Вторая Большая Группа Земельных Споров, Которая Может Рассматриваться В Административном Порядке, — Это Споры Между Заинтересованными Лицами И Государственными Органами По Поводу Возникновения И Прекращения Прав На Землю, Установления Ограничений И Другим Вопросам

Содержание

Вторая Большая Группа Земельных Споров, Которая Может Рассматриваться В Административном Порядке, — Это Споры Между Заинтересованными Лицами И Государственными Органами По Поводу Возникновения И Прекращения Прав На Землю, Установления Ограничений И Другим Вопросам

принадлежащей другому собственнику земли новому землепользователю; в ходе землепользования соседний землепользователь самоуп­равно прирезал себе часть земельной площади соседа; соседний зем­лепользователь незаконно перекрыл земельный переход, являющийся местом общего пользования и т.п. Во всех этих случаях потерпевшее лицо, его представители и иные заинтересованные лица вправе обра­щаться с иском в. суд и по суду добиваться восстановления нарушен­ных прав.

в) совершенствования нормативных актов, обеспечивающих приме­нение материальных и процессуальных норм. Так, при возникновении споров, вытекающих из договора мены земельными участками, су­щественным подспорьем определения законности и справедливости данной сделки служит ГОСТ (обеспечительный нормативный акт), в котором закреплены основные признаки меняемых участков, квалифицирующих эти участки как — несельскохозяйственных, относящихся к тем или иным земельным угодьям;

  • требования о признании неправомерным отказа местной админи­страции в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного, хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для индивиду­ального садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота;
  • жалобы на отказ в регистрации и выдаче соответствующей ад­министрацией государственных актов, удостоверяющих право собствен­ности на землю, а также на отказ в регистрации заключенного дого­вора аренды земли;
  • требования о признании неправомерными прекращения местной администрацией права собственности на землю и пользования земель­ными участками и их аренды;
  • жалобы собственников земельных участков и землепользователей на решение местной администрации о предварительном согласо­вании места размещения объекта, для строительства которого необхо­димо изъятие земельного участка для государственных и обществен­ных нужд;
  • жалобы собственников земли, арендаторов о признании недей­ствительными актов, изданных государственными или иными органа­ми не в соответствии с их компетенцией либо с нарушением требова­ний законодательства и др.

Земельно-правовые споры специфичны тем, что объектом их все­гда является земля, которая фигурирует в качестве такового прямо или косвенно. Это споры по поводу предоставления, изъятия, порядка пользования землей, а также возмещения затрат, возникающих в свя­зи с земельными отношениями.

Спором, в общем понимании этого слова, является взаимное притя­зание двух или нескольких лиц (сторон) на один и тот же объект, разрешаемое путем состязания (словесного доказывания, отстаивания своей точки зрения) в судебном процессе. Например, гражданин, вы­нужденный провести мероприятия по устранению сорной раститель­ности на соседнем участке, поскольку сорняки стали заражать его участок, предъявляет иск к нарушителю правил борьбы с сорняками о возмещении понесенных расходов, а нарушитель отказывается воз­местить их, полагая, что не обязан тратиться на устранение сорняков в той части участка, которую временно не использовал. В данном слу­чае обе стороны имеют притязание на стоимость расходов: одна тре­бует оплатить, другая считает, что не должна платить.

Третья группа — это споры, связанные с прекращением прав на землю. Это – случаи неуплаты земельного налога по истечении двух налоговых периодов, использования земельного участка не по целевому назначению, несвоевременного занятия земельным участком гражданином, неосуществления мероприятий по охране земель и т.д.

Земельный спор рассматривается в присутствии заинтересованных сторон (их представителей), а также лиц, в интересах которых установлены ограничения (обременения) прав на земельный участок, в том числе земельный сервитут, и иных заинтересованных лиц. Заинтересованные стороны и лица должны быть уведомлены о времени и месте рассмотрения земельного спора не позднее чем за три дня до его рассмотрения.

Необходимые для рассмотрения земельного спора материалы подготавливаются областным, Минским городским, городским (города областного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетом, а также территориальным органом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь.

Областной, Минский городской, городской (города областного подчинения), районный, сельский, поселковый исполнительный комитет, рассматривающий земельный спор, принимает решение, предусматривающее порядок его исполнения и меры по обеспечению восстановления нарушенных прав землепользователей, которое не позднее пяти рабочих дней направляется каждой из сторон, участвовавших в земельном споре.

Исполнение решения по земельному спору, рассмотренному соответствующим областным, Минским городским, городским (города областного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетом, обеспечивается соответствующим исполнительным комитетом, территориальным органом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь или иными государственными органами в соответствии с их компетенцией.

Разрешение земельных споров

Согласно ст. 10 ГК защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют общий суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью; защита гражданских прав в административном (внесудебном) порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательством. КоЗ предусматривает, что земельные споры могут рассматриваться как в судебном, так и административном порядке.

По предметному признаку земельные споры могут быть классифицированы на две группы: споры, непосредственно связанные с земельным участком, как объектом земельных правоотношений (например, об установлении границ земельных участков, о признании прав на земельный участок, об определении порядка пользования земельным участком), и имущественные споры, связанные с земельными отношениями (например, о выкупе земельного участка, возмещении правомерных и неправомерных убытков).

Правила рассмотрения земельных споров в судах определяются гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. Так, дела по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц при выполнении ими полномочий, вытекающих из административного регулирования земельных отношений, рассматриваются судами в порядке, предусмотренном главой 29 ГПК. Споры об имущественных правах в земельных отношениях рассматриваются в порядке искового производства. В порядке особого производства в соответствии с правилами главы 30 ГПК могут рассматриваться земельные споры об установлении факта владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом (земельным участком), если документы о его регистрации утрачены и в восстановлении их отказано.

В ст. 1 КоЗ впервые закреплено легальное определение земельного спора как неразрешенного конфликта между субъектами земельных отношений. Отличительным признаком земельного спора является его непосредственная связь с субъективными правами на землю, которая требует применения материальных норм земельного права, которая может иметь место на всех стадиях существования прав на землю. Спецификой земельных споров является то, что к ним относятся споры не только по поводу уже установленного права, но и по поводу будущих прав. Таким образом, понятие земельного спора охватывает как споры о праве, так и дела, возникающие из административных отношений, например, в связи с изъятием и предоставлением земельного участка.

По общему правилу, земельный спор должен быть рассмотрен не позднее одного месяца со дня поступления заявления, а спор, не требующий дополнительного изучения и проверки, – не позднее пятнадцати дней. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов исполнительный комитет, в который поступило заявление, может продлить указанный срок, но не более чем на один месяц, одновременно уведомив об этом заявителя. В случае неявки одной из сторон, если от нее не поступило заявления о рассмотрении земельного спора в ее отсутствие, рассмотрение земельного спора откладывается, а течение срока его рассмотрения приостанавливается. Однако неявка стороны без уважительных причин по повторному вызову не является препятствием для рассмотрения земельного спора.

Вторая Большая Группа Земельных Споров, Которая Может Рассматриваться В Административном Порядке, — Это Споры Между Заинтересованными Лицами И Государственными Органами По Поводу Возникновения И Прекращения Прав На Землю, Установления Ограничений И Другим Вопросам

Эта связь может иметь место на всех стадиях существования права на землю — при возникновении, изменении, прекращении и осуществлении этих прав. Во всех этих случаях для разрешения земельных споров необходимо привлекать земельное законодательство, которое регулирует соответствующие отношения.

Вам будет интересно ==>  Проезд пенсионеров на поездах ласточка

Административный порядок выступает в основном как альтернативный, то есть применяется по желанию заинтересованного лица. Суд не вправе отказывать в приеме заявлений и жалоб по делам, для которых существует альтернативный порядок, при отсутствии решения исполкома по спорному вопросу, а также мотивам целесообразности.

В то же время указанное выше разграничение судебной и административной подведомственности споров по поводу владения и пользования землей является недостаточно точным, поскольку и среди таких споров имеются случаи, для которых установлен исключительный судебный порядок. К ним, в частности, относятся споры между гражданами, имеющими строения в общей собственности, о порядке владения земельным участком . Исключение из этой нормы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выглядит нелогичным, однако обращение в суд и в этом случае возможно в силу альтернативного порядка рассмотрения земельных споров.

В первом случае возникновение, изменение и прекращение прав на землю осуществляется по решению уполномоченных на то государственных органов в соответствии с их компетенцией по предоставлению и изъятию земельных участков, которая определена Указом № 667. К таким органам в настоящее время относятся лишь исполкомы всех уровней до областного включительно. В этом случае споры происходят с участием исполкомов, которые выступают в качестве участников, обладающих властными полномочиями. В этом случае заинтересованные юридические и физические лица могут оспаривать принятые этими органами решения. В административном порядке возникают и прекращаются большинство прав на землю независимо от их правовой природы.

Если обобщить научные подходы по этому вопросу, то под земельными спорами чаще всего понимают неурегулированные конфликты по поводу возникновения, изменения и прекращения прав на землю, а также конфликты, связанные с осуществлением прав на землю, в том числе защитой имущественных прав и интересов участников земельных отношений.

Предметом земельного спора может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т д. Сторонами в спорах, помимо собственников земли, других пользователей, могут быть юридические и физические лица, нарушившие их законные интересы, а также органы власти и управления, принявшие решение по земельным вопросам, вызвавшим несогласие со стороны истца.

Земельное законодательство устанавливает также порядок разрешения земельных споров в административном порядке. Так, земельные споры, хотя и подведомственные суду или арбитражному суду, если они переданы на разрешение административных органов одной из сторон до принятия дела к производству судом или арбитражным судом, рассматриваются в административном порядке. Принятое административным органом решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде.

Земельные споры и иные дела, возникающие из земельных отношений, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с их подведомственностью, установленной гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, а также иными федеральными законами.

Новый Земельный Кодекс РФ устанавливает, что ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в сфере использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. При административном порядке не учитывается особый, уникальный объект, который является собственно предметом земельного спора, а именно: земля как незаменяемое природное образование. И только лишь суд зачастую способен рассмотреть со всех сторон возникшую коллизию, учесть все особенности и вынести справедливое решение. Административный же порядок порождает бесправность, субъективизм и тенденциозность при рассмотрении подобных ситуаций. Поэтому необходимо активное участие суда, тем более в настоящее время, когда всем известна та криминогенная ситуация, которая сложилась с рынком земли. Необходимо учитывать и всевозрастающее самоуправство местных властей.

Введение 3
1. Понятие и общая характеристика защиты земельных прав граждан и юридических лиц 4
2. Понятие и причины возникновения земельных споров 7
2.1. Причины возникновения земельных споров 8
2.2. Основные профилактические мероприятия по устранению земельных споров 8
3. Порядок рассмотрения земельных споров 10
4. Основания и порядок обжалования решений по земельным спорам 15
4.1. Кассационный порядок обжалования решений по земельным спорам 15
4.2. Надзорный порядок пересмотра решения по земельным спорам 17
4.3. Пересмотр решения по земельному спору по вновь открывшимся обстоятельствам 18
5. Порядок исполнения решений по земельным спорам 19
6. Заключение……………………………………………………………………………….22
Библиографический список 25

Вторая Большая Группа Земельных Споров, Которая Может Рассматриваться В Административном Порядке, — Это Споры Между Заинтересованными Лицами И Государственными Органами По Поводу Возникновения И Прекращения Прав На Землю, Установления Ограничений И Другим Вопросам

б) создание помех со стороны других лиц, препятствующих нормальному осуществлению правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком. Например, если выстроенная по соседству с садоводческим товариществом фабрика сбросами вредных веществ препятствует собственникам выращивать экологически чистую сельскохозяйственную продукцию, то товарищество, как и каждый отдельный его член, вправе предъявить иск к этой фабрике об устранении данных препятствий (прекращении сброса вредных веществ).

Профилактика земельных споров заключается в устранении выше- Йеречйс:ленных’ причин и условий, порождающих эти споры. В частности, основными профилактическими мероприятиями следует признать: совершенствование действующего законодательства, как земельного, так и смежного с ним. При этом совершенствование закона должно идти по трем

^признания поземельных прав, т.е. прав на недвижимость, связан: ных с правом на земельных участок, например право собственности на жилой дом и земельный участок, на котором он построен; право на сохранение членства в садоводческом товариществе и на. садовый домик с садовым участком; право на гараж и место,, на котором он рас: положен, а также право на пользование землями общего пользования в гаражно-строительном кооперативе и т.п.;

б) по поводу незаконных требований (или законных требований) досрочного прекращения договора аренды земли в связи с нарушением договорных обязательств арендатором. Так, арендатор вправе доказывать по суду, а арендодатель опровергать в судебном заседании несоответствие или соответствие хозяйственной деятельности арендатора положениям договора аренды данной земли.

Обязательная публикация вновь принимаемых нормативных актов, а также их изменений в установленных периодических изданиях, способствуя совершенствованию правосознания субъектов земельных правоотношений, устраняет значительное число причин и условий, порождающих земельные споры;

Правовое регулирование земельных споров (стр

Порядок заключения договоров аренды земельных участков по результатам аукционов отражает двойственность данного способа, в котором сочетаются гражданско-правовые и административные механизмы. В соответствии с п. 73 Положения местный исполком в течение 10 дней после утверждения в установленном порядке протокола о результатах аукциона принимает решение о предоставлении земельного участка, а после выполнения победителем необходимых действий заключает с ним договор аренды земельного участка. В данном случае налицо «двойная перестраховка», поскольку право заключать договоры аренды земельных участков в качестве арендодателя предоставлено исполкомам законом (ст. 44 Кодекса о земле). Договор аренды земельного участка, заключаемый при его предоставлении, в том числе по результатам аукциона, подготавливается местным исполнительным комитетом, принявшим решение о предоставлении этого участка, в соответствии с типовой формой, утверждаемой правительством.

В первом случае возникновение, изменение и прекращение прав на землю осуществляется по решению уполномоченных на то государственных органов в соответствии с их компетенцией по предоставлению и изъятию земельных участков, которая определена Указом № 667. К таким органам в настоящее время относятся лишь исполкомы всех уровней до областного включительно. В этом случае споры происходят с участием исполкомов, которые выступают в качестве участников, обладающих властными полномочиями. В этом случае заинтересованные юридические и физические лица могут оспаривать принятые этими органами решения. В административном порядке возникают и прекращаются большинство прав на землю независимо от их правовой природы.

Административный порядок может применяться только для определенных категорий споров, указанных в земельном законодательстве. Из содержания гл. 33 Кодекса о земле видно, что административный порядок установлен для споров между землевладельцами и землепользователями по вопросам владения и пользования землей. Необходимо пояснить, что в данном случае речь идет о спорах между юридическими и физическими лицами, которые не являются собственниками земельных участков, непосредственно по поводу земельных участков. По своей родовой принадлежности такие споры можно отнести к спорам о природопользовании. Следует учитывать, что споры между землевладельцами и землепользователями по вопросам владения и пользования землей, поскольку вытекают из их правомочий (прав) по отношению к самому земельному участку, можно относить к спорам о праве, с оговоркой, что административная процедура не разграничивает процессуальные особенности споров.

Вам будет интересно ==>  Налоговая Декларация За Обучение 3 Ндфл За 2023 Год Образец Заполнения

Разграничение судебного и административного порядка рассмотрения земельных споров закреплено в ст. 148 Кодекса о земле, в соответствии с которой земельные споры, кроме споров, связанных с правом собственности на землю, разрешаются исполнительными и распорядительными органами или судом в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Во-вторых, можно выделить такую категорию споров, как споры, связанные с возникновением, изменением и прекращением прав на землю, в том числе с предоставлением и изъятием земельных участков, установлением ограничений и др. При их разрешении следует учитывать наличие двух способов распределения и перераспределения земельных участков: административного и гражданско-правового, последний из которых становится преобладающим.

Понятие виды земельных споров, их классификация, порядок разрешения

4. ^ Земельные споры, возникающие из негаторных (владельческих) исков. В случае нарушения земельных прав собственников или других землепользователей они вправе обратиться в суд о прекращении неправомерных действий со стороны нарушителя и о возмещения причиненных им убытков.

В судебном порядке должны рассматриваться любые земельные споры: об отказе в предоставлении земельного участка; о возмещении убытков, причиненных в результате загрязнения земельного участка; об устранении препятствий в пользовании земельным участком и т. д.

а) вмешательство в их хозяйственную деятельность, поскольку право самостоятельного хозяйствования на земле гарантируется законом и всякие ограничения этого права допустимы не иначе, как в специально оговоренных законом случаях, если этого требуют интересы национальной безопасности и охраны окружающей среды;

  • определенных земельных прав, например права собственности на земельный участок, права преимущественного перед другими лицами возобновления арендных отношений, права на наследование земельного участка и т.п.;
  • признания поземельных прав, т.е. прав на недвижимость, связанных с правом на земельных участок, например право собственности на жилой дом и земельный участок, на котором он построен; право на сохранение членства в садоводческом товариществе и на садовый домик с садовым участком; право на гараж и место, на котором он расположен, а также право на пользование землями общего пользования в гаражно-строительном кооперативе и т.п.;
  • признания имущественных прав, например права на компенсацию убытков, причиненных правомерными или неправомерными действиями; права на урожай, выращенный до расторжения договора аренды земельного участка и т.п.

Земельно-правовые споры специфичны тем, что объектом их всегда является земля, которая фигурирует в качестве такового прямо или косвенно. Это споры по поводу предоставления, изъятия, порядка пользования землей, а также возмещения затрат, возникающих в связи с земельными отношениями.

Рассмотрение земельных споров

— между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке (в том числе главами крестьянского (фермерского) хозяйства);

В законах некоторых субъектов РФ рассмотрение земельных споров отнесено к ведению органов местного самоуправления. Например, в соответствии с Законом Владимирской области от 21 мая 1997 г. «О местном самоуправлении во Владимирской области» к полномочиям администрации по вопросам использования земель в границах муниципального образования, охраны окружающей среды отнесено разрешение в пределах своей компетенции земельных споров (ст. 27).

— по искам о необоснованном исключении из членов садоводческого товарищества, по искам лиц, не являющихся членами садоводческого товарищества, о возмещении расходов, понесенных ими в связи с вложением труда и средств на постройку, ремонт садового дома и других строений, на обработку земельного участка, приобретение плодово-ягодных насаждений;

В некоторых случаях, например в сельской местности, для граждан более доступен административный порядок рассмотрения спора. При наличии обоюдного желания спорящих сторон и их доверия к местной администрации разрешение земельного спора может быть осуществлено быстрее и результативнее.

Адвокат как никто другой хорошо знаком с судебным порядком разрешения земельных споров, поскольку его исторически сложившаяся миссия, прежде всего, представлять интересы своих доверителей в суде. Порядок оформления земли через суд зависит, прежде всего, от Вашего правового статуса в конкретном спорном правоотношении.

1. Споры о признании права на земельный участок (ст. 12 ГК РФ и 59 ЗК). Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием для государственной регистрации этого права. При наличии регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним регистрирующие органы обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Спор, возникший между юридическими лицами либо юридическими лицами и гражданами, использующими земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности (фермерами), относится к подведомственности арбитражного суда . При этом арбитражный суд будет рассматривать дела с участием граждан-предпринимателей только в том случае, если спорный земельный участок используется для осуществления предпринимательской деятельности.

О юридическом признании права на земельный участок может идти речь и тогда, когда право возникает в силу приобретательной давности либо перерегистрации одного вида прав в другой. В этих и других подобных случаях спор между хозяйствующими субъектами может разрешить только суд, равно как только он может установить факт, имеющий юридическое значение (факт приобретения права на землю за давностью владения и др.) в порядке ст. 264—268 ГПК РФ либо ст. 217-222 АПК РФ.

Как следует из ст. 125 Конституции РФ, ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями), граждане вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушение их прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. И такие обращения граждан по делам (касаются прав на земельные участки) уже встречались в практике Конституционного Суда РФ.

Согласно ст. 64 3К РФ и Федеральному закону Российской Федерации «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. земельные споры могут рассматриваться в третейских судах . Третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства рассматривать любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Данный суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать, передавать на его разрешение спор, разрешение третейского суда исполняется добровольно, в порядке и сроки, которые им установлены. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства на основе выданного компетентным судом исполнительного листа.

Разрешение земельных споров в судах осуществляется в рамках гражданского судопроизводства. Это означает, что процесс состязательный, а судья принимает решение по земельному спору на основании предоставленных сторонами доказательств. Прав будет тот, кто убедительнее докажет свою позицию.

Земельные споры можно подразделить на три группы: — споры о признании права на земельный участок; — споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения; — споры об изменении или прекращении земельных правоотношений. Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке при условии предоставления заинтересованным лицом доказательств, подтверждающих принадлежность земельного участка (соответствующего права на его использование).

В некоторых случаях поможет обращение в кадастровую палату. Это касается тех ситуаций, когда в едином реестре содержатся некорректные сведения об участке. Вам нужно только предоставить установленные законом заключения экспертов или оценщиков, подтверждающие ваши сведения, и вопрос решится без суда.

Если соседи изложили свои возражения в письменном виде, и Вам пришлось рассматривать данный спор через суд, то после вступления решения суда в законную силу нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением границ участка на основании решения суда. Решение суда об установлении границ земельного участка в таком случае будет дополнительным документом, который подается вместе с межевым планом в орган регистрации прав.

Споры о присуждении исполнения действия основываются на требовании реализации корреспондирующей связи между субъективным правом и соответствующей обязанностью при условии ее невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанным лицом. Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений вызваны необходимостью судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основанием изменения или прекращения земельных правоотношений. Конфликт сторон спора может заключаться в признании или непризнании соответствующих юридических фактов в качестве основания изменения или прекращения правоотношений. По общему правилу земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Однако судебный порядок рассмотрения земельных споров не исключает возможности рассмотрения земельных споров в административном порядке.

Вам будет интересно ==>  Минимальные Алименты На Ребенка В Рб

В обязательном порядке исковое заявление должно содержать наименования сторон, их точные адреса проживания или нахождения, цену иска, обстоятельства, которые выступают в качестве обоснования требования, а также полный перечень всех прилагаемых к документу ходатайств.

2. На втором этапе после рассмотрения заявления происходит возбуждение дела о необходимости провести рассмотрение земельного спора в ходе судебного заседания. На данном этапе суд проверяет все представленные доказательства, а также вызывает и опрашивает обе стороны об известных обстоятельствах спора. Кроме того, суд имеет право при необходимости запросить дополнительные документы.

  1. недействительность отказа в праве на обращение за судебной защитой нарушенных земельных прав;
  2. равные процессуальные права сторон на представление в суде доказательств и исследование их, заявление ходатайств, дачу устных и письменных объяснений, возражений другой стороне;
  3. равная обязанность каждой стороны в доказывании тех обстоятельств, на которые она ссылается;
  4. равные права сторон в обжаловании в кассационном или ином порядке решения судов по земельным спорам.

Но в земельном законодательстве есть и некоторые исключения, к примеру, если речь идет об устранении разнообразных препятствий, которые нарушают права собственника на пользование участком. В подобной ситуации срок исковой давности может быть приостановлен на установленный в законе срок.

Процессуальные особенности данных споров позволяют осуществить его передачу в третейский суд. В Гражданском кодексе России установлено, что для рассмотрения в третейский суд могут быть переданы дела по поводу любых споров, кроме отдельных споров, выделенных на уровне федерального законодательства.

Разрешение земельных споров 2

Основаниями прекращения прав на землю выступают юридические факты. В зависимости от вида права на землю можно выделить несколько групп оснований прекращения прав собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Прекращение права частной собственности на земельный участок наступает в случаях: отчуждения земельного участка путем реализации права распоряжения (дарение, продажа, мена); смерти собственника; ликвидации юридического лица, являющегося собственником земельного участка. Права собственности на земельный участок прекращаются также в связи с обращением на него взысканий по обязательствам собственника, в том случае, если земельный участок является предметом обеспечения данного обязательства (например, предметом залога)43.

В юридической литературе различают метод императивного, организационного воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов и диспозитивный, определяющий лишь пределы поведения участников земельных отношений, предоставляющий им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в установленных пределах. В другой литературе императивный и диспозитивный методы имеют разновидности. В частности, диспозитивный метод правового регулирования земельных отношений проявляется как рекомендательный, санкционирующий и делегирующий методы77.

Государство, как любой собственник земли, должно стремиться строить свои отношения с пользователями на взаимовыгодной основе. Для этого необходимы в системе государственных органов хозяйственные структуры, которые квалифицированно (без потерь для государства — собственника земель) участвовали бы в сделках с землей, при ее приватизации, аренде и т. д.

Передача земли в частную собственность или иную форму владения не лишает государства права устанавливать ограничения в ее использовании в интересах охраны природы, памятников культуры, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, а также в экстремальных ситуациях63.

О посредничестве в Википедии смотрите страницу Википедия:К посредничеству. Посре́дничество [1] — в международном праве одно из средств мирного разрешения споров между государствами путём переговоров с участием третьего государства (посредника) и на основе выдвинутых им условий.

  • требования о признании неправомерным отказа мест­ной администрации в предоставлении земельного уча­стка, в том числе для ведения крестьянского (фермер­ского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйст­ва, строительства индивидуального жилого дома, садо­водства и огородничества, сенокошения, выпаса скота;
  • требования о признании неправомерным прекращения права пользования или аренды земельными участками;
  • требования о возмещении убытков, причиненных изъя­тием, выкупом или временным занятием земельных уча­стков для государственных или муниципальных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью пред­приятий, учреждений и граждан;
  • требования о возмещении убытков, причиненных в ре­зультате неправомерного занятия земельного участка,его загрязнения, порчи и других нарушений прав собст­венников земельных участков и землепользователей;
  • требования о возмещении убытков, понесенных собст­венником земли, землепользователем в связи с проведе­нием изыскательских работ;
  • жалобы на решения местной администрации о предос­тавлении земельного участка другим лицам, которыми ущемлены права и охраняемые законом интересы собст­венника, землепользователя;
  • споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) зе­мельных участках, об устранении препятствий в пользо­вании земельным участком, в том числе в случае, когда оспариваются его границы и размеры;
  • споры между садоводческим товариществом и его чле­нами, споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по по­воду раздела земельного участка или определения по­рядка пользования этим участком.

Исковые дела по спорам, возникающим из земельных правоотношений, с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления рассматриваются и разрешаются федеральными судами об­щей юрисдикции и мировыми судьями. При этом из подве­домственности данных судов исключены экономические споры и другие дела, отнесенные законодательством РФ к ведению арбитражных судов.

Вопросы подведомственности земельных споров судам общей юрисдикции разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда от 22.04.92 г. «О некоторых вопросах, воз­никших у судов при применении законодательства о земель­ной реформе». Суд вправе принять к своему производству и рассмотреть по существу любые споры, связанные с земель­ными отношениями, одной из сторон которых являются гра­ждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью (в т.ч. ведущих крестьянское (фермерское) хо­зяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам ука­занных лиц на решения местной администрации по земель­ным вопросам. Судам, в частности, подведомственны:

В соответствии с процессуальным законодательством РФ при подаче искового заявления в суд предъявляются доказа­тельства, подтверждающие выполнение обязательного досу­дебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом и договором.

В остальных случаях гражданские дела, подведомствен­ные судам общей юрисдикции, рассматриваются по первой инстанции районными судами, за исключением дел, подсуд­ных военным и иным специализированным судам, верховным судам республик, краевому, областному суду, суду городов федерального значения, суду автономной области и автоном­ного округа, а также Верховному Суду РФ.

а) исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, с одной стороны, и физическое либо юридическое лицо — с другой при отказе в предоставлении земельного участка, изъятии, ограничении или прекращении прав административно-правовым актом властного органа;

1. земельные споры, связанные с нарушением или оспариванием прав граждан, юридических лиц на землю, включая право владения, пользования и распоряжения землей. Они возникают по поводу земли в связи с отказом предоставления земельного участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования и в других случаях, когда нарушено субъективное право лица. Спор может возникнуть и в связи с тем, что лицо заблуждалось в отношении своего действительного права.

Сторонами в спорах, помимо собственников земли, землевладельцев и землепользователей, могут быть любые юридические и физические лица, нарушившие их законные интересы, а также органы власти и управления, принявшие решение по земельным вопросам, вызвавшим несогласие со стороны-истца.

Иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

3. имущественные споры, возникающие из земельных отношений.Нет спора о праве на землю, а рассматриваются имущественные споры по поводу пользования и распоряжения землей. Например, спор о размере убытков и их возмещении при изъятии земель для государственных и общественных нужд (ст. 49, 57 Земельного кодекса). Правомерность изъятия не оспаривается, но убытки не возмещаются либо прежний собственник, землевладелец не согласен с определением размера убытков. Такие споры рассматриваются в судебном порядке.

Adblock
detector