Правовое регулирование деятельности органов предварительного следствия в системе мвд россии

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11. Следственный департамент возглавляет заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации — начальник Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации.

3. Деятельность органов предварительного следствия осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

14. Главные следственные управления (управления, отделы) министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации возглавляют соответственно заместители министров внутренних дел по республикам, заместители начальников главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации — начальники главных следственных управлений (управлений, отделов), которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации (за исключением лиц, замещающих должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации) по представлению соответственно министров внутренних дел по республикам, начальников главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации, согласованному в установленном порядке с заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации — начальником Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Следственные управления (отделы) линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных управлениям на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, возглавляют заместители начальников линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте — начальники следственных управлений (отделов), которые назначаются на должность и освобождаются от должности начальниками управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам по представлению начальников соответствующих следственных управлений (отделов) управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам.

5. Личный состав органов предварительного следствия включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания (далее именуются — сотрудники), федеральных государственных гражданских служащих и работников.

Система и структура предварительного следствия в органах внутренних дел РФ

Структуру органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации представляют:
— Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ;
— Главное следственное управление (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов РФ;
— следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и региональных объектах;

4) принимает участие в проведении по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся сферы деятельности Следственного комитета;

1) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета;

— Следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследова­ние уголовных дел о преступлениях особой важности;
— следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории;
— следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внут­ренних дел.

3) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

Составители судебных уставов видели одну из своих задач в отделении дознания от следствия и полагали при этом, что новый порядок расследования заключает в себе два весьма важных улучшения: « первое, что полиция, дабы не сообщать следователю неверных сведений, по необходимости должна будет сперва сама удостовериться в справедливости того, о чем доносит, а чрез то число неосновательных следствий значительно уменьшится, второе, что судебный следователь, не участвуя в первоначальных изысканиях и посему не увлекаемый первыми, иногда ошибочными заключениями и догадками о предполагаемом виновном, может беспристрастно, без всяких предубеждений, судить о вероятности возводимого на кого-либо подозрения».

Р.Д. Рахунов считает, что определение уголовно-процессуальной формы только как «порядка» может создать впечатление, что законодатель относит к содержанию процессуальной формы лишь некоторую, хотя и превалирующую, часть уголовно-процессуальных норм3. Сам же Р.Д. Рахунов определяет уголовно-процессуальную форму как регламентированные правом порядок, принципы и систему уголовно-процессуальной деятельности, установленные в целях достижения задач уголовного судопроизводства и обеспечения прав и законных интересов его участников.

Цели и задачи диссертационного исследования. Исследование имеет своей целью дальнейшее развитие теории уголовно-процессуального права путем разработки ряда новых и уточнения традиционных понятий указанной науки, комплексное исследование современного состояния организации и деятельности органов дознания, поиск наиболее важных и острых проблем, возникающих при осуществлении ими своей деятельности, разработка предложений и рекомендаций, направленных на повышение эффективности уголовного судопроизводства.

Ю.И. Стецовский считает, что процессуальная форма представляет собой совокупность установленных законом условий осуществления процессуальных действий5, которые, как добавляет Б.Т. Безлепкин, являются обязательными «. для всех без исключения участников процесса»6.

М.Л. Якуб определил процессуальную форму как условия и последовательность производства отдельных процессуальных действий и принятия решений. и условия производства по делу в целом, то есть все формы судопроизводства в их совокупности, в их системе как единое целое4.

1. Многоаспектность проблем повышения эффективности механизма государственного контроля за деятельностью ОПС обусловливает необходимость расширения и углубления исследований, связанных с: а) определением правовой природы и социального назначения (цели, функции, задачи) государственного контроля; б) реформированием системы ОПС; в) совершенствованием механизма госконтроля, формирующим его обоснованность и эффективность; г) использованием знаний об особенностях государственного контроля в этой сфере в передовых зарубежных странах; д) оптимизацией функциональной структуры контрольно-надзорных полномочий субъектов процессуального контроля; е) созданием системного институционального законодательства о следственных органах и о статусе следователей; ж) предложениями об изменении уголовно-процессуального законодательства, законодательства о прокуратуре.

3. Арутюнян Д.А. Проблема распределения функций в механизме государственного контроля за деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Тезисы выступлений и докладов адъюнктов и соискателей на научно-практической конференции 20 апреля 2007 г. – М.: Московский университет МВД России, 2007. – 0,2 п.л.;

2. Совершенствование механизма госконтроля в сфере предварительного следствия должно связываться с соответствующей его организацией, обеспечивающей соответствие требованиям правового демократического государства, системными правовыми изменениями ключевых элементов механизма государственного контроля (объекта и субъектов), направленных на оптимизацию их организационно-структурного и функционального построения и механизмов взаимодействия.

Указывается на то, что парламентский контроль не ограничивается рамками законотворчества. Он выражается, например, в возможности влияния при назначении на должность и освобождении от должности ряда высших должностных лиц (Генерального прокурора РФ, Председателя СК при прокуратуре РФ и др.), а через них опосредованно влиять на формирование и реализацию политики в решении организационно-управленческих вопросов в следственных органах. Кроме того, в работе рассматриваются обладающие контрольными возможностями и такие формы парламентского контроля, как направление парламентских (депутатских) запросов, парламентское расследование, проведение “правительственного часа”, проведение парламентских слушаний, ежегодные отчёты Правительства РФ и др.

Связь между эффективностью государственного контроля за деятельностью ОПС и эффективностью самой этой деятельности в том, что их связывает общность цели, обусловливаемая назначением уголовного судопроизводства. Однако при достижении этой цели они выполняют разные функции и используют отличающиеся средства и методы. Диалектика связи между ними выражается в том, что контроль, с одной стороны, вторичен по отношению к предметной деятельности ОПС, а с другой – первичен как одна из основных функций управления, от которого в определяющей мере зависит эффективность функционирования следственных органов.

Положение об органах предварительного следствия

Данный приказ издан в целях организации работы в органах внутренних дел Российской Федерации при выявлении веществ, в отношении которых имеется информация, позволяющая полагать об их воздействии на организм человека, схожим с воздействием наркотических средств или психотропных веществ, а также своевременного установления мер контроля в отношении указанных веществ в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.

Приказ МВД России от 27.12.2023 № 970 «Об утверждении Инструкции о порядке организации работы в органах внутренних дел Российской Федерации при выявлении веществ, в отношении которых имеется информация, позволяющая полагать об их воздействии на организм человека, схожим с воздействием наркотических средств или психотропных веществ»

1. Органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются — органы предварительного следствия) обеспечивают в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

12. Следственную часть Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу возглавляет заместитель начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу — начальник следственной части, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации.

Различия дознания и предварительного следствия не ограничиваются тем, что они осуществляются разными органами. Главное отличие органов дознания от органов предварительного следствия в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания не только не единственной, но даже не основной (за исключением органов внутренних дел).

Вам будет интересно ==>  Можно Ли Добиться От Пенсионного Фонда Перерасчет При Переходе С Пенсии По Потере Кормильца На Пенсию По Старости

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России, в структуре которых имеются соответствующие следственные подразделения. Следственные подразделения перечисленных ведомств, условно говоря, и составляют систему органов предварительного следствия.

Предварительное расследование является объективно необходимым. Органы расследования в силу своей разветвленности, близости к местам совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление, в кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства.

В советский и постсоветский период функция уголовного расследования нашла свое отражение в работах Н.С. Алексеева, В.В. Вандышева, В.М. Волженкиной, Л.В. Головко, А.П. Гуляева, В.Г. Даева, А.Я. Дубинского, Н.В. Жогина, З.З. Зинатуллина, С.М. Казанцева, Л.М. Карнеевой, А.М. Ларина, В.А. Михайлова, Я.О. Мотовиловкера, В.П. Нажимова, Р.Д. Рахунова, В.И. Рохлина, В.М. Савицкого, А.В. Смирнова, А.Б. Соловьева, М.С. Строговича, Ф.Н. Фаткуллина, А.Г. Халиулина, М.А. Чельцова, В.В. Шимановского, П.С. Элькинд, Н.А. Якубович и других.

Высоко оценивая труды указанных авторов, следует признать, что ряд проблем, связанных с содержанием и осуществлением уголовного расследования, остается до настоящего времени, несмотря на законодательное закрепление, дискуссионным. В связи с этим необходимо исследовать рассматриваемый институт уголовно-процессуального права применительно к новым историческим условиям, в свете идей осуществляемой правовой реформы России.

Дознание в органах внутренних дел

  • Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46).
  • Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47).
  • Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 47).
  • Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48).
  • Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48).
  • Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49). Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49).
  • Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49).
  • Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50).
  • При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50).
  • Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании и смягчении наказания (ч. 3 ст. 50).
  • Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51).
  • Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ч. 2 ст. 21).
  • Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22).
  • Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23).
  • Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23).
  • Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24).
  • Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25) и др.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 УПК «порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации». Из этого следует, что подзаконные нормативные акты не могут быть источником уголовно-процессуального права.

  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);
  • Всеобщая декларация прав и свобод человека (1948 г.);
  • Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.);
  • Конвенция СНГ о правовой помощи по уголовным делам (Минская конвенция) (1993 г.);
  • Европейская конвенция о выдаче (1957 г.);
  • Всеобщая декларация прав человека (1984 г.) и др.

Правовую основу деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации составляют Конституция РФ, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного расследования, нормативные правовые акты МВД России.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г., одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г., подписан Президентом РФ 18 декабря 2001 г. и был введен в действие с 1 июля 2002 г. УПК РФ основывается на положениях Конституции, соответствует ей. В ч. 3 ст. 1 УПК указывается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. При этом УПК воспринял и закрепил отдельные нормы-принципы международного права и положения Конституции. По характеру регулируемых общественных отношений УПК относится к числу отраслевых кодифицированных законов. УПК является сводным и систематизированным нормативным правовым актом, который конкретно, детально и полностью регулирует уголовно-процессуальную деятельность, а также отношения, складывающиеся между субъектами этой деятельности. Иными словами, УПК как нормативный правовой акт исчерпывающе содержит все нормы, подлежащие применению в сфере уголовного судопроизводства. Статьи УПК, содержащие уголовно-процессуальные нормы, расположены в логически согласованной системе, что обеспечивает наиболее оптимальный порядок уголовного судопроизводства. определяемый уровнем признания обществом ценности прав и основных свобод личности.

Функции управления органами предварительного следствия в системе мвд и субъекты их реализации

Отечественные исследователи классифицируют функции управления на не связанные с особой спецификой объекта управления и связанные с видом управленческой деятельности, зависимым от особенностей объектов управления. Ими выделяются следующие функции: целеполагание, организация, регулирование, активизация, контроль. Каждая функция управления подчиняется логическому алгоритму, четкой последовательности регламентированных действий.

В конечном итоге управленческие функции государственных органов определяются как юридически выраженные воздействия управляющего характера отдельно взятых государственных органов либо должностных лиц данных органов, которые они уполномочены осуществлять в отношении управляемых объектов или управляющих компонентов других систем.

Таким образом, под функциями управления органами предварительного следствия в системе МВД России следует понимать объективно необходимый самостоятельный комплекс взаимосвязанных и закрепленных в организационно-правовом статусе должностного лица либо органа действий и решений по оказанию воздействия процессуального и непроцессуального характера, направленных на упорядочение организационных связей между должностными лицами, федеральными государственными служащими, подразделениями органов предварительного следствия в системе МВД России для достижения поставленных перед ними целей.

Помимо предмета или направленности воздействия, содержания или организационно-регулирующих способностей, способа реализации или совокупности средств воздействия, важным представляется объем управленческой функции государственного органа, который определяет меру его участия в осуществлении целостной функции государственного управления. Объем управленческих функций обусловлен местом государственного органа в структуре всей управляющей подсистемы, масштабом его функционирования и компетенцией, а также сферой деятельности и перечнем объектов, находящихся в его подчинении, мерами и методами воздействия на них. Объем отграничивает пределы и роль этих органов в управлении общественными процессами.

В отечественной доктрине управления под функциями управления понимают специфические виды управленческой деятельности, обособившиеся в процессе разделения управленческого труда, выражающие его содержание в действии и направленные на достижение поставленной цели.

– анализирует следственную практику, организацию и результаты деятельности органов предварительного следствия; разрабатывает и реализует меры по повышению качества и сокращению сроков предварительного следствия, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы;

– в установленном порядке представляет в вышестоящий орган предварительного следствия сообщения по каждому факту освобождения задержанного лица в связи с не подтверждением подозрения в совершении им преступления и освобождения из-под стражи подозреваемого, обвиняемого при прекращении уголовного дела в отношении обвиняемых по реабилитирующим основаниям;

– организует взаимодействие следователей органов внутренних дел РФ с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции – с другими правоохранительными органами, министерствами, учреждениями и организациями;

Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного отдела.

– давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов прокуратуры. Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, которое осуществляется по большинству уголовных дел. Предварительное следствие создают следователи: Проведение предварительного следствия в системе МВД Украины возлагается на Главное следственное управление министерства, следственные управления (отделы) ГУМВД в Автономной Республике Крым, УВД областей, городов Киева и Севастополя, УВДТ, следственные отделы, отделения (группы) городских, районных, линейных органов внутренних дел, а также подразделения по расследованию преступлений, совершенных на закрытых объектах, которые функционируют в соответствии с действующим законодательством Украины. Функции органов предварительного следствия в системе мвд россии? При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий, следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Вам будет интересно ==>  Сроки подачи заявлений на возврат за квартиру в 2023г

Правовую основу деятельности органов предварительного следствия составляют Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, акты уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ, правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативные правовые акты МВД России.

Так, предварительное расследование, как форма собирания, оценки и проверки доказательств на досудебных стадиях уголовного судопроизводства имеет место в большинстве современных государств. В России предварительное расследование может осуществляться в двух процессуальных формах – в форме предварительного следствия и дознания.

Функциональные обязанности помощника следователя определяет руководитель органа предварительного следствия. Обязанности помощника следователя: Следователи подчиняются начальникам следственных отделов, которые контролируют действия следователей и принимают меры к более полному, своевременному и быстрому производству следствия по уголовным делам.

— Применение тех или иных мер принуждения процессуального характера к отдельным личностям. Нужно отметить, что сфера деятельности следственных органов МВД ограничивается общекриминальными правонарушениями, к числу которых относится большинство преступлений против личности, собственности, а также преступления в сфере экономики. Процессуальная деятельность органов предварительного следствия Министерства внутренних дел в большей своей части основывается на ключевых функциях, которые возложены на них. К числу данных функций относятся следующие, например: В соответствии со ст.

Приказ МВД России от 9 января 2023 г

1.9. Типовую структуру следственного управления (отдела) линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненного управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, следственного управления (отдела, отделения, группы) управления, отдела, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на части территории административного центра субъекта Российской Федерации, по закрытому административно-территориальному образованию, на особо важном и режимном объекте, следственного отдела (отделения, группы) линейного отдела, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, следственного управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, следственного отдела Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур» (приложение N 9).

4.2. Выделять для хранения вещественных доказательств и изъятых в ходе предварительного следствия материальных ценностей, исходя из их специфики, объемов и габаритов, помещения, в том числе отдельные специальные помещения, предназначенные для хранения предметов (средств, веществ), которые могут причинить вред другим предметам или для которых требуются особые условия хранения и (или) площадки, специально оборудованные для обеспечения их сохранности, контроля за размещением и перемещением на территории, закрытия доступа посторонних лиц. По согласованию с начальником следственного подразделения назначать лицо, ответственное за хранение и учет принятых вещественных доказательств и ценностей, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 г. N 449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам» 1 .

отдел — при штатной численности не менее 8 единиц, в структуре которого могут создаваться отделения, группы и может вводиться не более двух должностей заместителя начальника отдела, при этом вторая должность вводится при численности отдела не менее 12 единиц и совмещается с должностью начальника отделения;

2.4. Соотношение количества должностей старших исполнителей — старших следователей по особо важным делам, старших инспекторов по особым поручениям и приравненных к ним должностей к следователям по особо важным делам, инспекторам по особым поручениям и приравненным к ним должностям, а также количества должностей исполнителей — старших следователей, старших специалистов и приравненных к ним должностей к следователям, специалистам и приравненным к ним должностям устанавливается не более 1:1.

1.1. Типовое положение о следственном управлении (отделе) управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу 1 , следственном управлении (отделе) линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненного Министерству внутренних дел Российской Федерации 2 , главном следственном управлении (управлении, отделе) министерства внутренних дел по республике, главного управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иному субъекту Российской Федерации 3 (приложение N 1).

Если по уголовному делу предварительное следствие обязательно (круг таких дел определяется ч. 2 ст. 150 УПК РФ), то в их полномочие входит возбуждение уголовного дела и производство по нему неотложных следственных действий. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа по подследственности. После направления уголовного дела руководителю следственного органа, орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Кроме того, как руководитель следственного аппарата, начальник СК издает приказы по вопросам работы орга­нов предварительного следствия; запрашивает от них необходимые сведения и материалы; заслушивает отчеты их руководителей; проводит аттестацию сотрудников СК. В период отсутствия начальника СК его обязанно­сти исполняет первый заместитель или заместитель начальника.

Вследствие такого снижения статуса предварительного следствия отпала необходимость наделения следственного аппарата особыми процессуальными полномочиями и обеспечения его такой гарантией, как организационная независимость.
Поэтому в период до 1860 года расследованием преступлений занимались по сути неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, нижние земские суды и основанные в 1782 году управы благочиния. В более сложных делах оно поручалось особым чиновникам. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России, так называемой административной модели организации следственного аппарата.

– следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Кроме того, при начальнике Следственного комитета создан постоянно действующий орган – оперативное совещание, состав которого он утв Следственный комитет возглавляет начальник Следственного комитета при МВД России, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ.

1. Органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются — органы предварительного следствия) обеспечивают в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Правовое регулирование деятельности органов предварительного следствия в системе мвд россии

Правовое положение и полномочия дознавателя. Процессуальная функция дознавателя, проблемы ее реализации. Характеристика процессуальных и иных полномочий дознавателя. Обязательность исполнения указаний начальника подразделения дознания, начальника органа дознания. Основания и порядок обжалования дознавателем указаний начальника подразделения дознания, начальника органа дознания.

Субъекты обязательств, возникающих вследствие причинения вреда. Определение перечня вопросов и лиц, подлежащих допросу, в целях установления вреда, причиненного преступлением.
Тема 15.3.2. Обеспечение прав и законных интересов потерпевшего. Признание лиц гражданским истцом и гражданским ответчиком.

Правоохранительная деятельность как один из видов государственной деятельности; ее понятие, основные признаки, задачи и цели. Система государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Общая характеристика правоохранительных органов. Взаимодействие правоохранительных органов и координация их деятельности по борьбе с преступностью. Органы предварительного следствия: виды, система и компетенция. Соотношение предварительного следствия и дознания. Их общие черты, различия. Структура и основные функции следственных подразделений органов внутренних дел. Категории преступлений, подследственные следователям органов внутренних дел. Судебный, ведомственный контроль и прокурорский надзор за деятельностью следственных подразделений органов внутренних дел.
Тема 15.1.2. Правовое положение и полномочия следователя и руководителя следственного органа.

Следователь: понятие, общая характеристика правового статуса. Правовое положение и полномочия следователя. Процессуальная функция следователя, проблемы ее реализации. Характеристика процессуальных и иных полномочий следователя. Обязательность исполнения указаний начальника следственного органа. Процессуальная самостоятельность следователя: понятие, пределы, проблемы обеспечения и реализации.

Специализированные подразделения дознания в системе МВД России. Правовая основа деятельности подразделений дознания. Принципы организации системы специализированных подразделений дознания. Основные функции и задачи специализированных подразделений дознания.

Органы предварительного следствия в системе МВД России возглавляет

До 1860 года расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией. Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих установить и изобличить виновного. Оно разделялось на предварительное и формальное. Основной задачей первого являлось установление обстоятельств совершения преступления, а в ходе формального следствия выяснялось, действительно ли обвиняемый совершил преступление и подлежит ли он наказанию.

В дополнение к указу был издан «Наказ судебным следователям», регламентирующий их деятельность и устанавливающий порядок производства следствия. Контроль за следователями осуществлялся исключительно судами, которые могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователями предписания, отменять их распоряжения. Одновременно был введен в действие «Наказ полиции о производстве дознаний по преступлениям и проступкам».

13.11. Эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание кадров сотрудников органов предварительного следствия, повышение их квалификации и профессионального мастерства, соблюдение сотрудниками служебной дисциплины, создание нормальных социально — бытовых условий для работы.

Военные следственные управления возглавляют их руководители, назначаемые на должности и освобождаемые от должности, по которой предусмотрено присвоение воинского звания высшего офицера (от генерал-майора юстиции и выше), Президентом РФ, а также руководители, назначаемые на должности и освобождаемые от должности, по которой предусмотрено присвоение воинского звания старшего офицера (до полковника юстиции включительно), Председателем Следственного комитета. Руководители военных следственных управлений окружного звена имеют первых заместителей, заместителей, старших помощников и помощников.

Кроме того, как руководитель следственного аппарата, начальник СК издает приказы по вопросам работы орга­нов предварительного следствия; запрашивает от них необходимые сведения и материалы; заслушивает отчеты их руководителей; проводит аттестацию сотрудников СК. В период отсутствия начальника СК его обязанно­сти исполняет первый заместитель или заместитель начальника.

К нормативно-правовой базе, призванной обеспечивать защиту органами предварительного следствия конституционных прав и свобод человека и гражданина, безусловно, должны быть отнесены постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации по конкретным вопросам применения уголовно-процессуального законодательства на стадии предварительного расследования.

Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, объявляющие амнистию. Постановление Государственной Думы от 18 декабря 2013 г. N 3503-6 ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации»;

Международным сообществом разработаны правовые документы по основным ключевым вопросам уголовного правосудия, составившие свод его международных стандартов в области соблюдения основных прав и свобод личности. Все большее признание в мире верховенства международного права предполагает дальнейшее развитие национальных конституционных правовых систем на основе международных стандартов. Реализация этого процесса в России была заложена Конституцией Российской Федерации. Согласно части четвертой статьи 15, общепризнанные принципы и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эти положения непосредственно нашли свое выражение и в статье второй проекта Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой указанные принципы и правовые нормы международного права определены в качестве составной части права, регулирующего российское уголовное судопроизводство. В систему документов, создавших международные стандарты уголовного правосудия, входят: [1]

Вам будет интересно ==>  Налоговый вычет за обучение в 2023 году образец заполнения 3 ндфл

Идеи и доктрины, выражаемые в виде мнений ведущих ученых-юристов. Хотя в собственном смысле слова они и не образуют право, однако имеют большое значение в формировании модели правового регулирования взаимоотношений органов предварительного следствия и гражданина, чьи права и свободы первые вынуждены ограничивать в той или иной степени в ходе предварительного следствия. Чрезвычайно возросла роль доктрины в современных условиях, когда государство вынуждено вырабатывать и принимать адекватные меры к нарастанию вала преступности и эскалации преступного насилия, захлестнувших российское общество в последнее десятилетие.

В то же время, говоря о реализации органами предварительного следствия законодательных норм о защите прав и свобод человека и гражданина, следует отметить, что, несмотря на внесенные в Уголовный кодекс за 4 года его действия изменения и дополнения в 40 статей и принятие четырех статей вновь, сегодня отдельные его принципиальные положения как общей, так и особенной части нуждаются в существенной реконструкции. [18]

3.2. Информация по вопросам оперативно-служебной деятельности органов предварительного следствия может представляться в другие подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, иные правоохранительные и надзирающие органы лишь при прямом указании на это в законодательстве Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

2.4. Соотношение количества должностей старших исполнителей — старших следователей по особо важным делам, старших инспекторов по особым поручениям и приравненных к ним должностей к следователям по особо важным делам, инспекторам по особым поручениям и приравненным к ним должностям, а также количества должностей исполнителей — старших следователей, старших специалистов и приравненных к ним должностей к следователям, специалистам и приравненным к ним должностям устанавливается не более 1:1.

управление — при штатной численности не менее 26 единиц, в структуре которого создается не менее 3-х отделов и может вводиться не более двух должностей заместителей начальника управления, при этом вторая должность заместителя начальника управления совмещается с должностью начальника отдела;

3.5. Перечень информации по уголовным делам, представляемой руководителями следственных органов в Следственный департамент МВД России, определяется заместителем Министра — начальником Следственного департамента МВД России или его заместителями при делегировании им соответствующих полномочий.

отдел — при штатной численности не менее 8 единиц, в структуре которого могут создаваться отделения, группы и может вводиться не более двух должностей заместителя начальника отдела, при этом вторая должность вводится при численности отдела не менее 12 единиц и совмещается с должностью начальника отделения;

Подготовленный в Администрации Президента РФ законопроект исходит из двух взаимосвязанных положений. Во-первых, повысить роль, ответственность и возможность предварительного следствия путем централизации и объединения всех следователей в едином федеральном органе государственной власти. Во-вторых, укрепить авторитет и самостоятельность следователей, исключить административный контроль и вмешательство в их деятельность со стороны руководителей соответствующих федеральных органов власти, сохранив судебный контроль и прокурорский надзор, установленный действующим законодательством.

Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасиловании, бандитизме, организации преступных сообществ, о массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и о других опасных преступлениях.

Надзор за исполнением закона в деятельности начальника следственного отдела осуществляет прокурор. Указания прокурора, данные в установленном порядке, обязательны для начальника следственного отдела. Несогласие с ними и обжалование вышестоящему прокурору не приостанавливают их исполнения (ст. 127′ УПК).

По общему правилу предварительное следствие производится одним следователем. По сложным или большим по объему делам следствие может производиться несколькими следовате­лями (бригадный, или групповой, метод следствия). В таком случае один из них принимает дело к производству и руководит действиями других (ст. 129 УПК). Ему принадлежит оконча­тельное решение по всем наиболее важным вопросам, возникающим в ходе расследования. От его имени составляются все важнейшие процессуальные акты: постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение. Это не лишает остальных участников группы процессуальной самостоятельности; в отношении каждого из них действует правило, установленное ч. 2 ст. 127 УПК. Предусмотренные законом полномочия следователя принадлежат всем следователям независимо от их ведомственной принадлежности.

Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Система органов внутренних дел

Аналогичным образом решен вопрос о следственных подразделениях МВД России, которые на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»[30] выведены из органов внутренних дел. Однако ряд авторов по-прежнему включает их в структуру ОВД[31].

Министерство внутренних дел в России было законодательно оформлено и утверждено Манифестом Александра I от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении министерств»[41] в числе первых восьми министерств России[42]. За МВД с первых же шагов его деятельности закрепилась репутация влиятельнейшего центрального ведомства Российской империи. Министерство сосредоточило в своей структуре почти все службы внутреннего управления страной.

— обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, специальных грузов, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; обеспечивает совместно с ФСБ России охрану дипломатических представительств и консульских учреждений на территории России;

Одни авторы считают, что указанные понятия являются синонимами. Другие полагают, что понятие «правовой статус» следует использовать для абстрактной характеристики положения гражданина или организации в обществе, поскольку термин «правовое положение» чаще применяется для характеристики лица или организации в определенном круге общественных отношений[46].

В юридической науке вопросам, касающимся понятия органов внутренних дел как субъекта правоохранительной деятельности, его правового статуса и проблемам реализации последнего, уделялось значительное внимание[18]. В частности, подчеркивалось, что органы внутренних дел осуществляют властные полномочия в различных сферах нередко посредством применения принудительного воздействия на участников многочисленных подконтрольных отношений. Подобная возможность субъектов применения мер принуждения с необходимостью требует четкого определения их места в современной правоохранительной системе, объема и содержания компетенции по реализации соответствующих правовых средств.

Органы дознания в системе МВД России

5. Кузнецов А.Н. Уголовное процессуальное право. Часть 1 [Электронный ресурс]: избранные лекции/ Кузнецов А.Н., Маренков А.А., Джалалов А.П.— Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — 569 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26226.— ЭБС «IPRbooks». – Загл. с экрана.

5. Кузнецов А.Н. Уголовное процессуальное право. Часть 1 [Электронный ресурс]: избранные лекции/ Кузнецов А.Н., Маренков А.А., Джалалов А.П.— Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — 569 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26226.— ЭБС «IPRbooks». – Загл. с экрана.

2. Исаева Р.М. Расследование незаконного использования товарного знака [Электронный ресурс]: методические рекомендации / Р.М. Исаева, А.В. Кудрявцев, С.М. Куценко. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2012. – 48 с. – ЭБС «Электронный читальный зал». – Режим доступа: https://uui.bibliotech.ru/Reader/Book/2013121008481531980800003092. – Загл. с экрана.

2. Исаева Р.М. Расследование незаконного использования товарного знака [Электронный ресурс]: методические рекомендации / Р.М. Исаева, А.В. Кудрявцев, С.М. Куценко. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2012. – 48 с. – ЭБС «Электронный читальный зал». – Режим доступа: https://uui.bibliotech.ru/Reader/Book/2013121008481531980800003092. – Загл. с экрана.

1. Сборник терминов и определений, используемых в деятельности органов дознания [Электронный ресурс]: учебно-метод. пособие / З. З. Талынева, Э. Д. Нугаева.— Уфа: УЮИ МВД РФ, 2010.— 36 с. – ЭБС «Электронный читальный зал». – Режим доступа: https://uui.bibliotech.ru/Reader/Book/2013080217140164807900006449. – Загл. с экрана.

Руководство МВД России требует коренного улучшения информационной и аналитической работы на всех уровнях управления3 По существу улучшение результативности деятельности органов предварительного следствия находится в прямой зависимости от информационно-аналитического и телекоммуникационного обеспечения, которое обусловливает оперативность реагирования на заявления и сообщения о преступлениях и определяет деятельность по профилактике, раскрытию и расследованию преступлений4 И, тем не менее, в практической деятельности следователи, руководители следственных подразделений, затрачивая значительные силы и средства на добывание важных с их точки зрения сведений, пока не имеют возможности организовать эффективную работу с поступающей информацией, интегрировать ее с данными различных информационных систем Всевозможные нововведения продолжают служить старым целям, тогда как складывающаяся глобальная ситуация требует нового набора различных вариантов ценностных ориентиров В итоге допускаются просчеты и опоздания в реагировании на поступившую информацию

2 Тезисы выступления Министра внутренних дел Российской Федерации, генерала армии Р Г Нургалиева на Всероссийском совещании, посвященном 45-летию образования органов предварительного следствия в системе МВД России (4 апреля 2008 г г Москва) // Информационный бюллетень СК при МВД России — М, 2008, № 3(137) С 7, Материалы расширенного заседания коллеги МВД России — Вестник МВД России Спецвыпуск, № 2,2005 С 30

Актуальность исследования. В настоящее время заметны определенные тенденции по улучшению криминогенной обстановки в Российской Федерации, однако коренного улучшения деятельности на основных направлениях борьбы с преступностью добиться не удалось На расширенном заседании коллегии МВД России 5 февраля 2009 г Президент Российской Федерации Д А Медведев отметил « мы находимся в довольно сложной ситуации, в условиях влияния глобального финансового кризиса, который обострил проблемы безработицы и вообще те проблемы, которые существуют в социальной сфере нашей страны»1 Принимаемые меры по защите интересов личности, общества, государства от преступных и иных противоправных посягательств пока еще не адекватны ожиданиям общества и масштабам криминальной угрозы Рост преступности в стране оказывает негативное влияние на нравственно-политический климат в обществе, подрывает веру в способности государства обеспечить неприкосновенность законных прав и безопасность граждан

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении диссертации обосновываются выбор и актуальность, степень разработанности темы, выдвигается гипотеза, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования В рамках раздела раскрывается научная новизна, характеризуются теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту, отражаются степень апробации полученных результатов и возможность их использования в практической деятельности, научно-исследовательской работе и учебном процессе

Юридическое признание и закрепление информационно-аналитической работы, обеспечивающей деятельность руководителей органов предварительного следствия, имеет большое значение для укрепления чувства уверенности в правильности их действий С помощью правового регулирования создается четкий и устойчивый режим функционирования созданного механизма информационно-аналитического обеспечения деятельности, стабилизируются взаимосвязи и взаимодействие аппаратов следствия с иными правоохранительными структурами Именно на основе правовой регламентации может быть обеспечено сочетание стабильности и динамичности в работе по профилактике, раскрытию и расследованию преступлений

Adblock
detector