Судебная практика по назначению ежемесячной компенсации в возмещение вреда вдовам чернобыльцев

Как отмечал Конституционный Суд РФ, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, входящая в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие воздействия радиационного излучения, призвана компенсировать потерпевшим дополнительные расходы на приобретение продовольственных товаров в пределах суммы, определенной законодателем (Определение от 2 апреля 2009 года N 476-О-П). Данный вывод подтверждается тем, что первоначально социальная защита, направленная на обеспечение доступности для инвалидов-чернобыльцев полноценного рационального питания в условиях продовольственного дефицита предоставлялась в натуральной форме (за половину стоимости). В дальнейшем — с изменением социально-экономических условий — законодателем было принято решение о предоставлении этой меры социальной защиты в денежной форме, что позволяло ее получателям свободно распоряжаться соответствующей денежной суммой, расходуя ее не только на приобретение продовольственных товаров, но и на другие цели.

Противоречивая практика судебного истолкования части четвертой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в значительной степени обусловлена сложностью выявления правовой природы и целевого предназначения ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в контексте развития правового регулирования социальной защиты граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы.

Таким образом, при неизменности нормативного содержания части четвертой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в разных субъектах РФ в различные хронологические периоды имеет место различное понимание правоприменителем как круга лиц, которые вправе рассчитывать на предоставление соответствующих мер социальной поддержки, включая ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, так и условий установления данной выплаты, что свидетельствует о неопределенности ее предписаний, позволяющих принимать прямо противоположные решения — как о назначении данной выплаты тем членам семей, которые при жизни кормильца ее не получали (в частности, вдовам инвалидов-чернобыльцев), так и об отказе в ее назначении.

Между тем на момент принятия данного нормативного правового акта такая категория инвалидов, как инвалиды вследствие чернобыльской катаст­рофы, отсутствовала. Кроме того, в действующем законодательстве отсут­ствует норма о распространении Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих на лиц, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Федеральный закон от 26.04.04 № 31-ФЗ также придал обратную силу норме о ежегодной индексации исходя из уровня инфляции ежемесячных компенсационных денежных сумм, выплачиваемых инвалидам (в случае смерти инвалидов – находившимся на их иждивении нетрудоспособным членам семьи), а также семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате чернобыльской катастрофы, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с этой катастрофой, начиная с 19 июня 2002 г., т. е. с момента принятия Постановления КС РФ от 19.06.02 № 11-П.

Об индексации компенсационных выплат

Вместе с тем необходимо учитывать, что такое средство доказывания, как свидетельские показания, сопряжено с субъективным фактором и требует со стороны суда тщательной проверки и объективной оценки. В связи с этим в комментируемом пункте обращено внимание на следующее: если заявитель ссылается только на свидетельские показания, необходимо выяснить, имеются ли письменные доказательства, подтверждающие указанный факт, и, если они имеются, предложить представить их суду либо в необходимых случаях оказать содействие заявителю в истребовании таких доказательств.

2. Конституция Российской Федерации закрепляет в качестве основополагающей обязанности государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 2) и провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, устанавливаются гарантии социальной защиты (статья 7), включая социальное обеспечение в случае потери кормильца (статья 39, часть 1).

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 марта 2023 г. № 11-П “По делу о проверке конституционности положения части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданки В.Н. Фоминой”

5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Именем Российской Федерации

По буквальному смыслу пункта 13 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусмотренная им компенсация гарантируется гражданам из числа получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, что свидетельствует об адресном назначении данной выплаты, неразрывно связанной с личностью инвалида и призванной способствовать восстановлению и поддержанию его здоровья, а также для надлежащего исполнения им семейных обязанностей в отношении малолетних детей.

преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации;

В Гражданском кодексе и Федеральном законе от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», это так, поскольку в данном случае имеет место факт профессионального заболевания.

Необходимо отметить, что ранее, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12.07.1995 г., действовавшей до 15.02.2001 г., гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Л. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Калининградской области о перерасчете сумм возмещения вреда по случаю потери кормильца, взыскании недополученных сумм. В обоснование заявленных требований указала, что 7 мая 2008 г. умер ее муж, В., являвшийся инвалидом III группы вследствие заболевания, полученного при выполнении работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При жизни В. получал ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью в размере 20 543 руб. С 1 июня 2008 г. ответчиком ей назначена и выплачивается ежемесячная денежная компенсация по случаю потери кормильца исходя из фиксированного размера суммы возмещения вреда здоровью, установленного для инвалидов III группы Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ. Сумма возмещения составляет 978 руб. (50% от 1000 руб. + индексация). Л. полагала, что в соответствии с законодательством имеет право на получение денежной компенсации в связи с потерей кормильца в размере 10 271 руб., т.е. 50% от денежной суммы, которую получал ее муж в счет возмещения вреда здоровью.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 4 сентября 2008 г. исковые требования Л. удовлетворены. Суд обязал Военный комиссариат Калининградской области выплачивать Л., начиная с 1 августа 2008 г., ежемесячные суммы возмещения вреда в связи с потерей кормильца в размере 10 271 руб., ежегодно индексируя указанную сумму исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. С Военного комиссариата Калининградской области в пользу Л. взысканы недополученные суммы возмещения вреда по случаю потери кормильца за период с 1 июня 2008 г. по 31 июля 2008 г. в размере 18 587 руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 10 декабря 2008 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В надзорной жалобе военный комиссар Калининградской области, считая принятые по делу судебные постановления незаконными, просил их отменить.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 30 июля 2009 г. жалобу удовлетворила, указав следующее.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что по смыслу п. 15 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, действующей на момент возникновения у истицы права на получение ежемесячных сумм в связи с потерей кормильца), нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на получение ежемесячной компенсации, рассчитанной из размера ежемесячной суммы, получаемой инвалидом. Право Л. на получение после смерти супруга — инвалида III группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ежемесячных сумм по случаю потери кормильца является производным от права самого кормильца на получение сумм возмещения вреда здоровью. Истица как вдова умершего кормильца, находившаяся на его иждивении, имеет право на получение содержания по потере кормильца в том размере, какого она лишилась, находясь на его иждивении. Назначение Л. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за умершего мужа В. исходя из фиксированного размера выплат, предусмотренных законом, а не из размера возмещения вреда, получаемым кормильцем при жизни, нельзя признать правомерным. Сумму денежной компенсации по случаю потери кормильца для Л. следует рассчитывать исходя из размера ежемесячной суммы, получавшейся В.
Суд кассационной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.
Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не согласилась с выводами суда первой и кассационной инстанций, так как они основаны на неверном толковании и применении норм материального права.
Назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти — их нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в ред., действующей на момент смерти супруга истицы) в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Положения п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона предусматривают выплату компенсации, в том числе инвалидам III группы, в размере 1000 руб.
При этом впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 г.).
Названная норма сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью, отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, т.е. к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ).
Кроме того, п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», введенным в действие с 15 февраля 2001 г., в базовый закон были внесены изменения и дополнения.
Так, п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы — 5000 руб., инвалидам II группы — 2500 руб., инвалидам III группы — 1000 руб.
Статья 14 Закона была дополнена ч. 2 следующего содержания:
«В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число».
Из содержания нормы следует, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 г. не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 г. редакцией п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона, а в этом пункте с 15 февраля 2001 г. предусмотрены только твердые денежные суммы.
Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона.
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 607 был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно абз. 2 п. 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.
Аналогичная норма содержится и в абз. 2 п. 4 разъяснения Минтруда России от 30 ноября 2001 г. N 6, утвержденного постановлением Минтруда от 30 ноября 2001 г. N 83.
Решением Верховного Суда РФ от 5 июля 2002 г. N ГКПИ02-122 установлено, что п. 4 разъяснения Минтруда России в части слов «денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности» не противоречит ч. 2 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В п. 3.3 постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. N 11-П указано, что из п. 25 ч. 1, ч. 2 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от 12 февраля 2001 г. в их нормативном единстве с ч. ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ следует, что право выбора — получать возмещение вреда в твердых суммах или исходя из заработка, не представляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти — нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. (т.е. после 15 февраля 2001 г.). Данное положение не противоречит Конституции Российской Федерации.
В силу ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В связи с тем что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2001 г., сама Л. до 15 февраля 2001 г. получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, назначение и выплата данной компенсации должны осуществляться исходя из суммы компенсации, предусмотренной п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в ред., действующей на момент смерти супруга истицы).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о праве истицы как нетрудоспособного члена семьи, находившегося на иждивении гражданина, ставшего инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение ежемесячной компенсации, рассчитанной из размера ежемесячной суммы, получаемой инвалидом, является ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении норм материального права.
Ссылка суда кассационной инстанции на необходимость применения к спорным правоотношениям ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (с учетом последующих изменений), согласно которой семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год, не может быть признана состоятельной, поскольку положения вышеприведенной нормы регламентируют порядок и условия возникновения права на возмещение вреда у членов семьи граждан, не являвшихся инвалидами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 4 сентября 2008 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 10 декабря 2008 г. отменила, приняла по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Л. к Военному комиссариату Калининградской области о перерасчете сумм возмещения вреда по случаю потери кормильца, взыскании недополученных сумм отказала.

Вам будет интересно ==>  Начисление За Потребление Воды По Нормативам 2023 Год Нижний Новгород Офис

1. Гражданка О.Н. Кузенкова оспаривает конституционность следующих законоположений:
пункта 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым установлены размеры ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью, дифференцированные в зависимости от группы инвалидности;
части второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которой семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Как следует из представленных материалов, заявительнице — вдове инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, находившейся на его иждивении, была установлена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, составляющая 50 процентов размера ежемесячной денежной компенсации, полагающегося инвалиду II группы. Суды общей юрисдикции оставили без удовлетворения ее требования о признании незаконными соответствующих действий органа социальной защиты населения и возложении на него обязанности произвести перерасчет установленной выплаты исходя из размера ежемесячной денежной компенсации, исчисленного из среднего заработка умершего, которую он получал при жизни, с учетом выплачивавшихся ему пенсий и прочих компенсаций, производимых согласно Закону Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с последующей индексацией.
По мнению заявительницы, оспариваемые нормы, будучи примененными в ее деле во взаимосвязи друг с другом как исключающие выплату членам семей инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы ежемесячной денежной суммы в полном объеме, определенном в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, вступают в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Вопрос о праве членов семей инвалидов-чернобыльцев, умерших вследствие заболеваний, обусловленных воздействием радиационных факторов в связи с чернобыльской катастрофой, на ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда, исчисленные из среднего заработка умершего кормильца, ранее уже ставился в обращениях граждан и их объединений в Конституционный Суд Российской Федерации. Отказывая в принятии к рассмотрению жалоб гражданки Н.П. Березовской и Общероссийского союза общественных объединений «Союз «Чернобыль» России», Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 июня 2011 года N 842-О-О, основываясь на правовых позициях, выраженных в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П, указал, в частности, следующее.
Определение конкретных способов и объемов социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, в том числе в случае причинения вреда здоровью, вызванного деятельностью государства в сфере освоения и использования ядерной энергии, является прерогативой законодателя.
Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель в Федеральном законе от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ изменил порядок определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и установил такие компенсации в твердых суммах в зависимости от степени утраты здоровья (группы инвалидности), а также распространил право на данные выплаты на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в случае смерти последних (пункт 3 статьи 1).
Изменение законодателем порядка определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П, исходя из принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, признал не противоречащими Конституции Российской Федерации, в частности, положения пункта 25 (в действующей редакции — пункта 15) части первой и части второй статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, не предоставляющие нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении инвалида-чернобыльца, право на получение возмещения вреда в случае его смерти в размере, который исчисляется из заработка, если они впервые обратились за возмещением вреда после вступления в силу данного Федерального закона.
Исходя из того что право на возмещение вреда, причиненного смертью пострадавшего вследствие воздействия радиации кормильца, посредством ежемесячных выплат, как и в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием, должно быть на равных условиях с членами семей умерших инвалидов-чернобыльцев обеспечено семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, законодатель в части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространил на них (наряду с некоторыми иными мерами социальной поддержки) право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой данной статьи.
Вместе с тем в части второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, направленной на осуществление регулирования соответствующих отношений в условиях переходного периода (до определения размера ежемесячной денежной компенсации для членов семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, непосредственно в Законе Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), для названной категории граждан был сохранен прежний порядок выплаты ежемесячной денежной суммы.
Такое законодательное регулирование имело целью создание правового механизма реализации права на получение ежемесячной денежной компенсации членами семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, на период отсутствия в Законе Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» положений, закрепляющих для них порядок исчисления размера ежемесячной денежной компенсации, а потому оно не может рассматриваться как нарушающее права нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

Вам будет интересно ==>  Целевых программ по социальной поддержке многодетных семей воронежской области

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки О.Н. Кузенковой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

Уральске Казахской ССР спец.госпособие, как семья погибшего военнослужащего на ЧАЭС. в 2008 г. она переехала на постоянное место жительства в Нижегородскую область и обратилась в Территориальный орган министерства социальной политики Нижегородской области (управление социальной защиты населения Б- го района) для выдачи ей удостоверения вдовы участника ликвидации аварии на ЧАЭС, и выдаче удостоверения о праве на льготы, как вдове умершего военнослужащего, ставшего инвалидом вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, лица, приравненного к инвалидам войны.

Верховный Суд О Выплатахпо Ущербу Здоровья Вдовам Чернобыльцев

Субсидия предоставляется лицу, проживающему в жилищном фонде независимо от формы собственности — субсидия в размере 50% расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления услуг для населения, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по доставке этого топлива.

Воронеж Юрист

— взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, и занимаемой общей площади приватизированных жилых помещений (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;

Поскольку при реализации предписаний части четвертой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» — в силу неопределенности их нормативного содержания в системе действующего правового регулирования — допускается возможность принятия прямо противоположных решений по вопросу об установлении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей инвалидов-чернобыльцев, не получавшим данную выплату при жизни кормильца, социальная поддержка граждан, относящихся к одной категории — членов семей умерших инвалидов-чернобыльцев, нуждающихся в социальной защите в связи со смертью кормильца, несмотря на совпадение правовых и фактических оснований для предоставления данной выплаты, оказывается в разном объеме. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства, означающий, помимо прочего, запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковой или сходной ситуации.

Такое изменение в правовом регулировании породило в правоприменительной практике сомнения относительно наличия прямой целевой связи между ежемесячной компенсацией на приобретение продовольственных товаров и восстановлением здоровья инвалидов-чернобыльцев, особенно с учетом того, что Законом РФ от 18 июня 1992 года N 3061-I, которым Закон РСФСР от 15 мая 1991 года N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был изложен в новой редакции, право на получение данной выплаты было предоставлено не только самим гражданам из числа получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, но и проживающим с ними детям, не достигшим возраста 14 лет. В результате члены семей инвалидов-чернобыльцев стали рассматриваться как сохраняющие право на ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров лишь при условии, что они получали ее при жизни кормильца, безотносительно к тому, что инвалид-чернобылец при жизни мог расходовать причитающиеся лично ему средства, составляющие данную выплату, на семейные нужды.

Не соответствующим Конституции РФ признано положение части четвертой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в той мере, в какой его предписания в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к установлению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, если при жизни кормильцев эта выплата им не предоставлялась.

В целях реализации Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» принято постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. №907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в котором были определены, в том числе, Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В пункте 1 названных Правил перечислены лица, которым гарантируется право на получение компенсации на приобретение продовольственных товаров, но в их число не были включены ни жены, ни вдовы инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы.

ЗАЩИТА ВАШИХ ПРАВ

Впоследствии за выдачей такого удостоверения она также обращалась в Министерство социальной политики Нижегородской области (управление по социальной поддержке отдельных категорий граждан) и тоже получила отказ.

Важными и спорными до настоящего времени, несмотря на давность событий, связанных с чернобыльской трагедией, являются вопросы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного воздействия.

Вам будет интересно ==>  Закон о снижении процентов по ипотеке 2023 уже взявшему

Юридическое агентство «Фемида» г. Нововоронеж

Однако, как констатировал в своем Определении Конституционный Суд РФ №1085-О-П от 16.12.2008г., «..если умерший кормилец имел статус инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, то, по смыслу части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», основанием для предоставления мер социальной поддержки его семье является смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, независимо от причины смерти данного лица.

Консультация юриста

Это не только вопросы возмещения вреда, полученного вследствие аварии, произошедшей на чернобыльской атомной электростанции в 1986г., но также, связанные с радиационными воздействиями, полученными в результате аварии на ПО «Маяк», на семипалатинском полигоне и иных объектах радиационного назначения.

4.1. Уважаемая Валентина! Земельный налог согласно Налоговому кодексу относится к местным налогам. Поэтому льготы по земельному налогу устанавливают представительные органы муниципального образования. В этой связи рекомендую Вам обратиться к нормативному правовому акту г.Нововоронежа Об установлении земельного налога. В нем должны быть перечислены льготные категории налогоплательщиков.

  • Какую пенсию должны получать вдовы чернобыльцев?
  • Платят ли налог от сдачи жилья в наем вдовы Чернобыля.
  • Платят ли налог земельный неработающие пенсионеры и вдовы чернобыльцев.
  • Положен ли вдове чернобыльца льготный проезд? И если возможно № закона.

3.1. Здравствуйте, Валентина Алексеевна! Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1, последний раз измененный законодателем в декабре 2023 года, является основным нормативным актом, регулирующим статус чернобыльца. Он устанавливает социальные гарантии и льготы чернобыльцам. Вдовы чернобыльцев и иные родственники, проживающие с ними, имеют право на оплату половины площади в государственных домах и в приватизированных квартирах. Одновременно с этим им полагается 50% оплаты коммунальных услуг или цены на топливо. Нетрудоспособные вдовы и иные родственники умерших чернобыльцев-инвалидов, которые находились у них на иждивении, могут получать ежемесячную компенсацию. Такие перечисления осуществляются в целях возмещения вреда здоровью. Сумма компенсационных выплат зависит от числа нетрудоспособных членов семьи и группы инвалидности умершего. Кроме этого члены семей чернобыльцев могут рассчитывать на улучшение жилищного положения, преимущественное право оставаться на работе при проведении сокращения, внеочередное обеспечение детей местами в образовательных учреждениях. Вдовы и иные члены семьи чернобыльцев могут получить внеочередное место в доме-интернате для престарелых. [b]Налоговых льгот для вдов Чернобыльцев — нет.[/b]

В данном случае вопреки требованию ст.56 ГПК РФ ни одно из указанных обстоятельств истицей не доказано. Как следует из объяснений самой истицы и имеющихся в деле документов, на момент смерти мужа она не являлась нетрудоспособной, работала экономистом на заводе, получала заработную плату в размере, превышающем размер выплат, получаемых мужем. Заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи смерти мужа истицы с воздействием радиации не имеется. При таких обстоятельствах требования истицы о назначении ей единовременной и ежемесячной компенсаций за потерю кормильца не могут быть удовлетворены.

Решение Суда В Пользу Вдовы Чаэс

Управление труда и социальной защиты населения администрации г. Лермонтова с 1 августа 2012 года прекратило выплату денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров вдовам инвалидов-чернобыльцев, участников ликвидации последствий катастрофы ЧАЭС. Основанием для прекращения выплаты послужило письмо министерства социальной защиты населения Ставропольского края от, что противоречит требованиям законодательства.

ВС восстановил право на пенсию вдовы ликвидатора аварии на ЧАЭС

25.08.2001 г. ее муж умер. Причина смерти связана с заболеваниями, полученными в связи с работами по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. После смерти мужа она с 01.01.2002 г. по 30.09.2008 г. получала в г. Уральске Казахской ССР спец.госпособие, как семья погибшего военнослужащего на ЧАЭС. в 2008 г. она переехала на постоянное место жительства в Нижегородскую область и обратилась в Территориальный орган министерства социальной политики Нижегородской области (управление социальной защиты населения Б- го района) для выдачи ей удостоверения вдовы участника ликвидации аварии на ЧАЭС, и выдаче удостоверения о праве на льготы, как вдове умершего военнослужащего, ставшего инвалидом вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, лица, приравненного к инвалидам войны.

Между тем на момент принятия данного нормативного правового акта такая категория инвалидов, как инвалиды вследствие чернобыльской катаст­рофы, отсутствовала. Кроме того, в действующем законодательстве отсут­ствует норма о распространении Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих на лиц, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Конституционный Суд РФ вынес определение от 04.10.05 № 364-О: в нем запрос ВС РФ признан не подлежащим рассмотрению в заседании КС РФ, поскольку для ответа на поставленные в нем вопросы не требуется вынесения постановления. Однако при этом КС РФ сформулировал правовые позиции по вопросу о порядке применения механизма индексации сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам после введения в действие Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ. В связи с этим стало возможным внести в постановление Пленума от 14.12.00 № 35 изменения и дополнения (постановление Пленума от 11.05.07 № 23).

Об индексации компенсационных выплат

Следует признать, что порядок пересмотра вступивших в законную силу судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам в данной ситуации невозможен, поскольку Постановление Пленума ВС РФ от 20.12.05 № 26 предусматривает такую возможность только в целях пересмотра тех решений, которыми нарушены права граждан, и расширительному толкованию не подлежит. Исходя из принципов правовой определенности положения гражданина, стабильности судебного решения и недопустимости ухудшения правового положения гражданина при пересмотре судебного решения, такие решения пересмотрены быть не могут.

Следовательно, у суда не имеется правовых оснований для назначения и выплаты Ковальковой *.*. ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, исходя из разницы установленного размера ежемесячной денежной компенсации вреда здоровью ее мужа Ковалькова *.*. в размере 33 264,65 рубля и частью, приходившейся на него самого.

В связи с изложенным довод Ковальковой *.*. о ее праве, как нетрудоспособного члена семьи, находившегося на иждивении гражданина, ставшего инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение ежемесячной компенсации, рассчитанной из размера ежемесячной суммы, получаемой инвалидом, является ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении вышеприведенных норм материального права.

По мнению суда, сам факт причинения реально невосполнимого вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и соответствующими гражданами, относящимися к льготной категории.

С 01.01.2005 г. индексация суммы возмещения вреда здоровью должна производиться исходя из уровня инфляции: 35 879,04 руб. х 1,11 (с 01.01.2005 г.) х 1,09 (с 01.01.2006 г.) х 1,08 (с 01.01.2007 г.) х 1,105 (с 01.01.2008 г.) х 1,13 (с 01.01.2009 г.) х 1,1 (с 01.01.2010 г.) х 1,065 (с 01.01.2011 г.) х 1,06 (с 01.01.2012 г.) х 1,055 (с 01.01.2013 г.) х 1,05 (с 01.01.2014 г.) х 1,055 (с 01.01.2023 г.) = 84 956,60 руб.

Возмещение указанного вреда с учетом специфики обстоятельств его применения осуществляется в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Истец Емельянов В.И. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения района Митино города Москвы о перерасчете ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, указывая в обоснование исковых требований, что в 1986 году принимал непосредственное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С 14.02.2000 г. истец является инвалидом второй группы со 100% степенью утраты трудоспособности по увечью, связанному с аварией на Чернобыльской АЭС, в связи с чем ответчик — УСЗН района Митино г. Москвы начисляет истцу ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, полученного при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Истец полагает, что ответчиком производятся ему начисления ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда здоровью с нарушением федерального законодательства, поскольку ответчиком не применен ряд законных коэффициентов индексации ежемесячных денежных сумм, а именно истцу не была произведена ответчиком индексация ежемесячных сумм возмещения вреда: с 01.07.2000 г. — в 1,581 раза и с 01.01.2001 г. — в 1,515 раза (по МРОТ) — в нарушение ст.ст. 1 и 3 Федерального закона прямого действия от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ, п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 14.12.2000 г. № 35 (в ред. от 11.05.2007 г.); с 01.01.2002 г. — в 1,636 раза, с 01.01.2003 г. — в 1,188 раза и с 01.01.2004 г. — в 1,142 раза (по прожиточному минимуму для пенсионеров в г. Москве) — в нарушение ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ, п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 14.12.2000 г. № 35 (в ред. от 11.05.07), Определения КС РФ от 04.10.05 № 364-О.

Представитель Департамента социальной защиты населения Томской области надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, ранее представила письменный отзыв на исковое заявление истца, содержащий доводы, аналогичные пояснениям ОГУ «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска».

Николаев В.Д. обратился с иском в суд областному государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска» (далее – ОГУ «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска») об обязании произвести перерасчет и назначить к выплате, начиная с 01.05.2011 ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере 49682,01 рубль в месяц, к Департаменту социальной защиты населения Томской области (далее – Департамент), о включении в реестр граждан, имеющих право на получение денежной компенсации с указанием ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, с 01.05.2011 в размере 49682,01 рубль, с указанием задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 18.09.1998 по 30.04.2011 в размере 2842 220,64 рубля.

Истец получает ежемесячную денежную компенсацию в твердой сумме как инвалид группы в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ).

Adblock
detector