Можно Ли Выдать Гражданина Рф Другому Государству

Статья 13

2. Часть 1 ст. 13 УК, основывающаяся на ст. 61 Конституции РФ, не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств. Вопрос о преступности и наказуемости деяния в таком случае решается в соответствии с нормами УК.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов
Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы
иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания
в соответствии с международным договором Российской Федерации.

1. Институт выдачи одним государством лиц, совершивших преступление, другому иностранному государству (экстрадиция) давно известен международному праву. В этом случае государство, на территории которого находится преступник, по просьбе иностранного государства, ограничивая свою уголовную юрисдикцию в отношении этого лица, выдает его другому заинтересованному государству. Просьба о выдаче лица такому государству может основываться на том, что лицо является его подданным или совершило преступление на его территории, либо хотя и за ее пределами, но против интересов этого государства.

3. Иное решение может быть принято российскими компетентными органами в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления вне пределов Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации при определенных условиях. Эта категория лиц может быть выдана иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания. По общему правилу, эта акция осуществляется компетентными российскими органами в соответствии с двусторонним международным договором Российской Федерации с иностранным государством о правовой помощи, в котором специально оговаривается на строго взаимной основе возможность выдачи иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов России и находящихся на ее территории.

2. Часть 1 ст. 13 УК устанавливает, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Закон, говоря о гражданине, совершившем преступление, исходит из того, что его поведение рассматривается в качестве такового уголовным законодательством не только иностранного государства, но и Российской Федерации. Категорический запрет выдачи российских граждан, совершивших преступление на территории иностранного государства, этому государству основывается на принципе гражданства действия уголовного закона в пространстве, закрепленном в ст. 12 УК (см. комментарий к указанной статье УК). В этом соотношении положений ст. ст. 12 и 13 УК нельзя не усмотреть системную связь норм Общей части Уголовного кодекса РФ, регламентирующих действие уголовного закона в пространстве.

Так, 16.04.2010 следователем отдела по расследованию преступлений на территории Засвияжского района СУ при УВД по городу Ульяновску возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п.п. «а, г» ч.2 ст.161 УК РФ, по факту открытого хищения имущества, принадлежащего гр-ну С.

Заключением руководства УФМС по Ульяновской области от 20.02.2014 Г.М.Н.-оглы, 1983 г.р., гражданином Российской Федерации не является, в установленном законом порядке по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища указанный гражданин не обращался.

Институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ — Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В соответствии со ст. 77 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран — членов СНГ (Минской конвенции) 1993 г., сторонами которой являются все государства — участники СНГ, Российская Федерация может выдать другому договаривающемуся государству иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление на ее территории, в случае если они обвиняются в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны судам обоих государств, а предварительное расследование закончено в другом государстве.

Согласно Положению о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента Российской Федерации №1313 от 13.10.2004, центральным органом по вопросам, связанным с исполнением приговоров в иностранных государствах, является Министерство юстиции Российской Федерации.

Статья 13 УК РФ

2. Международно-правовые нормы устанавливают правило, согласно которому собственные граждане не выдаются по требованию государства, на территории которого было совершено преступление. Российский гражданин, совершивший преступление на территории иностранного государства, не выдается для уголовного преследования этому государству (ч. 1 ст. 13 УК). В данной норме закреплено суверенное право Российской Федерации наказывать своих граждан за преступления, совершенные вне ее пределов, по своим уголовным законам (исходя из принципа гражданства).

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

1. Институт выдачи преступника (экстрадиция) состоит в передаче лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству. Последнее может быть государством, чьим гражданином является преступник либо на территории которого совершено преступление, либо в соответствии с международными договорами имеющим право запрашивать о выдаче.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ (ч. 2 ст. 13 УК).

Институт выдачи преступника основан на многосторонних и двусторонних международных договорах РФ об обязанности сторон по их требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

Кроме тог, в Конвенции предусмотрено право одной из стран, которые договариваются о выдаче гражданина подозреваемого или совершившего преступление, если законом этой страны не предусмотрена экстрадиция за отдельные преступления, хотя и наказывающиеся сроком более года, просто исключить их из сферы, где применяется Международный договор о выдаче граждан. В таких случаях подается с документацией о присоединении к Конвенции список правонарушений, по отношению к которым разрешается и может отказывается выдача граждан.

Так как по условиям Конвенции выдаются граждане, совершившие преступления, наказание за которые наступает согласно законам запрашиваемой стороны, то в случае угрозы смертной казни, в выдаче может быть отказано, если не будут предоставлены гарантии в том, что смертная казнь не будет приведена к исполнению.

Выдача лиц совершивших преступление на территории других стран не относится непосредственно к уголовному праву. Однако, в связи с актуальностью этого вопроса в современном мире, экстрадиция в уголовном праве лиц, совершивших преступления, урегулирована нормами 13 статьи УК РФ, УПК РФ (гл. 54).

В случаях просьбы экстрадиции лиц уже осужденных за совершенные преступления для заключения под стражу и отбывания тюремного заключения выдать можно, только если до конца присужденного срока еще останется не меньше чем четыре месяца. В противном случае, страна, делающая запрос на экстрадицию гражданина получит отказ.

Также это закреплено Уголовным кодексом РФ. Однако это правило и принцип перестает действовать если требуется экстрадиция гражданина РФ для рассмотрения Международным судом как лица, виновного в совершенных преступлениях против всего человечества и мира на земле. В случаях геноцида, военных преступлений, направленных против жизни на земле и развязыванию войны, лицо, которое подозревают, будет передано в принципе не какому-то конкретному зарубежному государству, а в международный судебный орган.

Что означает экстрадиция и когда она может быть применена

Экстрадиция выполняется при наличии соответствующих международных договоров, заключенных между запрашивающей и запрашиваемой сторонами, либо при решении государства, от которого требуют выдачи, удовлетворить данный запрос, если это не противоречит его законодательству.

В данных обстоятельствах важно знать, куда доставляется экстрадированное лицо и кому передается. Бывает так, что в страну поступает несколько запросов от разных государств с требованием о выдаче одного и того же лица. В таком случае правонарушитель, подлежащий экстрадиции, передается и доставляется компетентным органам в страну, чье требование о выдаче было удовлетворено.

Еще одним критерием классификации является срок выдачи. Если подозреваемый или обвиняемый передается иностранному государству на определенный период времени, – это временная экстрадиция, если временные рамки не оговариваются, речь идет об окончательной экстрадиции.

Довольно часто в новостях или средствах массовой информации можно встретить термины «экстрадиция» и «депортация», причем применяются они не всегда корректно. Депортация применяется к иностранцам, нарушившим правила проживания либо миграционного учета, эту процедуру также можно назвать административным выдворением, она заключается в принудительной высылке лица или целой группы лиц в другое государство. А вот выдача преступника одним государством другому называется экстрадицией, в процессе которой выдаваемый гражданин находится под присмотром и в некоторых случаях может быть предварительно арестован.

Вам будет интересно ==>  Какие Вопросы Задать Эксперту При Экспертизе Стеклопакета

Стоит отметить, что экстрадиция может быть осуществлена и без наличия договоров или участия в международных конвенциях. Таким образом, институт выдачи преступников в международном праве предусматривает выдачу преступников при отсутствии соответствующих международных обязательств, если подобное предусмотрено законодательством запрашиваемого государства или его уполномоченные органы приняли подобное решение в ходе рассмотрения конкретного случая.

Как правило, в договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

В соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством выдача лица, совершившего преступление, осуществляется на основе взаимности (гл. 53 — 55 УПК). Это означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача. В ст. 464 УПК сформулированы основания отказа в выдаче лица для уголовного преследования или для исполнения приговора .
———————————
БВС РФ. 2003. N 10. С. 19 — 20; 2005. N 2. С. 13 — 14.

2. В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (ч. 2 комментируемой статьи). Так, например, государства — участники СНГ приняли 22 января 1993 г. Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам , где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы экстрадиции, имеются у России с рядом государств ближнего и дальнего зарубежья. Федеральным законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472; Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1997. N 2.

Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством России и запрашивающего о выдаче государства являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (одного года) или к более тяжкому наказанию.

Наряду с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» обязательство государства по защите и покровительству граждан получило свое развитие и уточнение в Федеральном законе от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»*(283). Согласно ст. 3 данного Закона, граждане России, проживающие за рубежом, относятся к числу соотечественников. Закон определяет содержание и основы политики Российской Федерации в отношении названной категории граждан. Содержание государственной политики представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 5 Закона). Законом предусматривается поддержка соотечественников в области прав и основных свобод человека и гражданина, в социальной сфере, а также в области культуры, языка и образования, информации.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

Согласно ст. 61 Конституции РФ и ст. 4, ч. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», российский гражданин не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Этот запрет учитывает и норма Уголовного кодекса РФ (ч. 1 ст. 13), в соответствии с которой граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдачи этому государству. Невыдача российских граждан не означает освобождение их от уголовной ответственности за совершение преступлений на территориях иностранных государств. Правоохранительные органы России обязаны возбудить уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в свершении преступлений на территории других государств и вернувшихся на территорию Российской Федерации. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражается ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.

Под выдачей понимается акт правовой помощи, содержание которого заключается в обязанности участников международного соглашения о выдаче осуществлять передачу лиц, обвиняемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства, для привлечения к уголовной ответственности. Такое понимание вытекает из содержания договоров о выдаче. По общему правилу договоры о выдаче устанавливают обязанность выдачи гражданина иностранного государства, содержат перечень преступлений, влекущих за собой выдачу, обстоятельств, исключающих выдачу, и возможного отказа в выдаче, определяют последствия невыдачи собственных граждан, регламентируют порядок заявления просьб о выдаче и процедур выдачи, закрепляют условия заключения под стражу и передачи лиц, подлежащих выдаче.

Установленный комментируемым положением Конституции РФ запрет на выдачу российских граждан другому государству следует отнести к нормам, обеспечивающим защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина. Запрет на выдачу российских граждан, по существу, воспроизводит правило о невыдаче собственных граждан, закрепленное многосторонними международными договорами (п. 1 ст. 2 Типового договора. Резолюция 45/116 ГА ООН от 14 декабря 1990 г.); региональными соглашениями (ст. 6 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г., ст. 57 Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.); двусторонними соглашениями о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (в частности, России с Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Кипром, КНДР, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом); двусторонними соглашениями, посвященными непосредственно вопросам выдачи, в том числе, экстрадиции преступников (например, ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.). Нормы о невыдаче собственных граждан включены также в договоры Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам со странами — бывшими республиками СССР (с Литовской Республикой (ст. 62) от 21 июля 1992 г.; с Республикой Кыргызстан (ст. 62) от 14 сентября 1992 г.; с Азербайджанской Республикой (ст. 61) от 22 декабря 1992 г.; с Латвийской Республикой (ст. 62) от 3 февраля 1993 г.; с Республикой Молдова (ст. 61) от 25 февраля 1993 г. и др.).

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), и передача лица, осужденного к лишению свободы, без отбывания наказания в другое государство

  1. лицо, подлежащее выдаче, является гражданином запрашиваемого государства (ст. 61 Конституции РФ);
  2. на момент получения запроса по законодательству запрашиваемого государства не может быть возбуждено уголовное преследование или приговор не может быть исполнен (например, при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 5 УПК);
  3. в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства имеются решения, вступившие в законную силу;
  4. преступление согласно законодательству запрашиваемого и запрашивающего государства преследуется в порядке частного обвинения.

Запрос о выдаче должен содержать:
а) наименование запрашиваемого учреждения;
б) описание деяния и текст закона запрашивающего государства, признающего деяние преступлением;
в) фамилию, имя и отчество лица, выдача которого запрашивается, его гражданство и другие сведения, обеспечивающие идентификацию личности, указание на причиненный деянием размер ущерба.

Россия не допускает выдачи другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в ней преступлением (ст. 63 Конституции РФ). Следовательно, в России действует принцип двойной криминальности, означающий, что лицо может быть выдано другому государству при следующем условии: деяние считается преступлением по законам как запрашиваемой, так и запрашивающей сторон.

Европейская конвенция содержит и другие основания, по которым запрашиваемое государство может отказать в выдаче. В частности, в силу правила «поп bis in idem» («нельзя за одно дважды») выдача не производится, если органы, осуществляющие судопроизводство, вынесли окончательное решение в отношении лица, требуемого в связи с преступлением, по поводу которого запрашивается выдача.

  1. выдача лица преследует цели привлечения его в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного производства либо исполнения приговора, вынесенного указанным судом или в указанном порядке; имеются основания полагать, что в ходе судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены гарантии, установленные ст. 14 Международного пакта о политических и гражданских правах;
  2. имеются основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос, было или будет подвергнуто пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания или что этому лицу не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные ст. 14 Международного пакта о политических и гражданских правах;
  3. исходя из соображений гуманности, имеются достаточные основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.
Вам будет интересно ==>  Инвентаризационная опись в бюджете 2023

Международное сотрудничество в сфере выдачи лица, совершившего преступление, для уголовного преследования или исполнения приговора

Направление запроса о выдаче лица на основе принципа взаимности осуществляется тогда, когда в соответствии с законами обоих государств деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым и за его совершение предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание – в случае выдачи лица для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев – в случае выдачи лица для исполнения приговора.

Порядок передачи выдаваемого лица регулируется ст. 467 УПК РФ. Российская Федерация уведомляет иностранное государство о месте, дате и времени передачи выдаваемого лица. Если данное лицо не принято в течение 15 суток со дня, установленного для передачи, то это лицо может быть освобождено из-под стражи. В случае если иностранное государство по обстоятельствам, не зависящим от него, не может принять лицо, подлежащее выдаче и уведомляет об этом Россию, то дата передачи лица может быть перенесена. В этом же порядке может быть перенесена дата передачи выдаваемого лица, если Российская Федерация по не зависящим от нее обстоятельствам не может передать лицо, подлежащее выдаче.

  • деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против ее интересов за пределами России;
  • за то же самое деяние, послужившее основанием для запроса, органы Российской Федерации осуществляют в отношении этого лица уголовное преследование;
  • уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос, возбуждается в порядке частного обвинения.

Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. О принятом решении указанные должностные лица письменно уведомляют лицо, в отношении которого оно принято, и разъясняют ему право на обжалование данного решения в суд. Решение о выдаче вступает в законную силу через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято. При обжаловании принятого решения выдача лица не производится вплоть до вступления в законную силу судебного решения. При наличии запросов нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица решение о том, какому государству произвести выдачу, принимает Генеральный прокурор РФ или его заместитель. О решении должностные лица в течение 24 часов письменно уведомляют лицо, в отношении которого оно было принято. Действующее законодательство предусматривает возможность обжалования решения о выдаче лица иностранному государству и судебной проверки его законности и обоснованности (ст. 463 УПК РФ). Решение Генерального прокурора РФ или его заместителя о выдаче может быть обжаловано в суд уровня субъекта РФ по месту нахождения лица, в отношении которого принято это решение, им лично или его защитником в течение 10 суток с момента получения уведомления.

При этом законодательство России предусматривает следующие правила: граждане России, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Такое положение предусмотрено и Конституцией РФ: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству» (ст. 61); иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации (ст. 13 УК РФ).

Механизм экстрадиции в уголовном праве России

  1. Преступление зафиксировано в области державы, запросившей обвиняемого.
  2. Преступление осуществлено против этой страны, нанесло ей весомый ущерб, вред.
  3. Преступник наделён гражданством этой страны либо не имеет гражданских обязанностей ни перед какой страной.

Экстрадиция в уголовном праве стала результатом понимания главами правительств разных стран потребности бороться совместно с нарастающей в мире преступной силой. Наличие потенциала скрыться от наказания на землях иного государства способно породить небывалый рост преступных деяний отдельными лицами против общества. Учитывая этот факт, политики пришли к выводу о необходимости задерживать и передавать для исполнения правосудия лиц, совершивших преступление на земле того государства, которое запросило выдать лицо, для отбывания им назначенного ему наказания. Данное правовое явление существует с древнейших времён, а в условиях растущей преступности получает всё большее распространение в отношениях между державами.

  • преступление, совершённое преступником, наказывается сроком не менее одного года заключения под стражу;
  • вынесенный приговор представляет собой лишение свободы на время большее, чем 6 месяцев.

Факт участия России в договорах о выдаче преступников, заключённых с несколькими державами либо между двумя сторонами, не лишает государство права самостоятельно решать, когда экстрадиция в уголовном процессе произойдёт, а когда нет. В УК и УПК РФ чётко оговорено, кто может быть выдан для преследования по уголовному обвинению или наказания по такому доказанному обвинению:

Преступники, совершившие незаконные действия на территории одной страны и надеющиеся скрыться от правосудия, покинув её, далеко не всегда могут рассчитывать на успех своего предприятия. Сегодня одной из форм взаимодействия между странами стал узаконенный правовыми документами институт выдачи преступника.

Можно Ли Выдать Гражданина Рф Другому Государству

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Часть 1 ст. 13 УК РФ устанавливает, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Закон, говоря о гражданине, совершившем преступление, исходит из того, что его поведение рассматривается в качестве такового уголовным законодательством не только иностранного государства, но и Российской Федерации. Часть 1 ст. 13 УК РФ, основывающаяся на ст. 61 Конституции РФ, не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств. Вопрос о преступности и наказуемости деяния в таком случае решается в соответствии с нормами УК РФ.

  1. если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;
  2. если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;
  3. когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.
  1. лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;
  2. лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
  3. в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;
  4. в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;
  5. имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

Институт выдачи одним государством лиц, совершивших преступление, другому иностранному государству (экстрадиция) давно известен международному праву. В этом случае государство, на территории которого находится преступник, по просьбе иностранного государства, ограничивая свою уголовную юрисдикцию в отношении этого лица, выдает его другому заинтересованному государству. Просьба о выдаче лица такому государству может основываться на том, что лицо является его подданным или совершило преступление на его территории, либо хотя и за ее пределами, но против интересов этого государства.

  • Россия;
  • Украина;
  • Беларусь;
  • Молдавия;
  • Армения;
  • Казахстан;
  • Узбекистан;
  • Китай;
  • Сирия;
  • Хорватия;
  • Черногория;
  • Босния и Герцеговина;
  • Азербайджан;
  • Грузия;
  • Киргизия;
  • КНДР;
  • Марокко;
  • Сербия;
  • Тунис;
  • Таджикистан.
  • не являются участником международных конвенций о взаимном сотрудничестве;
  • не заключили с Россией договор о взаимной помощи в борьбе с международной преступностью;
  • не признают нарушение преступлением;
  • находятся в геополитической конфронтации с Россией.
  • по закону нарушитель получит за преступление не менее одного года заключения или оно классифицируется, как особо тяжкое и подлежит уголовной юрисдикции;
  • выдаваемое лицо уже осуждено на срок не менее полугода на территории государства, не являющегося родиной преступника;
  • заинтересованное государство гарантирует, что нарушитель будет преследоваться и наказываться только за то преступление, которое указано на момент запроса;
  • заинтересованное государство гарантирует, что после освобождения из-под стражи выданный гражданин сможет беспрепятственно покинуть страну;
  • заинтересованное государство гарантирует, что правонарушитель не будет насильно выслан из страны или передан другому государству без разрешения страны, осуществившей экстрадицию.
Вам будет интересно ==>  Срок предоставления документов по требованию налоговой в 2023 году

Согласно Европейской конвенции от 1957 года запрещена выдача для последующего политического преследования. Такие лица поступают под защиту государства, откуда запрашивается экстрадиция. Гражданин, выданный по запросу, не должен подвергаться наказанию за преступления, не заявленные при запросе на выдачу.

Для осуществления экстрадиции заинтересованному государству необходимо подать запрос в страну, где находится преступник. После этого в течение 40 дней начнется рассмотрение дела о выдаче. Государство, выдающее затребованное лицо, действует согласно следующим пунктам:

2. Интерес государства в том, чтобы состав его граждан был определенным, заслуживает уважения, но должен быть согласован с положениями статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, в силу которых человек, его права и свободы — высшая ценность, а признание, соблюдение и защита этих прав и свобод — обязанность государства. Согласно статье 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации российский гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Кроме конституционного права на свое гражданство, граждане России имеют законный интерес и в отношении гражданства своих детей, которые в силу закона по общему правилу следуют гражданству своих родителей от рождения с правом не только приобрести, но и продолжать его впоследствии, принимать о нем иные решения и, во всяком случае, не подвергаться лишению российского гражданства. В силу статьи 15 Всеобщей декларации прав человека каждый имеет право на гражданство и никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его; согласно пункту 3 статьи 24 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства, а Конвенция о правах ребенка предусматривает, что ребенок имеет право на приобретение гражданства с момента рождения (пункт 1 статьи 7) и государства-участники обязуются уважать его право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как это 11 предусмотрено законом, не допуская противозаконного вмешательства (пункт 1 статьи 8).

О.В. Кухарев утверждает, что оспариваемые законоположения в их истолковании судами, рассмотревшими его дело, не соответствуют статьям 6 (часть 3), 17 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку ставят приобретение одними лицами (детьми) гражданства Российской Федерации по рождению в зависимость от того, какой порядок другие лица (их родители) ранее выбрали при оформлении своего российского гражданства (признание или регистрацию).

Тем же Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционным пункт «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в той части, в какой неопределенность его положений позволяет применять процедуру регистрации, т.е. приобретения российского гражданства, в отношении лиц, которые имеют на него право по рождению. Суд исходил из того, что признание их гражданства не требует от них каких-либо действий или вынесения о том какого-либо решения. Иначе говоря, такое признание не было обусловлено какими-либо определенно предписанными актами гражданина и государства — сторон устойчивой политико-правовой связи, образующей гражданство. И поскольку продолжение этой связи не поставлено в зависимость от процедур признания гражданства, постольку и урожденное в российском гражданстве лицо нельзя считать не состоявшим в этом гражданстве или отказавшимся от него, даже если оно по ошибке либо вынужденно прошло процедуру регистрации, которая представляла собой способ приобретения, а не признания гражданства и которая не могла прервать российское гражданство, если, конечно, лицо само не исключило возможность его продолжения (возобновления) при обстоятельствах, предусмотренных законом.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

Административные решения, действия и процедуры как таковые не могут определять судьбу конституционного права на российское гражданство, приобретенное по рождению. Иное противоречило бы статье 18 Конституции Российской Федерации, по смыслу которой процедуры и документальные формы не могут предрешать содержание прав и свобод человека и гражданина, но должны, напротив, им подчиняться, следовать их существу и обслуживать их, потому что права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей под защитой правосудия. В этом смысле регистрационное оформление не могло прерывать российское гражданство урожденных граждан с правоограничительными последствиями для них и для их детей.

Срок получения гражданства РФ по браку. Чтобы получить российское гражданство, второму супругу сначала нужно оформить РВП, потом — ВНЖ. И только потом ему выдадут паспорт РФ. Если сделать все быстро, от первого въезда в страну до российского гражданства пройдет 3 года.

  1. Заявление на гражданство РФ в двух экземплярах.
  2. Вид на жительство.
  3. Документы, подтверждающие доходы за год, предшествующий году подачи заявления. Например, справку 2-НДФЛ , справку с работы, трудовой договор, трудовую книжку или выписку из электронной трудовой книжки.
  4. Документ, подтверждающий владение русским языком.
  5. Другие документы, подтверждающие законные основания и соблюдение условий приобретения российского гражданства. Например, уведомление об особых заслугах перед отечеством.
  6. Три фотографии 3 × 4 см.
  7. Квитанцию об оплате госпошлины — 3500 Р.
  8. Документ, удостоверяющий личность, например паспорт иностранного государства. Также нужен его нотариальный перевод.
  9. Документ, подтверждающий смену фамилии, если меняли. Например, свидетельство о браке.

В России вопросами гражданства занимается Главное управление по вопросам миграции МВД и его территориальные подразделения. Заявление на гражданство РФ заявитель подает лично по месту своего жительства. В Москве документы подают в Многофункциональный миграционный центр. За границей — в дипломатическое представительство или консульство РФ.

  1. Не платить таможенные сборы при перевозке имущества в РФ.
  2. Временно проживать в России вне квот и оформить ВНЖ и российское гражданство в упрощенном порядке.
  3. Получать образование: дошкольное, общее, среднее и высшее.
  4. Получать медицинскую помощь.
  5. Получать социальное обслуживание.
  6. Получать помощь в поиске работы и трудоустройстве.
  7. Получить компенсацию расходов на переезд и госпошлин за оформление документов.
  8. Получить «подъемные» — деньги для обустройства.
  9. Получать ежемесячное пособие на время поиска работы и трудоустройства в размере прожиточного минимума — на срок не более 6 месяцев.
  1. Заявление на гражданство в двух экземплярах.
  2. Документ, который подтверждает законное проживание в РФ: миграционная карта, виза, РВП, ВНЖ.
  3. Документ, который подтверждает законный источник средств к существованию: справка с работы, трудовая книжка или выписка из электронной трудовой книжки.
  4. Решение комиссии о признании носителем русского языка.
  5. Если иностранец жил в РФ или бывшем СССР, понадобится подтверждающий документ: выписка из домовой книги, военный билет, архивные справки и т. п.
  6. Если родственники живут или жили в РФ или бывшем СССР, понадобится подтверждающий документ: свидетельство о рождении или браке, ВНЖ, выписка из домовой книги и т. п.

Функции дипломатических представительств Российской Федерации определяются Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. , а функции консульских учреждений — Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Действует также Консульский устав 1976 г. Россией заключены и многочисленные двусторонние консульские договоры и конвенции.

Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории запрашивающего государства.

Конституция и УК (ст. 13) запрещают и выдачу российских граждан другому государству. Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству с целью привлечения его там к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного там приговора.

Наиболее известный случай такого рода — высылка А.И. Солженицына в 1974 г. Иногда высылка граждан носила завуалированный характер: определенному лицу разрешалось выехать за границу, а затем во время его пребывания за рубежом его лишали гражданства и возможности возвращения на Родину.

Кроме того, часть 2 комментируемой статьи гарантирует гражданам РФ, находящимся за ее пределами, покровительство и защиту со стороны государства. Данные гарантии реализуются в деятельности дипломатических и консульских учреждений РФ в иностранных государствах.

Adblock
detector