Почему земель в собсвености российской федерации стало больше

Виды и формы земельной собственности

Рассматривая и анализируя виды земельной собственности, следует помнить, что абсолютных собственников не существует даже в отношении обычного имущества, поскольку объемы полномочий в части использования и распоряжения объектами собственности подвергаются законодательному ограничению в интересах общества, государства, граждан-собственников, других лиц.

При приватизации земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, которая осуществляется по решению трудового коллектива соответствующего предприятия, принимается решение о реорганизации хозяйства и передаче в соответствии с законодательством земель в собственность граждан, которые имеют право на земельную долю. Причем они бесплатно получают земельные участки из земель реорганизованных сельскохозяйственных предприятий в пределах средне-районной нормы бесплатной передачи земель в собственность.

4) Правомочия собственности на землю совпадают у государства с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фонда, а также осуществлением контрольных функций за использованием земель иными собственниками. Поэтому предусмотрен правовой механизм пресечения управленческих решений, нарушающих права других собственников земли. Так, земельное законодательство запрещает вмешательство в хозяйственную деятельность земельных собственников со стороны государственных органов; в случае издания государственным органом акта с нарушением закона или его компетенции собственник земли вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта недействительным.

земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, объектов историко-культурного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов; .

Важное значение для осуществления аграрной реформы имело Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г .* а также Закон РСФСР, принятый Верховным Советом РСФСР от 21 декабря 1990 г ., с изменением, внесенным Законом РСФСР от 28 апреля 1993 г .** «О программе возрождения российской деревни и развитии агропромышленного комплекса», «О социальном развитии села».

Вопрос 12

Причины такого перераспределения земель заключаются в том, что наряду с продолжающимся процессом передачи земель в соб­ственность гражданам для различных целей и перерегистрации прав собственности на земельные участки в соответствии с дейст­вующим законодательством произошло уточнение правового ста­туса земель.

Высокий процент земель, находящихся у граждан на праве соб­ственности в этих субъектах Российской Федерации, объясняется наличием больших площадей сельскохозяйственных угодий в сель­скохозяйственных предприятиях, которые при реорганизации были поделены на земельные доли. В целом по России более 92 % переданных в собственность граждан земель составляют зе­мельные доли.

Более 60 % земель субъекта Российской Федера­ции передано в собственность гражданам и юридическим лицам в Белгородской, Орловской, Волгоградской, Ростовской, Саратов­ской, Оренбургской, Курской и Липецкой областях, Ставрополь­ском крае, более 50 % — в Тамбовской, Воронежской, Самарской и Тульской областях, более 40 % — в Краснодарском крае, Рязан­ской, Курганской, Ульяновской, Пензенской и Брянской областях, а также в Республике Мордовия.

По данным статистической отчетности, передача земель в част­ную собственность на территории Российской Федерации осуществ­ляется неравномерно. Доля приватизированных земель больше в южных и юго-западных районах страны и убывает по направлению на северо-восток.

По данным государственной статистической земельной отчет­ности, на 1 января 2010 г. в собственности граждан и юридических лиц находилось 128,5 млн га, что составило 7,5 % земельного фонда страны. Доля земель, находящихся в государственной и муници­пальной собственности, составила 92,5 %, или 1581,3 млн га. •

Федеральная земельная собственность – это территории России, не обремененные правами иных физических и юридических лиц. Перечень таких местностей утвержден ЗК РФ, а также иными законами, постановлениями и указами, принятыми на его основе. Перечень основных земель федеральной собственности:

В отличие от указанных выше авторов, кᴏᴛᴏᴩые стремились обосновать расширение объема правомочий государства как собственника земли, высказывались и иные мнения. Так, И.А. Иконицкая полагает, что содержание права государственной собственности на земли состоит только из правомочий владения и распоряжения. Из всех правомочий, вытекающих из права собственности, государство в лице его органов, бесспорно, об­ладает двумя из них: правом владения и правом распоряжения. Право же пользования, под кᴏᴛᴏᴩым обычно понимается право хозяйственной эксплуатации имущества, государство практиче­ски всегда передает другим лицам1.

Отметим тот факт — что в современных условиях, когда государственная собствен­ность на землю утратила исключительный характер, вряд ли есть основания для того, ɥᴛᴏбы включать в состав правомочий государство — собственника земли правомочие управления. Управление в сфере использования и охраны земель основано не на праве собственности, а на праве территориального вер­ховенства.

Между тем в юридической литературе продолжают выска­зываться мнения о том, что правомочия государства-собствен­ника реализуются посредством управленческих действий. Бо­лее того, органы законодательной власти включаются в число органов управления государственным имуществом. Так, утвер­ждается, что законодательная власть в системе органов управ­ления федеральным имуществом представлена Федеральным Собранием Российской Федерации2.

Право федеральной собственности на земельные участки и участки недр предусмотрено также в Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. N° 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (с изм. от 30 декабря 2001 г.)2. Государственный ре­зерв будет особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных указанным Федеральным законом. В состав государственного резерва входят запасы ма­териальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации, запасы стратегических материалов и товаров, запа­сы материальных ценностей для обеспечения неотложных ра-

Земельное право

  1. законодательного установления исчерпывающих условий каждого вида государственной экспертизы проектной документации, сроков ее проведения;
  2. разработки регламента взаимодействия осуществляющих экспертизу органов, основанного на принципе одного «окна», и порядка определения стоимости проведения государственной экспертизы: приведение порядка финансирования органов, осуществляющих государственную экспертизу, в соответствие с бюджетным законодательством;
  3. передачи части функций по регулированию деятельности профессиональных участников рынка недвижимости (оценщиков.
  4. страховщиков, землеустроителей) их объединениям и ассоциациям с целью стимулирования профессионального бизнес-сообщества к повышенной надежности и эффективности сделок на рынке недвижимости;
  5. обеспечения продажи государственной и муниципальной недвижимости по конкурсу, а также заблаговременного и публичного предоставлению информации о таких конкурсах.

Период с 1990 г. можно охарактеризовать как время бурного издания большого числа указов Президента Российской Федерации и правительственных правовых актов, направленных на конкретизацию законодательных предписаний о направлениях, порядке и правилах осуществления земельной реформы и перераспределения земель между собственниками и пользователями земельными участками. Особое место среди законодательных предписаний в реализации земельной реформы стали занимать нормы Гражданского кодекса РФ (части первая и вторая). Они способствовали формированию земельного рынка и реализации сделок о перераспределении земельных участков между собственниками и землепользователями, гражданами и юридическими лицами.

Необходима была реформа советского землепользования. 23 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР «О земельной реформе». Он предусматривал, что земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР (ст. 1). При проведении земельной реформы предусматривалась передача земли гражданам в собственность бесплатно. Монополия государства на землю на территории РСФСР отменялась.

В процессе осуществления земельной реформы было разрешено создавать специальный земельный фонд для последующего перераспределения земель и наделения земельными участками в первоочередном порядке для организации крестьянских хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства. В этот фонд предлагалось включать часть земель, используемых не по целевому назначению, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.

Работникам, выходившим из колхоза (совхоза) с целью организации крестьянского хозяйства, колхоз (совхоз) должен был выдать в счет акций средства производства или выкупить акции. Если колхоз (совхоз) не имел такой возможности, то он обязан был выступить для крестьянского хозяйства гарантом получения кредитов в банке на эту сумму и компенсировать проценты за пользование ими.

Список земель, которые относятся к муниципалитету, довольно большой. Помимо территорий с указанными выше объектами, к этому типу относятся также участки, которые необходимы для осуществления обслуживания людей. Например, это может быть коммунальное обслуживание жителей какого-то района в любом городе.

Государственная собственность на землю.Ее удельный вес в Российской Федераций остается еще достаточно высоким. По закону государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 1 ст. 16 ЗК РФ).

Помимо земельных участков, получивших статус федеральной собственности при разграничении государственной собственности на землю, федеральной собственностью являются также те, которые признаны таковыми федеральными законами. Российская Федерация вправе также приобрести земельные участки в федеральную

Но и в данном случае существуют исключения. Граждане, которые обладают правом постоянного пользования землей, могут лишь однократно приобрести бесплатно участок в частную собственность. Взимание каких-либо дополнительных финансовых издержек, кроме закрепленных законом госпошлин, нарушает порядок передачи государственной или муниципальной земли частным лицам. Это может стать основанием для отмены решения, принятого незаконным способом.

    административных актов, постановлений суда или иной документации органов власти; приватизации; приобретательная давность, которая в соответствии со ст. 234 ГК РФ, возникает у физического или юридического лица по стечению 15 или 5 лет для иного имущества. Наступает такое право только при условии, что лицо владело объектом непрерывно.

С образованием России как независимого государства новой демократической властью разрабатывается и претворяется в жизнь радикальная экономическая реформа. Ее основу составляет идея крупномасштабной денационализации государственной собственности, означающая передачу принадлежащих государству объектов в собственность граждан и негосударственных организаций.

• 1. Современная земельная реформа
• 2. Право собственности на землю: формы, виды, содержание
• 3. Право государственной собственности на землю
• 4. Право муниципальной собственности на землю
• 5. Право частной собственности на землю. Общая собственность
• Список литературы

При таких обстоятельствах на основании статей 222, 304, 305 Гражданского кодекса РФ и статьи 60 Земельного кодекса РФ арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца об устранении нарушений его права собственности и восстановления права путем сноса самовольно возведенного строения. Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии у него права собственности на спорный земельный участок были отклонены, поскольку они не подтверждены материалами регистрации права собственности [24]».

В 1905 — 1916 годах была проведена Столыпинская аграрная реформа, идея которой состояла в насильственном разрушении общины и насаждении частной крестьянской земельной собственности (формирование хуторских хозяйств), создании условий переселения в Сибирь для освоения земель. Целью Столыпина было разрушение закостенелой формы общины, держащей крестьян путем круговой поруки в крепостной зависимости, в результате чего слабые нежизнеспособные общины прекращали существование, а жизнеспособный вместе с хуторскими хозяйствами продолжали деятельность. Были отменены выкупные платежи за надельные земли, в земельные отношения России проникли рыночные отношения, итогом чего стало повышение эффективности сельскохозяйственного производства.

Вам будет интересно ==>  Предоставление отпуска супругу или супруги военного пенсионера

Практика в наши дни показывает, что частная собственность на землю нуждается в государственной поддержке и в какой-то мере опеке, что связано в первую очередь с экологическими последствиями неправильной эксплуатации земли. Отечественный и зарубежный опыт регулирования частной собственности, безусловно, учитывается в земельном законодательстве.

Субъекты Федерации, являясь субъектами гражданских и земельных отношений, выступают как собственники земли на своих территориях. На них также распространяются нормы и правила о юридических лицах. От имени субъектов Российской Федерации выступают их органы власти, указанные в статье 125 ГК РФ, в пределах своей компетенции. Они осуществляют права владения, пользования и распоряжения «своей» землей и не вправе распоряжаться федеральными, муниципальными и частными землями. Участие субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определяется по правилам главы 5 ГК РФ.

Гражданский кодекс Российской Федерации, например, признает земельный участок недвижимым имуществом, но право собственности и иные вещные права на землю определяются в отдельной главе, вступление в силу которой связывается с принятием Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, с одной стороны, земельный участок выводится из-под действия общих положений гражданского законодательства о собственности, а с другой — не допускается применение специальных гражданско-правовых норм о земле, если это не соответствует земельному законодательству. С учетом того, что федеральные законы о земле претендуют на установление иного, чем в гражданском законодательстве, порядка решения земельно-имущественных вопросов, применение Гражданского кодекса Российской Федерации в этой части весьма проблематично. Отказ признать земельные участки недвижимостью не формально, а по существу влечет за собой установление вместо налога на недвижимость земельного налога и применение многих других не очень удачных юридических конструкций. Что касается указов Президента Российской Федерации, то они носят скорее программный характер и не способны заменить собой законы.

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. “О государственном материальном резерве” в п. 3 ст. 4 определяет, что запасы государственного материального резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный материальный резерв не подлежит приватизации.

  • государственно-волевой акт, иными словами, национализация земель возможна только уполномоченными представителями органов исполнительной власти (ст. 35 Конституции РФ).
  • законный акт: национализация земли возможна только при соблюдении законности. В ином случае любые действия будут признаны насилием и принуждением со стороны органов государственной власти, несмотря на основания возникновения нужд.
  • принудительный акт: оспорить необходимость национализации невозможно, но при этом не должны отмечаться факты уменьшения размера имущества.
  • возмездный акт: национализация земли должна происходить только на основе равноценной выплаты владельцу справедливой стоимости земельного участка. В ином случае национализация земли будет признаваться незаконным действием со стороны органов исполнительной власти.

В федеральной собственности находятся согласно Федеральному закону от 6 февраля 1997 г. “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации” земли для размещения и постоянной деятельности органов управления внутренними войсками, соединений, воинских частей (подразделений), военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск и другие природные ресурсы, предоставленные указанным организациям, и используются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перевод территорий из одной категории в другую осуществляется путем разграничения участков. Это действие производится через установку или отмену соответствующих границ. При этом земли различных категорий не должны пересекаться и быть наложенными друг на друга.

  • Подача заявления о передаче в федеральные органы исполнительной власти;
  • Рассмотрение заявления в течение 30 дней;
  • Принятие решения о передаче участка или об отказе в передаче;
  • Принятие решения о проведении кадастровых работ по образованию границ передаваемого участка (при отсутствии кадастрового номера или при первичном разграничении);
  • Согласование процедуры передачи;
  • Регистрация муниципального права собственности в органах Росимущества.

Право собственности на землю в Российской Федерации

Введение
Раздел 1. Понятие права собственности на землю
Право собственности на землю в России и реформа
1.2 Субъекты и виды права собственности на землю
1.3 Земля как объект права собственности
1.4 Содержание права собственности на землю
1.5 Защита права собственности на землю
Раздел 2. Право государственной и муниципальной
собственности на землю
2.1 Разграничение, общая характеристика
2.2 Федеральные земли
2.3 Земли субъектов Российской Федерации
2.4 Право муниципальной собственности на землю
Раздел 3. Право частной собственности на землю
3.1 Субъект права частной собственности на землю
3.2 Объект права частной собственности на землю
3.3 Виды права частной собственности на землю
3.4 Основания возникновения права частной собственности на землю
3.5 Возникновение права частной собственности из сделок
3.6 Основания прекращения права частной собственности на землю
3.7 Залог земельного участка
3.8 Права и обязанности собственника земельного участка
Раздел 4. Возникновение права частной собственности
на землю из сделки
4.1 Купля-продажа земельных участков
4.2 Основные требования к заключению договора
купли-продажи, закрепленные земельным и гражданским законодательством
4.3 Обмен земельного участка
4.4 Дарение земельного участка
Раздел 5. Возникновение права частной собственности
на землю из актов государственных органов
и органов местного самоуправления и из иных оснований
5.1 Возникновение права частной собственности на землю из актов государственных органов и органов самоуправления.
5.2 Возникновение права частной собственности
на землю из иных оснований.
Основные выводы и предложения
Список использованных литературных источников

во втором сказано об объектах имущества, которые могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации (объекты, доминирующие в них, в зависимости от стоимости основных фондов и численности работников, объекты транспорта, связи, энергетики, здравоохранения, культуры и т.д.);

Существует и еще одно условие при использовании земельного участка, находящегося в собственности. Дело в том, что собственник может использовать землю так, как посчитает нужным, но в рамках целевого назначения земельного участка. Самовольно собственник земли изменить целевое назначение использования не имеет права. Например, на основании Указа Президента Российской Федерации “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” есть возможность изменить целевое назначение сельскохозяйственных угодий при продаже земельного участка. Но это может быть только по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации — республики, области, края.

Правомочие распоряжения проявляется в том, что собственник по своему усмотрению может продать, подарить, обменять, завещать, сдать в аренду, заложить земельный участок, т.е. на основании и в порядке, предусмотренном законом, определить его судьбу. После известного, закрепленного прежней редакцией Конституции десятилетнего запрета продавать земельные участки, находящиеся в собственности граждан, и принятие новой редакции Конституции, Указом Президента Российской Федерации “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” собственники земли получили право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе и с иностранными инвестициями. Кроме того, собственники земельных участков могут образовать совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных паев. Кроме этих законодательных актов распоряжение земельной собственностью регулируется теперь и частями первой и второй ГК РФ. С принятием нового Земельного кодекса вступит в действие и гл. 17 части первой ГК РФ, которая будет регулировать основные вопросы земельных отношений, в том числе и распоряжение земельными участками.

Основной смысл каждого из этих правомочий является общим для всех видов имущества, а значит, и для имущества земельного. Земельное законодательство ввело нормы, определяющие специфику реализации этих правомочий в земельных отношениях. Поэтому вслед за определением правомочия далее разговор пойдет о том, как они могут быть реализованы именно собственниками земли.

Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации также исходит из представлений о земле как об основе жизни и деятельности человека и одновременно — как о недвижимом имуществе, рассматривая землю в качестве объекта права собственности и иных прав (пункт 1 статьи 1). Осуществляя с учетом этого деление земель по целевому назначению на категории (земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и др.), данный Кодекс определяет юридические основания приобретения прав на конкретные земельные участки (используемые для строительства жилого дома, гаража, ведения личного подсобного или дачного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (помимо хозяйства при доме), садоводства или огородничества, сенокошения и выпаса скота и пр.), к числу которых он относит получение земли на праве частной собственности, праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, безвозмездного срочного пользования (статьи 15 и 20 — 24). Земельный участок, приобретенный гражданином в частную собственность, согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации, можно продать, подарить, отдать в залог, сдать в аренду или распоряжаться им иным образом, если соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе письмо от 21.07.2023 N 78-4581/15-0176 и заключение от 18.12.2014 N 78-7038/14-01-22, установив, что на дату принятия решения об отказе в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка в собственность, департамент располагал официальной информацией о том, что в границах испрашиваемого участка находится объект археологического наследия курган «Украинский 1» и курганная группа «Украинская 2», суд, руководствуясь пунктом 2 статьи 15, пунктами 1, 2, подпунктом 4 пункта 5 статьи 27, подпунктом 4 пункта 2 статьи 94, подпунктом 1 пункта 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что департамент правомерно отказал обществу в приобретении спорного земельного участка, как ограниченного в обороте и не подлежащего приватизации.

в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (статья 15, часть 3);

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что общество использует испрашиваемые земельные участки на основании договоров аренды, не оспоренных и не признанных недействительными, более трех лет, а доказательства ненадлежащего использования указанных земельных участков в материалах дела отсутствуют, суд, руководствуясь частью 2 статьи 15, подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», удовлетворил требования и признал незаконным отказ администрации в предоставлении обществу в собственность за плату указанных земельных участков.

Вам будет интересно ==>  Прожиточный минимум в 2023 году с 1 января ростовская область

Вместе с тем, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) земельные участки могут приобретаться в собственность, а также предоставляться в собственность физическим и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Почему земель в собсвености российской федерации стало больше

При этом правомочия государственной собственности распределяются между различными органами государственной власти и местными органами самоуправления, а их реализация и исполнение осуществляется посредством установленной системы полномочий и функций управления, определенной государством. Объекты права государственной собственности на землю — земельные участки, расположенные на индивидуально обособленных территориях и не являющиеся собственностью физических или юридических лиц, муниципальных образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Государственные земли обладают большей площадью и несут в себе значительную экологическую и экономическую значимость. Подавляющее большинство промышленно-производственных и природоохранных предприятий располагается на землях, принадлежащих государству. Государственные земли могут быть переданы в пользование физическим либо юридическим лицам на правах срочного или бессрочного пользования, аренды, пожизненного наследования. По закону допускается приватизация земель, находящихся в собственности у государства, при этом учитываются ограничительные меры, которые были установлены для земель отдельных категорий. Приобретатели земельных участков от государства несут круг обязанностей относительно рационального использования земель. Пользование государственной землей является платным, уплата налога должна производиться в установленном законом объеме и сроках, также в соответствующие сроки в государственные органы предоставляется .

Гражданское законодательство (ст. 214 ГК РФ) предусмат­ривает, что от имени Российской Федерации права собствен­ника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. От имени Российской Федерации могут ϲʙᴏими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязан­ности органы государственной власти в рамках их компетен­ции, установленной актами, определяющими статус данных орга­нов. Право федеральной собственности может возникнуть, если федеральный орган государственной власти приобретет земельный участок на основании договора купли-продажи, кᴏᴛᴏᴩый был в частной или муниципальной собственности. Возможно приобретение права федеральной собственности в результате изъятия земельных участков для федеральных нужд на основании ст. 49, 55 ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ.

Вопросы права собственности на особо охраняемые при­родные территории и их земли урегулированы в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.)1. Преамбула Закона относит особо охраняемые природные тер­ритории к объектам общенационального достояния. Согласно п. 6 ст. 2 ϶ᴛᴏго Закона особо охраняемые природные террито­рии могут иметь федеральное, региональное и местное значе­ние и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно являться федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации или муниципальной собственностью.

Как и любое иное недвижимое имущество, земля может находиться в собственности государства, физических и юридических лиц. При этом, государственная собственность на землю предполагает принадлежность непосредственно государству правомочий владения, пользования и распоряжения объектом. Государственная собственность на земельные участки подразделяется на следующие виды:

Гражданин Полынкин Н.Г. решил приобрести земельный участок для строительства жилищного комплекса. Для этой цели он посетил региональный муниципалитет и составил соответствующее заявление. На основании заявления был получен ответ с предложением поучаствовать в аукционе, предоставляющем право , находящихся в федеральном ведении. Возможность проведения такого аукциона оговорена Согласно данному закону, процедура осуществляется государственным жилищным фондом, в частности, для строительства недвижимости экономкласса. Поучаствовав в аукционе, гражданин Полынкин приобрел несколько сотен квадратных метров для постройки жилищного комплекса. На основании выигранного тендера муниципальный орган отправил заявление в федеральное отделение Росимущества с предложением предоставить указанному гражданину земельный надел. В течение тридцати дней был получен официальный ответ, предоставляющий право Полынкину начать подготовительные процедуры для строительства объекта недвижимости.

В силу данного обстоятельства отсутствие разграничения государственной собственности на землю РФ, субъектов РФ и муниципальных образований не может являться препятствием для реализации прав на землю гражданами и юридическими лицами, если реализация их прав зависит от органа местного самоуправления.

Вместе с тем в п. 3 ст. 8 №101-ФЗ от 17.07.01 г. «О разграничении государственной собственности на землю» установлено, что: «:по правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие».

После вступления в силу закона о разграничении государственной соб-ственности на землю Правительством РФ было вынесено Постановление № 140 от 04.03.02г., определяющее правила подготовки и согласования перечня земельных участков, на которые у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности. В Постановлении установлена процедура утверждения Правительством РФ перечня земель с определенным и согласованным правом собственности на соответствующие земли РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Согласно этой процедуре, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления передают перечни земель по утвержденной форме с приложением необходимых документов в Министерство имущественных отношений РФ или его территориальные органы. После проведения процедуры согласований и при отсутствии спора на земельные участки между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями перечни земельных участков передаются на утверждение в Правительство РФ.

В связи с этим утверждения об отсутствии порядка разграничения государственной собственности на землю предполагаются необоснованными. Кроме того, хотелось бы обратить внимание еще на ряд норм законодательства РФ, также направленных на реализацию гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки.

Нередко в последнее время граждане и юридические лица сталкиваются со случаями, когда при оформлении прав на земельные участки выясняется, что полномочия органов государственной власти или местного самоуправления недостаточны для того, чтобы произвести это оформление. При этом указанные органы ссылаются на отсутствие разграничения государственной собственности на собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований.

Анализ отношений по разграничению государственной собственности на землю и их законодательных основ в параграфе 2.3 «Законодательные основы разграничения государственной собственности на землю» позволил автору установить, что в правовом регулировании этого процесса установлен приоритет федерального законодательства. Несмотря на отнесение вопросов разграничения государственной собственности на землю к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, правовое регулирование этой процедуры производится на основании законодательства Российской Федерации. Такие формы правового регулирования, как договор между Российской Федерацией и ее субъектами, законы субъектов Российской Федерации, фактически не могут быть использованы при разграничении государственной собственности на землю.

Исключение элементов фактического состава, традиционно необходимых при возникновении прав на недвижимое имущество, таких как документальное закрепление факта приобретения земельного участка в публичную собственность, факта государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, привело к возникновению проблем применения законодательства в этой области и формированию противоречивой практики оформления прав публичных образований.

^ Теоретической основой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых-юристов. При работе над диссертацией были изучены труды ученых в области земельного права: Г.А.Аксененка, С.А.Боголюбова, М.М.Бринчука, Г.Е.Быстрова, З.С.Беляевой, Г.А.Волкова, Е.А.Галиновской, А.К.Голиченкова, Б.В.Ерофеева, Ю.Г.Жарикова, И.А. Иконицкой, О.И.Крассова, Н.И.Краснова, Т.В.Петровой, Н.А.Сыродоева, А.М.Турубинера, Л.П.Фоминой, В.В.Устюковой, Г.В. Чубукова и др. В работе использованы труды отечественных цивилистов — Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, в том числе дореволюционных правоведов – Л.А. Кассо, Г.Ф. Шершеневича.

На основании анализа развития отношений по разграничению государственной собственности на землю выделены основные этапы этого процесса: первый этап – период до принятия Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г. №101-ФЗ, характеризуется многообразием форм правового регулирования этого процесса в связи с отсутствием четкой концепции развития законодательства в этой области; второй этап – это период действия указанного закона; третий этап начался после отмены Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ в связи с введением упрощенной процедуры оформления права собственности на земельные участки публичных образований.

^ Цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования — на основе анализа законодательства и правоприменительной практики, изучения теоретических положений сделать выводы о том, насколько правовое регулирование возникновения права собственности Российской Федерации на земельные участки отвечает потребностям государства и общества в современный период, и выработать предложения по совершенствованию законодательства в этой области. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Право государственной собственности на землю в Российской Федерации Прохорова Наталья Александровна

Княжеская вотчина состояла из земель трех видов: дворцовые, черные и боярские. Дворцовые земли в княжеском хозяйстве эксплуатировались обязательным трудом несвободных людей князя или отдавались в пользование вольным людям, крестьянам с обязательством поставлять во дворец определенное количество урожая и произведенной продукции. Черные земли сдавались в аренду или на оброк отдельным крестьянам, целым крестьянским обществам или иногда людям других сословий.

В теории права государство традиционно относится к субъектам правоотношений различных отраслей права. Государство также признается участником и гражданско-правовых отношений. При этом непременно отмечается, что государство является особым субъектом наряду с гражданами и юридическими лицами, неотъемлемым признаком которого являются наличие политической власти, суверенитета.

Земельное законодательство Союза ССР представляло собой цельную систему, имеющую под собой серьезную теоретическую основу для решения проблем в области земельных отношений. В настоящее время только осуществляются попытки по ее созданию на принципиально новой основе. Перед законодателем стоит задача по формированию эффективно работающей правовой системы актов, регламентирующих статус государственной собственности на землю.

В диссертации обосновывается положение о том, что содержание права собственности едино для частных и публичных собственников. Наделение государства-собственника каким-либо дополнительным правомочием нецелесообразно. Используемое в законодательстве в качестве одного из правомочий «управление», осуществляемое государством-собственником, излишне в характеристике права государственной собственности на землю, т.к. не несет в себе содержания, определяющего специфику права государственной собственности на землю по сравнению с правом частной собственности.

Исследования, проведенные в рамках диссертационной работы, должны способствовать более эффективной реализации государством своих правомочий собственника, более четкого определения субъектов и объектов права государственной собственности на землю, включая проблему разграничения государственной собственности на землю.

В комплексе мер, направленных на преобразование земельных отношений, центральное место занимает институт частной собственности граждан на земельные участки. Вместе с тем, установление прав частной собственности на землю было ограничено определенными рамками. Земельные участки могли предоставляться гражданам строго для определенных целей: ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.

Указом Президента Российской Федерации о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы от 27 октября 1993 года было установлено, что земля — имущество, недвижимость; все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, с учетом земельного и экологического законодательства. Земельное законодательство в указанной части должно соответствовать Гражданскому кодексу РФ.

Основы законодательства о земле не ввели право частной собственности на землю. Но Основы ввели новшество — пожизненное наследуемое владение землей. Это еще не право собственности на землю, но уже одно правомочие как собственника: Основы закрепили передачу земельного участка по наследству. Основы ввели еще одно право на землю — право аренды земли.

Вам будет интересно ==>  Что положено на 3 ребенка в спб 2023

Президент Российской Федерации, регулируя ход реформы, принял 27 декабря 1991 года Указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы», для реализации которых был создан комитет по земельной реформе, который в связи с изменением его функций и полномочий несколько раз переименовывался.

В 1928 году началась массовая коллективизация сельского хозяйства, были утверждены «Общие начала землепользования и землеустройства», в которых в отличие от Земельного кодекса 1922 года предусматривались социалистические формы землепользования. В условиях сплошной коллективизации земельные общества, являвшиеся организационной формой единоличного землепользования, ликвидируются и основными субъектами прав на земли сельскохозяйственного назначения становятся колхозы и совхозы. Общие начала землепользования и землеустройства ввели исключительно государственную собственность на землю.

Собственность субъектов рф на землю: Собственность на землю субъектов РФ

На практике встречается немало примеров, наглядно демонстрирующих данные положения (определение ВАС РФ от 03.04.2008 N 4189/08; определение ВАС РФ от 03.07.2008 N 7757/08; определение ВАС РФ от 06.03.2008 N 2322/08; постановление Президиума ВАС РФ от 24.06.2008 N 3605/08 и др.).

ОАО «Машиностроительный завод «Маяк» (далее — завод) обратилось в суд с иском к ООО «ТНП-16» об истребовании здания из чужого незаконного владения. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ЗАО «Маяк ТНП» (далее — общество), передавшее здание ООО «ТНП-16». Завод аргументировал свои требования тем, что договор купли-продажи здания, заключенный между ним и ЗАО «Маяк ТНП», признан недействительным как заключенный от имени продавца лицом, не обладающим полномочиями на это.

При возникновении спорной ситуации бремя доказывания ложится на каждую из сторон спора. Собственник доказывает, что имущество выбыло из его владения или владения лица, которому было передано, против их воли. Покупатель должен доказать, что он приобрел имущество возмездно и при этом не знал и не мог знать, что вещь ему продал тот, кто не имел права на ее отчуждение.

Чтобы обезопасить себя от возможных притязаний на купленное имущество со стороны третьих лиц, важно убедиться, что продавец действительно владеет им на законных основаниях. Для этого покупателю нужно предпринять дополнительную проверку юридической судьбы имущества.

Внести в абзац второй пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1024; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 21, ст. 2455) изменение, дополнив его словами «, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности».

Статья 4

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;

земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абзаце четвертом статьи 3 настоящего Федерального закона.

земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Общая характеристика земельного законодательства Российской Федерации

Статья 36 (ч. 2), например, устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Вместе с тем в общественных интересах указанная статья вводит ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том, чтобы при этом не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц.
В то же время ст. 72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится земельное законодательство (п. «к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей (п. «в»).

Развивая положение Земельного кодекса (п. 3 ст. 15) о том, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, «Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3).
Важно также помнить, что указанный Закон не распространяет своего действия на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Важной составляющей земельного законодательства Российской Федерации являются подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты.

Земельные отношения всегда находились в центре внимания общественности, были и остаются актуальными для всех слоев населения — как обладающих, так и не обладающих земельными участками. Основной закон Российской Федерации — Конституция — содержит ряд положений, которые являются отправными для земельного законодательства.

o установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%;

o установление размера общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта Российской Федерации и могут одновременно находиться в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данные гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции или вклады (доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц;

Краткая характеристика земельного фонда Российской Федерации

В соответствии с Земельным кодексом РФ (ст.7) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяют на категории, состав и площадь которых показаны в табл. 1.2. Порядок отнесения земель к категориям и перевода из категории в категорию определён Земельным кодексом РФ (ст.8) и ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» [38] .

Информационной основой регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами является государственный земельный кадастр, под которым согласно закону «О государственном земельном кадастре» от 2.01.2000г. №28-ФЗ понимают: «Систематизированный свод документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и прочно связанных с этими земельными участками объектов» (ст.1). Согласно ст.12 закона, Государственный земельный кадастр (ГЗК) содержит в необходимом объёме сведения о:

В составе сельскохозяйственных предприятий и организаций преобладают производственные кооперативы (54,3%), хозяйственные товарищества и общества (32%), правовой статус и организационная структура которых ещё находятся в стадии формирования. Не сложилась и форма их землепользования, система земледелия и специализации.

В Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997г. с последующими изменениями и дополнениями дополнительно включена ст.30.1 о порядке государственной регистрации права собственности на землю.

В Земельном кодексе РФ и федеральном законе «О государственном земельном кадастре» [39] прочие земли не выделены, но реально они существуют и находят отражение в земельно-кадастровой документации. Правовой режим этих земель как резерв земельных ресурсов также не определён.

Для каждого вида собственности существует своя процедура оформления прав. Единственное, что остается неизменным и установленным законом это перечень документов. Поэтому, требование регистрирующих органов предоставить какие-либо дополнительные материалы является незаконным.

2. После проведения необходимых работ кадастровыми инженерами у вас на руках появиться готовый межевой план присоединяемой земли. С данным планом межевания необходимо будет обратиться в местный орган кадастрового учета регистрации новых данных о земельном участке.

Определение указываемых минимумов земельных участков при выделении отнесено к компетенции региональных законодателей и органов местного самоуправления. Непосредственное указание на эту норму содержится в статье 33 ЗК РФ. Однако не во всех регионах устанавливаются минимумы выделяемых земель. В таких случаях Закон «О государственном кадастре недвижимости» указывает, что допустимый максимум добавляемой бесплатно земли будет равняться 10% площади земли, указанной в кадастровом паспорте.

Не спешите обращаться в СНТ, сделайте запрос в Росреестр, в том числе можно в режиме онлайн, получите кадастровую выписку и выписку из ЕГРП, узнайте кто юридически является собственником такого участка. Бывает, что такой участок находится в бессрочном владении частного лица и тот про него просто забыл (бросил).

«При уточнении границ участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные… документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка».

Adblock
detector