Надо Ли Включать Услуги Экспертизы В Сумму Иска По Осаго

Советский районный суд Красноярска удовлетворил иск, постановив взыскать со страховщика 285 тыс. р. При этом суд указал, что лимит ответственности страховщика по ОСАГО, равный 400 тыс. р., исчерпан (в совокупности с произведенной ранее страховой выплатой). Поэтому во взыскании компенсации расходов в 15 тыс. р., связанных с оплатой экспертизы в ООО «Инкомоценка», было отказано.

В июне 2023 г. владелец поврежденной машины уступил право требования иному физлицу. Последнее обратилось к страховщику с претензией о доплате страхового возмещения в размере 285 тыс. р., но получило отказ и подало иск к ЗАО СК «Сибирский спас» в Советский районный суд Красноярска.

Затраты автовладельца на проведение экспертизы, результаты которой признаны судом, являются убытками, причиненными ненадлежащим исполнением обязанностей страховщиком, и подлежат взысканию со страховой компании без учета лимита ответственности по договору, решил Верховный суд РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда согласилась с решением суда первой инстанции. Она указала, что независимая экспертиза была проведена по инициативе потерпевшего до истечения 5 дней, отведенных законом об ОСАГО страховщику для осмотра поврежденного транспорта и организации им независимой технической экспертизы. В подобных случаях суммы без учета лимита ответственности по ОСАГО подлежат взысканию лишь при отсутствии ответа страховой организации на требование о выплате страхового возмещения, отмечается в решении.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ не согласилась с данным выводом. Она обратила внимание на то, что затраты на экспертизу в ООО «Инкомоценка» фактически являются убытками, причиненными ненадлежащим исполнением обязанностей страховщиком. Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, указывается в определении Верховного суда. Поэтому в данном случае расходы на независимую экспертизу подлежат взысканию со страховщика без учета лимита ответственности по договору. В определении Верховного суда отмечается, что время проведения независимой экспертизы (до или после обращения в страховую компанию) правового значения не имеет.

ВС пояснил, когда судебную автоэкспертизу признают незаконной

В феврале 2023 года в BMW 750Li Тимофея Саланова* врезался ВАЗ 21074. Водителя «Жигулей», который был застрахован в АО «Группа Ренессанс Страхование», признали виновником ДТП. Поэтому владельцу иномарки страховщик выплатил 80 365 руб. на ремонт. Потерпевшему сумма показалась слишком маленькой, и он заказал независимую экспертизу, по результатам которой ущерб оценили в 473 647 руб.

В апреле 2023 года Саланов написал претензию в АО «Группа Ренессанс Страхование». Он приложил оценочное заключение и попросил не только доплатить недополученное страховое возмещение, но и выплатить стоимость услуг специалиста, которые обошлись ему в 10 000 руб. Страховщик претензию не удовлетворил. После этого потерпевший обратился к финансовому уполномоченному по правам потребителей. В рассмотрении обращения отказали, не обнаружив доказательств, что собственник BMW пытался урегулировать спор в досудебном порядке. Тогда Саланов пошел в суд, попросив восстановить срок для подачи иска.

Чтобы определить размер страхового возмещения потерпевшему в ДТП, надо провести судебную экспертизу по Единой методике Центробанка, об этом говорит закон «Об ОСАГО». В документе прописано, что первично установить наличие и характер повреждений машины можно с помощью осмотра, результаты которого фиксируются актом. Если осмотр машины невозможен (авто продали или оно находится в труднодоступном месте) и при согласии потерпевшего со страховщиком, достаточно фото- и видеоматериалов. Эксперт сопоставляет повреждения машины потерпевшего с повреждениями авто других участников аварии, смотрит протокол ДТП, слушает показания участников аварии, оценивает следы шин на проезжей части и строит графическую модель столкновения. Ничего из этого Вронский не сделал, а значит, экспертизы как таковой и не было, постановил Верховный суд.

Тимашевский районный суд Краснодарского края частично удовлетворил требования Саланова. Суд решил, что направление претензии ответчику подтверждается накладной и описью почтовой корреспонденции. Поэтому — даже несмотря на отсутствие ответа страховщика — досудебный порядок урегулирования спора потерпевший выполнил. Восстанавливая срок для подачи иска, суд сослался на то, что Саланов неоднократно обращался за возмещением ущерба и в страховую компанию, и к финансовому уполномоченному, но безрезультатно.

По итогам рассмотрения дела в первой инстанции Саланову присудили страховое возмещение в размере 319 635 руб., неустойку 319 635 руб., штраф 150 000 руб., компенсацию морального вреда 1000 руб., расходы на проведение независимой экспертизы 7000 руб. и почтовые расходы 600 руб. АО «Группа Ренессанс Страхование» с такими выводами не согласилась и обжаловала их. Но акт Тимашевского райсуда подтвердил сначала Краснодарский краевой суд, а затем и Четвертый кассационный суд общей юрисдикции. После чего владелец иномарки пожаловался в Верховный суд.

Некоторые особенности рассмотрения споров, связанных с договорами ОСАГО

Как уже отмечал ВС РФ, получить страховую выплату в части возмещения вреда, причиненного имуществу в результате ДТП, может только лицо, владеющее этим имуществом на праве собственности или ином вещном праве (п. 18 Постановления № 2). Ни договор аренды имущества, ни закрепление в доверенности соответствующего полномочия, например на право оформления страховых документов и получения сумм страхового возмещения, не наделяют лицо правом на страховую выплату (п. 9 Обзора).

В случае прямого возмещения убытков размер страховой суммы, в пределах которой должен быть возмещен причиненный потерпевшему вред, определяется условиями договора ОСАГО виновного в ДТП лица, отметил ВС РФ (п. 15 Обзора). Суд считает правильной позицию суда кассационной инстанции, отменившего решения нижестоящих судов, которые отказали потерпевшему в выплате заявленной им суммы страхового возмещения, поскольку она превышала 120 тыс. руб. – такой лимит предусмотрен для договоров ОСАГО, заключенных до 1 октября 2014 года (п. 31 Постановления № 2). Суд кассационной инстанции напомнил, что при прямом возмещении убытков страховщик потерпевшего действует от имени страховщика лица, причинившего вред (п. 4 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Поскольку договор ОСАГО между последними был заключен 25 ноября 2014 года, страховая сумма по нему составляет 400 тыс. руб. (подп. «б» ст. 7 закона об ОСАГО), и именно в этих пределах должен быть рассчитан размер страховой выплаты истцу, заключил суд и направил дело на новое рассмотрение.

Потерпевшему возмещаются также расходы на проведение независимой экспертизы поврежденного автомобиля, на основании результатов которой определяется размер страховой выплаты, в случае неисполнения страховщиком обязанности по ее проведению (п. 10-12 ст. 12 закона об ОСАГО). Однако поскольку по закону эти расходы должен нести страховщик при осуществлении своей обычной хозяйственной деятельности, они не включаются в состав страховой выплаты и не ограничиваются ее лимитом, указал Суд (п. 23 Обзора).

При этом лицо, которое приобрело автомобиль в собственность либо получило его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не вправе обращаться за выплатой страховой суммы к страховщику предыдущего владельца ни при каких условиях – законом прямо установлено, что новый владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации ТС, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им (п. 2 ст. 4 закона об ОСАГО). На этом основании гражданину П., который 26 января 2023 года купил автомобиль, а спустя два дня после этого (29 января) попал в ДТП, было правомерно отказано в удовлетворении заявления о страховой выплате в порядке прямого возмещения убытков, которую, по его мнению, должен был осуществить страховщик предыдущего владельца ТС, поскольку ответственность последнего была застрахована на срок до 11 марта 2023 года в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению данным автомобилем (п. 6 Обзора).

Вам будет интересно ==>  Налоги Чернобыльской Зоне

Однако и суд первой инстанции, и апелляционный суд подчеркнули, что обязанность страховщика причинителя вреда по выплате возмещения страховой компании потерпевшего реализуется на основании и в порядке, установленном отдельным соглашением о прямом возмещении убытков между страховыми организациями. Поэтому решение по делу о споре между потерпевшим и его страховой компанией непосредственно не влияет на права и обязанности страховщика причинителя вреда по отношению к стороне судебного процесса, а значит его непривлечение в качестве третьего лица без самостоятельных требований не является безусловным основанием для отмены решения суда по правилам ч. 3-4 ст. 270 АПК РФ. ВС РФ считает такую позицию судов правильной.

Как рассчитать ущерб при ДТП

  • № 1 — требования к проведению фотосъемки;
  • № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
  • № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
  • № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
  • № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
  • № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
  • № 9 — коэффициенты эксплуатации;
  • № 10 — коэффициенты механических повреждений.

Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:

В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.

  • марка ТС;
  • год его производства и постановки на учет;
  • оснащение авто в момент покупки;
  • город регистрации авто и где произошло ДТП;
  • в каком состоянии был автомобиль до аварии;
  • в каком состоянии запчасти, требующие замены.

Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.

Поскольку эти правоотношения подчиняются общим нормам Гражданского кодекса, у потерпевшего есть и другие способы защиты. «В том случае, если должник ненадлежащим образом исполняет свои обязательства, он обязан возместить убытки», – подчеркнул Сергей Асташов. Так, если должник не исполняет обязательство по выполнению работ или оказанию услуг, кредитор на основании ст. 397 ГК вправе сделать это сам или поручить работу третьему лицу и взыскать соответствующие расходы с должника, напомнил судья.

Часть доклада судья посвятил страхованию рисков заемщиков. Прекращает ли досрочная выплата кредита действие договора страхования? И может ли страхователь-заемщик вернуть часть страховой премии при досрочном прекращении или отказе от договора страхования? Правовая позиция о применении ст. 958 ГК, по словам Сергея Асташова, достаточно сформирована: ответы на эти вопросы зависят от условий договора.

Он также напомнил, что по Закону об ОСАГО собственники легковых автомобилей, как правило, получают страховое возмещение в виде организации и оплаты ремонта на СТО. «Страховая компания обязана организовать ремонт поврежденного транспортного средства гражданина на станции технического обслуживания, с которой заключен договор. Причем этот ремонт в соответствии с Законом и Правилами об ОСАГО должен производиться, если требуется замена запасных частей, комплектующих изделий, без учета их износа. То есть при организации натурального ремонта износ автомобиля, как правило, не имеет значения», – еще раз подчеркнул докладчик.

В то же время, подчеркнул он, ограниченное возмещение по договору обязательного страхования гражданской ответственности касается не только поврежденных транспортных средств. Это общий принцип возмещения ущерба по таким договорам. «То есть износ применяется не только к транспортным средствам, но и к другому имуществу, такому, например, как оборудование автозаправочных станций, опоры различных контактных сетей и так далее. Единственное различие в том, что к транспортным средствам применяется Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт, а в отношении другого имущества размер ущерба определяется по смете восстановительного ремонта, смете расчета», – рассказал судья.

По его словам, принципиальная позиция Судебной коллегии по гражданским делам заключается в том, что реализация потерпевшим права на получение страхового возмещения в денежной форме не влечет за собой ограничение права на возмещение ущерба причинителем вреда в полном размере. «Другими словами, если потерпевший по предусмотренным законом основаниям, в том числе и при заключении соглашения со страховой компанией, реализовал свое право на получение страхового возмещения вместо натурального ремонта в денежной форме, то он при этом не лишается права на полное возмещение ущерба со стороны причинителя вреда (имеется в виду та разница) и в том случае, если весь причиненный ущерб находится в пределах лимита ответственности по договору ОСАГО», – пояснил судья.

Иск в суд на страховую компанию по ОСАГО

Перед тем как составлять заявление, нужно уточнить местонахождение головного отделения страховой компании. Не исключено, что договор заключался в филиале. Подавать иск нужно в суд по месту нахождения ответчика. Если головной офис страховщика находится в другом городе, заявителю придется ехать туда.

  • копия бланка полиса ОСАГО;
  • документы, удостоверяющие право собственности на автомобиль;
  • талон о прохождении техосмотра;
  • копия квитанции об оплате страховки;
  • протокол, составленный сотрудниками ГИБДД;
  • копии водительских удостоверений лиц, вписанных в страховое свидетельство;
  • итоговое постановление по происшествию;
  • извещение для получения компенсации;
  • акт осмотра;
  • заключение независимого эксперта.

Если во время подготовительного этапа страховая компания обанкротится, за получением компенсации можно обращаться к управляющему, ведущей процедуру банкротства. Требования автовладельца будут включены в реестр претензий кредиторов. Дальнейшие действия зависят от активов компании. Если у страховщика достаточно денежных средств, требования автовладельца будут удовлетворены. Если же финансы закончатся при расчете с первоочередными кредиторами, никакие выплат не будет. Обращаться за ними в суд бесполезно, в данной ситуации он не встанет на сторону ответчика.

Некоторые бумаги, копии которых нужно приложить к заявлению, хранятся у страховщика. Согласно правилам он должен предоставить их владельцу автомобиля по первому запросу. Если фирма отказывается это делать, факт необходимо отразить в заявлении. Если без соответствующих документов рассмотрение дела невозможно, они будут запрошены у страховой компании государственным органом.

В заявлении указывается название и адрес страховой компании, личные данные ответчика, включая адрес и телефон. В основной части подробно описывается ситуация, ставшая поводом для обращения в суд. После этого указываются требования, который истец предъявляет к ответчику.

Учтите, что в рассмотрении претензии могут отказать, если предоставлен неполный комплект документов и невозможно достоверно установить право заявителя на компенсационную выплату, а также ее размер. Уведомление об отказе в рассмотрении претензии направляется в течение пяти рабочих дней со дня получения претензии (п. 4 ст. 19 Закона об ОСАГО).

1) определите суд, в который следует подавать иск. Специальных требований для таких споров закон не содержит, поэтому руководствуйтесь общими правилами. Арбитражные суды рассматривают, в частности, споры с участием юрлиц, индивидуальных предпринимателей, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью (ч. 1, 2 ст. 27, ст. 28 АПК РФ). Остальные гражданские споры, не отнесенные к компетенции арбитражных судов, рассматривают суды общей юрисдикции (ч. 3 ст. 22 ГПК РФ).

Вам будет интересно ==>  Как получить имущественный вычет за покупку квартиры в 2023 году

При этом важно указать сведения, позволяющие идентифицировать претензию с вашим предыдущим обращением (заявлением), иначе суд может посчитать, что обязательный досудебный порядок не соблюден (п. 93 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2023 N 58). Например, можно указать номер выплатного дела, если он вам известен.

Сначала необходимо обратиться с заявлением в Российский союз автостраховщиков (РСА). Если вам не ответили или остались разногласия, направьте претензию, и в дальнейшем при необходимости подайте иск в суд. Максимальный объем требований зависит от вида вреда. Если причинен вред жизни — 475 000 руб. (и 25 000 руб. расходы на погребение), если здоровью — 500 000 руб., имуществу — 400 000 руб.

В такой ситуации надо обращаться к страховщику причинителя вреда за страховым возмещением (п. 9 ст. 14.1 Закона об ОСАГО). И только если невозможно получить возмещение от страховщика причинителя вреда, можно обратиться за компенсационной выплатой на основании п. 2 ст. 18 Закона об ОСАГО.

Ещё ряд случаев денежного возмещения перечислен в законе об ОСАГО. Ущерб возместят в денежной форме за машину, не подлежащую восстанов­лению или ремонт которой превышает лимит в 400 000 рублей. Деньги может выбрать потерпевший, получивший средний или тяжкий вред здоровью в ДТП, инвалид, которому повредили в аварии специально оборудо­ванный автомобиль, а также родствен­ники погибшего водителя. Наконец, страхователь имеет право при заключении договора условиться со страховой об исключительно денежной форме возмещения.

Правительство регламентировало расчёт травм при ДТП в особом нормативе. Каждое зафиксированное повреждение там считается в процентах от максимально возможного возмещения в 500 000 рублей. Например, сотрясение мозга в зависи­мости от тяжести — 3–5%, удаление почки — 45% и т.д. Проценты за травмы разных органов суммируются. Кроме того, в тарифе учитываются траты на лекарства и обследо­вания. На основе этих данных вычисляется сумма для первой выплаты.

Затем в течение пяти дней потерпевшему требуется подать заявление на выплату, приложив документы (их список приведён ниже). При оформ­лении по Евро­протоколу и виновный, и потерпевший в течение этого же срока предо­ставляют копии извещения о ДТП своим страховщикам. А если аварию оформляли через приложение «Помощник ОСАГО», то это произойдёт автоматически.

После выписки из больницы пострадавший проходит судебно-медицин­скую экспертизу. Она учитывает как фактиче­ское состояние больного, так и всё подтвер­ждённое документами лечение. По её результатам оконча­тельно устанавли­вается, какой степени вред нанесён постра­давшему и насколько он трудо­способен. Заключение экспертизы служит основанием для судебного решения, его же нужно предо­ставить в страховую для расчёта второй части выплат.

Возможны варианты, в которых пострадавший может доплатить за ремонт добровольно, подписав со страховой соответ­ствующее соглашение. Например, вы хотите ремонти­роваться в полюбив­шемся техцентре и договари­ваетесь с СК, что согласны заплатить за разницу между рассчитан­ными затратами и реальными. Другой легитимный случай — согласие доплатить в ситуации, если стоимость ремонта и запчастей превышает установ­ленный лимит в 400 000 руб. А третий — обоюдная вина в ДТП. Тогда каждый из участников получает лишь часть возмещения посчитанного ущерба. Обычно это половина стоимости для каждого участника, но по решению суда степень виновности может быть пересчитана, например, 70 на 30 процентов. Соответственно, виновники получают выплату соразмерно степени «невиновности».

Взыскание по ОСАГО с виновника ДТП — деньги на ремонт автомобиля

Наличие полиса обязательного автострахования не всегда позволяет отказаться от взыскания затрат на ремонт автомобиля с виновника ДТП. Это связано с высокой стоимостью ремонта некоторых повреждений и автомобилей в целом. При этом предельная сумма, которую выплачивает страховая компания, строго ограничена.

Обратиться можно как в свою компанию, если авария произошла с участием максимум 2 машин и без вреда жизни и здоровью, так и в страховую фирму виновника, во всех остальных случаях. В течение 5 дней будет организована экспертиза и в 30 дней произведены все выплаты.

Теперь необходимо собрать максимум информации о повреждениях, полученных автомобилем. Для этого нужно провести независимую экспертизу. Важно сохранить все договоры и квитанции. По ним вы сможете получить компенсацию вынужденных расходов при обращении в суд.

Вам необходимо, чтобы в дальнейшем был правильно определен виновный в ДТП, выплата по страховке будет только в этом случае. Поэтому следует сфотографировать место аварии, повреждения и все пострадавшие автомобили. Также проследите за правильностью заполнения протоколов сотрудниками ГИБДД.

После предоставления всех необходимых документов, суд рассмотрит обстоятельства дела. В случае принятия положительного решения, виновник ДТП, полис обязательного автострахования не покрывает такие затраты, будет обязан выплатить компенсацию пострадавшей стороне. Для начала процедуры выплаты денег необходимо будет передать исполнительный лист судебным приставам по месту жительства ответчика.

Особенности восстановительного ремонта по ОСАГО с 28 апреля 2023 года

В соответствии с правилами поврежденный автомобиль должен восстанавливаться в сервисе, выбранном страховой компанией. Однако в законе предусмотрены случаи, когда автовладелец может отказаться от ремонта и получить материальную компенсацию. К ним относятся следующие ситуации:

  1. Откажитесь от доплаты на стадии диагностики. Станция имеет право отказаться от проведения работ. Клиент же, в свою очередь, может в судебном порядке требовать денежной компенсации. Такая возможность установлена п.67 Постановления Верховного Суда РФ №58 от 26.12.17.
  2. Произведите доплату и в регрессном порядке потребуйте возмещения от виновной стороны через суд, при условии, что сумма не превышает предел страхового возмещения. Основанием для этого будет служить Постановление Конституционного Совета РФ от 10 марта 2023 г. N 6-П.

Направление на ремонт по ОСАГО – это документ, который официально предоставляет пострадавшему в аварии право на полную компенсацию вреда от него за счёт ремонта автотранспорта. Здесь важно, чтобы восстановление было полным, а не частичным. После выдачи направления на ремонт по ОСАГО ремонтные работы должны быть выполнены в строго оговоренные сроки. Это справедливо и к оценке ущерба, которая необходима для получения данного документа.

Если страховщик не указал в направлении срок, когда нужно передать машину на ремонт, то не стоит злоупотреблять своими гражданскими правами. Могут возникнуть различные непредвиденные ситуации. Например, выбранный сервис закроется, поэтому придется согласовывать другой вариант.

Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом положений абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.

Страховщик может не уведомить о принятом решении, всячески затягивая процесс выплат. В таком случае можно потребовать неустойку (если в течение 30 дней информации не поступало). Но, следует знать, что по закону, пеня не может превышать сумму возмещения. Кроме того, чтобы получить неустойку, потребуется обращаться в суд. Чтобы наверняка выиграть спор по ОСАГО, лучше привлечь опытного юриста, который неоднократно имел дело с подобными случаями.

  1. Специалисты компании, которые проводят оценку ущерба, не такие уж и независимые. Они осуществляют экспертизу в интересах того, на кого работают. Даже, если нарушение оценки видно, так сказать, «невооруженным глазом», доказать это вряд ли получится.
  2. Взыскивая ущерб через суд, придется, для начала, потратить деньги на оплату услуг собственного эксперта, юриста. Но все затраты, в итоге, компенсирует страховая фирма. Если судья подтвердит правоту пострадавшего, страховщик выплатит и недостающую сумму.

Иск на страховую компанию направляется в суд по месту регистрации страховщика или прописки пострадавшего владельца транспортного средства. В претензии указывается наименование инстанции, фамилия, имя и отчество заявителя, место прописки, номер полиса и свидетельств дополнительного страхования с названием страховщика.

Вам будет интересно ==>  На Биржу Труда Встают Какие Документы Нужны После Декретного Отпуска

По идее, ОСАГО должно обеспечить водителя гарантией своевременного возмещения материального ущерба в случае ДТП. Но на практике страховщики затягивают выплаты или перечисляют очень маленькую сумму, которой недостаточно даже на мелкий косметический ремонт авто. Добиться, в этом случае, от страховой каких-либо изменений практически невозможно. Часто единственным выходом из сложившейся ситуации является обращение в суд.

Конечно, стоит ли добиваться справедливости через судовую инстанцию, решать лично автовладельцу. Но грамотный юрист всегда поможет выиграть дело. А по статистике, большинство пострадавших, которые обратились в судовой орган за увеличением компенсации, спор выиграли. Кроме того, с недавних пор страховые споры подпали под закон «О защите прав потребителей». У потерпевших появилась возможность получать компенсацию от суммы, взыскиваемой судом.

Учитывая, что возможность предоставить поврежденный автомобиль для проведения повторной автотехнической экспертизы отсутствует, а также не имеется письменного согласия страховщика на ее проведение по материалам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о нецелесообразности назначения по делу повторной автотехнической экспертизы.

Проверка взаимосвязанности повреждений на транспортном средстве потерпевшего и на транспортном средстве страхователя проводится с использованием методов транспортной трасологии, основывающейся на анализе характера деформаций и направления действий сил, вызвавших повреждения частей, узлов, агрегатов и деталей транспортного средства, а также следов, имеющихся на транспортном средстве, проезжей части и объектах (предметах), с которыми транспортное средство взаимодействовало при дорожно-транспортном происшествии.

Таким образом, истец фактически был лишен объективной оценки представленных доказательств в подтверждение того, что механические повреждения автомобиля относятся к имевшему место 27 сентября 2023 г. ДТП, что привело к нарушению принципа состязательности и равноправия сторон (статья 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и из материалов дела следует, что 27 сентября 2023 г. произошло дорожно-транспортное происшествие (далее — ДТП) с участием автомобиля «Опель Астра», принадлежащего на праве собственности и под управлением Новицкого Ф.Э., автомобиля «Дэу Нексия» под управлением Костюка А.Н. и автомобиля «БМВ X5» под управлением Адамяна Э.Р.

Новицкий Ф.Э. обратился в суд с иском к ООО «СК «Согласие» (далее — страховая компания) о взыскании страхового возмещения в размере 296 780,17 руб., неустойки в размере 756 789 руб., расходов на оплату досудебной экспертизы в размере 6 000 руб., штрафа в размере 50% от присужденной денежной суммы, компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб., нотариальных расходов в размере 1 500 руб., расходов на оплату судебной экспертизы в размере 28 000 руб.

А дальше происходит самое интересное, суд в соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2023 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» указывает, что истец злоупотребил процессуальными правами, так как при рассмотрении дела получил доказательства явной необоснованности первоначальных исковых требований ( напомню, что истец уточнил исковые требования в части суммы страхового возмещения, которые были удовлетворены в 100% объеме).

В Ростовской области после появления на свет Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2023 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» практика рассмотрения дел связанных с возмещением сумм страхового возмещения по ОСАГО очень сильно изменилась. Обо всем по порядку.

Лицо, которому, по его мнению, было выплачена сумма страхового возмещения явно несоответствующая характеру и количеству повреждений его ТС, обращается в независимую экспертную организацию для проведения автотехнической экспертизы, для определения стоимости восстановительного ремонта. (сразу следует сказать, что данная экспертная организация существует на рынке более 3 лет, эксперт техник обладает необходимым образованием, а также зарегистрирован в реестре экспертов техников.)

Суд не принимает во внимание доводы истца о том, что он не является профессионалом в области автотехнических экспертиз, не обладает соответствующим образованием и просто не мог в силу нехватки у него знаний в данной сфере не согласиться с заключением независимого эксперта (который изначально определил сумму в 20 000 рублей).

Как на самом деле должны работать правила ОСАГО

При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.

Например, столкнулись два автомобиля. Выясняется, что виновника нет в полисе ОСАГО, машина принадлежит одному человеку, а за рулем его друг, брат или сват. Иногда пострадавшему отказывали в возмещении: ущерб приходилось взыскивать с этого друга или брата через суд. Суды на местах часто поддерживали такой подход.

Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова. Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию. Даже если сначала он согласился доплатить и взял направление. Компенсировать расходы на диагностику при этом должна страховая компания — их не вычтут из выплаты.

Прямое возмещение — это когда обращаются не в страховую виновника, а в свою. То есть виноват другой водитель, у него полис в какой-то там страховой компании. Тогда вы идете за выплатой в свою страховую, которую сами выбрали и с которой хотите иметь дело. Ваша страховая возместит вам ущерб, а ей потом все возместит страховая виновника.

Арендатор или новый покупатель может получить возмещение в страховой, если оформить переуступку права требования. Это делается в письменной форме. Переуступить можно только право на возмещение вреда имуществу, а требование о возмещении вреда здоровью переуступке не подлежит.

Надо Ли Включать Услуги Экспертизы В Сумму Иска По Осаго

19 сентября 2014 г. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства, принадлежащего истцу, и транспортного средства, владельцем которого являлся гражданин Ф., признанный виновным в произошедшем дорожно-транспортном происшествии. В результате дорожно-транспортного происшествия транспортному средству истца причинены механические повреждения.

Иное толкование названного положения Закона об ОСАГО приведет к нарушению права потерпевшего на возмещение убытков в полном объеме, поскольку подлежащая выплате сумма страхового возмещения, направленная на восстановление поврежденного имущества, будет необоснованно уменьшена на стоимость услуг по проведению независимой экспертизы.

При этом расходы на проведение экспертизы не являются страховым возмещением, поскольку они должны быть понесены при осуществлении страховщиком обычной хозяйственной деятельности. Неисполнение ответчиком обязанности по проведению экспертизы поврежденного транспортного средства и выплате страхового возмещения создало препятствия для реализации потерпевшим его прав и привело к необходимости несения им расходов на проведение такой экспертизы.

В соответствии с абзацем вторым пункта 13 статьи 12 Закона об ОСАГО если страховщик не осмотрел поврежденное имущество или его остатки и (или) не организовал независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) поврежденного имущества или его остатков в установленный законом срок, потерпевший вправе обратиться самостоятельно за технической экспертизой или экспертизой (оценкой). В таком случае результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) принимаются страховщиком для определения размера страховой выплаты.

23. В случае нарушения страховщиком обязанности по проведению независимой экспертизы поврежденного транспортного средства расходы потерпевшего по проведению указанной экспертизы относятся к убыткам и подлежат взысканию со страховщика по правилам статей 15 и 393 ГК РФ.

Adblock
detector