Список заболеваний пострадавших от чаэс

1. Утвердить прилагаемый перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

ГАРАНТ:

В указанный в названии перечень включаются следующие заболевания: острая и хроническая лучевая болезнь, лучевая катаракта, лучевой гипотиреоз, местное лучевое поражение (лучевые ожоги), апластическая анемия, новообразования. Перечень используется при установлении врачебно-трудовыми экспертными комиссиями инвалидности в безусловном порядке без дальнейшего освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах.

Перечень
заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча

4. Для лиц, имеющих инвалидность, связанную с участием в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, обязательно провести вскрытие тела (бесплатно) для подтверждения связи причины смерти с инвалидностью. При отказе от проведения бесплатного вскрытия необходимо написать заявление и потребовать его зарегистрировать.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» N 1244-1 от 15.05.1991 г.

11. Имея при себе Свидетельство о смерти, обратиться в районное Управление социальной защиты населения (УСЗН) по месту прописки умершего с письменным заявлением о выделении пособия на погребение: а) как рядового гражданина, б) как участника ЛПА на ЧАЭС. Получить пособие на погребение согласно Закону РФ № 1244-1 от 15. 05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 9910,37 руб. в 2023 г. (пункт15 Статьи 14) в) в случае потери кормильца обратиться за назначением денежной компенсации иждивенцам и детям.

ПЕРЕЧЕНЬ документов, необходимых для представления на рассмотрение экспертного вопроса в Российский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся радиационному воздействию (Российский МЭС)

1. Направление органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации Центрального федерального округа по месту проживания (оригинал) на имя председателя Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию с указанием цели подачи заявления (установление связи заболевания, инвалидности или смерти) (образец в Приложении 1): — бывшим военнослужащим из Центральной военно-врачебной комиссии или Медицинского управления (оригинал). — работавшим в системе учреждений Росатома (Минатома) — из Федерального медико- биологического агентства (оригинал).

Согласно Федеральному закону №166-ФЗ «О государственном обеспечении в РФ» граждане, пострадавшие в результате радиационной катастрофы на ЧАЭС, имеют право на получение пенсии по старости и по инвалидности. Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей:
1. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;
2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;
4) граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;
5) граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;
6) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;
7) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;
8) граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;
9) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
10) граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение;
11) нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 настоящего пункта.
К нетрудоспособным членам семьи относятся члены семьи, указанные в пункте 3 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые обязаны их содержать;
12) граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей.
Пенсия по старости назначается:
— гражданам в пунктах 1 и 4 по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет;
— гражданам пункта 2 по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
Гражданам в пунктах 3, 5 — 10 пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

26 апреля — Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф. Граждане, пострадавшие в результате радиационной катастрофы на ЧАЭС, имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты (ФЗ №12-ФЗ, вступивший в силу с 01.01.2005 года). Размер выплаты инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы составляет 1 917,33 руб., гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и др. заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие аварии на ЧАЭС или с работами по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС — 1534,85, руб., гражданам, принимавшим в 1986-1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, а также лицам начальствующего и рядового состава ОВД, проходившим в 1986-1987 гг. службу в зоне отчуждения; гражданам, в т.ч. военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988-1990 гг. в работах по объекту «Укрытие» — 1 917,33 руб., гражданам, принимавшим участие в 1988-1990 гг. в работах по ликвидации последствий ЧАЭС., гражданам, эвакуированным (в т.ч. выехавшим добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения, рабочим и служащим, а также военнослужащим, получившим профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения — 1534,85 руб.

Вам будет интересно ==>  Что положено на 3 ребенка в 2023 году в саратове

Так, с 1 апреля 2012 года на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 795 рублей 88 копеек в месяц, в том числе:
— обеспечение необходимыми медикаментами — 613 рублей;
— предоставление путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний — 94 рубля 83 копейки;
— бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно — 88 рублей 5 копеек.

Организация медицинского и лекарственного обслуживания граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Информация об изменениях:

Порядок оказания медицинской и лекарственной помощи указанным гражданам и ее объем определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации; этими органами осуществляется также контроль за ее качеством.

ГАРАНТ:

Граждане, указанные в статье 13 настоящего Закона, а также их дети, родившиеся после 26 апреля 1986 года, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и обязательному специальному медицинскому наблюдению (диспансеризации) в течение всей жизни.

Но у руководства ВЦЭРМ есть свои претензии к проекту. «В последние десятилетия получены убедительные данные, основанные на результатах радиационно-эпидемиологических исследований по оценке радиационных рисков нераковых заболеваний, в том числе болезней системы кровообращения (ишемическая болезнь сердца, цереброваскулярная болезнь при дозах облучения от 0,2 до 0,5 Зв). …По нашему мнению (и это было в нашем замечании к проекту постановления), целесообразно снизить рекомендуемый в документе порог полученной дозы облучения с 0,5 до 0,3 Зв», – сообщил директор ВЦЭРМ Сергей Алексанин.

В ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины» им. А.М. Никифорова», который специализируется на лечении этой категории пациентов, пояснили, что накопленные «научные, клинические и эпидемиологические данные о влиянии радиационного фактора на состояние здоровья человека требуют внесения изменений в перечень радиационно обусловленных заболеваний». В нем сохранятся группы заболеваний, связь развития которых «с перенесенным лучевым воздействием в больших дозах доказана».

От полузиверта

Сам перечень заболеваний содержит 8 позиций, среди указанных заболеваний – злокачественные новообразования, радиационный лучевой дерматит, ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные болезни, развитие которых обусловлено воздействием ионизирующего излучения, и т.д.

2.1. бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) сроком до одного месяца в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами Республики Беларусь;

1.3. преимущественное право на зачисление в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования (при иных равных условиях), на курсы профессионального обучения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в учреждения, обеспечивающие получение среднего специального, высшего образования, в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, с предоставлением иногородним общежития на время учебы. Прием на подготовительные отделения при соответствующих учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, производится независимо от наличия мест с обязательным предоставлением общежития;

1.6. первоочередное трудоустройство на новом месте жительства при переселении с учетом профессии и квалификации переселяемого. При отсутствии возможности такого трудоустройства им обеспечиваются предоставление другой работы с учетом их желания и общественных потребностей или возможность обучения новым профессиям (специальностям) с сохранением в установленном порядке заработной платы на период обучения.

С момента катастрофы на Чернобыльской АЭС в Республике Беларусь реализуется всеобъемлющий комплекс мероприятий по сохранению здоровья пострадавшего населения. Существенный вклад в совершенствование адресной специализированной медицинской помощи пострадавшим гражданам внесли мероприятия, выполненные в рамках чернобыльских программ Союзного государства:

База данных ЕЧР содержит персонифицированные сведения регистрационного характера, о заболеваниях, их лечении и исходах, о проведенных диспансерных осмотрах, о дозах облучения, включая индивидуализированные поглощенные дозы и накопленные эффективные дозы.

Диспансеризация

С целью мониторинга за состоянием здоровья пострадавшего населения, ликвидаторов и получения достоверных данных о медико-биологических последствиях чернобыльской катастрофы, а также прогнозирования отдаленного воздействия облучения на население был создан Единый чернобыльский регистр России и Беларуси (далее – ЕЧР). ЕЧР функционирует на базе Медицинского радиологического научного центра Российской академии медицинских наук, Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Белорусского центра медицинских технологий, информатики, управления и экономии здравоохранения. Нормативную базу ЕЧР составляет Положение о Едином чернобыльском регистре России и Беларуси.

Порядок производства продуктов питания и других товаров народного потребления на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, их реализации, а также лицензирования деятельности, связанной с проведением радиационного контроля произведенной продукции, устанавливается органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Примечание к разделу III. Гражданам, переезжающим на постоянное место жительства из зоны с более высокой плотностью радиоактивного загрязнения в зону с меньшей плотностью радиоактивного загрязнения, выплаты дополнительных денежных компенсаций, пенсий, пособий, стипендий и оплата дополнительного оплачиваемого отпуска производятся с учетом общего времени проживания на загрязненной территории.

Статья 37. Пенсионное обеспечение граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение

Гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию на льготных основаниях, связанных с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.

К сожалению, не было опубликовано ни одного исследования, посвященного влиянию аварии в Чернобыле только на психическое здоровье. С другой стороны, важно подчеркнуть, что большинство людей, которых мы и другие ученые изучали в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, не имели психиатрических диагнозов или явной психиатрической симптоматики. В прошлых исследованиях не уделялось внимание понятию жизнестойкости. Важность выявления и лечения психологически уязвимых лиц после катастроф является бесспорной. Однако, не менее важно, не переоценить этот эффект, поскольку это может способствовать развитию культуры жертвенности.

Вам будет интересно ==>  Приобретение подарочной продукции в бюджетном учреждении в 2023

Тем не менее, с точки зрения общественного здравоохранения, наибольшее влияние Чернобыльская катастрофа оказала на психическое здоровье, в частности, в виде депрессий, тревожных расстройств, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), симптомов, связанных со стрессом и необъяснимыми с медицинской точки зрения физическими симптомами[3]. Наиболее уязвимыми слоями населения оказались женщины из Чернобыльской области, которые были беременны или имели малолетних детей в 1986 году, а также ликвидаторы, особенно те, кто работал на месте аварии с апреля по октябрь 1986 года.

В обзоре к 25-летию катастрофs было отмечено, что выводы относительно когнитивных функций у детей, подвергшихся облучению в утробе матери, или в младенчестве, были противоречивыми, и предположили, что любые планы в отношении постоянного мониторинга за их здоровьем, должны включать методы оценки нейропсихологических и психологических показателей, а также данные о социальном и профессиональном функционировании. Возрастной диапазон этой когорты на данный момент составляет около 30 лет. Никакого нового света не было пролито на этот весьма спорный вопрос. Мы считаем, что наиболее надежные, полные и прозрачные доказательства указывают на отсутствие существенного влияния (низкого уровня) радиационного облучения на эту когорту. Тем не менее, мы по-прежнему выступаем за долгосрочное исследование биопсихосоциального и психоневрологического благополучия этой когорты в сравнении с демографически сходными группами контроля. Это особенно важно, потому что раннее воздействие сильного стресса, которому многие из этих детей подверглись в результате озабоченности по поводу их здоровья со стороны матерей и врачей и ожидаемая продолжительность жизни, является достоверным фактором риска для появления психопатологических нарушений во взрослом возрасте. Также важно, чтобы такое долгосрочное исследование проводилось совместно с международными экспертами и местными учеными, как это было в нашем исследовании, и распространение результатов исследования должно проводиться местными уполномоченными органами, ответственными за обеспечение благополучия населения.

1.Затяжные неврозоподобные и депрессивные состояния с выраженными вегетативными дисфункциями, снижением половой потенции, патологическим (ипохондрическим) развитием личности, признаками снижения памяти, внимания, интеллектуальной продуктивности.
2.Нейро-циркуляторная дистония с выраженными колебаниями артериального давления, частыми вегето-сосудистыми кризами, стойкими астеническими (цереброастеническими) нарушениями.
3.Хронические прогрессирующие нарушения мозгового кровообращения с неврологической симптоматикой и нарушения психических функций.
4.Гипертоническая болезнь с прогрессирующим течением, частыми кризами и другими осложнениями.
5.Ишемическая болезнь сердца, прогрессирующая, с частыми приступами стенокардии напряжения и покоя, осложненная острыми расстройствами коронарного кровообращения, тяжелыми нарушениями сердечного ритма, острой или нарастающей хронической сердечной недостаточностью.
6.Хронические неспецифические заболевания органов дыхания с частыми обострениями и прогрессирующей дыхательной недостаточностью.
7.Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки с частыми обострениями и осложнениями.
8.Диффузный токсический и узловой зоб, аутоиммунный тиреоидит.
9.Хроническая лучевая болезнь, лучевые ожоги, лучевая катаракта.
10.Эритромиелодисплазия, апластическая анемия, острые и хронические миелоидные лейкозы.
11.Солидные злокачественные опухоли у ликвидаторов 1986 — 1987 гг.
Данный документ был отменён.

ВОПРОС: Какие заболевания, при возникновении которых, может быть установлена причинная связь с выполнением работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
ОТВЕТ: В соответствии с Приложением к приказу Минздравмедпрома от 06.08.96 г. № 311 установлен следующий перечень заболеваний:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 198 МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 85 ПРИКАЗ от 26 мая 1999 года О ПЕРЕЧНЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫПОЛНЕНИЕМ РАБОТ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧАЭС
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.99 N 623-р и в целях реализации части 10 статьи 24 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями от 24.11.95 N 179-ФЗ, от 11.12.96 N 149-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ, от 17.04.99 N 79-ФЗ) приказываем:
1. Утвердить Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (Приложение).
2. Учреждениям Государственной службы медико-социальной экспертизы при установлении инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.91 N 1244-1, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных Советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в утвержденный перечень заболеваний.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г. Онищенко и заместителя Министра труда и социального развития Российской Федерации А.И. Осадчих. Министр здравоохранения Российской Федерации В.И.СТАРОДУБОВ Министр труда и социального развития Российской Федерации С.В.КАЛАШНИКОВ
Приложение Утверждено Приказом Минздрава РФ и Минтруда РФ от 26 мая 1999 г. № 198/85
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИЛИ ОБОСТРЕНИЕ КОТОРЫХ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕНО В СВЯЗЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ РАБОТ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
1. Острая и хроническая лучевая болезнь
2. Лучевая катаракта
3. Местное лучевое поражение (лучевые ожоги)
4. Миелоидный лейкоз
5. Эритромиелодисплазия
6. Апластическая анемия
7. Злокачественные лимфомы
8. Миеломная болезнь
9. Рак щитовидной железы
10. Рак трахеи, бронхов, легкого
11. Рак пищевода
12. Рак желудка
13. Рак толстой кишки
14. Рак мочевого пузыря
15. Рак молочной железы
16. Рак яичников и яичка
17. Рак почки
18. Рак кожи
19. Злокачественные опухоли костей и суставных хрящей
20. Злокачественные опухоли мозга

Постановлением Правительства РФ от! 1.12.1992 №958 «О мерах по обеспечению социальной защитой граждан подразделений особого риска» установление причинной связи развившихся заболеваний (травм, увечий, ранений), в 1 числе вызвавших инвалидность, у граждан с их непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. возложено на медико-социальную экспертную комиссию Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ.

Основанием, для установления вышеуказанной причины инвалидности является заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности с радиационным воздействием.

б) специальное удостоверение единого образца, выдаваемое ОИВ субъектов РФ гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным из зоны отселения либо выехавшим в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации, в котором указаны сроки пребывания в зонах радиоактивного загрязнения (п.6 ч.1 ст. 13 Закона).

«Помимо классических стохастических эффектов действия радиации в виде увеличения частоты злокачественных новообразований, в последние десятилетия получены убедительные данные, основанные на результатах радиационно-эпидемиологических исследований по оценке радиационных рисков нераковых заболеваний, в том числе болезней системы кровообращения и цереброваскулярных болезней», – отмечается в документе.

«Согласно современным научным клиническим и эпидемиологическим данным о влиянии радиационного фактора на состояние здоровья человека, постановление № 592 требует актуализации», – говорится в пояснительной записке к документу. В ней указано, что между лучевым воздействием на человека в и возникновением злокачественных новообразований наблюдается прямая связь, однако при облучении малыми дозами радиации проявление негативных для здоровья последствий носит случайный характер. Международный опыт показывает, что в качестве радиационного эффекта развитие доброкачественных новообразований не рассматривается.

Вам будет интересно ==>  Моральный Вред При Причинении Тяжкого Вреда Здоровью

В настоящее время действует постановление правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. № 592, которым утвержден перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации. Это постановление содержит нозологии, по которым межведомственными экспертными советами устанавливается причинная связь заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.

Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2123-1 «О распространении действия Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2005 N 475 (ред. от 26.01.2012)
«О создании и организации деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов»
(вместе с «Регламентом деятельности межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов»)

Согласно части второй статьи 29 вышеназванного Закона, очередное переосвидетельствование лиц, указанных в настоящей статье, полностью или частично утративших трудоспособность, производится ВТЭК (с 1 января 2005 года федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы) через пять лет, при этом лицам, достигшим возраста выхода на пенсию по старости, инвалидность устанавливается бессрочно.

Ответ Сергея Федоровича Вельмяйкина: «Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

В настоящее время в соответствии с установленным порядком (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 октября 2004 г. N 585, приказу Минздравсоцразвития России от 21 апреля 2005 г. N 289 «Об утверждении Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов», приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2005 г. N 475 «О создании и организации деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов») причинно-следственная связь устанавливается межведомственными экспертными советами по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов на основании документов, направленных органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя.

Вопрос: «По данным Союза «Чернобыль» России из числа граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидами стали почти 90 тысяч человек (у 57 тысяч инвалидность связана с ЧАЭС), ушло из жизни около 30 тысяч ликвидаторов, и только у 6 тысяч смерть связали с радиационным воздействием. Сегодня свыше 30 тысяч ликвидаторов, ставших инвалидами, не могут подтвердить связь наступившей инвалидности с Чернобылем, так как порядок и условия ее установления законодателем изменились и тем самым они поставлены в неравные условия. Они вовсе лишены права на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью. Семьи таких инвалидов еле сводят концы с концами. Среди них высокий процент разводов (из-за бесплодия, особенно мужчин), самоубийств. Сейчас уже не вызывает сомнения увеличение заболеваемости у ликвидаторов за счет роста болезней системы кровообращения, ишемической болезни сердца, эндокринной системы, органов пищеварения, злокачественных новообразований, лейкемии и других патологий. По данным многочисленных исследований радиационной медицины, повышена заболеваемость у участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, особенно эндокринной системы (130%), нервной (130%), отмечается тенденция роста злокачественных новообразований (110%), особенно рака молочной железы. Значительно повышена частота врожденных пороков развития. Исследованиями установлено, что влияние эмоционального стресса на поведение и производственную деятельность человека, на развитие посттравматических стрессовых расстройств (сердечно-сосудистых, пищеварительных, иммунных и т.д.) тесно связано с реальным и предполагаемым действием ионизирующей радиации. В Постановлении Правительства РФ от 4 ноября 2004 года N 592 «Об утверждении перечня заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» приведен перечень заболеваний, в основном онкологического характера. В межведомственных экспертных советах устанавливают причинную связь заболеваний только в соответствии с перечнем заболеваний, приведенных в Постановлении Правительства РФ. Подавляющего большинства ликвидаторов, больных онкологическими заболеваниями, к сожалению, среди нас уже нет (умерли). В ранее действовавшем законодательстве список заболеваний был шире, а участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в 1987 году в зоне отчуждения причинную связь устанавливали по любому заболеванию без освидетельствования в межведомственных экспертных советах. По причине несовершенства российского законодательства многие чернобыльцы лишены права на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью. Чернобыльцы, принадлежащие к одной категории, дифференцированы в правах, а нарушение конституционного принципа равенства привело к необоснованным различиям в объеме социальных прав граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. С июля месяца 2008 года перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (скорее всего уполномоченным органом является Минздравсоцразвития РФ). 1. Намечается ли внесение изменений и дополнений в перечень заболеваний? 2. Как поступить чернобыльцам, у кого связь заболеваний и инвалидности не установлена с воздействием радиационных факторов?»

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

В соответствии с Законом Российской Федерации от 01.01.01 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации.

Врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных органах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении следующих лиц (из указанной выше категории):

Adblock
detector