С чего начинается правовое государство

Демократические конституции, принятые после второй мировой войны, стремятся яснее выразить свою прогрессивную направленность и поэтому как правило содержат уже в первых статьях такие характеристики государства, как правовое, социальное, демократическое, светское. Термин «правовое государство» все чаще встречается в конституциях с 70-х годов ХХ века. Прямое закрепление идея правового государства нашла, например, в Конституции Испании 1978 года, провозглашающей в п.1 ст. 1 о том, что Испания — это «социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм».

Господство права и верховенство закона. Концепция о господстве права и верховенстве закона это необходимый атрибут правового государства. Концепциях правления права подчеркивает независимость права от государства, государственный закон не рассматривается как основной источник права. А идея верховенства закона проникнута верой, что государственный закон, по крайней мере, правовой закон, может обеспечить правовой порядок, ограничить произвол государственной власти.

Зачатки теории прослеживаются в рассуждениях передовых мыслителей-философов, Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Мыслители считали, что политическая форма общежития людей, где закон обязателен как для граждан, так и для самого государства, наиболее разумна и справедлива. Хотя, существовавшие в античности образования называть государствами в современном понимании было бы неправильно.

Аналогичные идеи, заложившие основу теории развивались также в работах Аристотеля. Именно ему, стоявшему на позициях защитника права индивида, частной собственности как проявления в каждом человеке «естественной любви к самому себе» и рассматривавшего в противоположность Платону взгляд на государство как на продукт естественного развития, принадлежат крылатые слова о том, что «Платон мне друг, но больший друг — истина»[1].

Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей, независимо от их занятий и положения в обществе, особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах Сенеки. Среди них выделялись трактаты «О счастливой жизни», «О милосердии», «О спокойствии души», «Нравственные письма к Луцилию», трагедии «Медея», «Агамемнон», «Эдип» и др. Весьма показательны его выступления в защиту «говорящих орудий» — рабов.

Определить тип государства, сложившийся в современной России, достаточно сложно. В начале 90-х годов XX века с мировой политической арены окончательно исчезла такая социалистическая держава, как СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее . Наряду со становлением гражданского общества в нашей стране наметился и переход к построению правового государства.

Идея правового государства, зародившаяся во времена античной древности, продолжает свое развитие и сегодня. Считается, что пока ни одной стране не удалось в полной мере воплотить все гуманистические принципы свободы и независимости личности, создать систему управления, построенную на основе верховенства закона.

Впервые понятие «социальное государство» появилось в конце XIX века. Его ввел в научную терминологию немецкий ученый Л. Штайн. В труде «Настоящее и будущее правовой научно-государственной Германии» По данной теме мы уже выполнили реферат ИГИПЗС подробнее он утверждал, что социальное государство должно неукоснительно следовать принципу равенства всех граждан перед законом, способствовать развитию и реализации их трудового и творческого потенциала, заботиться о благосостоянии и достатке населения.

Для построения правового государства необходима демократическая форма правления. Кроме того, население страны должно обладать высоким уровнем юридической грамотности, развитым самосознанием и экономической независимостью. Следует помнить, что по-настоящему правовым может быть лишь государство, обладающее достаточным авторитетом для защиты своих интересов на международной арене.

В Конституции России По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , которая была принята в 1993 году, имеется целый ряд положений, свидетельствующих об этом. Там утверждаются основные права и свободы личности, сформулированы принципы разделения властей и верховенства закона.

Правовое государство: понятие и принципы формирования

Из сказано вывод следует однозначный: государство выделилосьиз общества, и соответственно обществокак бы мать государства, а государство его (общества) дитя как продукт общественного развития.

По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно (государство) также становится более совершенным, более цивилизованным.

В процессе становления правового общества начинают меняться подходы во взаимоотношениях государства и человека. Эти изменения проявляются в юридической регламентации статусов как отдельной личности, так и государства. Теперь уже человек, его права и свободы должны стоять на первом месте, а правовой режим с его ограничительными функциями должен действовать преимущественно для государства.

Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов предоктябрьского периода: Н.М. Коркунова «Лекции по общему государственному праву.1898г.», С.А. Котляревского «Власть и право. Проблемы правового государства. 1915 г.), Ф. Кистяковского (Очерки философии права. 1912г.), И.В. Михайловского (Общая теория права Вып.1-4, 1912-1914 гг.), П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина и др.

В работах теоретиков марксизма вопрос о правовом государ­стве не рассматривался. Вероятно, одна из причин этого состоит в том, что К. Маркс и В.И. Ленин обосновывали вывод о неизбеж­ности диктатуры пролетариата.

Отметим, что в качестве свидетелей не могут быть вызваны физические лица, которые в силу малолетнего возраста, физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. А также лица, которые владеют подобной информацией, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, например адвокаты, аудиторы.

В наши дни очень много говорится о том, что Россия должна стать правовым государством. При этом надо отчётливо понимать, что процесс этот обоюдный. Это задача не только для государства, но и для граждан – можно разработать сколь угодно прекрасные механизмы, призванные обеспечить исполнение правовых норм, но работать они будут только в том случае, когда граждане будут поступать так, как должны поступать законопослушные граждане

По закону налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Это может быть любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля: сотрудники проверяемой организации, сотрудники организаций — партнеров проверяемой организации и др.

Неявка, либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний – все это является налоговыми преступлениями, и соответственно наказываются штрафом в размере соответственно тысячи или трех тысяч рублей.

Правовое государство: понятие и основные признаки

Понятие правового государства подразумевает важную роль народа в управлении страной. Как люди могут реализовать свое право влиять на политику государства? Существует два основных пути участия народа в государственном управлении. Первый способ — это выборы. Каждый гражданин приходит на избирательный участок и отдает свой голос за кандидата (партию), программа которого ему наиболее подходит. Голосование обязательно проходит честно, без подкупа избирателей.

Стоит рассмотреть признаки правового государства. Наверное, главный момент, который характеризует этот тип организации, — принцип разделения властей. Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Роль каждой из этих видов власти отличается.

Гражданское общество существует в рамках существующей правовой системы. Жизнь общества и государства сейчас взаимосвязана. Как это проявляется? Правовое государство — это тот институт, который издает определенный закон, обязательный для исполнения обществом. Тот, кто создал закон, не может его сам нарушить. Логично? Да! Нарушить нормы законов могут только представители общества. Соответственно, нарушители, если их вина будет доказана в суде, понесут ответственность в рамках уголовного, гражданского или административного законодательства.

Различные мнения по поводу идеи правового государства мы можем встретить в произведениях многих известных юристов и философов. Важно подчеркнуть тот момент, что не существует единого взгляда на идею такого «рая». Все авторы подтверждают важность симбиоза государства и права. Это означает, что не должно быть беззакония. В государстве необходимо понимание необходимости системных действий, но в рамках четко установленных правил поведения. Не должно быть привилегированного положения у определенных групп людей.

Вам будет интересно ==>  Как получить звание ветеран труда в смоленской области в 2023 году

Понятие правового государства подразумевает обязательное соблюдение принципа верховенства права. В чем его суть? Во-первых, орган, который не принимал нормативно-правовой акт, не уполномочен его отменять. Исключение — Конституционный суд, который вправе признать недействительным любой акт, не отвечающий нормам основного закона. Во-вторых, любой подзаконный акт или закон не должен противоречить акту, имеющему более высокую юридическую силу.

РФ – Правовое государство

Так характеризуется государство, которое во всей своей дея­тельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового го­сударства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся граж­данское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственно­сти, реальный режим господства права, обеспечивающий все пра­ва человека и гражданина в экономической и духовной сферах. Первые представления о государстве, основанном на господ­стве закона, сложились еще в Древней Греции. Сократ, Платон, Аристотель, Полибий развивали эти представления. В России эту теорию развивали Чичерин, Кистяковский, Новгородцев, Коркунов, Муромцев, Котляревский, Шершеневич и др., но переход к пра­вовому государству, по сути, обозначился только после 1905 г. Вот, например, как определял правовое государство Кистяковский: «Основной принцип правового или конституционно­го государства состоит в том, что госвласть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены опреде­ленные пределы, которые она не должна и не может преступить. Ограничение власти в правовом государстве создается признани­ем за человеком неотъемлемых, ненарушаемых, неприкосновен­ных и неотчуждаемых прав». С принятием в 1993 г. Конституции РФ начался процесс создания правового государ­ства и в России. Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократиче­ского государства. И в то же время можно выделить его основ­ные признаки:

— Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязан­ность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозво­лено» важнейший принцип правового государства. В законодательстве и на практике еще встречаются нормы и действия должностных лиц, которые нарушают основные права и свободы. Это часто объясняется уровнем юридической техники и отсутствием право­вой культуры. Но и сами граждане не приобрели еще навыков за­щиты своих прав. В правовом государстве нельзя избежать пра­вонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеис­пользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.

— Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами. Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Кон­ституции, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности су­дей, устанавливаются демократические принципы судопроизвод­ства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы.

— Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верхо­венство конституции и верховенство права тождественны. В Конституции закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юрид. силу, а законы и иные правовые ак­ты не должны ей противоречить. Органы госвла­сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж­дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должно­стные лица — от главы государства до рядового чиновника — обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность. Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволен­ным вмешательством в жизнь гражданского общества. Немаловажно, каким путем законы должны становиться из­вестными гражданам, поскольку в тоталитарном советском госу­дарстве часто применялись неопубликованные, так называемые закрытые (секретные) постановления. Ныне в Конституции уста­новлено, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые норматив­ные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанно­сти человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Порядок опубликования и вступления в силу ФЗ уста­новлен Указом Президента РФ от 5 апреля 1994 г.

— Приоритет международного права. Этот признак правового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Госу­дарство, обладающее суверенным правом принимать свои зако­ны, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация на­циональных правовых систем на самом высоком уровне, гаран­тий прав и свобод человека и гражданина, демократии и соци­ального прогресса. В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета междуна­родного права как бы разбит на две части. Во-первых, закрепле­но, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ явля­ются составной частью ее правовой системы. Но в Конституции не содержится определения этих принципов и норм, поэтому на­до исходить из международной практики, в которой под ними понимают Устав ООН; международные конвенции, как общие, так и специальные; международные обычаи и общие принципы права, признанные цивилизованными народами. Естественно, при этом речь идет о тех принципах и нормах, которые признаны РФ. Во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора. Заключение РФ договоров с другими государствами регу­лируется ФКЗ «О международных договорах РФ». Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство вклю­чает еще очень много аспектов. Это и верховенство парламента в законодательной сфере, и демократический контроль за исполь­зованием армии за рубежом и внутри страны, и невмешательство государства в работу СМИ, и закон­ность методов деятельности органов контрразведки, и гласность внешнеполитических шагов правительства, и многое другое. Ра­зумеется, для всех соответствующих действий органов исполни­тельной власти должны существовать конкретные законы, право и только право должно лежать в основе любых гос. решений, и особенно связанных с применением принуждения.

правовое государство — в политико юридической теории государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность… … Энциклопедический словарь

Правовое государство — государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Правовое… … Политология. Словарь.

Правовое государство — организация и осуществление политической власти в обществе на основе господства права. Основные признаки правового государства: а) уважение основных прав человека; б) взаимная ответственность государства и гражданина; в) равноправие; г)… … Теория государства и права в схемах и определениях

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — ПРАВОВОЕ государство, в политическо юридической теории государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и… … Современная энциклопедия

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — в теории конституционного права общественный строй, при котором осуществляются несколько основополагающих юридических принципов. 1. Господство закона, т.е. высокий авторитет закона в обществе, всеобщее уважение к нему. Авторитет закона выражается … Юридическая энциклопедия

В России термин «правовое государство» и «гражданское общество» был забыт после революции. Термины в трудах Сперанского, Огарева, Пестеля, Радищева, Посашкова в 1724 г. «О скудностве и богатесве», Десницкий в 1768 год. Современное развитие общества – сегодня только вспомнили об этих понятиях снова.

Вам будет интересно ==>  Кбк госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество в 2023 году

2) этап новое время (17-18 век)- создание основ учения о правовом государстве; Эммануил Кант – «Государство – это объединение множества людей, подчинённых правовым законам; государство призвано служить личности и охранять её от любого произвола, в том числе от произвола самого государства» и Гегель – «Государство, охватывая всю систему права, — есть царство реализованной свободы».

4) государство устанавливает правовые основы функционирования всех элементов политической системы – принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на деятельность тех или иных общественных организаций;

Российская многопартийность развивалась недолго (до октября 1917 года) и осталась в связи с этим недоразвитой. Вновь вернулись в 1986 – 1988 г.г. – период развития неформальных общественных организаций. 1988 – 1989 г.г. – создание в России народных фронтов, а создание современных партий начинается с 1991 года.

Слово партия латинского происхождения и означает «часть». В современном понятии партии ведут начало с 19 века, но уже в древнем мире такое понятие использовали – Аристотель писал о борьбе 3 партий. В Англии в 1832 году возникает либеральная партия, 1830 – США, Франция и европейские государства – 1848 год, Япония – не было до 1 мировой войны, в России – конец 19-начало 20 века.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата); ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Основной закон правового государства – конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции – неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство – это конституционное государство.

Главной предпосылкой свободы личности и всего общества выступает собственность. Там, где нет уважения к собственности, там нет и уважения к личности. При этом важно, чтобы класс собственников формировался не криминальными путями, а в процессе нормального цивилизованного развития.

2. Последовательное ограничение с помощью права государственной власти (формально-юридическая сторона). Право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку государственная власть (особенно и главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

ТЕМА 15: Правовое государство

1. Зачатки теории прослеживаются в рассуждениях передовых мыслителей-философов, Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Мыслители считали, что политическая форма общежития людей, где закон обязателен как для граждан, так и для самого государства, наиболее разумна и справедлива. Хотя, существовавшие в античности образования называть государствами в современном понимании было бы неправильно.

Ряд положений, существенных для теории и практики правовой государственности, был обоснован английским мыслителем Дж. Локком(1632–1704). В его трактовке идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует гражданский закон, соответствующий вечному и всеобъемлющему закону природы. В таком государстве провозглашены постоянные (конституционные) законы, признаются неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, осуществлено разделение властей.

Средневековая политико-правовая мысль сыграла важную связующую роль между идеями античности и Нового времени, в том числе и в плане теоретической подготовки основ для последующих учений о неотчуждаемых естественных правах человека, о разделении властей, представительной системе и правовой государственности вообще. Показательны в этом смысле политико-правовые воззрения Фомы Аквинского(1225–1274). Естественный закон, согласно Фоме Аквинскому, помимо стремления к самосохранению и продолжению рода, поисков истины и истинного Бога требует также признания и уважения достоинства человека как разумного существа, созданного Творцом по своему образу и подобию. Это положение о достоинстве человека, будучи фундаментальным принципом христианского гуманизма, в политико-правовом плане является одной из первых формулировок идеи неотчуждаемого естественного права человека. Отсюда следует, что государство и человеческий (позитивный) закон должны признавать и уважать достоинство человека. В соответствии с этим государство как политическая форма выражения общего блага призвано, обеспечить для людей достойные условия жизни.

У Дидро государственная власть возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Главная цель государства, есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья.

В IV – III вв. до н.э. античные авторы еще не разделяли понятия право и закон. Но, тем не менее, начало было положено. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

Конечно, если в России будет строго соблюдаться конституционная законность, то никакая узурпация власти демократии не грозит. Сильная президентская власть, необходимая для эффективного управления и предотвращения конфликтов, сегодня России действительно нужна.[12] Но в будущем несколько ослабленное положение парламента и сильная зависимость исполнительной власти от Президента может привести к негативным последствиям.

Правовая экономика и гражданское общество – переход от распределительного общества к рыночному — это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства. Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого — обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

Статьей 1 Конституции РФ Россия провозглашена правовым государством. Эта характеристика, долгое время считавшаяся неприемлемой буржуазной выдумкой для обмана трудящихся при современном капитализме, теперь принята и у нас. Зато отвергнуто отождествление право с законом, открывавшее путь к подмене права, которое законодатель обязан соблюдать, законом, который законодатели принимают произвольно[7]. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рынка. Идея господства права в жизни общества и государства — это современный этап тысячелетних поисков сверхисточника для государственного нормотворчества. Его видели то в божественной воле. То в воле народа, то в экономическом базисе. Карл Маркс считал государство не творцом норм, а только переводчиком объективных потребностей на язык закона.

Конституция Российской Федерации 1993 года впервые ограничила роль государства в установлении прав человека и гражданина, но значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод. Вместе с тем это совсем не значит, что государство воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод граждан или во все отношения, складывающиеся в гражданском обществе. Напротив, не вмешиваясь без объективной потребности в эти отношения, оно обязано не допускать злоупотребления правами и свободами, потому как их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (Ст.17), в том числе их всеобщие законные интересы.

Вам будет интересно ==>  Продлится ли с 2023 года программа молодая семья

Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Доклад: Правовое государство понятие, признаки и принципы

Понятие «правовое государство» воплощает в себя идеи господства права, равноправия, справедливости, отсутствие внеправового насилия в обществе, в первую очередь, со стороны государства. Формирование этих идей и практика их реализации имеет длительную и достаточно сложную историю. Начало разработки проблемы соотношения государственной власти и права положили такие мыслители древности как Солон, Платон, Аристотель. Так, Солон еще в VI в. до н. э. говорил о необходимости соединения силы государственной власти и права. Он полагал, что государство должно действовать на основе права.

Так же недопустимо “обогащать” закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть проинформированы о его содержании. В нашей стране это положение закреплено в ст. 15, ч. 3, Конституции РФ, она гласит: “Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не признаются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие право, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения”.

О необходимости господства справедливых законов в обществе говорил и Аристотель. Более того, он, как и Платон, полагал, что только при господстве законов возможно существование государства вообще.
Идея господства права, превалирования его над государством присутствовала и у всех более поздних мыслителей и ученых философов и правоведов. Термин «правовое государство» был сформулирован и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.

Конституция РФ — это основной закон Российского государства, утвержденный высшим органов власти, устанавливающий основные принципы устройства государственной власти и основы правового положения личности, имеющий высшую юридическую силу. Принцип верховенства Конституции закреплен в Конституции РФ, в статье 15, части 1, она гласит: ”Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные другие правовые акты принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ”. Говоря иными словами, Конституция РФ — это закон законов, и ни какой другой закон или акт, не вправе исправить или дополнить Конституцию, тем более противоречить ей.

Соответственно соотно­шение права и государства в гражданском обществе с точки зрения правового режима определяется не только как законопослушность (законопокорность) населения. Оно определяется еще и как законность действий государства, его органов и должностных лиц, охраняющих правопорядок и не переступающих ту границу, за которой граждане осуществляют свои свободы.

Реферат: Правовое государство

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе
правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы
людей является закон. В законах государство устанавливает
общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать
объективные потребности общественного развития на началах равенства и
справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой.
Все другие правовые акты долж-

Рост производительных сил, изменение социальных и политических
отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму
порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации
общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой
организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в
руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех
перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной
реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой
характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью,
действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин
может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и
должностных лиц в судебном порядке.

Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах
общественной жизни. Например, это права индивида на положительные
действия государства в его интересах: право на неприкосновенность
личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту
и тому подобное. Степень развитости и гарантированности свобод личности
обусловливается зрелостью правовых начал государственности,
экономическими и духовными предпосылками.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государстенной
и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.
Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными
органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независтимость и
законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод
граждан, правовой государственности в целом.

Правовое государство – это такой принцип организации госвласти, при котором интересы граждан имеют максимальную защиту, права и их свободы находят максимальное обеспечение, а деятельность государственных органов подчинена закону.
Другими словами, правовое государство – это государство, деятельность которого подчинена праву, а в его основе лежат фундаментальные принципы, которые имеют цель защитить человека, его права и интересы. То есть человек и его интересы – это центральное звено любого правового государства.

Теория правового государства складывалась не в одночасье, а на протяжении долгого времени. Однако вид обоснованной концепции приобрела только после того, как феодальный строй сменился буржуазным. Причинами к созданию данной концепции стало беззаконие и произвол, которые творили правящие круги.
Признаками правового государства являются:
1) Верховенство закона — деятельность госорганов не должна выходить за рамки, установленных законом;
2) Наличие государственного аппарата власти, разделённого на ветви, осуществляющего управление и принуждение в рамках, установленных законодательством;
3) Наличие разветвлённой системы юридических средств, посредством которых возможна реализация деятельности по управление обществом;
4) Стабильность и правопорядок в обществе;
5) Наличие свободы мнений в политическом, идеологическом и религиозном плане (плюрализм и свобода совести);
6) Признание интересов человека самой высшей ценностью государства;
7) Ответственность личности перед государством и государства перед личностью;
8) Наличие государственного суверенитета как внешнего, так и внутреннего.

Разумеется, при таком положении дела, когда у государства в лице его различных органов и множества чиновников преобладающими являются привилегии и права, а у рядовых граждан — преимущественно обязанности, не может быть и речи о реализации принципа взаимной ответственности государства и гражданина. На протяжении всей истории развития России вначале подданные, затем граждане несли и несут всяческие повинности и ответственность перед государством. Однако ни государство в целом, ни его отдельные органы или чиновники за многие свои деяния, включая самые катастрофические по своим последствиям, фактически никакой ответственности ни перед обществом, ни перед отдельными гражданами не несут.

Разумеется, до полного завершения процесса создания данной концепции правового государства было еще очень далеко. Предстояло пройти огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Но тем не менее начало, причем весьма обнадеживающее, было положено. Важно было теперь не сбиться с этого пути.

Идеи правового государства, нередко именовавшегося «государством законности», «государством правопорядка» и пр., наряду с идеями права, гуманизма и справедливости, играли значительную роль в формировании и развитии правового сознания российских граждан, в особенности, интеллигенции, на протяжении весьма длительного периода истории; начиная со второй половины XIX в. и вплоть до настоящего времени.

Самую историю понятия правового государства, писал в связи с этим С.А. Котляревский, «можно было бы продолжить в гораздо более раннее прошлое, чем эпоха немецкого конституционализма; ведь не нужно доказывать, что это понятие существовало много раньше, чем для него было найдено соответствующее слово». Данное утверждение автора подтверждается многочисленными исследованиями.

В результате развития «указного права» была разрушена цельная правовая система в стране, попраны законы и законность, на официальном уровне был подан пример и созданы все необходимые политические предпосылки для совершения грубейших правонарушений в будущем.

Adblock
detector