Правовая форма садоводств

Статья 4

1. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.

2. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе создать лишь одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества.

Правовая форма садоводств

В соответствии с действующей редакцией Федерального закона от 15.04.1998 г № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных, земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких права могут создавать:

Закон раскрывает понятие указанных организаций. Так, в силу ст. 1 ФЗ № 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) — не коммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

2. Членами садоводческого потребительского кооператива посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица. Часть указанного имущества может выделяться в неделимый фонд.

Члены садоводческого потребительского кооператива обязаны ежегодно покрывать образовавшиеся убытки посредством внесения дополнительных взносов, а также нести субсидиарную ответственность по обязательствам такого кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого члена такого кооператива.

Следует признать, что в Законе N 217-ФЗ так до конца и не удалось разрешить задачу, поставленную ГК РФ в 2014 г., когда было объявлено, что садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества должны стать товариществами собственников недвижимости, которые могут быть созданы только собственниками земельных участков и объектов капитального строительства (ст. 123.12 — 123.14 ГК РФ).
Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ товарищество собственников недвижимости является некоммерческой организацией, то есть оно не имеет основной целью своего создания и деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками (членами) (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Товарищество собственников недвижимости также является корпоративной организацией (корпорацией), то есть ее учредители (участники) обладают правом участия (членства) в них и формируют ее высший орган (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).
С вступлением в силу Закона N 99-ФЗ в первую очередь возникли вопросы относительно садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ, которые:
1) имеют в своем составе членов, не являющихся собственниками земельных участков и объектов недвижимости — к примеру, тех, кому садовые, огородные или дачные земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды при отсутствии на них объектов капитального строительства, право собственности на которые зарегистрировано за гражданами;
2) созданы гражданами, которые только собираются приобрести садовые, огородные или дачные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и, соответственно, не могут являться собственниками земельных участков на момент создания соответствующих товариществ;
3) состоят из членов, которым предоставлены земельные участки, ограниченные в обороте.
Фактически новый Закон в вопросе об организационно-правовых формах объединений садоводов и огородников оказался «заложником» положений ГК РФ, однозначно указывающих на возможность создания товариществ собственников недвижимости исключительно собственниками недвижимости и никем иным, что, в частности, отмечалось и на стадии рассмотрения Закона — в стадии законопроекта в первом чтении .
———————————
См.: Заключение Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям по проекту Федерального закона N 1160742-6 «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=1160742-6&02.

Что же получилось в новом Законе?
Во-первых, законодатель не отказался от положений ГК РФ, объявив садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества видом товарищества собственников недвижимости. Во-вторых, с 1 января 2023 г. создание объединений садоводов и огородников с использованием организационно-правовых форм потребительского кооператива, а также ассоциации (союза), видом которого является некоммерческое партнерство, Законом не предусматривается.
В соответствии со ст. 7 Закона N 217-ФЗ товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:
1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение снабжения тепловой и электрической энергией, водой, газом, обеспечение водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства, охраны и пожарной безопасности территории садоводства или огородничества, а также иные условия);
2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества;
3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.
При этом товарищество может быть создано для указанных целей гражданами с последующим предоставлением товариществу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо гражданами, являющимися собственниками садовых или огородных земельных участков.
Как видно, окончательно преодолеть конфликт с положениями ГК РФ в новом Законе так и не получилось. Вместе с тем отрицание на законодательном уровне возможности создания товариществ для целей приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вряд ли могло бы быть поддержано самими гражданами, хотя, безусловно, вопрос о поиске альтернативных моделей ведения коллективного садоводства и огородничества в рамках обсуждения нового Закона мог бы оказаться на повестке дня . Однако этого не случилось.
———————————
Подробнее об этом см.: Бутовецкий А.И. Коллективное садоводство, огородничество и дачное хозяйство: есть ли альтернатива юридическому лицу? // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2023. N 10.

Вопрос об организационно-правовых формах объединений садоводов и огородников при разработке нового Закона являлся одним из самых сложных, поскольку садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества, которые составляют наибольшее число в сравнении с потребительскими кооперативами и некоммерческим партнерствами, со вступлением в силу Закона N 99-ФЗ оказались в сложной ситуации .
———————————
Подробнее об этом см.: Бутовецкий А.И. Об организационно-правовых формах некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства // Хозяйство и право. 2023. N 3. С. 93 — 109; Бутовецкий А.И. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества как товарищества собственников недвижимости (новеллы Гражданского кодекса Российской Федерации) // Право. Журнал высшей школы экономики. 2014. N 4. С. 90 — 100; Воронина Н.П., Наумова Г.И. К вопросу об организационно-правовой форме коллективного садоводства, огородничества и дачного строительства // Актуальные проблемы экономики и права. 2023. N 1. С. 124 — 132.

Напомним, что Закон N 66-ФЗ предусматривал возможность создания объединений садоводов, огородников и дачников не только в организационно-правовой форме некоммерческого товарищества, но также и в форме потребительских кооперативов и некоммерческих партнерств. Отдельные субъекты права законодательной инициативы предлагали сохранить ранее существовавшие организационно-правовые формы и при подготовке Закона N 217-ФЗ .
———————————
См.: Таблица поправок к проекту Федерального закона N 1160742-6 «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отклоненных при рассмотрении Государственной Думой законопроекта во втором чтении / Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=1160742-6&02.

Частично преодоление указанного конфликта между положениями ГК РФ и комментируемого Закона лежит в плоскости применения норм п. 4 ст. 49 ГК РФ о том, что законами могут быть установлены особенности гражданско-правового положения отдельных видов юридических лиц. Вместе с тем представляется, что на современном этапе развития законодательства и научной мысли следует задуматься о том, насколько такие «особенности» могут отличать положения специальных законов от общих норм ГК РФ.
Как раз комментируемый Закон в части установления возможности создания товариществ собственников недвижимости лицами, не являющимися собственниками недвижимости (граждане, которым земельные участки принадлежат на иных правах или только желающие приобрести садовые или огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности), и предусматривает эти особенности, не только непосредственно не вытекающие из норм ГК РФ, но даже напрямую опровергающиеся ими.
Ранее на практике требовала дополнительного разъяснения и ситуация, когда садовый, огородный или дачный земельный участок передавался его собственником в аренду или в безвозмездное пользование другому гражданину, в связи с чем как у собственника, так и у арендатора или ссудополучателя такого земельного участка возникали прямые правовые основания для того, чтобы стать членом объединения. В подобных случаях представлялось, что, поскольку аренда или безвозмездное пользование имеют срочный характер, а право участия (членство) в объединении не ограничивается какими-либо временными рамками (прекращается только по причине добровольного выхода, принудительного исключения либо смерти), право участия (членство) должно быть сохранено именно за собственником земельного участка.
Данную позицию подтвердил и комментируемый Закон, исключив возможность участия в садоводческом или огородническом товариществе гражданина, которому садовый или огородный участок, находящийся в частной собственности иного лица, предоставлен в аренду или в безвозмездное пользование.
Не меньше вопросов возникало и в случае, если садовый, огородный или дачный земельный участок переходил в общую долевую собственность нескольких лиц, поскольку было непонятно, кто именно из них может быть принят в члены объединения (один участник долевой собственности, несколько участников или все собственники земельного участка). Однако на данный вопрос комментируемый Закон ответа не дал, в связи с чем на практике такой вопрос может разрешаться следующим образом:
1) достижение соглашения о том, каким образом данный земельный участок будет использоваться участниками общей долевой собственности (ст. 247 ГК РФ), после чего может быть решен вопрос о порядке реализации права участия (членства) в садоводческом или огородническом товариществе;
2) приобретение права участия в товариществе одновременно всеми собственниками садового или огородного земельного участка.
Оставив для садоводов и огородников только организационно-правовую форму некоммерческого товарищества, законодатель предусмотрел ряд переходных положений для ранее созданных некоммерческих партнерств и потребительских кооперативов. Ранее созданные некоммерческие партнерства садоводов, огородников и дачников признаются соответственно некоммерческими садоводческими или огородническими товариществами. Данные объединения должны привести свои уставы в соответствие с новым Законом (ч. 1 — 5 ст. 54 комментируемого Закона). Аналогичным образом свой устав в соответствие с Законом должны привести и дачные потребительские кооперативы.
В свою очередь, от садоводческих и огороднических потребительских кооперативов, деятельность которых до 1 января 2023 г. является предметом регулирования двух Законов (Закона N 66-ФЗ и Закона N 193-ФЗ), законодатель требует определиться, какие именно цели будут в дальнейшем преследоваться данными юридическими лицами. Для этих кооперативов предусматривается два варианта: либо преобразование в товарищество собственников недвижимости (то есть изменение организационно-правовой формы), либо приведение устава в соответствие с законодательством Российской Федерации о сельскохозяйственной кооперации в случае принятия членами кооператива решения об осуществлении деятельности по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства или иной деятельности, не связанной с ведением садоводства и огородничества на садовых или огородных земельных участках.
Нельзя не отметить и новый важный принцип, предусмотренный Законом N 217-ФЗ, заимствованный из положений ЖК РФ (ч. 1 ст. 136). Данный принцип исключает возможность одновременного существования нескольких садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных для целей управления общим имуществом в границах одной территории ведения садоводства или огородничества, что направлено на обеспечение единых принципов управления данной территории и ранее не предусматривалось Законом N 66-ФЗ.
Часть 3 комментируемой статьи ответила на ранее относившийся к числу дискуссионных вопрос о том, являются ли садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества видом товарищества собственников недвижимости или не являются таковыми .
———————————
Подробнее об этом см.: Бутовецкий А.И. Место садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ в системе некоммерческих организаций в свете реформы гражданского законодательства // Применение права в России и мире: теория и практика. Муромцевские чтения: Сборник трудов XVI Международной научной конференции. Москва, 21 апреля 2023 г. / Под ред. Н.И. Архиповой, С.В. Тимофеева, Л.И. Глухаревой, Е.Ю. Князевой. М.: РГГУ, 2023. С. 205 — 211.

Вам будет интересно ==>  Какие документы нужны для получения субсидии на коммунальные услуги 2023

Глава 8

Однако государство строго контролировало деятельность таких хозяйств, устанавливая предельные размеры выделяемых гражданам земельных участков для ведения садоводства и огородничества, подробные требования по освоению участка, в том числе по размерам садового дома и хозяйственных строений, иногда даже по выращиванию сельскохозяйственных культур.

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение имеет в собственности обособленное имущество. Оно обязано иметь приходно-расходную смету, печать с полным наименованием такого объединения; кроме того, объединение может иметь штампы и бланки со своим наименованием и даже эмблему, зарегистрированную в установленном порядке. Особое отношение у законодательства к наименованию объединения. Наименование должно содержать указание на его организационно-правовую форму и характер его деятельности и соответственно слова «некоммерческое товарищество», «потребительский кооператив», «некоммерческое партнерство».

В уставе садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива указывается также ответственность членов такого кооператива по его долгам. В уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества – порядок образования специального фонда, являющегося его собственностью.

Хозяйственная деятельность участников не зависит от решения садоводческого или огороднического объединения. Садовода или огородника нельзя обязать выращивать определенную культуру, сдавать часть урожая для продажи, вообще поставить труд на земельном участке в зависимость от какого-либо коммерческого договора. Членство в подобных организациях этого не предусматривает.

тельности товарищества, а также средства, предоставленные ему Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», прочие поступления. Средства специального фонда расходуются на цели, соответствующие задачам товарищества, которые предусматриваются уставом.

  1. О порядке передачи сетей СНТ в сетевую организацию – читать здесь
  2. С 20 октября 2023 года вступил в силу обновлённый порядок технологического подключения садовых домов – читать здесь.
  3. Упрощённая схема технологического присоединения для садоводов, дачников, юрлиц, ИП – 2023 – читать здесь

С момента введения нового закона в действие собственники садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ, вправе создать только одно садоводческое или огородническое некоммерческое объединение. Его границы должны определяться в соответствии с документацией по планировке территории:

  • документация по планировке территории до её утверждения муниципальными властями должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества
  • подготовка и утверждение проекта планировки территории для огороднического товарищества не требуются
    • установление границ огородных ЗУ и образование огородных ЗУ и земельных участков общего назначения в границах территории ОНТ проводятся в соответствии с утверждённым проектом межевания территории

Таким образом, некоммерческие организации, созданные для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйств до вступления в силу нового закона, вправе осуществлять добычу подземных вод для хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций до 1 января 2023 года без получения лицензии на пользование недрами. Требование об обязательном лицензировании скважин вступит в силу с 1 января 2023 года.

Те индивидуальные садоводы и огородники, что не пожелали стать членами СНТ или ОНТ, теперь обязаны платить взносы наравне с членами товариществ (статья 5 ФЗ №217). Неуплата чревата теми же последствиями, что и для членов СНТ или ОНТ. В этом проявляется одно из отличий нового закона от ранее действовавшего закона о дачниках, позволявшего индивидуалам вносить платёжи за пользование различными ресурсами (электричеством, водой, газом, если он подведён, а также за вывоз мусора и охрану) в размере, меньшем, чем у членов товарищества, и не платить взносы на зарплату председателя и членов правления СНТ или ОНТ.

Формы ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства

Особенностью правового режима для использования в садовническом и дачном хозяйстве также является существенное сужение земельного право субъектности иностранных субъектов. Исключение из этого правила установлен ЗК РФ, согласно которым иностранные субъекты могут приобретать права собственности на ЗУ в случае ее наследования. Они обязаны в течение одного года с момента приобретения права собственности на такой участок осуществить его отчуждение в пользу физического или юридического лица РФ под угрозой принудительного отчуждения по решению суда. Дискуссионным остается вопрос о соотношении обязанности иностранных физических и юридических лиц отчуждать полученные по наследству земельные участки сельскохозяйственного назначения с установленным мораторием на их продажу.

Анализ экономических и социальных функций садовнического, огороднического и дачного хозяйства показывает его высокую значимость в развитии современного образа жизни. Большие потенциальные возможности и низкий уровень их реализации позволяют сделать вывод, что ведение садовнического, огороднического и дачного хозяйства имеет значительные резервы экономического и социального роста.

Конституцией России, Гражданским, Земельным и Налоговым кодексами России, Законом России «Об общественных объединениях», другими законодательными и правовыми актами России, Уставом, положениями Общества (при наличии), решениями управляющих органов обществом. Доходы применяются только для финансирования издержек на содержание организации. Общество не имеет целью создание обособленных подразделений. Главными направлениями деятельности являются содействия членам общества в осуществлении организации условий для оздоровления и отдыха членов общества, содействие в создании соответствующей инфраструктуры; содействие в защите и сохранении имущества общества и каждого члена общества.

На этапе переходного периода наиболее эффективной организационно-правовой формой ведения некоммерческой деятельности считаются садовнические, огороднические и дачные хозяйства. Основными факторами их развития является инфраструктурное обеспечение и отраслевые особенности государственного регулирования. До личного хозяйства населения принадлежит хозяйство, производство продукции в котором, необходимые для потребления в домашнем хозяйстве.

Устав является правовым документом и принимается органом управления и имеет соответствовать типовому уставу, утвержденном Кабинетом Министров. Членом садоводческого объединения может быть физическое лицо, достигшее совершеннолетия. В случае приобретения несовершеннолетним прав на земельный участок, в состав общества принимается лицо, уполномоченное согласно действующему законодательству распоряжаться имуществом несовершеннолетнего. После достижения землевладельцем или землепользователем совершеннолетия он принимается в состав общества вместо соответствующего лица. Садоводческое товарищество обязано вести учет своих членов и выдать каждому из них свидетельство о регистрации, а этом товариществе. Садоводческое объединение имеет право создавать орган управления; принимать решения относительно расходования средств; принимать решение о временном или полном прекращении предоставления члену садоводческого товарищества коммунальных услуг в случае задолженности по их оплате. Такое решение исполняется в порядке, предусмотренному с правилами предоставления соответствующих услуг. Прекращение газоснабжения осуществляется соответствующими организациями по предоставлению услуг газоснабжения. Повторное подключение членов садоводческого объединения к сети по предоставлению коммунальных услуг осуществляется по их расчет после погашения задолженности; выступать учредителем объединений садоводческих общества, вступать в состав существующих объединений садоводческих обществ, свободно выходить из состава объединений садоводческих товариществ; делать членам садоводческого товарищества предупреждения о нарушении устава, других нормативных документов и требовать устранения таких нарушений; требовать возмещения убытков; взыскивать в судебном порядке с членов садоводческого общества задолженности по уплате взносов.

Правовой режим земель садоводческих товариществ и дачных кооперативов

Коллективное садоводство ведется путем создания гражда­нами садоводческого товарищества, выступающего в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерчес­ких организаций, порядок создания и деятельности которых определен Указом Президента Республики Беларусь от 28 янва­ря 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садо­водческих товариществ».

Таким образом, субъектами прав на землю при ведении кол­лективного садоводства и равноправными правообладателями земельных участков являются садоводческое товарищество как юридическое лицо и каждый член садоводческого товарищества, получивший земельный участок. При этом садоводческое товарищество не имеет права предоставлять и изымать участки у своих членов, поскольку его права распространяются только на земли общего пользования.

Вопрос о предоставлении земельных участков для данных целей решается при создании потребительского кооператива (путем подачи заявления о подтверждении возможности разме­щения кооператива и предполагаемом месте размещения земель­ных участков) до его государственной регистрации, которая, как и предоставление земельного участка, осуществляется районным исполкомом. Данная норма получила адекватное закрепление только применительно к садоводческим товариществам.

Государственная регистрация това­рищества осуществляется районным исполнительным комите­том по месту нахождения земельных участков, предоставляе­мых для ведения коллективного садоводства. До обращения за государственной регистрацией учредители товарищества обязаны обратиться в районный исполнительный комитет за под­тверждением возможности размещения товарищества на терри­тории района и предполагаемом месте такого размещения, ко­пия документа, предоставляемого районным исполнительным комитетом, представляется в регистрирующий орган.

При переходе земельного участка к новому члену кооперати­ва предоставления участка не требуется. Так, лицо, к которому перешло право на находящийся в границах товарищества зе­мельный участок, предоставленный для ведения коллективно­го садоводства, становится членом товарищества со дня государственной регистрации этого права. Лицо, которое приобрело в товариществе садовый домик, хозяйственные строения и со­оружения, расположенные на земельном участке, находящемся на праве пожизненного наследуемого владения или аренды, ста­новится членом товарищества со дня государственной регист­рации права на этот земельный участок.

Статья 2

1) садовый земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;

8) территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее — территория садоводства или огородничества) — территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.

6) земельные участки общего назначенияземельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования;

Правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Вам будет интересно ==>  Что дает льгота ветеран труда в приморском крае

5) имущество общего пользования — расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество(проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее – товарищества);

Организационно-правовые формы ведения садоводческого, огороднического и дачного хозяйства

В соответствие с действующей редакцией Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать:

Закон раскрывает понятие указанных организация, так, в силу статьи 1 ФЗ № 66-ФЗ Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) – некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Местные и межрайонные ассоциации (союзы) вправе создавать региональные (краевые, областные, республиканские, окружные) ассоциации (союзы).
Решения об участии местных и межрайонных ассоциаций (союзов) в региональных ассоциациях (союзах) принимаются на конференциях делегатов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений – членов местных (межрайонных) ассоциаций (союзов).

Главное отличие между садоводческими и огородническими товариществами станет заключаться в том, какие постройки получат возможность ставить члены товариществ на своих участках. В саду будет разрешено вести строительство капитальных построек на фундаменте, в том числе пригодных для постоянного проживания. В огороде – исключительно сооружения без фундамента: сараи, времянки и пр.

Еще закон позволит упорядочить отношения с так называемыми индивидуалами — собственниками участков, которые вышли из всех товариществ и не несут те обязательства, которые есть у их соседей — участников объединений. Не платя никакие взносы, они продолжают, например, пользоваться общей инфраструктурой. Теперь с вольницей покончено: ты по-прежнему можешь быть индивидуалом, но платить взносы наряду с остальными тебе все же придется. Взамен дается право участвовать в общих собраниях и голосовать по всем финансово-хозяйственным вопросам товарищества. Но в выборах председателя и членов правления, ревизионной комиссии индивидуалы участвовать по-прежнему не смогут. В общем, большой вопрос, в чем теперь выгода такого особого статуса.

Для справки! Возврат исполнительного производства не является основанием отказать в подаче такого заявления повторно. Однако сделать это можно не ранее чем через шесть календарных месяцев после вынесения постановления о возращении исполнительного документа.

Для этого нужно обратиться в орган местного самоуправления. Взяв с собой схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и протокол общего собрания членов некоммерческой организации. Если утвержден проект межевания территории, то схема расположения не нужна!

Л. обратился в суд с административными исковыми заявлениями к судебному приставу-исполнителю Щ., отделу судебных приставов по Советскому району г. Новосибирска, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, в которых просил признать незаконными: постановление о возбуждении исполнительного производства от 20.02.2023 N N, постановление от 07.04.2023 о внесении изменений в постановление о возбуждении исполнительного производства от 20.02.2023. Вышеуказанные административные иски объединены судом в одно производство для совместного рассмотрения.

Правовой режим земель, которые используются для ведения садоводства и огородничества, регулируется ст. 66 и 68 ЗК и Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Содержание и особенности правового режима этих земель определяет цель, для которой они используются.
Существуют две основные правовые формы ведения садоводства и огородничества: коллективная и индивидуальная. В рамках коллективной формы такой деятельности граждане могут создавать садоводческие, огороднические некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические некоммерческие партнерства. В то же время законодательство допускает возможность вести садоводство или огородничество в индивидуальном порядке (ч. 6 ст. 66 ЗК, ст. 8 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).
Земельные участки для коллективного садоводства и огородничества состоят из земель общего пользования и из земель членов некоммерческих объединений. К землям общего пользования относятся земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.

Сделками с садовыми или огородными земельными участками признаются действия граждан, направленные на установление, изменение или прекращение земельных и иных прав. При совершении сделок с этими земельными участками изменение их целевого назначения и разрешенного использования не допускается. Порядок совершения сделок с садовыми и огородными земельными участками регулируются указанным Федеральным законом, а также гражданским и земельным законодательством с учетом особенностей, установленных законодательством о недрах, об охране окружающей природной среды, о градостроительстве, водным, лесным и иным законодательством.
Установлены следующие особенности совершения таких сделок. Во-первых, не допускаются сделки с садовыми, огородными земельными участками, если такие сделки приводят к нарушениям градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных установленных требований (норм, правил и нормативов) или к невозможности соблюдать целевое назначение указанных земельных участков и условия их разрешенного использования. Во-вторых, отчуждение, залог, сдача в аренду садового и огородного земельного участка, находящегося в общей собственности, осуществляются при согласии всех участников общей собственности.

Глава XII Правовое регулирование ведения гражданами коллективного садоводства, огородничества дачного хозяйства

В целом же конструкции некоммерческих товариществ, не­коммерческих партнерств, их представительств и фондов не со­ответствуют требованиям законодательной техники, а главное, противоречат Федеральному закону от 12 января 1996 г. «О неком­мерческих организациях», из которого позаимствованы указанные наименования. Законодатель проигнорировал ряд важнейших об­стоятельств:

Регламентация членства в садоводческих, огороднических и дачных объединениях в отдельных вопросах небесспорна. Чле­нами объединений в форме некоммерческого товарищества и не­коммерческого партнерства могут быть граждане России, достиг­шие 18 лет и имеющие земельные участки в границах объединения, а в форме потребительского кооператива — при тех же условиях (т. е. при наличии земельных участков в границах объединения) — Достигшие возраста 16 лет. В последнем случае речь идет о несо­вершеннолетних гражданах, не обладающих полной гражданской дееспособностью (ст. 21 ГК РФ), которые без согласия родителей, Усыновителей, попечителей не вправе совершать самостоятельно сделки и осуществлять действия, не поименованные в п. 2 ст. 26 ГК РФ, т. е. все сделки вправе совершать только с письменного со­гласия родителей, усыновителей, попечителей. Поэтому земель­ные участки на праве собственности не могут быть предоставлены гражданину 16 лет. Такому гражданину как главе крестьянского хозяйства не предоставляется земельный участок и для ведения кре­стьянского хозяйства. 16-летний возраст как предельно минималь­ный в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» установлен для членства только в производственном кооперативе, а не в потребительском, и то в порядке ограниченной трудовой дее­способности.

Органами управления объединения являются общее собрание его членов как высший орган управления, правление и его пред­седатель. При этом объединение вправе проводить общее собрание в форме собрания уполномоченных, которое избирается на следую­щих условиях, закрепленных в уставе: число членов объединения, от которых избирается один уполномоченный; срок полномочий; порядок избрания уполномоченных (открытым или тайным го­лосованием); возможность досрочного переизбрания уполномо­ченных. Понятно, что этот орган целесообразно избирать только в крупных объединениях, как это делается в сельскохозяйственных производственных кооперативах, где затруднено участие в общих собраниях всех или большинства членов кооператива.

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользо­вания, являются собственностью объединения как юридического лица. Неясна норма о предоставлении общему собранию членов любого из названных видов объединений права принятия решений о закреплении за объединением как за юридическим лицом всех выделенных ему земельных участков.

Предоставление земельных участков и создание садовод­ческих, огороднических и дачных объединений с принятием Фе­дерального закона от 15 апреля 1998 г. претерпели изменения. До 1998 г. такие формирования обычно создавались по произ­водственному принципу, т. е. земельные участки для этих це­лей выделялись предприятиям и организациям, садоводческие и дачные товарищества создавались при них же, и через них осу­ществлялось их бюджетное кредитование. Членами товариществ могли стать только лица, работающие на данных предприятиях и организациях.

4.2. Усыновление (удочерение) гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами РФ При усыновлении детей, являющихся гражданами РФ, указанными лицами мы выделим лишь

Глава 2. Правовое регулирование деятельности жилищно-коммунального хозяйства Законодательное регулирование жилищных отношений в Российской Федерации в начале 21 века стало поворотным этапом в решении жилищно-коммунальных проблем.Сфера ЖКХ регулируется следующими

Статья 6. Правовое положение садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность,

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства 1. Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.Согласно статье 44 ЗК РФ права на земельный участок

Глава X. ЗАЩИТА ПРАВ САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ, ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ИХ ЧЛЕНОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ВЕДЕНИИ САДОВОДСТВА, ОГОРОДНИЧЕСТВА И ДАЧНОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 46. Защита прав садоводческих, огороднических, дачных

  • Огороднические (ОНТ), где разрешается возведение некапитальных построек (возводимых без фундамента) для хранения инвентаря или урожая и запрещается возведение любых жилых строений (в т. ч. с целью сезонного проживания).
  • Садоводческие (СНТ), где допускается возведение сооружений сезонного проживания и капитальных строений (домов, гаражей, беседок, бань и прочих построек) при условии соответствующего назначения участка.
  • паевый — при вступлении в СНТ, на приобретение материальных ценностей для всей организации (по величине равный пяти членским взносам);
  • членский — для оплаты труда сотрудников товарищества, совершения коммунальных платежей и текущих расходов, размер зависит от количества земельных участков;
  • целевой — на основании решения, принятого на собрании, для решения конкретной задачи;
  • дополнительный — в форс-мажорных ситуациях.

Федеральным законом №217 от 29.07.2023 г. «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» утверждено, что для некоммерческих товариществ ведение деятельности разрешается в одной из 2 организационных форм:

Важно! Эти сведения определяют правила деятельности и индивидуальные данные товарищества как юридического лица, поэтому имеют важное значение для его нормальной работы и должны в обязательном порядке прописываться в его учредительных документах, чтобы они имели законную силу.

  • Отмена обязательного вступительного взноса;
  • Самостоятельное определение товариществом суммы и периодичности взноса;
  • Получение для собственников квитанций на оплату взносов, для которых необходимо предварительно изготовить бланки с указанием полных реквизитов некоммерческой организации.
  • Строгое отслеживание расходования поступающих денежных средств только на указанные в законе возможные нужды.

11. Если садовод продал участок или умер, то из членов товарищества выбывает автоматически. Как ни странно, но по действующему 66-ФЗ смерть собственника-члена товарищества или продажа членом товарищества земельного участка в границах СНТ однозначно не говорят о его исключении из списочного состава членов СНТ. Судебная практика по данному вопросу в настоящее время разнится.

Вам будет интересно ==>  Минимальный Прожиточный Минимум На Ребенка В 2023 Году В Спб

Кстати, о взносах. Их строго поделили на два вида: членские и целевые. Из членских будут оплачиваться текущие расходы, связанные с деятельностью товарищества, а целевые будут собираться на улучшение и развитие инфраструктуры. Важно, что с 1 января 2023 года взносы перестанут собирать наличными: дачники начнут получать такие же квитанции, какими оплачивают городские квартиры, и взносы будут зачисляться на банковский счет, а не храниться в сейфе у председателя. Сделано это для борьбы со злоупотреблениями.

9. В новом законе не предусмотрено внесение взносов членов в кассу товарищества. Только на расчетный счет. Это означает, что у нас есть еще немного времени на открытие расчётного счета и обучение садоводов осуществлять внесение взносов на расчетный счет. Правлению товариществ придется освоить работу с расчетным счетом и озаботится поиском подрядчиков — юридических лиц.

12. Доверенность на право участия и голосование на общем собрании членов теперь можно заверить на работе. Нововведение позволит сэкономить на услугах нотариуса, не зависеть от желания или нежелания председателя правления заверить доверенность от члена. Доверенность можно будет заверить в медицинском учреждении по месту лечения, на работе, по месту прохождения учебы и иными способами, предусмотренными ГК РФ.

13. Лицензирование скважин: получение лицензии на водяные скважины для садоводческих и огороднических товариществ остается обязательным, но существенно облегчается и дешевеет процедура, так как из перечня необходимых документов исключены проекты, экспертизы и ряд иных документов, изготовить которые могли только специализированные компании.

Закон о садоводстве и огородничестве

Еще более в ограниченном объеме закон о садоводствах позволяет использовать огородный земельный участок. Под ним также понимается надел земли, предназначенный для отдыха и выращивания сельскохозяйственных растений. Однако на огородах разрешено возводить лишь хозяйственные постройки для хранения инвентаря и урожая, не являющиеся недвижимыми объектами. Например, построить теплицу или сарай на огородном участке можно, а дом — уже нет. Регистрации такие постройки не подлежат.

Новый закон о ведении гражданами садоводства и огородничества упразднил понятие «дачники». Оно утратило юридический смысл, так как всех обладателей земельных участков, используемых в личных целях, поделили на «огородников» и «садоводов». Правовой акт принес много новшеств, изменяющих привычный уклад загородной жизни. Статья расскажет об основных новеллах, которые коснутся десятков миллионов «землевладельцев».

Садовый участок предназначается для отдыха и выращивания различных сельскохозяйственных культур – для личных нужд хозяев. Любителям разводить на дачах кроликов, кур, собак, кошек и другую живность следует отметить, что для этих целей садовый участок не предназначен.

Отличие между ними значительно, и прежде всего – по наличию строений, которые разрешается возвести на участке. На садовом участке можно возвести как жилой, так и садовый дом. Последнему, кстати, впервые закон о садоводствах с 2023 года дал юридическое определение (3-я статья закона № 217-ФЗ). Садовым домом именуется строение, рассчитанное на сезонное проживание, и необходимое для удовлетворения бытовых и иных потребностей граждан, временно в нем пребывающих.

Закон о ведении садоводства и огородничества не предписывает сносить капитальные строения, возведенные до 1-го января 2023 года. Но только в том случае, если они должным образом были зарегистрированы. То, что построено позже, или не имеет должной регистрации (у ранее возведенных строений), власти вправе снести.

8. При государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в форме присоединения к нему другого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного объединения.

Согласно принятому 217-ФЗ садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ), созданные до дня вступления в силу данного закона, должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости или должны привести свои уставы в соответствие. Такое преобразование, а также приведение в соответствие учредительных документов необходимо провести при первом изменении учредительных документов.

Право разрабатывать и оформлять уставные документы принадлежит утвержденному органу правления товарищества. Допускается привлечение сторонних юристов и делегирование им права разработки проекта Устава. Утверждение готового документа происходит на общем собрании членов СНТ, процедура представлена следующими этапами:

С точки зрения преимуществ и недостатков, ТСН дает руководителям большие полномочия. Они вправе принимать решения самостоятельно, без предварительной консультации с участниками товарищества. В ситуации требующей немедленных мер, руководство имеет все необходимые инструменты.

  • Выручка от продажи (оказания услуг, выполнения работ) Д 62 К 90.1.
  • Начислен НДС Д 90.3 К 68.
  • Получена оплата от покупателя (заказчика) Д 51, 50 К 62.
  • Отражены расходы по коммерческой деятельности (себестоимость) Д 90.2 К 20, 26, 69…
  • Сформирован и отражен на соответствующих счетах результат Д 90.9 К 99 при получении прибыли и Д 99 К 90.9 при убытке. Полученная прибыль закрывается по итогам года на 84 счет (Д 99 К 84), но т.к. основная деятельность у СНТ – некоммерческая, то нераспределенная прибыль перебрасывается на счет целевого финансирования проводкой Д 86 К 84, эти суммы идут на цели товарищества.

СНТ в 2023 году: устав, новый закон

  1. Разрабатывается проект, в котором должны быть соблюдены требования Федерального закона.
  2. Документ проходит обсуждение в рамках заседания членов Правления. Если он не вызывает споров, то его выносят на обсуждение и утверждение во время собрания членов товарищества.
  3. Полный текст Устава должен быть предоставлен для ознакомления всем участникам, ведущим деятельность на участках, принадлежащих СНТ, хотя бы за 14 дней до собрания.
  4. Созываются все участники товарищества.
  5. Оформляется протокол с результатами собрания, в котором указывается, что Устав принят согласно процедуре.
  6. Формируется пакет документов, который будет передан в органы ФНС. Он состоит из заявления о государственной регистрации проведенных в учредительной документации изменений, протокола собрания с решением внести и утвердить изменения в Уставе, двух экземпляров нового Устава, а также квитанции, свидетельствующей об оплате госпошлины. Весь пакет проходит заверение у нотариуса, а затем передается в налоговый орган по месту регистрации товарищества.
  • названия, учредителей и месторасположения;
  • организационно-правовой формы;
  • предмета и целей деятельности;
  • способа управления (в т. ч. полномочий отдельных органов);
  • условий приема новых членов, исключения или добровольного выхода из рядов товарищества;
  • прав, обязанностей и видов ответственности членов;
  • условий ведения реестра членов некоммерческой организации;
  • порядка уплаты взносов и ответственности при его нарушении;
  • правил формирования, перечня полномочий и состава ревизионной комиссии;
  • порядка формирования или приобретения имущества, предназначающегося для совместного использования;
  • вариантов ознакомления членов с любыми видами информации, касающейся деятельности юридического лица (бухгалтерских отчетов и т. д.);
  • путей сотрудничества с гражданами, которые не относятся к членам организации, но используют для садоводства (огородничества) земли, относящиеся к ее территории;
  • порядка внесения изменений в Устав;
  • условий ликвидации или реорганизации товарищества;
  • правил принятия решений на общем собрании посредством заочного голосования.

Давайте перейдем в практическую плоскость и обсудим, какие последствия ожидают бывших дачников и участников кооперативов после вступления в силу нового закона. Некоторые инновации в этом законодательном акте могут заметно осложнить (или улучшить) жизнь большинства огородников! Итак:

  • Огороднические (ОНТ), где разрешается возведение некапитальных построек (возводимых без фундамента) для хранения инвентаря или урожая и запрещается возведение любых жилых строений (в т. ч. с целью сезонного проживания).
  • Садоводческие (СНТ), где допускается возведение сооружений сезонного проживания и капитальных строений (домов, гаражей, беседок, бань и прочих построек) при условии соответствующего назначения участка.

Поскольку новый закон о СНТ упраздняет ряд форм некоммерческих хозяйств, им нужно скорректировать учредительные документы с учетом новых законодательных требований. Так, статьей 8 закона №217-ФЗ установлено отражение в уставе 2023 года следующих данных о работе СНТ:

Формы дачных объединений: чем они отличаются и какое предпочесть

Объединения граждан на дачных и садовых участках могут существовать в форме товариществ, партнерств или кооперативов. Это самостоятельные юридические лица – некоммерческие организации, которые имеют имущество и деньги на балансе и самостоятельно отвечают по долгам.

Управление дачным или коттеджным поселком зачастую поручаются товариществам или партнерствам, созданным самими жильцами. Конечно, принимать все решения сообществом дачников – дело непростое, зато вся бухгалтерия прозрачна и можно проконтролировать, на что в действительности истрачены деньги, внесенные жителями (проблема контроля обычно появляется при работе с управляющей компанией).

Основные вопросы во всех перечисленных юридических лицах решает общее собрание: это избрание правления, покупка общего земельного участка, изменения, вносимые в Устав, утверждение расходов и доходов за определенный период. Текущими вопросами занимается исполнительный орган (председатель или правление).

В товариществе взносы могут быть вступительными и членскими, из которых формируется собственность самого товарищества, а также целевыми (приобретенное на них имущество находится у товарищей в общей совместной собственности, т.е. без выделения долей, даже идеальных). Кроме того товариществу принадлежит имущество, купленное на доходы от его предпринимательской деятельности.

Необходимо учитывать, что законы о садовых и огороднических объединениях, о потребительской кооперации, регулирующие деятельность вышеуказанных юридических лиц не предусматривают все тонкости. Такие вопросы, как размер паев и порядок их внесения, выбор системы управления организацией, каждое СНТ или ДНП решает самостоятельно, предусматривая соответствующие правила в своем Уставе.

5. Члены объединения имеют право обращаться в суд с исками о признании недействительными решений общего собрания садоводов, огородников, дачников, а также решений правления и иных органов объединения, если в них содержатся положения, нарушающие их права и законные интересы.

2. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом объединения на условиях, определяемых договорами, заключаемыми между этими гражданами и объединением как юридическим лицом. При этом гражданам не может быть в этом праве отказано, а размер платы не может превышать ее размера, установленного за пользование этим имуществом для членов объединения.

3. Земельные отношения членов некоммерческих объединений граждан регулируются нормами ст. ст. 12 — 35 Закона от 15 апреля 1998 г. («О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»), а также Законом от 30 июня 2006 г. (Закон о «дачной амнистии»).

Закон устанавливает и ограничения права граждан на предоставление земельных участков для этих целей. Так, в соответствии с п. 3 ст. 13 Закона наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования садового, огородного или дачного земельного участка является основанием для отказа в предоставлении нового участка, если оно приведет к превышению установленных предельных норм предоставления.

На этом заканчивается первый этап предоставления земель, и начинается процедура предоставления в собственность земельных участков конкретным членам объединения, а земель общего пользования (под дорогами, санитарными зонами, детскими площадками и т.п.) — в собственность объединений как юридических лиц.

Adblock
detector