Предмет и метод права

Особенная часть строится по институтам как совокупность однородных групп правовых норм. К Особенной части относятся институты обеспечения занятости и трудоустройства, центральный институт трудового права — трудовой договор, институты, объединяющие нормы, которые регулируют другое вопросы трудовых отношений: рабочее время и время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантийные и компенсационные выплаты, трудовая дисциплина, охрана труда, затем располагаются институты, регулирующие отношения, непосредственно связанные, с трудовыми: материальная ответственность сторон, подготовка кадров и повышение квалификации, порядок разрешения трудовых споров, надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.

Трудовое право — отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, определяющие: порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, режим и меру труда и отдыха, правила по охране труда и другие трудовые и непосредственно связанные с трудовыми отношения.

Система отрасли трудового права разделяется на 2 части: Общую и Особенную. Общая часть включает нормы, распространяющиеся на все общественные отношения трудового права, нормы, определяющие основные принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников и работодателей, К Общей части относятся нормы Конституции РФ по указанным вопросам труда, нормы ч. 1-2 ТК РФ.

Система науки, учебного курса трудового права своим предметом и целью имеет изучение норм трудового права, их развития. Наука трудового права изучает не только российское, но и зарубежное трудовое право и международно-правовое регулирование труда, а также историю развития трудового законодательства.

Предмет права СО не является однородным, в него водят различные группы материальных правоотношений – это означает, что нет единого правоотношения по социальному обеспечению, в рамках которого можно было бы реализовать право на соц-ое обеспечение в полном объёме.

Отраслеобразующие факторы (не единственные конечно, если подходить к этим вопросам с позиций теории гос-ва и практики: преподаватель считает, что надо добавлять функции; массив законодательства; довольно высокая степень кодифицированности; общественная потребность в самост-ом регул-ии той или иной отрасли).

Предмет права СО – это совокупность имущественных социально-обязательственных отнощений между гражданами и органами СО по поводу, предоставления денежных выплат и оказания социальных услуг за счёт средств бюджета, внебюджетных социальных фондов в целях компенсации утраченного дохода или для оказания социальной помощи в случаях, законодательно закреплённых случаях, на безвозмездных или возмездно-неэквивалентных условиях, а также неимущественные отношения процедурного и процессуального характера.

Предмет и методы гражданского права

1. равенство участников гражданских отношении. Субъекты гражданского права — физические лица, юридические лица, государство и административно-территориальные образования — имеют равные основания возникновения, изменения и прекращения субъективных гражданских прав у их носителей независимо от материального и социального неравенства, от организационно-властной зависимости друг от друга, а также равные основания ответственности за гражданские правонарушения. Например, права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 ГК РФ), т. е. речь идет о равенстве правового положения участников гражданского оборота;

Принцип свободы договора означает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключеним случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (ст. 421 ГК РФ).

5. гражданская ответственность характеризуется тем, что имеет компенсационную направленность, отвечающую принципу полного возмещения убытков или вреда, т. е. воздействие оказывается не на личность правонарушителя как таковую, а на его или указанных в законе третьих лиц соответствующие имущественные сферы. Аналогичным требованиям отвечает защита личных неимущественных прав, которая предусматривает имущественно-стоимостные меры воздействия, например денежную компенсацию (п. 1 ст. 1101 ГК РФ). Иными словами, для гражданского права важны не штрафные меры, а восстановление имущественно- или личности о-право во го положения, которое существовало до факта правонарушения.

Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными — это отношения, которые возникают по поводу нематериальных благ — неотчуждаемых прав и свобод человека (жизнь, здоровье, честь, достоинство — ст. 150 ГК РФ). Такие объекты не могут быть предметом сделок, не могут передаваться от одного лица другому.

Гражданское право представляет собой базовую отрасль частного права, основанную на принципах частного права, некоторые из которых сложились ещё во времена римского частного права. Принципы гражданского права определены ст. 1 ГК РФ, а также конкретизированы в других статья ГК РФ и иных федеральных законах.

Понятие, предмет и метод конституционного права РФ

Несоглассованности по принципиальным вопросам недопустима: в этом случае право может опровергать само себя. Как отрасль российское КП включает нормы федеральной Конституции и ФЗ, относящихся к предмету КП, а также соответствующие нормы конституций, уставов и иных конституционных актов субъектов РФ.

1) она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т. д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства;

Конституционно-правовое регулирование осуществляется с помощью конституционно-правовых норм. Конституционно-правовые нормы – это выраженные в КРФ, законах, иных источниках общеобязательные правила должного или возможного поведения, защищенные принудительной силой гос-ва.

КП РФ занимает центральное место в системе отраслей права РФ. Нормы КП предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить конституционным. Зависимость иных отраслей права от норм КП подтверждается тем, что принятие новой Конституции обычно ведет к смене всего законодательства.

Конституционно-правовая ответственность – обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Понятие, предмет и метод международного права

Согласно универсальной теории правопреемства государств государство-преемник полностью наследует права и обязанности, которые принадлежали государству-предшественнику. Представители данной теории (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли) считали, что все международные права и обязанности государства-предшественника переходят к государству-преемнику, так как личность государства остается неизменной.

Наименование договора. Договоры могут носить различные наименования (например, соглашение, конвенция, собственно договор, протокол, декларация, устав, хартия и т.д.), однако в международном праве не существует общепризнанной классификации таких наименований. Какого-либо юридического значения наименование договора не имеет, поскольку соглашение под любым наименованием является договором, создающим права и обязанности для его участников.

Негативная теория правопреемства. Ее представитель А. Кейтс считал, что при смене власти в одном государстве на другую международные договоры государства-предшественника отбрасываются. Разновидностью данной теории является концепция tabula rasa, которая означает, что новое государство начинает свои договорные отношения заново.

Международный суд ООН находится в Нидерландах, в городе Гаага. Международный суд ООН состоит из 15 судей, которые избираются на девять лет, возможно их переизбрание. Членами Суда являются индивиды – судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств-членов и является высшим органом Совета Европы. Он принимает решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно два раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств членов Совета Европы. Консультативная ассамблея состоит из депутатов и их заместителей. Количество представителей от каждой страны зависит от численности ее населения. В ассамблее имеется пять фракций: демократы и реформаторы, демократы, либералы и социалисты.

Принципы права в современных условиях приобретают универсальное значение и наиболее отчетливо проявляются в области основных прав человека. Следует указать на три различных подхода к проблеме принципов права: традиционный (в частности, исламский), романо-германский и англосаксонский. В исламском шариате (т.е. предписания верующим, что они должны делать и чего не должны) является основным источником законодательства. В романо-германском подходе общие принципы права сложились как источник административного права. В странах англосаксонского права понятие общих принципов права исторически не сложилось. Дела в случае пробелов в праве изначально решались на основе принятых требований разума или прецедента, а также понятий о справедливости. Многие ученые считают, что невозможно дать исчерпывающий перечень основных принципов права.

4. Право — мера поведения, установленная и охраняемая государством. Тесная связь с государством отличает его от всех других видов социальной и технической регуляции. Итак, право, прежде всего, есть совокупность, а точнее, система норм. Это система норм, установленных или санкционированных государством. Право всегда выражает государственную волю. Это система норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Наконец, право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение (см.: Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 46-53). Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называются позитивным правом.

Если первый подход характерен для демократических государств, то второй — для антидемократических, тоталитарных. В СССР (до середины 80-х гг. н. ст.) преобладал этатический подход к правам человека; для демократического камуфляжа в законодательство (Конституцию) были введены разделы о пра-

Сила власти чаще всего основывается на страхе перед угрозой санкций. Но этот мотив непрочен, поскольку имеет тенденцию к постепенному ослаблению. Привычка повиноваться отличается определенной стабильностью, но действует до тех пор, пока не придет в противоречие с жизнью, когда люди замечают, что государственная власть изжила себя и недостойна повиновения. Интерес наиболее стабилен. Личная заинтересованность побуждает к добровольному выполнению распоряжений государственной власти и делает излишним применение карательных санкций. Подчинение государственной власти по убеждению с соблюдением определенных ценностных ориентаций имеет место ради целей более высоких, чем индивидуальный интерес. Это могут быть патриотические, нравственные, религиозные, общенациональные цели. Авторитет государственной власти формируется на базе общей заинтересованности субъекта и объекта власти, на особых способностях и даже таланте тех, кто стоит у власти.

Вам будет интересно ==>  Льготы матерям одиночкам в 2023 году в краснодарском крае

1. Теория государства и права широко использует философские категории, выработанные в течение длительного времени представителями этой науки. В свою очередь, философия в процессе своего развития опирается на тот материал, который вырабатывается теорией государства и права вместе с другими юридическими науками и который помогает ей формулировать общие понятия, связанные с государственно-правовым развитием общества.

Предмет и метод общей теории права

Предмет общей теории права и государства представляет собой систему общих закономерностей возникновения, развития и функционирования права и государства, а также иных закономерностей (экономических, политических, социологических), которые влияют на действие и развитие права и государства как явления общественной жизни. В то же время, совокупность явлений и процессов объективной реальности, которую изучает общая теория права и государства в процессе познания своего предмета, понимается как объект данной науки.

Общая теория права и государства как наука имеет своей основной целью приращение научного знания о таких социальных явлениях как право и государство на основе определенных методов, т.е. совокупности приемов, способов познания, творческое применение которых значительно увеличивает возможности познающего субъекта постигать истину, получать достоверные и объективные знания. Теория права и государства ставит задачу выработать и теоретически систематизировать объективные знания о праве и государстве, объективно, верно и по возможности полно раскрыть природу права и государства.

Метод – это необходимый компонент общей теории права и государства, представляющий собой целостную, сложную систему приемов, способов, используемых для познания предмета данной науки, раскрытия закономерностей функционирования и развития права и государства во всей их полноте и всесторонности.

а) Формально-логический метод заключается в изучении, комментировании, систематизации, толковании форм действующего права. Формальный метод представляет собой обязательную необходимую ступень в научном познании права и государства, т.к. помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученные знания ясным, вполне определенным образом. Этот метод позволяет формировать понятия, отражающие явления в целом либо отдельные общие стороны права и государства, выявлять свойства правовых и государственных явлений.

Методологияпредставляет собой учение о методах, особую науку, ставящую своей непосредственной задачей разработку и совершенствование системы приемов, способов научного познания. Например, методология права, будучи частью теории права или самостоятельной научной дисциплиной содержит знания о том:

Предмет и метод права

Совокупно эти отношения именуются гражданскими правоотношениями. Круг этих отношений чрезвычайно широк, поэтому важность гражданского права заключается еще и в том, что абсолютное большинство граждан постоянно участвует в тех или иных гражданских правоотношениях. Термин «гражданское право» происходит от римского jus civile — право граждан, регулировавшего имущественные и иные частные отношения с участием римских граждан (cives).

Метод правового регулирования определяется предметом правового регулирования, то есть теми общественными отношениями, регламентацию которых осуществляет право. Метод гражданского права представляет собой совокупность средств и способов, при помощи которых осуществляется правовое регулирование гражданских правоотношений. Исходя из природы гражданских правоотношений метод гражданского права должен базироваться на юридическом равенстве субъектов права, что предполагает инициативный, добровольный характер отношений между ними.

Гражданское право является одной из важнейших составных частей любой правовой системы и наиболее разработанной, системообразующей отраслью частного права. Как известно, право как отрасль образуют нормы, регулирующие соответствующие (отраслевые) общественные отношения. Нормы гражданского права регулируют отношения, складывающиеся между гражданами, организациями и государством по поводу различных материальных благ (имущества, работ, услуг, прав на результаты интеллектуальной деятельности), а также отношения по защите нематериальных благ (жизни и здоровья, чести и достоинства и т. д.).

При рецепции римского права этот термин был заимствован всеми европейскими правопорядками, преимущественно без его перевода, и теперь дословно означает «цивильное право» (например, англ. — civil law, нем. -Zivilrecht, фр. — droit civil). В России для обозначения самой отрасли права и сопутствующих ей понятий используются переведенные на русский язык термины («гражданское право», «гражданский оборот» и т. д.), а первоначальный — для обозначения науки гражданского права («цивилистика») и связанных с ней понятий.

Гражданское право предоставляет субъектам права возможность самостоятельно определять характер и содержание взаимоотношений между ними, что выражается в преобладании диспозитивного регулирования, позволяющего субъектам основывать свое поведение преимущественно на собственном интересе. Ни одна из сторон в гражданском правоотношении не может предопределять поведение другой стороны в силу своего публичного статуса, поскольку участники гражданских правоотношений изначально признаются равными друг другу и обладающими одинаковым объемом прав и обязанностей.

Первый метод означает на специфику такого правового регулирования, при котором любые требования носят рекомендательный характер, то есть правовое регулирование основывается на правосознание субъектов права. При императивном методе применяются властные полномочия субъектов права, например, международных организаций, при котором субъекты права обязаны исполнять все требования, которые выдвигаются в отношениях них. Соответственно, у любых субъектов права имеются права и обязанности, то есть они обладают правоспособностью, дееспособностью, также имеется деликтоспособность, то есть способность отвечать за совершенные правонарушения.

Отдельные особенности данной отрасли права проявляются в сфере действия международных норм права, которая регулирует широкий круг правоотношений, в том числе и между государствами, выступающими в качестве субъектов международного права. Определенные особенности имеют обычаи международного права, особенности отношений субъектов, источники, а также специфика правового регулирования общественных отношений в данной сфере.

При этом область международного права выступает в качестве одной из наиболее сложных отраслей права, далеко не всегда освещенных в юридической теории. В данной сфере имеется множество проблем и противоречий, а также пробелов, которые требуют регулирования либо путем принятия новых нормативных актов, либо путем проработки международно-правовых принципов. Некоторые проблемы в данной сфере получают весьма неоднозначную трактовку, что связано, прежде всего, с тем фактором, что международное право имеет тесную связь с международной политикой. Такая позиция только осложняет ситуацию в данной сфере.

Несмотря на наличие различных методик правового регулирования международное право выступает в качестве самостоятельной и цельной правовой системы. В то же время, основываясь на нормах Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры выступают лишь в качестве составной части правовой системы России, при этом, обладая приоритетом по отношению к национальному законодательству, международные нормы не обладает приоритетом по отношению к нормам Конституции. Однако даже такое положение порождает значительные дискуссии в сфере международного права.

Также необходимо учитывать необходимость защиты прав и свобод человека и гражданина на территории всех государств. Если выявляется нарушение государством прав и свобод человека и гражданина, несмотря на то, что нарушение происходит внутри государства, оно должно нести ответственность за содеянное, а нарушенные права и свободы должны быть в обязательном порядке восстановлены.

2. метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Так, процесс познания формы государства может двигаться от абстракции «форма государства» к ее видам — форме правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных форм. При подобном подходе познание формы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие «форма государства» начнет обогащаться конкретными признаками и особенностями. При движении мысли от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенности, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правонарушения.

Предметом науки теории государства и права служат многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Но и в этом случае государство и право рассматривается в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другими общественными феноменами. Причем теорию государства и права интересует не только социально-экономическая обусловленность государственных и правовых явлений, но и возрастающее влияние последних на экономику, социальную и духовную жизнь общества.

4. системный метод познания. Любая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество. Государство и право по своей сути, по структуре — сложные, системные явления. Основными элементами первого выступают органы государства, второго — нормы права. В целом же государство как важнейший политический институт входит наряду с другими политическими институтами в политическую систему, а право — в нормативную систему общества.

1.формально-юридический метод. Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т.п.— все это конкретные проявления формально-юридического метода.

В литературе обычно выделяют два критерия классификации функций права – внешний и внутренний. По внешнему критерию выделяют политическую, экономическую и идеологическую функции. По внутреннему – регулятивную (регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую) и охранительную.

Отрасль формируется из правовых норм через правовые институты, под которыми понимается обособленная совокупность юридических норм, регулирующая однородную группу общественных отношений в рамках отрасли права. В праве существует понятие комплексного института, то есть группы норм, которые хоть и относятся к разным отраслям права, но регулируют однородные общественные отношения (например, институт собственности).

Политический режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он охватывает все основные части политической системы общества – не только элементы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций.

Вам будет интересно ==>  Единовременная выплата на рождение ребенка в 2023 году в москве

Таким образом, отрасль права определяется как совокупность взаимосвязанных, обособленных юридических норм, регулирующих при помощи специфического метода большой круг общественных отношений, обладающих внутренним единством и качественным своеобразием.

7. Принцип юридической ответственности только за виновное противоправное деяние предполагающий, что юридическая ответственность не может возникнуть и реализоваться путем наказания субъекта права, если последним не совершено правонарушение, прямо предусмотренное в нормативном акте.

Предмет и метод философии права; Определение предмета философии права

Сформулированное нами понимание предмета правовой философии с либертарно-правовой точки зрения имеет также общее значение в плане выявления, уточнения и определения когнитивно-семантического момента, общего для различных правовых доктрин, выражения их профессионального единства как различных концепций такой общей и единой науки (научной и учебной дисциплины), как правовая философия. Таким общим моментом, имеющим субъектообразующее значение для всей философии права (для всех ее концепций, направлений, версий и вариантов), является понимание права в целом как сущности и как явления, т.е. теоретическое разграничение в праве конкретной правовой системы объективной природы (т.е. сущности права, независимой от воли законодателя и вообще от субъективного фактора) и явления права, зависимого от субъективного фактора (воли и мнения законодателя, усмотрения или произвола чиновничьей власти и т.п.).

Такое понимание сущности права дает основание наполнить приведенные выше определения предмета философии права следующим образом: Объектом философии права является формальное равенство и формы его проявления. Поскольку всякое равенство в социальной (в том числе правовой) сфере является именно формальным равенством, приведенное выше определение можно сформулировать в более краткой форме: Объектом философии права является принцип равенства и формы его проявления.

Противоположной позиции придерживаются представители легизма (от lex — закон). В своих позитивистских и неопозитивистских доктринах права они отрицают не только естественное право, но и объективный характер права вообще, который не зависит от воли законодателя, власти государства. Для легистов закон — это право (позитивное право), которое является реальным правом именно в силу своего официально-авторитарного, обязательного характера.

Существенная особенность такого разграничения и соотношения сущности и явления в сфере права обусловлена тем, что научно постигаемая сущность права (право как сущность) имеет объективный характер, а право как явление носит официально-авторитарный (и в этом смысле субъективный) характер, зависит от воли, усмотрения и возможного произвола субъектов официальной власти. Таким образом, закон (позитивное право), т.е. то, что установлено в официально-властном (государственном) порядке и считается обязательным правом, может как соответствовать сущности права (т.е. быть правовым явлением, юридическим правом, выражением правовой сущности), так и противоречить этой сущности (т.е. быть неправовым явлением, незаконным, ложноправовым, нарушающим, противоправным правом).

Приведенные краткие определения содержат лишь наиболее важные и существенные признаки предмета философии права, полное освещение которых дано в общей концепции, представляющей собой форму систематического рассмотрения и раскрытия данного предмета. Далее нами рассматриваются основные положения данной либертарно-правовой концепции правовой философии — в общем контексте мировой и отечественной философии, в соотношении с другими философско-правовыми концепциями прошлого и настоящего.

Предмет и метод образовательного права

Образовательное право –это комплексная отрасль права, система правовых норм различных отраслей права, регулирующих педагогические отношения, возникающих в рамках образовательного процесса между обучающимся и образовательным учреждением (педагогом, воспитателем, преподавателем).

Предмет регулирования – общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Субъектами, участниками правоотношений, являются физические лица — граждане, иностранцы, лица без гражданства как участники правоотношений и юридические лица — образовательные учреждения, органы управления образованием, местные органы самоуправления и т. д.

2. для несовершеннолетних обучающихся правоспособность возникает в разное время для разных видов образования. При этом переход на следующий уровень связан не столько с возрастом, сколько с уровнем овладения знаниями. Начальное образование возможно с 6,5 до 8 лет и даже ранее.

Проблемы данного курса могут быть объектами изучения с разных мировоззренческих позиций. Теоретическими источниками всемирной концепции прав человека были духовные ценности мировых религий, либеральные и социалистические политические учения, различные философские концепции (кантианство, гегельянство, экзистенциализм и др.), нравственные принципы Льва Толстого, Альберта Швейцера и других великих гуманистов, произведения писателей, художников. В юридической науке значительную роль в формировании современных представлений о правах человека сыграла теория естественного права. Но надо сказать, что и ученые, относящиеся к школе юридического позитивизма, внесли заметный вклад в разработку этой проблемы. Особое значение в формировании идей прав человека имела общественная деятельность таких выдающихся правозащитников, как Вольтер, Э. Золя, В.Г. Короленко, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, М.Н. Рютин, А. Сахаров. Методология учебного курса «Права человека» предполагает отказ от догматического мышления, искусственных идеологических схем. Проникнутая идеями высокого уважения к человеческому достоинству, она, разумеется, несовместима с фашистскими, расистскими и иными человеконенавистническими реакционными теориями.

Вторая часть курса — теория прав человека, т.е. научное обобщение и интеграция этических, философских, религиозных, политических, правовых, экономических учений о сущности достоинства человека и его прав. Здесь рассматривается содержание современной всемирной концепции прав человека, анализируются основные теоретические источники, в частности религиозные учения, юридическая теория школы естественного права, либерально-демократические теории, социалистические учения о втором поколении прав человека. Особое значение имеет юридический анализ содержания прав человека, изучение структуры их гарантий и процедур.

Наконец, третья часть курса посвящена практике прав человека. Речь идет о сложном, противоречивом процессе их претворения в жизнь, как в планетарном, так и внутригосударственном аспекте. В этой части курса анализируются международно-правовые акты, законодательство отдельных государств, правозащитное движение, правоприменительная практика. В частности, дается оценка известным судебным процессам, сыгравшим существенную роль в утверждении идеи прав человека. Например, в делах Каласа (XVIII в.) и Дрейфуса (XIX в.) во Франции, Джо Хилла (XX в.) и Даниэля и Синявского (XX в.) в СССР отмечаются как позитивные факторы, связанные с победами человечества в борьбе против рабства, угнетения и эксплуатации, так и негативные, препятствующие реализации прав человека.

Учебный курс строится на принципах научной объективности. Это предполагает добросовестное изложение и беспристрастную оценку всех фактов, относящихся к вопросам курса, отказ от предвзятых односторонних подходов к проблемам, описание реальной ситуации с обеспечением прав человека во всем мире и в отдельных странах и т.д.

Методология учебного курса «Права человека». В политике, науке и других сферах общественной жизни утвердились три основных подхода к проблеме прав человека. Первый ясно сформулирован Всемирной конференцией по правам человека, проходившей в Вене в 1993 г.: «Права человека: знать их, требовать их, защищать их». В современных условиях многие государства, миллионы людей во всем мире признают ценность прав человека и выступают в их поддержку. Второй подход к проблематике прав человека, характерный для значительной части общества, проявляется в неверии, разочаровании, скептическом отношении к возможностям осуществления указанных прав на практике. Особенно это относится к странам, где существуют серьезные трудности с реализацией прав человека.

Предмет и метод гражданского права

Гражданское право управляет основными видами собственности, ее содержанием, порядком ее осуществления и основанием для этого, а также отношениями гражданского оборота и другими отношениями, связанными с имуществом во всех областях жизни общества. Причем регулирование этих отношений осуществляется, опираясь на праве субъектов самостоятельно распоряжаться своим имуществом, на автономности их воли и равенстве. Такое управление полностью совпадает с правилами сложившейся рыночной экономики и демократическим строем.

Одновременно с этим гражданское право касается и вопросов неимущественных личных отношений, при этом они не обязательно связаны с имущественными. Гражданский кодекс РФ относит к ним отношения в области научных открытий и авторства, и другие, строящиеся тоже на основе автономности воли, равенстве и свободе распоряжаться имуществом, то есть на всем том, что соответствует методу гражданского права.

Одна из основных сфер, которую регулирует гражданское право, – это деятельность предпринимателя. В кодексе она определяется как такая, которая совершается самостоятельно, на собственный риск, и направлена на получение от продажи товара, выполнения определенного вида работ или использования имущества стабильной прибыли теми лицами, которые зарегистрированы в качестве предпринимателей в соответствии с порядком, установленным законом.

Предмет и метод гражданского права указывают на то, чем управляет эта отрасль науки и каким образом она это делает. А регулирует она в основном те отношения, объектом и содержанием которых являются ценности и блага материальные, имеющие денежный эквивалент (то есть имущественные).

Предмет и метод гражданского права также охватывает в некоторой степени и отношения, известные как организационные. И именно в той степени, в какой они нужны для установления и функционирования отношений как имущественных, так и неимущественных личных. В том числе и в сфере деятельности предпринимателей. Их важность проявляется, когда дело касается заключения договоров, оформления наследства или доверенности.

Предмет и метод образовательного права

5) отношения между образовательным учреждением и обучающимися (их законными представителями) по поводу поступления, приема в образовательные учреждения, организации учебного процесса, аттестации и т. д. В этом блоке можно увидеть внутреннее деление. Например, некоторым категориям граждан предоставляются льготы при поступлении в учреждения профессионального образования (инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей и др.), предоставляются социальные стипендии. Таким отношения включаются в предмет права социального обеспечения. Получили большое распространение отношения по возмездному оказанию образовательных услуг, которые регулируются нормами гражданского права.

Характер юридических последствий для субъектов образовательного права неоднороден. Могут возникать как позитивные последствия (повышение образовательного уровня, получение диплома и т. д.), так и негативные (лишение лицензии, отчисление из учебного заведения и т. д.). Особенности юридических санкций в образовательном праве обусловлены тем, что в отношении детей неприменимы санкции, действующие в отношении совершеннолетних. Меры принуждения, главным образом, применяются с целью реализовать функции воспитания. Основными методами воздействия на поведение и сознание детей являются убеждение, поощрение[2].

Вам будет интересно ==>  Судебная практика о назначении компенсации в возмещении вреда вдове инвалида чернобыльца

4) отношения между образовательным учреждением и преподавателями, регулируемые нормами трудового права. Принцип единства и дифференциации правового регулирования труда проявляется в этой сфере таким образом, что помимо общих правил, регулирующих труд всех работников, устанавливаются специальные правила, позволяющие учесть особенности труда отдельных категорий работников. Работники образовательных учреждений могут быть поделены на следующие группы: профессорско-преподавательский (педагогический ) состав, учебно-вспомогательный персонал (методисты, лаборанты) и технический персонал (уборщицы, рабочие). Специальные правила регулирования трудовых отношений установлены только для преподавателей образовательных учреждений, поскольку они осуществляют воспитательные функции, основные функции образовательного учреждения. Например, для них установлены дополнительные основания увольнения, льготы в области режима труда и отдыха и т. д. Остальные две категории работников образовательных учреждений подчиняются общим правилам регулирования трудовых отношений.

Особенности названного договора некоторые ученые рассматривают как основание для признания его особым видом договоров, не регулируемым нормами гражданского права. Так, В.И. Шкатулла полагает, что договор на образование (по его терминологии), не охватывается нормами гражданского, административного, трудового права. Не вызывает возражений, что административное и трудовое право не регулируют эти отношения, но «отстранить» гражданское право от их регулирования вряд ли возможно. В.И. Шкатулла мотивирует свою позицию так. «Договоры с участием потребителей-граждан относятся к категории публичных и на них распространяется режим, установленный ст. 426 ГК РФ, – режим публичного договора. Договор на образование не регулируется гражданским правом в силу следующих причин:

Основанием возникновения правоотношений чаще всего служит юридический состав, т. е. совокупность юридических фактов. Например, это могут быть документы о результатах вступительных испытаний, решение комиссии о рекомендации к зачислению, приказ ректора о зачислении в вуз и др. Таким образом, обязательным юридическим фактом для возникновения образовательных правоотношений является административный акт (приказ администрации вуза о зачислении и т. д.), но может быть наряду с ним и договор об оказании образовательных услуг. Полагаем, что такой договор регулируется нормами гражданского права (а именно главой 39 ГК РФ). Предметом договора является образовательная услуга. Но сложность характеристики договора обусловлена тем, что во взаимном положении сторон договора есть признаки и равенства, и подчинения. Здесь имеет место ситуация, подобная той, что возникает при заключении трудового договора: в момент заключения стороны независимы друг от друга, но затем обучающийся подчиняется правилам внутреннего распорядка, выполняет распоряжения администрации, должен сдавать экзамены и т. д. Таким образом, помимо обязанностей по оплате услуг у обучающегося в такого рода отношениях существует и комплекс обязанностей, связанных собственно с получением образования. Важно подчеркнуть, что обязанности по оплате обучения могут возлагаться на законного представителя обучающегося (если он выступает стороной договора) или организацию, которая заключила договор о подготовке специалиста с профессиональным образованием. Но обязанности личного и организационного характера (подчинение требованиям внутреннего распорядка, соблюдение распоряжений администрации, выполнение образовательной программы и т. д.) могут и должны быть реализованы самим обучающимся.

Понятие, предмет и метод трудового права

Конституцией РФ гарантируется гражданам право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В Российской Федерации труд свободен, принудительный труд запрещен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

· сочетание централизованного и локального регулирования (централизованный порядок – устанавливает лишь минимальный уровень гарантий трудовых прав, а при локальном порядке на производстве за счет собственных средств установленный законодательством уровень гарантий может повышаться);

· Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Как основной закон России, нормы которого имеют прямое действие и применяются на всей территории страны, Конституция занимает самое высокое положение в системе источников хозяйственного права. Конституционные нормы формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы, а так же устанавливают их гарантии.

Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях. В силу этого правовое регулирование приобретает итеративный характер. С установлением реальных хозяйственных отношений производится отбор правовых норм, которыми руководствуются субъекты этих отношений и, таким образом, определяется одна из альтернатив правоотношений. При этом может потребоваться корректировка реальных хозяйственных отношений. Целесообразно при формировании пары (реальные хозяйственные отношения, хозяйственные правоотношения) сформировать ряд альтернатив и выбрать наиболее рациональную из них. Далее в соответствии с выбранной альтернативой необходимо включить сформированные правоотношения в комплексный механизм управления и определить управляющие воздействия мотивационного, экономического, организационно-административного и политического характера. Чем шире и разнообразнее совокупность факторов, присущих реальным хозяйственным отношениям, тем разнообразнее должна быть природа воздействий. Искусство формирования конкретного механизма управления является важнейшим достоинством менеджера и требует от него определенных качеств. Овладение этим искусством возможно лишь в том случае, если менеджер освоит метод синтеза основополагающих категорий управления в сложные категории.

Наряду с индивидуальным и частным допускается коллективное предпринимательство. В роли коллективных предпринимателей (партнеров) выступают объединения граждан, использующие как собственное, так и приобретенное на законном основании имущество. Официальный статус предпринимателя приобретается посредством его государственной регистрации либо как участника индивидуального предпринимательства (без применения наемного труда), либо как предприятия (с допустимым привлечением наемного труда в рамках, определяемых законом). Предприниматель может выступать при этом и как физическое, и как юридическое лицо.

Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути — неизбежный удел предпринимателя. Поэтому он вечно спешит и ему никогда не хватает времени, он редко различает рабочие и выходные дни, рано встает и поздно ложится спать, пытается делать несколько дел одновременно. Спокойная, тихая размеренная жизнь не ассоциируется с обликом предпринимателя.

· Федеральные конституционные законы, раскрывающие и детализирующие основные положения Конституции РФ. Наиболее важными являются ФКЗ «О судебной системе РФ», «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», которые определяют систему судебных органов, обеспечивающих защиту нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательского права.

В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Второй тип определений объединен концепцией непозитивизма. Ее постулаты: право и закон различаются, причем закон рассматривается как форма, а право как содержание; право верховенствует над законом, который может быть и неправовым; право первично по отношению к государству, которое должно право «найти» и формализовать в источнике права (судебный прецедент, нормативный правовой акт, договор нормативного содержания и другие). Сущностью права являются: система естественных, неотъемлемых прав человека, существующих независимо от воли государства и выражающих меру социальной свободы человека. Закон должен быть вместилищем для естественного права. Право явление догосударственное и дозаконотворческое.

Нарушение принципов правотворчества ведет к деформации и разрушению системы норм позитивного права и надлежащей иерархии его источников, порождает существенные коллизии в нормативно-правовом материале, наносит значительный ущерб правовой регуляции в целом.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

Предмет и метод права

Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).

§ 2. Понятие финансового права и его предмет Для уяснения понятия финансового права имеет смысл сделать небольшой экскурс в историю, что позволит не только удовлетворить познавательный интерес, но и наглядно продемонстрировать столкновение самых, казалось бы,

Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

4.1. Понятие информации и методы ее обработки Что такое информация В свое время знаменитый британский государственный деятель Бенджамин Дизраэли подметил, что, «как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией». Понятно, что эту самую

Adblock
detector