Правовая харктеристика органов и должностных лиц,компетентных решать вопрос о возбуждении уголовных дел

Содержание данной стадии не сводится только к принятии решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, а включает в себя процессуальную деятельность по разрешению целого ряда вопросов, связанных с рассмотрением первичных материалов о преступлении. На этой стадии орган уголовного преследования проверяет наличие установленных законом условий для начала производства по уголовному делу, принимает меры к предотвращению и пресечению преступления, а также по сохранению и закреплению следов преступления.

Возбуждение уголовного дела – первоначальная стадия уголовного процесса (разд. 7 УПК). Сущность этой стадии заключается в том, что орган уголовного преследования, установив в событии, о котором ему стало известно, признаки преступления, принимает решение начать производство по уголовному делу.

Кроме того в соответствии со ст.426 УПК Уголовное дело частного обвинения возбуждается лицом, пострадавшим от преступления, либо его представителем, а также представителем юридического лица путем подачи в районный (городской) суд заявления о совершении в отношении его преступления.

Правовая харктеристика органов и должностных лиц,компетентных решать вопрос о возбуждении уголовных дел

Заявление о преступлении как первый повод к возбуждению уголовного дела представляет собой устное или письменное обра­щение физического лица в правоохранительный орган с информа­цией о готовящемся или совершенном преступлении и, как прави­ло, с просьбой принять необходимые меры. По делам частного и частно-публичного обвинения заявление должно содержать ясно выраженную просьбу о привлечении виновного к уголовной от­ветственности, без чего оно (заявление) не имеет юридического значения. В числе таких уголовных дел — дела об изнасиловании, т. е. о тяжком преступлении. Дела об этих преступлениях могут быть возбуждены только в том случае, когда с просьбой об этом обратилась сама потерпевшая и если просьба эта адресована орга­ну дознания, следователю, прокурору или суду. Если же потерпев­ший (потерпевшая) сообщает о преступлении, при совершении ко­торого уголовное преследование осуществляется в порядке частно­го или частно-публичного обвинения, и просит своего обидчика не судить, а «попугать», перевоспитать либо примерно наказать в дисциплинарном порядке, в возбуждении уголовного дела долж­но быть официально отказано ввиду отсутствия законного повода. А если потерпевший (потерпевшая) жалуется должностному лицу или органу, который вообще не наделен правом возбуждения уго­ловного дела, например начальству подозреваемого, жалоба вооб­ще не может иметь каких-либо юридических последствий и долж­на быть оставлена без движения: факт преступления может быть установлен только в уголовном процессе, потерпевшая же решила его избежать. Анонимные заявления поводом к возбуждению уголовного дела служить не могут. Однако сказанное вовсе не означает, что никем не подписанное сообщение о готовящемся, совершенном или совершаемом преступлении вообще должно быть оставлено безо всякого внимания со стороны правоохранительных органов.

Второй повод к возбуждению уголовного дела — явка с по­винной. Заявление о явке с повинной определяется как добро­вольное сообщение лица о совершенном им преступлении (часть первая статьи 142 УПК). Оно может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление зано­сится в протокол, который подписывается явившимся с повин­ной и дознавателем, следователем или прокурором, составив­шим протокол. Явка с повинной является особым обстоятельст­вом, смягчающим наказание (пункт «и» статьи 61 УК).

Третий повод к возбуждению уголовного дела — сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (пункт 3 части первой статьи 140 УПК), — ох­ватывает все без исключения остальные случаи, когда правоохра­нительному органу, управомоченному на возбуждение уголовного дела (органу дознания, следователю, прокурору), становится известно о деянии, предусмотренном Особенной частью УК. Согласно статье 143 УПК такое сообщение принимается лицом, получившим Данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Согласно части второй статьи 140 УПК основанием для воз­буждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Для возбуждения уголов­ного дела необязательно наличие данных о том, кто совершил преступление; на данный момент они могут отсутствовать полно­стью. Для возбуждения уголовного дела необходимы лишь такие данные, которые свидетельствуют о наличии самого события пре­ступления (например, обнаруженные на трупе человека следы на­сильственной смерти свидетельствуют о признаках убийства, а следы взлома сейфа —о краже находившихся там денег или ценностей). Для констатации наличия оснований для возбуждения уго­ловного дела не требуется достоверного знания о том, что собы­тие преступления имело место. Закон говорит не о факте пре­ступления, а о достаточных данных, указывающих на его призна­ки.

Правовая харктеристика органов и должностных лиц,компетентных решать вопрос о возбуждении уголовных дел

К делам частного обвинения законодатель отнес дела о преступлениях, предусмотренных ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 УК РФ (побои), ч. 1 ст. 129 УК РФ (клевета без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 130 УК РФ (оскорбление, содержащееся в публичном выступлении или средствах массовой информации). Все они относятся к преступлениям небольшой тяжести. Это исчерпывающий перечень, и он не подлежит расширительному толкованию.

В соответствии со ст. 146 УПК РФ дознаватель, следователь при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, выносит постановление о возбуждении уголовного дела, которое незамедлительно должно быть направлено прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), — соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки. О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Кроме того, дело частного обвинения может быть возбуждено прокурором в случае смерти потерпевшего, а также если он «в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы» (ч. ч. 2 и 3 ст. 318 УПК РФ). При этом прокурор направляет уголовное дело для производства предварительного расследования.

Багаутдинов Ф.Н. отмечает, что необходимо обратить внимание и на ряд новых положений, касающихся отказа в возбуждении уголовного дела. В ст. 148 УПК РФ указано, что при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела прокурор, следователь или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления допускается лишь в отношении конкретного лица. Багаутдинов Ф.Н. «Возбуждение уголовного дела по УПК РФ» // Законность, № 7, 2002

Беспристрастность должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, во многом достигается за счет их независимости от обстоятельств исследуемого события. Для того чтобы обеспечить эту независимость, судья, прокурор, следователь и дознаватель в определенных случаях подлежат отводу (ст. 61 УПК). Основания, сформулированные в этой статье, в принципе позволяют создать необходимые условия для независимого и справедливого расследования и разрешения уголовных дел. Однако буквальное толкование требований, сформулированных в ч. 1 ст. 61 УПК, позволяет прийти к выводу, что они не распространяются на стадию возбуждения уголовного дела.

Правовая харктеристика органов и должностных лиц,компетентных решать вопрос о возбуждении уголовных дел

Требование о всесторонности, полноте и объективности исследования обстоятельств совершённого преступления полностью распространяется и на производство в доследственном уголовном процессе. Специфичными здесь являются лишь предмет и пределы реализации данного требования с учётом тех задач, которые решаются в данном производстве. Поскольку возбуждение уголовного дела может осуществляться как по факту совершённого деяния, о котором закон говорит как о событии преступления (п.1 ст. 6; п.1 ст. 64 УПК), так и против конкретного лица, то соблюдение рассматриваемого требования предполагает выявление на момент принятия решения о возбуждении уголовного дела всех эпизодов преступной деятельности и всех причастных к ней лиц.

Всё изложенное со всей определённостью подтверждает вывод о том, что принимать решение о возбуждении уголовного дела, равно как и об отказе в этом, могут лишь специально уполномоченные на это органы и их должностные лица. Более того, даже те должностные лица, которые допущены к разрешению заявлений и сообщений о преступлениях вправе принимать указанные решения только в пределах своей компетенции. Это означает, что если законодатель предоставил право возбуждать уголовные дела по отдельным преступным актам только, например, прокурору или суду, то принять такое решение в связи с совершением данных видов преступлений не может ни одно другое должностное лицо. Такая компетенция именуется исключительной, и она будет предметом специального анализа в следующем параграфе данной главы. Здесь же для иллюстрации факта реального существования в уголовном процессе исключительной компетенции на принятие рассматриваемого вида решения укажу в качестве примера, что в соответствии с ч 4 ст. 27 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» «уголовное дело в отношении народного депутата Украины может быть возбуждено только Генеральным прокурором Украины». Следовательно, ни одно другое лицо данного ведомства, в том числе и Заместитель Генерального прокурора Украины, принять указанное решение против народного депутата Украины не может.

И раньше имели место, но особенно в последние годы совершаются такие преступления, которые будоражат, возмущают общественное сознание, вызывают резонанс в различных слоях общества, приковывают внимание средств массовой информации, в силу чего они стали именоваться «резонансными». Наличие таких преступлений не может не влиять на экстренность реагирования компетентных органов на такие преступления путём быстрого, а иногда и незамедлительного, возбуждения по ним уголовных дел. Но поскольку в производстве названных органов имеются заявления и сообщения о других преступлениях, возникает проблема приоритета или своеобразной очерёдности проверки и разрешения всех имеющихся источников информации о совершённых или подготавливаемых преступлениях. В описанных ситуациях, естественно, первоочередное внимание должно быть уделено разрешению заявлений и сообщений о «резонансных» преступлениях. Они, в сравнении с другими, как правило, являются не только наиболее опасными, но и трудно раскрываемыми. Поэтому раньше всего следует принять решения о возбуждении уголовных дел именно о таких преступлениях. Это, однако, не означает, что заявления или сообщения, так сказать, «второго плана», т.е. о других, «нерезонансных», преступлениях, могут волокититься, не разрешаться в установленные законом сроки. Требование своевременности должно соблюдаться неукоснительно и по названным заявлениям и сообщениям. Наличие в производстве органов дознания, следствия или прокурора заявлений о резонансных преступлениях или уже возбуждённых по ним уголовным делам не создаёт осно вания для несвоевременного разрешения заявлений и сообщений о других преступлениях. Здесь важно правильно распределить силы и средства всех правоохранительных органов для своевременного и успешного решения задач в доследственном уголовном процессе. Но это уже проблема оптимальной организации труда указанных органов, обсуждение которой выходит за пределы данного исследования.

Помимо названных лиц функцию дознавателя выполняют оперативные работники соответствующих отраслевых служб горрайлинорганов. Последние допускаются к этой работе приказом руководителя той или иной службы и также должны считаться надлежащими субъектами правомочными принимать решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Другие лица таковыми не являются, а, значит, и не вправе принимать по заявлениям и сообщениям указанные решения.

Как только такие данные получены, решение о возбуждении уголовного дела может (и должно быть) принято до истечения сроков разрешения заявлений и сообщений о преступлении Такие сроки разрешения заявлений и сообщений о преступлениях являются промежуточными между исходными и конечными, установленными законом. Таким образом, промежуточными являются сроки фактического разрешения заявлений и сообщений о преступлениях в пределах временных (нормативных) границ, установленных законом.

Отсутствие в гл. 9 УПК оснований для отвода заинтересованных должностных лиц, принимающих решение по результатам рассмотрения заявлений или сообщений о преступлении, ничем не компенсируется в разделе VII УПК, регламентирующем процедуру возбуждения уголовных дел. Такое положение позволяет говорить о пробеле в законодательстве, который создает предпосылки для умышленного ограничения доступа пострадавших к правосудию либо, наоборот, для незаконного уголовного преследования. В конечном итоге сложившаяся ситуация негативным образом может сказаться на защите интересов личности в уголовном судопроизводстве.

Вам будет интересно ==>  Повышение югорского капитал 2023

Ч. 4 ст. 20 УПК РФ предоставляет прокурору, а также следователю и дознавателю с согласия прокурора право возбудить уголовное дело частного обвинения при наличии, а также при отсутствии заявления потерпевшего в случае, «если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами».

Прокурор, при наличии законного повода и достаточного основания, выносит постановление о возбуждении уголовного дела и передает его со всеми материалами для расследования следователю или органу дознания. А следователь, получивший это постановление, дело не возбуждает так как оно уже возбуждено прокурором, а выносит постановление о принятии дела к своему производству и приступает к предварительному следствию.

«Для того чтобы учет заявлений и сообщений о преступлениях был всеобщим, единым и гарантировал бы регистрацию каждого заявления и сообщения о преступлении, основные положения, касающиеся приема и регистрации поступающей в правоохранительные органы информации о преступлениях, должны найти отражение в уголовно-процессуальном законодательстве. В частности, в УПК следовало бы предусмотреть, что все заявления о преступлениях фиксируются в едином журнале учета такой информации, который ведется в органах внутренних дел. Должностные лица других правоохранительных органов, наделенные правом принятия заявлений о преступлениях, обязаны в течение определенного времени (например, в течение 3 часов) сообщить о них в органы внутренних дел для отражения в едином журнале учета информации о преступлениях. Такой журнал должен содержать графы о движении заявлений и результатах их разрешения»[7].

УПК РФ, так же как и УПК РСФСР, практически не регламентирует порядок приема, регистрации и учета заявлений и сообщений о преступлениях. Статья 144 нового УПК лишь обязывает дознавателя, орган дознания, следователя и прокурора принимать их и выдавать заявителю документ о принятии сообщения с указанием даты и времени его принятия. Но какова должна быть форма этого документа, закон не регламентирует.

Кроме указанных многосторонних международных договоров о правовой помощи Российская Федерация является участником ряда двусторонних договоров. Двусторонние международные договоры о правовой помощи заключаются с отдельными государствами в связи с тем, что часто возникает необходимость урегулировать особые вопросы, характерные для тех или иных государств, правовых систем, их взаимоотношений.

Запрашиваемая сторона может отсрочить передачу запрашиваемых предметов, материалов или документов, если указанные предметы, материалы или документы требуются ей в связи с осуществляемым уголовным преследованием. Любые предметы, а также подлинники материалов или документов, переданные во исполнение судебных поручений, возвращаются запрашивающей стороной запрашиваемой стороне в максимально короткие сроки, если последняя не отказывается от них.

Если учреждение юстиции, к которому обращено поручение, не компетентно его исполнить, оно пересылает поручение компетентному учреждению юстиции и уведомляет об этом учреждение, от которого исходит поручение. В случае получения соответствующего ходатайства учреждение юстиции, к которому обращено поручение, уведомляет учреждение, от которого исходит поручение, о времени и месте исполнения поручения. После выполнения поручения учреждение юстиции, к которому обращено поручение, направляет документы учреждению, от которого исходит поручение; в том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, оно возвращает поручение и уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют его исполнению.

Порядок направления материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования регулируется ст. 458 УПК. Она предусматривает, что в случае совершения преступления на территории России иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории РФ все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования. Иностранный гражданин по Федеральному закону «О гражданстве РФ» (от 19 апреля 2002 г.) — это лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. В то же время Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (от 21 июня 2002 г.) определяет иностранного гражданина как «физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства». Второе определение, очевидно, более точно.

Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Генеральной прокуратурой РФ. При исполнении запроса применяются нормы УПК, однако могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами России, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам РФ.

В российском уголовном процессе каждая стадия имеет свои непосредственные задачи, вытекающие из общих задач судопроизводства, определенный круг участвующих в ней органов и лиц, порядок деятельности и специфический характер уголовно-процессуальных отношений, возникающих между субъектами в процессе производства по делу, которое завершается итоговым актом (решением), означающим, что дело переходит в следующую часть (этап) судопроизводства, если оно не прекращается или не приостанавливается. Закон определяет конкретные, присущие только одной стадии процесса средства достижения поставленных задач судопроизводства. Каждая стадия уголовного процесса наделяется определенными контрольными функциями по отношению к предыдущей стадии, что позволяет устранять ее ошибки и восполнять, по возможности, пробелы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования. Выводы автора основаны на всестороннем анализе специальной научной литературы, публикаций в периодической печати по изучаемой проблеме, статистических данных о деятельности органов дознания и предварительного следствия (сведения ГИАЦ МВД России о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлении за 2003-2005 гг.), а также результатах изучения 187 уголовных дел и материалов об отказе в возбуждении уголовного дела (в Оренбургской, Ростовской областях и Зеленоградском АО г. Москвы) и результатах анкетирования 212 работников прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия подразделений внутренних дел ряда регионов России, в т.ч. Алтайского края, Белгородской, Оренбургской, Ростовской областей, Ставропольского края.

Проанализированы основные направления деятельности следователя, дознавателя, начальника органа дознания, начальника следственного отдела и прокурора по обеспечению прав личности в стадии возбуждения уголовного дела. В связи с чем обосновывается целесообразность регламентации в уголовно-процессуальном законе действий начальника следственного отдела в стадии возбуждения уголовного дела, полномочий начальника (заместителя начальника) органа дознания; процедуры согласования с прокурором возбу-

В уголовном процессе понятие, сущность и содержание уголовно-процессуальных функций до настоящего времени относятся к числу дискуссионных проблем. Главная причина дискуссий заключается в явных различиях во взглядах на ее предмет. Одни процессуалисты говорят о функциях уголовного процесса в целом1, другие — о функциях отдельных участников процесса , хотя, по сути, речь идет о сходных явлениях, но разного уровня, третьи называют уголовно-процессуальными функциями отдельные стадии уголовного процесса . Здесь следует прежде всего отметить, что функции и стадии уголовного процесса, а равно функции уголовного процесса и функции отдельных участников уголовного процесса — это категории, которые нельзя смешивать, нельзя отождествлять. Стадии уголовного процесса — это его части, этапы, имеющие непосредственные задачи и отграниченные друг от друга процессуальными актами, решениями. Стадии получаются от поперечного деления уголовного процесса на этапы (части), на каждом из которых решаются строго определенные задачи, функции — от продольного деления на виды уголовно-процессуальной деятельности, различающиеся по главным целям, не упускаемые из виду на протяжении всего уголовного процесса (на всех стадиях) и достижимым лишь по его окончании. Функции отдельных участников уголовного процесса есть виды их уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой в соответствии с их конкретными задачами, а также собственными интересами, определяющими специальное назначение и роль каждого участника в процессе4.

Некоторые ученые-процессуалисты утверждают, что процессуальные функции — не вид и не само направление уголовно-процессуальной деятельности, а выраженное в соответствующих направлениях этой деятельности назначение и роль ее участников, или же основная, ведущая процессуальная обязанность, в которой проявляется главное назначение и определяется процессуальная роль каждого из участников процесса.

Явка с повинной — это добровольное личное обращение в органы дознания, к следователю, прокурору или в суд (к судье) гражданина с заявлением о совершенном им преступлении. Заявление может быть и о подготовляемом преступном деянии (приготовлении или покушении), результаты которого еще не наступили.

К органам дознания, имеющим право на возбуждение или отказ в возбуждении уголовного дела, ст. 117 УПК относит: милицию; командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений — по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения; органы Федеральной службы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению; начальников исправительных учреждений, следственных изоляторов и воспитательных учреждений — по делам против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил; оперативные органы системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации — по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальников зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; Федеральные органы налоговой полиции — по делам, отнесенным законом к их ведению; таможенные органы — по делам о преступлениях, предусмотренных ст.

В современных общественно-политических условиях изменилась роль профсоюзных организаций в жизни общества, нет комсомольских организаций, в большинстве регионов страны прекратили свое функционирование народные дружины по охране общественного порядка и товарищеские суды. Однако появились новые виды общественных объединений, образование, порядок регистрации и функционирование которых регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. “Об общественных объединениях”1.

Непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления, как повод к возбуждению уголовного дела, означает, что указанные органы и должностные лица сами, без чьего-либо заявления или сообщения, по собственной инициативе обнаружили преступление. Так, орган дознания может непосредственно обнаружить преступление в результате проводимой им оперативно-розыскной деятельности, прокурор — при производстве проверки в порядке надзора, следователь — при расследовании, а суд (судья) — при рассмотрении уголовного дела о другом преступлении.

Сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц должны быть сделаны в письменной форме, исходить от имени соответствующего предприятия, учреждения, организации или отдельных должностных лиц и содержать указания на конкретные факты, свидетельствующие о противоправном деянии, имеющем признаки преступления.

Как происходит возбуждение уголовного дела по УПК РФ: основания, сроки и стадии

Возбуждение уголовного дела — это не только решение процессуального характера, не только институт права, хотя, безусловно, и таковые могут именоваться возбуждением уголовного дела, это, в первую очередь, этап, который всегда существует, если имеет место уголовное судопроизводство.

  • Гражданин должен написать заявление об осуществленном опасном действии в отношении самого гражданина или иных лиц, имущества или интересов. Параллельно слова фиксируются в протоколе, затем гражданин должен поставить на нем свою подпись и подтвердить его правдивость.
  • Сотрудники уполномоченного органа разъясняют заявителю его права и ответственность, юридические последствия и риски уголовного наказания при даче заведомо ложных сведений.
  • Гражданину выдается талон о факте принятия заявления с указанием даты и времени. Также фиксируется должность и ФИО ответственного сотрудника, который будет вести данное делопроизводство.
  • По факту принятого заявления выполняется проверка. На протяжении 3 суток следователь или ответственное лицо должен вынести вердикт, при этом данный период может продлеваться до 10 дней или до 30 дней при принятии решения ответственным органом. В основном срок продлевается по преступлениям экономической и налоговой квалификации. Причиной этому является то, что требуется получение документов от налоговой инспекции и иных органов доя нахождения подтверждений опасного деяния.
  • Через данный период выносится вердикт: возбуждение делопроизводства, отказ от начала делопроизводства, направление делопроизводства по соответствующей последовательности. Дело может перенаправляться в иную инстанцию, если, например, преступный акт был осуществлен на границе с иным районом, или если дело причисляется к категории частного обвинения (намеренное нанесение легкого вреда и прочее).
  • Гражданин получает уведомление о принятом вердикте. Если уголовное делопроизводство начато, заявитель оперативно об этом извещается.
  • Начало досудебного следствия.

Если в прокуратуру / полицию / суд пришло письмо, поступил звонок или информация была доставлена другим способом, но информатор отказывается назвать себя, то должностное лицо имеет все основания отказать в возбуждении дела, но при этом проверить информацию, указанную в анонимке, полагается, если она стоит внимания.

  • заявление о совершении преступления или его подготовке;
  • явка с повинной лица совершившего преступное действие;
  • сообщение о совершении противоправных действиях полученное из любых других источников;
  • постановление сотрудника прокуратуры о направлении материалов в компетентные органы для решения вопроса о возможном преследовании.
Вам будет интересно ==>  Установка тревожной кнопки о пожаре какое косгу 2023

Возбуждение уголовного дела в обязательном порядке проходит третий этап, понятие и значение связано с необходимостью отслеживания законности деятельности правоохранительной системы. Такую работу выполняет прокуратура, в рамках реализации надзорной функции. Методика взаимоотношений такова:

Поводы и основания к возбуждению уголовного дела

Для возбуждения уголовного дела в соответствии с требованиями ст.94 УПК необходимые предусмотренные поводы и основания. Их четкое определение в УПК является гарантией законности и единообразия применения должностными лицами, компетентными принимать решение о возбуждении уголовного дела.

В.С.Зеленецкий справедливо отмечает, что к поводам могут относиться не любые, а только те источники информации о преступлении, которые по своему содержанию являются правовыми. Более того, из числа правовых источников, поводами являются лишь те, что прямо указаны в законе, а не в ведомственных нормативных актах. Таким образом, указывает ученый, для того, чтобы источник информации о преступлении стал поводом к возбуждению уголовного дела, он должно быть предусмотрено законом, но не любым, а именно уголовно-процессуальным, то есть УПК.

Раскрывая содержание повода, невозможно обойти его побудительное значение. В этом контексте повод выступает как условие, при наличии которого, УПК обязывает определенных должностных лиц вступить в определенные правоотношения и выполнить отдельные процессуальные действия. Нормы ст.97 УПК обязывают прокурора, следователя, орган дознания или судью принимать заявления и сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, в том числе и в делах, которые не подлежат их ведению. По заявлению или сообщению о преступлении прокурор, следователь, орган дознания или судья обязаны не позднее трехдневного срока (а в отдельных случаях — не позднее десяти дней) принять одно из следующих решений:

1) возбудить уголовное дело; 2) отказать в возбуждении уголовного дела; 3) направить заявление или сообщение по принадлежности. Одновременно закон обязывает принять все возможные меры, чтобы предотвратить преступление или пресечь его. При наличии соответствующих оснований, свидетельствующих о реальной угрозе жизни и здоровью лица, сообщившего о преступлении, следует принять необходимые меры для обеспечения безопасности заявителя, а также членов его семьи и близких родственников, если путем угроз или других противоправных действий в отношении них делаются попытки повлиять на заявителя.

В необходимых случаях закон уполномочивает указанных субъектов провести проверку повода к возбуждению уголовного дела путем отобрания объяснений от отдельных граждан или должностных лиц или истребования необходимых документов, либо путем проведения оперативно-розыскной деятельности. Указанные права корреспондируются с обязанностью отдельных граждан или должностных лиц предоставить необходимые объяснения, а учреждениям, предприятиям, организациям — соответственно указанные документы.

Органы и должностные лица, возбуждающие уголовные дела

Закон о прокуратуре еще в 1995 г. предусмотрел возможность введения должностей помощников следователей данного ведомства различных уровней (см. ч. 4 ст. 14 и ч. 1 и 2 ст. 40.5 Закона о прокуратуре). В связи с этим иногда на практике возникает вопрос о праве лиц, занимающих такие должности, выносить постановления о возбуждении уголовного дела. Ответ на него следовало бы дать отрицательный, поскольку ни в УПК, ни в других уголовно-процессуальных законах помощники следователей не упоминаются в числе должностных лиц, которые ведут производство по уголовным делам и, соответственно, самостоятельно принимают юридически значимые решения, в том числе решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.

В связи с характеристикой круга субъектов, уполномоченных решать вопросы возбуждения уголовных дел, необходимо подчеркнуть, что в ч. 2 ст. 20 УПК сказано не об их праве, а об обязанности принимать все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры по установлению события преступления и изобличению лиц, виновных в их совершении. И это должно делаться «во всех случаях обнаружения признаков преступления», разумеется, кроме тех случаев, когда закон требует, чтобы при решении вопроса о возбуждении уголовного дела учитывалось мнение потерпевших (ч. 3 ст. 20 УПК), т.е. случаев, касающихся преступлений, дела о которых подлежат разбирательству в порядке частного или частно-публичного обвинения.

К должностным лицам, уполномоченным решать вопрос о возбуждении уголовного дела, как отмечено выше (см. § 3.3 гл. 4 учебника), отнесены и начальники следственных отделов. Круг этих лиц может быть определен без особых трудностей (см. п. 18 ст. 5 УПК и § 3.3 гл. 4 учебника), их полномочия по возбуждению уголовных дел в УПК регламентируются относительно четко и в комментариях не нуждаются.

К органам в узком смысле слова было бы логично относить различного рода подразделения, входящие в системы учреждений внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы исполнения наказаний и других федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а к должностным лицам — командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений или гарнизонов, судебных приставов, а также капитанов морских и речных судов*(217), руководителей геологоразведочных партий и начальников зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений. К должностным лицам органов дознания относятся и дознаватели (см. § 3.5 гл. 4 учебника).

Ответ на вопрос, кого следует считать прокурором, в наши дни дается в двух актах — в УПК и Законе о прокуратуре. Перечень должностных лиц такого рода в основном обозначен в п. 31 ст. 5 УПК (анализ его текста см. выше — в § 3.1 гл. 4 учебника). Статья 54 Закона о прокуратуре несколько расширяет этот перечень — в ней среди тех, кого следует считать прокурорами, упомянуты также старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений и отделов.

Правовая харктеристика органов и должностных лиц,компетентных решать вопрос о возбуждении уголовных дел

Прокурор, следователь, орган дознания и судья обязаны принимать заявления и сообщения о любом совершенном или подготовляемом преступлении и принимать по ним решения в срок не более трех суток со дня получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях — в срок не более десяти суток.

К органам дознания, имеющим право на возбуждение или отказ в возбуждении уголовного дела, ст. 117 УПК относит: милицию; командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений — по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения; органы Федеральной службы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению; начальников исправительных учреждений, следственных изоляторов и воспитательных учреждений — по делам против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил; оперативные органы системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации — по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальников зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; Федеральные органы налоговой полиции — по делам, отнесенным законом к их ведению; таможенные органы — по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188,189, 190, 193 и 194 УК.

Стадия возбуждения уголовного дела, как обязательный и первоначальный этап уголовного судопроизводства имеет свои определенные сроки. Такие сроки начинается с момента получения сообщения о преступлении, они же будут являться поводами для возбуждения уголовного дела. Законодатель установил их в ч. 1 ст. 140 УПК РФ, ими служат: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; а также постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. А вот окончание сроков в стадии возбуждения уголовного дела будет принятие итогового решения, принимаемое по результатам рассмотрения сообщения о преступлении. Их законодатель установил в ч.1 ст. 145 УПК РФ.

Законодатель также прописал специфические средства проверки сообщения о преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК РФ), которые допустимо производить до возбуждения уголовного дела. Такие средства можно разделить на следственные действия и процессуальные меры принуждения. К следственным действиям относятся: осмотр места происшествия, документов, предметов, а также осмотр трупа; освидетельствование; назначение и производство судебной экспертизы; получение образцов для сравнительного исследования. К процессуальным же действиям относятся: получение объяснений; истребование документов и предметов; производство документальных проверок, ревизий; исследование документов, предметов, трупов с привлечением специалистов; предъявление требований, поручений, запросов, в т.ч. поручений о проведении оперативно-разыскных мероприятий.

Возбуждение уголовного дела — первая и обязательная стадия уголовного процесса, которая предшествует производству по уголовному делу в других стадиях уголовного судопроизводства[3]. Возбуждение дела как самостоятельная стадия процесса имеет собственные непосредственные задачи, особый круг участников, свои временные пределы, специфические уголовно-процессуальные действия и правоотношения, решения и соответствующие документы[4].

Во-вторых, акт возбуждения уголовного дела определяет границу между непроцессуальной деятельностью по обнаружению преступлений и совершивших их лиц специальными методами (мероприятиями оперативно-розыскной деятельности) и процессуальной деятельностью по установлению фактических обстоятельств совершения преступлений и виновности лиц, их совершивших. Это значение обусловлено тем, что не всякая оперативно-розыскная информация может выступать в качестве уголовно-процессуальных доказательств.

Несмотря на проведенные реформы, стадия возбуждения уголовного дела по-прежнему продолжает оставаться местом систематического попрания закона, нарушений прав граждан и юридических лиц: сокрытие преступлений от учета; возбуждение уголовных дел без достаточных оснований; непринятие необходимых мер по сообщениям о преступлениях; неправомерные отказы в возбуждении дела. Свидетельством этому является одно из выступлений Генерального прокурора России: «Уже шестой год сокращение получивших учет преступных посягательств отмечается на фоне роста поступающих сообщений об их совершении (+6%), что убеждает в обоснованности позиции криминологов о большом массиве латентных преступлений и сохранении проблем, связанных с их выявлением и учетом»[1]. При этом особо подчеркнуто, что прокурорами отменено более 2,5 млн незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, выявлено свыше 158 тыс. преступлений, не получивших своевременного учета. Установлено 4 тыс. прямых отказов в приеме заявлений о преступлениях и слушав их не регистрации при наличии бесспорных основании для проверки и возбуждения дел[2].

САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ

Обязанность осуществления уголовного преследования, возложенная на, орган дознания и дознавателя, выражается, согласно в ч. 2 ст. 21 УПК, в принятии ими предусмотренных законом мер по установлению события преступления, изобличения лица или лиц, виновных в совершении преступления. Эта обязанность может быть реализована не иначе, как путём возбуждения уголовного дела, создающего необходимые предпосылки для принятия вышеуказанных мер.

По общему правилу следователь и дознаватель вправе возбудить уголовное дело лишь с согласия прокурора. Между тем, предусмотренный ч. 4 ст. 146 УПК РФ порядок позволяет утверждать, что следователю и дознавателю не запрещено принимать самостоятельное решение о вынесении постановления о возбуждении уголовного дела и производстве некоторых неотложных следственных действий (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы) ещё до получения согласия прокурора.

Государство должно обладать надёжным правоприменительным механизмом, обеспечивающим неотвратимость ответственности в каждом случае совершения лицом преступления. Возбуждение уголовного дела является начальной стадией, стадией того самого механизма уголовного процесса важность которого огромна, иными словами стадия возбуждения уголовного дела создана для обеспечения законности и обоснованности начала предварительного расследования и полноты охвата этой деятельностью всех случаев совершения преступлений в уголовном процессе.

Стадия возбуждения уголовного дела занимает в досудебном производстве особое место. На данном этапе уполномоченным на то органам и должностным лицам надлежит проанализировать информацию о преступлении и принять процессуальное решение о начале предварительного расследования либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Начинается стадия с момента получения и регистрации информации о преступлении, а завершается вынесением следователем, дознавателем или прокурором соответствующего постановления. Возбуждение уголовного дела представляет собой строго регламентированную УПК РФ процессуальную деятельность уполномоченных субъектов как до вынесения постановления о возбуждении дела (об отказе в возбуждении), так и после (например, передача постановления надзирающему прокурору). Более того, рассматриваемая стадия не всегда заканчивается вынесением одноименного постановления. Возможны и другие варианты (ст. 145 УПК РФ), включая передачу сообщения о преступлении в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145). Но главным, безусловно, является установление повода и основания для возбуждения уголовного дела. Их отсутствие делает нее возможным в дальнейшем использование уголовно-процессуальных средств доказывания и применение предусмотренных УПК мер процессуального принуждения.

Вам будет интересно ==>  Какие документы оформляются при рождении ребенка 2023

В практике возбуждения уголовного дела сложилось несколько примечательных тенденций, которые нуждаются в комментариях. Первая из них выражается в том, что срок, установленный для так называемой доследственной проверки, зачастую нарушается, сама эта проверка затягивается, превращаясь в «расследование до расследования». Граждане по нескольку раз вызываются для объяснений, отрываются от работы и теряют последнее уважение к органам охраны правопорядка.

Постановление о возбуждении уголовного дела: правовой аспект

На данной стадии Вам просто необходим адвокат по уголовным делам, так как он поможет Вам сформулировать заявление о преступлении, изложить со ссылкой на закон противоправность действий лиц, в отношении которых Вы написали заявление, разработать показания и постараться сохранить сведения, которые в последующем могут оказаться доказательствами по делу.

Если говорить о самом постановлении, то его имеет право составлять только прокурор. Без его решающего слова судопроизводство не будет считаться начатым, даже когда соответствующий уполномоченный орган уже запустил рассмотрение и подготовил все материалы для передачи в суд. Они попадут туда только с разрешения прокуратуры или будут отозваны в соответствии с неполноценно произведённым расследованием.

Свод законов Российской Федерации состоит из нескольких кодексов, которые заключают нормы поведения, а также права и обязанности граждан в определённой сфере. К примеру, УК РФ относится к уголовным правонарушениям (кража, убийство, грабёж, причинение вреда здоровью и др.) и устанавливает меру наказания за их совершение. Исполнителями являются государственные органы (судьи, МВД, полиция и т. д.), а преступником может быть любое лицо, независимо от материального статуса. Также привлекаются сторонние граждане, называющиеся свидетелями, от которых во многом зависит итог судопроизводства, так как они вносят ясность в процесс рассмотрения. Если прокурор всё-таки решил вынести постановление о возбуждении уголовного дела, то все эти лица в обязательном порядке получат повестку в суд либо его просто закроют.

В постановлении следователь, дознаватель также указывает о принятии им уголовного дела к своему производству. Перечисление физическому лицу образец платежного поручения. Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству т. Уголовное дело принять к своему производству и приступить к его расследованию. Постановление о возбуждении уголовного дела образец заполнения. Постановление о возбуждении дела и принятии его к производству образец. Советы и рекомендации по юридическим вопросам

Если в отношении Вас совершено преступление, мы профессионально и эффективно защитим Ваши права и представим Ваши интересы на всех стадиях уголовного судопроизводства с момента написания и подачи заявления о совершенном преступлении до вынесения справедливого приговора в отношении преступника и удовлетворения гражданского иска в уголовном процессе.

Предмет исследования составляют нормы уголовно-процессуального и конституционного права, регулирующие уголовно-процессуальные отношения, возникающие в связи с возбуждением и в процессе расследования уголовных дел в отношении лиц, обладающих специальным правовым статусом.

Начинается стадия предварительного расследования с вынесения постановления о принятии уголовного дела к производству и заканчивается составлением обвинительного заключения или обвинительного акта, постановлением о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), либо постановлением о направлении уголовного дела в суд для решения вопроса о применении к лицу принудительных мер медицинского характера.

В условиях переориентации российского уголовного судопроизводства на усиление обеспечения прав личности обостряется проблема законности и обоснованности акта возбуждения уголовного дела, в связи с чем, вопросы процессуального порядка возбуждения уголовного дела приобретают особую актуальность и нуждаются в подробном объективном исследовании.

Одной из приоритетных задач государственно-правовой политики на современном этапе социального развития является обеспечение эффективной и согласованной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественно-политических организаций, правозащитных и иных институтов гражданского общества Российской Федерации.

Предварительное расследование — вторая стадия уголовного процесса, в которой органы предварительного следствия и дознания в установленном законом порядке осуществляют деятельность, направленную на раскрытие преступления, всесторонне и объективно исследуют обстоятельства дела, изобличают лиц, виновных в совершении преступления, обеспечивают их привлечение к уголовной ответственности и подготавливают материалы уголовного дела к судебному разбирательству.

Разновидностью рассматриваемого повода для возбуждения уголовного дела можно считать и статьи, заметки, иные сообщения о преступлении, публикуемые средствами массовой информации. То, что такого рода сообщения могут рассматриваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела, подтверждается сказанным в ч. 2 ст. 144 УПК РФ. Однако их специфика выражена в положении о том, что подобные сообщения начинают служить обстоятельством, приводящим в движение производство по уголовному делу, лишь тогда, когда прокурор обратит внимание на них и поручит соответствующую проверку.

По правилу, установленному в ст. 23 УПК РФ, дела такого рода подлежат возбуждению при наличии заявления руководителя той организации, которой причинён вред, или с его согласия. Дальнейшее производство по такому делу после его возбуждения, по идее, должно осуществляться в общем порядке, т.е. по правилам, установленным для дел публичного обвинения.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, — весьма распространённый повод для возбуждения уголовного дела. Оно может быть получено, например, в ходе проверки органом дознания сообщения о совершенном правонарушении, повседневной деятельности участковых инспекторов милиции, её патрульных подразделений, работников служб безопасности дорожного движения, а также в процессе предварительного расследования уголовных дел (выявляются доказательства, подтверждающие совершение преступления, которое не было в поле зрения при возбуждении данного дела).

Речь идёт о случаях, когда российский гражданин во время пребывания на территории, скажем, Республики Молдова совершает деяние, содержащее признаки преступления, и после этого возвращается в Россию. Тем временем местные правоохранительные органы вскрывают данный факт и собирают данные, подтверждающие его. Обладая такими данными, они обращаются в порядке, установленном названной Конвенцией, к компетентным российским правоохранительным органам с поручением об уголовном преследовании соответствующего лица. И такое поручение должно влечь возбуждение уголовного дела.

Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд производится на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и означает передачу в установленном законом и инструкцией порядке конкретных оперативно-служебных документов, которые после определения их относимости, допустимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу.

Как было отмечено выше, при разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела особое место занимает вопрос о том, является ли рассматриваемое деяние противоправным. Как видно из уголовно-процессуального закона, который говорит, что к моменту принятия решения о возбуждении уголовного дела требуется установить не только общие признаки преступления (общественную опасность и противоправность), но и конкретно квалифицировать содеянное, т.е. в постановлении о возбуждении уголовного дела указываются пункт, часть, статья уголовного закона, по признакам которой дело возбуждается (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). Поэтому для определения признаков состава преступления, достаточных для принятия решения о возбуждении уголовного дела, следует учитывать особенности конструкции предполагаемых составов преступлений.

Цель исследования. Целью настоящего исследования является комплексное изучение проблем института возбуждения уголовного дела и выработка на основе полученных результатов ряда теоретических выводов, а также предложений и научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения.
Задачи исследования:
— Раскрыть понятие и определить значение стадии возбуждения дела;
— Рассмотреть поводы и основания для возбуждения уголовного дела;
— Изучить процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлениях;
— Рассмотреть основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела;
— Определить особенности возбуждения уголовного дела публичного и частно-публичного обвинения.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В целом ряде случаев действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, не считаются преступными (ч. 2 ст. 14, ст.ст. 37—42 УК РФ). Если в ходе предварительной проверки первичных материалов о преступлениях устанавливаются обстоятельства, свидетельствующие о совершении такого деяния, то выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что основанием к отказу в возбуждении уголовного дела является не отсутствие состава преступления, а отсутствие одного из необходимых признаков преступления, т.е. общественной опасности.

Наиболее удачной представляется позиция процессуалистов, определяющих поводы к возбуждению уголовного дела как предусмотренные уголовно-процессуальным законом юридические акты, порождающие уголовно-процессуальные отношения, и с появлением которых у компетентных органов и должностных лиц возникает юридическая обязанность принять поступающую информацию о любом совершенном или готовящемся преступлении, рассмотреть ее и в установленные законом сроки принять соответствующее процессуальное решение о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в таковом, и уведомить об этом заявителя и иных заинтересованных лиц 8 .

Из этого следует, что при разрешении вопроса о наличии или отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела в каждом случае необходимо установить, что деяние, о котором говорится в заявлении или сообщении, является общественно опасным. Если действие (бездействие) не обладает этим признаком преступления, в возбуждении уголовного дела должно быть отказано.

Органы и лица компетентные решать вопросы о возбуждении уголовного дела

Таким же образом расследуются дела, связанные с отказами работодателей в приеме на работу, нарушениями авторских прав. С перечнем подобных дел можно ознакомиться более подробно в УПК РФ. Частный характер преследования касается и дел, связанных с причинением физического вреда здоровью. Явка с повинной в соответствии со ст. 142 УПК представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

Первой стадией российского уголовного процесса является возбуждение уголовного дела. В соответствии со ст. 144 УПК дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения.

Стадии возбуждения уголовного дела законодатель полностью раскрыл в разделе VII УПК. Тонкостям процедуры посвящено две главы закона девятнадцатая и двадцатая. Старт процессуальным действиям дает информация о проступке подозреваемого или факте нарушения законодательства.

130 УК РФ (оскорбление, содержащееся в публичном выступлении или средствах массовой информации). Все они относятся к преступлениям небольшой тяжести. Это исчерпывающий перечень, и он не подлежит расширительному толкованию. Прокурор, при наличии законного повода и достаточного основания, выносит постановление о возбуждении уголовного дела и передает его со всеми материалами для расследования следователю или органу дознания.

На постановление судьи об отказе в возбуждении уголовного дела жалоба приносится в вышестоящий суд.1. Принятие и процессуальное оформление заявлений и сообщений о совершенном или готовящемся преступлении; д) фамилию и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности;б) описание деяния, в связи с которым направлено поручение об осуществлении преследования; Если коротко, основания для открытия уголовного дела — это требуемое количество данных о самом собственно преступлении для возбуждения уголовного дела и, конечно, отсутствие полностью отвергающих данную возможность обстоятельств. Важно! Заявителя обязательно извещают, что неправдивый донос карается ответственностью уголовного характера согласно статье 306 УК РФ. Это отображается в протоколе и заявителем ставится подпись, что он ознакомлен.

Если после проверки прокурора материалы отправляются в подследственный орган, то на постановлении делается соответствующая отметка. В случае возбуждения производства, отказа, а также при направлении материалов в другой контролирующий орган, заинтересованные стороны извещаются о текущем обстоятельстве письмом.

Уголовные дела по статьям 115, 116 и 128 УК входят в категорию производств частного обвинения. Статьи 116, 131, 132, 137, 138, 139, 145, 146, 147, 159, 160 и 165 УК относят в категорию дел частно-публичного обвинения. Все остальные преступления, описанные в Уголовном кодексе, это дела публичного обвинения.

  1. Возбуждение судебного делопроизводства на основании полученных информационных данных и вещественных доказательств;
  2. Отказ в возбуждении судебного делопроизводства по причине отсутствия достаточного количества информации или по причине предоставления ложной информации;
  3. Передача уголовного правонарушения на основании подсудности или же подследственности.

Компенсация ущерба потерпевшему со стороны обвиняемого, а также оплата его лечения не являются поводом для примирения и закрытия производства. Подобные действия со стороны обвиняемого могут стать только поводом для смягчения окончательного приговора. Если бы травмы были средней или легкой тяжести, потерпевший мог бы забрать заявление и ходатайствовать о закрытии производства в связи с примирением сторон, и без привлечения преступника к уголовной ответственности.

Копия постановления направляется прокурору для ознакомления. Прокурор после изучения представленных материалов дела может прийти к заключению о необоснованности предъявляемых виновному лицу обвинений, либо о незаконности действий уполномоченных лиц.

Adblock
detector