Предварительная проверка основанийдля возбуждения уголовного дела

При возбуждении уголовного дела в отношении лица, которое состоит или должно состоять на воинском учете, орган дознания, дознаватель или следователь в двухнедельный срок обязан информировать о принятом им решении военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет (ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.*(234)).

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела выносится компетентным должностным лицом или органом в случае неустановления основания для возбуждения или в случае установления хотя бы одного обстоятельства, исключающего производство по делу. В нем, естественно, как и в других процессуальных документах, указываются сведения о том, где, когда и кем принято решение, а также мотивировка принятого решения.

Прокурор, изучив постановление и материалы, тоже незамедлительно принимает решение о согласии с возбуждением дела (такое согласие оформляется резолюцией на тексте рассмотренного им постановления — см. приложения 13 и 14 к ст. 476 УПК). При несогласии он должен вынести одно из двух постановлений:

Решение о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК) принимается чаще всего тогда, когда в ходе предварительной проверки, осуществляемой одним органом дознания, дознавателем или следователем, выясняется, что заявление или сообщение содержит данные о признаках преступления, расследование которого входит в компетенцию какого-то другого органа или должностного лица, либо преступления, преследуемого в порядке частного обвинения.

Возможность производства предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством следственных действий на этой стадии сведена к минимуму — допускаются лишь осмотр места происшествия, освидетельствование и назначение экспертизы (ч. 4 ст. 146 УПК). Результаты процессуальных действий такого рода, естественно, должны оформляться по правилам, установленным в УПК для их производства и могут приобрести значение доказательств по делу.

Вместе с тем, руководитель следственного органа либо начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя или дознавателя продлить этот срок до 10 суток. А при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

В любом случае предварительную проверку необходимо проводить как можно быстрее. Она не должна подменять собой предварительное следствие; задача предварительной проверки — получение данных о наличии или отсутствии признаков преступления, а не выявление всех его обстоятельств.

В случае подтверждения общей типовой версии о том, что смерть потерпевшего все-таки наступила в результате убийства, необходимо будет выдвинуть и проверить частные версии не только о месте его совершения, о способе причинения смерти и других обстоятельствах, имеющих для расследования произошедшего события. Однако проверка этих версий в полном объеме, как правило, осуществляется в ходе расследования преступления после возбуждения уголовного дела.

  1. Планирование проведения предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях;
  2. Взаимодействие следователя с органом дознания при проверке первичных данных о преступлениях;
  3. Ограничение предварительной проверки наименьшим числом проверочных действий;
  4. Использование тактических приемов при проведении проверочных действий;
  5. Недопустимость разглашения данных предварительной проверки [2].

Так, например, если в дежурную часть поступило сообщение об обнаружении трупа человека, сам по себе данный факт не может являться основанием для возбуждения уголовного дела. Необходимо провести проверку и установить, что на самом деле произошло – убийство, самоубийство, несчастный случай или естественная смерть.

Вторая группа содержит данные о преступлении, достаточные для возбуждения уголовного дела; при этом отсутствуют сведения об обстоятельствах, исключающих производство по делу, а дополнительную информацию о признаках преступления собирать до возбуждения дела нет необходимости.

Предварительная проверка, как специфическая разновидность поисково-познавательной деятельности, проводится с целью своевременного и обоснованного возбуждения уголовного дела, т.е. выяснения, действительно ли совершено общественно опасное деяние и если совершено, содержит ли содеянное признаки преступления. При проверке предварительно устанавливается наличие (или отсутствие) признаков того или иного состава преступления, что необходимо для правильной квалификации преступлений, а также определения его подследственности.

Исходная информация о преступлении в сфере экономики – это сведения, поступающие в распоряжение следователя, дознавателя к моменту начала расследования и отражающие с той или иной степенью полноты событие преступления (например, осуществление финансово-хозяйственной деятельности либо операций без соотв. лицензии; факт заключения сделок и договоров при отсутствии их исполнения; нарушение нормативно-правовых актов, регламентирующих отдельные виды предпринимательской деятельности и т.д.).

— материалы ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организации, поступившие от контролирующих органов, организаций, должностных лиц (прежде всего, налоговые органы, территориальные органы банка России, аудиторские фирмы; контрольно-ревизионные органы Министерства финансов, Счетная палата, Росфинмониторинг);

ü ориентирующую (носит ориентирующий характер и в ходе поисково-познавательной криминалистической деятельности в целях выявления новой доказательственной информации и установления иных источников обстоятельств, так или иначе связанных с преступлением);

При возбуждении уголовного дела в отношении лица, которое состоит или должно состоять на воинском учёте, орган дознания, дознаватель или следователь в двухнедельный срок обязан информировать о принятом им решении военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт (ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе«[55]).

Возможность производства предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством следственных действий на этой стадии весьма ограничена и может быть сведена лишь к осмотру места происшествия, освидетельствованию и назначению экспертизы (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). Результаты процессуальных действий такого рода, оформляются по правилам, установленным в УПК РФ для их производства и могут приобрести значение доказательств по делу.

В случае отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела уполномоченным должностным лицом выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В нем, как и в других процессуальных документах, указываются сведения о том, где, когда и кем принято решение, а также мотивировка принятого решения с обоснованием принятого решения, подкреплённым сведениями, полученными из материалов доследственной проверки.

Решение вопроса о возбуждении производства по делам частного обвинения начинается по правилам, сформулированным в ст. 318 УПК РФ. В соответствии с которыми дело такого рода возбуждается путём подачи заявления потерпевшим или его законным представителем в суд с копиями по числу лиц, в отношении которых ставится вопрос о привлечении к уголовной ответственности.

К примеру, при проверке заявления о разбойном нападении и причинении вреда здоровью работники милиции устанавливают, что потерпевший является должностным лицом Федеральной службы исполнения наказаний и что он подвергся нападению в связи с его служебной деятельностью. Предварительное расследование дел такого рода отнесено к компетенции следователей следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ (подп. «в« п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Поэтому собранные материалы без возбуждения уголовного дела могут быть направлены соответствующему должностному лицу, как иногда принято говорить — «по подследственности»

Поводы и основания возбуждения уголовного дела

Должностное лицо обязано разъяснить заявителю под роспись ответственность за предоставление заведомо ложной информации. Она предусмотрена ст. 306. Описательная часть содержит суть сообщения. При получении сведений о преступлении сотрудник ОВД обязан выяснить все данные, которые будут иметь значение для последующего движения заявления. При этом учитываются обстоятельства, установленные ст. 68 УПК. Подробное выяснение сведений, имеющих существенное значение для дальнейших процессуальных действий, не только существенно облегчает последующее расследование, но и предотвращает повторный вызов заявителя. В заключительной части должны отражаться данные об ознакомлении субъекта с протоколом лично либо через представителей, правильности записей, а также об отсутствии либо наличии замечаний к содержанию. Документ должен быть подписан сотрудником ОВД, составившим его, и лицом, с чьих слов была записана информация.

Следователь, дознаватель либо прокурор могут самостоятельно выявить данные, указывающие на преступление в ходе реализации ими своих полномочий вне зависимости от чьих-либо сообщений. Обнаружение фактов незаконных деяний может иметь место при ведении общего и специального надзора, в ходе расследования, при выполнении оперативно-розыскных мероприятий. Здесь следует учесть, что под признаками преступлений имеются в виду не уголовно-правовые их характеристики, а реальные следы, материалы, данные, указывающие на совершение деяния.

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела определены законодательно. Начало стадии расследования привязывается к моменту получения сообщения о преступлении либо обнаружении уполномоченными органами его признаков в деянии субъекта. Это могут быть как устные, так и письменные заявления граждан и должностных лиц. Однако прежде чем начинать расследование, все принятые сообщения должны следует всесторонне изучить. Это необходимо для установления достоверности сведений, предупреждения лжесвидетельствования. Рассмотрим далее подробно основания и порядок возбуждения уголовного дела.

При возбуждении уголовного дела по статье или заметке, размещенной в печатном издании, необходимо учесть ряд нюансов. Для придания сообщению процессуальной силы, следователь, в полномочия которого входит выявление обстоятельств по преступлению, о котором сказано в публикации, должен поступить следующим образом. Он вырезает саму заметку, а также наименование и номер издания, сведения о редакции. Все это наклеивается на лист бумаги и подписывается уполномоченным служащим.

Они выступают как основания возбуждения уголовного дела при условии, что поданы в письменной форме. В сообщении должны присутствовать обязательные реквизиты и максимально полные сведения о преступлении. Правительственными постановлениями и ведомственными актами установлена обязанность для руководителей организаций и предприятий сообщать о фактах неправомерных деяний. Например, медицинские заведения должны незамедлительно направить заявление о доставлении к ним граждан с телесными повреждениями при наличии предположений, что они были получены насильственным образом.

Особенности предварительной проверки и возбуждения уголовного дела о похищении человека

  1. проверить общие типичные версии о событии преступления, выдвинутые на основании данных, имеющихся к моменту принятия решения о возбуждении уголовного дела;
  2. уяснить факты, подлежащие исследованию;
  3. безотлагательно собрать и закрепить доказательства, которые могут быть утраченными, принять необходимые меры для розыска и задержания лица, заподозренного в совершении преступления;
  4. принять срочные меры к возмещению ущерба, причиненного преступлением;
  5. начать работу по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению данного преступления.
Вам будет интересно ==>  Мошенники ходят по квартирам просят снилс

В соответствии со ст. 8 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности, при возникновении угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов. Кроме того, в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права граждан на тайну переписки почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электронной и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. Эти мероприятия могут проводиться на основании судебного решения и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно, либо о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших такое деяние. К подобным деяниям относится и похищение человека.

Основная задача предварительной проверки — установить, имеются ли в данном случае признаки преступления, какого именно и необходимо ли на основании этих признаков возбуждать уголовное дело. Но одновременно решаются и другие задачи — устанавливаются и фиксируются фактические данные, которые в дальнейшем могут стать доказательствами по делу.

Следователь прокуратуры должен лично принять от потерпевшего письменное или устное заявление о преступлении. В соответствии с ч. 3 ст. 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации устное заявление оформляется протоколом. При этом у заявителя необходимо выяснить следующее:

Признавая в основном правильной существующую в криминалистике периодизацию этапов расследования, И.А. Возгрин в то же время отметил ее незавершенность и, исходя из этого, выделил третий, заключительный этап расследования. С криминалистической точки зрения содержание этого этапа, по его мнению, составляют особенности производства дополнительных и повторных следственных действий, анализ наиболее часто встречающихся заявлений и ходатайств обвиняемых при окончании расследования конкретной категории преступлений .

Конечно, это не означает, что при вовремя возбужденном деле все предварительное расследование будет проходить гладко и без эксцессов, но не зря существует поговорка о том, что если преступление не раскрывается по горячим следам, то оно не раскрывается никогда. Безусловно, это преувеличение, однако доля правды в этих словах существует. Потому что именно в первые дни, когда преступник еще, возможно, не до конца осознал совершенное им деяние, или наоборот, он понял, что совершил преступление, шанс на раскрытие дела очень высок. В первом случае он будет вести себя неосторожно и какими-то поступками сможет выдать себя, а во втором — есть вероятность явки с повинной, что, во-первых, смягчает вину самого преступника, а во-вторых, станет существенным подспорьем для удачного и быстрого раскрытия преступления.

Конституционный Суд в своих многочисленных решениях, связанных с рассмотрением жалоб на ст.144, 145 УПК РФ, отмечал, что уголовно-процессуальный закон не предполагает произвольную и многократную отмену по одному и тому же основанию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов для дополнительной проверки, предусматривает соблюдение установленных законом сроков для совершения процессуальных действий (Определения Конституционного Суда от 20 декабря 2005 г. № 477-О, от 17 октября 2006 г. № 425-О, от 16 мая 2007 г. № 374-О-О, от 11 мая 2012 г. № 667-О, от 24 декабря 2013 г. № 1936-О).

4. Определение стоимости программных продуктов. Лицо, в отношении которого проводится доследственная проверка, а также его защитник, реализуя свои права, могут походатайствовать об истребовании сведений о стоимости программных продуктов из различных источников, а также самостоятельно истребовать указанные сведения и в дальнейшем походатайствовать об их приобщении к материалам проверки.

Проверка поступившего заявления или сообщения о преступлении — самостоятельное (особое, частное) производство в рамках стадии возбуждения уголовного дела, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса предполагает не только процессуальное оформление решения о возбуждении уголовного дела, но и проверку полученной информации о совершенном преступлении. К сожалению, в уголовно-процессуальном законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие порядок проведения проверочных действий и не перечислены они сами.

3. Упрощение процессуального порядка расследования в форме дознания состоит в том, что нет отдельной процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого и предъявления обвинения. Производство по делу заканчивается составлением обвинительного акта, в котором и формулируется обвинение. Требования к обвинит. акту содержатся в ст. 225 УПК. С момента составления обвинительного акта лицо становится обвиняемым. Исключение – ч. 2 ст. 224 УПК – если в 10-дневный срок обвинительный акт в отношении подозреваемого, содержащегося под стражей, составить не представится возможным, подозреваемому предъявляется обвинение в порядке гл. 23 УПК.

2) о возвращении УД для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия установленным требованиям, установ срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более 3 суток; (см. текст в предыдущей редакции)

Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся сведения о совершённом или готовящемся преступлении, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершённого или готовящегося террористического акта, без регистрации передаются в соответствующее подразделение ОВД для возможного использования в оперативно-розыскной деятельности. При поступлении сообщения (заявления) с ними работают в порядке, определённом Инструкцией “О порядке приёма, регистрации и разрешения в ОВД РФ заявлений с информацией о происшествиях”. При поступлении информации по телефону доверия сотрудник, принявший сообщение, фиксирует его в Журнале учёта сообщений, рапортом оформляет сообщение и передаёт в Дежурную часть для незамедлительной регистрации в Книге учёта сообщений о происшествии и докладывает начальнику.

10) Наличие не отмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении дела по тому же обвинению, кроме случаев, когда необходимость возбуждения дела признана судом, в производстве которого находится уголовное дело (п.10 ст.5 УПК). Препятствует возбуждению данного уголовного дела и наличие ранее вынесенного и не отмененного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

В ходе предварительного расследования происходит процессуальное доказывание, т. е. осуществляется регламентированная законом деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств. Из этого вытекает принципиальное отличие предварительного расследования от оперативно-розыскной деятельности, которая ведется в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

УПК РФ Статья 140

1.3. Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

3. Не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела факт представления специальной декларации в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также сведения, содержащиеся в указанной декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к указанной декларации.

4. Не может служить основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 228.1 и 228.4 Уголовного кодекса Российской Федерации в части незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, сам факт нахождения лица в состоянии наркотического опьянения или обнаружения в теле человека наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в отсутствие достаточных данных, указывающих на факт их передачи в нарушение положений Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Проверка оснований для возбуждения уголовного дела по контрабанде наркотических средств

Осмотр предметов контрабанды обычно связан с обследованием места их нахождения. Чаще всего это ручная кладь и багаж, одежда, обувь и тело физических лиц, контейнеры, грузовые платформы, отсеки транспортных средств и т.д. Нередко осматриваются кабины, салоны, отсеки легковых и грузовых автомашин, служебные и пассажирские помещения железнодорожных вагонов, морских и речных судов, самолетов, вертолетов и других транспортных средств, международные почтовые отправления.

У задержанного необходимо сразу же изъять верхнюю одежду, так как на ней могут находиться микрочастицы наркотических веществ, и направить ее на экспертизу. Кроме того, целесообразно провести освидетельствование, в ходе которого возможно получить смывы с рук и позже провести исследование на содержание в них наркотических веществ. Смывы проводятся, как правило, органическими растворителями (например, спиртосодержащими), так как большинство наркотических средств растворяется именно в них, но не в воде.

К сожалению, до настоящего времени порядок производства проверки факта обнаружения предполагаемого наркотического средства не регламентирован уголовно-процессуальным законом. При ее осуществлении следует исходить из общих правил, установленных Уголовно-процессуальным кодексом. При этом следует обратить внимание на неприемлемость самостоятельного взвешивания обнаруженного вещества – это сделает эксперт. В противном случае возможны расхождения между весом вещества, фигурирующем в протоколе, и в справке о предварительном исследовании или экспертном заключении, что может привести к проблемам в последующем доказывании. Причины этого могут крыться в ошибке (погрешности) весовых приборов или определенной влажности вещества.

— возможности предварительных специальных исследований существенно ограничены, так как при их проведении применяются «неразрушающие методы» исследования. Когда объемы исследуемых объектов значительны, это позволяет выполнить одно из необходимых условий его проведения – сохранение исследуемого объекта в неизмененном виде с целью последующего проведения судебной экспертизы;

Производство следственных действий до возбуждения уголовного дела, по общему правилу, запрещено, за исключением осмотра места происшествия. Кроме того, после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, в случаях, не терпящих отлагательства, может быть произведено освидетельствование и назначена экспертиза.

Особенности возбуждения уголовного дела

В актах ревизий, служебных расследований и других материалах, поступающих от контролирующих органов, как правило, не говориться о субъективной стороне преступления, ее признаках, так их установление является обязанностью не контролирующих органов, а органов расследования. Но эти материалы также могут дать немало ценной информации в плане познания внутренней стороны поведения виновных. В частности, о признаках субъективной стороны можно судить по способу преступления, по характеру поведения лица во время проведения ревизии и иной проверки, по его образу жизни, профессиональным качествам и иным обстоятельствам, сведения о которых можно получить, анализируя представленные материалы.

Вам будет интересно ==>  Сколько лет стоят на учете у нарколога по алкоголю

Значение планирования расследования определяется тем, что оно обеспечивает:
– быстрое, полное и объективное решение задач расследования;
– оптимальное взаимодействие субъектов расследования;
– эффективность расследования (достижение максимальных результатов при минимальных затратах сил, времени и средств).

Проверка таких сигналов имеет своей особенностью то, что основное внимание проверяющего сосредотачивается на изучении поступивших материалов. Это могут быть акты ревизий, документальных и иных проверок, специальных расследований, заключения аудиторов и т.д. При рассмотрении их, прежде всего, надлежит выяснить, есть ли признаки уголовно наказуемого деяния, достаточные для возбуждения уголовного дела.

Большинство преступлений в сфере экономической деятельности относится к категории сложных, характеризующихся большим числом эпизодов и обвиняемых. Поэтому планирование в таких случаях осуществляется по каждому эпизоду, в отношении каждого лица и по другим направлениям работы, а затем частные планы сводят в общий план расследования.
По многоэпизодному делу составляют схему –”шахматку”, где в вертикальной графе указывают фамилии подозреваемых, в горизонтальной – отдельные эпизоды. Участие подозреваемого, в том или ином эпизоде, отмечают знаком “+”. На каждого подозреваемого составляют специальные карточки (лицевые счета), где фиксируют анкетные данные, доказательства, подтверждающие участие в отдельных эпизодах, и другие сведения. Использование таких форм полезно при составлении постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, а также написании обвинительного заключения.

Планирование расследования в своем развитии проходит ряд этапов (взаимосвязанных элементов). Такими элементами (этапами) планирования являются:
1) изучение исходных данных (следственной ситуации) и определение направлений планирования расследования;
2) выдвижение следственных версий;
3) выведение следствий из версий (определение обстоятельств, подлежащих установлению по делу, на основе моделирования обстоятельств и следов расследуемого события);
4) определение перечня и последовательности производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
5) определение исполнителей и сроков исполнения.
На первом этапе планирования исходная информация сопоставляется с предметом доказывания по уголовному делу и на этой основе определяют, что установлено расследованием и еще не выяснено. Таким образом, получают представление о ситуации начального этапа расследования, с учетом которой выдвигают следственные версии. Следственная версия – это предположительное объяснение расследуемого события в целом или его отдельных обстоятельств, выдвинутое следователем либо лицом, производящим дознание.

Копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносится мотивированное постановление. О принятом решении следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело (ч. 4 ст.146 УПК).

Статья 144 УПК указывает на необходимость проверки сообщения о преступлении, не определяя методы ее проведения. Исходя из анализа ряда норм УПК, а также ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Закона РФ «О милиции» к методам проверки сообщения о преступлении относятся:

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

требование у редакции, главного редактора соответствующего средства массовой информации имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК);

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 136 , ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 138, ч. 1 ст. 139, 145, ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 147 УК РФ, считаются делами частно-публичного обвинения и возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего (ч. 3 ст. 20 УПК). В остальном процедура возбуждения уголовных дел данной категории аналогична порядку возбуждения уголовных дел публичного обвинения. В соответствии с ч. 3 ст. 147 УПК производство по таким делам ведется в общем порядке.

Основания для возбуждения уголовного дела — это базовые сведения, указывающие на признаки преступности деяния. Данные должны быть представлены в виде уголовно-процессуальных доказательств и их должно быть достаточно для генерации предварительного вывода о наличии криминала.

Кроме оснований для возбуждения дела нужны ещё поводы. Таковыми в соответствии с законом могут быть только события предусмотренные УПК РФ: заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

В случаях, когда проверке подвергалось сообщение о том, что конкретное лицо совершило преступление, и оно не подтвердилось, прокурор, орган дознания и следователь должны рассмотреть вопрос об ответственности заявителя за заведомо ложный донос. При отказе в возбуждении уголовного дела прокурор, установив достаточные основания, может вынести постановление о возбуждении против конкретного лица дела об административном правонарушении.

В случае, когда уголовное дело возбуждается капитаном морского или речного судна, находящегося в дальнем плавании, руководителем геологоразведочной партии или зимовки, удаленной от места расположения органов дознания, главой дипломатического представительства или консульского учреждения РФ, прокурор срочно уведомляется указанным лицом о начатом расследовании. Вынесенное в таких условиях постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Решение о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК) принимается чаще всего тогда, когда в ходе предварительной проверки, осуществляемой одним органом дознания, дознавателем или следователем, выясняется, что заявление или сообщение содержит данные о признаках преступления, расследование которого входит в компетенцию какого-то другого органа или должностного лица, либо преступления, преследуемого в порядке частного обвинения.

К примеру, при проверке заявления о разбойном нападении и причинении вреда здоровью работники милиции устанавливают, что потерпевший является должностным лицом Федеральной службы исполнения наказаний и что он подвергся нападению в связи с его служебной деятельностью. Предварительное расследование дел такого рода отнесено к компетенции следователей прокуратуры (подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК). Поэтому собранные материалы без возбуждения уголовного дела могут быть направлены соответствующему прокурору, как иногда принято говорить — «по подследственности».

О таком решении обязательно уведомляются заявитель, сообщивший о преступлении, и прокурор. Делается это путем направления копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Если проверка сообщения о преступлении производилась в связи с тем, что оно было опубликовано каким-то средством массовой информации, то результаты проверки о том, что факт преступления не подтвердился, должны быть опубликованы (ч. 3 ст. 148 УПК).

При поступлении от следователя или дознавателя постановления о возбуждении уголовного дела и материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий — и соответствующих постановлений и протоколов, прокурор обязан незамедлительно проверять их обоснованность и достаточность для вынесения процессуального решения, установление обстоятельств, исключающих необходимость возбуждения уголовного дела, выяснять своевременность и законность проведения следственных действий.

Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

В том случае, если прокурор дает согласие на возбуждение уголовного дела, однако быстрое возвращение материалов следователю или органу дознания невозможно, прокурор должен уведомить о принятом решении по телефону, телеграфу, с помощью факсимильной связи или электронной почты (уведомление по телефону необходимо оформлять телефонограммой), а постановление о возбуждении уголовного дела вместе с материалами незамедлительно направляется адресату. Надо следить за тем, чтобы направленные сообщения приобщались органами предварительного расследования к материалам дела с указанием времени фактического отправления и получения.

Уголовно-процессуальный кодекс не раскрывает процедуры возбуждения уголовного дела на основании оперативно-розыскной информации. Сроки проверки и перепроверки информации, полученной оперативно-розыскным путем, также законом не установлены. В том случае, если в поступивших к прокурору оперативно-розыскных материалах не содержится необходимых данных, указывающих на признаки совершенного преступления, прокурор в зависимости от того, исчерпаны ли все возможности для их сбора, принимает одно из следующих решений: либо отказывает в даче согласия на возбуждение уголовного дела, либо выносит постановление о возвращении материалов для дополнительной проверки, с указанием на необходимость выполнить конкретные действия.

При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

Задача № 20. В Центральный РОВД г. Энска поступило заявление от Веселова о совершенном на него нападении и причинении ему вреда здоровью. Зая­витель сообщил, что его душили, но ему удалось убежать от преступни­ков. Заявление было зарегистрировано и составлен протокол устного за­явления.

Вам будет интересно ==>  Какие строения подлежат регистрации на садовом участке в 2023 году

Задача 13. Глава администрации поселка Латышев сообщил участковому инспек­тору Азимову, что в селе Усовка у пенсионерки Огульниковой похитили 12 кур. Участковый инспектор обратился к Огульниковой за объясне­ниями по этому поводу. Пенсионерка не подтвердила факт кражи, ут­верждая, что все куры у нее целы. Соседи же пояснили участковому ин­спектору, что Огульникова говорила им о краже у нее кур, подозревая в этом соседа Ильина.

Дежурный РОВД направил оперативную группу по адресу ул. Каломова, д.63, кв.9. Дверь милиции никто не открыл. Соседи подтвердили, что по данному адресу проживает Петеркин Иван Иванович со своей женой Светланой. После 10 января Светлану никто не видел. Установив это, оперативная группа поехала по адресу ул. Вересаева, 11-12. Как выясни­лось, Волков В.В. там не проживает.

Задача 22.В дежурную часть РОВД поступило сообщение о том, что из кварти­ры гр. Павловых уже на протяжении часа слышны женские крики и треск ломаемой мебели. Звонили соседи Павловых. Дежурный РОВД направил по адресу, где проживают Павловы, оперативную группу. На звонок в дверь сотрудникам милиции открыл Павлов Николай, который беспрепятственно пропустил милиционеров в квартиру. Вся мебель, ап­паратура и другие вещи были разломаны. С синяками и ссадинами на лице и теле по квартире ходила легко одетая жена Павлова Светлана. Павлов не ругался, а, спокойно говоря, в присутствии сотрудников ми­лиции продолжал ломать и рвать веши, находящиеся в квартире, и пе­риодически, проходя мимо своей жены, бил ее кулаком по лицу. Жена просила у него прощения за то, что выпила водки, когда Павлов Н. был на работе.

Протокол досмотра, объяснение Пановой и изъятое вещество вместе с рапортом оперуполномоченного переданы следователю для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела. Имеются ли (какие) поводы и основания для возбуждения уголовного дела? Оцените законность действий оперуполномоченного.

Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Начальники, лица, их замещающие, либо заместители начальников учреждений и органов УИС производят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов УИС, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов УИС иными лицами.

Поступившая в дежурную часть учреждения или органа УИС информация о преступлениях и происшествиях после ее регистрации незамедлительно докладывается начальнику, лицу, его замещающему, либо заместителю начальника учреждения или органа УИС. По каждому заявлению или сообщению о преступлениях и происшествиях начальник, лицо, его замещающее, либо заместитель начальника учреждения и органа УИС обязан дать письменные указания конкретным исполнителям о рассмотрении их в соответствии с требованиями УПК и Инструкции.

Повод к возбуждению уголовного дела является юридическим актом, порождающим уголовно-процессуальные отношения. С его появлением у компетентных органов и должностных лиц возникает юридическая обязанность принять поступающую информацию о любом совершенном или готовящемся преступлении, рассмотреть её, при необходимости провести предварительную проверку, после чего в установленные законом сроки принять соответствующее процессуальное решение и уведомить о нем заявителя и иных заинтересованных лиц.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

Поводы к возбуждению уголовного дела – это источники информации о совершенном или готовящемся преступлении, которым закон придает значение юридических фактов, обязывающих дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора в пределах, установленных УПК, рассмотреть их и решить вопрос о возбуждении уголовного дела при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Поводы к возбуждению уголовного дела в уголовно-процессуальном законе объединены общим понятием «сообщение о преступлении».

Возбуждение уголовного дела публичного обвинения. При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах компетенции возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ).

Предварительная проверка сообщений о преступлений. В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение не позднее трех суток со дня поступления сообщения. Этот срок может быть продлен до 10 суток прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. При необходимости документальных проверок, ревизии прокурор вправе продлить указанный срок до 30 суток.

Порядок принятия заявления о преступлении регламентирован ст. 141 УПК РФ. В соответствии с этой статьей допускается подача заявления как в устной, так и в письменной форме. Обязательным условием признания законности письменного заявления выступает подписание его заявителем (ч. 2 ст. 141 УПК РФ). Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Возбуждение уголовных дел частно-публичного обвинения . Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 131 (ч. 1), 132 (ч. 1), 136 (ч. 1), 137 (ч. 1), 138 (ч. 1), 139 (ч. 1), 145,146 (ч. 1) и 147 (ч. 1) УК РФ, возбуждаются по заявлению потерпевшего (ч. 3 ст. 20 УПК РФ). В остальном процедура возбуждения уголовных дел данной категории аналогична порядку возбуждения уголовных дел публичного обвинения. Производство по таким делам ведется в общем порядке.

Возбуждение уголовного дела

При этом он может возбудить уголовное дело сам либо возвратить материал для дополнительной проверки. Однако инициатива отмены постановления может исходить не только от самого прокурора, возможность обжалования отказа в возбуждении уголовного дела предоставлена и другим участникам процесса.

Принимая решение о передаче сообщения по подследственности, орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор обязаны принять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст.145 УПК), для чего возможно проведение осмотра места происшествия, а также осуществление непроцессуальной деятельности, например охрана следов преступления, выявление очевидцев и т.д.

Кроме того, следует отметить, что серьезные изменения в порядок возбуждения дел частного обвинения внесло Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2005 г., которое признало не соответствующими Конституции РФ положения ч. 2 и ч. 4 ст. 20, ч. 6 ст. 144, п. 3 ч. 1 ст. 145, ч. 3 ст.318 УПК РФ в той их части, в какой они не обязывают прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя принять по заявлению лица, пострадавшего в результате преступления, предусмотренного ст. 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» или ст. 116 «Побои» УК РФ, меры, направленные на установление личности виновного в этом преступлении и привлечение его к уголовной ответственности.

Прокурор, сам возбудивший уголовное дело либо получивший его от следователя или дознавателя, после производства ими неотложных следственных действий по делу чужой компетенции, направляет такое дело для производства предварительного расследования. При этом учитываются подследственность (ст. 151 УПК) и предусмотренный ст. 152 УПК порядок определения места производства расследования.

Их деятельность регламентируется соответственно “Положением о штатных подразделениях дознания в органах внутренних дел Украины”, “Положением об отделе дознания МВД Украины”, “Типовым положением об отделе (отделении) дознания ГУМВД Украины в Крыму, г. Киеве и Киевской области, УМВД Украины в областях, г. Севастополе и на транспорте”, “Типовыми функциональными обязанностями сотрудников отдела (отделения) дознания ГУМВД Украины в Крыму, г Киеве и Киевской области, УМВД Украины в областях, г. Севастополе и на транспорте”, а также “Инструкцией об организации деятельности штатных подразделений дознания в системе МВД Украины и взаимодействии их с другими службами органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений”.

По ст. 141 УПК оно может быть сделано в любой форме. Письменное заявление подписывается человеком, который пришел сообщить о том, что было совершено преступное деяние. Если сообщение передано устно, оно фиксируется в протоколе, который подписывается заявителем. В документе отражаются его данные, а также сведения о его документах.

  1. С правой стороны указывается адресат, к которому обращается гражданин, например, следователь.
  2. С этой же стороны прописываются полные данные заявителя.
  3. В середине – наименование документа. Например, гражданин может воспользоваться такой формулировкой, как «заявление о преступлении».
  4. В середине заявления прописываются обстоятельства, при которых произошло правонарушение. Они излагаются лаконично и кратко. Заявитель должен перечислить все имеющиеся у него доказательства правонарушения.
  5. В документе гражданин указывает на требование о возбуждении уг.дела.
  6. В заявлении делается сноска о том, что гражданин осведомлен об ответственности за ложный донос.
  7. Документы, свидетельствующие о преступлении, прикладываются к заявлению.
  8. Проставление даты, подписи.

Решение о том, что уголовное дело должно быть возбуждено, принимается дознанием и следствием. В обязанность должностных лиц входит принятие сообщения о совершенном преступлении, а также о том, которое готовится в течение 3 суток с момента уведомления об этом. Срок рассмотрения уг.дела – 14 дней с момента, когда суд выносит решение о том, что необходимо разбирательство относительно виновности конкретного лица или группы граждан.

  1. Вынесение соответствующего постановления. В документе указывается дата, место и время, повод, основание, квалификация преступного деяния.
  2. О том, что правоохранительными органами вынесено постановление, сообщается прокурору, заявителю и подозреваемому.
  3. Прокурор проверяет факт заведения уголовного дела на требования законности и обоснованности. Он имеет право потребовать от следствия материалы проверки. По ст. 37, ч.2 УПК в срок, не позже 10 суток с момента заведения уголовного дела, его отменить.
  • состав преступления отсутствует;
  • истечение сроков давности;
  • летальный исход лица, который подозревается или обвиняется;
  • отсутствие заявления, поступившего от потерпевшего лица, за исключением случая, когда уг.дело возбуждается в целях его реабилитации;
  • отсутствие заключения от судебной инстанции о признаках преступления в действиях граждан по ст. 448, п. 2, 2.1 УПК.
Adblock
detector