Предмет «право» включает в себя

Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами: а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений; б) средствами их обеспечения (санкциями); в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов. В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, — гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль — род общественных отношений.

Внутриорганизационные отношения опосредуют внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управленияво всех сферах государственной деятельности, поэтому их нередко именуют внутриаппаратными административно-правовыми отношениями, в отличие от внешнеуправленческих отношений. Внутриаппаратная деятельность является обязательным атрибутом осуществления любого вида государственной деятельности, будь то собственно управленческая исполнительно-распорядительная деятельность или законодательная, судебная, прокурорская и др.

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами. Предмет административного права включает в себя пять составляющих его частей. Во-первых, это общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях: от Президента РФ до администрации государственных предприятий, учреждений и организаций. Здесь имеется в виду, прежде всего, внешняя деятельность органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управления, для осуществления которой они собственно и созданы, а именно, организация экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности.

В-пятых, к предмету административного права могут быть отнесены общественные отношения, возникающие в деятельности общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия. Например, народным дружинам переданы некоторые полномочия государственных правоохранительных органов в сфере охраны общественного порядка, и народные дружинники могут осуществлять задержание нарушителей, составлять протоколы (акты) о правонарушениях. Естественно, подобная деятельность общественных объединений регулируется нормами административного права.

Содержание внутриорганизационной деятельности в аппарате того или иного органа всех ветвей власти и видов государственной деятельности включает в себя следующие элементы: внутреннее распределение компетенции органа и обязанностей по руководству между руководителем, его заместителями, помощниками, а такжеразличными структурными подразделениями аппарата органа; внутриаппаратные перемещения служащих, утверждение и изменение штатных расписаний; установление внутреннего трудового распорядка и поддержание необходимого уровня организованности и дисциплины, применение мер поощрения и ответственности к служащим; установление и изменение порядка и правил внутреннего документооборота и режима работы со служебными документами в данном органе; информационное, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение и обслуживание служебной деятельности работников органа и т. д.

Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления) составляют основной массив, регулируемых нормами административного права и являющихся его предметом, общественных организационных отношений. Они возникают в процессе и в результате реализации субъектом исполнительной власти и осуществления им в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Своим служебным предназначением и последствиями эти отношения выходят за пределы аппарата органа исполнительной власти, направлены вовне, к объектам управления и административно-правового регулирования, поэтому их иногда совершенно обоснованно именуют внешнеуправленческими (в отличие от внутриаппаратных) организационными отношениями.

В. А. Парыгина предлагает структурировать предмет налогового права за счет включения в него модельных и конкретных правоотношений, где модельными называются гипотетические налоговые правоотношения, сконструированные правопорядком и являющие собой бесконечное множество конкретных правоотношений [6] .

  • – для выделения совокупности норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих при установлении, введении, взимании налогов и сборов, и отношений, складывающихся в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • – для отграничения научных подходов, применяемых для изучения норм права, регулирующих налоговые отношения;
  • – для обозначения учебной дисциплины [1] .

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ). Исходя из этого определения, к основным юридическим признакам налога следует отнести: обязательность, индивидуальность, безвозвратность и безвозмездность уплаты, легитимность, денежная форма уплаты, абстрактность.

Налоговое законодательство включает в себя также ряд федеральных законов о налогах, принятых в соответствии с НК РФ, и иные нормативные акты субъектов РФ, регулирующие налоговые правоотношения. К числу источников налогового права также относятся и подзаконные акты: указы Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные акты органов субъектов РФ и муниципальных органов по отдельным вопросам в сфере налогообложения.

– метод властных предписаний (императивный, командно-волевой) – способ правового воздействия, где государство самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений; также определяется мера должного поведения и обеспечивается принудительное воздействие в случае неисполнения установленных предписаний.

Что включает понятие предмет административного права

Предметом административного права являются три группы отношений: 1) организационные управленческие в сфере реализации исполнительной власти (государственное управление); 2) внутриорганизационные на всех ступенях публичного управления (сфера государственной деятельности); 3) общегосударственные контрольно-

Понятие «административный орган» в административно-правовой литературе не используется. В качестве властвующих субъектов, осуществляющих государственное управление, в науке административного права называются органы государственного управления и органы исполнительной власти.

Структура семьи включает число и состав семьи, а также совокупность взаимоотношений между ее членами. Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе — это семья, включающая взрослых ее членов (мужа и жену, а также нередко кого-то из их родителей) и детей.

Правовой статус – это сложная, собирательная категория, которая раскрывает весь комплекс связей человека с обществом и государством. В структуру правового статуса личности входят следующие элементы: права, свободы, законные интересы и обязанности, гражданство, правосубъектность, гарантии и правовые принципы.

Таким образом, в предмет административного права входят общественные отношения, связанные с осуществлением нормотворческой деятельности по подготовке и изданию административных актов, что сближает деятельность исполнительных органов с деятельностью законодательных органов.

Предмет права социального обеспечения включает в себя

По мнению Р.И. Ивановой, поддержанному рядом ведущих ученых, основным методом права социального обеспечения является социальная алиментация (алиментарность). В настоящее время под социальной алиментацией следует понимать способ предоставления материального обеспечения и социальных услуг за счет государственных внебюджетных фондов социального назначения или части государственного бюджета на справедливой основе бесплатно, независимо от трудовой деятельности и уплаты страховых взносов, безэквивалентно, но с учетом трудового (страхового) стажа либо возмездно и неэквивалентно, как правило, на договорной основе. 4.

На вопрос о включении в предмет социального обеспечения отношений, складывающихся в связи с разрешением споров или разногласий в области социального обеспечения, нельзя ответить однозначно. Эти отношения могут возникать на различных стадиях реализации физическим лицом своего права на конкретный вид социального обеспечения. Споры по вопросам назначения различных видов социального обеспечения, удержаний, взыскания излишне выплаченных сумм разрешаются вышестоящими органами социального обеспечения, а при несогласии с их решением — в судебном порядке.

Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

по государственному пенсионному обеспечению — за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).

Вам будет интересно ==>  Прожиточный минимум инвалидов 3 группы в чувашии

В отличие от общегражданских судов рассмотрение в них дел проходит по упрощенной схеме и в более короткие сроки, что позволяют значительно быстрее, а также дешевле исправлять нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения. Несомненно, при организации подобных судов в Российской правовой системе, они будут изучаться в предметной области изучения права социального обеспечения, в разделе процессуальных отношений. В дискуссионной форме высказываются предположения о возможности отнесения к предметной области права социального обеспечения материальных и административных отношений.

1. Понятие науки правоведение, ее предмет и методы Правоведение – наука, которая посвящена изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. Ее систему составляют правовые дисциплины.Оно рассматривает все отрасли права в комплексе, составляет

Правовые нормы делятся на виды по различным основаниям. Первая и наиболее очевидная классификация — в зависимости от принадлежности правовой нормы к той или иной отрасли права: гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, нормы трудового права и т. д. В зависимости от функций права юридические нормы можно поделить на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы обеспечивают позитивное регулирование поведения, а охранительные — их защиту в случае нарушения. По характеру изложения в нормативно-правовом акте они делятся на управомочиваюшие, обязывающие и запрещающие. Это деление достаточно условно, ибо любая правовая норма, непосредственно регулирующая поведение, имеет предоставительно-обязывающий характер. В системе права можно выделить группу специальных (специализированных ) норм, которые сами непосредственно не регулируют поведение, но помогают в этом другим нормам через системные связи права. К таким нормам относятся: а) общие нормы (например, устанавливающие общие условия исполнения обязательств, нормы о правосубъектности ); б) дефинитивные (нормы-дефиниции ), формулирующие законодательные определения понятий (понятие преступления, понятие юридического лица и др. ); в) декларативные (нормы-принципы ); г) оперативные, которые отменяют нормы права, распространяют их действие на новые сферы, продлевают их действие и т.д.; д) коллизионные, которые призваны решать «коллизии» между нормами права, их столкновения, то есть регулировать выбор между нормами. По сфере действия юридические нормы подразделяются на общие и местные. По времени действия — на общие (установленные на неопределенный срок ) и временные (действующие лишь на определенном отрезке времени ). По степени свободы воли адресатов — на императивные и диспозитивные. Первые содержат категорические предписания, которые не оставляют места усмотрению сторон. Вторые действуют постольку, поскольку иное не установлено соглашением сторон.

правоведение представляет собой систему достоверного, объективного знания о праве. В нем отсутствуют какие-либо домыслы, мифы. Знание основывается на существующих или ранее существовавших в обществе правовых явлений, обосновывается теориями о праве и проверяется общественно-исторической практикой.

Гражданское общество — такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, когда признаются, защищаются его права и свободы, когда государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободы и находится под контролем общества, когда государство и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.

Гражданское право как базовая отрасль частного права

Гражданский кодекс РФ не дает четкого определения понятия имущества. В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ имущество включает в себя не только материальные блага, но и права и обязанности, связанные с материальными благами. Так, например, при переходе по наследству под имуществом понимаются не только вещи, принадлежавшие наследодателю, но и имущественные права (например, право требования передачи квартиры) и обязанности (например, обязанность вернуть долг).

2) Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными – это отношения, которые возникают по поводу использования объектов интеллектуальной собственности, в частности, произведений науки литературы и искусства, изобретений, промышленных образцов и др. Указанные объекты носят нематериальный (идеальный) характер и в результате их создания у автора возникают прежде всего неимущественные права. Так, автору книги принадлежат право авторства (право признаваться автором данного произведения), право на имя (право обнародовать произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно) и другие. На основе личных неимущественных прав возникают права на использование объекта определенным способом (например, право на распространение, публичный показ и т.д.), право на получение вознаграждения.

3) Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, — это отношения, которые возникают по поводу нематериальных благ – неотчуждаемых прав и свобод человека (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация и др.) Их перечень дан в ст. 150 Гражданского кодекса РФ. Такие объекты не могут быть предметом сделок, не могут передаваться от одного лица другому. Личные неимущественные отношения, возникающие по поводу этих благ, не регулируются, а лишь защищаются гражданским правом (п. 2 ст. 2 Гражданского кодекса РФ). Так, например, при публикации в периодическом издании информации, порочащей честь, достоинство гражданина им могут быть применены такие способы защиты как обращение в суд с требованиями о компенсации морального вреда (ст. 151 Гражданского кодекса РФ), об опровержении порочащих сведений (ст. 152 Гражданского кодекса РФ) и другие.

4) Иногда в качестве особой разновидности правовых отношений, регулируемых гражданским правом, выделяют отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ). Предпринимательские отношения имеют определенную специфику по сравнению с другими отношениями. Так, например, предприниматели несут ответственность независимо от вины (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ). Частноправовые аспекты осуществления предпринимательской деятельности (вещные права предпринимателей, договорные отношения и др.) регулируются гражданским правом.

Право, теория и понятие права

Экологическое право — совокупность норм, регулирующих об­щественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, рационального использования и оздоровления окружающей природной среды, а также преду­преждения вредных последствий хозяйственной деятельности.
Предмет экологического права составляют общественные отно­шения в области взаимодействия человека и природы. Разли­чают две группы таких отношений: отраслевые и комплексные.

Отраслевые экологические отношения предусматривают регулиро­вание использования и охраны земель, лесов, атмосферного возду­ха, водоемов, животного мира, недр, а также хранения, обработки и утилизации радиоактивных веществ и других опасных отходов.
Комплексные экологические отношения касаются прав природо­пользования и охраны природных ресурсов в целом — территорий и заповедников, лечебно-оздоровительных, санитарных, рекреаци­онных и иных зон.
Взаимодействие этих видов отношений и обеспечивает возмож­ность охраны окружающей природной среды, бережного отноше­ния к природным богатствам посредством соблюдения требований экологического права.
Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природ­ным богатствам. Субъектами экологического права являются физические и юридические лица, Правительство РФ, специ­ально уполномоченные и иные государственные органы, субъ­екты РФ и Российская Федерация в целом.
Система экологического права включает в себя юридические нор­мы, представленные в виде главных частей, основных разделов, институтов и входящих в них норм. Как и в других отраслях права, в экологическом — выделяют Обилую и Особенную части. Кроме то­го, ряд норм составляет Специальную часть экологического права.

Общая часть предусматривает:
предмет и систему экологического права; i/ источники и принципы экологического права;
экологические правоотношения;
права собственности и природопользования;
экологическую экспертизу;
экологический контроль;
управление экологией;
ответственность за экологические правонарушения. Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов ис­пользования природных объектов и защиты экологической сис­темы, а также эколого-правовой режим и охрана экологических

систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. В этот перечень входят следующие
экологоправовые режимы:
недропользования;
водопользования;
лесопользования;
пользования животным миром;
использования и охраны природных объектов, находящихся в сфе­ре несельскохозяйственного производства;
использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства;
экологических систем, в которых находятся населенные пункты. Нормы Особенной части предусматривают эколого-правовую за­щиту атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов, эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического

В Трудовом кодексе РФ нет отдельного раздела или главы, посвященных вопросам организации и управления трудом, но концептуально через нормы трудового законодательства проходит правило, основанное на том, что работодатель создает рабочие места по своему усмотрению, принимает на эти рабочие места работников для осуществления ими интересующей работодателя трудовой функции, поэтому работодатель организует труд работников по своему усмотрению и управляет трудом также по своему усмотрению. Но при этом работодатель не должен нарушать трудового законодательства и не должен нарушать прав работника, установленных законодательством, коллективным договором, трудовым договором.

  • трудовые отношения по основному месту работы;
  • трудовые отношения на работе по совместительству (гл. 44 ТК РФ);
  • трудовые отношения на временной работе сроком до двух месяцев (гл. 45 ТК РФ);
  • трудовые отношения на сезонной работе (гл. 46 ТК РФ);
  • трудовые отношения работников, работающих у работодателей — физических лиц (гл. 48 ТК РФ);
  • трудовые отношения при выполнении работы на дому (гл. 49 ТК РФ);
  • трудовые отношения на государственной службе;
  • трудовые отношения отдельных категорий работников (спортсменов, работников в представительстве РФ за границей и др.).
Вам будет интересно ==>  Мать-Одиночка Несовершеннолетней

Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы но должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).

Материальная ответственность представляет собой обязанность одной из сторон трудового договора возместить ущерб, причиненный в результате ее виновного противоправного деяния, другой стороне трудового договора в порядке и размере, установленных законодательством. Ну а так как у трудового договора две стороны, то выделяют две подгруппы в зависимости оттого, кто привлекается к ответственности:

Рациональное использование природного ресурса предусматривает наиболее полное извлечение его полезных свойств с нанесением наименьшего вреда отраслям хозяйства, базирующимся на том же ресурсе. Анализ содержания, вкладываемого законодателем в понятия «использование природных ресурсов» и «охрана природных ресурсов» позволяет обосновать необходимость отраслевого разграничения норм, регулирующих отношения по рациональному использованию и охране природных ресурсов [12] .

Привлечение пользователей природных ресурсов к ответственности и рассмотрение споров, связанных с ресурсопользованием, осуществляется административными органами, судами, арбитражными судами, третейскими, в том числе международными, судами. Решение любого административного органа может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в соответствии с правилами подведомственности.

Правовой режим – порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования [5] . Известную роль в обособлении отрасли права может играть механизм правового регулирования [6] интегральная характеристика возможных форм воздействия на общественные отношения, включающих в себя нормы права, правоотношения, индивидуальные правовые акты. При этом метод правового регулирования является формой правового режима, а механизм правового регулирования выступает в качестве содержания правового режима.

Связи общества и природы, при реализации которых человек оказывает влияние на окружающую среду, многогранны. Среди них можно выделить группы отношений: 1) по воздействию на природные ресурсы с целью их извлечения (изъятия) из природной среды для последующего потребления, и 2) связанные с иным воздействием человека на природу (загрязнение окружающей среды отходами промышленности, транспорта, сельского хозяйства, и т.п.). Последние являются предметом экологического права. В отличие от них отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования в ходе поиска, оценки, разведки и добычи природных ресурсов должны составлять предмет природоресурсного права.

Государственные органы, заключая договоры и соглашения ресурсопользования, выступают в них, с одной стороны, как равноправный участник договора, с другой стороны – как представитель государства, являющегося собственником ресурса, предоставляемого в пользование. Это исключает возможность отнесения договоров и соглашений в сфере ресурсопользования к гражданско-правовым. Элементы публично – правового характера регулирования отношений по использованию ресурсов проявляются также в обязательном участии в них органов государственной власти и местного самоуправления тех субъектов РФ, на территориях которых проживают коренные малочисленные народности.

Предмет семейного права

Семейное право регулирует особый вид общественных отношений – отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей. Совокупность этих отношений и составляет предмет семейного права, являющегося самостоятельной отраслью российского права.

  • заключение и прекращение брака;
  • права и обязанности супругов;
  • права и обязанности родителей и детей;
  • алиментные обязательства членов семьи;
  • применение российского семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
  • признание брака фиктивным;
  • лишение родительских прав и т.п.

Прежде всего, необходимо сказать, что под предметом любой отрасли права зачастую понимают совокупность отношений, которые регулируют нормы конкретной области права. Исходя из этого, можно сформулировать понятие предмета семейного права.

Непосредственно имущественные отношения, которые также составляют круг норм семейного права, то они возникают относительно общего или раздельного имущества семьи, алиментных обязательств. Отношения супругов друг с другом и их детьми имеют обычно лично-доверительную направленность, так строятся они на взаимопонимании, любви, морально-этических правилах. Конечно, к семейным отношениям правовые нормы применяются довольно ограниченно. Если же законодательство и вмешивается в семейные отношения, то только с целью ее укрепления.

Введение в правоведение: понятие, предмет и система дисциплины

• Историко-теоретические юридические науки, изучающие наи­более общие закономерности, процесс развития и познания госу­дарственно-правовых явлений. К их числу относятся: теория государства и права, история (отечественного и зарубежного) государства и права, история политических и правовых учений. Важнейшее место среди историко-теоретических юридических дисциплин занимает теория государства и права — система на­учных знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и раз­витии государственно-правовых явлений. С курса теории госу­дарства и права всегда начинается изучение правоведения.

• Прикладные (специальные) юридические науки — это науки, ис­пользующие достижения естественных и технических наук (фи­зики, химии, механики и пр.) для решения специальных юридиче­ских вопросов: криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология, правовая статистика, пра­вовая информатика и др.

• Отраслевые юридические науки — это основной по объему блок юридических дисциплин, которые исследуют конкретные юри­дические учреждения и предписания, а также соответствующую им юридическую практику. К числу отраслевых юридических наук относятся конституционное, гражданское, семейное, трудо­вое, административное, финансовое, экологическое, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, уголовно­исполнительное право и др. Важнейшее место в блоке отраслевых юридических дисциплин занимает конституционное право.

• Международное право — система юридических дисциплин, которые изучают правовые установления, складывающиеся на основе меж­государственных соглашений. В составе международного права традиционно выделяют международное публичное право, регули­рующее взаимоотношения между государствами и международны­ми организациями, и международное частное право, регулирующее частноправовые отношения, лежащие в праве разных государств.

Что включает в себя предмет административного права

Администрати́вное пра́во — это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

Предметом административного права являются три группы отношений: 1) организационные управленческие в сфере реализации исполнительной власти (государственное управление); 2) внутриорганизационные на всех ступенях публичного управления (сфера государственной деятельности); 3) общегосударственные контрольно- …

Особенности административно-правового регулирования вытекают из особенностей предмета административного права и сущности государственно-управленческой деятельности. Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т. е. прямых средств распорядительного свойства.

Предметом науки административного права являются административно-правовые нормы и правоотношения в государственном управлении, различных его сферах и отраслях. Паука административного права вырабатывает конкретные пути оптимизации государственного управления, всего механизма административно-правового регулирования.

Административное право, равно как и другие отрасли права, использует в качестве способов правового регулирования дозволение, разрешение и запрет7. … юридического воздействия на поведение субъектов права. В условиях формирования правового государства предоставление субъективных прав граждан имеет приоритетное значение.

Предметом трудового права являются не только трудовые отношения, но отношения непосредственно связанные с трудовыми. Такие отношения, согласно п.25, ч.1 ст.1 ТК РК, складываются по поводу организации и управления трудом, трудоустройства, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, социального партнерства, заключения коллективных договоров и соглашений, участие работников (представителей работников) в установлении условий труда в предусмотренных Трудовым Кодексом в случаях, разрешения трудовых споров и контроля за соблюдением трудового законодательства РК.

2. Трудовое право есть отрасль права, включающая в себя со вокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в сфере применения наёмного труда, реализации конститу ционных прав граждан на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии.

Трудовое право включает в себя не только отношения, связанные с наемным трудом, в него входит также такие области общественной жизни, как занятость и трудоустройство населения, профессиональная подготовка и по вышение квалификации граждан, социальное партнёрство, дея тельность судов и иных органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, контрольно-надзорная деятельность специали зированных компетентных должностных лиц и органов в сфере применения наёмного труда и т.д.

Отношения, непосредственно связанные с трудовыми — это отношения, возникающ ие между субъектами трудового права в условиях суще ствования (в настоящем, прошлом или будущем) трудового отношения, находящиеся с ним в производной связи, вы полняя по отношению к нему служебную функцию.

3. Метод трудового права. Трудовому праву Республики Казахстан присущ собственный, самостоятельный метод правового регулирования, который со стоит из нескольких приёмов и способов в своей совокупности и сочетании образующих единый метод данной отрасли права.

Метод трудового права меняется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержит три группы норм: императивные (они не могут быть изменены договорным регулированием); диспозитивные (предоставляют субъектам трудовых отношений возможность регулировать их поведение по своему усмотрению); рекомендательные (в них законодатель предлагает решить какойлибо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные

Вам будет интересно ==>  Пособие для малоимущих семей на ребенка 3-7 лет в челябинске

Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, т. е. воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата. Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда.

  1. Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования.
  2. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка данной организации.
  3. Участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав.
  4. Специфичный способ защиты трудовых прав: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.
  5. Единство и дифференциация правового регулирования труда.

Система трудового права – это совокупность правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную.

Интеллектуальные права (общая характеристика)

Несоблюдение требования о государственной регистрации договора влечет недействительность соответствующего договора. При несоблюдении требования о государственной регистрации перехода исключительного права без договора такой переход считается несостоявшимся.

Право доступа предоставляется только авторам произведений изобразительного искусства и архитектуры. В содержание права входит обеспеченная законом возможность автору воспроизводить произведение, которое не должно создавать какие-либо обременения для собственника оригинала.

4) Другие личные неимущественные права – предусматриваются законом в отношении каждого результата отдельно. Данные права охраняются не бессрочно, а в течение жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.

Личные неимущественные права юридических лиц (право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования; право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании; право на обнародование фонограммы). Данные права не могут быть переданы другому лицу даже в случае отчуждения исключительного права на фонограмму.

Исключительное право всегда срочное. Срок действия исключительно права в зависимости от конкретных видов интеллектуальной собственности от 5-70 лет, после 70 лет оно становится общественным достоянием. Средства индивидуализации не отчуждаемы и действуют столько, сколько существует организация. Исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение 1 года.

Уголовно-процессуальное право составляют нормы, регули­рующие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

Государственное право — это отрасль права, нормы которой закрепляют основы государственного и общественного строя, порядок формирования и компетенцию органов государствен­ной власти и управления, основные права, свободы и обязанно­сти граждан.

Правовой институт — это совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородные общественные от­ношения. Например, отрасль конституционного права включает «институт гражданства», «институт избирательного права» и другие. В составе отрасли гражданского права имеются правовые институты «купли-продажи», «найма жилого помещения», «комиссии», «дарения».

Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

Формирование элементов системы права.Происходит в связи с развитием, изменением общественных отношений. При возникновении качественно новых общественных отношений или изменении характера уже существующих создаются нормы права, направленные на их регулирование. С усложнение общественных взаимосвязей ростом их распространённости увеличивается и количество норм права. Постепенно складываются институты права.

Лекция 1

Под методом отрасли права понимается специфичная, т. е. обусловленная предметом правового регулирования, совокуп­ность способов (приемов) правового регулирования, при помощи которой государство обеспечивает необходимое поведение участников определенного комплекса общественных отношений.

Единство трудового права выражается в его общих конституционных принципах, в единых трудовых правах и обязанностях работников и работодателей, в распространении основных актов трудовою законодательства на всю территорию России, на все категории работников.

Нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные его положения прекращают свое дейст­вие в связи с: а) истечением срока его действия; б) вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; в) отменой (признанием утратившим силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридиче­ской силы.

Система трудового права закрепляется системой трудового законодательства, под которой следует понимать совокупность нормативных правовых актов о труде. Ее основой служит коди­фицированный акт — Трудовой кодекс РФ, и она построена в соответствии с его логикой. Система трудового законодатель­ства отличается от системы трудового права тем, что: 1) вклю­чает в себя не правовые нормы, а нормативные правовые акты о труде; 2) системообразующим фактором в ней являются не общественные отношения, а содержание нормативных право­вых актов; 3) она в отличие от системы трудового права вклю­чает, в том числе преамбулы, введения и заключительные поло­жения, указывающие на цель принятия соответствующих актов, задачи и их практическое значение. Например, в трудовое пра­во не входят такие заключительные положения ТК РФ, как «Признание утратившими силу отдельных законодательных ак­тов» (ст. 422).

Как было указано выше, действие трудового законодательст­ва и иных актов, содержащих нормы трудового права, на госу­дарственных гражданских служащих и муниципальных служа­щих распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми ак­тами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

1. Жилищное право: понятие, методы, предмет В науке вопрос о природе жилищного права как отрасли права является дискуссионным. Некоторые ученые отводят жилищному праву самостоятельную роль и считают его комплексной отраслью российской правовой системы. Сторонники

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.

1.1. Понятие и предмет римского права Периодизация римского права. В истории человечества римскому праву отводится совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.Зарождение римского права относится к тому периоду, когда Рим

§ 3. Ветви правоведения Все вообще правоведение распадается на частное и публичное право, различие между которыми нами рассмотрено в гл. VI, § 3. Частное право иногда делится на право гражданское и торговое. Публичное же право заключает в себе: I) уголовное право, изучающее

1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

Понятие и предмет российского предпринимательского права

Предпринимательская деятельность— самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, обязательно зарегистрированными в установленном законом порядке.

Имущественная самостоятельностьопределяется наличием у предпринимателя обособленного собственного имущества как экономической базы деятельности. Организационная самостоятельность — это возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности, начиная от принятия решения заниматься такой деятельностью, выбора вида деятельности, организационно-правовой формы, круга учредителей.

Прежде всего, с учетом жизненного цикла продукции необходимо выделить производственную, посредническую и финансовую предпринимательскую деятельность (предпринимательство в финансовой сфере). В состав посреднической деятельности включены конкретные формы агентирования (брокерство, комиссия), торговое представительство, риэлторство и т.д. Финансовое предпринимательствоосуществляется кредитными организациями, страховыми организациями, инвестиционными фондами. Наряду с этими видами предпринимательства в экономической литературе особо выделяют консультационное предпринимательство.

В первую подгруппу общественных отношений, регулируемых предпринимательским правом, входят отношения, складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности ее субъектами, а также иные тесно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности отношения, в том числе некоммерческого характера. Например, к некоммерческим отношениям, входящим в состав предмета предпринимательского права, относятся отношения по возникновению (созданию) субъектов предпринимательской деятельности. Такие отношения создают организационную и имущественную основу для осуществления предпринимательской деятельности. В предмет предпринимательского права входят и отношения, реализующиеся на стадии осуществления предпринимательской деятельности, но не относящиеся тем не менее к ней, как, например, отношения по стандартизации и сертификации продукции и услуг; отношения по лицензированию тех или иных видов предпринимательской деятельности; отношения по получению от компетентных органов различных разрешений. Отношения по прекращению субъектов предпринимательской деятельности также входят в предмет предпринимательского права, поскольку создают гарантии защиты прав как самих предпринимателей, так и их контрагентов, что необходимо для стабильности и законности ведения предпринимательской деятельности в целом. Именно поэтому, например, институт банкротства является неотъемлемой частью предпринимательского права и законодательства.

Такой признак предпринимательской деятельности, как осуществление ее лицами, зарегистрированными в установленном порядке, — это формальный признак, то есть признак, легализующий эту деятельность, придающий ей законный статус. Его отсутствие не приводит к утрате деятельностью качества предпринимательской, однако делает ее незаконной.

Adblock
detector