Надзорная Инстанция Над Управляющей Компанией

Кто контролирует УК, ТСЖ и ЖСК в сфере ЖКХ, проверка компаний и надзорные органы

  • выполняются ненужные работы, а потом переделываются;
  • деньги помещаются на депозит, а проценты от вклада идут в карман председателя;
  • сдается в аренду часть общедомовой собственности по низким ценам, а «благодарность» отдается руководителю товарищества;
  • часть услуг оказывается только на документах и другое.
  • избрание членов комиссии;
  • срок деятельности и порядок прекращения полномочий;
  • функциональные обязанности и права;
  • особенности деятельности;
  • ведение проверок, основания для их проведения и отчетность;
  • обязательная документация комиссии.

Для управления многоквартирными домами создано несколько организационных форм: УК, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив. У них, конечно, есть отличия, но все они выполняют функции по поддержанию исправного технического и санитарного состояния дома, эксплуатации общедомового имущества.
Кто их контролирует? Как провести проверку, если имеются сомнения в законности деятельности? Давайте разберемся.

Именно этой обязанностью ТСЖ пренебрегают чаще всего. А большинство жильцов и не знают о ней. Но проводить ее надо, потому что дома ветшают, крыши и фундамент действуют снег и движение грунта. В стенах могут появиться трещины. Иногда это приводит к плачевным результатам – обрушение дома.

Постановление Правительства РФ от 6 июня 2012 г. N 558
«Об утверждении типового устава жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством РФ» определяет основные права и обязанности ЖСК.

  • устав;
  • договор между учредителями;
  • перечень акционеров;
  • свидетельство, подтверждающее статистические коды;
  • приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера;
  • протоколы общих собраний, гласящие о принятых решениях;
  • регистрационные документы.

Аудит оплаты приобретенных товаров и услуг включает в себя: проверку грамотности оформления договоров, правильности оплаты, приема и списания полученных ценностей. Инспекторы всегда обращают внимание на наличие документов, определяющих права и обязанности сторон, причины возникновения и способы устранения дебиторской и кредиторской задолженностей, правильность приема и выдачи товаров, использование актуальных статей при составлении проводок.

Минстрой отвечает за разработку нормативов, критериев качества и порядок предоставления коммунальных ресурсов. Структура, защищающая конкуренцию, утверждает принципы расчета стоимости благ цивилизации. А Минэнерго разрабатывает схемы и нормативы теплоснабжения.

Далее следует направлять жалобу в жилищную инспекцию, обращаться за помощью к главе местного самоуправления или инициировать проверку Роспотребнадзора. Незаконное использование денежных средств очень интересует прокуратуру или полицию. Крайняя мера – подача иска в суд.

Жалоба на управляющую компанию в жилищную инспекцию может быть написана от руки или направлена электронным документом. Гражданин имеет право передать обращение нарочно специалисту, отправить его при помощи почты или использовать электронный сервис на сайте. Заявитель должен официально обратиться к руководителю инстанции, указать личные координаты, а также ясно и точно изложить суть проблемы и свои требования.

Управляющие компании: лицензии, рейтинг, что делать, если не нравится

Собственники квартир могут направить свои претензии к качеству оказываемых услуг по телефону объединённой диспетчерской службы (ОДС) или напрямую в управляющую многоквартирным домом компанию. Информацию о ней можно найти на портале «Дома Москвы». В разделе «Узнать о доме» по адресу дома опубликованы все данные о нём и его обслуживании. Здесь можно узнать название управляющей компании, её телефон, график работы, часы приёма и другую полезную информацию.

Управляющие компании в случае оказания некачественных услуг или неверно начисленных квитанций на оплату ЖКХ начнут платить штрафы в пользу жителей. Соответствующий закон вступил в силу 1 января 2023 года. Размер штрафа составляет 30 процентов от стоимости некачественно или не в полном объёме оказанной услуги и 50 процентов от несправедливо начисленной суммы.

«Лицензионный контроль позволяет более жёстко и открыто осуществлять контроль за деятельностью в сфере управления многоквартирными домами, выявлять и пресекать деятельность недобросовестных управляющих организаций, что, в свою очередь, обеспечит гарантированное качество жилищных услуг, защиту прав и законных интересов москвичей», — отмечают в Мосжилинспекции.

При этом важно указать свой точный адрес и ясно изложить претензию (рекомендуется прикладывать копии единых платёжных документов за интересующие периоды оплаты). Если выяснится, что управляющая организация допускает нарушения и начисляет некорректные платежи, то инспекция выдаст предписание провести перерасчёт.

С 1 мая 2023 года управление многоквартирными домами без лицензии в Москве запрещено. По данным Мосжилинспекции, в прошлом году лицензии были выданы 717 организациям, из них 499 осуществляют деятельность по управлению 29 973 многоквартирными домами в Москве и 218 изъявили намерение осуществлять деятельность по управлению.

  • если подаете жалобу лично, обязательно составьте ее в двух экземплярах и заберите себе один, на котором будет стоять отметка о приеме;
  • если подаете жалобу по почте, отправляйте письмо с описью вложения и уведомлением о вручении — так вы сможете подтвердить, что отправляли жалобу и адресат ее получил;
  • если подаете жалобу через госуслуги , приложите электронные скан-копии всех документов, подтверждающих основания жалобы.

Суд — это крайняя мера. Обычно сюда приходят, если не удается ничего добиться в вышеуказанных инстанциях. Еще один повод идти в суд — полученный из-за действия или бездействия УК ущерб. Даже если нарушение уже устранено, но ущерб вам возмещать отказались — идите в суд. Например, если лед с тротуаров убрали, но вы еще до этого сломали руку и подали жалобу. Вы сможете взыскать с УК штраф в размере 50 % от присужденной суммы за то, что она не удовлетворила ваши требования добровольно, а также получить компенсацию морального вреда.

Если вы вместе с другими жильцами бесконечно подаете жалобы, но в работе УК ничего не меняется, остается последний вариант — расторгнуть договор. Это можно сделать в порядке, установленном ч. 8 ст. 162 ЖК РФ. Также ГК РФ допускает одностороннее расторжение договора с УК. Собственники квартир в жилом доме могут отказаться от УК, если она не выполняет или ненадлежащим образом выполняет предусмотренные договором обязательства.

Если вы уже оставили заявку в аварийно-диспетчерскую службу, но проблему так и не решили, отправляйтесь к руководителю управляющей организации. К нему можно пойти и сразу, если вы недовольны работой сотрудников УК. Подайте руководителю жалобу и потребуйте проконтролировать исправление недостатков в работе. Образцы таких жалоб УК должна размещать в своем офисе на информационном стенде.

Для искового заявления следует подготовить доказательства: соберите все свои обращения в УК, сделайте фотографии и видео, найдите свидетелей и пр. Госпошлину платить не нужно, если сумма иска не превышает 1 млн рублей. По закону суд должен рассмотреть ваше заявление в течение двух месяцев.

Куда жаловаться на управляющую компанию ЖКХ: кому писать, надзорные органы и прокуратура

  1. В первую очередь это руководство самой управляющей компании. Руководитель должен рассмотреть и прореагировать на любые жалобы, которые подаются жителями домов, обслуживаемых его организацией. О результатах рассмотрения заявитель должен быть уведомлен.
  2. Если орган управления бездействует, то вышестоящая организация — Жилищная инспекция. Указанная организация принимает жалобы, связанные с нарушением УК норм действующего законодательства при осуществлении коммунального обслуживания домов.
  3. Если обращение в указанный ранее жилищный орган, по каким – либо причинам невозможно, то следует обратиться в Роспотребнадзор. Как правило, туда подается жалоба на коммунальные услуги, а также несоблюдение условий соглашения между УК и жильцами.
  4. В некоторых городах, в которых местная администрация имеет отдел, осуществляющий контроль над УК, может быть подана жалоба на ЖКХ в администрацию.
  5. Весь многоквартирный дом или конкретный собственник может обратиться с заявлением в прокуратуру города. Эта организация рассматривает заявления, связанные с нарушением действующего законодательства.
  6. Суд. Обращение в этот орган допускается, когда необходимо возмещение вреда или когда принятые решения остальных органов не удовлетворяют заявителя.
  • Осуществления контроля над жилым фондом, состоянием инженерных и технологических коммуникаций, а также придомовыми территориями.
  • Осуществление контроля над соблюдением нормативных стандартов предоставления коммунальных услуг, компаниями, обслуживающими дома.
  • Проверка состояния домов для выявления факторов аварийности или ветхости и включения в соответствующие реестры.
  • Осуществление контроля над выполнением управляющими компаниями мероприятий, направленных на подготовку к различным сезонам.
  • Осуществление контроля над процессом перепланировок в квартирах, находящихся в многоквартирных домах.
  • Осуществление рассмотрения жалоб граждан, касающихся соблюдения жилищного законодательства, а также качества, оказываемых компаниями коммунальных услуг.

Сегодня, управляющие компании, осуществляющие обслуживание жилых многоквартирных домов, не всегда исполняют свои обязанности в полном объеме. В связи с этим необходимо знать, куда жаловаться на управляющую компанию, кому подчиняется компания, оказывающая услуги в сфере ЖКХ.

  • Наименование органа, в который подается документ;
  • Сведения о лице, направляющем заявление, его персональные и контактные данные;
  • Описание нарушений УК (указывается дата совершения нарушения, положения закона или положения соглашения, которые были нарушены, последствия этих нарушений);
  • Требования;
  • Перечень документов, которые вами прилагаются;
  • Дату и подпись заявителя.
  • На федеральном уровне — Министерство строительства, Министерство энергетики – определяют стандарты коммунальных услуг, критерии качества их предоставления.
  • На региональном уровне – Жилищная инспекция – проверяет соблюдение компаниями стандартов, установленных государством.
  • На местном уровне, как было уже сказано ранее, создаются отделы по надзору за УК, проверяющие наличие разрешительных документов у организации.
Вам будет интересно ==>  Размер выплаты ветерану труда в красноярске за 2023

Куда жаловаться на управляющую компанию

Жильцов в многоквартирных домах часто не устраивает работа УК: плохо убирают снег и метут дворы, не моют подъезды или не реагируют, что в квартире холодные батареи. Но при этом квитанции на солидные суммы в почтовых ящиках появляются регулярно. По работе я помогаю людям составлять жалобы и добиваться справедливости, поэтому знаю, как все устроено. Расскажу, как и куда жаловаться, чтобы батареи стали горячими, а двор — чистым.

  • От 40 до 50 тысяч рублей, если, например, УК нарушит правила содержания общего имущества и его технической эксплуатации.
  • От 10 до 20 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток, если УК не исполняет санитарные нормы предоставления жилищно-коммунальных услуг. Например, в доме плохо работает вентиляция или лифт скрипит и дребезжит так, что стены дрожат. Это нарушение санитарных норм. Воздухообмен, уровни шума и вибрации должны соответствовать установленным нормам.
  • От 150 до 200 тысяч рублей, если компания не соблюдает правила пожарной безопасности.
  • От 150 до 250 тысяч рублей, если компания нарушает правила осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
  • От 250 до 300 тысяч рублей, если компания в своей деятельности нарушает требования, установленные в лицензии на управление многоквартирными домами.
  • От 5 до 20 тысяч рублей, если компания не предоставляет необходимую и достоверную информацию о реализуемой услуге или включает в договор условия, которые ущемляют права потребителя.

Помимо этого УК выявляет неплательщиков, которые не вносят плату за коммунальные услуги, и заставляет оплатить задолженность. Также она информирует, если изменились тарифы, хранит техническую документацию на дом и ведет переговоры с ресурсоснабжающими организациями. Если, например, из крана течет ржавая вода, она выставляет водоканалу претензию, что качество оказываемых услуг не соответствует заявленному. Если в договоре на управление жилым домом будет прописано соответствующее условие, то УК будет вести учет всех жильцов с постоянной и временной регистрацией — собственников и нанимателей.

Жаловаться можно на все, что УК обязана выполнять по договору управления многоквартирным домом. Например, можно жаловаться, если по договору вам должны начислять плату по утвержденному тарифу, а УК рассчитывает стоимость услуг по другим расценкам. Или если сантехник игнорирует вашу заявку, когда у вас подтекает труба.

Кроме того, если УК нарушит свои обязательства по договору или предоставит неполную информацию об услугах, она должна будет возместить собственникам помещений причиненные этим убытки в полной сумме. И в полном объеме возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу собственников помещений в доме некачественным оказанием услуги. Например, если из-за неправильного обслуживания вентиляции в квартире заведется грибок, который станет причиной появления аллергии у жильцов, можно потребовать возмещение вреда, причиненного здоровью.

Следует заметить, что в делах такого рода лучше воспользоваться услугами юриста. И в самом законодательстве, и в в подготовке иска существует много подводных камней и если ваши интересы будет представлять профессионал — шансы на успех значительно повысятся. Не стоит скупиться на оплату услуг юриста, все затраты в итоге окупятся.

Следующая инстанция, осуществляющая проверку — это прокуратура, которая проверяет управляющие компании только при наличии соответствующих оснований. Обычно ими являются обращения жильцов или конкурентов, освещение каких-либо противоправных действий УК в СМИ.

  • как используется и содержится жилье и общедомовое имущество;
  • как переводятся нежилые помещения в жилые и наоборот;
  • как жилье признается негодным для проживания, аварийным, под снос, реконструкцию, соответствие подобных признаний действующему законодательству;
  • как ведется учет жилья;
  • как проводятся перепланировки и переустройства;
  • как определяется общее имущество владельцев жилья в доме, его состав и содержание;
  • как проводится управление домом или домами;
  • как предоставляются услуги по ремонту и содержанию, соответствуют ли они требованиям закона;
  • как устанавливается плата за обслуживание (ремонт и содержание), ее размер;
  • как раскрывается информация УК, соответствует ли она установленным стандартам;
  • как предоставляются коммунальные услуги и каким способом определяется их величина и стоимость;
  • как устанавливается энергоэффективность, приборы учета, как они эксплуатируются, как учитываются ресурсы;
  • как составляются, заключаются и выполняются договора на предоставление услуг, обслуживание, ремонт и т.д., как они выполняются;
  • как формируются фонды на ремонт, в частности, капитальный и каким образом они расходуются;
  • как соблюдаются обязательные требования в отношении сохранности жилья, его использования.
  • как выполняются лицензионные требования.

Ответчик, то есть УК, при возникновении такого спора найдет себе опытного юриста, который, если и не сможет опровергнуть вашу доказательную базу, всегда найдет процессуальные огрехи — неточно составленное исковое заявление или не выдержаны сроки. А отыскав зацепку, опытный юрист с легкостью может развалить дело.

Подобную информацию компания обязана предоставить собственнику по первому требованию. Но, как мы уже говорили, лучше действовать сообща. Поэтому от лица собственников жилья пишется заявление с требованием предоставить нужные сведения. Подробнее о порядке предоставления сведений и подаче заявки, читайте здесь.

Новые правила проведения проверок управляющих организаций и ТСЖ с 1 июля 2023 года

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее – контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование (п. 2 и 3 ст. 56 Закона № 248).

Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) выборочный контроль;
4) инспекционный визит;
5) рейдовый осмотр;
6) документарная проверка;
7) выездная проверка.

Для контрольных органов вводится понятие «профилактические мероприятия». К ним относится:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) меры стимулирования добросовестности;
4) объявление предостережения;
5) консультирование;
6) самообследование;
7) профилактический визит (п. 1 ст. 43 Закона № 248).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается (п. 7 и 8 ст. 40 Закона № 248).

Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на контрольный (надзорный) орган, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.

Такой инстанцией является комитет по тарифам. В некоторых регионах такой инстанции нет, но в этом случае его обязанности лежат на таких инстанциях как региональная энергетическая комиссия или региональное министерство энергетики. Работа комитета по тарифам регулируется ФЗ № 210.

  • того, как используется жилье;
  • содержания жилья и общедомового имущества;
  • соблюдения правил перевода нежилой недвижимости в жилую, и наоборот;
  • ведения учета жилья;
  • деятельности по перепланировке и переустройства жилых помещений;
  • качества управления домом;
  • качества услуг по ремонту и содержанию недвижимости (перечень бесплатных услуг ЖКХ. вы найдете в этом материале);
  • порядка расчета стоимости услуг по обслуживанию (о том, как происходит расчет квартплаты и ведение бухгалтерии в управляющей компании ЖКХ, читайте тут);
  • проведения работ по информированию собственников;
  • правильности заключения и составления договорных документов с собственниками квартир и поставщиками ресурсов;
  • правильности формирования фондов на капитальный или текущий ремонт;
  • соблюдения основных требований, касающихся сохранности и использования жилья;
  • выполнения лицензионных требований.

Анализом данной документации тоже должны заниматься знающие люди, и лучше всего, если это будут независимые эксперты, имеющие лицензию на проведение таких экспертиз. Тогда, при обнаружении каких-либо нарушений, собственники получат на руки официальное подтверждение вины УК, которое можно будет предоставить в качестве доказательства в прокуратуру или суд.

  1. Госжилнадзор (жилищная инспекция). Основной задачей этой организации является проведение контролирующих проверок работы обслуживающих организаций в сфере ЖКХ. Такие проверки касаются соблюдения компанией ЖКХ всех требований законодательства в области жилищно-коммунальных услуг. Именно этот орган уполномочен принимать участие в лицензировании УК.
  2. Комитет по тарифам.
  3. Роспотребнадзор. Такая организация осуществляет проверку качества и безопасности коммунальных услуг, руководствуясь СанПиНами.
  • После получения документов от УК нужно проверить правильность начисления платежей. В этом могут помочь люди с юридическим или экономическим образованием, которые наверняка могут найтись среди собственников многоквартирного дома. Если же профессионалов среди жильцов нет, то можно нанять эксперта со стороны. Конечно, такое действие приведет к затратам, но если нарушения у УК действительно есть, то все расходы окупятся.
  • Следующим шагом нужно проверить, как УК справляется со своими обязанностями (о том, какие обязанности есть у управляющей компании в сфере ЖКХ по содержанию и ремонту жилья, узнайте здесь). Для этого тоже нужно написать заявление в УК с просьбой о предоставлении отчетности о проведенных работах (образец можно скачать ниже). Для получения более полной картины, собственники могут запросить у УК сметы расходов на ремонтные работы. Заявление пишется и отправляется в УК точно также как и заявление о предоставлении информации о тарифах.

    Вам будет интересно ==>  Не Отдам Арестованную Машину

    5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным настоящим Кодексом;

    10. Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, муниципального жилищного контроля, направление высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представления об освобождении от должности руководителя органа государственного жилищного надзора, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

    3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;

    15. Государственный контроль (надзор) за соблюдением региональными операторами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    16. Государственный контроль (надзор) за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Что с 1 июля 2023 года изменится в сфере надзора за работой УК и ТСЖ

    1 июля 2023 года вступит в силу Федеральный закон от 31.07.2023 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». В этот же день начнёт действовать ещё один Федеральный закон в этой сфере – от 11.06.2023 № 170-ФЗ. Он вносит изменения в многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие работу контрольно-надзорных органов в различных сферах. В документе есть статьи, которые относятся к тем видам надзора, с которым сталкиваются в своей работе управляющие домами, в том числе в области защиты прав потребителей, пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический, в сфере обращения с отходами и защиты персональных данных. Напрямую каждую УО коснутся нормы ст. 67 № 170-ФЗ. В ней приведена новая редакция ст. 20 ЖК РФ и другие изменения, которые корректируют работу трёх видов надзора: государственного жилищного, муниципального жилищного и лицензионного. В ст. ст. 137, 138 № 170-ФЗ приведены те положения, которые начнут действовать не 1 июля 2023 года, а в иные сроки. В том числе это коснётся изменений в статьях ЖК РФ по лицензионному контролю за деятельностью УО.

    Согласно ст. 67 № 170-ФЗ, с 1 июля 2023 года мероприятия госжилнадзора и муниципального контроля проводятся согласно нормам Федерального закона от 31.07.2023 № 248-ФЗ. В силу ч. 7 ст. 67 № 170-ФЗ, в рамках таких действий не проводятся плановые проверки в отношении жилых помещений. Органы ГЖН следят за соблюдением обязательных требований региональными операторами в порядке, установленном Правительством РФ. Работу органов власти региона и местного самоуправления они проверяют в соответствии с положениями Федеральных законов от 06.10.1999 № 184-ФЗ и от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ч. ч. 15, 16 ст. 67 № 170-ФЗ). Органы надзора могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений даже в том случае, если такие нарушения были выявлены в ходе мониторинга безопасности – наблюдения за соблюдением обязательных требований (ч. 8 ст. 67 № 170-ФЗ). При проведении надзорных мероприятий органы ГЖН, муниципалитеты вправе использовать размещённую в ГИС ЖКХ информацию. Надзорные ведомства разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований для проведения контрольных мероприятий в случаях, если им поступили обращения граждан и организаций о возможных нарушениях обязательных требований. Такие индикаторы нужны для определения необходимости проведения внеплановой проверки. Их применение в конкретной ситуации, по отдельному обращению помогает надзорным органам определить вероятность нарушения обязательных требований. Список типовых индикаторов должен утвердить Минстрой России.

    Не все положения № 170-ФЗ начнут действовать с 1 июля 2023 года: ряд из них отложены. Так, новая редакция ст. 196 ЖК РФ вступит в силу только 1 марта 2023 года (ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 136 № 170-ФЗ). Она получит новое название: «Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» вместо «Порядок организации и осуществления лицензионного контроля». В новой редакции прописан предмет такого вида контроля: «соблюдение лицензиатами лицензионных требований» (ч. 2 ст. 196 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). И уполномоченный орган вправе проверить в работе УО только выполнение лицензионных требований, предъявляемых к компании. Проводят такие мероприятия в соответствии с положением о лицензировании деятельности по управлению МКД, утверждённым Правительством РФ, и № 248-ФЗ (ч. ч. 1, 3 ст. 196 ЖК РФ). До 1 марта 2023 года, когда эти требования вступят в силу, лицензионный контроль за работой УО проводится в прежнем порядке, согласно нормам Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

    Органы ГЖН в рамках госжилнадзора проверяют, как юридические лица, ИП и граждане соблюдают обязательные требования жилищного законодательства в отношении всего жилого фонда, кроме муниципального. Также они могут проверить работу общественных объединений, некоммерческих организаций, Советы МКД (ч. 19 ст. 20 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). Госжилнадзор проводится органами ГЖН по положению, утверждаемому региональной властью, и согласно общим требованиям, установленным Правительством РФ. Предметом государственного жилищного надзора являются проверки соблюдения требований: к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям в многоквартирных домах; к порядку перевода их в статус нежилых и наоборот, проведению перепланировки; к формированию фондов капремонта; к созданию и деятельности управляющих и обслуживающих организаций; к предоставлению коммунальных услуг в МКД; к перерасчёту платы при оказании жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества; к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и изменению размера платы за это; к ограничению коммунальных услуг; по энергетической эффективности и оснащённости помещений многоквартирных домов приборами учёта; к порядку размещения РСО и управляющими домами информации в ГИС ЖКХ; к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах; к предоставлению жилых помещений по соцнайму. При этом при проведении госжилнадзора нельзя проверять соблюдение УО лицензионных требований к деятельности по управлению домами. Это входит в компетенцию государственного лицензионного контроля.

    В новой редакции ст. 20 ЖК РФ указано, что предмет муниципального жилищного контроля – соблюдение гражданами, юрлицами и ИП тех же обязательных требований, что проверяет госжилнадзор, но только в отношении муниципального жилищного фонда. Проводят такие проверки органы муниципального жилищного контроля в соответствии с положением, которое утверждает орган местного самоуправления. В городах федерального значения такое положение утверждают органы региональной власти. Таким образом, с 1 июня 2023 года в ЖК РФ будет закреплено, что муниципалитет может провести проверку только в отношении своего муниципального жилья. Иные обращения граждан должны обрабатывать органы, которые согласно положению и требованиям Правительства РФ проводят государственный жилищный надзор. Органы ГЖН в свою очередь не вправе проводить свои проверки в отношении муниципального жилья.

    Кто и как контролирует работу управляющих компаний ЖКХ

    1. Прокуратура – надзор за соблюдением норм закона всеми организациями и субъектами государства.
    2. Госжилнадзор и Роспотребнадзор – контролируют состояние жилья и предоставление услуг потребителям. Действуют на региональном и местном уровнях.
    3. Руководство УК – начальство реагирует на жалобы и информирует жильцов о результатах их рассмотрения.
    4. Жилищная инспекция. В этот орган обращаются, когда основная управляющая структура бездействует.
    5. Суд. Рассматривает ситуации, когда требуется возмещение вреда или принятые решения уполномоченных органов не удовлетворяют заявителя.
    1. Министерство строительства РФ – обозначает алгоритм предоставления коммунальных услуг, критерии качества работы ресурсоснабжающих оганизаций.
    2. Министерство энергетики РФ – регулирует нормативы и требования поставки теплоэнергии.
    3. Антимонопольная служба – координирует ценообразование и тарифы на предоставление коммунальных услуг.

    Локально деятельность ЖКХ контролируют муниципалитеты и вышестоящая организация – жилищная инспекция. При выполнении своих функций коммунальные структуры ориентируются на собственные постановления, законодательные акты, постановление Правительства РФ №493 и ст. 20 ЖК РФ.

    Вам будет интересно ==>  Что за пособие в размере 15000 рублей в пермском крае малоимущим семьям

    Когда у меня в квартире тёк потолок, а УК отмахивалась, я написала жалобу в местное отделение Государственной жилищной инспекции. Мне письменно ответили в течение месяца, а вопрос решили через 10 дней после ответа. Управляющая компания после жалобы стала очень вежливая и участливая, даже извинились, что “не смогли прийти раньше”. Нужно не бояться отстаивать свои права.

    Коммунальная организация – это структура, которая является посредником между поставщиком ресурсов (воды, электричества, газа) и жильцами многоквартирного дома (МКД). Деятельность таких компаний регламентирована законодательством и конкретизируется в договоре, заключенном с потребителями. Если жильцы недовольны работой УК, важно знать, кто контролирует управляющие компании ЖКХ. Это поможет определить, в какую инстанцию обращаться с жалобой.

    Куда и как жаловаться на управляющую компанию

    3. В органы государственного жилищного надзора, муниципального или общественного жилищного контроля и Роспотребнадзор
    Если управляющая организация не выполняет надлежащим образом обязанности, предусмотренные договором, вы вправе обратиться в органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля или общественного жилищного контроля с жалобой о ненадлежащем соблюдении управляющей организацией требований к содержанию общего имущества МКД и придомовой территории либо предоставлении коммунальных услуг.
    В жалобе нужно указать наименование организации, в которую обращаетесь, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Кроме того, в жалобе необходимо изложить суть обращения, поставить личную подпись и дату. При необходимости в подтверждение своих доводов приложите к письменному обращению документы и материалы либо их копии (ст. 2, п. п. 1, 4 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 7 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
    Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, муниципальный жилищный контроль — уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3, 5 ст. 20 ЖК РФ).
    Региональный государственный жилищный надзор в г. Москве осуществляется Государственной жилищной инспекцией г. Москвы (Мосжилинспекцией) (п. 4 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 28.01.2014 N 15-ПП).
    Общественный жилищный контроль могут осуществлять общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы МКД и другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством РФ (ч. 19 ст. 20 ЖК РФ).
    Вы также вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. В большинстве случаев сначала необходимо обратиться с претензией непосредственно в управляющую организацию, а потом, если вам не ответили или не удовлетворили ваши требования, — жаловаться в Роспотребнадзор (п. 1 ст. 42.3 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 1 ч. 1 ст. 58, ч. 1 ст. 59 Закона от 31.07.2023 N 248-ФЗ; п. 145 Регламента, утв. Приказом Роспотребнадзора от 28.01.2023 N 11; п. п. 2, 23, 32 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2023 N 1005).

    4. В Прокуратуру РФ
    В ряде случаев вы вправе обратиться в органы Прокуратуры РФ с целью осуществления надзора за исполнением законов и соблюдением прав граждан (ст. ст. 21, 26 Закона от 17.01.1992 N 2202-1).
    Управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых помещений и санитарно-эпидемиологических требований к их эксплуатации, а также нормативов обеспечения коммунальными услугами. Если в течение 12 месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания в отношении МКД, деятельность по управлению которым осуществляет управляющая организация, она получает по одному дому два и более административных наказания, назначенных судом за ненадлежащее исполнение предписания, ее лишают права управления таким домом (ч. 2 ст. 14.1.3, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ; ч. 5, 5.1, 6 ст. 198 ЖК РФ; п. 29 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2023).

    2. К руководителю управляющей организации
    В случае неудовлетворения ваших требований, указанных в заявке на устранение выявленных недостатков, обратитесь с жалобой к руководителю управляющей организации. В жалобе укажите фактические обстоятельства дела и потребуйте проконтролировать устранение выявленных недостатков.
    Образец заполнения жалоб должен быть размещен на информационном стенде в управляющей организации (пп. «в» п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416).
    Жалоба должна быть составлена в двух экземплярах. Один экземпляр передается представителю управляющей организации, второй экземпляр с отметкой о принятии жалобы остается у вас.

    Собственники помещений в многоквартирном доме (МКД) самостоятельно выбирают способ управления этим домом, одним из которых является управление управляющей организацией, действующей на основании лицензии. При этом управление должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, решение вопросов пользования общим имуществом и надлежащее его содержание, а также предоставление коммунальных услуг или, в ряде случаев, готовность коммуникаций и оборудования для предоставления коммунальных услуг (ч. 1, 1.3, 2 ст. 161 ЖК РФ).
    Однако не всегда управляющая организация надлежащим образом выполняет обязанности, в связи с чем возникает необходимость в принятии собственниками соответствующих мер (Письма Минстроя России от 24.09.2023 N 30846-ОД/04, от 22.09.2023 N 30396-ОЛ/04).
    Так, в случае ненадлежащих действий либо бездействия управляющей организации собственники вправе обратиться в соответствующие органы и организации (к должностным лицам).

    С жалобой на управляющую организацию в зависимости от ситуации можно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации, к руководителю управляющей организации, в органы государственного жилищного надзора, муниципального или общественного жилищного контроля, в Роспотребнадзор, в прокуратуру РФ, а также в суд.

    В целом жалобы и заявления рассматриваются указанными выше ведомствами на местном и региональном уровнях. Уже после досудебного урегулирования можно объективно оценить перспективы спора, принять решение об инициации искового производства. Обращаться в органы федерального уровня малоэффективно, допускается в исключительных случаях.

    Среди тех организаций, кто контролирует деятельность управляющих компаний (УК), не только ГЖИ или Роспотребнадзор. Их деятельность регламентируется и другими ведомствами как на местном и региональном, так и на федеральном уровне. Эффективнее всего решать спорные вопросы, подавать жалобы, начиная с территориальных органов местного значения.

    В случае, если на местном уровне спор не удается решить, на соответствующие органы можно пожаловаться вышестоящему начальству. Для этого подается жалоба в аналогичное ведомство, но уже не местного, а регионального уровня: Роспотребнадзор, ГЖИ, прокуратуру, ФАС.

    1. Изучить нормативно-правовые акты, которые регламентируют возникший вопрос. Для этого подойдут нормы ЖК РФ или правительственного постановления от 06.05.2011 №354, других актов, которые соответствуют ситуации;
    2. Собрать доказательную базу – материалы, которые подтверждают правоту заявителя и изложенные в обращении факты;
    3. Предварительно направить заявление, претензию или жалобу в УК, получить от нее официальный ответ;
    4. Подавать жалобы в ведомства по вопросам их компетентности. Например, не имеет смысла обращаться в прокуратуру из-за нарушения прав потребителей. Заявление перенаправят в Роспотребнадзор.
    1. В государственную жилищную инспекцию. Занимается вопросами состояния многоквартирного дома, его технических систем, рассматривает жалобы на несоблюдение УК лицензионных требований;
    2. Роспотребнадзор. Рассматривает жалобы и заявления относительно нарушения со стороны коммунальных служб прав потребителей;
    3. Местная администрация. Занимается общим контролем над УК. Как правило, перенаправляет жалобы в другие ведомства – ГЖИ и Роспотребнадзор, прокуратуру;
    4. Федеральная антимонопольная служба. Ее территориальные органы рассматривают жалобы относительно нарушения УК антимонопольного законодательства. Одна из причин обращения в этот орган – необъективное и чрезмерное повышение стоимости коммунальных услуг;
    5. Прокуратура. Выполняет надзор за недопущением нарушения действующего законодательства. В частности, отсутствие реагирования на заявления, жалобы, признаки мошенничества, хищения – по этим и другим вопросам обращаются именно к прокурору.

    Должен ли житель извиниться перед; УО за; ложные сведения в; жалобе

    Жители многоквартирных домов ежедневно жалуются в надзорные органы на работу управляющих организаций, и не всегда указанные в письмах сведения достоверны. Рассказываем о судебном деле, в котором УО пыталась доказать, что собственник распространяет о ней ложные сведения, которые порочат её деловую репутацию.

    Суд первой инстанции, рассмотрев текст жалобы, не нашёл доказательств тому, что обращение собственника каким-то образом повредило деловой репутации управляющей организации или нанесло ей иной ущерб. Суд постановил, что извиняться собственнику не за что, он имел право пожаловаться на работу УО в контролирующие органы. Иск УО был отклонён.

    Нет такой управляющей организации, на которую хотя бы однажды ни жаловались жители многоквартирного дома. Сегодня они, вооружившись большим количеством информации о своих правах, пишут во все известные инстанции, чтобы доказать свою правоту и привлечь внимание к проблемам дома. Иногда жалобы оказываются голословными, иногда – обоснованными.

    Также пристав предоставил в суд доказательства того, что в адрес УО поступало письмо с извинениями от собственника согласно требованию суда. Организация и тут не согласилась с тем, что собственник всё сделал правильно: в письме отсутствовали данные, в чей адрес были принесены извинения и за что.

    Однако суд апелляционной инстанции, куда обратилась управляющая организация, с такими выводами коллег не согласился, основывая своё решение на следующих тезисах:

    1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности (ст. 152 ГК РФ)
    2. Порочащими являются сведения о нарушении юридическим лицом законодательства, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, которые умаляют честь и достоинство, деловую репутацию такого юрлица.
    3. Собственник в силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ должен доказать, что указанные им порочащие УО сведения достоверны.
  • Adblock
    detector