Может Ли Судья В Отставке Быть Привлеченным К Административной Ответственности

Статья 16

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

в отношении судьи иного суда (за исключением судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации) и мирового судьи — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном настоящей статьей для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.

8. При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий.

После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в отношении судьи (кроме заключения его под стражу) производятся в порядке, установленном федеральным уголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.

7. Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого:

Место рассмотрения материалов о проведении в отношении судьи, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, связанных с ограничением его конституционных прав либо с нарушением его неприкосновенности, определяется федеральным уголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда (за исключением судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации) и мирового судьи — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

В целях оптимизации этих процедур, обеспечения их оперативности, а также повышения гарантий независимости судей предлагается передать в компетенцию ВККС рассмотрение вопросов о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи районного, городского, межрайонного суда, мирового судьи либо на привлечение их в качестве обвиняемого по другому уголовному делу.

Секретарь Пленума ВС, глава Совета судей Виктор Момотов напомнил: в отношении судей действует особый порядок возбуждения уголовных дел. Решение о возбуждении уголовного дела принимает председатель СКР, но для этого ему нужно получить согласие ВККС – или ККС в случаях, когда речь идет о судье районного, городского, межрайонного суда или о мировом судье.

Еще одна новелла – расширение полномочий ВККС в процедуре рассмотрения жалоб на решения региональных квалифколлегий о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. «Сейчас ВККС не может изменить вид дисциплинарной ответственности на более мягкий: приходится отменять решение полностью в случае несоразмерности ответственности», – пояснил Момотов.

Решение региональной квалифколлегии может быть обжаловано в ВККС. А после использования внесудебной процедуры обжалования судья вправе оспаривать решение в судах. Как пояснил Момотов, процедура обжалования таких решений имеет более длительный характер, чем аналогичный для судей более высокого уровня.

В связи с этим Пленум ВС предложил дать ВККС возможность изменять вид дисциплинарной ответственности, к которой привлекают судей. «Реализация этого предложения наряду с расширением видов дисциплинарных взысканий позволит более адекватно реагировать на те или иные дисциплинарные проступки судьи и принимать справедливые решения», – подчеркнул глава Совета Судей.

Советник ФПА Сергей Насонов полагает, что опубликованный обзор – иллюстрация работы органов судейского сообщества и важнейшая гарантия открытости процедур привлечения судей к дисциплинарной ответственности, что, в свою очередь, обеспечивает независимость самих судей от необоснованного привлечения к ответственности.

«В обзоре приводятся примеры отмены решений о привлечении судей к дисциплинарной ответственности в виде прекращения полномочий за допущенную ошибку при рассмотрении дела. Следует согласиться с тем, что судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи за судебную ошибку, если только неправосудность судебного акта не явилась результатом такого поведения судьи, которое по своему характеру несовместимо с занимаемой им должностью. Если судом соблюдены все процедуры судоговорения и этические нормы, не нарушены права сторон, но в ходе установления фактической стороны рассматриваемого дела или применения норм права неумышленно допущено ошибочное оценочное суждение, это должно влечь только одно последствие – отмену данного решения вышестоящим судом. Установление персональной дисциплинарной ответственности судей за допущенную неумышленную судебную ошибку (при изложенных выше условиях), о чем иногда говорят, как о панацее от системных нарушений закона, на наш взгляд, не только не станет такой панацеей, но приведет к тотальной утрате судейской независимости», – уверен он.

Дисциплинарная коллегия подчеркнула, что судья не может быть привлечен к такой мере ответственности за судебную ошибку, если только неправосудность судебного акта не явилась результатом поведения судьи, по своему характеру несовместимого с его должностью. Досрочное прекращение полномочий судьи должно осуществляться на основе принципа соразмерности, т.е. баланса независимости судьи и его неприкосновенности, с одной стороны, и ответственности судебной власти перед обществом – с другой. «Неумышленные судебные ошибки ординарного характера не могут расцениваться как проявление недобросовестного отношения судьи к своим профессиональным обязанностям и служить основанием для применения к нему дисциплинарного взыскания», – отмечено в обзоре.

В первом случае судья И. вынес решение об удовлетворении иска и о признании за К. права собственности на реконструируемый комплекс по хранению нефтепродуктов, расположенный в г. Тольятти. Впоследствии апелляция отменила решение судьи и отказала К. в удовлетворении иска. По делу было вынесено частное определение, в котором указывалось на грубые нарушения закона со стороны судьи.

Вам будет интересно ==>  Можно Ли Ответчикуполучить В Суде Копию Исполнительного Листа

Из четвертого случая следовало, что при принятии решения квалификационная коллегия судей не исследовала и не обсуждала вопрос о сроках привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. В пятом деле судья была привлечена к ответственности с нарушением шестимесячного срока, предусмотренного п. 6 ст. 12.1 Закона о статусе судей в РФ.

Приказ Генпрокуратуры России от N 645; О порядке реализации прокурорами полномочий в сфере привлечения к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом

член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (п. 18.1 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, другим территориальным прокурорам, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам специализированных прокуратур:

Военным прокурорам в случае выявления в соответствии с их компетенцией административного правонарушения, совершенного лицами, перечисленными в п. 1.2.2 настоящего приказа, соответствующие материалы направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации через военные прокуратуры округов (флотов) и Главную военную прокуратуру в порядке, определяемом заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором.

3.5. Участие в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях, возбужденных прокурором субъекта Российской Федерации или его заместителями в отношении лиц, перечисленных в пп. 1.2.1 — 1.2.3 настоящего приказа, поручать подразделению прокуратуры субъекта Российской Федерации, обеспечивающему участие прокуроров в гражданском и (или) арбитражном процессе.

1.2.4. Без согласия прокурора города, района, другого приравненного к ним территориального прокурора не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, зарегистрированный кандидат на выборную должность органа местного самоуправления, зарегистрированный кандидат в депутаты представительного органа муниципального образования (п. 4 ст. 41 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Это правда, что судьям разрешили ездить за рулем пьяными

Но если сотрудник ГИБДД остановит машину, за рулем которой нетрезвый судья, он не может задержать его, выписать протокол и отправить дело мировому судье. Судью даже на освидетельствование нельзя отправить. Об этом факте составят рапорт, который сразу же пойдет начальнику подразделения и в прокуратуру.

В регламенте написано, как должен вести себя сотрудник ГИБДД при общении с участниками дорожного движения. Некоторые изменения коснулись работы с судьями. Их исключили из списка лиц с особым статусом, по нарушениям которых можно выписывать протоколы. Видимо, больше СМИ ничего в этом приказе не прочитали.

Государство и общество предъявляют к судье высокие требования. Он должен быть самостоятельным и беспристрастным, не зависеть от чужого мнения и влияния. Еще работа судьи связана с профессиональным риском: он выносит приговоры, в том числе и опасным преступникам. От его решения зависят судьбы людей, которые могут быть представителями силовых структур, очень богатыми людьми или высокопоставленными чиновниками. Иногда перед судьей целая банда, а некоторые ее члены еще на свободе. В ответ государство должно обеспечить ему гарантии.

Даже если человека заподозрили в совершении преступления и задержали, как только выяснится, что он судья, его должны отпустить. Так работает особый статус, и регламент ГИБДД здесь вообще ни при чем. Его всего лишь привели в соответствие с федеральным законом и Конституцией.

Теперь для судей действует такой же порядок, как для прокуроров: он описан в п. 303 регламента. Сотрудник ДПС не может вынести определение о возбуждении дела, а потом привлечь судью к административной ответственности без разрешения специальной коллегии. Вместо этого сотрудник составляет рапорт, передает его своему руководителю, а потом — в прокуратуру. Дальше в деле конкретного судьи будет разбираться особый независимый от ГИБДД орган, у которого есть такие полномочия по закону.

Может Ли Судья В Отставке Быть Привлеченным К Административной Ответственности

В соответствии с пунктом 299 Административного регламента к должностным лицам, выполняющим определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, относятся судьи и прокуроры.

При выявлении достаточных оснований, указывающих на совершение судьей административного правонарушения, Административным регламентом предусмотрено составление сотрудниками полиции соответствующего рапорта, направляемого затем в органы прокуратуры. К рапорту прилагаются материалы (показания свидетелей, документы фото- и видеофиксации), подтверждающие факт совершения административного правонарушения.

В случае выявления у судьи, находящегося за рулем транспортного средства, признаков опьянения, сотрудник полиции в целях обеспечения безопасности других участников дорожного движения принимает все возможные меры к недопущению дальнейшего движения указанного транспортного средства. При этом в целях документирования факта правонарушения и принятия дальнейших необходимых мер реагирования на место выявленного нарушения незамедлительно вызывается руководитель подразделения ГИБДД, который, в свою очередь, также без промедления информирует органы прокуратуры и судебные органы о случившемся.

Внесение данных изменений было продиктовано необходимостью приведения Административного регламента в соответствие с положениями Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и направлено на корректировку административных процедур, осуществляемых сотрудниками органов внутренних дел при выявлении правонарушений, совершенных судьями.

Статья 16 указанного Закона гарантирует неприкосновенность судьи и устанавливает специальный механизм привлечения судей к административной ответственности. Решение по такому вопросу принимается соответствующей коллегией судей по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Привлечение судей к административной, дисциплинарной и уголовной ответственности

в отношении судьи иного суда — Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии в составе трех судей соответственно верховного суда республики, суда субъекта Федерации о наличии в действиях судьи состава преступления и с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации.

По смыслу Закона Генеральному прокурору РФ следует получить согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или на привлечение в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. То есть во втором случае дело возбуждается и расследуется на общих основаниях, а когда собраны достаточные доказательства виновности судьи, ставится вопрос о предъявлении ему обвинения. Налицо коллизия. Мною уже предлагался такой порядок привлечения судьи к уголовной ответственности: уголовное дело в отношении его возбуждается на общих основаниях, согласие квалификационной коллегии следует получить на предъявление обвинения судье .

Полагаем, что перечень возможных видов дисциплинарных взысканий целесообразно дополнить. Тяжесть проступка определяется в каждом конкретном случае. При решении вопроса о виде наказания учитывается множество факторов (личность судьи, осознание им своих действий, глубина раскаяния, тяжесть последствий проступка и т.д.). По действующему закону «проштрафившегося» судью можно слегка пожурить (предупреждение), а можно и уволить (прекращение полномочий).

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» введена административная ответственность судей (п. 4 ст. 16). Решение о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора; судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, округа по представлению Генерального прокурора РФ.

Вам будет интересно ==>  Что положено за 3 ребенка в 2023 году казань

На протяжении длительного времени вызывает много споров следующее. Согласно закону решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи принимается только Генеральным прокурором РФ. А какое должностное лицо вправе вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела? Многие судьи (в том числе члены Высшей квалификационной коллегии судей) убеждены, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении судьи должно быть подписано только Генеральным прокурором. Но анализ законодательства показывает, что подобное мнение ошибочно.

Законом «О статусе судей» установлено, что судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден.

Неприкосновенность распространяется на всех судей независимо от того, какую должность они занимают, в каком звене судебной системы состоят. В то же время законодательные положения о неприкосновенности судей различаются в зависимости от принадлежности судьи к тому или иному звену судебной системы, исходя из содержания законов о Конституционном Суде, о статусе судей и т.д., что вряд ли может быть оправданно.
В законах Российской Федерации, в частности в Законе «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г., предусмотрены нормы, устанавливающие порядок привлечения судей к уголовной ответственности. В то же время судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Последствия привлечения к уголовной ответственности весьма значительны, а иногда и необратимы, поэтому к вопросу о привлечении к уголовной ответственности судьи следует подходить особо взвешенно. В этой связи предусмотрен определенный порядок привлечения к уголовной ответственности судьи. В то же время в отношении судей, впрочем так же, как и в отношении всех других граждан, вовлекаемых в уголовное судопроизводство, имеют место ошибки при привлечении их к уголовной ответственности. Есть случаи незаконного и необоснованного привлечения судей к уголовной ответственности, применения к ним мер процессуального принуждения. Поэтому вся процедура предварительного расследования и судебного разбирательства в отношении судьи ставит целью недопущение применения к нему незаконных и необоснованных мер воздействия и становится своеобразным правовым фильтром.

Например, чтобы привлечь судью к уголовной ответственности в качестве обвиняемого необходимо решение Генерального прокурора, которое выносится на основе заключения судебной коллегии. Судебная коллегия должна состоять из 3 судей вышестоящего суда, кроме этого должно быть согласие квалификационной коллегии судей. Решение о наложении дисциплинарного взыскания на судью принимается только квалификационной коллегией. Там же рассматриваются вопросы о прекращении полномочий.

Поэтому в первую очередь нужно подавать жалобу именно в квалификационную коллегию. После того как следственные и процессуальные действия в отношении судьи будут проведены, уголовное дело по обвинению судьи направляется в суд для судебного разбирательства дела. Согласно ст. 16 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации..

Вопрос 18: Какое решение вправе принять квалификационная коллегия судей при наличии информации о несоблюдении судьей, пребывающим в отставке, запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», если на момент проведения заседания судья представил документы, подтверждающие, что он прекратил заниматься несовместимой со статусом судьи деятельностью?

Таким образом, право председателя суда на обращение в органы судейского сообщества с материалами, содержащими сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, обусловлено осуществлением возложенных на него законодательством полномочий и функций, в том числе по организации проверок жалоб граждан, и является одной из форм его реагирования на выявленные нарушения.

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 4, подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» необходимыми условиями замещения должности судьи являются наличие гражданства Российской Федерации и отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Вопрос 9: Вправе ли квалификационная коллегия судей по результатам рассмотрения представления председателя соответствующего суда с выраженным мнением об оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе, не являющимся предельным по занимаемой должности, принять решение о присвоении судье очередного квалификационного класса?

Также следует иметь в виду, что прекращение отставки судьи не является мерой дисциплинарной ответственности, поэтому квалификационная коллегия судей вправе прекратить отставку судьи не только по представлению председателя суда или обращению органа судейского сообщества, но и при получении сообщения от других органов, должностных лиц и граждан.

Высшая квалификационная коллегия судей рассмотрит вопрос о лишении статуса судьи-отставника, бывшего зампредседателя Арбитражного суда Астраханской области Сергея Спиридонова. Основанием для проведения разбирательства стало несоблюдение Спиридоновым «ограничений и запретов, предусмотренных в отношении судей в отставке законодательством Российской Федерации» (текст повестки). Согласно ЕГРЮЛ, Сергей Александрович Спиридонов является владельцем ООО «АрбитрБизнесКонсалт – Правовая Группа». Компания занимается деятельностью в области права, консалтингом, бухучетом, аудиторской работой, управлением финансово-промышленными группами и ценными бумагами. На официальном сайте организации говорится, что основное направление ее деятельности – правовой консалтинг, от сопровождения сделок до представительства интересов компании в судах. Там же, в разделе «команда» указано, что Сергей Спиридонов с 2008 по 2013 год являлся заместителем председателя Арбитражного суда Астраханской области. В самой компании запрос «Право.Ru» комментировать отказались. Если Спиридонов действительно руководит «АБК – Правовая Группа», то основания для прекращения его отставки имеются. В подп. 5 п. 3 ст. 3 закона о статусе судей сказано, что носитель судебной власти (в том числе и в отставке) не может заниматься никакой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой. Подпункт 6 содержит запрет на то, чтобы «быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц». «Соблюдение установленного законом запрета не лишает судей возможности заниматься оплачиваемой деятельностью, например, писать книги и проводить исследования в области права. Насколько такое ограничение обосновано и почему законодатель в РФ ограничил судей в отставке в занятии адвокатской деятельностью?

Насколько правомерен такой тотальный запрет? Не должны ли такие ограничения отвечать конкретным целям и в чем они состоят? Например, если он связан с прямым служебным подчинением в прошлом (то есть когда судья в отставке приходит в качестве адвоката в тот же суд, где ранее исполнял полномочия судьи), – вот тут возникает вопрос о законности. Ваши мнения?

Ответственность и неприкосновенность судей в РФ

Невыполнение судьями любого из обязательств, ясно обозначенного в статусе, может вести к применению в отношении него санкции (наказания) только по решению (предложению, рекомендации) или с согласия судебной инстанции в рамках состязательной процедуры, при которой судья, чье дело рассматривается.*(2)

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Вам будет интересно ==>  Что положено на 4 ого ребёнка в ставропольском крае

Только реализация института неприкосновенности предоставлена не независимому органу, а судейскому корпусу. Рассматривая неприкосновенность как неотъемлемую часть статуса судей, виден определенный дисбаланс в уравновешивании ветвей государственной власти:
судебная власть призвана осуществлять не только правосудие, но и исправлять ошибки исполнительной и законодательной властей, а ошибки судебной власти исправляються ею самостоятельно. Отчасти этим и объясняется, что институт ответственности судей работает не эффективно, что закон не стимулирует создание в судейском сообществе правовых условий, способствующих самоочищению от недостойных лиц.

Существующее нормативно-правовое регулирование позволяет под понятием «дисциплинарный проступок судьи» понимать широкий спектр действий (бездействия) и проступков судьи как в ходе осуществления им правосудия (включая принятое по делу судебное решение), так и в служебной сфере, не связанной непосредственно с осуществлением правосудия, а также во внеслужебной деятельности (из постановления КС РФ от 20 июля 2011 года № 19-П).

Уголовно ненаказуемые, но незаконные виновные действия (или бездействие) судьи в гражданском судопроизводстве (в том числе незаконное наложение судом ареста на имущество, нарушение разумных сроков судебного разбирательства, несвоевременное вручение лицу процессуальных документов, приведшее к пропуску сроков обжалования, неправомерная задержка исполнения) должны, исходя из положения пункта 2 статьи 1070 ГК РФ и во взаимосвязи с положениями статей 6 и 41 Конвенции по защите прав человека и основных свобод, рассматриваться как нарушение права на справедливое судебное разбирательство, что предполагает необходимость справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.

Билет 14

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Председателя СКП.

1.Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции.

После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в отношении судьи производятся в порядке, установленном федеральным уголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.

в отношении судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, областного суда, военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;

8. При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий.

Порядок подачи документов

Конфликт интересов выражался в рассмотрении судьями дел с участием государственных органов и организаций данного района, в которых работали их родственники: сын работал в Управлении Росреестра (АС Краснодарского края); брат работал старшим прокурором отдела прокуратуры области (АС Ивановской области); дочь и зять работали начальниками отделов ОАО «Ростелеком» (АС Томской области); жена работала главным специалистом правового отдела комитета по управлению имуществом города Читы (АС Забайкальского края); сын работал юрисконсультом в Санкт-Петербургском отделе правового обеспечения этого Управления Октябрьской железной дороги ОАО «РЖД» (АС Северо-Западного округа); брат супруги работал начальником участка разделки металла ОАО «Вторцветмет» (Вологодская область).

должностей, судебных дел, по которым одной из сторон участвовали организации, расположенные в том же судебном районе, или их вышестоящие органы, где работали близкие родственники судьи (супруги, дети, братья, сёстры). Именно в этом усматривался конфликт интересов, который мог помешать судье беспристрастно и объективно разрешить эти судебные дела.

На заседаниях Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, состоявшихся в 2023 году (18 марта, 23 апреля, 28 мая, 26 июня, 23 июля) обсуждалась определённая информации, послужившая впоследствии основанием для отказа Президента Российской Федерации в назначении 86 кандидатам на вакантные должности судей в различных субъектах Российской Федерации.

6. В 2005-2009 гг. судья неоднократно допускал нарушения статьи 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», вследствие чего к мероприятиям, связанным с призывом граждан на военную службу, с 2003 г. по сентябрь 2009 г. до достижения 27 лет не привлекался (АС Челябинской области).

Парадокс заключается в том, что в указанных выше случаях по другим пяти приведённым примерам рассмотрения судьями арбитражных судов дел с участием организаций, где работали их близкие родственники, Советы судей либо не признавали нарушений действующего законодательства и этических норм, либо устанавливали факт нарушения, но ограничивались обсуждение или обращением внимания судей на недопустимость подобного впредь.

Также практика свидетельствует о том, что должностные лица и органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, в последнее время крайне неохотно применяют ст. 2.9 КоАП РФ, освобождая лицо от административной ответственности и ограничиваясь устным замечанием. Суды при рассмотрении жалоб на постановления органов административной юрисдикции, как правило, более внимательны к доводам защиты.

Однако ходатайство о прекращении дела об административном правонарушении в связи с малозначительностью, мотивированное (помимо иных доводов защиты) тем, что минимальный размер штрафа для юридического лица по данной статье составляет 50 тысяч рублей, а не внесенная в установленный срок плата за негативное воздействие на окружающую среду составляет (за год) сумму на порядок меньшую, оставлено без удовлетворения как должностным лицом, уполномоченным решить дело, так и судами при дальнейшем обжаловании вынесенного по делу постановления. Судом отмечено, что невыплаты в бюджет при имевшихся обстоятельствах дела не могут быть признаны малозначительными.

Так, Пленум ВАС РФ указал (пп. 18, 18.1), что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указал, что «малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, лицо не привлекается к административной ответственности и освобождается от административного наказания. Немаловажно отметить, что в случае совершения такого же правонарушения в дальнейшем лицо привлекается к ответственности как за впервые совершенное правонарушение.

Adblock
detector