Изменения в ФЗ о банкротстве в 2023 году

«По предлагаемой схеме СРО для участия в отборе должна заявить баллы, которые временно замораживаются. Когда дело о банкротстве возбуждается, идет проверка требований. Период с момента начала проверки обоснованности требований до назначения арбитражного управляющего может быть длительным, и все это время у СРО будут заморожены баллы, которые она заявила на эту процедуру. Так как количество арбитражных управляющих в большинстве СРО, вероятно, уменьшится после проведения реформы, суммарный объем баллов таких СРО тоже уменьшится. В результате может сложиться такая ситуация: некрупная СРО заморозит все свои баллы, а в итоге не получит ни одного назначения. Это первый момент.

  • специализированные учреждения, не имеющие права заниматься предпринимательской деятельностью, созданные госкорпорациями «Ростех», «Роскосмос», «Росатом», а также опорным банком для оборонно-промышленного комплекса (согласно п. 4.3 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» им является ПАО «Промсвязьбанк») – в отношении должников, являющихся стратегическими предприятиями и организациями (ст. 190 Закона № 127-ФЗ);
  • специализированное учреждение без права осуществлять предпринимательскую деятельность, созданное единым институтом развития в жилищной сфере (им является АО «ДОМ.РФ»), – в отношении должников-застройщиков;
  • иные организации, наделенные соответствующими полномочиями на основании федерального закона или акта Правительства РФ, – в отношении должников, перечень которых определит кабинет министров.

Тем не менее не все эксперты поддерживают идею о закреплении норм о субординации непосредственно в Законе № 127-ФЗ: по их мнению, решение о субординации требований контролирующих должника лиц должно приниматься в каждом конкретном случае судом – с учетом характера взаимодействия таких кредиторов, в том числе банков, с должниками.

Планируется согласно Законопроекту реформирование еще одного не эффективно работающего по действующим нормам механизма, а именно, торгов по продаже имущества должника (ст. 139 Закона № 127-ФЗ) – по статистике, более 90% торгов в банкротстве завершаются реализацией имущества посредством публичного предложения. Предлагается, во-первых, систематизировать все нормы, связанные с продажей имущества должника, и объединить их в одной главе, во-вторых, детализировать особенности реализации разных видов имущества и правила организации и проведения торгов, в том числе электронных. При этом положение о возможности проведения торгов посредством публичного предложения планируется в принципе исключить из Закона № 127-ФЗ, и эта идея также поддерживается профессиональным сообществом.

Еще одно изменение, предусмотренное Законопроектом, – уточнение очередности удовлетворения требований кредиторов в ходе конкурсного производства (п. 4 ст. 134 Закона № 127-ФЗ): предлагается увеличить количество очередей с трех до восьми. Также планируется пересмотреть порядок удовлетворения так называемых опоздавших требований, установив, что требования конкурсных кредиторов или уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются в составе требований третьей очереди за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, которые были заявлены до закрытия реестра.

В частности, для того, чтобы повысить мотивацию управляющих, а также гарантировать их независимость в деле о банкротстве и прекратить практику затягивания процедур, будет изменен порядок расчета и выплаты вознаграждения. То есть, будет уточнен размер фиксированной суммы вознаграждения в зависимости от типа банкротства и порядок его выплаты — единовременно, по итогам процедуры или ежемесячно. Также будет обговорена и сумма процентов, которые получит управляющий. Как это выльется на практике пока неясно. Однако, при условии, что требования к людям этой профессии будут ужесточены, как и требования к СРО, которые живут за счет взносов, есть большая вероятность, что ценник будет повышен. А это значит, что процедура банкротства для людей станет дороже.

То есть, если потенциальный банкрот затянет с банкротством, а банк успеет «добежать» до суда первым и подать иск о реструктуризации, списать долг уже не получится — придется платить до последнего. Таким образом, получить статус банкрота, а именно списать все свои долги по коммуналке, кредитам, займам, налогам и др., окажется сложнее.

Если закон будет принят (в чем не приходится сомневаться: составлен он по указу президента под контролем главы правительства Мишустина), в силу он вступит через год после официальной публикации. Именно такой срок, по мнению законодателей, потребуется кругу заинтересованных лиц для подготовки новых нормативных актов.

«Законопроектом предусматривается создание государственного регистра арбитражных управляющих, целью ведения которого является государственная регистрация арбитражных управляющих и осуществление процедуры выбора саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и (или) арбитражных управляющих при их назначении на основании балльной оценки», — отмечено в пояснительной записке.

Как отмечено в первом же абзаце пояснительной записки, законопроект был разработан по поручению президента от 5 декабря 2023 года. Ниже заявлено, что документ направлен на комплексное реформирование института банкротства и расширение способов реабилитации должников:

Изменения в законе о банкротстве в 2023-2023

1 сентября 2023 вступил в силу ФЗ №289, разрешивший гражданам банкротиться во внесудебном порядке, без привлечения финансового управляющего и бесплатно. Условия для применения такой процедуры:

  1. Сумма долга не меньше 50 и не более 500 тысяч рублей;
  2. В отношении гражданина нет действующих исполнительных производств – и минимум одно исполнительное производство окончено в связи с п. 4 ч. 1 статьи 46 229-ФЗ (нет имущества, которое можно взыскать).

Основанием для разделения станут доходы, а также находящиеся в распоряжении банкротящегося лица активы. Сами группы выглядят следующим образом:

  1. Физлица, ИП и компании, получившие за предыдущий год доход менее 800 миллионов рублей и обладающие имуществом, стоимость которого не превышает 300 миллионов рублей;
  2. Предприниматели и компании, доходы которых попадают в категорию от 800 до 2000 миллионов рублей;
  3. Юридические лица и ИП, доход которых превышает два миллиарда рублей.

Проект изменений в закон о банкротстве №127-ФЗ был предложен Минэкономразвития ещё весной 2023. На данный момент он уже опубликован на федеральном портале проектов НПА: положительное экспертное заключение получено, поэтому ожидается, что в течение года законопроект вступит в силу.

Сейчас физлица (будут отнесены к первой группе) платят фиксировано 25 000 рублей за каждую процедуру и, как правило, ограничиваются всего одним действием: реализацией активов. То есть, расходы на управляющего для граждан вырастут в 4 раза. В целом банкротство по 127-ФЗ станет сложнее и дороже. Рекомендуем либо провести процедуру до вступления нового проекта в силу, либо признать себя несостоятельным в принятом с последними изменениями внесудебном порядке.

Банкротство юридических лиц в России стало законодательно регулироваться ФЗ № 127 в 2002 году. С того времени в законодательный акт неоднократно вносились изменения. Самое серьезное обновление произошло в 2023 – ФЗ №127 пополнился новым разделом, регламентирующим банкротство физических лиц.

Долги ИП должны составлять те же полмиллиона, что и у граждан. Но, кроме того, их размер должен быть, минимум, на 40% больше, чем стоимость всех личных и предпринимательских активов. Число кредиторов не имеет значения, но важно, чтобы долг каждому превышал суму 10 тысяч рублей. Учитываются только денежные задолженности, долги в виде натурального продукта судом учтены не будут.

  • Наблюдение (применяется исключительно в отношении юридических лиц)
  • Санация (для юридических лиц) или реструктуризация (для ИП и граждан). Данный этап не является обязательным.
  • Введение внешнего управления (для юридических лиц, необязательный этап)
  • Конкурсное производство для юридических лиц, либо продажа имущества физических лиц (обязательный этап)

Заявить о банкротстве вправе сами руководители либо собственники компании, а также уполномоченные государственные органы и прочие кредиторы. В том числе, работники, которым вовремя не заплатили зарплату. Поправки к закону ФЗ № 127 в 2023 году предписывают в первую очередь гасить долги перед трудовым коллективом работников.

  • Должник – потенциальный банкрот, физическое или юридическое лицо, просрочивавшее регулярные платежи на три и более месяцев
  • Кредитор – юридическое, либо физическое лицо, давшее должнику деньги в долг, и не получившее их назад в положенный срок. Закон подразделяет кредиторов на обычных и конкурсных. Конкурсные кредиторы, это лица, включенные арбитражным управляющим в реестр кредиторов. Они имеют голоса на собрании кредиторов, принимают активное участие в процессе, имеют возможность влиять на развитие событий.
  • Арбитражный управляющий – это специалист, на которого судом возлагается обязанность управлять активами (имуществом) должника до окончания процесса и принятия судебного решения. Также может называться конкурсным, временным, финансовым управляющим.
  • Уполномоченные государственные органы (или госорганы) – это государственные структуры, чьи интересы затрагивает банкротство должника. Как правило, под ними подразумеваются ФНС, ФСС, ПФР и прочие подобные организации.
  1. Человек обращается в МФЦ. Нужно указать в заявлении всех кредиторов и размер задолженности перед каждым.
  2. МФЦ проверяет информацию. На проверку достоверности сведений отведен один день — в электронном виде делается запрос в ФССП о том, были ли окончены испол. производства за неимением имущества, и не открыто ли новых. Если сведения не подтвердят, многофункциональный центр вернет заявление. Повторно обратиться разрешают лишь через 1 календарный месяц.
  3. После проверки МФЦ в 3-дневный срок публикует информацию о банкротстве в едином государственном реестре — ЕФРСБ.
  4. Далее последует 6-месячная процедура. Кредиторам предоставят полномочия по розыску имущества должника, проверке долгов. Начисление штрафов, пени и процентов приостанавливается.

Для физических лиц мораторий не работает. Мораторий распространяется на долги, но не учитывает текущие платежи должника. Введение моратория в 2023 дало предпринимателям и юридическим лицам небольшую передышку, временно защитив их от принудительного банкротства.

Предполагается, что вместо 25 тыс. рублей за каждую процедуру должник после принятия закона должен будет заплатить 100 тыс. руб. В этой инициативе видна рука «банковского лобби». Именно отечественные банки неоднократно заявляли, что процедура банкротства физ. лица для российского гражданина получается слишком простой и дешевой. От этого люди и не чувствуют свою ответственность за то, что они бесконтрольно берут новые кредиты и займы.

Закон о банкротстве за все годы его существования постоянно видоизменялся. Напомним, что основа у этого документа едина для юридических и для физических лиц, просто для юриков и физиков в законе есть свои нюансы. Есть они также и для так называемых «физюриков» — тех граждан, кто зарегистрированы в качестве ИП.

Потенциальные банкроты — граждане составят первую группу. В нее также отнесены компании и ИП, доход которых за год, предшествующий банкротству, не вышел за рамки 800 млн. руб. Стоимость активов у таких физ. лиц, организаций и предпринимателей не должна превышать 300 млн. руб.

Не секрет, что банкроты могут быть интересными для управляющего, а могут быть и неинтересными. Например, банкрот с дорогой ипотечной квартирой будет интересен, она будет в процедуре реализована, и управляющий получит помимо фиксированного еще и переменное вознаграждение (7% от цены проданной квартиры). А вот банкрот без доходов и с большим количеством кредиторов управляющему не интересен, на переменное вознаграждение рассчитывать не приходится, а трудозатраты высоки.

  • Баланс интересов в процедуре сместится в пользу кредиторов. Почему это произойдет? Затянуть сроки в процедуре процессуально может любой участник, поэтому значимость фактора «срок проведения процедуры» для финансового управляющего будет низка, а на первое место выйдет процент удовлетворения требований кредиторов.
  • Финансовые управляющие будут более активны в выявлении и реализации имущества должника. Это произойдет как по «интересным» должникам – управляющий потратил на заявку рейтинг, ему нужно его «отбить», так и по «неинтересным» — у назначенного случайным образом финансового управляющего скорее всего мало процедур и есть физическая возможность тратить на каждую больше времени.
  • Сроки процедуры вырастут, так как возрастет количество спорных ситуаций (как минимум в первые полтора-два года после введения процедуры, пока не будет наработана обширная практика обновленного банкротства),
  • Стоимость юридических услуг по сопровождению процедур банкротства также вырастет из-за возросшего количества спорных ситуаций и увеличения сроков, а гарантия результата по этой же причине будет отменена или станет дороже.

Следует отметить, что процедуры и судебного, и внесудебного банкротства физических лиц в настоящее время работают довольно эффективно для граждан. Например, только в 2023 г. по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации банкротами было признано свыше 116 тысяч граждан, а из 70 тыс. завершенных в 2023 году дел о банкротстве 68 тысяч, то есть более 97 процентов, завершены с освобождением гражданина от обязательств – со списанием долгов. Списать долги в процедуре внесудебного банкротства по данным Федресурса на конец мая 2023г. смогли свыше тысячи граждан (из 3,6 тысяч возбужденных процедур).

Первый по своей сути является аукционом среди финансовых управляющих за баллы. Кто сможет больше потратить заработанных ранее баллов рейтинга за назначение в процедуру, того и назначат. Если несколько управляющих заявили одинаковое количество баллов за назначение, система выберет случайным образом одного из них.

Разумеется, многое будет зависеть от конкретной методики определения баллов, которая еще не разработана. Но определенные выводы о том, каким образом вышеперечисленные изменения скажутся на эффективности процедуры банкротства для граждан-банкротов уже можно сделать.

Процедура банкротства физического лица в 2023 году: пошаговая инструкция

Основное условие банкротства — неспособность выплачивать долги в течение 3 месяцев и более. В течение этого времени кредиторы инициируют производство. В этот момент имеет смысл отправиться к юристу, так как многие финансовые организации подключают к работе коллекторов, а это оказывает серьезное психологическое давление.

Инициировать упрощенную процедуру банкротства физического лица гражданин может через МФЦ по месту жительства. К заявлению необходимо приложить список всех кредиторов. Это намного проще, чем обращение в суд с кучей справок, дата которых не должна быть позднее чем за 30 дней до подачи заявления.

Понадобятся справки о доходах за последние 3 года, копия трудовой, справки о банковских счетах, сведения об участии в других юрлицах, доказательства задолженности. Это кредитные договоры и документы о займах и кредитах и размере неоплаченного остатка, документы, подтверждающие невозможность погашения долгов.

Если судебные приставы открыли производство или у должника есть доход, а также какая-либо собственность, внесудебно пройти процесс не получится. При обнаружении активов будет запущено банкротство физлица через арбитражный суд со всеми вытекающими. И здесь, конечно, не обойтись без юриста.

Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. По статистике, одобряют около 25% заявок, а остальные возвращаются из-за несоответствия требованиям. Подать на внесудебное банкротство можно при наличии просрочки по долгам не менее 50 тысяч рублей при условии отсутствия имущества и денег на счетах.

Этапов на самом деле немного. Большая часть работы ложится на сотрудников многофункционального центра. Именно им предстоит делать проверки, пересылать документы, проверять соблюдение условий, выполнять все остальное. Итак, с 1 сентября банкротство через МФЦ будет включать такие этапы:

  1. Обратились в суд для принудительного взыскания своего долга.
  2. Получили в суде исполнительный лист и направили его в ФССП на принудительное исполнение.
  3. Получили исполнительный лист обратно, так как решение нельзя исполнить из-за того, что не удалось найти никакого имущества.

Это новая схема списания личных долгов для физлиц. Суть упрощения в том, что избавиться от невыполнимых обязательств перед кредиторами теперь можно без суда и бесплатно. Достаточно просто пойти в МФЦ и написать заявление, а все остальное государство сделает самостоятельно и автоматически. А когда установленный законом срок истечет, гражданина признают банкротом, как будто, он прошел эту процедуру через суд.

Это вкратце. Если же разобраться подробнее, в реальности есть масса нюансов, которые усложняют процесс. Упрощенное банкротство физических лиц в 2023 году на самом деле не такое простое. По большей части из-за условий, которые должны выполняться, чтобы заявление от гражданина приняли в МФЦ.

А даже если производство будет закрыто, уже на следующий день после получения исполнительного листа взыскатель имеет право предъявить его в ФССП снова. Служба обязана на его основании открыть производство повторно и снова проводить исполнительные действия. Получается, должник поставлен в зависимость от поведения кредиторов, взыскателей и приставов. Если кто-то не согласен, есть все инструменты, чтобы препятствовать банкротству физического лица через МФЦ. И это самый главный минус.

Такое «ускорение», вероятно, будет достигаться за счет изменения самой процедуры торгов и более быстрой реализации имущества банкрота. В поправках предложили заменить торги на повышение цены англо-голландскими аукционами, когда в рамках одной сессии проводят торги на повышение с разворотом на понижение и обратно, а также допускать новых участников на торги уже в ходе их проведения.

Но более вероятно, что цель проекта – повысить процент удовлетворения требований кредиторов при банкротстве юридического лица. От нововведений выиграют именно кредиторы, получив возможность с самого начала банкротства управлять компанией должника и его активами.

Из нескольких СРО (не больше 5) будут выбирать одну в случайном порядке с использованием специальной программы. Если претендуют больше организаций, то выбирают все равно только из пяти тех, которые предложили больше баллов. Выбранная СРО уже самостоятельно предлагает кандидатуру арбитражного управляющего.

На данный момент процедура внесудебного банкротства граждан неэффективна, потому что заявить о банкротстве можно только если все исполнительные производства закрыты. Если приставы не идут навстречу, приходится ждать годами. А если человек получает даже минимальный доход (включая пособия, социальные выплаты), то о закрытии производств речь вообще не идет: списывают 50% с любого поступления на арестованный счет.

В каком порядке будет согласовываться и утверждаться план реструктуризации, если собрание кредиторов не пришло к единому решению, или должник не согласен с планом? Этот момент требует дополнительного обсуждения с Верховным судом, уполномоченными органами и бизнес-сообществом.

Федеральный закон от г

2) размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату вынесения судебного акта об окончании реструктуризации долгов гражданина (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма погашенных в ходе реструктуризации долгов гражданина требований по каждой очереди требований;

8. Гражданин вправе подать заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке повторно не ранее чем по истечении десяти лет после дня прекращения процедуры внесудебного банкротства в соответствии со статьей 2235 настоящего Федерального закона или дня ее завершения в соответствии с пунктом 1 статьи 2236 настоящего Федерального закона.

3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество утвержденного финансового управляющего на дату завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;

3) выводы по результатам анализа финансового состояния должника (в том числе выводы о достаточности средств должника для покрытия судебных расходов и расходов на финансирование деятельности финансового управляющего, возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника);

2) размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату закрытия реестра требований кредиторов (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма удовлетворенных в ходе реализации имущества гражданина требований по каждой очереди требований;

Перспективы и последствия изменений в законодательстве о банкротстве в 2023 году

Изначально все планировалось для урегулирования деятельности арбитражных управляющих. Действительно, есть темные зоны в вопросе контроля деятельности: кто-то работает добросовестно, кто-то — не очень. Управляющим запрещено заниматься коммерческой деятельностью, но некоторые из них активно рекламируют свои услуги, в том числе и сопутствующие.

На текущий момент процедура назначения управляющего выглядит так: пишется заявление на банкротство, в нем указываются суд и СРО — законом это не воспрещается. Если определенный арбитражный управляющий реагирует не сразу, внутри СРО выбирается другой, и об этом уведомляются участники процесса. Соответственно, обе стороны знают, кто и когда приходит, кому с кем работать, какие нюансы нужно учитывать при процедуре.

Еще один плюс — возможность реализации имущества банкрота не только с помощью специализированных площадок и прямых продаж имущества через доски объявлений, но и при размещении на маркетплейсах. Больше возможностей по реализации, ускорение процедуры — это однозначно хорошо. Но вот другие изменения положительными назвать никак нельзя.

А сейчас, в новом законе, планируют сделать государственный реестр и туда внести всех арбитражных управляющих и все СРО. Запустить балльную систему оценки их деятельности: у кого лучше «оценка», тот себе и забирает процедуру — попахивает небольшой монополией. Или большой, смотря с какой стороны посмотреть.

По этому объекту будет точно такая же процедура, как и по чему-то более ликвидному — оформление бумаг, подготовка к торгам, сами торги (только они, согласно закону, могут растянуться до полугода). Сейчас процедура торгов выглядит так: проводятся два этапа с фиксированной ценой, если сделки нет, следующие этапы идут на понижение стоимости лота (имущества).

Заявление подлежит рассмотрению судом не ранее 15 дней и не позднее трех месяцев с даты его принятия. По результатам рассмотрения заявления суд может вынести определение о признании заявления обоснованным и введении реструктуризации долгов гражданина. Сведения о признании заявления обоснованным и введении реструктуризации долгов гражданина публикуются в официальном издании (п. 1 ст. 28, п. п. 1, 5 ст. 213.6, п. 1 ст. 213.7 Закона N 127-ФЗ).

Исключениями являются, в частности, требования по текущим платежам, о возмещении вреда жизни или здоровью, возмещении морального вреда, взыскании алиментов, а также оставшиеся непогашенными требования кредиторов, при возникновении и исполнении которых должник действовал недобросовестно.

— сделки по приобретению и отчуждению имущества стоимостью свыше 50 тыс. руб., по получению и выдаче займов, получению кредитов, по передаче имущества в залог, а также распоряжение денежными средствами на банковских счетах (вкладах) могут совершаться вами лишь с предварительного письменного согласия финансового управляющего. Без согласия финансового управляющего вы можете распоряжаться денежными средствами на специальном банковском счете в пределах 50 тыс. руб. ежемесячно.

Вы, кредитор или уполномоченный орган вправе направить проект плана финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган не позднее 10 дней по истечении двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о банкротстве. Затем финансовый управляющий проводит первое собрание кредиторов, где представляет проект плана, который должен быть принят большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, после чего он утверждается судом (п. п. 1, 5, 6 ст. 213.12, ст. 213.16, п. 1 ст. 213.17 Закона N 127-ФЗ).

Кроме того, есть специальные правила обращения самого должника в суд с заявлением о признании его банкротом. Так, должник обязан обратиться в суд, если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения им денежных обязательств или обязанности по уплате обязательных платежей (далее — обязательства) в полном объеме перед другими кредиторами и общий размер таких обязательств — не менее 500 тыс. руб.

Закон о банкротстве физических лиц: особенности применения в 2023 году

Если долг превышает 500 тысяч рублей, и нет возможности платить, то гражданин обязан начать процесс банкротства. При меньшей сумме задолженности есть право на объявление себя банкротом, но не обязанность. При этом гражданин должен доказать свою неплатёжеспособность.

При этом люди списывают долги, не учитывая довольно серьёзные последствия. Например, в течение 5 лет банкрот, скорее всего, не сможет воспользоваться услугами банков по кредитованию, поскольку должен будет оповещать о проведённом банкротстве. А в течение 3 лет банкрот не сможет занимать руководящие должности.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ даёт возможность юридическим и физическим лицам официально избавиться от непосильных долгов. В этой статье рассмотрим банкротство физических лиц и выясним, как инициируется процедура, согласно законодательству.

Сейчас закон с изменениями в последней редакции позволяет физическим лицам инициировать процедуру банкротства как в судебном, так и внесудебном порядке. Внесудебное банкротство физлиц регулирует параграф 5 действующей редакции закона. При этом в статье 223.7 сказано, что процедура внесудебного банкротства является бесплатной. Порядок банкротства в судебном порядке описан в п. 1-32 ст. 213 параграфа 1.1 X главы закона.

В первом варианте заявление рассматривается в срок до 5 рабочих дней, а судебное заседание назначается через 1,5-2 месяца. В ходе первого заседания назначают арбитражного управляющего и выбирают процедуру банкротства физического лица — реструктуризация долгов или реализация имущества.

  1. В Регистре размещают сведения о банкротстве физического лица, ИП или организации.
  2. СРО делают ставки, используя имеющиеся у них баллы.
  3. Система автоматически рассчитывает средний балл для участия, затем отсеет СРО с низкими ставками.
  4. Из оставшихся участников выбирается случайная СРО, из членов которой и будет назначен финуправляющий.

Также новый проект закона предусматривает изменение размера вознаграждения арбитражного управляющего за проведение реализации имущества. Сейчас это 7% от вырученных денег. После вступления поправок вознаграждение управляющего будет зависеть от стоимости имущества должников:

Создадут специальный Государственный регистр арбитражных управляющих, в котором будут храниться сведения о баллах. Новые изменения в закон о банкротстве введут иную схему выбора финуправляющих , исключающую, по задумке законотворцев, их договорные назначения:

  1. В первую категорию войдут граждане , а также ИП и организации, чей годовой доход не превышает 800 млн рублей, а имущество стоит менее 300 млн рублей.
  2. Во вторую категорию войдут ИП и компании с доходом в пределах 800–2000 млн рублей.
  3. Третья категория будет состоять из организаций и ИП, годовой доход которых от 2 млрд рублей.

Вводится так называемая «голландская схема», когда в пределах одного торгового дня лоты будет торговаться со ставками как на повышение, так и на понижение стоимости. Дополнительно создадут специальные интернет-площадки (маркетплейсы), на которых будут торговаться лоты с имуществом банкротов.

Банкротство физических лиц в 2023 г: пошаговая инструкция

Важно, чтобы представленные документы в полной мере подтверждали невозможность исполнения должником своих обязательств перед кредиторами. И что не менее важно – соответствовали действительности. В противном случае это грозит административным или даже уголовным наказанием.

К первой очереди относятся текущие платежи, в том числе связанные с ведением дела о банкротстве. Сюда входят 7 процентов, которые получает финансовый управляющий в качестве вознаграждения помимо фиксированного платежа в 25 тысяч рублей (цена банкротства физического лица зависит от размера удовлетворенных требований кредиторов.

  1. В течение 5 лет нельзя брать кредиты и займы без указания о своем банкротстве.
  2. В течение 5 лет после реализации имущества нельзя инициировать свое банкротство. Если за это время заявление будет подано кредитором или уполномоченным лицом, то освобождения от обязательств не будет.
  3. В течение 3 лет – участвовать в управлении юридическим лицом.
  4. В течение 10 лет – участвовать в управлении кредитной организацией.
  5. В течение 5 лет – участвовать в управлении такими организациями, как страховая компания, микрофинансовая организация, негосударственный пенсионный фонд и т.п.

Обязательным пунктом является указание наименования и адреса выбранной СРО АУ со сведениями о вознаграждении финансовому управляющему. При этом, как указано в Постановлении Пленума Верховного суда № 45 от 13.10.2023 г., заявитель не вправе выбирать конкретную кандидатуру арбитражного управляющего.

  • кредиторы не могут предъявлять требования вне условий плана и требовать возмещения убытков, связанных с его утверждением,
  • задолженность нельзя погашать путем зачета встречного требования,
  • проценты, неустойки и штрафы по заявленным в плане требованиям начисляться не будут,
  • должник обязан уведомить кредиторов в случае, если его имущественное положение существенно изменится,
  • во время исполнения плана и в течение 5 лет после его завершения гражданин не должен скрывать факт применения к нему процедуры реструктуризации.

Процесс сокращается, за счет уменьшенного количества активных действий в ходе решения вопроса банкротства, также значительное влияние оказывается тем фактом, что субъекты, подпадающие под данную категорию, как правило, не являются активными участниками рынка, они не имеют ни доходов, ни расходов.

  • документально оформленное подтверждение того, что у гражданина имеются непогашенные финансовые обязательства в виде кредитов, займов и любых других ссуд, с указанием суммы образовавшейся задолженности (всю эту информацию можно запросить у кредиторов);
  • решение судов – при наличии просуженных долгов;
  • документы, в которых указываются доходы, полученные гражданином за последние три года (здесь во внимание принимается не только заработная плата, но и пенсия, социальные пособия, дивиденды и проценты по вкладам при их наличии);
  • справка из банка обо всех открытых счетах, в которой должна быть указана информация не только об остатке денежных средств, но и об их движении по счетам в течение времени;
  • сведения о движении денежных средств по счетам в электронных платежных системах при их наличии;
  • документы, которые содержат сведения о движимом и недвижимом имуществе, которое находится в собственности должника (сюда относятся даже доли в уставном капитале и ценные бумаги при их наличии);
  • заключаемые должником договора, объектом которых выступает имущество стоимостью более трехсот тысяч рублей (подтверждающие факты дарения, купли-продажи или переуступки права требования);
  • личные документы, удостоверяющие личность гражданина, среди которых паспорт, свидетельство ИНН, свидетельство страхования;
  • документы, подтверждающие семейный статус гражданина (свидетельства о рождении детей, свидетельство о заключении брака или о разводе, брачное соглашение и прочие);
  • документы, содержащие информацию о совершаемых налоговых выплатах (выписка по лицевому счету, открытому в Пенсионном фонде);
  • справка из налоговой инспекции, в которой содержится информация о том, имеет ли гражданин статус индивидуального предпринимателя (обратите внимание, что срок ее действия составляет всего пять дней).

—>

Обязательное условие для признания банкротства физлиц – быть гражданином России. Кроме того, вы должны доказать, что существуют обстоятельства, препятствующие выплате долговых обязательств. Это может быть сокращение на работе или травма, не позволяющая дальше выполнять свои рабочие обязанности. Выполняться должны и следующие условия:

Второй тип – «подозрительные» – сделки, которые были заключены с заведомо предусмотренным неравным встречным вознаграждением. В указанном случае разрешено оспаривать сделки, заключенные за срок не меньший, чем 12 месяцев до старта процедуры банкротства, и через 12 месяцев после. Ко второму типу также принято относить сделки, которые были заключены с явным намерением причинения вреда в отношении кредиторов. Оспариваться подобные сделки могут в случае, если они заключены не ранее, чем за 36 месяцев до старта процедуры банкротства.

  1. Банк или МФО обратились в суд для взыскания долга.
  2. Судебные приставы отчитались, что долг взыскать невозможно. То есть у гражданина нет необходимого имущества для компенсации финансового ущерба. Завершить производство по судебному исполнению достаточно сложно, процесс может затянуться надолго.

Внесудебное банкротство: порядок и последствия для граждан

  • в их отношении должно быть окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю по причине отсутствия у должника имущества и денежных средств;
  • в их отношении после возвращения исполнительного документа не должно быть возбуждено новое исполнительное производство.

Самому же должнику предоставляется возможность улучшить свое финансовое положение и расплатиться с долгами. Если этого не произойдет, то по истечении 6 месяцев с момента включения в реестр сведений о банкротстве процедура банкротства прекращается и физлицо признается банкротом.

С момента включения информации о гражданине в единый реестр сведений о банкротстве вводится мораторий на удовлетворение имущественных требований к нему, а также прекращается начисление неустоек, штрафов, пеней и процентов по всем обязательствам гражданина (ст. 223.4 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

Заявление о признании банкротом во внесудебном порядке подается в МФЦ по месту жительства или месту пребывания по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития от 04.08.2023 № 497. К заявлению в обязательном порядке нужно приложить список всех кредиторов, перед которыми физлицо имеет непогашенные долги.

В соответствии с поправками заявить о своем банкротстве во внесудебном порядке могут граждане, имеющие непогашенную задолженность по обязательствам и обязательным платежам, которая в совокупности составляет не менее 50 000 рублей и не более 500 000 рублей (ст. 223.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

В процедуре банкротства физлиц в 2023 году могут внести изменения

Законопроект, который предлагает ввести Правительство РФ весной 2023 года, меняет весь механизм банкротства. Вводятся новые понятия, все должники распределяются по нескольким группам, а реализацию имущества предлагается проводить через маркетплейсы. Большая часть изменений, конечно, относится к банкротам-предпринимателям и банкротам-юридическим лицам. Но и для граждан-должников, планирующих подавать на банкротство, также есть несколько важных изменений. Подробнее о них ниже.

В принципе, для граждан-должников группа, к которой его относят, имеет значение лишь в части назначения управляющих и, как следствие, указания в заявлении о банкротстве новой информации. В заявлении законопроект призывает указывать не СРО, из числа членов которого будет назначаться управляющий (этот пункт предполагается исключить), а группу, к которой будет относиться СРО, которое может вести дела должников 1 группы.

  • 100 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 1 группы,
  • 300 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 2 группы,
  • 500 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 3 группы.

Еще одно значимое нововведение законопроекта – изменение стадий банкротства (ликвидация некоторых, ранее непопулярных). Опять-таки, в той редакции законопроекта, в какой его анализировал автор при написании статьи, физических лиц и ИП это нововведение не коснется. Стоит отметить, что и проект закона об упрощенном банкротстве граждан дважды кардинально «перекраивался».

Первое, что предлагает сделать законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации – это переименовать Закон «О банкротстве» в Закон «О реструктуризации и банкротстве».

Внесудебное банкротство станет доступно гражданам с долгами до 1 млн руб

Действующие правила внесудебного банкротства предусматривают, что гражданин в своем заявлении в МФЦ должен перечислить известных ему кредиторов и размер обязательств перед ними. По завершении процедуры банкротства, которая длится полгода, человек освобождается только от перечисленных в заявлении долгов в указанном размере, остальные не погашаются.

Проект также предусматривает новый механизм защиты кредиторов от неправомерного списания долгов граждан по итогам упрощенной процедуры личного банкротства. Сейчас кредитор вправе только требовать перевода должника в судебное банкротство, если обнаружит то или иное злоупотребление на этапе длящейся шесть месяцев внесудебной процедуры. Минэкономразвития же предлагает дать кредиторам право обращаться в суды с заявлением о неприменении правила о списании долгов в течение года с момента, когда они узнали или должны были узнать о наличии соответствующих оснований. Однако в любом случае это должно быть сделано не позднее трех лет со дня включения в ЕФРСБ сведений о завершении процедуры внесудебного банкротства должника.

Также проект предлагает разрешить передавать без согласия должника, в отношении которого завершено исполнительное производство, его персональные данные в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Это предлагается делать для уведомления самих должников о возможности внесудебного банкротства.

Минэкономразвития также предлагает разрешить гражданам один раз в рамках внесудебной процедуры банкротства подавать уточненные заявления, в том числе корректировать список кредиторов. В таком случае полгода, отведенные на процедуру банкротства, начинают отсчитываться заново — с момента публикации уточненного уведомления в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве («Федресурс», ЕФРСБ).

Москва. 2 августа. INTERFAX.RU — Минэкономразвития предлагает вдвое — с 500 тыс. рублей до 1 млн рублей — увеличить максимальный порог долга, при котором человек может инициировать личное банкротство во внесудебном порядке через многофункциональный центр (МФЦ), рассказал «Интерфаксу» источник, знакомый с инициативой министерства.

Если проверки не дали положительного для кредиторов результата, через полгода поле запуска упрощенной процедуры банкротства должник официально признается финансово несостоятельным. Результатом становится списание долгов, которые были включены в заявление, поданное в МФЦ. Данные о признании гражданина банкротом публикуются на Федресурсе.

Процедура несостоятельности физических лиц начала действовать по отношению к рядовым гражданам относительно недавно и судебная практика еще не сложилась. Поэтому отзывы многих физлиц указывают на то, что без привлечения квалифицированных юристов справится с данной процедурой практически невозможно.

Традиционная процедура признания гражданина несостоятельным предусматривает как серьезные финансовые расходы, так и не менее существенные временные издержки. Поэтому не стоит удивляться желанию законодателей разработать более удобную, быструю и, что особенно важно, доступную большому количеству россиян схему.

  • Заявление по установленной форме.
  • Перечень кредиторов, оформленный в соответствии с требованиями п.3 ст. 213.4 ФЗ «О банкротстве».
  • Паспорт или иной удостоверяющий личность документ, ИНН и СНИЛС.
  • Сведения о регистрации по месту жительства или пребывания.
  • Постановление об окончании исполнительного производства.
  • Гонорар в размере 25 000 рублей для финансового управляющего за проведение каждой процедуры в рамках дела по банкротству физлица. Перед запуском каждой процедуры инициатор банкротства размещает сумму гонорара на депозитный счет арбитражного суда. В деле возможно проведение 3 процедур: «Реструктуризация», «Реализация имущества» и «Мировое соглашение».
  • Отдельное вознаграждение финансовому управляющему за проведение процедуры «Реструктуризация» в размере 7% от выплачиваемых кредиторам сумм. Начисляется сверх установленной суммы при каждом погашении долговых обязательств.
  • Вознаграждение финансовому управляющему за проведение реализации имущества в размере 7% от суммы средств, вырученных от реализации собственности должника. Сумма вычитается из прибыли от продажи имущества.
  • Плата за размещение сведений в реестре ЕФРСБ – 430 рублей за каждое сообщение. Инициатор банкротства обязан освещать все значимые изменения по делу: о запуске процедур, о проведении собраний кредиторов, о начале торгов и т.д. Все категории сведений обязательных к публикации, перечислены в ст. 213.7 Главы Х Федерального закона N 127-ФЗ. Оплата публикаций осуществляется за счет банкрота-физлица, даже если инициатором банкротства является не он.
  • Гонорары специалистам, привлекаемым по делу о банкротстве: оценщикам имущества, лицам, осуществляющим ряд обязанностей финансового управляющего. Затраты могут варьироваться в зависимости от условий дела и расценок за высококвалифицированный труд.
  • Расходы на проведения торгов в рамках процедуры «Реализация имущества» – от 5000 рублей и выше.
  • Плата за публикации в СМИ сведений о введении процедур «Реструктуризация» и «Реализация имущества», а также о признании судом финансовой несостоятельности физлица (ст. 213.7. п. 1 Федерального закона N 127-ФЗ). Распоряжением Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р, официальным изданием для публикаций подобных сведений определена газета «Коммерсантъ». Общая стоимость публикаций в «Коммерсантъ» по делу о банкротстве физлиц варьируется в пределах 10 000-15 000 рублей.
  • Госпошлина в размере 300 рублей.
  • Почтовые расходы на заказные письма для уведомления заинтересованных лиц (кредиторов) о подаче заявления на банкротство физлица — около 100 рублей за отправку каждого письма.
Вам будет интересно ==>  Может Ли Ответчик Забрать Исполнительный Лист
Adblock
detector