Как сейчас называется высшее образование

В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра

Бакалавриат, специалитет и магистратура являются уровнями профессионального высшего образования, отличающимися по содержанию и продолжительности обучения. Для освоения программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, для программ магистратуры — высшее образование. В дальнейшем бакалавр может продолжить обучение и получить степень магистра.

Лицо, намеренное получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему образования, поступает на бакалавриат. При условии успешного прохождения итоговой аттестации ему присваивается квалификация «бакалавр» и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).

Специалитет — это привычная для РФ система образования. Специалистов готовят для профессиональной деятельности в отдельной отрасли. Срок получения первого высшего образования составляет, как правило, пять лет. Однако многие вузы перешли на болонскую (двухуровневую) систему образования, что предполагает подготовку и выпуск бакалавров и магистров.

Бакалавры могут продолжить обучение и получить степень магистра. При этом необязательно поступать в магистратуру в том же вузе. Прием на обучение по программам магистратуры осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Условно степень бакалавра можно охарактеризовать как базовое высшее образование, а степень магистра — как дальнейшую специализацию (ч. 3, 5, 6 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

При этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Прием на обучение осуществляется отдельно по каждой из этих программ (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

Уровни высшего образования

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет. По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.). Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании.

Для продолжения учебы необязательно выбирать то же направление, что уже изучено в бакалавриате. Поступить можно на какую угодно специальность, главное – сдать вступительные экзамены. Если филологу захочется в магистратуре изучать кибернетику или архитектуру, никто не запретит ему сменить род профессиональной деятельности.

Специалитет – это своего рода ускоренный курс «бакалавриат + магистратура», который проходят не за шесть, а за пять лет. Именно поэтому сразу после специалитета можно поступать в аспирантуру, а после бакалавриата – нет: для углубленных занятий наукой бакалавр не может перепрыгнуть ступеньку магистратуры, а специалист – да. Больше того, если выпускник специалитета соберется поступать в магистратуру, для него она будет считаться вторым высшим образованием, поэтому не может быть бесплатной. Эта норма содержится в законе об образовании, по которому повторное обучение по программам одного и того же уровня допускается только на платной основе.

Поступить в магистратуру можно с высшим образованием любого уровня – после бакалавриата, специалитета или даже аспирантуры, если вдруг после занятий наукой захочется радикально изменить направление деятельности. При этом только для бакалавров, впервые поступающих на программу более высокого уровня, учеба будет бесплатной. Выпускники специалитета и аспиранты могут учиться в магистратуре платно. Но есть одно исключение – для тех, кто получил университетский диплом до 2010 года. До этого времени в документах об образовании им присваивали квалификацию «дипломированный специалист». Именно так сформулированная запись дает право претендовать на бесплатную учебу в магистратуре после специалитета или аспирантуры.

Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.

Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.

Диплом бакалавра и специалиста: в чем разница

Это базовая ступень высшего образования. Следующий уровень – магистратура. Такая двухуровневая система была утверждена в 1999 году в ходе Болонского процесса, цель которого – создание единого образовательного пространства по всей Европе. Для присоединения стране-участнице нужно подписать декларацию, в которой расписаны общие стандарты обучения студентов.

Россия подписала Болонское соглашение только в 2003 году. После чего началось внедрение новой системы образования. Одними из первых ее приняли такие топовые вузы страны, как МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. С каждым годом количество вузов возрастало. Но при этом в некоторых вузах осталась и классическая система – специалитет. В ближайшее время Россия планирует полностью перейти на двухуровневую систему. Специалитет оставят лишь на некоторых специальностях: медицинских, военных и инженерных.

Для получения углубленных знаний по специальности нужно поступать в магистратуру, где срок обучения – 2 года. Повысить уровень образования можно в любом вузе, где есть магистерские программы. При этом можно поступать на другое направление. При успешном прохождении вступительных испытаний можно рассчитывать на бюджетное место. Однако в магистратуре их гораздо меньше, чем на бакалавриате.

Специалитет дает углубленное образование по определенному профилю. Общий срок обучения 5–6 лет. Первые два года вы проходите общую базовую подготовку по направлению, затем получаете расширенные знания по конкретной специализации. Имея диплом специалиста, вы сможете поступить в аспирантуру. Бакалавры могут стать аспирантами только после окончания магистратуры.

За границей же специалитет и бакалавриат не одно и то же. Например, в России, с 2007 года ступени образования заменили на уровни. К первому уровню высшего образования относят бакалавриат. А ко второму — подготовку специалиста, магистратуру. Так, бакалавр получает общие знания по профилю без узкой специализации (учится 4 года). После окончания учёбы может идти работать либо поступить в магистратуру. При этом магистратура считается следующей ступенькой (вторым уровнем) высшего образования. По сути, как перейти из базовой школы в среднюю. Ведь после 9 классов у тебя будет свидетельство, но не такое серьёзное, как аттестат после 11 класса. Он даёт возможность поступить только в колледж или лицей, а с аттестатом за среднюю школу у тебя больше вариантов. Плюс к тому диплом бакалавра котируется за рубежом.

Вам будет интересно ==>  Сколько сейчас платят ветеранские в архангельске

У абитуриента, который поступает в белорусский вуз, подобных вопросов обычно не возникает. Всё потому, что понятия «специалитет» и «бакалавриат» чаще применяются в зарубежных университетах. В Беларуси можно получить высшее образование I ступени (получение квалификации специалиста после 4−6 лет обучения) и II ступени (получение степени магистра). Бакалавриата как такового нет. Поэтому в белорусском понимании специалист — это человек, окончивший высшее учебное заведение и получивший определённую квалификацию.

Абитуриенты, которые просматривают образовательные программы белорусских и зарубежных университетов, сталкиваются с не совсем понятными для них терминами. Например, что такое специалитет и бакалавриат? Чем отличается магистр от аспиранта? Рассказываем, в чём разница между этими понятиями.

Специалитет и бакалавриат похожи тем, что после обучения в них ты сможешь получить диплом о высшем образовании и работать по специальности. Разница заключается в уровнях и сроках обучения, направленности программ и карьерных возможностях. И да, специалитет — пережитки советской системы, в бакалавриат — унифицированный образовательный стандарт европейских стран

Идём дальше. И бакалавр, и специалист могут поступать в магистратуру, чтобы повысить квалификацию или сменить специализацию. Например, учитель биологии может поступить в магистратуру, чтобы получить категорию. Но он также может выучиться в магистратуре на психолога. А если бакалавр или специалист повысил свою квалификацию в магистратуре, но понял, что хочет заниматься научными исследованиями в своей области? В таком случае речь идёт о послевузовском образовании и поступлении в аспирантуру для получения научной квалификации «Исследователь».

Академические степени

По итогам обучения выпускникам присваивается степень ассоциата, которая принимается вузами США и нескольких других стран, если студент решает продолжить обучение. Кроме того, данной степени достаточно для того, чтобы найти работу в некоторых сферах (младший персонал).

В зависимости от университета Foundation Program длится от 6 месяцев до 1,5 лет. По окончании обучения выдается сертификат, который принимается данным учебным заведением, а также вузами-партнерами. Иногда абитуриенты, успешно завершившие подготовительную программу, автоматически зачисляются в университет или освобождаются от сдачи международных экзаменов. В любом случае, с сертификатом Foundation вероятность поступления в выбранный вуз составляет 80-100%.

Степень магистраMaster’s degree — академическая степень, присуждаемая по окончании магистратуры во многих странах мира. Магистратура — второй уровень высшего профессионального образования. Для того, чтобы начать карьеру по выбранной специальности в большинстве случаев достаточно степени бакалавра. Master’s degree получают те, кто планирует связать свою жизнь с наукой и исследованиями или же просто хочет сменить профиль если позволяет вуз .

Разновидности: MA Master of Arts , MSc Master of Science , MBA Master of Business Administration , MRes Master of Research , MPhil Master of Philosophy , MEng Master of Engineering , LLM Master of Laws) , MDiv Master of Divinity , MTh Master of Theology , MLitt Master of Letters , MPA Master of Public Administration .

Разновидности: PhD Doctor of Philisophy / DPhil Doctor of Philisophy (Оксфорд, Кембридж) , EdD Doctor of Education (США) , редко DSc Doctor of Science , DMSc Doctor of Medical Science , DBA Doctor of Business Administration , DPA Doctor of Public Administration , DML Doctor of Modern Languages , JSD Doctor of Juridical Science , DDes Doctor of Design , DA Doctor of Arts , DArch Doctor of Architecture , DFA Doctor of Fine Arts , DEng / DES Doctor of Engineering .

Современная структура российского высшего образования

Бакалавриат — это академическая степень, которую студент высшего учебного заведения получает после приобретения и подтверждения основных знаний по выбранному направлению подготовки. Данная квалификация подтверждает, что человек имеет базовое высшее образование и ориентируется в своей профессии.

Магистратура — вторая ступень двухуровневой системы высшего образования, которая выпускает профессионалов с более углубленной специализацией, способных на решение сложных задач. Сферой их применения будет научно-исследовательская деятельность и самостоятельная аналитическая работа.

  1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
  2. Фундаментальность подготовки, её ‘несуженность’ позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого ‘веера’ совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
  3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

Итак, у специалистов: пять лет — и диплом специалиста-практика (‘инженер’, ‘агроном’, ‘экономист’, ‘механик’ и т.п.), затем работа по профилю полученной специальности. У бакалавров: четыре года — и диплом об общем высшем образовании, после чего можно продолжить обучение на магистра в течение ещё двух лет. Набор в магистратуру — конкурсный и составляет примерно 20% от выпущенных бакалавров. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в неё можно только с дипломом бакалавра. Первые два года обучения у специалистов и бакалавров — одинаковые (базовое образование). Если вы передумаете продолжать учиться в данном вузе, получите диплом о неполном высшем профессиональном образовании. С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров уже различаются. Поэтому переход с бакалавра на специалиста связан с ликвидацией разницы в прослушанных и сданных дисциплинах, накопившейся за четыре года обучения. Кстати, появилось новое понятие: ‘направление подготовки дипломированного специалиста’.

Надо сказать, что полного единства в соответствии степеней ‘бакалавр’ и ‘магистр’ в разных государствах нет — бакалавром может быть и выпускник высшей школы, и обладатель первой учёной степени, или даже просто выпускник средней школы. А магистр — это в некоторых странах учёная степень между бакалавром и доктором наук.

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) ‘бакалавр’ (срок обучения не менее чем 4 года); высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации ‘дипломированный специалист’ (срок обучения не менее чем 5 лет); высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) ‘магистр’ (срок обучения не менее чем 6 лет). Основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению подготовки и не менее двухлетней специализированной подготовки (магистратура). Лица, освоившие программу подготовки бакалавра, поступают в магистратуру по конкурсу. Лица, получившие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании определённой ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени. Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования. Из Федерального закона ‘О высшем и послевузовском
профессиональном образовании’ от 22.08.96 ? 125 — ФЗ

Любое нововведение требует на свою ‘утряску’ какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.

Аспирантура — это третий уровень высшего образования в России. Целью обучения в аспирантуре является подготовка к получению ученой степени кандидата наук. Кандидаты наук в последующем могут получить степень доктора наук, защитив докторскую диссертацию.

Бакалавриат — это полное высшее образование, которое дает выпускникам все необходимые знания для начала трудовой профессиональной деятельности. Длительность обучения на бакалавра составляет 4 года для выпускников 11-х классов и 3 года — для выпускников средне-профессиональных учебных заведений. Степень бакалавра является общепринятой в международной классификации, не требует специального подтверждения в других странах мира, позволяет выпускнику продолжить обучение или трудоустроиться заграницей.

По окончании специалитета выпускник может поступить в магистратуру или аспирантуру. Специалист — это вторая ступень высшего образования в России наравне с магистратурой. Поэтому специалист не может поступить в магистратуру на бюджетной основе, это будет считаться вторым высшим образованием. При этом специалист может поступить в аспирантуру, что недоступно бакалавру. Диплом специалиста по традиции ценится в России, но он не понятен работодателям за рубежом, что создаст трудности при трудоустройстве за пределами нашей страны.

Магистр — вторая академическая степень высшего образования, которая готовит профессионалов с углубленной специализацией. Длительность обучения в магистратуре — 2 года. Для поступления нужно пройти конкурс и сдать специальный экзамен, который определяет вуз. В магистратуру могут поступать и бакалавры (после 4-х лет обучения), и специалисты (после 5-5,5 лет обучения). Причем поступить в магистратуру можно в другое учебное заведение. Ограничений нет. Не сумевшие пройти на бюджет бакалавры и специалисты могут стать магистрами на платной основе. Диплом магистратуры дает право выпускнику на последующее обучение в аспирантуре. Студенты, обучающиеся в магистратуре, также, как и студенты в бакалавриате имеют право на отсрочку от военной службы.

Вам будет интересно ==>  Может ли муж претендовать на квартиру жены полученную по дарственной?

В 2003 году Россия поддержала Болонскую декларацию, согласно которой должна была реформировать систему высшего образования под международные стандарты. В 2007 году были внесены изменения в федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», структура высшего образования стала двухуровневой, а с 2013 года приобрела тот вид, который имеет сейчас.

Высшее образование

Старейший в англоязычном мире и первый в Великобритании универсситет Оксфордский университет основан около 1117 года английским духовенством, которое решило дать своим священнослужителям образование (в отличие от континентальных, английские священники часто были неграмотны). При Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетским городом; со временем обучение в этом университете стало обязательным для знати. Название «Оксфорд» происходит предположительно от двух слов — «бычий» и «брод».

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В реализации основных направлений Болонского процесса участвуют вузы России, Украины, Казахстана и всех стран СНГ и Европы.

Высшее образование в Ирландии называют «образованием третьего уровня» (Third Level education). По окончании ВУЗа выпускнику присваивается степень бакалавра (Bachelor Degree). Получение высшего образования возможно в государственных университетах, различных колледжах.

В 1861 году Содружество Массачусетса одобрило хартию Вильяма Бэртона Роджерса об учреждении «Массачусетского технологического института и Бостонского общества естествознания» (ныне Массачусетский технологический институт). Вильям Бэртон Роджерс хотел создать новую форму высшего образования, отвечающего вызовам стремительно развивающейся науки в середине XIX века, на которые классическое образование было патологически не способно дать адекватный ответ. После принятия хартии Роджерс стал искать средства, развивать учебную программу и подбирать подходящее место для института. План Роджерса, как он сейчас известен, базировался на трёх принципах: образовательная ценность полезных знаний, необходимость обучения через действия и объединение профессиональных и гуманитарных наук. МИТ стал пионером в использовании инструкций для лабораторных работ. Его философия — «обучение не в манипуляциях и мгновенных деталях науки, которые можно применить лишь на практике, а в знании и понимании всех основных научных принципов с их объяснениями». Из-за начавшейся несколько месяцев спустя гражданской войны первые занятия в МИТе прошли только в 1865 году в арендованном помещении торгового дома в пригороде Бостона.

В XI—XII вв. появились светские высшие школы в Европе, в которых обучение и научная работа были взаимосвязаны в едином учебном процессе. В основе обучения в этих школах были положены как теоретические исследования, так и наблюдения и опыт. В это время открываются Академии в Грузии (в Гелати, Икалто и др.). Гелатская академия (расположенная близ Кутаиси) была центром светского образования в регионе — в ней изучались арифметика, геометрия, астрономия, философия, грамматика, риторика, музыка, история Грузии и соседних государств, медицина, юриспруденция, естествознание, греческий и арабский языки.

Бакалавриат, специалитет и магистратура являются уровнями профессионального высшего образования, отличающимися по содержанию и продолжительности обучения. Для освоения программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, для программ магистратуры — высшее образование. В дальнейшем бакалавр может продолжить обучение и получить степень магистра.

Поступить в аспирантуру, закончив степень бакалавра, нельзя. Для этого необходим специалитет или магистратура. Именно поэтому будущие аспиранты выбирают специалитет. Легче закончить уровень специалиста и стать аспирантом, чем отучиться на бакалавра, потом поступить на магистра, чтобы иметь возможность обучаться в аспирантуре.

Что означает понятие «степень бакалавра», чем отличается от магистратуры и специалитета, в каком случае можно освоить программу курса за 4 года, а в каком желанная работа станет доступна только после более продолжительного обучения? Поговорим обо все по порядку.

  • По программе непрерывного образования учащийся вправе освоить несколько профилей – магистерская профессия может быть не идентичной бакалаврской, а смежной. Магистрат для выпускников специалитета – это уже вторая профессия (нет отсрочки от армии, учебного отпуска, прочих привилегий), для бакалавров – вторая ступень первой программы подготовки.
  • Осознав ошибку на этапе получения первой специальности, студент может через магистрат ее сменить, не теряя времени. Специалисты могут только переучиваться (II ВПО).
  • Студент может продолжать практическую часть курса, будучи уже трудоустроенным (осваивать степень магистра, отрабатывая на практике реального бизнеса изучаемые приемы, технологии, методы). Специалист учится пять лет, не отрываясь от вуза, либо с согласованием индивидуальной программы при желании совмещать работу с учебой.

Обучаясь высшем учебном заведении, студент получает знания, относящиеся к выбранному им направлению профессиональной деятельности. Он получает большой объём знаний фундаментального характера в избранной области и навыки, позволяющие заниматься исследовательской деятельностью.

После школы: ступени высшего образования в России

По окончании бакалавриата студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Выпускная работа в зависимости от специализации — выступление, концерт, показ, выставка, фильм и т.д. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом об окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

После школы или колледжа, техникума можно поступить в высшее учебное заведение. При этом нужно выбрать: поступать на бакалавриат или специалитет. Также абитуриент выбирает форму обучения — очную или заочную. Каждый россиянин имеет право на один раз получить бесплатное высшее образование, если поступил на бюджет.

Это форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспирантура бывает очная и заочная.

Основное школьное образование — обязательно. Дальше возможны варианты. Школьник может сдать в 9 классе основной государственный экзамен (ОГЭ) и получить среднее профессиональное образование (СПО) в колледже или техникуме, а затем пойти работать или учиться в вуз.

Статья 6

Об обучении в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней высшего профессионального образования см. пункты 2-6 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ

5. Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования — программе магистратуры.

7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Экстернат — самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

  1. Полноценное высшее образование — этот уровень обучения позволяет получить основные знания по направлению на бюджетной или контрактной основе, подтвержденные дипломом государственного образца.
  2. Законченное высшее образование — чем отличается бакалавриат от специалитета, так это необходимостью второй ступени. Специалитет — законченное образование, на территории России схожее с магистерским.

У двухступенчатого обучения есть и существенный минус — возможная необходимость второй ступени. Несмотря на полноценность первой из них, выпускников второй принимают на работу охотнее, а поступление в магистратуру сопровождается более жестким конкурсом, так как для нее выделяется меньше бюджетных мест. Более того, даже при принятии на работу есть шанс, что компания направит работника заканчивать обучение.

Специалитет — это получение образования в течение 5-5.5 лет по советской модели, диплом которой не будет признан в других странах. За это время студент полностью осваивает программу, поэтому такой диплом позволит как устроиться на работу, так и пойти в аспирантуру для продолжения обучения. Окончание магистратуры возможно, но как «второе высшее», то есть на платной основе.

Оба уровня дают возможность трудоустроиться после окончания вуза. Однако на постсоветском пространстве работодатели отдают предпочтение обладателям диплома магистра или специалиста. Бакалавриат воспринимается как незаконченное высшее, что, безусловно, неверно.

  1. Полноценное высшее образование — первая ступень позволяет получить основные знания по специальности на бюджетной или контрактной основе, подтвержденные дипломом государственного образца.
  2. Бесплатное второе высшее — чем отличается бакалавриат от специалитета, так это возможностью закончить магистратуру по другому направлению абсолютно бесплатно.
  3. Международная система — уровень дает право легко продолжить образование или устроиться на работу за границей.
  4. Время — обучение длится в течение 4-5 лет.
Вам будет интересно ==>  Наложения Ареста На Машину При Долге В 90 000 Руб

Что такое бакалавриат и какое это образование

Итак, в нашей стране система высшего профессионального образования представлена сегодня тремя основными уровнями: бакалавриат, специалитет и магистратура. Особняком здесь стоит аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров, то есть ученых, а также интернатура и ординатура как ступени, завершающие обучение в медицинских вузах.

Бакалавр – обладатель базового высшего образования и низкой профессиональной квалификации. Профессиональная квалификация дипломированного специалиста гораздо выше, что обусловлено широтой и глубиной освоенной им учебной программы. По этой причине обучение отдельным специальностям до сих пор осуществляется только в форме специалитета, а работодатели ценят специалистов выше, чем бакалавров.

Бакалавриат – это первая ступень высшего образования в России. Диплом бакалавра подтверждает успешное окончание высшего учебного заведения и получение полного высшего профессионального образования. Мнение о том, что образование бакалавра – это неполное высшее образование, ошибочно. Обладателем неполного высшего образования считается студент, отчисленный из вуза или самостоятельно решивший прервать учебу и забрать документы.

Диплом специалиста от диплома бакалавра отличается, во-первых, дополнительным указанием на полученную выпускником специальность. То есть в диплом специалиста обязательно будет написано: «юрист», «инженер», «учитель», «психолог» и т.д. Перечень освоенных учебных дисциплин в дипломе специалиста будет гораздо шире, по сравнению с дипломом бакалавра.

Особенность подготовки специалиста заключается в обязательном освоении общенаучной и общепрофессиональной частей программы (изучение ряда гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин) и теоретическая и практическая подготовка по узкой специальности. Обучают специалистов 5 лет, по окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и защищают дипломную работу. В дипломе специалиста указывается квалификация «юрист», «экономист», «политолог» и др.

  • возможность сократить срок обучения до 3 лет при наличии диплома среднего специального образования или по программе второй специальности;
  • ступенчатая форма обучения позволяет выбрать специализацию после 1 или 2 курса;
  • возможность воспользоваться академическим отпуском;
  • возможность осваивать две профессии одновременно.
  • большую часть материала студенты осваивают самостоятельно;
  • возможна стационарная, заочная и дистанционная формы обучения;
  • много внимания уделяется стажировке студентов;
  • научные семинары, тренинги и конференции позволяют студентам представлять и обсуждать свои исследования;
  • в конце учебы будущий магистр сдает экзамены и защищает квалификационную работу.

Как поступить в магистратуру? Для этого нужно иметь диплом специалиста или бакалавра. Кандидатом на степень магистра может стать человек любого возраста вне зависимости от того, когда он получил диплом о высшем образовании. Магистрант предоставляет приемной комиссии заявление, необходимые документы и сдает вступительные экзамены.

Существует несколько типов университетских степеней. Наиболее популярными являются бакалавр и магистр. Каждый тип основан на продолжительности обучения и сложности учебной программы. Будущие студенты интересуются, какой уровень профессиональной подготовки выбрать. Чтобы принять верное решение, необходимо знать, что такое магистратура и бакалавриат. Расскажем подробнее об отличиях этих видов образования.

Обучение в магистратуре открывает новые возможности для развития карьеры. Диплом магистра позволяет работать в престижных международных компаниях. Если человек планирует поступление в аспирантуру или интересуется научно-исследовательской деятельностью — магистерская степень обязательна.

п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2023 N 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

при этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования, утвержденной Минобрнауки РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям;

ч. 4 Статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации»;
п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 12.09.2023 № 1173 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 01.05.01 Фундаментальные математика и механика (уровень специалитета)»;
п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 № 943 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 01.03.01 Математика (уровень бакалавриата)»;
п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.08.2023 № 827 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 01.04.01 Математика (уровень магистратуры)»

Основные виды учебных заведений в России 22784

В статье 9 ныне утратившего силу Федерального закона от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были перечислены основные виды высших учебных заведений. И хотя действующий Федеральный закон №273-ФЗ такого перечня не содержит, виды вузов остались теми же:

  1. Для них не являются обязательными федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Статья 4 упомянутого ФЗ разрешает им внедрять программы по собственным образовательным стандартам.
  2. Они вправе проводить свои вступительные испытания.
  3. Они самостоятельно утверждают формы дипломов, которые приравниваются к документам о квалификации государственного образца.
  4. Диссертационные советы этих вузов не зависят от ВАК. Присужденные ими ученые степени не нуждаются в утверждении.
  • Сибирский;
  • Южный;
  • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
  • Дальневосточный;
  • Казанский (Приволжский);
  • Северо-Восточный имени М. К. Аммосова;
  • Балтийский имени Иммануила Канта;
  • Северный (Арктический) имени М. В. Ломоносова;
  • Северо-Кавказский;
  • Крымский имени В. И. Вернадского.

Раньше на вопрос «Куда поступаешь?» было два ответа (если не углубляться в конкретные наименования). После восьми лет обучения шли в ПТУ, после десяти – в институт. Сейчас на каждом уровне образования есть несколько вариантов учебных заведений. Попробуем разобраться, чем они отличаются друг от друга.

Начнем со средних специальных учебных заведений. Хотя в упомянутом Федеральном законе такого понятия нет, и все они отнесены к уровню СПО. Все же мы будем использовать и старые, и новые термины. Ведь некоторые уровни образования по-прежнему именуются по старинке.

Что такое высшее образование

Под высшим образованием следует понимать часть профессионального образования, которая готовит специалистов высокого уровня по всем основным направлениям деятельности в соответствии с потребностями государства и общества. Нужды и потребности могут быть самыми различными: культурными, интеллектуальными, нравственными, научно-педагогическими, техническими и пр.

Это третья ступень системы образования по европейскому стандарту. Она призвана подготовить научно-педагогический состав страны. Поступить на эту форму обучения могут только магистры и специалисты. Образовательный процесс длится не менее 3 лет. Здесь аспиранты получают новые знания, проходят практику, проводят исследования.

Для полноценного развития страны и общества необходимы не только рабочие руки, но и высококвалифицированные и узкоспециализированные кадры, способные адекватно оценивать состояние в отраслях, принимать решения и руководить. Именно такие резервы призвана воспитывать система высшего образования.

Прием на бакалавриат производится посредством предоставления приемной комиссии результатов ЕГЭ. Это касается выпускников школ. Лица, окончившие колледжи, техникумы, могут поступить в ВУЗ без предоставления ЕГЭ, пройдя внутренние испытания: тестирования, собеседования, предъявив при этом диплом, подтверждающий факт получения образования в нижестоящем по статусу учреждении.

Каждый гражданин России имеет право на получение бесплатного образования. Это касается не только школ, но и колледжей, ВУЗов. Важно знать, что одна ступень образования предоставляется бесплатно единожды. Например, поступить в ВУЗ на бюджетной основе можно только 1 раз. Все остальные варианты (второе, третье высшее, переобучение в колледже и пр.) будут платными в соответствии с установленным прайсом в образовательном учреждении.

«Работодатели с неохотой берут на работу людей, которые окончили только бакалавриат». Часто в объявлениях о свободной должности указывается требование о наличии высшего образования. Уверяем вас, работодателя не волнует, образование у вас бакалавра или магистра, главное, чтобы было его наличие. Да и в объявлении ничего подобного не указано.

Многих абитуриентов интересует вопрос “Бакалавр это высшее образование или нет?”. На самом деле, уровень бакалавра – это относительно новое введение. Бакалавриат подготавливает людей, компетентных в своем направлении с практической точки зрения, однако бакалавриат в нашей стране не считается высшим образованием.

«Магистратура сильно повышает шансы устроиться на престижную работу». Уверяем вас, если вместо магистратуры вы окончите специальные практические курсы по вашей специальности или заработаете себе какой-то опыт, то вас гораздо охотнее возьмут на работу, чем, если вы еще 2 года потратите на просиживание за партой.

Бакалавр – это степень, для которой введены соответствующие программы обучения. По сравнению с другими степенями, длительность обучения значительно сокращена. Этот уровень подразумевает обучение от 4 до 6 лет, но сейчас практически отсутствуют учебные заведения, которые присваивают степень бакалавра после обучения дольше 4 лет.

В современной России очень редко работодатели смотрят на степень вашего диплома, чаще их интересует ваш опыт работы и ваши креативные идеи. Причин получить диплом магистра может быть много, но к ним никак не относится желание получить высокооплачиваемую работу.

Adblock
detector