Правовые основы деятельности органов, занимающихся предварительным расследованием 2023

Содержание

Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности в данном случае решает две задачи. С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции РФ и защиты прав и свобод граждан, а с другой – осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения. К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.

3) в полной мере реализовать важнейшую обязанность прокуроров – защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущербов;

В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Процессуальная деятельность в ее «чистом» виде не всегда обеспечивает установление и изобличение совершивших преступления лиц. Соответственно, прокурорский надзор в досудебном производстве сопряжен, таким образом, с выяснением вопроса не только о том, насколько соответствуют требованиям УПК РФ выполненные следователями следственные действия и принятые ими процессуальные решения, но и о том, насколько оптимально осуществлялась эта деятельность, использовались ли в расследовании преступления не процессуальные средства, в том числе криминалистические рекомендации.

2) незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд, для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также отказе в возбуждении уголовного дела);

Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного следствия составляют Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный Закон о прокуратуре РФ, а также подзаконные нормативные правовые акты. Например, приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.06.2011 №162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 01.11.2011 №373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора», Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 19.12.2011 №433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел».

Правовые основы деятельности органов, занимающихся предварительным расследованием 2023

Специализированные подразделения дознания в системе МВД России. Правовая основа деятельности подразделений дознания. Принципы организации системы специализированных подразделений дознания. Основные функции и задачи специализированных подразделений дознания.

Программы расследования. Планы производства расследования по уголовному делу (уголовным делам). План организации и производства следственного или процессуального действия. Полномочия руководителя следственного органа и начальника подразделения дознания по контролю за исполнением планов.
Тема 15.2. Организация деятельности органов внутренних дел по приему, регистрации и разрешению заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях.

Понятие потерпевшего. Понятие и правовой статус потерпевшего. Система прав потерпевшего. Своевременность признания потерпевшим как обеспечение прав последнего. Составление постановления о признании потерпевшим. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетнего потерпевшего. Обеспечение прав и законных интересов потерпевших, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство.

Правоохранительная деятельность как один из видов государственной деятельности; ее понятие, основные признаки, задачи и цели. Система государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Общая характеристика правоохранительных органов. Взаимодействие правоохранительных органов и координация их деятельности по борьбе с преступностью. Органы предварительного следствия: виды, система и компетенция. Соотношение предварительного следствия и дознания. Их общие черты, различия. Структура и основные функции следственных подразделений органов внутренних дел. Категории преступлений, подследственные следователям органов внутренних дел. Судебный, ведомственный контроль и прокурорский надзор за деятельностью следственных подразделений органов внутренних дел.
Тема 15.1.2. Правовое положение и полномочия следователя и руководителя следственного органа.

Субъекты обязательств, возникающих вследствие причинения вреда. Определение перечня вопросов и лиц, подлежащих допросу, в целях установления вреда, причиненного преступлением.
Тема 15.3.2. Обеспечение прав и законных интересов потерпевшего. Признание лиц гражданским истцом и гражданским ответчиком.

Тема 2

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26 января 2009. № 4. ст. 445.

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26 января 2009. № 4. ст. 445.

Организация И Правовые Основы Функционирования Органов Предварительного Следствия

Команда юристов — Русслидсюрист пишет Вам. Мы рассказываем свой опыт и знания, которого в совокупности у нас больше 43 лет, это дает возможность нам давать правильные ответы, на то, что может потребоваться в различных жизненных ситуациях и в данный момент рассмотрим — Организация И Правовые Основы Функционирования Органов Предварительного Следствия. Если в Вашем случае требуется мгновенный ответ в вашем городе или же онлайн, то, конечно, в этом случае лучше воспользоваться помощью на сайте. Или же спросить в комментариях у людей, которые ранее сталкивались с таким же вопросом.

Самостоятельность следователя — предварительное расследование осуществляется самостоятельно, за исключением случаев получения санкции прокурора или суда. Следователь несет полную ответственность за свои решения и действия. Он по своему внутреннему убеждению оценивает доказательства, руководствуясь законом и правосознанием.

В целом по данной проблеме существуют научные разработки, но применительно к деятельности предварительного следствия нет монографических исследований, и поэтому интерес исследователя к аспектам рассматриваемой проблемы представляется логически обоснованным, естественным и закономерным.

Человеческое общество вообще характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей. В целях достижения такого согласия осуществляется социальное регулирование, то есть целенаправленное воздействие на поведение людей. На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы — как осуществляется это целенаправленное воздействие.

Предварительное следствие заключается в осуществлении уполномоченными государством органами, в установленном законом порядке, деятельности по раскрытию преступления, изобличению обвиняемых, принятию обоснованных и справедливых решений по уголовным делам с обеспечением прав и свобод граждан, участвующих в производстве по делу.

Оценивая в целом организацию работы по раскрытию и расследованию преступлений, подчеркнем особую ее значимость в условиях сложной криминогенной ситуации в стране. Рост преступности, особенно ее наиболее опасных и организованных форм, ставит в повестку дня необходимость совершенствования деятельности по обеспечению охраны общественного порядка, защита прав и свобод граждан.

Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, об объеме обвинения, об избрании м еры пресечения, либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела, а также об отводе следователя, следователь вправе предъявить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.

Следователь привлекает работников органов дознания к участию в тех или иных действиях (осмотре, обыске, выемке и др.). Тесное взаимодействие следователя с органами дознания — необходимое условие успешного раскрытия и расследования преступлений, а также их предупреждения.

Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Плановая реорганизация СК России 2023-2023годов началась с увольнений и отставок членов руководящего состава разных подразделений комитета по следствиям. В самом начале волны этих событий можно было увидеть, что работу потерял президент Свердловского подразделения, затем «под прицел» попал Челябинский комитет, а потом Краснодарский край.

Привлечь человека в качестве обвиняемого можно лишь при наличии достаточных условий. Необходимо определенное количество доказательств, свидетельств или любых других материалов, указывающих на виновность отдельного лица. Следователь самостоятельно, без разрешения и указания судебной инстанции выносит постановление о признании человека обвиняемым. При этом не стоит путать понятия «виновности» и «обвинения». В первом случае суд признает человека причастным к совершению преступного деяния. Обвинение же только указывает на возможную вину человека.

Минимальный срок предварительного следствия составляет два месяца. Однако прокурор может вынести решение о продлении процедуры сыска до 3 месяцев. Если же уголовное дело имеет характер особой сложности, то расследование может быть законно продлено до 1 года. В дальнейшем постановление о продлении срока предварительного следствия может принять только вышестоящая инстанция. Это федеральный орган исполнительной власти (Правительство) или непосредственно Следственный комитет РФ.

Органы дознания не имеют право дать следователю определенное поручение или указание. Также они не могут без письменного указания со стороны следователя осуществлять определенные процессуальные, следственные действия по делу, которое находиться у следователя в производстве. Это отражает то, что в отношении к органу дознания следователи характеризуются особым положением, которое способно наделять их более широкими полномочиями.

Вам будет интересно ==>  Льготы Пенсионерам В Московской Области В 2023 Году

Начинается предварительное следствие с вынесения постановления о возбуждении уголовного дела либо же постановления о принятии следователем уголовного дела к своему производству (если оно было возбуждено органом дознания для производства неотложных следственных действий). Завершается оно постановлением о прекращении уголовного дела, обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.

Нормативно-правовые акты об органах предварительного расследования и органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

2. Положение о службе в органах внутренних дел: утв. постановлением Верховного Совета РФ 23 окт. 1992 г. (№ 4202-1): с изм. и доп. на 22 авг. 2004 г. (№ 122 — ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1993. — № 2. – Ст. 70; Российская газета. – 2004. – 31 авг.

10. Типовое положение об отделе (управлении) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям: утв. приказом Министерства внутренних дел Рос. Федерации от 25 окт. 2006 г. (№ 847) // Справочная правовая система «Консультант».

5. О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ: указ Президента Рос. Федерации от 23 нояб. 1998 г. (№ 1422): с изм. и доп. на 29 дек. 2005 г. // Собрание законодательства РФ. – 1998. — № 48. – Ст. 5923; там же. – 2006. — № 1. – ст. 116.

5. О территориальных органах Федеральной таможенной службы и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков: постановление Правительства Рос. Федерации от 26 июля 2002 г. (№ 566): с изм. и доп. на 26 июля 2006 г. (№ 459) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. — № 31. – Ст. 3115; Российская газета. – 2006. – 02 авг.

4. О территориальных органах Федеральной таможенной службы и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков: постановление Правительства Рос. Федерации от 26 июля 2002 г. (№ 566): с изм. и доп. на 26 июля 2006 г. (№ 459) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. — № 31. – Ст. 3115; Российская газета. – 2006. – 02 авг.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5. Личный состав органов предварительного следствия включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания (далее именуются — сотрудники), федеральных государственных гражданских служащих и работников.

13. Следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, в закрытых административно-территориальных образованиях, при линейных органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте возглавляют заместители начальников этих органов — начальники следственных управлений (отделов, отделений, групп), которые назначаются на должность и освобождаются от должности начальником вышестоящего органа внутренних дел по представлению начальника главного следственного управления (управления, отдела).

2. Правовую основу деятельности органов предварительного следствия составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящее Положение.

1. Органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются — органы предварительного следствия) обеспечивают в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

4. В органы предварительного следствия входят: Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее именуется — Следственный комитет), следственные части при главных управлениях Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, следственные управления при управлениях на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел по субъектам Российской Федерации, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Формы взаимодействия: совместное рассмотрение следователем и органами дознания результатов оперативно-розыскной деятельности при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, выполнение органами дознания поручений следователя о производстве, процессуальных и оперативно-розыскных мероприятий в ходе расследования преступлений, оказание содействия органам предварительного следствия при осуществлении отдельных следственных действий, розыск скрывшегося подозреваемого, обвиняемого, осуществление органом дознания по постановлению следователя привода свидетеля, потерпевшего, задержание подозреваемого, осуществление оперативно-розыскных мероприятий для установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Участники, содействующие уголовному судопроизводству: свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой. Их уголовно-процессуальный статус и действия дознавателя по обеспечению их прав. Категории лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетеля. Основания и порядок допуска к участию в деле переводчика, специалиста, эксперта, понятого.

Прокурорский надзор за соблюдением законов органами дознания, дознавателями. Взаимодействие дознавателя с прокурором в процессе реализации уголовно-процессуальных норм, регламентирующих полномочия прокурора по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания в ходе предварительного расследования.

Проверка прокурором исполнения требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении. Согласие прокурора на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении мер пресечения либо о производстве иных процессуальных действий, выполняемых по судебному решению. Участие прокурора в разрешении отводов. Разрешение прокурором споров о подследственности. Отмена прокурором незаконных или необоснованных постановлений дознавателя: основания и процессуальный порядок. Письменные указания прокурора и порядок их выполнения дознавателями.

Участники со стороны защиты: подозреваемый, обвиняемый, защитник, гражданский ответчик и его представитель. Понятие, права и обязанности подозреваемого, обвиняемого. Действия дознавателя по реализации подозреваемым (обвиняемым) права на защиту. Случаи обязательного участия защитника при производстве дознания. Права и обязанности защитника. Формы участия адвоката в уголовном судопроизводстве.

Судебные уставы стадию предварительного расследования разделили на две части — дознание и предварительное следствие. Первая часть — дознание — находилась в ведении полиции. Дознание являлось первоначальной стадией предварительного расследования и всего уголовного судопроизводства. Оно преследовало в общем ту же цель, что и предварительное расследование: это «собрание фактических данных, устанавливающих, какому именно преступлению соответствует исследуемое деяние, обнаружение виновного и выяснение обстоятельств, при которых совершилось преступление» . Порядок производства дознаний законом не определялся и предоставлялся полиции в зависимости от обстоятельств. Ввиду того что установление факта преступления связывалось с розыском лица, его совершившего, предполагалось, что действия полиции должны быть оперативными, но в то же время тайными. «Быстрота действий, негласность и способность к обнаружению признаков преступного деяния — вот те качества, которые требуются от органов дознания» . Действительно, полиция имела в своем распоряжении большой арсенал средств. Ее работа отличалась большей оперативностью, нежели работа судебного следователя, что объяснялось разветвленным аппаратом агентуры.

Коренное преобразование судебной системы и судопроизводства, проводимое в нашей стране, обострило интерес к истории становления российских институтов правосудия, их модернизации и генезису, последовавшему после введения в действие Судебных уставов 1864 г. Судебная реформа 1864 г. внедрила в российскую государственность демократические принципы судоустройства и процесса, создала суд, способный выносить законные, справедливые решения. Необходимым условием этого, по мнению авторов Судебных уставов, могло стать предоставление судьям несменяемости, которая предполагала пожизненную должность судьи, если он только не совершал уголовно наказуемого деяния. Согласно ст. 212 Учреждения судебных установлений (далее — УСУ) члены судов назначались императором по представлению министра юстиции и могли быть уволены от должности в исключительных и строго определенных случаях.

В связи с этим следователю приходилось заниматься не своим делом — раскрытием преступления и преследованием преступника, когда в его обязанность должно было входить не преследование, а исследование обстоятельств дела, установление по нему доказательств, достижение объективной истины, необходимой для вынесения судебного приговора.

Полицейское дознание имело две формы, почти одинаково важные для расследования преступления: первоначальное дознание — до передачи материала судебному следователю (ст. 252 УУС) и вспомогательное дознание — во время производства предварительного следствия, по инициативе полиции или по поручению следователя (ст. ст. 255, 271 УУС).

Предварительное следствие было обязательным по делам, подлежащим рассмотрению с участием присяжных заседателей, но могло производиться по любому другому делу по требованию прокуратуры или суда. Согласно Уставу уголовного судопроизводства (далее — УУС) судебному следователю при осуществлении своих обязанностей предоставлялся довольно широкий круг процессуальных полномочий. Он самостоятельно производил расследование и по своей инициативе предпринимал все те действия, которые считал нужными (ст. 264 УУС). В целях установления истины по делу, следователь имел право производить осмотры, освидетельствования, допросы, обыски и выемки, собирать вещественные доказательства. В обязанность следователя входило «исследовать событие преступления и установить и охранить весь тот фактический материал, на основании которого должны затем разрешиться вопросы о предании суду, а также о виновности подсудимого» . При производстве следствия судебным следователям закон предоставлял максимальную для того времени самостоятельность. Все государственные органы, чиновники, частные лица обязаны были исполнять требования следователя, если это было необходимо для расследования уголовного дела (ст. 270 УУС).

Система правоохранительных органов РФ 2023

  1. Конституционный контроль.
  2. Прокурорский надзор.
  3. Расследование нарушений права.
  4. Обеспечение безопасности.
  5. Исполнение решений суда.
  6. Оперативный розыск.
  7. Охрана общественного порядка.
  8. Юридическая помощь и консультирование.
  9. Предупреждение правонарушений.

В результате, аспектов, нуждающихся в отчетности (ради обратной связи), учете (для управленческих нужд) и документальной фиксации (ради предотвращения злоупотреблений), оказывается столько, что каждое содержательное действие – от опроса свидетеля до получения талонов на бензин для служебной поездки, требует оформления десятков бумаг и создания нескольких копий с каждой из них для размещения в разных файлах отчетности. Любой сотрудник этих организаций оказывается перегружен бумажной работой до состояния, когда на основную деятельность остается мало времени. Попытки переложить бумажную работу на специализированный персонал даже при наличии достаточного финансирования не приводят к успеху.

Вам будет интересно ==>  Трудовой договор и его виды

Например, прокуратура – исторически самое влиятельное и наиболее закрытое из силовых ведомств – не публикует подзаконные акты, регулирующие ее деятельность, и делится с общественностью статистикой, отражающей собственную деятельность лишь спорадически (публикуемая регулярно статистика Генпрокуратуры относится больше к деятельности контролируемых ею ведомств, чем собственно к ее работе).

Сотрудник ведомства, связанного с правоохраной, ни лично, ни опосредованно, не отвечает за свою деятельность практически ни перед каким внешним субъектом. Это касается не только «населения», общественности, негосударственных организаций. Даже местные органы гражданской государственной власти, вплоть до правительств субъектов федерации, не имеют легальной возможности влиять на деятельность правоохранительных органов на своей территории. Каждая из иерархий подотчетна только собственному ведомственному руководству, которое только на федеральном уровне отвечает перед единственным условно гражданским лицом – президентом РФ (кроме судов, которые формально являются отдельной ветвью власти).

Если говорить о прокуратуре, то она не зависит от других органов государственной власти и должна обеспечивать надзор за соблюдением законодательства РФ правоохранительными органами. В задачи прокуроров входит дознание и возбуждение уголовных дел относительно административных правонарушений. Необходимо также уточнить, что прокуратура не может самостоятельно возбуждать уголовные дела, она просто передает материалы о совершенном преступлении в уполномоченные следственные органы. Самая известная в обществе деятельность прокуроров – поддержка в суде стороны обвинителя.

Глава 2 правовое положение органов осуществляющих предварительное расследование

Дознаватель вправе самостоятельно проводить следственные и другие процессуальные действия, принимать решения, за исключением случаев, когда УПК предусмотрены утверждение их начальником органа дознания, или санкция прокурора, или письменное согласование решения органа уголовного преследования о задержании лица.

Деятельность следователей направлена на выявление и пресечение преступлений, изобличение виновных в совершении преступления, привлечение в качестве обвиняемого, установление причин и условий, способствующих совершению преступления, и принятие мер по их устранению, а также по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением.

Указания прокурора, начальника органа дознания, поручения следователя и суда обязательны для дознавателя. Указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

По делам, которые не требуют обязательного следствия, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела судом, за исключением преступлений, по которым производилось дознание в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого [8].

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

  1. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

  1. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

  1. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Правовое регулирование и организация деятельности органов предварительного следствия в Российской Федерации Бабич Никита Владимирович

В целях эффективного введения должности судебного следователя было уделено огромное внимание кадровому составу, а именно требованиям и порядку назначения на нее. «Так, в июле 1860 года Министерством юстиции были разосланы специальные документы, содержащие подробные требования и порядок назначения лиц на должность судебного следователя. Формирование кадров являлось секретной информацией»11.

Итак, в классическом понимании первые органы предварительного следствия и их должностные лица появляются в 1860 году, когда была учреждена должность судебного следователя. Причинами, оказавшими влияние на проведение в XIX веке реформы правоохранительной системы в области следственных органов, стали недостатки, присутствующие в модели такой организации следственных органов, когда часть из них входила в структуру органов исполнительной власти. Данная модель хорошо проявила себя в расследовании преступных деяний, являющихся общеуголовными, но в борьбе с опасными видами преступлений, которые посягают на основы государства, показала себя очень неэффективной. Повышался уровень преступлений в сфере коррупции. А в проведении расследования по таким делам следственная часть полиции в составе Министерства внутренних дел была не заинтересована. Недостатки такой системы проявлялись, в том числе, в федеральном законодательстве, касающемся организации и деятельности следственных органов, а также в низком профессиональном уровне сотрудников полиции на должностях следователя.

На протяжении долгого времени ученые и исследователи права в области организации и деятельности органов предварительного следствия вырабатывали и предлагали различные модели по учреждению следственного аппарата в России. Часть этих предложений была реализована на практике и существенно отразилась на эффективности предварительного следствия в России. Одной из наиболее распространённых моделей организации следственного аппарата в России является создание нескольких следственных органов и распределение следственных полномочий между ними. При таком подходе «подследственность традиционно распределялась между такими государственными правоохранительными органами, как следственные органы Прокуратуры РФ, МВД РФ и ФСБ РФ. При этом стоит отметить тот факт, что кроме выше указанных правоохранительных органов до 2023 года следственными полномочиями обладали ФСНП РФ (до упразднения в 2003 году)258, ФСКН РФ (до упразднения в 2023 году)259, СК при Прокуратуре РФ (до преобразования в 2010 году в СК РФ)260 и СК при МВД РФ (до преобразования в 2011 году в СД МВД РФ261)»262. Однако наделение этих правоохранительных органов полномочиями в сфере проведения предварительного следствия не является основанием для утверждения о действенности новой модели по организации следственного аппарата России, так как они были максимально приближены по правовому статусу к органам прокуратуры РФ и МВД РФ. Следует отметить, что исследование данной модели позволяет обозначить ряд негативных моментов, среди которых: 1) малозначительная эффективность деятельности правоохранительных органов (снижение уровня раскрываемости уголовных дел, качества предварительного следствия и т.п.); 2) наличие отрицательных явлений в правоохранительной работе прокурора, следователя и оперативных работников, таких как подделывание отчетности, злоупотребления должностными полномочиями в процессе раскрытия уголовных дел; 3) «отсутствует должное современное техническое оборудование для следователей и оперативных работников; 4) нарушение законности в деятельности правоохранительных органов (необъективное следствие, обвинительный уклон, волокита и т. д.); 5) зависимость следователя от руководства»263.

Одновременно были внесены проекты федеральных законов о внесении изменений в УПК РФ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ФЗ «О федеральной службе безопасности», Закон «О федеральных органах налоговой полиции» и об отмене Положения «О Следственном комитете при МВД РФ». Предложенное реформирование, направленное на изменение вышеупомянутых федеральных законов и отмену Положения «О следственном комитете при МВД РФ», было связано с изъятием функций предварительного следствия у государственных органов и передачей их в единый и независимый следственный орган страны. Важно подчеркнуть, что проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статьи 37 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» сохранял прежнюю подследственность уголовных дел, предусмотренную пунктами 2 и 9 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, что указывает на противоречия в нормах проектов законодательных актов.

Все эти причины привели к тому, что в деятельности судебных следователей возникли огромные трудности, и стало невозможно производить эффективное следствие по уголовным делам. Эти причины были связаны с тем, что реформа была проведена неравномерно, то есть коснулась только следственных органов и не затронула органы правосудия. Такой подход привел к тому, что произошло раздвоение на два блока мышления, где лица на должности судебного следователя обладали иными представлениями о судоустройстве и судопроизводстве, а лица на должностях органов правосудия оставались с дореформенными представлениями о правосудии. Об этом упоминается в объяснительной записке к проекту «Учреждения судебных установлений» 1863 года: «Прислоненное к старой судебной системе учреждение судебных следователей, созданное отчасти уже по новым требованиям и началам, было в противоречии с окружающей сферой, и опытом показано, что от всех тех властей судебных, полицейских и административных, с которыми судебные следователи были в ежедневном соприкосновении, они встречали не столько содействие, сколько бездействие или даже противодействие» 14.

Выше уже было сказано о реорганизации в отношении наркополицейских. Первые итоги позитивны: хотя она и привела к некоторому сокращению общего штата, зато параллельно увеличилось число сотрудников, которые непосредственно «на земле» ведут оперативно-розыскную деятельность данного направления. Это позволит повысить заработную плату рядовым сотрудникам.

Реформа также предлагает сократить количество сотрудников на десять процентов, прекратить индексацию пенсий для военнослужащих не менее чем на два процента выше уровня инфляции и увеличить срок выхода на пенсию. По словам специалистов, благодаря нововведениям государство сможет ежегодно экономить порядка двадцати миллиардов рублей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в статью 1 Федерального закона
«О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона
Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролюза оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках
национальной гвардии Российской Федерации, органах
принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»

Форум «безопасность будущего» Аналогичным образом от уровня информационно-аналитической работы в системе МВД России во многом зависит способность подразделений (органов, организаций) адаптировать директивные задачи и мероприятия плана основных организационных мероприятий МВД России к конкретным условиям служебной деятельности, а следовательно, и действенность механизмов решения задач, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел.

Напомним, что в 2023-ом Министерство внутренних дел Российской Федерации уже постигла участь реформирования. Тогда указом Президента Владимира Путина в систему МВД была включена Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба, которые обе до этого были действующими отдельными единицами органов исполнительной власти.

  • при увольнении по выслуге лет в 20 лет и более: 50% денежного довольствия плюс 3% за каждый год службы сверх 20 лет (но не более 85%);
  • при увольнении при выслуге в 12,5 лет и более и общем стаже в 25 лет и более: 50% денежного довольствия за общий трудовой стаж в 25 лет плюс по 1% за каждый год общего стажа сверх этого.

Таким образом, в результате реформы 2007-2011 гг. следственные полномочия полностью перешли к Следственному комитету, который стал единым, самостоятельным органом. Прокуратура осуществляет функции надзора за предварительным следствием, не занимаясь расследованием уголовных дел. Такое разделение в большей степени положительно сказалось на процессе раскрываемости дел и преодолении коррумпированности в деятельности предварительного следствия.

И лазейки для этого есть. Нужно собирать грамоты, просить фиксировать достижения, участвовать в конкурсах, а на все несправедливые дисциплинарные взыскания писать рапорты и опровержения наверх, регистрируя их в секретариате, либо отправляя заказными письмами. Некрасиво? Но ведь и с людьми поступают ничуть не лучше.

И в данном случае есть одна особенность – в страховой стаж не будут входить те годы, которые учтены при назначении пенсии по выслуге лет. То есть, если пенсионер прослужил в МВД 15 лет, а всего стаж у него – 25 лет, то годы службы в МВД не войдут в страховой стаж для назначения страховой пенсии.

Действующий глава СК РФ – Александр Бастрыкин положительно прокомментировал проведенную в в 2007-2011 г реформу выделения Следственного комитета из состава прокуратуры. Он убежден, что реформа позволила в разы увеличить качество следствия. Тем не менее председатель следственного комитета говорит о необходимости усиления прокурорского надзора и предлагает обратиться к опыту зарубежных стран, введя должность следственного судьи (на примере Франции)

Скачать Книгу Коротков Процессуальные Документы Органов Предварительного Расследования

Очень важная и нужная, особенно для часто болеющих маленьких почемучек, тема. Заинтересовалась, в первую очередь, потому, что на такой вопрос в двух словах не ответишь, да ещё и так, чтобы было понятно и интересно. Понравились забавные картинки и объяснения — доступные и весёлые. В общем, на возраст 9-10 лет советую!

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы В результате освоения ООП бакалавриата обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине: Коды компетенции Результаты освоения ООП Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине ОК-1 ОК-3 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень знать: основы работы по выбранной профессии и специализации; требования законодательства, предъявляемые к конкретной работе по специальности уметь: давать оценку социальной значимости правовых явлений и процессов, самостоятельно осваивать новые нормы владеть: необходимыми навыками профессионального общения и развития,

Издание является результатом многолетнего и тщательного изучения проблемы составления процессуальных документов различными судебными инстанциями. Авторы попытались смоделировать форму процессуальных документов, которые будут составляться в суде апелляционной инстанции, в связи с существенным изменением структуры уголовного судопроизводства с 1 января 2013 г.

Это издание является продолжением работы по унификации составления процессуальных документов в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. Как показывают отзывы практических работников, ранее выпущенный сборник «Процессуальные акты предварительного следствия и дознания» получил положительную оценку, помог улучшить качество процессуальных документов, сокращая время на их подготовку. Необходимость переиздания и дополнения сборника появилась в связи с образованием.

Купить книгу «Процессуальные документы органов предварительного расследования» (Коротков А.П.) в Интернет-магазине My-shop.ru. Низкая цена, доставка курьером и почтой, самовывоз. Читать аннотацию, отзывы покупателей, оставить свой комментарий.

Процессуальное положение лица, подвергающегося уголовному преследованию. Так, в ходе следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем переходит в статус обвиняемого. Вместе с тем лицо может быть привлечено в качестве обвиняемого и без предварительного нахождения в статусе подозреваемого. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, приобретает статус обвиняемого лишь во время окончания предварительного расследования — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта или обвинительного постановления. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя человек пребывает в статусе подозреваемого.

Анализируя практику следственных органов по делам о нераскрытых преступлениях, и, сопоставляя свои выводы с законодательной регламентацией этой деятельности, автор приходит к парадоксальному выводу о том, что закон с одной стороны предусматривает необходимость приостановления предварительного следствия «в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» (ст.195 УПК РСФСР), а с другой — предусматривает, что «следователь обязан принимать как непосредственные, так и через органы дознания, меры к установлению обвиняемого или его местонахождения, производя необходимые для этого следственные действия».

Даная точка зрения имеет место быть, однако она не принимает во внимание прогрессивные результаты работы следственного комитета. В 2006 году следователям прокуратуры на доработку возвращали более 5 тыс. уголовных дел, к 2023 году этот показатель снизился, составив 1,3 тыс, т.е уменьшился более чем в 3 раза. В соответствии с официальными сведениями о деятельности Следственного комитета Российской Федерации за январь-июнь 2023, расследовано преступлений – 79 655 из количества находившихся в производстве уголовных дел – 131 525, что составило около 61% общей раскрываемости.

«Понятно, что в ходе проведения доследственной проверки можно провести какие-то следственные действия, назначить судебные экспертизы, но тем не менее, в случае оснований следователям [необходимо] принимать решения [о возбуждении уголовных дел], прокурорам необходимо надзирать за действиями следователей именно в районе, откуда эти проблемы могут возникать. Потому что большая часть нарушений возникает на низовой инстанции — это районные отделы, и в органах внутренних дел, там тоже выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовных дел и, соответственно, в следственных подразделениях», — сказал Краснов.

Задачи оперативно-розыскной деятельности (ст. 2 ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности»): выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Кто является начальником органа дознания

144 УПК РФ решение по сообщению о преступлении должно быть принято в срок не позднее 3 суток со дня поступления заявления. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить данный срок до 10 суток.

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством правом на обжалование действий (бездействий) и решений органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда наделены участники уголовного судопроизводства, а также иные

Согласно ст. 91 УПК РФ правом задержания подозреваемого наделены: следователь или дознаватель (орган дознания). Право органа дознания, а не лично дознавателя задерживать подозреваемого имеет место при производстве этим органом неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ.

Есть основные участники, которые вносят решающий вклад в расследование и разрешение уголовного дела (суд, прокурор, следователь и руководитель следственного органа; дознаватель, орган дознания и начальник подразделения дознания; обвиняемый (подозреваемый), защитник, потерпевший, их представители).

2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

Для наилучшего уяснения порядка производства следственного действия и приобретения навыка его производства возможен дополнительный проигрыш следственного действия тем же составом курсантом с учетом высказанных ошибок или демонстрация проведения следственного действия с соответствующими комментариями самим преподавателем.

Преподаватель раздает курсантам принесенные им на занятие готовые планы расследования конкретных уголовных дел, объясняет сущность и правила составления плана расследования нескольких уголовных дел, находящихся в производстве следователя, эффективности его использования в организации следственной работы. После чего курсантам предлагается самостоятельно на листе бумаги формата А-4 составить план расследования по уголовным делам на несколько дней (по планам, представленным преподавателем, включая план расследования грабежа, совершенного в отношении гр. Орловой О.О.)

На практических занятиях следственные действия выполняются путем проведения ролевых игр (инсценировки) с участием курсантов. Для этого преподаватель разрабатывает сценарий игры с учетом места ее проведения и вариантами развития событий, курсанты совместно с преподавателем обговаривают сложившуюся следственную ситуацию, план следственного действия, порядок подготовки и его организацию, составляют план либо соответствующую аналитическую справку. Также преподаватель объясняет порядок оформления хода и результатов следственного действия, демонстрируя его на конкретном бланке. После этого преподаватель назначает ответственного курсанта-следователя, который формирует из числа курсантов группу участников следственного действия, организует и проводит его. Во время выполнения следственного действия остальные курсанты наблюдают за происходящим, одновременно с курсантом-следователем оформляют протокол следственного действия, а также делают черновые записи о ходе и результатах следственного действия, отмечают положительные моменты или недостатки в действиях участников следственного действия.

Далее преподаватель демонстрирует курсантам принесенные им готовые планы расследования конкретных уголовных дел, объясняет их сущность, содержание, правила и порядок оформления, использования в работе следователем. После чего курсантам предлагается самостоятельно на листе бумаги формата А-4 составить план расследования по доведенной фабуле совершенного грабежа в отношении гр. Орловой О.О.

17. Запрос в налоговую инспекцию о доходах Калашникова Р.В., запрос в банк о наличии счета и операции по снятию денег в день совершения преступления; запрос в ГИБДД о предоставлении данных водительских документов, запрос в ОУФМС и военкомат о предоставлении сведений о серии, номере, кем и когда выдан паспорт и военный билет

Adblock
detector