Законно противодействии коррупции редакция 2023 года

Подписан закон, направленный на совершенствование правовой основы противодействия коррупции

В связи с этим расширен предусмотренный пунктом 1 примечаний к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые признаются должностными лицами для целей главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» Кодекса.

В этот перечень включены лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50 процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в публично-правовых компаниях и государственных внебюджетных фондах.

Следовательно, при наличии коррупционной составляющей на основании Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в доход Российской Федерации может быть обращено только имущество, приобретенное в период замещения лицом должности, предполагающей контроль за соответствием расходов этого лица его доходам.

Установлено, что работники, замещающие должности руководителей, главных бухгалтеров и должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, в федеральных государственных учреждениях или в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждане, претендующие на замещение таких должностей, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

В данный момент на сортировочные производства отправляется около 20% от всей массы ТДО. К 2024 году планируется довести показатели до 50%, а еще через 6 лет в планах перерабатывать все 100% коммунальных отходов. В основном увеличение показателей должно произойти благодаря росту перерабатываемой техники.

Легальная коррупция

Законопроектом предусмотрено, что физическое лицо освобождается от ответственности в случае, если несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, признается следствием независящих от него обстоятельств

Закон ограничивает:

  • использование госимущества в личных целях;
  • предпринимательскую практику;
  • владение счетами в иностранных банках;
  • разглашение конфиденциальных сведений;
  • высказывание своей оценки и суждения в отношении того, что происходит в госорганах.

Изменения в антикоррупционном законодательстве Российской Федерации

В связи с изданием Федерального закона от 24 февраля 2023 года № 16-ФЗ «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации» расширяется круг должностных лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности.

Должностными лицами в статьях главы 30 УК РФ теперь признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50% голосов либо в которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В статье 5 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляются основные положения, предоставляющие ответ на этот вопрос. Парламент (Федеральное собрание) как законодательный орган власти должен заниматься осуществлением своих полномочий в области именно законотворческого процесса.

Вам будет интересно ==>  Транспортный налог для пенсионера орловская область

Чиновники и судьи в России получат возможность не нести ответственность за коррупционные нарушения. Соответствующий законопроект, внесенный правительством РФ в декабре прошлого года, сегодня рассмотрит Совет Государственной думы. Планируется, что в повестку дня заседания нижней палаты парламента документ попадет в марте.

Минтруд: бороться с коррупцией обязана каждая компания

  • Деятельность по предупреждению коррупции должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется разработать и принять антикоррупционную политику компании.
  • Содержание этой политики определяется особенностями деятельности организации.
  • Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами. Это позволит обеспечить обязательность выполнения установленных требований всеми работниками.
  • Принятие антикоррупционной политики должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения. Желательно привлечь к информированию руководство организации. Работников рекомендуется ознакомить с антикоррупционной политикой под роспись, а обязанность соблюдать ее следует зафиксировать в их трудовых договорах.
  • При выстраивании антикоррупционной политики важно понимать, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками и в рамках каких бизнес-процессов, просчитать возможные схемы их совершения и последствия.
  • Организации, планирующей выявление коррупционных рисков, рекомендуется разработать и утвердить приказом руководителя методику оценки этих рисков с учетом специфики компании: сферы ее деятельности и уставных целей, характера взаимодействия с госорганами и иными регулирующими инстанциями, наличия или отсутствия внешнеэкономической деятельности и иных факторов.
  • Одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции является выявление и урегулирование конфликта интересов. Необходимо уделять этому пристальное внимание при выстраивании системы антикоррупционных мер и противодействии корпоративному мошенничеству.
  • Еще одним инструментом предупреждения коррупции является установление для работников стандартов и кодексов поведения.
  • Нужно учитывать, что получение подарков может сделать работника обязанным дарителю. Поэтому их часто используют для поддержания неформальных, в том числе коррупционных отношений. Принятие даже незначительного по стоимости подарка в определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как получение взятки или коммерческий подкуп.
  • В антикоррупционных стандартах рекомендуется уделить внимание как получению подарков сотрудниками, так и дарению их от имени организации.
  • Работник оказывается в ситуации конфликта интересов, если он располагает ценными бумагами в организации, где обладает распределительными или управленческими полномочиями, и может повлиять на их стоимость. Работа по совместительству может являться прикрытием для выплаты работнику под видом заработной платы вознаграждения за использование им своего положения в интересах организации партнера или конкурента.
  • Коррупционные риски могут возникать не только внутри организации, но и вне ее, в первую очередь в ходе взаимодействия с деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения работ или оказания услуг, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. Из-за сотрудничества с недобросовестным деловым партнером организация может стать участником антикоррупционного расследования, проводимого правоохранительными органами.
  • В целях выявления коррупционных рисков и принятия мер по их минимизации рекомендуется обеспечить оценку добросовестности контрагентов.
  • Особое значение для предотвращения рисков имеют правильная организация внутреннего контроля и надлежащее ведение бухгалтерского учета.

Согласно сводной статистике силовых ведомств, озвученной Юрием Чайкой на упомянутом выше заседании Совфеда, в 2023 г. число выявленных преступлений коррупционной направленности составило 30,5 тыс. В отношении 11,7 тыс. коррупционеров вынесены обвинительные приговоры, почти у 2 тыс. из них было конфисковано имущество. А это уже персональная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом: по ст. 290 («Получение взятки»), ст. 291 («Дача взятки»), ст. 291.1 («Посредничество во взяточничестве»), 291.2 («Мелкое взяточничество»), ст. 204 («Коммерческий подкуп»), ст. 204.1 («Посредничество в коммерческом подкупе»), ст. 204.2 («Мелкий коммерческий подкуп»).

Обеспечить в установленном порядке размещение на официальном сайте Верховного Суда сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей и государственных служащих аппарата Верховного Суда, а также предоставление указанных сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования

Подготовить предложения по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 2023 года N 778)

Борьба с коррупцией: что грозит взяточникам по новому закону

  • В доход государства теперь может быть обращено не только имущество (объекты недвижимости, транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность приобретения которых чиновник не сможет доказать, но и денежная сумма, эквивалентная стоимости этого имущества, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно. Причем, распространяется эта норма не только на имущество чиновника, но и на имущество его супругов и несовершеннолетних детей.
  • Состояние чиновников проконтролируют и после их увольнения или ухода с государственной службы. Контроль за их доходами и расходами будет осуществляться прокуратурой в течение полугода.
  • Для всех коррупционеров, будь то нарушившие закон государственные или муниципальные служащие, работники госкорпораций или государственных внебюджетных фондов, устанавливается единый срок давности для применения взысканий. Если ранее он не превышал полгода, то теперь привлечь к ответственности смогут в течение трех лет.
  • Расширяются возможности антикоррупционного контроля: руководители государственных корпораций и внебюджетных фондов получат право при осуществлении проверок соблюдения требований антикоррупционного законодательства получать справки по счетам физических и юридических лиц. В качестве гарантии соблюдения прав проверяемых лиц законом установлен запрет на разглашение или использование не по назначению этой информации.
  • Усиливается профилактика возможного конфликта интересов: лица, замещающие государственные и муниципальные должности, могут участвовать в управлении коммерческими и некоммерческими организациями от имени и в интересах РФ, субъектов РФ или муниципальных образований лишь на безвозмездной основе для избежания возможного конфликта интересов.
  • Имущество юридического лица теперь может быть арестовано, если это юридическое лицо нарушило статью КоАП «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» (ст. 19.28). Впрочем, как указано в законе, стоимость арестованного имущества юрлица не может превышать максимальный размер штрафа по данной статье – «до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее 100 млн рублей».
  • В случае отсутствия у нарушившего антикоррупционное законодательство юрлица имущества, арест будет наложен на его банковские счета.
  • Сокращается срок, в течение которого юридическое лицо должно уплатить штраф за взятку или подкуп, — теперь это будет необходимо сделать в течение недели.
  • При этом законом устанавливаются и условия освобождения юридического лица от административной ответственности. Компании, от лица которых было передано или обещано незаконное вознаграждение, будут освобождаться от наказания при условии, что они способствовали выявлению данного правонарушения и проведению расследования. Либо если в их отношении было совершено вымогательство.
Вам будет интересно ==>  Что дают на рождение 4 ребенка в 2023

В развитие указанной правовой нормы издан Указ Президента Российской Федерации от 10.12.2023 № 778 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому в период с 01.01.2023 по 30.06.2023 федеральные государственные служащие, на которых не возложена обязанность предоставлять сведения о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера (сведения о доходах), предоставят представителя нанимателя уведомление о принадлежащих им, их супругам и несовершеннолетним детям цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте (при их наличии).

Для чиновников, которые ежегодно отчитываются о доходах, Указом внесены изменения в форму справки. Государственные служащие, включенные в соответствующие перечни, также будут декларировать цифровые активы. Изменения в указанной части вступают в законную силу с 01.07.2023.

С 15 апреля 2023 года вступают в силу изменения, внесеные Федеральным законом от 03.04.2023 № 64-ФЗ в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Изменения затронули перечень лиц, которые обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Так перечень вышеуказанных лиц дополнен гражданами, поступающими на обучение в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей они обязаны предоставлять в порядке, установленном нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Изменениями, внесенными в Закон, установлено, что граждане, призываемые на военную службу, не представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Также установлен перечень лиц, на которых возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. К ним отнесены: государственные и муниципальные служащие; служащие Центрального банка Российской Федерации, работники, замещающие должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов; работники, замещающие отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Также новеллы затронули вопрос ограничений, налагаемых на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности. В частности изменен перечень субъектов, участвовать в управлении которыми лица, замещающие вышеуказанные должности, не вправе. Так, установлен запрет на участие в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени государственного органа или органа местного самоуправления.
Также ряд нововведений коснулся порядка предоставления, а также проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей граждан, претендующих на замещение муниципальной должности, и лиц, замещающих муниципальные должности.
Так, на граждан, претендующих на замещение муниципальной должности, и лиц, замещающих муниципальные должности, возложена обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых вышеуказанными лицами, осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. При выявлении в результате проверки, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Вам будет интересно ==>  При рождении третьего ребенка и последующих детей в алтайском крае существуют ежемесячные денежные выплаты

Законно противодействии коррупции редакция 2023 года

Проводить мониторинг печатных и электронных средств массовой информации по выявлению публикаций о проявлении коррупции в органах судебной власти и системе Судебного департамента. Проводить проверки указанных фактов и принимать соответствующие меры реагирования по результатам проверок в соответствии с законодательством Российской Федерации

Осуществлять комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению ограничений, запретов и по исполнению обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, федеральными государственными гражданскими служащими системы Судебного департамента

Выявлять вопросы, возникающие в судебной практике, при применении законодательства о противодействии коррупции в сфере трудовых (служебных) отношений в ходе рассмотрения кассационных жалоб и проводить обсуждение этих вопросов в режиме видеоконференц-связи с кассационными судами общей юрисдикции

Обеспечить направление на обучение государственных гражданских служащих аппарата, впервые поступивших на государственную службу для замещения должностей, включенных в перечни должностей, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, по образовательным программам в области противодействия коррупции

План Верховного Суда Российской Федерации по противодействию коррупции на 2023 — 2023 годы

При проведении аудиторских мероприятий и ведении реестра бюджетных рисков Верховного Суда анализировать коррупционно опасные операции — операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, при которых может возникнуть конфликт интересов и в отношении которых внутренний финансовый контроль осуществляют должностные лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционным риском

Принять участие в мероприятиях, осуществляемых Главной военной прокуратурой, Главным военным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, по укреплению законности и правопорядка, в целях совершенствования работы по восстановлению имущественных прав и взыскания ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности

За нынешний год взыскано 2,3 млрд рублей по линии борьбы с коррупцией. Однако это не сотни миллиардов, если бы были затронуты верхние уровни. Думаю, что они будут задеты позднее. И это станет главным предвыборным сюрпризом, который нас ожидает в будущем году.

Если сами депутаты пишут, что их инициатива не повлияет на бюджет, значит нахера оно нужно? Только лишь, чтобы вне положенных процедур во время ЧС провести закуп-очку без последствий.
Я к тому, что всё они пишут, когда им надо. И не только про траты, но и про экономический эффект. Тут даже не ясно, какую цель они преследуют, кроме снятия с себя ответственности. Жить станет лучше, потому что решения будут принимать оперативней? Или хуже, потому что решения будут приняты в угоду личной выгоды?

Adblock
detector