Изменения 2023 на закупку электроэнергии по 44 ФЗ

Центр развития конкурентной политики и государственного заказа

4. Уточнены случаи установления единых требований к участникам закупок
Такие требования устанавливаются при проведении конкурентных закупок, а также при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях,
указанных в п. п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 31 данного Закона).
Кроме того, уточнено, что участник закупки не должен иметь офшорную компанию (п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ):
— среди участников (членов) корпоративного юрлица или учредителей унитарного юрлица;
— среди лиц, владеющих напрямую или косвенно более чем 10% голосующих акций либо долей его уставного или складочного капитала.

1. Сокращен перечень конкурентных способов проведения закупок
Запрос предложений по Закону N 44-ФЗ больше не проводится.
Перечень конкурентных способов закупки теперь выглядит так (ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ):
— конкурс — электронный, закрытый, закрытый электронный;
— аукцион — электронный, закрытый, закрытый электронный;
— электронный запрос котировок.

2. Увеличен лимит годового объема закупок путем проведения запроса котировок в электронной форме
Такой лимит не должен превышать одно из двух значений (п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона N 44-ФЗ):
— 20% совокупного годового объема закупок заказчика;
— 100 млн руб., если совокупный годовой объем закупок заказчика в прошедшем календарном году составил менее 500 млн руб.
Максимальный размер НМЦК для электронного запроса котировок, как и прежде, составляет 3 млн руб.
Также установлен закрытый перечень случаев, когда запрос котировок можно провести независимо от размера НМЦК и лимита годового объема закупок (п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

8. Изменен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта
В частности, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта нужно передать контрагенту лично под расписку или направить заказным письмом по адресу,
указанному в контракте, с соблюдением требований законодательства РФ о гостайне. До 1 июля 2023 г. заказчик, принявший такое решение в отношении контракта,
заключенного по результатам электронных закупок (в том числе закрытых и электронных закупок у единственного поставщика), должен также разметить его в ЕИС
не позднее дня его вручения (направления) по правилам, действовавшим до 1 января 2023 г. (ч. 12.2, 20.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. п. 3, 4 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2023 N 360-ФЗ).

С 1 января 2023г. вступают в силу основные изменения в Законе N 44-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 02.07.2023 N 360-ФЗ.
Изменения направлены на «оптимизацию» процесса осуществления закупок по Закону N 44-ФЗ.
Перечень основных изменений, которые влияют на заказчиков и участников закупок.

Минфин России разъяснил вопросы поэтапного исполнения контрактов с учетом редакции Закона № 44-ФЗ, вступающей в силу в 2023 году

В частности, по мнению представителей министерства, с учетом положений п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступающего в силу 1 января 2023 года, отдельный этап исполнения контракта подразумевает, что в отношении части обязательства контрагента установлена обязанность заказчика обеспечить приемку отдельной части исполнения контракта с оформлением соответствующего документа о приемке, а также оплатить указанную часть выполненного обязательства. Вместе с тем сама по себе частичная приемка не является отдельным этапом исполнения контракта, при этом у заказчика не возникает обязанности оплаты этой части исполнения (Письмо Минфина России от 25 октября 2023 г. № 24-06-06/86152).

Для закупщиков по 44-ФЗ: изменения с 1 января 2023 года

4.Устанавливаются единые требования к содержанию извещений о закупках всеми конкурентными способами закупок, срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.

8.Введена универсальная стоимостная предквалификация, устанавливаемая заказчиком в виде допуска к участию в закупках свыше 20 млн. руб. только участников, имеющих успешный опыт исполнения контракта или договора по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ независимо от предмета закупки в объеме исполненных обязательств в размере не менее 20 % от НМЦК. Таким образом, к закупкам допускаются участники обладающие квалификацией, опытом участия в закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок.

Осталось совсем немного времени до тех пор, когда участники контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд будут работать по принципиально новым положениям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ). Изменения, разработанные Минфином, которые ждали последние 2 года, приняты, и осталось самое основное – формирование правоприменительной практики по Закону № 44-ФЗ, пишет gkgz.ru.

Одна из основных мер документа – введение электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки: все документы будут формироваться в электронной форме. Сейчас это доступно только для планирования закупок и отбора подрядчиков. Речь идет о том, что предусмотренные изменения направлены, в частности, на введение электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки: все документы будут формироваться в электронной форме. В настоящее время в электронной форме проводится только планирование закупок и определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

Кроме того, при проведении открытых конкурентных способов законопроект исключает необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке, предусматривая включение всей информации о проводимой закупке исключительно в извещение об осуществлении закупки.

  1. Контракты жизненного цикла со строительством, капитальным ремонтом и контракт на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства. Цену возможно изменить максимум на 30 %.
  2. Изменение срока исполнения отдельного этапа контракта, но в рамках всего срока исполнения контракта.
  3. Контракт, заключенный меньше чем на 1 год, если предмет заказа — НИОКР и технологические работы. Но есть ряд условий: цена равняется или превышает предельный размер, установленный правительством. Или же у сторон возникли обстоятельства, которые не зависят от них и мешают исполнению соглашения. Для изменения контракта необходимо подготовить обоснование. Допускается изменение объема и цены только до 30 %.

С 1 января 2023 года вводится правило о том, что участник вправе отозвать заявку с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до момента размещения проекта контракта, заключаемого с таким участником закупки. Этого не удастся сделать в случае, если заявка была отклонена при проведении электронных процедур.

Если поставщик уже внес обеспечение банковской гарантией, то новую гарантию получать не требуется, достаточно внести изменения в действующую гарантию. Если исполнитель подал новую гарантию, то заказчик отказывается от прав по старой. Если же обеспечение внесли деньгами, то поставщик вносит дополнительное обеспечение на этот же счет. В случае снижения цены заказчик частично возвращает денежное обеспечение поставщику. Если стороны изменили срок исполнения, то необходимо скорректировать и сроки возврата обеспечения.

С 1 января 2023 года Правительство РФ больше не будет утверждать новые формы типовых заявок. Заявки участников закупки будут формироваться только с учетом требований федерального закона «О контрактной системе» (44-ФЗ). Действующее в настоящее время Постановление Правительства от 5 ноября 2023 года № 1401 «О типовых формах заявок на участие в электронных процедурах» утрачивает силу.

С 1 января 2023 года существенно сокращаются сроки оплаты по исполненным контрактам. В настоящее время заказчик обязан произвести оплату поставщику в течение 30 дней с даты подписания акта приемки. С 2023 года этот срок уменьшается до 15 рабочих дней. Кроме того, в новой редакции закона установлено, что с 2023 года срок оплаты сократится до 10 рабочих дней.

Анонс изменений ЕИС версии 12

● актуализированы справочники «Основания осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика исполнителя)» и «Причины изменений условий контракта» в соответствии со статьями 93 и 95 Закона № 44-ФЗ;
● обеспечено автоматическое прохождение проверки сведений об исполнении контракта на основании документа о приемке в электронной форме, которые будут размещены в реестре контрактов после подписания заказчиком, в соответствии со статьей 103 Закона № 44-ФЗ. Проверка сведений осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее – ПП РФ № 1084);
● добавлено обязательное поле «Группа работ по строительству», которое заполняется в случае, если по контракту установлен признак «Предмет контракта относится к работам по строительству»;
● обеспечена возможность указания кода объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества (далее – код ОКС), а также реализована автоматическая проверка соответствия информации о кодах ОКС и финансовом обеспечении в разрезе данных кодов, указанных в сведениях о контракте и информации в связанном извещении о проведении закупки или позиции плана-графика;
● добавлен новый признак «Контракт жизненного цикла» (далее – КЖЦ), который автоматически наследуется из извещения об осуществлении закупки и не подлежит редактированию. В случае если признак КЖЦ установлен, то в соответствии с требованиями статьи 96 Закона № 44-ФЗ, необходимо указать требование обеспечения исполнения контракта раздельно в части поставки товара или выполнения работы (в том числе при необходимости проектирования объекта капитального строительства, создания товара, который должен быть создан в результате выполнения работы) и последующего обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.

Вам будет интересно ==>  Права ребёнка все список

В соответствии с изменениями, внесенными в Закон № 44-ФЗ, в протоколы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении закупок, извещения об осуществлении которых будут размещены в ЕИС начиная с 01.01.2023, не будет включаться информация об участниках закупки (за исключением идентификационных номеров заявок таких участников).

Руководства пользователя и обучающие материалы будут доступны в разделе «База знаний» в личном кабинете пользователя ЕИС. Детальная информация по новым возможностям и ссылки на руководства пользователя, дополнительные материалы представлены в соответствующих разделах новости. Также информация о реализованных доработках будет освещаться 22 декабря в 10:00 по московскому времени на Всероссийском совещании «Новации Федерального закона от 02.07.2023 № 360-ФЗ и подзаконных нормативных правовых актов. Новые функциональные возможности единой информационной системы в сфере закупок версии 12.0».

Подробно с информацией о работе функционала ЕИС можно ознакомиться в руководстве пользователя и методических рекомендациях по БО, размещенных в личном кабинете пользователя ЕИС в разделе «База знаний» — «Руководства пользователя и видеоматериалы» — «Сведения о бюджетных и денежных обязательствах».

В соответствии с вступающими в силу с 01.01.2023 изменениями Закона № 44-ФЗ, в едином реестре участников закупок ЕИС (далее – ЕРУЗ):
● исключен срок регистрации участника закупок;
● добавлено требование о внесении информации о полном адресе места жительства физического лица и новом порядке предоставления деклараций в заявке на участие в закупке;
● добавлено требование об отсутствии сведений об учредителях в реестре недобросовестных поставщиков.

Закупка электроэнергии: пошаговая инструкция

  • устава (положение об учреждении);
  • документов о госрегистрации (например, выписки из ЕГРЮЛ);
  • договора (распоряжение) на пользование помещениями или выписки из ЕГРН;
  • доверенности или приказа о назначении лица, которое будет подписывать госконтракт;
  • документов на приборы учета электроэнергии.

Так как практически все потребители на протяжении многих лет сотрудничают с одним гарантирующим поставщиком, то закупать электроэнергию конкурентными способами не является целесообразным — процедура проходит долго и может быть признана несостоявшейся из-за отсутствия надлежащего количества заявок (многим не выгодно участвовать в торгах).

  • цель закупки;
  • необходимость проведения процедуры;
  • подробное описание услуги;
  • существенные условия контракта;
  • преимущества выбранного заказчиком исполнителя;
  • причины, по которым невозможно закупить услугу конкурентными способами;
  • нормативы из действующего законодательства;
  • итоговый вывод о необходимости заключения контракта с определенным исполнителем.

В каждом контракте должны быть прописаны неустойки, пени и штрафы, налагающиеся на заказчика в случае ненадлежащего исполнения им своих обязательств (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ). Но в соответствии с ч. 15 ст. 34 44-ФЗ, организация-заказчик имеет право не устанавливать требования ч. 5 ст. 34, так как договоры с единственным поставщиком по п. 1 и 29 ст. 93 могут быть составлены и подписаны сторонами в любом формате, предусмотренном ГК РФ для заключения сделок.

Существенным условием контракта является тот факт, что гарантирующий поставщик передает, а заказчик, являющийся потребителем электроэнергии, принимает, а затем в обязательном порядке оплачивает электрическую энергию в том количестве и по тем ценам, которые установлены условиями договора.

Основные изменения участия в закупках в 2023 году

В начале июля 2023 года были приняты масштабные поправки в Закон о контрактной системе
(44-ФЗ) и в Закон о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ). Новеллы вносят существенные изменения в порядок проведения закупочных процедур и участия в них начиная
с 2023 года.

Право на субсидии имеют коммерческие организации, 100% акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, а также государственные корпорации (компании), публично-правовые компании в случаях, предусмотренных п. 8 и 8.1 ст. 78 и пп. 3 и 3.1 п. 1 ст. 78.3 Бюджетного кодекса РФ.

Произойдет увеличение доли (процента) закупок, которые проводятся среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с 15% до 25% от совокупного объема закупок. В дальнейшем запланирована еще большая доля закупок среди СМП и СОНКО (44-ФЗ) и среди МСП в соответствии с 223-ФЗ.

  • не менее 15 дней, если НМЦК превышает 300 млн руб.
  • не менее 7 дней, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб.

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по такому контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

Судьи указывают на то, что закон об электроэнергетике по отношению к закону о госзакупках является специальным. Это значит, что условия контракта по электроснабжению, включая цену, должны определяться в соответствии с нормами законодательства об электроэнергетике. А она не предполагает указание твердой цены. К таким выводам Верховный Суд пришел в определении от 12.05.2023 № 304-ЭС17-4309 по делу № А70-4027/2023.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС С 1 января 2023 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru. Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС: Заказать регистрацию в ЕИС

Однако электроэнергия приобретается путем неконкурентной закупки, для которой документация не составляется. Поэтому энергозакупка не включена в перечень случаев, когда можно указывать формулу и ценовой максимум (постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).

При этом суд ссылается на то, что потребитель вправе самостоятельно и в одностороннем порядке сокращать или увеличивать объем потребляемой электроэнергии. Изменение этого объема не требуется подтверждать дополнительными соглашениями. Более того, заранее покупатель не может определить объем своих потребностей, ведь он зависит от различных обстоятельств. Поставщик электроэнергетики, со своей стороны, также не может понуждать потребителя выбирать заявленный в контракте объем либо ограничивать его.

В Верховном Суде России считают, что в соответствии с законодательством об электроэнергетике цена не является существенным условием договора энергоснабжения. Специфика сферы такова, что цена за единицу рассчитывается по прошествии расчетного периода. Следовательно, твердую стоимость контракта на момент его заключения определить невозможно.

Все изменения в 44-ФЗ на 2023 и 2023 годы: таблицы по месяцам

Прямые контракты начнут заключать на поставку спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд России по Олимпийским и Паралимпийским видам спорта и для участия спортивных сборных команд России в Олимпийских играх и Паралимпийских играх, в международных спортивных соревнованиях по Единому календарному плану межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий.

Прямые контракты начнут заключать на поставку спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд России по Олимпийским и Паралимпийским видам спорта и для участия спортивных сборных команд России в Олимпийских играх и Паралимпийских играх, в международных спортивных соревнованиях по Единому календарному плану межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий.

Размещаем подготовленное извещение. Оператор ЭП проводит предварительный отбор пяти предложений с самой низкой стоимостью единицы товара. На это отводится 1 час. Если двух предварительных предложений участников не хватает, оператор ЭП отправит уведомление в ЕИС, а заказчику не придет ценовая информация от других поставщиков.

При казначейском сопровождении расчетов по контракту обеспечение исполнения контракта вправе не устанавливать. Если оно предусматривается, его размер составляет до 10% от НМЦК, а для закупок с преимуществами для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе — от цены контракта.

До этой даты решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам электронной процедуры, будет направляться поставщику в порядке, который прописан для «бумажных» контрактов по ч. 12.2 44-ФЗ в новой редакции. В ЕИС такое решение будет размещаться по действующим правилам. Если заказчик не получит подтверждение вручения поставщику заказного письма с решением об одностороннем отказе или информацию об отсутствии поставщика по адресу, который указан в контракте, то датой надлежащего уведомления поставщика будет считаться день по истечении 15 дней, считая с даты размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.

Вам будет интересно ==>  Льготы многодетным семьям в 2023 году в ивановской области

С 1 января 2023 года существенно изменили требования к участникам закупок

Ввели универсальную предквалификацию. В закупках без доптребований и с НМЦК от 20 млн руб. следует предусмотреть условие: за последние 3 года у участника должен быть исполненный контракт по Закону N 44-ФЗ или 223-ФЗ. Сумма контракта — не меньше 20% НМЦК. Если выставлялись неустойки, они должны быть уплачены.

Обновлены и расширены доптребования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, а также перечни документов, которые они должны предоставить. В частности, при НМЦК более 1 млн руб. нужно установить доптребования, если закупают услуги по уборке зданий и территорий, работы по текущему ремонту зданий и сооружений, услуги по техобслуживанию зданий и сооружений.

Новый порядок осуществления закупок

С 01.01.2023 вступают в силу существенные изменения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции Федерального закона от 02.07.2023 № 360-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ), направленные на оптимизацию и автоматизацию закупочного процесса. Ключевые нововведения.

  • до 01.01.2023 путем указания номера реестровой записи из реестра контрактов (реестра договоров) о контракте (договоре), заключенном (без учета правопреемства) по цене не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта закупки, на положения которой подается жалоба;
  • после 01.01.2023 путем указания номера реестровой записи из реестра контрактов (реестра договоров) о контракте (договоре), стоимость и срок исполненных обязательств по которому составляет не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта закупки, на положения которой подается жалоба (с учетом правопреемства).

Кроме этого, в соответствии с частью 4 статьи 42 закона № 44-ФЗ установлен единый срок внесения изменений в извещение об осуществлении закупки для всех способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) — не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

При этом подача жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля при проведении закупки, в которой установлено требование в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, возможна исключительно участниками закупки, подтвердившими соответствующий опыт с учетом следующего:

С 01.01.2023 вступает в силу часть 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, устанавливающая обязательные требования о наличии опыта исполнения контракта (договора) без учета отраслевой специфики в соответствии с Законом № 44-ФЗ (Законом № 223-ФЗ) в отношении закупок с начальной (максимальной) ценой контракта 20 млн руб. и более. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Общие условия по минимальному количеству критериев остаются неизменны – 2. Например, при применении методологи по оценке по показателю «наличие у участников закупки опыта поставки ‎товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного ‎с предметом контракта» применяются один или несколько детализирующих показателей ‎из следующих:

Со стороны Минфина в настоящее время предложен новый законопроект по порядку оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки таких заявок, требования к форме порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах, особенности оценки заявок участников закупок, по результатам которых заключаются контракты на выполнение работ по текущему ремонту и обслуживанию дорог, на оказание услуг по организации питания и поставки пищевых продуктов. Взамен порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 ‎№ 1085.

12. Подведение итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в срок не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов по рассмотрению и оценке вторых частей заявок. Закупочная комиссия осуществляют оценку ценовых предложений и на основании оценки по предыдущим этапам, присваивает в порядке уменьшения степени выгодности порядковых номеров, формирует соответствующий протокол и размещает на ЭТП. Требования к содержанию протокола подведения итогов закреплены в ч.17 ст.48 новой редакции Закона № 44-ФЗ. 13. Участник закупки вправе единожды направить запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе после его публикации и до заключения контракта. Разъяснение предоставляется заказчиком на ЭТП и только участнику, направившему запрос.

Запишитесь на обучение «Аукцион в электронной форме с 01.01.2023 г.»
В онлайн-обучении мы подробно рассмотрим изменения в порядке проведения нового вида закупочной процедуры, новый порядок проведения аукционов от допуска заявок на участие до заключения контракта, а также нюансы установления универсальной и специальной предквалификации.

9. Процедура подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги среди участников, которые были признаны соответствующими извещению о закупке. Участник вправе направить ОДНО предложение о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги через интерфейс личного кабинета на ЭТП.

В соответствии с изменениями статьи 45 Закона № 44-ФЗ с 01.01.2023 расширяется перечень гарантов, которые вправе выдавать гарантии для целей обеспечения заявок, исполнения контрактов и гарантийных обязательств по государственным (муниципальным) закупкам. Вследствие этого понятие «банковская гарантия» изменено на «независимая гарантия».

Подробно с информацией о работе функционала можно ознакомиться в руководстве пользователя, размещенном в личном кабинете пользователя ЕИС в разделе «База знаний» — «Руководства пользователя и видеоролики» — «Контроль и аудит» — «Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».

● для высвобождения финансового обеспечения и осуществления новой закупки — «Осуществление новой закупки»;
● для дальнейшего заключения контракта с единственным поставщиком — «Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ».

В соответствии с изменениями, внесенными в постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2023 № 238 постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2023 № 1799, с 01.04.2023 в отчете об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – отчет) учитываются контракты, заключенные с единственным поставщиком, в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

В связи с этим, начиная с данной версии ЕИС будут реализованы следующие доработки:
● обеспечение доступа для фондов содействия кредитованию (региональных гарантийных организаций), государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» и Евразийского банка развития к реестру независимых гарантий;
● осуществление замены основных терминов, применяемых во всех подсистемах ЕИС: «Реестр банковских гарантий» переименован в «Реестр независимых гарантий», «банковская гарантия» в «независимая гарантия», «Банк» в «Гарант».

При отсутствии своевременной оплаты ТРУ исполнитель имеет право начислить пени, за день просрочки они равны 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ. Однако в ч. 2 ст. 37 закона «Об электроэнергетике» зафиксировано, что подобный штраф начисляется из расчета 1/130 ставки рефинансирования. Напомним, что при закупке электроэнергии по 44-ФЗ суды считают приоритетными нормы профильного закона, поэтому необходимо следовать именно им.

Приобретение электроэнергии представляет собой сотрудничество с единственным исполнителем, поэтому не предполагает подготовку закупочной документации. По этой причине Правительство РФ своим постановлением № 19 от 13.01.2014 г. не включает закупки электроэнергии в перечень случаев, в которых в тендерной документации фиксируются формула цены и НМЦК.

При осуществлении процедур по пп. 1 и 28 п. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ акт не требует обосновывать выбор формата торгов и стоимость услуг по договору. Если основанием для закупки электроэнергии по 44-ФЗ считается пп. 23 п. 1 ст. 93, без отчета обойтись не получится.

Данный подход позволяет рассчитать цену при закупках практически любых ресурсов. Все позиции с госрегулированием зафиксированы в ПП РФ № 239 от 07.03.1995 г. Расчет производится при помощи формулы, установленной приказом Минэкономразвития РФ № 567 от 02.10.2013 г.:

Поскольку потребители обычно в течение долгого срока работают с одним гарантирующим поставщиком, конкурентный способ закупки электроэнергии по 44-ФЗ сложно отнести к рациональным подходам. Дело в том, что подобная процедура требует немало времени. Еще один ее недостаток кроется в том, что она может не состояться, если не будет подано необходимое количество заявок.

Как проводить закупки по 44-ФЗ в 2023 году: схемы процедур

Чтобы провести электронный аукцион, заказчику в Единой информационной системе (ЕИС) нужно разместить извещение с обязательными приложениями. Участники могут подавать заявки в течение семи дней с момента размещения извещения. Если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 300 миллионов рублей (2 миллиарда рублей при закупке строительных работ), с момента размещения извещения до конца срока подачи заявок должно пройти не менее 15 дней. Заявка не делится на части, не предусмотрена процедура рассмотрения первых частей заявок и допуска к участию в аукционе. Приём ценовых предложений в электронном аукционе начинается через 2 часа после окончания срока подачи заявок, составляет 4 минуты с продлением на 4 минуты после подачи ценового предложения, а общее время приёма не превышает 5 часов.

Независимо от НМЦК заказчику нужно рассмотреть, оценить и сформировать протокол в течение двух рабочих дней со дня, следующим за днём поступления от оператора площадки вторых частей заявок. После публикации протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок нужно рассмотреть ценовые предложения участников в виде третьей части заявки, направленной электронной площадкой. Срок рассмотрения — один рабочий день. Затем не позднее двух рабочих дней после размещения итогового протокола закупки проект контракта нужно разместить в ЕИС и на электронной площадке (рисунок 2). «Короткий» конкурс предусматривает оценку заявок только по двум критериям. В этом случае заявка состоит из второй и третьей частей, рассмотрение первых частей и переторжка не проводятся. «Короткий» конкурс заказчику провести проще, быстрее и эффективнее.

Вам будет интересно ==>  Повышающий коэффициент на воду с 01 января 2023 года

Конкурс в электронной форме может быть «длинный» и «короткий», в зависимости от выбранных заказчиком критериев оценки заявок и объекта закупки. С 2023 года при проведении «длинного» конкурса заявка участника состоит из трех частей. В ходе конкурса поставщики могут менять ценовые предложения путём «переторжки». Комиссия заказчика оценивает три части заявки последовательно и выбирает лучшее предложение участника с учетом критериев и окончательного ценового предложения участника закупки.

Но есть исключения из правил. Они зависят от объекта закупки. В течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок рассматриваются заявки по НИОКР, работам по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных коллекций и музейных предметов, созданию произведений литературы и искусства

  • лекарства для пациентов по решению врачебной комиссии;
  • услуг экспертов и адвокатов по защите прав и интересов страны;
  • товаров по жизнеобеспечению граждан по решению суда в сжатые сроки;
  • спортивного инвентаря и экипировки для олимпийцев и паралимпийцев;
  • товаров после одностороннего расторжения контракта;
  • изделий народных художественных промыслов;
  • жилых помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • товаров, если вы находитесь на территории иностранного государства.

В зависимости от того, каким способом проводилась закупка, число членов комиссии было разное:
1) членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно было быть не менее чем пять человек;
2) членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека
(ч. 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ)

Проводите конкурс и аукцион, если подана только одна заявка, в специальном порядке:
1) не позднее 1 часа с момента окончания срока подачи заявок оператор направит заявку заказчику;
2) не позднее двух рабочих дней после окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов комиссия рассматривает заявку и подписывает протокол на площадке;
3) оператор в течение 1 часа размещает протокол в ЕИС;
4) в электронном конкурсе оценивать единственную заявку по критериям оценки не нужно;
5) участник закупки может направить запрос о разъяснении итогового протокола;
6) если комиссия допустила заявку, то контракт заключается с едпоставщиком по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
(ч. 2 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Разрешалось устанавливать типовые контракты и условия для субъектов РФ, если в ЕИС не было типовых контрактов или условий. Документы размещали в региональных информсистемах. После того как в ЕИС появлялись нужные контракты, использовать региональные запрещалось.

3) Контракт на срок не менее одного года. При этом предметом закупки являются НИОКР и технологические работы. Цена равна или превышает предельный размер Правительства. Возникли обстоятельства, которые не зависят от сторон и препятствуют исполнению. Чтобы изменить контракт, нужно обоснование. Изменять объем и цену можно в пределах 30 процентов
(подп. «б» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Последствия признания закупки несостоявшейся были разными для каждого способа. Если конкурентная закупка признавалась несостоявшейся, то при:
1) запросе котировок заказчик мог провести новую закупку или у едпоставщика по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 15 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ);
2) конкурсе комиссия продлевала срок подачи заявок на 10 дней (ч. 3 ст. 55.1 Закона № 44-ФЗ);
3) аукционе заказчик проводил запрос предложений в электронной форме, новый аукцион или определял поставщика другим способом
(ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ)

Для ознакомления с функционалом по формированию и подписанию документов о приемке в электронной форме в ЕИС в сфере закупок, Федеральным казначейством подготовлен обучающий видеоролик «Электронное актирование в ЕИС в сфере закупок. Обязательность применения с 01.01.2023», содержащий новации Закона № 44-ФЗ в части электронного актирования при исполнении контрактов, алгоритм работы поставщиков и заказчиков с документами о приемке в ЕИС в сфере закупок и общие организационные вопросы. Видеоролик доступен по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=27PoGka2Aac

Управление Федерального казначейства по Чукотскому автономному округу (далее – Управление) сообщает, что с 01.01.2023 в соответствии со статьей 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» становится обязательным формирование и подписание документов о приемке в единой информационной системе в сфере закупок в рамках исполнения контрактов, заключенных по результатам проведения электронных процедур и закрытых электронных процедур.

Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.

При цене закупки выше 20 млн рублей к участию будут допускать только участников, которые подтвердили опыт исполнения контракта по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ с ценой не меньше 20 % НМЦК за 3 предшествующих года. Если по такому контракту были начислены штрафы, то они должны быть полностью оплачены поставщиком.

  • Конкурсы (открытый конкурс в электронной форме);
  • Закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
  • Аукционы (открытый аукцион в электронной форме);
  • Закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
  • Запрос котировок в электронной форме.

Также, теперь единственный поставщик, заключающий контракт по основаниям 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54, 59 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, должен соответствовать Единым требованиям для участников закупок (не проводится ликвидация, не офшорная компания, нет задолженности по налогам и т.д.).

Порядок проведения и участия в государственных и муниципальных закупках изменяется с 01.01.2023г. Нововведения масштабные и должны сделать закупки доступнее и понятнее. Уже с первых чисел нового года нам вместе с участниками закупок нужно будет работать по-новому.

Это лишь часть изменений порядка проведения и участия в закупках. Более подробную информацию можно уточнить у юристов КГ ЭТАЛОН. Изменения призваны упростить работу нам, участникам закупок. Ряд процедур, действительно, стал прозрачнее и быстрее. Как это будет работать – увидим в новом 2023 году.

В рамках XVI Всероссийской практической конференции-семинара «Государственные и муниципальные закупки 2023» Ольга Горбачева также рассказала о новых требованиях к электронным процедурам. С 2023 года закупки на маркетплейсах и в электронных магазинах на сумму до 600 тысяч рублей перестанут регламентироваться 6 главой 44-ФЗ, в связи с чем ФАС России не будет рассматривать жалобы на такие закупки.

Самое основное изменение – сокращение числа способов закупки с 11 до 3 самых распространенных (конкурс, аукцион и запрос котировок). Из закона будут исключены способы закупок, невостребованные на практике и имеющие сложное описание. Так, двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием и запросы предложений зачастую носят избыточный характер и дублируют процедуру проведения открытого конкурса.

** договоры, заключаемые в порядке Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Как предпринимателю продолжить работать в госзакупках в 2023 году

Электронные подписи делают удостоверяющие центры, УЦ. Как правило, это коммерческие организации, но есть и государственный удостоверяющий центр — он работает при ФНС. УЦ ФНС выдает электронную подпись предпринимателям бесплатно на 15 месяцев, а затем перевыпускает.

Когда срок КЭП истечет, можете записать новую на ту же флешку. Один носитель вмещает до 32 КЭП и сертификатов к ним, выданных коммерческими или государственным УЦ. При этом, как сказал мне инспектор, бывает, что и вторая подпись не помещается: место на токене может быть занято чем-то скрытым.

Подтверждать универсальную предквалификацию. Если собираетесь бороться за контракты ценой от 20 млн рублей, вы должны уже иметь исполненный контракт по 44-ФЗ или договор по 223-ФЗ — это закон о закупках юридических лиц. Такой контракт или договор вы должны исполнить в течение трех лет до даты заявки, его стоимость должна быть не менее 20% от цены контракта, за который собираетесь бороться.

Регистрация в ЕРУЗ дает предпринимателю одновременную аккредитацию на всех торговых площадках. Она действует три года, но уже за три месяца до истечения аккредитации подавать заявки на участие в торгах будет невозможно. Поэтому лучше пройти новую регистрацию в реестре заранее.

В 2023 году действует переходный период: ИП должны получить новые подписи в налоговой или у ее доверенных лиц. Их налоговая выбирает среди тех же коммерческих удостоверяющих центров. Если ваш УЦ стал доверенным лицом ФНС — сможете там и перевыпустить КЭП.

Adblock
detector