Все Риски С Точки Зрения Авторских Прав На Объекты Архитектуры (Здания, Сооружения, Памятники И Т Д) –
Содержание
- Музеефикация памятников архитектуры
- Лекция: Тема лекции 2 – Классификация памятников архитектуры
- Особенности оценки зданий – памятников культурного наследия
- Как признать дом памятником архитектуры
- Почему важно сохранять памятники архитектуры
- Памятники архитектуры
- Концепция и ключевые аспекты оценки памятников истории, архитектуры и градостроительства; Часть 5
- Памятники культуры и архитектуры
Музеефикация памятников архитектуры
Важнейший этап — комплектование экспозиционных материалов, которые наполнят мемориальное пространство и станут основой будущей экспозиции. Основу составят мемориальные вещи, если таковые удастся собрать. Как правило, для этого предпринимаются расследования перипетий судеб предметов, находившихся в доме, ведется выявление и кропотливая работа с их возможными обладателями. Музеи устанавливают и поддерживают связь с родными и потомками меморируемого лица и его близких, друзей. Только благодаря длительной работе сотрудников Самарского дома-музея А.Н. Толстого с А.А. Первяковой, а Музея-усадьбы А.С. Пушкина в Берново Тверской области — с потомком Вульфов были обнаружены и приобретены бесценные мемориальные предметы, ставшие основой экспозиций.
Эти разрозненные наблюдения, эксперименты, проекты, в основном оставшиеся нереализованными, отнюдь не утратили своего значения и не востребованы по сей день. Исследования влияния музеефикации на восприятие памятников показали, что целый ряд важных характеристик интерьера (подлинность, древность, художественная ценность) не воспринимаются в действующем храме. Из этого следовал важный вывод о необходимости сохранения ценных с архитектурно-художественной точки зрения памятников в качестве храмов-музеев. Аудитория музея-храма шире, раскрываемый информационный потенциал значительнее и многограннее. Для многих посетителей приобщение к ценностям православной культуры возможно только в музейной экспозиции.
В проекте АВ-показа Дмитриевского храма г. Владимира возникла еще одна плодотворная идея: включение в систему АВ-показа не только интерьера, но и внешних форм памятника. Очевидно, что для экспонирования Дмитриевского храма с его уникальными фресками и белокаменным резным декором она была особенно актуальна. Световой маркер, соединенный с фонограммой лекции, давал возможность максимального раскрытия информационного потенциала памятника, а музыкальное сопровождение и общая подсветка в вечерние часы делали восприятие более эмоциональным.
В мемориальной части экспозиции нежелательно присутствие каких бы то ни было «музейных посредников»: даже текст аннотации может восприниматься как нечто чужеродное, нарушающее гармонию и разрушающее образ. Для наталкивания посетителя на правильные выводы и соображения применяется «скрытая экспозиция». Это документы, книги, изобразительные источники, необходимые для раскрытия тех или иных фактов жизни «героя» экспозиции, но включенные в предметный ансамбль: портреты и фотографии близких людей, гостей, бывавших в доме, наиболее важные для понимания творческого пути рукописи, разложенные на столе кабинета и т.п.
В годы Великой Отечественной войны вновь изменяется отношение общества к религии и к национальному культурному наследию и создаются предпосылки для восстановления и развития на новом уровне сети музеев-храмов и музеев-монастырей, которые музеефицируются теперь преимущественно как памятники архитектуры и монументальной живописи, нередко восстановленные из руин. Особое значение для сохранения и музеефикации культовых памятников имела организация с конца 1950-х гг. сети музеев-заповедников.
Лекция: Тема лекции 2 – Классификация памятников архитектуры
Плановые задания, выдаваемые музеями, состоят из основных пожеланий по предстоящей реставрации и приложений к ним в виде обосновывающих материалов: исторических справок с выписками из архивных документов, систематического подбора изобразительных материалов и аналогов для восстановления утраченных элементов здания.
По территориальному признаку: Памятники группируются по странам и районам внутри них; у нас—по областям, городам и районам крупных городов. В результате вырисовывается общая картина истории возникновения и распространения, тех или иных видов сооружений, взаимосвязи строительных и художественных школ, что чрезвычайно важно для определения места памятника в общей картине развития созидательной деятельности.
Один из наиболее эффективных и распространенных видов музеефикации — фрагментарное раскрытие деталей архитектуры относящихся к периодам развития памятника, не охваченным оптимальными датами. И более ранние фрагменты и поздние наслоения, представляющие историческую и художественную ценность, как правило, должны раскрываться и экспонироваться на своем изначальном месте и сопровождаться кратким пояснительным текстом со сведениями о времени их появления и значении.
Схематические обмеры памятника, срочные противоаварийные мероприятия, установка маяков, фотофиксация, предварительные архивные и библиографические изыскания по памятнику, составляются акты технического состояния и утраты первоначального облика памятника составление дефектной ведомости, подбор и систематизация исторических сведений, документов, иконографических материалов, составление рабочей исторической справки.
По масштабам: Это города-заповедники, районы городов, городские ансамбли, дворцово-парковые комплексы, застройка улиц и набережных, отдельные здания и сооружения вплоть до малых форм (верстовые столбы, фонтаны, надгробия, беседки, скамьи). В отдельную группу выделяются так называемые вещевые памятники, связанные с развитием архитектуры интерьеров (картины, скульптуры, люстры, печи, мебель и т. п.), то есть предметы обстановки и прикладного искусства, определяющие характерансамбля, интерьера или представляющие особую историческую и художественную ценность.
В настоящее время подходы к определению понятия «культурное и историческое наследие» существенно пересмотрены. Если раньше охрана культурного и исторического наследия сводилась к охране отдельных выдающихся материальных памятников, то новые подходы к определению понятия культурного и исторического наследия и его охране предполагают:
В Российской Федерации есть примеры передачи памятников в доверительное управление. Например, автономная некоммерческая организация «Национальный центр опеки наследия» получила в доверительное управление несколько объектов в городе Торжке Тверской области. Этот опыт был признан успешным примером использования государственно-частного партнерства в сфере охраны памятников культурного наследия [11, с. 146].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование памятников архитектуры в связи со сменой их назначения велось зачастую варварским способом, без учета их культурной и исторической ценности. В некоторых случаях, это, как ни странно, поспособствовало их сохранению – хотя и в сильно измененном виде; в других же случаях памятники, формально охраняемые, разрушались.
Крайне своеобразный вид имеют ныне не использующиеся круглые локомотивные депо. По проекту К. А. Тона в России было построено девять «круглых зданий для хранения локомотивной машины», которые представляли собой сооружения, состоящие из двух концентрических стен: наружной (диаметром 64 м) и внутренней (диаметром 29 м). В центре здания размещался поворотный круг (диаметром 13 м), от которого шли радиальные пути в паровозные сектора-«стойла», расположенные между наружной и внутренней стенами. Депо имело 18 секторов для паровозов и 4 сквозных выезда. Для обслуживания и ремонта паровоз с помощью круга разворачивали и ставили в свободное «стойло». Центральная часть депо перекрывалась металлическим куполом с люкарнами для вентиляции и застекленным световым фонарем. Эти здания, являющиеся уникальными образцами промышленной архитектуры середины XIX в., дошли до наших дней в очень небольшом количестве: из девяти зданий сегодня только четыре сохранили в плане полный круг, в т.ч. и круговое депо в центре Москвы, входящее в комплекс Таможенного двора на Комсомольской площади. Круговое депо Николаевской железной дороги в Москве дошло до наших дней с серьезными перестройками. В конце XX в. были разобраны металлический купол и поворотный круг, под сводами «стойл» устроены междуэтажные перекрытия, фрагментарно надстроен третий этаж. На момент обследования, проведенного в 2012 г., здание, являющееся памятником инженерного и архитектурного искусства, находилось в заброшенном и постепенно разрушающемся состоянии. Единственным способом его спасения, по мнению специалистов, является восстановление с включением в современную жизнь города [8, с. 10]. Попытка обоснованного выбора современного использования здания кругового депо в Москве была выполнена в рамках магистерской диссертации на кафедре проектирования зданий и градостроительства НИУ МГСУ Ю. И. Наумовой. «Предлагаемый в магистерской диссертации вариант реконструкции кругового депо октябрьской железной дороги с размещением в нем гостиницы малой вместимости может явиться альтернативой строительству одной из планируемых новостроек. Это позволит снизить затраты на строительные работы по возведению нового здания» [8, с. 13].
Проблема сохранения и использования памятников архитектуры нашла отражение в научной периодике: статьи по данной тематике выходили как в сборниках издававшихся при Российских Вузах, так и в специализированных изданиях (вестник МГСУ, Управление экономическими системами: электронный научный журнал, Достижения вузовской науки, Перспективы науки, Новые технологии, и др.).
Особенности оценки зданий – памятников культурного наследия
Именно поэтому последние несколько лет в Правительстве и Государственной Думе Российской Федерации активно обсуждается проблема состояния объектов культурного наследия в нашей стране: высокая степень физического износа, ветхое и аварийное состояние значительного количества зданий и т.д. По статистике, каждый год страна теряет более 100 объектов национального достояния. Объём инвестиций, необходимых в настоящее время для восстановления памятников, оценивается в среднем на уровне 1 000 долларов США на 1 кв. м., т.е. в целом по России, на территории которой расположено около 180 000 памятников общей площадью около 300 млн.кв.м, требуется около 300 миллиардов долларов США.
· реставрация — это комплекс исследовательских, предпроектных, проектных и производственных работ, проводимых на недвижимых памятниках истории и культуры, включающий в себя консервацию, ремонт, научную реставрацию и приспособление недвижимых памятников истории и культуры к использованию;
· недвижимые памятники истории и культуры федерального (общероссийского) значения — расположенные на территории Москвы недвижимые объекты историко-культурного наследия, обладающие выдающейся историко-архитектурной, научной, художественной, мемориальной или иной культурной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, города Москвы и принятые под охрану государства по решению Правительства Российской Федерации;
Существующие сегодня в нашей стране отдельные разработки в данной области не позволяют говорить о возможности полноценного и эффективного включения памятников в хозяйственный оборот. Как правило, историко-культурный потенциал объекта культурного наследия, в результате чего стоимость памятника существенно занижается, что не позволяет государству и обществу получить необходимый экономический эффект от его использования.
Приведенную классификацию необходимо учитывать при оценке памятников культурного наследия потому, что только в случае их чисто коммерческого использования возможно применение трех классических методов оценки — сравнительного, доходного и затратного подходов — полностью.
Соответственно этому все архитектурные композиции можно разделить на два типа: «пребывания в пространстве» и «продвижения в пространстве». К первому типу относят центрические и зальные композиции, ко второму — аллеи, галереи, анфилады, аркады. Отнесение архитектуры к «неизобразительным искусствам» весьма спорно. В сравнении с живописью, скульптурой, графикой архитектор действительно (за исключением декоративных деталей) не изображает конкретные предметы. Зато архитектура способна не только выражать, но и изображать абстрактные, возвышенные идеи и образы: вознесения, возвышения духа, полета души, силы, мощи, спокойствия, уверенности. Такие образы передать непосредственно, минуя эзопов язык аллегорий, не может ни живописец, ни скульптор. Поэтому Б. Р. Виппер называл архитектуру «в высшей степени изобразительным искусством» . Художественный смысл искусства архитектуры заключается, таким образом, в преображении утилитарной строительной конструкции в композицию. К примеру, опорный столб, выдерживающий тяжесть перекрытия, представляет собой оптимальную, прочную и надежную строительную конструкцию, а колонна, выражающая идею духовного сопротивления тяжести и вознесения к небу, есть архитектурный образ, композиция.
Внешнее пространство – природное, градостроительное – является предпосылкой и условием существования архитектурного объекта как единства внутреннего и ограждающего пространств. Оно формирует дух архитектурного объекта. Внешнее пространство – это информационное и энергетическое поле, существующее в исторической бесконечности, «питающее» акт рождения архитектурного объекта.
Первые поселения городского типа в Китае две цивилизации возникли в Азии — в Китае и в Индии. Китайская цивилизация начала развиваться более 7 тыс. лет назад, когда люди из племени шан-инь построили первые поселения в долине реки Хуанхэ (Восточный Китай).
Первые города имели немалые размеры (до 6 кв. км.) и часто имели солидные стены.
После того как около 11 тыс. лет назад на Ближнем Востоке люди стали переходить на оседлый образ жизни, семьи выросли, размер поселений увеличился, появились первые города. В общинах развивалось разделение труда — ремесленники изготавливали необходимые для жизни вещи, руководители управляли жизнью общины. Люди приходили в город покупать и продавать не только выращенные в его окрестностях продукты питания, но и металлические изделия, одежду, ювелирные украшения, пряности и многое другое.
Протяженность Великого Шелкового пути превышает 7 тысяч км. До наших дней сохранились исторические сведения об Отраре как о центре науки и образования (медресе, мечети), искусства и архитектуры. Всемирно известная Отрарская библиотека находилась в этом городе.
Город был окружен стеной, имел три въезда. В эпоху завоеваний Чингисхана Отрар был полностью разрушен (1220г). В начале ХVІ века город перешел к казахом.
Город Хива расположен в Узбекистане на левом берегу Амударьи. В ІХ-Х веках Хива была столицей Хорезма. В Хиве трудились такие великие ученые-энциклопедисты, как Мухаммед аль — Хорезми, Абу Райхан Бируни, Абу Али ибн Сина (Авиценна). Величественные дворцы, мавзолеи, мечети и минареты образовали лучшие архитектурные ансамбли.
1. Кремль — это самый известный и древний объект культурного наследия столицы. Он пережил многое, был свидетелем расцвета и упадка, революций и войн. На его территории располагается множество соборов и зданий, являющихся тоже памятниками архитектуры: Успенский собор, здание Арсенала и Сената, Колокольня Ивана Великого и знаменитая Спасская башня с курантами. Этот ансамбль относится к и упоминается в любом источнике, где рассматриваются памятники архитектуры мира.
Всем, кто заинтересован в сохранении исторического наследия, надо, прежде всего, работать с культурной средой, с формированием у горожан интереса к памятникам истории и культуры, понимания их ценности и значимости, считают в Союзе архитекторов. К сожалению, у богатых людей пока нет желания блеснуть не просто дорогим красивым домом, а тем, что этот дом с какими-то культурными наслоениями, историческими пластами. Да и бизнес-структуры в массе своей считают размещение в исторических зданиях не плюсом для бизнеса, а обременением.
Между тем, для объектов федеральной собственности предложен довольно привлекательный механизм. С сентября вступило в силу постановление Правительства РФ, которое дает возможность сдавать требующие реставрации объекты историко-культурного наследия в частные руки на 49 лет за один рубль.
Храмовники жили на островах Мальта и Гозо в Средиземном море на протяжении 1100 лет (с 4000 до 2900 годов до н.э.), а затем просто исчезли без следа, оставив после себя только удивительные сооружения. Насколько могут судить современные археологи, причиной их исчезновения не стали ни вторжение, ни голод или болезни. Можно утверждать, что эти загадочные люди были одержимы строительством каменных храмовых комплексов — их на 2 небольших островах было найдено около 30. Исследователи обнаружили многочисленные свидетельства жертвоприношений и сложных ритуалов в в этих храмах, а также обилие фаллических символов.
В Курдистане на севере Ирака местные жители недавно нашли настоящие археологические сокровища, датируемые железным веком (более 2500 лет назад). Совершенно случайно они обнаружили основания колонн (предположительно потерянного храма Мусасира), а также другие артефакты, в том числе статуи людей и козы в натуральную величину. Статуи, как полагают, были важной частью ритуалов захоронения в цивилизации Урарту. Дальнейшие раскопки небезопасны, поскольку в этом регионе осталось множество неразорвавшихся мин с приграничных конфликтов прошлых лет.
Как признать дом памятником архитектуры
Чтобы минимизировать подобные абсурдные решения, надзорные органы периодически проводят ротацию экспертов через аттестацию экспертов в Министерстве культуры РФ. Иначе есть риск получить устойчивую коллаборацию «эксперт-застройщик» и соответствующие решения по всем вновь выявленным объектам культурного наследия.
А это уже дает простор для маневров и злоупотреблений. В интересах «экономической или социальной целесообразности» принимаются решение об отсутствии исторической и культурной ценности тех или иных зданий. Чуть позже со старинными домами и усадьбами происходят некоторые манипуляции: к ним пристраивают дополнительные этажи, помещения, а то и вовсе сносят, чтобы освободить место под очередную парковку, магазин или торговый центр. Несмотря на возмущение общественности, чиновники не видят зазорного в подобной ситуации:
Как правило, инициаторами повторных экспертиз становились застройщики, заинтересованные в освобождении перспективных земельных участков в центральных районах города, либо сами владельцы, уставшие от штрафов и требований по реставрации. Причем между внесением здания в реестр ОКН и исключением из него могло пройти всего 2-3 года.
Ведомство рассмотрит в течение месяца. По результатам либо назначат экспертизу для определения историко-культурной ценности объекта, либо откажут в проведении экспертизы с указанием причины. В первом случае в ожидании заключения экспертов дом приобретает статус вновь выявленного объекта культурного наследия и получает временную охрану государства, сравнимую с той, что имеют памятники архитектуры.
- сообщение о выявленном объекте в органы, ведающие сохранением культурного наследия в городе или регионе;
- присвоение объекту статуса вновь выявленного памятника (в этом случае он охраняется так же, как и признанные объекты культурного наследия до вынесения результатов историко-культурной экспертизы);
- экспертиза;
- присвоение решение ведомства с присвоением охранного статуса ОКН либо отказ в признании таковым.
Почему важно сохранять памятники архитектуры
Возможность реставрационных дополнений ограничивается также условием достоверности воссоздания, которое должно базироваться на строгом документальном основании. Согласно Венецианской хартии, реставрация должна прекращаться там, где начинается гипотеза. Документированность реставрации имеет две стороны. Прежде всего, это доказательство принципиального порядка, подтверждающее, что данный элемент памятника действительно существовал и существовал в той именно редакции, которая предусмотрена проектом восстановления.
Сохранение объектов исторического и культурного наследия давно объявлено задачей государственной важности. Однако примеры удачной «адаптации» старых зданий под современный контекст по-прежнему единичны. Как пустить исторические здания в деловой и хозяйственный оборот и замотивировать собственников на заботу и радение? Вопрос этот актуален для всех регионов России. И каждый ищет свой путь.
Споры историков, архитекторов, застройщиков и горожан по поводу сохранения исторического облика Симбирска-Ульяновска то утихают, то вспыхивают с новой силой. Перерастая порой в конфликты, победы в которых с переменным успехом достаются каждой из сторон. Выигрывает ли от этого город в принципе? Однозначного ответа на этот вопрос нет.
По этой же причине принципиально не допускается возведение частей сооружения, которые не были в свое время осуществлены, хотя бы они входили в вероятный авторский замысел. Это положение сохраняет силу не только тогда, когда изначальный замысел реконструируется по догадке (как это часто имело место в реставрационной практике XIX в.), но и тогда, когда мы располагаем, казалось бы, бесспорными материалами в виде авторских чертежей. Известно много примеров того, как окончательное формирование архитектурного облика сооружений прошлого происходило в процессе строительства, когда сам архитектор уточнял и перерабатывал ранее составленный проект. В этом убеждает, в частности, сличение проектных чертежей Баженова и Казакова с возведенными под их руководством постройками Царицынского дворцового комплекса. Неосуществленный вариант проекта сохраняет для нас самостоятельное значение как памятник художественной мысли своей эпохи, но только реально воплощенное произведение может рассматриваться как памятник архитектуры и как объект реставрации.
Изменения архитектуры отдельного сооружения происходили параллельно с изменениями его окружения. Поздние наслоения памятника различно отражают эту связь. Многие переделки древних построек были продиктованы композиционными соображениями, вызванными изменением характера взаимоотношений памятника и его окружения. Так, появление высоких луковичных глав на кремлевских соборах безусловно связано с общим изменением силуэта Кремля, в частности, с надстройкой башен. В свою очередь, появление высоких шатровых завершений на башнях было в значительной мере обусловлено изменением градостроительной ситуации, превращением Кремля из укрепленного центра Москвы, окруженного сравнительно небольшим посадом с низкой застройкой, в центральный ансамбль большого и плотно застроенного города. Изменилось и цветовое решение Кремлевского ансамбля: пестрое сочетание красно-кирпичной и белой окраски центральной соборной группы с включением полихромии уступило место преобладанию однотонного белого цвета, что соответствовало более крупному градостроительному масштабу. Такого рода композиционные связи обязательно должны учитываться при художественной оценке памятника.
Памятники архитектуры
Кроме того, при изучении темы «Памятники архитектуры» были использованы такие периодические источники, как:
- Решение проблем при ремонте в здании — памятнике архитектуры. B. Горюнов, «Бухгалтерия и банки», № 10, октябрь 2007.
- О некоторых вопросах реализации гарантий погребения погибших. умерших военнослужащих. в части возмещения расходов на изготовление и установку надгробных памятников. В.Н. Старцун, «Право в Вооруженных Силах», № 2, февраль 2006.
- Финансовая архитектура FA# — от креативной идеи до новой концепции информационной системы. Р. Давыдов, «Расчеты и операционная работа в коммерческом банке», № 1, январь 2006.
- Внимание: в залог предлагается памятник. Ю.Е. Ежова, «Юридическая работа в кредитной организации», № 3, III квартал 2005.
- Я в домике: сервисно ориентированная архитектура. Е. Козлова, «Консультант», N 21, ноябрь 2012 г.
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Памятники архитектуры». Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Памятники архитектуры» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы «Памятники архитектуры», в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы «Памятники архитектуры» и определены тенденции развития тематики «Памятники архитектуры».
- Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Памятники архитектуры».
- Сказать об актуальности проблемы «Памятники архитектуры» в современных условиях.
- Изложить возможности решения тематики «Памятники архитектуры».
- Обозначить тенденции развития тематики «Памятники архитектуры».
Исходя из принципа восстановления первоначального облика иконы, Сахаров разработал методологию восполнения утрат. Он предложил сочетать два метода — реконструкцию и условное восстановление цвета и формы «согласно с древним письмом и оригинальностью пошиба. Однако пределы реконструкции должны были ограничиваться лишь пределами утрат живописи.
Для тех, кто полагает, что консервация — это заготовка овощей на зиму, сразу поясним: словом консервация в музейной практике принято называть меры по сохранению экспонатов. На городище экспонатами являются открытые раскопками руины древних сооружений. После того, как они долгие столетия покоились под землей, демонстрировать их вам, дорогие посетители, задача достойная, но сложная. Раствор от времени рассыпался и, ничем не скрепленные, камни никак не хотят оставаться стенами. Что делать? Консервировать!
Современное общество проявляет постоянно возрастающее внимание к охране и реставрации памятников,составляющих наше культурное наследие. Реставрация, подобно любому другому виду человеческой деятельности, не является неизменной системой принципов и методов, но имеет свое историческое развитие. Методы реставрации принципиально зависят от того, во имя чего сохраняется и реставрируется памятник. Одна и та же икона в иконостасе действующей церкви, в коллекции старообрядца, собирателя древностей и в экспозиции картинной галереи не будет в полной мере равной самой себе.
Начало ее формирования относится к 2-й пол. 19 в. До 1910-х гг. проблему О. п. разрабатывали административно разобщенные гос. учреждения: Имп. Археол. комиссия, Техн.-строит. к-т Мин-ва внутр. дел, Синод, канцелярия с.-петерб. градоначальника, АХ. Отсутствие централизованного руководства затрудняло надзор за сохранностью худож. ценностей и, как правило, вело к их утрате. В 1909 под пред. вел. князя Николая Михайловича осн. Об-во защиты и сохранения в России памятников иск-ва и старины (существовало до 1915); а в его составе — Комиссия по регистрации памятников иск-ва и старины С.-Петерб. губ. Членами президиума и совета об-ва стали художники, историки иск-ва, коллекционеры, критики и публицисты: А. Н. Бенуа, Н. Н. Врангель, П. П. Вейнер, В. А. Верещагин, С. К. Маковский, Н. К. Рёрих, И. А. Фомин, А. В. Щусев, среди пост. сотрудников — А. П. Аплаксин, А. Е. Белогруд, М. В. Добужинский, В. П. Зубов, В. В. Суслов и мн. др. Вопросы О. п. обсуждались на всерос. съездах художников (1912) и зодчих (1914). После окт. 1917 О. п. находилась в ведении Наркомата просвещения (Соединенная худож.-ист. комиссия) и Наркомата имуществ (Коллегия по делам музеев и О. п.). 15.11.1918 создан Отдел музеев и О. п. (в 1930-х гг. наз. Отделом О. п.) Управления по делам искусств (пред. Г. С. Ятманов) — первое в истории России единое учреждение в данной сфере. Его сотрудниками осуществлена науч. регистрация охранных объектов (Список памятников, состоящих под гос. охраной, утвержден в 1935), сделаны описания обреченных на снос дерев. построек на окраинах города, приняты меры к сохранению имущества уничтоженных храмов, устроены музеи в быв. дворцах Шереметевых, Строгановых и Шуваловых. С 5.6.1938 статусом Отдела О. п. наделено Бюро О. п. Леноблгорсовета. Во время блокады 1941-44 под рук. Отдела действовал аварийно-восстановит. батальон (1941-43), осуществивший крупные работы по обмерам, врем. консервации и фотофиксации поврежденных памятников. В 1942 создан Науч.-экспертный совет, разрабатывались методики аварийных мероприятий. 21.11.1943 организовано Гор. управление по делам архитектуры, в его составе — Гос. инспекция по О. п. — ГИОП (нач. Н. Н. Белехов). В послевоен. годы организована работа по изучению ист.-культурного наследия СПб. и пригородов (в частности, архивно-библиогр. и натурные исследования гор. застройки); в сотрудничестве с архит. и реставрац. мастерскими разрабатывалась методика восстановит. работ по разл. специализациям. Препятствием планомерному осуществлению намеченных мероприятий явилось прямое подчинение ГИОП Гл. архит.-планировочному управлению, вследствие чего инспекция О. п. не смогла оказать должного противодействия массовому уничтожению культурных ценностей ист. жилого фонда города в процессе т. н. «комплексных капремонтов» 1950-80-х гг. В то же время, в 1980-х гг. разработаны проекты Объединенных зон охраны ист. гор. центра, а также Петродворца, Пушкина и Павловска, а в дальнейшем и др. пригородов и окрестностей СПб. Список памятников, состоящих под охраной гос-ва, к 1985 расширен до 4039 объектов, к 2000 — до 5660, к 2003 — в нем св. 7 тыс. памятников. В 1996 ГИОП преобразована в К-т по гос. контролю, использованию и О. п. (КГИОП), подведомственный Администрации СПб.
Среди последователей Ч. Бранди следует назвать Поля Филиппо (Philippot), который совместно с Паоло и Лаурой Моро (Мою) в течение десятилетий отстаивал солидарные с Ч. Бранди взгляды на реставрацию и реализовал на практике методологию «римской школы». В фундаментальной монографии «Консервация настенной живописи» («ConservationofWallPaintings») он вместе со своими соавторами изложил основные принципы концепции. Историческое сознание, считали авторы, требует от современной реставрации безусловного уважения подлинности памятника как документа прошлого. Современная эстетика, в свою очередь, подчеркивая уникальный характер любого произведения искусства как творения индивидуального сознания в данный исторический момент, также утверждает невозможность точного повторения даже самим автором созданного произведения. Вместе с тем П. Филиппо резонно заметил: «при том что эти принципы лежат в корне всякой современной концепции реставрации, они иногда ведут к радикальному отказу от какой бы то ни было интервенции в утраченные зоны»44. Авторы утверждали, вслед за Ч. Бранди, необходимость соблюдения баланса эстетической и исторической позиций при реставрации произведений искусства.
Концепция и ключевые аспекты оценки памятников истории, архитектуры и градостроительства; Часть 5
Во всех случаях при этом требуется нужны корректировка на физический износ и функциональное старение, которые понадобятся для отображения более значительных затрат на содержание ОКН, и учет отсутствия гибкости к адаптации здания для потребностей пользователя, которые меняются со временем.
· – доходный подход рассматривает эффективность затрат, связанных с ОКН, приносящим доход, с точки зрения арендной платы и (или) коммерческой прибыли, которую объект может генерировать. Подход рассматривает дополнительные затраты на содержание объекта, особенно, если эти затраты связаны с устранением признаков функционального старения и резервированием средств, требующихся для резервирования средств на амортизационный фонд;
· При использовании сравнительного подхода историческое происхождение объекта может изменить приоритеты, которые обычно придают характеристикам объектов сравнения. Особенно важно, чтобы были найдены объекты сравнения с историческими чертами подобными чертам объекта. Критерии отбора объектов сравнения включают: сходство в расположении (то есть, в зонировании при существующей концентрации недвижимых ОКН, разрешении на использование и юридической защите ), архитектурный стиль, размер объекта, а также определенные культурные и исторические ассоциации, связанные с ним. Возможны численные корректировки сравнительных продаж, которые предусматривают разницу в расположении, учет затрат на реставрацию или реабилитацию, либо определенные (обременения) ограничения.
· ОКН, используемые в коммерческих целях, оцениваются доходным подходом. Если характерные архитектурные черты и престижность ОКН создают вклад с возможностью его использования в коммерческих целях, и, если коммерческое использование признано наиболее эффективным использованием, то оценка должна быть концентрируется на следующем:
Применительно к оценке стоимости памятников как доходной недвижимости, наряду с базовой стоимостью материальных и нематериальных активов, определяется прибыль с учетом доходности бизнеса и рыночная стоимость права пользования (владения) земельным участком, а также необходимые затраты на улучшения и сохранность объекта и участка в соответствии с требованиями охранного договора.
В настоящий момент под памятником культуры принято понимать движимые и недвижимые (т.е. стационарные) объекты, которые обладают художественной, научной, религиозной или исторической ценностями. В своё время на состоявшемся в Венеции в 1964 г. II-м Международном конгрессе архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам была принята «Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест». В ней было уточнено, что именно следует относить к архитектурным памятникам. Согласно Хартии понятие памятника «распространяется не только на выдающиеся памятники, но также на более скромные сооружения, приобретающие с течением времени значительную культурную ценность» [2]. Архитектурные памятники надлежит самым бережным образом сохранять, причём охранный статус должен быть комплексным и включать в себя не только внешний экстерьер здания, но также его интерьер и декор. Это означает, что все элементы здания-памятника необходимо оставлять, по возможности, в неизменном виде. Всякое новое строительство, разрушения или переделки, которые могут изменить взаимосвязь охраняемых объектов, их цветовую гамму, сопутствующую фурнитуру, элементы украшений внутренних помещений и фасадов и т.д. недопустимы. Кроме того, под охрану подпадает непосредственное традиционное окружение памятника, тот исторический ландшафт, в который он изначально был вписан [2].
В результате такой вульгаризации памятников современные граждане утрачивают визуальную возможность прослеживать последовательно сменяющих друг друга архитектурных стилей, приёмов и техник строительства, разрывается канва исторической застройки, убивается некая бестелесная духовная субстанция. Строительство по соседству новейших сооружений вестернизированной архитектуры приводит к утрате Москвой её национального колорита.
Также негативной является практика точечной и уплотнительной застройки, которая противоречит и разрушает ранее сформировавшиеся архитектурные ансамбли, лишая их комплексной выразительности. К сожалению, приходится констатировать, что положения Градостроительного кодекса Российской Федерации о необходимости при градостроительной деятельности обеспечивать соблюдение требований сохранения объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий [6,121] не выполняются.
Вместе с тем осуществление реальной реставрации архитектурных памятников не только благотворно сказывается на обеспечении бережного отношения к экологии культуры, но позволяет одновременно решать несколько взаимосвязанных задач. Прежде всего, это касается формирования кадров высококвалифицированных специалистов и рабочих, которые могут быть, помимо прочего, привлечены к возведению новых статусных объектов, воплощающих в себе притязания на адекватное отражение престижа страны. Ориентация на использование в ходе реставрационных работ аутентичных материалов, даёт возможность сберечь многие традиционные виды ремёсел. Сохранение и бережная реконструкция исторической застройки городов и сёл России, сделает их ещё более привлекательными для туризма, что стимулирует развитие сферы сервиса и даст дополнительные рабочие места. Наконец нельзя скидывать со счетов воспитующую функцию, когда приобщение к корням родной истории обеспечит преемственность поколений, умножит творческие силы людей, приобщит их к основам национальной культуры, выступит своеобразным противовесом активно популяризируемому средствами масс-медиа в качестве главной универсалии современности обезличенному и стандартизированному коспомолитизму. В связи с этим нельзя не вспомнить слова Джавахарлала Неру о том что: «Настоящее и будущее неизбежно вырастают на почве прошлого и несут на себе его печать и забывать это – значит строить без фундамента отсекать корни национального развития игнорировать одну из мощных сил которые влияют на людей» [3, 390].
HERITAGE
The article is devoted to problem of historical and architectural heritage from the point of view of cultural ecology in present days. On example of Moscow the author shows the modern situation with conservation and restoration of memorial buildings. It describes negative practice so called «reconstruction» and gives some recommendations.
В восьмидесятых годах ХХ века академик Д.С.Лихачёв ввёл в научный оборот понятие «экология культуры». Её он считал неотъемлемой и важной компонентой социальной и духовной сфер, особенно тех их областей, которые связаны с воспитанием патриотизма и чувства гражданственности у каждого отдельно взятого индивида. По мнению Лихачёва: «Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» [1,50].
Добрый день! В силу пункта 1 статьи 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если названным кодексом не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных материалов, сообщение в эфире или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли (пункт 1 статьи 1276ГК РФ).
По смыслу закона, обязательным условием воспроизведения объектов чужой интеллектуальной собственности без согласия их владельцев является, во-первых, чтобы произведение находилось в месте, открытом для свободного посещения, а во-вторых, чтобы это произведение не было основным объектом воспроизведения…
В соответствии с пунктом 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства относятся к объектам авторских прав, охраняемыми в соответствии с действующим законодательством.
При этом под местом, открытым для свободного посещения, следует понимать место, где может находиться любое лицо: выставки, клубы, дискотеки, музеи, парки, скверы, метро, вокзал, территории улиц и т.д. (Определения Пермского краевого суда от 29.07.2013 по делу N 33-7169, ВС РФ от 13.10.2012 N 64-АПГ12-14).
Памятники культуры и архитектуры
В этот же период были переименованы носящие названия, связанные с именем Ленина, Маркса, Энгельса, событиями революции и т. п. Например, ст. м. Проспект Маркса сейчас называется Охотный ряд, ул. Горького — Тверской ул. и т. д. Когда пик борьбы с памятниками прошел, то различные научные и интеллигентские задумались о том, правомерно ли с исторической точки зрения уничтожение памятников идеологии и культуры целой эпохи.
Точки зрения разделились. Одни считают, что необходимо с корнем вырвать все то зло, принесенное 70 гг. застоя, которое выражено в памятниках Ленину и др. Другие же думают, что для того, чтобы прошлое не повторилось, мы не должны его забывать, поэтому необходимо сохранять все культурно-исторические памятники. Такой точки зрения часто придерживаются и на Западе.
Генеральный план предусматривает 1. Сохранение ценной исторической планировки города, основу которой составляет радиально-кольцевая система. 2. Придание территории в границах Камер-Коллежского вала 7400 га статуса памятника градостроительного искусства. 3. Ограничения в историческом центре города на размещение построек, имеющих тенденцию к активному развитию и потенциально способных нарушить среду и ритм жизни в ней. 4. Установление зон охраны природного ландшафта по пойме р. Москвы и склонам ее берегов. 5. Принятие под охрану государства еще 724 зданий памятников архитектуры, 204 зданий памятников истории, 363 объектов археологии, девяти объектов садово-паркового искусства. 6. Продолжение выявления и паспортизации памятников. 7. Расширение реставрационных работ. 8. Сохранение функциональной значимости исторических ансамблей, садово-парковых и дворцово-усадебных комплексов, долин Москвы-реки и малых рек на территории столицы. 11.4. ТуризмМосква — древнейший город, недавно справивший свое 850-летие.
Сейчас, когда к нам свободно могут приехать иностранцы, необходимо создать для их отдыха развернутую сеть высококлассных отелей, обеспечивающих европейский класс услуг. Есть надежда, что когда будет реализован ряд перспективных проектов, Москва станет поистине туристическим раем. К 2023 г по расчетам Генплана, поток туристов увеличится на порядок по сравнению с современным уровнем и достигнет 20 млн чел. в год сейчас — менее одного млн чел Развитие получат все формы туризма традиционные и новые событийный, специализированный, в том числе конгрессно-выставочный, спортивный, религиозный. Построят новые привлекательные сооружения, которые будет интересно и приятно посетить.
Звучат разные предложения, и кажется, что все они как-то обоснованы. С одной стороны, Мавзолей действительно является мощным символом ушедшей эпохи, и в память потомкам нужно его сохранить. С другой стороны, Церковь призывает захоронить останки В. И. Ленина, чтобы упокоилась с миром его душа. Видимо, время рассудит и подскажет правильное решение этой проблемы. К сожалению, меньше общественное внимание привлечено к сохранению памятников усадебной культуры, старинного зодчества, которым необходима реставрация и поддержание их в должном виде. Особенно это касается памятников исторической архитектуры, которые находятся за пределами Садового кольца.
Маршрут природоведческой экскурсии строится по тематическому принципу, число объектов 10—12. Объектами могут быть лесной массив, небольшая роща, городской парк, поле, луг, ландшафт. К объектам относят и явления природы — приливы и отливы, восход и заход солнца, облака. Важно учитывать расстояние между объектами, стараясь, чтобы переходы не были слишком утомительными для экскурсантов. Лучше выбирать объекты живописные, чтобы вызвать у экскурсантов глубокие эстетические переживания и желание оберегать красоту природы.
Зоологические экскурсии сопровождаются показом и наблюдением за животными, рассказом об их жизни, повадках, приспособлении к окружающей среде, значении для человека. Это могут быть экскурсии в дельфинарий или в зоопарк, зоологический музей. Если во время осмотра видно не всех животных, то можно показать их изображения на иллюстрациях, используя материалы «портфеля экскурсовода».
Подготовка природоведческой экскурсии начинается с изучения природы края, потом определяются тема и цель экскурсии и далее поэтапно в соответствии с общей схемой. Особенность — изучение объекта природы в его естественной обстановке, составление гербариев, других коллекций. Важно определить время показа объектов природы (время суток и года).
Показывая памятники архитектуры, необходимо охарактеризовать общеисторическую ситуацию в целом, задача экскурсовода — показать связь между историей и архитектурой, обосновать факт появления того или иного здания, его конструкции и архитектурных особенностей, задачами, решаемыми обществом в тот период. Так, например, в рассказе об архитектуре раннего Петербурга часто звучат фамилии иностранных архитекторов. Следует объяснить экскурсантам, что их приглашение было элементом государственной политики. Выявляя в городской планировке черты регулярности, необходимо сказать, что регулярность — это важная черта культуры петровского времени, она проявлялась и в других областях государственной деятельности.
Начинать экскурсию рекомендуется с того места, где демонстрируются документы, дающие право на ведение деятельности в данной области (лицензия, свидетельство о регистрации и др.), почетные грамоты или иные свидетельства успехов. Если на предприятии есть музей, лучше начать экскурсию именно там. Средняя продолжительность производственной экскурсии 45 — 60 мин. Экскурсию лучше завершить встречей с кем-либо из руководителей или сотрудников предприятия.
11 Фев 2022 semeiadvo 201