной из важнейших составных частей любой правовой системы и наиболее разработанной, системообразующей отраслью частного права. Как известно, право как отрасль образуют нормы, регулирующие соответствующие (отраслевые) общественные отношения. Нормы гражданского права регулируют отношения, складывающиеся между гражданами, организациями и государством по поводу различных материальных благ (имущества, работ, услуг, прав на результаты интеллектуальной деятельности), а также отношения по защите нематериальных благ (жизни и здоровья, чести и достоинства и т. д.).

Метод правового регулирования определяется предметом правового регулирования, то есть теми общественными отношениями, регламентацию которых осуществляет право. Метод гражданского права представляет собой совокупность средств и способов, при помощи которых осуществляется правовое регулирование гражданских правоотношений. Исходя из природы гражданских правоотношений метод гражданского права должен базироваться на юридическом равенстве субъектов права, что предполагает инициативный, добровольный характер отношений между ними.

Совокупно эти отношения именуются гражданскими правоотношениями. Круг этих отношений чрезвычайно широк, поэтому важность гражданского права заключается еще и в том, что абсолютное большинство граждан постоянно участвует в тех или иных гражданских правоотношениях. Термин «гражданское право» происходит от римского jus civile — право граждан, регулировавшего имущественные и иные частные отношения с участием римских граждан (cives).

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом и иными актами, порождают гражданские права и обязанности. Основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей являются:

Метод гражданского права представляет собой комплекс правовых средств и способов воздействия на общественные отношения, составляющие его предмет. Метод гражданского права — диспозитивный (равенство сторон, возможность выбора, дозволение совершать действия, имеющие правовой характер).

Норма права — установленные государством общеобязательные правила поведения. Совокупность норм права, регулирующих определенную отрасль общественных отношений и объединенных общим методом регулирования, составляют отрасль права. Гражданское право — отрасль российского права, регулирующая гражданские правоотношения методом юридического равенства сторон.

Общественные отношения, которые регулируются гражданским правом, составляют его предмет. К ним относятся личные имущественные отношение, личные неимущественные, связанные с имущественными (авторство, договор франчайзинга, торговая марка), личные неимущественные, не связанные с имущественными (по поводу нематериальных благ)

Общепризнанные международные нормы, Конституция РФ, ГК, изданные в соответствии с ним федеральные и иные законы, указы президента РФ, постановления правительства, ведомственные нормативно-правовые акты, обычай делового оборота. Особое место занимают судебные акты, постановления Конституционного суда, которые также являются источником права и в основном носят отменительное действие.

Понятие, предмет, метод, принципы гражданского права

— обязательственные отношения, связанные с переходом матери­альных благ от одного субъекта гражданского права к другому и регулирующие имущественные отношения в динамике. Они возникают из договоров (купля-продажа, мена и т. д.); воз­можны и внедоговорные обязательственные имущественные от­ношения (например, в результате причинения вреда).

— принцип неприкосновенности собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. При­нудительное изъятие собственности в публичных интересах (на­пример для государственных нужд) допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом и с обязательно предвари­тельной равноценной компенсацией. Безвозмездное изъятие имущества у собственника (конфискация) возможно только по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения;

— принцип недопустимости вмешательства в частные дела. У каждо­го есть право на неприкосновенность частной жизни, личной и семей­ной тайны; защиту своей чести и доброго имени. Государственные и муниципальные органы могут вмешиваться в частные дела только в случаях, прямо предусмотренных законом;

— принцип равенства участников гражданских правоотношений. Они независимы друг от друга в имущественном отношении и не имеют административно-властной подчиненности по отноше­нию друг к другу даже в тех случаях, когда одним из участни­ков является публичное образование (например государство);

Для гражданского права характерен в основном диспозитивный метод, дающий возможность определять характер взаимоот­ношений по своему усмотрению. Они имеют также возмож­ность выбора между несколькими вариантами поведения. Однако в гражданском праве присутствуют не только дозволения, но и запреты и обязанности. Защита нарушенных гражданских прав, если они добровольно не восстанавливаются другой сто­роной, осуществляется в судебном порядке путем обращения по­терпевшего в суды общей юрисдикции, арбитражные или третей­ские суды.

Предмет и методы гражданского права

3. имущественная самостоятельность участников гражданских правоотношений, обусловленная характером этих отношений. Это означает, что в большинстве имущественных отношений они выступают в качестве обладателей обособленного имущества, наделенных распорядительной самостоятельностью. Так, право обладать имуществом и совершать сделки с ним входит в содержание правоспособности гражданина (ст. 18 ГК РФ). Что касается юридического лица, то его имущественная обособленность закреплена законодателем в качестве конституирующего признака (абз. 1 п. 1 ст. 48 ГК РФ);

2. автономия воли участников гражданско-правовых отношений, означающая способность и возможность лица самостоятельно и свободно формировать и проявлять свою волю. Так, физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ). ГК РФ содержит открытый перечень оснований возникновения прав и обязанностей: из судебного решения, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, вследствие причинения вреда другому липу, вследствие неосновательного обогащения и ряда иных (ст. 8). Однако в основании возникновения большей части отношений между участниками гражданского оборота как равными и свободными в своем волеизъявлении субъектами лежит соглашение, т. е. их инициативный волевой акт;

Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными — это отношения, которые возникают по поводу нематериальных благ — неотчуждаемых прав и свобод человека (жизнь, здоровье, честь, достоинство — ст. 150 ГК РФ). Такие объекты не могут быть предметом сделок, не могут передаваться от одного лица другому.

Чтобы отграничивать предмет гражданско-правового регулирования от круга отношений, регулируемых иными отраслями права, необходимо учитывать метод правового регулирования. В теории права под ним понимается совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения.

Таким образом, гражданское право — это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с имущественными личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли, имущественной самостоятельности их участников.

Хозяйственные товарищества и общества — коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, произведенное за счет вкладов, а также произведенное и приобретенное ХТилиО в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Юридическое лицо подлежит обязательной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом. Правоспособность ЮЛ наступает с момента регистрации (в налоговых органах). Факт регистрации, данные включаются в ЕГРЮЛ (единый гос реестр юридических лиц). Правоспособность:

  1. специальная (способность заниматься только той деятельностью, которая разрешена уставом или законом) — некоммерческие организации, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
  2. общая (способность осуществлять любые виды деятельности) — хозяйственные товарищества и общества.
Вам будет интересно ==>  Заявление о назначении пособия при рождении ребенка образец 2023

Закон устанавливает нормативно-явочный порядок регистрации, т.е. регистрирующий орган проверяет только соответствие представленных учредительных документов и действий нормам права, вступать в обсуждения о целесообразности предприятия он не вправе. В отношении отдельных юл (коммерческие банки, страховые организации, монопольные предприятия) применяется разрешительный порядок (необходимо получить разрешение от органов публичной власти).

Недействительными считаются сделки, которые не влекут за собой наступление юридического факта, способного породить те права и обязанности, наступления которых желали стороны.

  1. Оспоримые сделки — на основании решения суда при наличии оснований признаются недействительными, не будучи оспоренной порождает гражданско-правовые последствия.
  2. Ничтожные — сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, если закон не устанавливает, что она оспорима.

Ничтожные сделки:

  • противоречащие закону
  • мнимые и притворные

Оспоримые

  • сделка юридического лица, выходящая за пределы его правоспособности
  • совершенная недееспособным
  • несовершеннолетним
  • ограниченным в дееспособности
  • гражданином, не способным понимать значение своих действий и руководить ими
  • совершенная по влиянием заблуждения, имеющего существенное значение.
  • совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения или стечения тяжелых обстоятельств

При недействительности сделки каждая из сторон возвращает все полученное по сделке имущество ил возмещает его стоимость в деньгах, если иное не предусмотрено законом. Общий срок исковой давности 3 ГОДА. Иск о применении последствий недействительной сделки может быть предъявлен в течение 10 ЛЕТ со дня, когда началось ее исполнение; или в течение ГОДА со дня 1-прекращения угрозы или насилия,2-когда истец узнал об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
20 Понятия и виды представительства. Полномочия представителя.

Объекты гражданских правоотношений — различные материальные (в том числе вещественные) и нематериальные (идеальные) блага либо процесс их создания, составляющие предмет деятельности субъектом гражданских прав:

  1. вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права
  2. работы и услуги
  3. информация
  4. результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них
  5. нематериальные блага.

16 Классификация вещей как объектов гражданского пава.

  1. свободные в обороте; ограниченные в обороте; изъятые из оборота
  2. движимые и недвижимые (все, что тесно связано с землей, объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба, имущественные комплексы, воздушные, морские суда, космические объекты, друге объекты, подлежащие обязательной госрегистрации)
  3. индивидуально определенные (имеют только им присущие признаки, недвижимые вещи в силу их обязательной госрегистрации) и родовые.
  4. потребляемые и непотребляемые (при использовании теряют свои свойства)
  5. заменимые (для займа) и незаменимые (для аренды)
  6. делимые и неделимые (при делении теряют свои свойства)
  7. простые и сложные (совокупность разнородных вещей, образующих единое целое)
  8. главная вещь и принадлежность (служит главной вещи и связана с ней общим предназначением)
  9. одушевленные и неодушевленные.

17 Понятие и виды сделок.

Реорганизация осуществляется в следующих формах:

  1. слияние нескольких ЮЛ в одно (правопреемство в соответствии с передаточным актом)
  2. присоединение одного или нескольких ЮЛ к другому (правопреемство в соответствии с передаточным актом)
  3. разделение ЮЛ на несколько самостоятельных ЮЛ (правопреемство в соответствии с разделительным балансом)
  4. выделение из состава ЮЛ (не прекращающего свою деятельность) одного или нескольких новых ЮЛ (правопреемство в соответствии с разделительным балансом)
  5. преобразование ЮЛ из одной организационно-правовой формы в другую (правопреемство в соответствии с передаточным актом).

Во всех случаях, кроме 4 прекращается деятельность хотя бы одного юридического лица, но его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным ЮЛ в порядке правопреемства (в 4 выделившемуся ЮЛ также переходит часть прав и обязанностей).

Краткий конспект лекций по предмету «Право»

1) Естественное право – состоит из социально – правовых потребностей, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права — права человека, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину.

Привлечение к уголовной ответственности «не человека», развивалось. Возникновение строго очерченной уголовной ответственности юридических лиц приходится на середину XIX века, в странах англосаксонской системы права (Англии, США). Причина – роль корпораций в ходе экономического развития этих стран стала стремительно возрастать. Соответственно, стали возрастать и негативные последствия их деятельности. Необходимо было ужесточить существующие нормы, регулирующие деятельность корпораций. Однако, в основном, это касалось вопросов экологического права, проблем с загрязнением окружающей среды развивающимися заводами, в сфере техники безопасности на предприятии, и конкуренции между предприятиями. В этих областях обычная процедура привлечения к уголовной ответственности физических лиц показалась неэффективной, и надо было что-то придумать…

Общество – это целая система самых разнообразных отношений, нуждающихся в регулировании. В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в той или иной ситуации на работе, в общественных местах, дома, в семье, как согласовать свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желаемом и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.

При этом необходимо различать поведение субъектов гражданского правоотношения в процессе их взаимодействия между собой и их поведение, направленное на материальное благо. Первое образует содержание гражданского имущественного правоотношения, а второе — его объект. Например, взаимодействие подрядчика и заказчика составляет содержание правоотношения, которые возникают из договора подряда, а деятельность подрядчика по выполнению предусмотренных договором работ — объект данного правоотношения.

Административные проступки – представляют собой правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительно – распорядительной деятельности государственных органов, не связанные с осуществлением служебных обязанностей. Административные правонарушения от преступления отличают следующие критерии:

Так, в естественноправовых концепциях философии права предметная область философии права определяется различением и соотношением естественного права и позитивного права (сам термин «ius positivum» — «позитивное право» возник в римской и утвердился в средневековой юриспруденции). Для сторонников юснатурализма (от ius naturale — естественное право) естественное право — это единственное подлинное право, право в собственном смысле слова, тогда как государственно установленное и официально действующее право (т.е. позитивное право) — право неподлинное, ненастоящее, произвольное, искусственное, неестественное.

Согласно разработанной нами и освещаемой также и в данном учебнике либертарно-юридической концепции философии права сущность права — это формальное равенство, которое трактуется и раскрывается в данной концепции как всеобщая и равная мера свободы и справедливости в социальной жизни людей.

При этом под правомимеется в виду право как сущность, т.е. присущая только праву как особому социальному явлению и специфическому регулятору объективная по своей природе правовая сущность, независящая от воли или произвола законодателя (государства), а под закономкак официально-властным явлением имеется в виду все позитивное право(все его источники, все формы его выражения), т.е. принудительно-обязательные установления (правила, нормы поведения), которые зависят от воли и возможного произвола законодателя (государства) и, следовательно, могут как соответствовать, так и не соответствовать сущности права (праву как сущности). Иначе говоря, под законом в контексте различения права и закона имеется в виду закон в собирательном смысле, т.е. все то, что обладает законной силой, является официально-обязательным.

В этом смысле можно сказать, что любая философия права — это не только философское осмысление и обоснование права, но одновременно и философское разоблачение, критика и отрицание антиправа (произвола) во всех его теоретических и практических проявлениях — в виде антиправового закона, антиправовой власти, антиправовых форм отношений и т.д. И чем глубже, четче, точней и адекватней выявлен и определен предмет философии права, тем выше, богаче и больше ее теоретическое и практическое значение — и в позитивном плане утверждения и господства права, и в критическом плане разоблачения, отрицания и преодоления всех форм и проявлений антиправа (произвола).

В процессе освещения предмета философии права (правовой сущности и правовых явлений, их различения и соотношения, форм их единства и т.д.) с данных предметно-правовых позиций критически анализируются и соответствующие антиподы права, различные прошлые и современные теоретические и практические формы отрицания, игнорирования или искажения смысла, специфики и ценности права как сущности и как явления, подмены права произволом, правовых норм и публично-властных институтов — антиправовымиформами организации официальной власти и ее произвольно-приказными правилами, правовых форм жизни и взаимоотношений свободных индивидов — господством силовых, принудительно сверху навязанных людям стандартов поведения и т.д.

Первая функция– обеспечить получение каждым гражданином необходимого (минимального) уровня образования, который будет удовлетворять потребности производства, государственного управления, науки, социальной деятельности государства в квалифицированных специалистах.

1. Государственная политика в области образования и ее принципы Государственная политика в сфере образования — совокупность различных мероприятий, действий, решений и т.д. государственных органов, объединенных общей целью – поступательным развитием образования. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

Вам будет интересно ==>  Единовременное пособие при рождении ребенка в 2023 в Новосибирске сколько платят

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

2) развитие индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Главная задача законодательства об образовании состоит в том, чтобы закрепить за каждым гражданином равное право на качественное образование и установить объем этого права, в т. ч. и уровень обязательного образования.Затем в законодательстве устанавливаются задачи каждой отрасли образования: общего, профессионального, дополнительного и т. д. Другая задача состоит в том, чтобы обеспечить силами государства защиту и охрану права на образование.

Административное право есть совокупность правовых норм, посредством которых осуществляется публичное управление в государстве, общине и объединении и при помощи которых регулируется социальное право всех находящихся в государстве политических общностей[4].

Администрати́вное пра́во — это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

Понятие пришло из Римского права, там под «гражданским правом» (лат. Ius civile) понималось право, действенное для граждан Рима и используемое преторами для решения исков между римлянами, в противоположность «праву народов» (лат. Ius gentium), используемого для решения споров между жителями зависимых земель и инородцев, находящихся на подконтрольной территории Рима.

Для России актуально значение «гражданского права» как отрасли права, которая регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. При этом другие частно-правовые отрасли, такие как трудовое право и семейное право (в первую очередь те, у которых имеются свои кодификации, отдельные от ГК РФ) как правило не считают частью гражданского права, однако, пока что эта терминология не устоялась так как долгое время термин «частное право» в России вообще не использовался. Использование термина «гражданское право» в советской науке вместо «частного права» было обусловлено в первую очередь позицией марксистско-ленинской науки, отрицавшей всё «частное» в сфере хозяйства.

Как правило, под термином «источник права» понимается та внешняя форма, в которой выражается объективное право (совокупность всех норм права, система права). В этом смысле источниками права являются: правовой акт, правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, нормативный договор.

Предмет и метод государства и права: понятие и особенности

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.

В частности, в соответствии со ст.55 Конституции Украины суду дано полномочие пересмотреть решения, действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц в случае их обжалования. Тем самым создан механизм ответственности государства перед человеком за свою деятельность;

Средства, методы, способы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без принуждения. Если же они расходятся, то используются различные методы – от достижения компромисса до принуждения.

Он владеет ими независимо от государства. Эти права неотъемлемы. Задача государства и общества состоит в том, чтобы соблюдать эти права, не допускать их нарушения; создавать условия для их реализации. Конкретное содержание и объем прав изменяются и расширяются по мере развития общества, сами же фундаментальные права остаются неизменными;

Один из основных признаков социального правового государства — связанность государства правом — следует понимать так, что права граждан не являются дарованными государством, а имеют собственное обоснование. Они объективно существуют от рождения человека и неотчуждаемы от него. Поэтому отношения личности и государства должны строиться на основе их связанности взаимными правами, обязанностями и ответственностью. Как гражданин ответствен перед государством, так и государство ответственно перед гражданином.

Сфера действия трудового права направлена на реализацию методов его действия. Скажем, сочетание типов регулирования труда; договорной характер отношений работника и работодателя; равноправие сторон договора, взаимное подчинение их определенным правилам внутреннего порядка; участие работников в регулировании труда (например, через трудовые коллективы и профессиональные союзы); защита прав трудящихся юридическим документом. Существуют и другие способы реализации методов, но они не имеют всеобщего распространения.

Трудовое право — правовая отрасль, регулирующая отношения работников и работодателя, а также другие трудовые взаимоотношения, непосредственно связанные с ними. Данная отрасль устанавливает права и обязанности всех без исключения субъектов, имеющих отношение к трудовому праву, а также ответственность за невыполнение обязанностей или нарушение каких-либо прав, сочетая между собой интересы субъектов, общества и государства.

Предмет трудового права характеризуется тем, что отношения однородны, они имеют социально-экономическую общность и другие признаки. Каждая из отраслей права обладает предметом, который и предопределяет специфику методов регулирования, а также принципов и функций. Все основные принципы, методы, предмет трудового права определяются трудовым законодательством и его нормами.

Системой отрасли права трудового является классификация норм по отраслям в однородные группы, их расположение внутри структур. Различные правовые нормы, контролирующие отношения в сфере труда, подразделяются на несколько групп. Первая определяет основные общие вопросы в сфере регулирования отношений по трудовому праву, а вторая регламентирует частные стороны этих отношений. К особенной части в трудовом праве можно отнести такие институты, как институт трудоустройства; рабочего времени; повышения квалификации; контракта; охраны труда и т.д.

Методом трудового права называют совокупность различных специфичных в какой-либо отрасли способов регулирования поведения людей с тем, чтобы изменить его в направлении, удобном для государства и общества. Черты метода: правосубъектность участников; порядок возникновения, прекращения и изменения правоотношений; характер обязанностей и прав, и средства, которые обеспечивают их исполнение.

К специальным относится и метод государственного и правового моделирования . Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлени­ями имеется определенное сходство, а потому, зная свой­ства и признаки одного из них (модели), можно с достаточ­ной степенью точности судить о других.

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по правоведению. Пособие составлено на основе новейшего конституционного законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Правоведение». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении правоведения, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

1. экономическая функция — выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей. Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов и т. д. Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя от всяческих проявлений произвола и нарушений угрозой наступления неблагоприятных последствий;

Государство изучается правоведением как правообразующая и право- обеспечительная сила. Те же закономерности государства, которые не связаны непосредственно с правом, не являются отражением взаимодействия этих двух самостоятельных общественных явлений (например, сущность социальной власти вообще и государственной власти в частности, связь государства с идеологией, культурой, менталитетом общества и др.), не являются предметом теории государства и права. Они входят в общий предмет политологии.

Суть гносеологической (познавательной ) функции — в научном познании закономерностей и категорий государственно-правовой жизни. Данная функция представляет собой выработку и оформление научных знаний о государстве и праве; она направлена на изучение и анализ фактического материала об органах государственной власти, их структуре, формах и методах работы, правовых нормах, порядке их создания, упорядочения и применения, правосознании общества и отдельных социальных групп, об обеспечении законности и правопорядка в стране и т.д.

Унитарное государство — единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой системы и конституции. Унитарными государствами являются Англия, Франция, Венгрия, Монголия и др.

В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их.

Первая группа норм (включает правила о видах наказания, назначении наказания, условно-досрочном освобождении, сроках давности и судимости — следствие реализации принципа справедливости, смягчение уголовно-правовых последствий, адекватное возрастной незрелости преступника. Вторая группа норм (определение вида колоний, принудительные меры воспитательного воздействия) обусловлена необходимостью целесообразной организации исправления преступника с учетом возрастных особенностей его личности.

Парламентарная / конституционная монархия (Англия, Голландия, Швеция) отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная — правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом.

Вам будет интересно ==>  Приставы арестовали гараж который в несколько раз превышает сумму долга

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по правоведению. Пособие составлено на основе новейшего конституционного законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Правоведение». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении правоведения, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

При этом под трудовыми отношениями законодатель понимает отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Трудовое право — одна из ведущих отраслей права Российской Федерации. Ее значение определяется, в частности тем, что с нормами данной отрасли права приходится иметь дело каждому, кто реализовал свое право на труд, заключив трудовой договор, а таких людей — подавляющее большинство. Каждая отрасль права характеризуется прежде всего своим предметом.

Трудовое право – совокупность норм права, регулирующая общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка наемного труда, организации и применении наемного труда. Трудовое право относится к специальным отраслям российской правовой системы.

Примерами комплексных отраслей законодательства могут служить страховое право, морское право, банковское право, жилищное право и другие массивы законодательства, основное содержание которых составляют нормы гражданского, административного, финансового, трудового права.

Прежде чем начать более тщательное рассмотрение понятия образовательного права, следует отметить, что исследованиями указанной проблематики занимаются не только украинские ученые. Проблемы реформирования образовательной отрасли и ее правового регулирования коснулись практически всех государств СНГ. А поскольку российские специалисты продвинулись в этом вопросе дальше своих украинских коллег, то в данной работе мы будем опираться на их многолетний опыт работы по созданию образовательного кодекса и большую базу теоретических исследований, объем которых существенно превышает массив публикаций украинских исследователей образовательно-правовой проблематики.

Развитие современного отечественного образования, особенно его модернизацию, вряд ли можно представить без соответствующей надежной, устойчивой законодательной базы. Однако действующее юридическое оформление общественных отношений, которые сложились в образовательной сфере Украины на конец первого десятилетия XXI века, довольно далеко от целей и задач реформирования образовательной отрасли. Поэтому реформа, которая развернулась, процессы интернационализации в образовательной сфере, создание единого европейского пространства высшего образования и вхождения Украины в Болонский процесс делают особенно актуальными теоретические исследования системы нормативно-правового регулирования образования – образовательного права.

В свою очередь реализация отечественной программы развития образования в Украине требует кардинальной переработки действующего образовательного законодательства. Это позволит устранить малоэффективные, несовершенные нормы права, а главное – завершить процесс формирования образовательного права как новой отрасли права, которой пока не уделялось должного внимания. В конечном итоге обновленное образовательное законодательство надежно закрепит юридические гарантии беспрепятственного доступа к образованию, а также потребностей общества и государства в высокопрофессиональных кадрах.

Анализ научно-практического использования термина «образовательное право» указывает на его полисемантичность, в определенной мере затрудняет системный и целенаправленный характер исследований образовательно-правовой проблематики. К основным значений термина «образовательное право» в самом общем плане можно отнести следующие:

Это объясняется тем, что именно данными институтами в большинстве своем обеспечивается самоорганизация общества как единого политического организма. Ими создается каркас механизма управления общественными процессами и принимаются законы, при помощи которых производится правовое регулирование самых важных общественных отношений.

В сравнении с остальными правовыми отраслями предмет конституционного права имеет существенные особенности. Они заключаются в том, что оно регулирует отношения, которые складываются почти во всех сферах: политической, экономической, социальной, духовной и т.д.

Конституционное право – это совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Понятие конституционного права раскрывается в его основополагающих правовых нормах.

В части общественных сфер нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения. В полном объеме их регулирование осуществляется иными отраслями права. Так, в экономической сфере предметом конституционного права являются лишь те отношения, которые характеризуют основные начала, понятия и принципы экономики. А в целом правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

В других сферах жизнедеятельности общества предметом конституционного права охватывается более широкий или весь комплекс общественных отношений. К ним относятся отношения, связанные с устройством государства, органов государственной власти, всей политической системы общества. То есть это сферы, посредством правового регулирования которых обеспечивается целостность, полноценность, управляемость общества как единой социальной системы.

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер. Они излагаются на уровне принципов. Например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»).

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т.е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

Конституционное право России

Система конституционного права — это совокупность его норм, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает конституционно-правовые нормы и институты. Конституционное право определяется общественными отношениями, которые оно регулирует, т. е. самим предметом конституционного права. Его источником считается Конституция РФ — основной закон в государстве, нормы которого являются исходными для всех отраслей права.

Конституционное право как наука изучает преимущественно конституционные процессы, закономерности и тенденции их развития; раскрывает присущие данной отрасли закономерности; формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство.

Выступая ведущей отраслью в системе российского права, конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно лишь устанавливает основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы последних. Конституционное право регулирует общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни.

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: связанные с установлением конституционных основ гражданского общества, конституционного строя России, регулированием правового статуса личности. Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти — подчинения».

Особенностью конституционного права выступает то, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах, а также то, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

Предмет права кратко

Предметом гражданского права как отрасли являются общественные отношения, которое оно регулирует. К ним относятся имущественные отношения, т.е. отношения по поводу материальных благ, и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу нематериальных благ и не имеющие экономического содержания.

Гражданское право как отрасль права – это система правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные и некоторые не связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов, а также нормального развития экономических отношений в обществе.

1. Юридическое равенство сторон, то есть равенство их правового положения, которое проявляется в признании равенства всех форм собственности, самостоятельном создании хозяйственных связей. В идентичных мерах гражданско-правовой ответственности.

Личные неимущественные отношения, в свою очередь, могут быть связаны с имущественными (например, возникающие по поводу авторства на произведения науки, литературы, искусства) и не связаны с имущественными (например, защита чести, достоинства, деловой репутации).

2. Автономия воли сторон. В большинстве случаев гражданские права и обязанности возникают в силу двустороннего волевого акта (договора). Сторонам представлена возможность полностью (или в известной мере) самостоятельно регулировать свои отношения либо предоставляет сторонам несколько способов регулирования их отношений на выбор. Постороннее вмешательство в частную жизнь допускается только в случаях, определенных законом.

Adblock
detector