Правила Оформления Ттн 2023

Содержание

Введение электронного формата для ТН ─ это большое преимущество для участников перевозки грузов. Обычно эта документация заполняется в специальной программе, которая заметит ошибку в некоторых полях. Также будет невозможно пропустить заполнение обязательных строк, так как ПО попросту не сохранит документ.

  • В поле Грузоотправитель появилась строка о том, что им является экспедитор. Это снимает ответственность со стороны отправителя и получателя, если с товаром что-то произойдет в пути. Причем договор требуется заключать напрямую с экспедиторской компанией, а не по доверенности с водителем.
  • В добавленном подразделе 1а указывается главный организатор передачи груза.
  • В поле Груз обязательно прописывают стоимость или ценность перевозимого груза с НДС, без НДС, размер ставки по налогу, отдельно сумма сбора НДС. Дополнительно ─ информация о сопроводительной документации, которая утверждает отгрузку продукта.
  • В поле Транспорт добавлены строки, где прописывается вид владения ТС: 1 ─ собственность, 2 ─ аренда, 3 ─ лизинг.

Что касается необоснованных перегрузов и соответственно штрафов на отдельных участках, то теперь они оснащены цифровым табло. И водитель сможет на месте переместить продукцию «на место». Дело в том, что во время пути груз может сдвинуться и увеличить нагрузку на конкретную ось. Непосредственно пункты проверки на техническую исправность станут проверять каждые 3 месяца.

Главными документами по-прежнему остаются права водителя и путевой лист, но неграмотно заполненная ТН сделает поездку бессмысленной. А вот условия оформления транспортной накладной остались прежними ─ необходимо прописывать все цифры и буквы должны быть печатными, паста ручки ─ синего или черного цвета, а помарки и зачеркивания недопустимы.

В договоре рекомендуется прописать специфику груза, особые условия перевозки или хранения, а также добавить тот момент, что пеервозчик берет на себя ответственность за кражу или порчу груза. Это смотивирует того доставить продукцию в изначальном виде без претензий со стороны сотрудников полиции, налоговой и т.д. Кроме того, если с грузом все-таки что-то случиться, перевозчик будет обязан вернуть средства в полном объеме.

Электронные транспортные накладные с 2023 года: для кого вводятся и как на них перейти

Электронные перевозочные документы будут направляться в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Добровольное подсоединение участников перевозок к ГИС ЭПД должно начаться уже с 1 января 2023 года, а переход на обязательное использование ЭТрН возможен уже с 01.01.2023.

Важно! «КонсультантПлюс» предупреждает
С 2023 года от имени компании электронную подпись можно оформить только в ФНС. Владельцем сертификата ключа проверки будут указывать организацию и того, кто действует от ее имени без доверенности. Как правило, это гендиректор.
Обычные работники не смогут владеть сертификатом такой подписи. Они будут подписывать служебные документы личными электронными подписями по доверенности от организации.
Подробнее о новых правилах по УКЭП читайте в К+. Пробный доступ бесплатен.

Также соглашение об обмене электронными документами потребуется между участниками перевозки: грузоотправителем, транспортной компанией и грузополучателем. В нем нужно прописать всю схему электронного взаимодействия при выставлении, подписании, проверке ЭТрН, их отправки в ГИС.

  • поправками в Устав автомобильного транспорта (утв. законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ), которые внесены законом от 02.07.2023 № 336-ФЗ;
  • разделом VIII Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 21.12.2023 № 2200), который так и называется «Организация документооборота электронных перевозочных документов».
  • грузоотправитель составил ЭТрН, загрузил ее в ГИС ЭПД через оператора — грузополучатель видит, что груз пошел к нему;
  • по получении груза грузополучатель открывает документ в системе и подтверждает приемку, подписывая ЭТрН своей электронной подписью — грузоотправитель видит, что товар принят.

Раздел 5 «Указания грузоотправителя». В этом разделе нужно прописать указания, которые транспортная компания должна соблюдать во время перевозки груза: сроки, температурный режим, санитарные и карантинные требования и пр. Дополнительно указываются характеристики автомобиля, на котором повезут груз: тип, марка, грузоподъемность, вместимость и пр.

Раздел 4 «Сопроводительные документы на груз». В этом разделе надо привести реквизиты прилагаемых к накладной документов. Сюда входят товарные накладные, УПД, сертификаты, паспорта, разрешения на груз и пр. При их наличии у налоговой будет меньше причин сомневаться в сделке.

Состояние груза, его массу и количество занятых мест можно не проверять, если все приехало на исправном закрытом транспортном средстве, в контейнере и с пломбами. При повреждении или отсутствии пломб проверка обязательна, как и при нарушении сроков доставки скоропортящихся грузов (п. 9 ст. 15 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ).

Раздел 17 «Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков». Его может заполнить любая из сторон, если у нее есть претензии: найдены нарушения условий провоза груза, его порча, повреждение упаковки и т.д. Пострадавшая сторона ставит отметку об оформлении акта, а подробное описание претензий приводит в акте об установлении расхождений по количеству и качеству.

Раздел 6 «Прием груза». Впишите данные лица, от которого перевозчик забирает груз, адрес склада, дату и время получения груза. При погрузке указываются уже фактические дата и время прибытия и отбытия машины, описывается состояние груза, его масса, количество занятых мест. Раздел должен быть заверен подписями лица, у которого забирают груз, водителя и грузоотправителя (при необходимости).

Всё об электронных транспортных накладных с 2023 года: как это будет работать и для кого обязательно

В октябре 2023 года Минтранс запустил эксперимент по переводу бумажных перевозочных документов в электронный формат. Он коснулся и транспортных накладных. Для работы с электронными документами был создан прототип единой государственной информационной системы — ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Компании взаимодействовали между собой через системы операторов ЭДО. Были разработаны правила обмена и экспериментальные формы электронных документов — транспортной накладной и путевого листа.

Также документ может содержать и дополнительные файлы в зависимости от обстоятельств исполнения договора. Например, если изменились конечный пункт доставки груза, водитель, транспортное средство, стоимость перевозки или порядок расчёта. То есть информацию обо всех изменениях нужно будет отражать в электронном документе.

  • грузоотправителя со сведениями об участниках перевозки, условиях договора перевозки, о водителе, грузе, сопроводительных документах на него;
  • перевозчика со сведениями о приёме груза к перевозке;
  • грузополучателя со сведениями о приёме груза от перевозчика, о характеристиках принятого груза и обстоятельствах приёмки;
  • перевозчика о сдаче груза грузополучателю.

Бизнес не будет напрямую работать в ГИС ЭПД. Посредниками между ними выступят операторы электронного документооборота. Оформлять и отправлять документы нужно будет с помощью решений этих операторов. Бизнес сможет подключиться только к тем операторам и использовать только те решения, которые одобрит Минтранс.

Замминистра Минтранса Алексей Семёнов еще в начале эксперимента отметил , что после реализации проекта данные занесённых в реестр транспортных средств будут автоматически считываться камерами фото- и видеофиксации и передаваться в систему. Благодаря этому не придётся останавливать водителей в пути для проверки документов. Время доставки грузов значительно ускорится.

С 1 января 2023 года грузоперевозчики смогут оформлять электронные транспортные накладные и путевые листы через единый портал госуслуг

Данная возможность будет обеспечена в рамках запуска суперсервиса «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов» – комплексной электронной государственной услуги цифрового оформления перевозочного процесса на принципах «единого окна». Соответствующая информация 1 приводится на официальном сайте Правительства РФ.

Напомним, ранее Минтранс России запустил эксперимент для внедрения электронной транспортной накладной и электронного путевого листа при пассажирских и грузовых автоперевозках. Он проводился на территории Москвы, республики Татарстан, Московской, Калужской, Рязанской областей и Краснодарского края (Информация Министерства транспорта РФ от 17 февраля 2023 г.).

Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко в ходе выступления на пленарной дискуссии «Транспорт России – 2035. От стратегии – к реализации» сообщил, что на сегодняшний день 80% компаний транспортной отрасли страны осознанно внедряют новые бизнес-модели на основе цифровых технологий. При этом более половины транспортных и логистических предприятий реализуют собственные стратегии цифровой трансформации, что повышает эффективность их работы.

Отметим, с 1 января 2023 года вступают в силу поправки в законодательство, закрепляющие возможность применения электронных перевозочных документов на автомобильном транспорте всеми участниками перевозочного процесса (грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, операторы электронного документооборота, контрольно-надзорные органы) (Федеральный закон от 2 июля 2023 г. № 336-ФЗ). Обмен транспортными накладными в электронном виде через государственную информационную систему электронных перевозочных документов будет добровольным.

Минтранс разработал новую форму транспортной накладной

Также планируется установить, что в случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 закона о бухучете (от 06.12.2011 № 402-ФЗ) составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.

Вам будет интересно ==>  Какие документы нужно менять при смене прописки 2023

Кроме того, предполагается установить, что исправление в транспортной накладной допускается в отношении раздела «Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)» и должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших транспортную накладную, в которой произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

В случае замены транспортного средства или водителя перевозчик уведомляет стороны договора перевозки о такой замене, о ее причинах с указанием в транспортной накладной дополнительных сведений о произведенных заменах до подачи транспортного средства под выгрузку если иное не предусмотрено договором перевозки. При заполнении транспортной накладной на бумажном носителе указанная информация вносится в разделы 6 «Перевозчик» и (или) 7 «Транспортное средство».

По нормам закона № 336-ФЗ от 02.07.2023, с 01.01.2023 начнет работать новая государственная информационная система для хранения ЭПД и сведений, содержащихся в них. В нее включат реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов, и все заинтересованные лица и органы получат к ней доступ. Налоговая служба, ГИБДД и другие госорганы, включая таможенную службу, не потребуют ТТН от перевозчика, а проверят ее по реестру в режиме онлайн, если возникнет необходимость.

При необходимости формируется сопроводительная ведомость к транспортной накладной в цифровом формате. Ее форма и порядок составления или формирования устанавливаются правилами перевозок грузов, которые разрабатывает и утверждает Минтранс. Выглядеть ЭТН и другие ЭПД будут, как и сейчас. Вводится только новая цифровая форма, бумажные бланки остаются без изменений.

С 01.01.2023 вступает в силу Федеральный закон от 02.07.2023 № 336-ФЗ, который вводит в устав автомобильного транспорта электронный документооборот. Для обычных перевозчиков и поставщиков это означает переход к электронным перевозочным документам (ЭПД). Пока ФНС России не утвердила новые цифровые форматы перевозочных документов, проект приказа, в котором содержатся все основные перевозочные документы, находится на общественном обсуждении. Но по согласованию с Минтрансом с 01.10.2023 дан старт пилотному проекту, который продлится до конца года, — все крупнейшие российские перевозчики, в том числе и те, которые являются поставщиками по госзаказу, начали применять рекомендованные формы и форматы электронной транспортной накладной и путевых листов. Для всех остальных организаций и предпринимателей такая обязанность введена с отсрочкой — с 2023 года надо использовать электронные транспортные накладные (ТТН), наряды-заказы и сопроводительные ведомости.

Все электронные ТТН с 2023 года и другие ЭПД подписываются всеми участниками перевозки усиленной квалифицированной цифровой подписью (ЭЦП). После формирования каждого из них они направляются в ГИС ЭПД. Там они доступны для контролирующих органов и участников перевозки. В любой момент их разрешено извлечь из системы и при необходимости распечатать.

  • для грузоотправителя — со сведениями о существенных условиях контракта, участниках перевозки, транспортном средстве и грузе, с указанием УКЭП грузоотправителя;
  • для перевозчика — со сведениями о приеме груза к перевозке, обстоятельствах погрузки груза с указанием УКЭП перевозчика;
  • для грузополучателя — со сведениями о приеме груза и его характеристиках;
  • второй файл обмена для перевозчика — с данными о выдаче груза грузополучателю с дополнительной информацией о фактических обстоятельствах такой выдачи.

Правила Оформления Ттн 2023

Правила дополнены разделом IX, в котором изложен порядок заполнения всех разделов новой формы транспортной накладной (далее ТН). Согласно Порядку информация, которая предусмотрена разделами формы ТН, является обязательной к заполнению (за исключением случаев, когда информация имеет отметку «при необходимости»).

  • о грузоотправителе – если погрузка осуществлена непосредственно грузоотправителем, который указан в разделе 1 «Грузоотправитель»;
  • об ином уполномоченном грузоотправителем лице, осуществившем погрузку в транспортное средство, если это предусмотрено договором перевозки груза. В отношении этого лица в разделе должны быть указаны документы, подтверждающие такие полномочия.

В раздел 7 «Транспортное средство» вносится информация в отношении транспортного средства (в случае перевозки автопоездом – в отношении тягача, прицепа или полуприцепа отдельно). В этом разделе указываются тип, марка, регистрационный номер транспортного средства и др. сведения, предусмотренные разделом.

Если после оформления транспортной накладной перевозчик производит замену транспортного средства и (или) водителя, то он должен сообщить сторонам договора перевозки о такой замене, о ее причинах до момента подачи транспортного средства под выгрузку (если иное не предусмотрено договором перевозки). При этом в транспортной накладной в составе информации, предусмотренной разделами 6 «Перевозчик» и (или) 7 «Транспортное средство», он должен указать дополнительные сведения о произведенных заменах.

В раздел 5 «Указания грузоотправителя по особым условиям перевозки» вносится информация о маршруте перевозки, о сроке доставки груза грузополучателю, об ограничениях скорости движения, об особенностях перевозки конкретного груза, о лицах, по указанию которых может осуществляться переадресовка, их контактах и о способах передачи указаний на переадресовку, об указаниях, необходимых для выполнения требований законодательства Российской Федерации.

Транспортная накладная 2023: скачать бланк, образец заполнения

С 25 июля 2011 года при перевозке грузов по территории России применяется транспортная накладная. А с 1 января 2023 года действует новая форма этого документа. На этой странице — транспортная накладная на 2023. Скачать бланк и образец заполнения документа здесь вы можете бесплатно. Далее читайте, что поменялось в накладной и как теперь ее оформлять.

В разделе 13 транспортной накладной теперь указывается маршрут движения тяжеловесного, или крупногабаритного, или перевозящего опасный груз транспорта. Аналогичные изменения — в разделе 15. Теперь в нем приводится стоимость услуг перевозчика и порядок расчета платы за перевозку опасных грузов или грузов, перевозимых тяжеловесным или крупногабаритным транспортом. Как заполнить транспортную накладную? Образец с измененными разделами — ниже.

  • В разделе 1 «Грузоотправитель» предусмотрено место для отметки о том, что грузоотправителем является экспедитор.
  • Добавлен раздел 1а, в котором при необходимости можно будет указать сведения о клиенте.
  • В разделе 3 «Груз» потребуется, помимо прочего, указать объявленную стоимость (ценность) груза и реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров.
  • В раздел 6 «Прием груза» нужно будет дополнительно внести сведения о лице, от которого забирается груз. Потребуется проставить подпись этого лица, а также при необходимости подпись перевозчика.
  • Служит для учета движения товаров между продавцом и покупателем.
  • Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
  • Включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки.
  • Служит основанием для (а) расчетов за грузоперевозку автотранспортом, (б) списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
  • Заполняется в четырех экземплярах. Более подробно о правилах выдачи ТТН, бланк и образец — здесь >>

В 2023 форма транспортной накладной изменилась. Действует новая редакция правил перевозки грузов автотранспортом (постановление Правительства от 12.12.2023 № 1529). Теперь они регулируют грузоперевозки тяжеловесными или крупногабаритными транспортными средствами (а не транспортировку тяжеловесных или крупногабаритных грузов, как раньше). Вместе с правилами обновились и формы соответствующих документов.

  1. Начинаем с номера накладной из внутреннего документооборота фирмы, даты заполнения (она же дата отправки груза)
  2. Пишем полное название, фактический адрес и телефон отправителя и получателя
  3. В поле «Плательщик» указываем дополнительно реквизиты получателя
  4. Заполняем марку и госномер автомобиля (и прицепа, если он есть), номер путевого листа (внутреннего документа компании-отправителя), данные о владельце и водителе из путевого листа
  5. В специальном окошке справа от каждой фирмы нужно вписать код общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО)
  • Наименование груза и информацию о его ценности
  • Сертификаты, паспорта качества и прочую сопроводительную документацию
  • Дату и время отправки и принятия груза
  • Информацию о том, что заявка на перемещение груза принята
  • Стоимость перевозки и то, как будет производиться расчёт
  • Дату составления, подписи директоров или других ответственных представителей компаний с расшифровками

Например, вы решили купить товар в городе А для переработки или перепродажи в городе Б. Допустим, вес товара составляет 20 тонн. При проверке потребуется подтвердить документально, каким образом перемещался груз. У этой операции есть риск быть признанной бестоварной, поэтому мы указываем автопредприятие и все подробности о перевозке. Провоз автотранспортом крупных партий груза без необходимого пакета бумаг грозит штрафами и другими санкциями как экспедитору, так и вашей организации.

  • В товарной накладной нет транспортного раздела, потому что на основании этой бумаги товарно-материальные ценности (ТМЦ) не ставятся на учёт.
  • ТН — это просто сопроводительная документация, подтверждающая доставку и предоставление транспортных услуг.
  • ТН не может использоваться как база для бухгалтерской отчётности.
  • Документы регулируются разными законодательными актами.
  • ТТН включает только товарный и транспортный разделы, а в ТН их 17.
  • ТТН необходимо выписывать в четырёх экземплярах, ТН — в трёх.
  • ТТН содержит подробную информацию о грузе (код, стоимость и количество), графы для подписей ответственных за отгрузку.
  • ТН предусматривает желаемые условия для перевозки (при какой температуре, в какой упаковке, каким транспортом) и переадресацию в случае изменения адреса получения во время транспортировки.
  • Товарно-транспортная накладная не предусматривает строки об НДС, из-за чего возможны претензии со стороны налоговой по поводу правомерности вычета.
  • При наличии ТН можно не заполнять ТТН, но при выдаче последней заводить ТН всё ещё нужно — документы не всегда носят взаимоисключающий характер.

Товарно-транспортная накладная (ТТН) — это документ, который нужен для учёта перемещения автомобильным транспортным средством товарно-материальных ценностей и оплаты их перевозки. Накладная фиксирует то, что отправитель списал груз со своего склада, а покупатель получил его.

Вам будет интересно ==>  Сколько сейчас выплаты материодиночки в краснодарском крае

Новые правила перевозок и транспортная накладная – что изменится весной 2023

  1. Заявки и заказы на перевозки разрешат формировать в электронном виде и подписывать усиленными квалифицированными электронными подписями (КЭП).
  2. Водителям запретят подписывать транспортную накладную от имени обеих сторон договора перевозки.
  3. Если накладная = первичный учетный документ, ее нужно будет составлять в четырех экземплярах (четвертый для грузоотправителя).
  4. В раздел «Стоимость перевозки груза» можно будет вносить правки, обязательно указывая дату исправления и заверяя подписями лиц, составивших накладную.
  5. Установлен порядок действий при замене транспортного средства или водителя. Перевозчик должен уведомить о замене и ее причинах все стороны договора перевозки, а также внести информацию об изменениях в накладную (раздел 6 и/или 8).
  6. В новой форме транспортной накладной 12 пунктов вместо 17. Упразднены разделы «Прочие условия», «Оговорки и замечания перевозчика», «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению» и т.д.

Как поставщикам применять электронные перевозочные документы с 2023 года

С 01.01.2023 вступает в силу Федеральный закон от 02.07.2023 № 336-ФЗ, который вводит в устав автомобильного транспорта электронный документооборот. Для обычных перевозчиков и поставщиков это означает переход к электронным перевозочным документам (ЭПД). Пока ФНС России не утвердила новые цифровые форматы перевозочных документов, проект приказа, в котором содержатся все основные перевозочные документы, находится на общественном обсуждении. Но по согласованию с Минтрансом с 01.10.2023 дан старт пилотному проекту, который продлится до конца года, — все крупнейшие российские перевозчики, в том числе и те, которые являются поставщиками по госзаказу, начали применять рекомендованные формы и форматы электронной транспортной накладной и путевых листов. Для всех остальных организаций и предпринимателей такая обязанность введена с отсрочкой — с 2023 года надо использовать электронные транспортные накладные (ТТН), наряды-заказы и сопроводительные ведомости.

По нормам закона № 336-ФЗ от 02.07.2023, с 01.01.2023 начнет работать новая государственная информационная система для хранения ЭПД и сведений, содержащихся в них. В нее включат реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов, и все заинтересованные лица и органы получат к ней доступ. Налоговая служба, ГИБДД и другие госорганы, включая таможенную службу, не потребуют ТТН от перевозчика, а проверят ее по реестру в режиме онлайн, если возникнет необходимость.

  • для грузоотправителя — со сведениями о существенных условиях контракта, участниках перевозки, транспортном средстве и грузе, с указанием УКЭП грузоотправителя;
  • для перевозчика — со сведениями о приеме груза к перевозке, обстоятельствах погрузки груза с указанием УКЭП перевозчика;
  • для грузополучателя — со сведениями о приеме груза и его характеристиках;
  • второй файл обмена для перевозчика — с данными о выдаче груза грузополучателю с дополнительной информацией о фактических обстоятельствах такой выдачи.

При необходимости формируется сопроводительная ведомость к транспортной накладной в цифровом формате. Ее форма и порядок составления или формирования устанавливаются правилами перевозок грузов, которые разрабатывает и утверждает Минтранс. Выглядеть ЭТН и другие ЭПД будут, как и сейчас. Вводится только новая цифровая форма, бумажные бланки остаются без изменений.

Все электронные ТТН с 2023 года и другие ЭПД подписываются всеми участниками перевозки усиленной квалифицированной цифровой подписью (ЭЦП). После формирования каждого из них они направляются в ГИС ЭПД. Там они доступны для контролирующих органов и участников перевозки. В любой момент их разрешено извлечь из системы и при необходимости распечатать.

В раздел 10 «Выдача груза» вносится информация, подтверждающая выдачу груза перевозчиком грузополучателю (лицу, уполномоченному на получение груза). В этом разделе проставляется подпись грузополучателя или уполномоченного грузополучателем лица. При этом если грузополучателем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, проставляется подпись лица, уполномоченного этим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на действия по приемке груза и (или) на оформление факта приемки груза.

Раздел 6 «Перевозчик» заполняется в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, принявшего на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти и выдать уполномоченному на их получение лицу вверенный грузоотправителем груз в пункте назначения с использованием транспортных средств, указанных в разделе 7 «Транспортное средство», находящихся в законном владении перевозчика. При этом если лицо не осуществляет фактическое перемещение груза, такое лицо в разделе не указывается. Также в разделе 6 «Перевозчик» указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН или серия, номер, дата выдачи водительского удостоверения (для водителя).

Правилами уточнено, что договор перевозки считается заключенным и груз вверенным перевозчику при выполнении следующих условий: груз погружен грузоотправителем (лицом, осуществившим погрузку груза) в транспортное средство перевозчика, обеими сторонами заполнен и подписан раздел 8 «Прием груза» транспортной накладной.

  • для юридического лица – полное наименование организации, ИНН, адрес места нахождения, номер телефона (для иностранной организации без регистрации в налоговых органах РФ вместо ИНН указываются иные реквизиты, позволяющие идентифицировать иностранное юридическое лицо, в том числе страна, резидентом которой оно является);
  • для физического лица – фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН или серия, номер, дата выдачи водительского удостоверения (для водителей), номер телефона (для иностранного физического лица, являющегося грузоотправителем, заказчиком услуг, связанных с перевозкой груза или грузополучателем, вместо ИНН указывается страна, резидентом которой оно является, данные документа, удостоверяющего личность (вид, номер, дата выдачи документа).

Правилами уточнено, что заказ (заявка) на перевозку грузов автомобильным транспортом заполняется и подписывается грузоотправителем, перевозчиком или лицами, уполномоченными грузоотправителем или перевозчиком на заполнение и подписание заказа (заявки). При формировании заказа (заявки) в электронном виде порядок составления документа грузоотправитель должен предварительно согласовать с перевозчиком. Для подписания электронного заказа (заявки) должна использоваться усиленная квалифицированная электронная подпись.

Новая транспортная накладная 2023

Существенным отличием новой накладной является появление нового участника — «Экспедитора», а также нового порядка ее заполнения, в случае наличия посредника. При этом, способ оформления транспортной накладной напрямую зависит от того, владеет ли транспортным средством Исполнитель по договору об организации перевозки груза.

Обращаем Ваше внимание, независимо от того, является ли Исполнитель в каждой конкретной перевозке экспедитором или не является, услуга экспедирования включает в себя услугу по перевозке (является возмещаемыми расходами). В этой связи неправильное оформление первичного документа (транспортной накладной) несет риск непризнания понесенных расходов в размере всей стоимости услуги, неподтверждённой документально. Поэтому заказчику транспортной услуги важно выяснить всю цепочку исполнителей и исключить наличие дополнительных посредников, требуя заключения Экспедитором прямых договоров с Перевозчиками либо агентского договора на поиск перевозчиков (с приложением в этом случае всех подтверждающих документов). Указание, как и прежде, в п.10 новой транспортной накладной «посредника», по сути направлено на искажение хозяйственной операции, а потому несет неоправданные налоговые риски согласно ст. 54.1 НК РФ.

Отсутствие ТН может повлечь как налоговые, так и административные штрафы. За перевозку груза без ТН, в случае когда ее оформление обязательно, водителю грозит ответственность в виде предупреждения или штрафа в сумме 500 руб (ч.2. ст.12.3 КоАП).
Для целей бухгалтерского и налогового учета ТН – это обязательный первичный документ. Именно этот документ по закону подтверждает расходы на транспортировку грузов по договору перевозки (ч.1 ст.9 Закона от 06.12.2011 №402-ФЗ, п.1 ст.252 НК, письма ФНС от 02.07.2023 № СД-4-3/12855, Минфина от 15.10.2023 №03-03-06/1/73696 и 28.08.2023 № 03-03-06/1/61110). Без ТН покупатель груза не сможет обосновать расходы на доставку, так как именно этот документ подтверждает заключение договора перевозки. В результате инспекторы на проверке снимут расходы и начислят штраф по статье 122 НК в размере 20 процентов от суммы недоимки, а также пени за несвоевременную оплату налога.

  • Клиент по договору указывается в «п.1а» Клиент (Заказчик организации перевозки);
  • Грузоотправителем (п.1) указывается Исполнитель и проставляется отметка «является экспедитором»;
  • Перевозчиком (п.10) указывается владелец транспортного средства (п.11), с которым у Экспедитора заключен договор на перевозку;
  • Лицом, от которого забирается груз (п.6) указывается Клиент либо склад отгрузки (с реквизитами юридического лица).
  • Грузоотправителем (п.1) указывается Клиент по договору, п.1а не заполняется;
  • Перевозчиком (п.10) указывается Исполнитель по договору;
  • Лицом, от которого забирается груз (п.6) указывается Клиент либо склад отгрузки (с реквизитами юридического лица).

С 1 января 2023 года грузоперевозчики смогут оформлять электронные транспортные накладные и путевые листы через единый портал госуслуг

Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко в ходе выступления на пленарной дискуссии «Транспорт России – 2035. От стратегии – к реализации» сообщил, что на сегодняшний день 80% компаний транспортной отрасли страны осознанно внедряют новые бизнес-модели на основе цифровых технологий. При этом более половины транспортных и логистических предприятий реализуют собственные стратегии цифровой трансформации, что повышает эффективность их работы.

Данная возможность будет обеспечена в рамках запуска суперсервиса «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов» – комплексной электронной государственной услуги цифрового оформления перевозочного процесса на принципах «единого окна». Соответствующая информация 1 приводится на официальном сайте Правительства РФ.

Напомним, ранее Минтранс России запустил эксперимент для внедрения электронной транспортной накладной и электронного путевого листа при пассажирских и грузовых автоперевозках. Он проводился на территории Москвы, республики Татарстан, Московской, Калужской, Рязанской областей и Краснодарского края (Информация Министерства транспорта РФ от 17 февраля 2023 г.).

Вам будет интересно ==>  Могут Ли Приставы Снять Деньги С Моментальной Карты

Отметим, с 1 января 2023 года вступают в силу поправки в законодательство, закрепляющие возможность применения электронных перевозочных документов на автомобильном транспорте всеми участниками перевозочного процесса (грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, операторы электронного документооборота, контрольно-надзорные органы) (Федеральный закон от 2 июля 2023 г. № 336-ФЗ). Обмен транспортными накладными в электронном виде через государственную информационную систему электронных перевозочных документов будет добровольным.

Новая форма транспортной накладной с 2023 года: что изменилось в бланке

По проекту поправка вступит в силу с 1 марта 2023 года. В Правилах появится новый раздел – порядок заполнения транспортной накладной. Ранее такого раздела не было. Часть информации о том, как заполнять реквизиты транспортной накладной, ранее была прописана в самой форме. В порядке прописали, что все разделы транспортной накладной заполнять обязательно, за исключением тех, где указано «при наличии» или «при необходимости».

  • стоимость услуг перевозки без налога;
  • налоговую ставку;
  • сумму налога, предъявляемого покупателю;
  • стоимость услуг перевозки с налогом;
  • реквизиты, позволяющие идентифицировать экономического субъекта, составляющего документ о факте хозяйственной жизни со стороны перевозчика;
  • реквизиты, позволяющие идентифицировать экономического субъекта, составляющего документ о факте хозяйственной жизни со стороны грузоотправителя;
  • реквизиты, позволяющие идентифицировать лицо, от которого будут поступать деньги.
  • реквизиты документов, подтверждающих основания владения грузовым автомобилем, тягачом, а также прицепом или полуприцепом (для аренды и лизинга);
  • номер, дата и срок действия специального разрешения, установленный маршрут для движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта или перевозящего опасный груз. В действующей форме данную информацию указывают в разделе 13.
  • реквизиты лица, действующего по поручению грузоотправителя, осуществившего погрузку груза, с указанием реквизитов документа, подтверждающего полномочия;
  • наименование организаций – владельцев объектов инфраструктуры пунктов погрузки и основания беспрепятственного доступа к ним.
  • раздел 8 «Условия перевозки». Условия перевозки по новым правилам согласовываются при подаче заказа (заявки) на перевозку груза. Там же будут прописывать размер платы за перевозку и порядок расчетов;
  • раздел 9 «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению». Отдельно данный реквизит нигде не предусмотрен. Но в форме заказа (заявки) есть обязательный реквизит – «Должность, фамилия, инициалы и подпись перевозчика или уполномоченного им лица». Поскольку заявка подается перевозчику, фактически подпись означает принятие заявки к рассмотрению;
  • раздел 12 «Оговорки и замечания перевозчика». Сведения из этого раздела теперь содержатся в разделе 10 «Выдача груза»;
  • раздел 13 «Прочие условия». Сведения из этого раздела теперь содержатся в разделе 7 «Транспортное средство»;
  • раздел 15 «Подписи сторон». Все необходимые подписи содержатся в разделах транспортной накладной.

Раздел 17. Если у любой из сторон возникают претензии к провозу или состоянию груза, сюда вписывают замечания. Если замечания обширные, то составляют акт с перечислением претензий, а в 17 раздел вносят только номер акта и поясняют, что замечания приведены в нем.

Минфин считает, что транспортная накладная для подтверждения договора о доставке необходима. Но суды считают, что из-за отсутствия накладной нельзя признать договор перевозки недействительным — просто нужны другие доказательства. ФНС учла мнение Верховного суда и нормы ст. 252 НК РФ и решила, что при отсутствии транспортной накладной или при неверном заполнении организация или ИП могут представить другие документы, которые косвенно подтверждают расходы. Это могут быть договоры, счета-фактуры, платежки, товарные накладные.

ФНС предупреждает, что транспортная накладная подтверждает расходы на доставку в бухгалтерском и налоговом учете, только при условии, что раздел 16 о стоимости услуг и порядке расчета заполнен верно. Если раздел пуст или в нем есть ошибки, то понадобится другой учетный документ (письмо ФНС от 19.04.21 № СД-4-2/5238@ и от 20.02.21 № СД-3-3/1280@).

Для подтверждения расходов указывают дату, сведения обо всех сторонах, стоимость перевозки. В разделах 6, 7, 15, 16 указывают должности ответственных лиц, имена и подписи.
В накладной не обязательно ставить печать, но если поставите — это ни на что не повлияет.
Если строка не заполняется из-за отсутствия сведений, в ней ставят прочерк. Можно не заполнять разделы с пометкой «при необходимости».

В заполнении бумаг участвуют три стороны: отправитель груза, перевозчик и получатель. Каждый из них вносит свои сведения на своем этапе работы. Поэтому бумажные ТН составляют в трех экземплярах, чтобы у каждой стороны был свой оригинал. Каждый из них должны подписать все стороны. Изначально, при отправке груза, накладная заполняется не полностью, сведения в некоторые разделы добавляются в процессе доставки и при передаче груза в конце доставки.

В период добровольного применения электронных накладных участники должны подготовиться к переходу на обязательный цифровой документооборот. Для работы с электронными документами участникам информационного взаимодействия нужно заключить договор с операторами информационной системы – для соответствия требования системы операторы электронного документооборота должны быть включены в специальный реестр. Операторы будут обязаны передавать электронные документы в государственную информационную систему круглосуточно.

В 2023 году, по словам министра, было напечатано почти три миллиарда бумажных сопроводительных документов. Перевод накладных в электронный вид сократит транзитные издержки, снизит стоимость конечных продуктов и позволит к 2024 году вдвое увеличить объем перевозок автомобильным транспортом.

В дополнение к уже принятому закону Минтранс планирует в течение года разработать нормы об обязательном ведении перевозочных документов в электронном виде. Если изменения вступят в силу, транспортные накладные в электронном виде станут обязательными с 2023 года.

В этом году проект по внедрению электронных транспортных накладных продолжили. В июле была утверждена дата начала работы единой государственной системы по учету электронных транспортных накладных. А в августе на совещании с Президентом министр транспорта Виталий Савельев обсудил планы по переходу на электронные путевые листы.

Как мы сообщали ранее, с 1 по 30 октября 2023 года Минтранс провел эксперимент по использованию электронных перевозочных документов. Целью эксперимента было опробовать внедрение электронных транспортных накладных и путевых листов при пассажирских и грузовых автоперевозках. Эксперимент проходил в Москве, Татарстане, Московской, Калужской, Рязанской областях и Краснодарском крае.

Как изменилась транспортная накладная в 2023 году

Заполняя новый бланк по разд. «Грузополучатель», указывают вместо ИНН иные реквизиты для идентификации иностранного юрлица, а для иностранного физлица — страну и удостоверяющие документы. Дальнейшее заполнение бланка производится по аналогии с заполнением формы, действующей до марта 2023-го.

  • электронной транспортной накладной;
  • электронной сопроводительной ведомости;
  • — заказ-наряда, в форме которого заключается договор фрахтования в целях перевозки груза с сопровождением представителя грузовладельца, а также перевозки груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей.

Бланк транспортной накладной изменен постановлением Правительства РФ № 2116 от 30.11.2023. Поэтому с 01.03.2023 года заполнять следует обновленный бланк, учитывая измененные правила и введение электронной формы, утв. Постановлением Правительства № 2200 от 21.12.2023. Оформлять следует по четыре экземпляра накладной.

Транспортная накладная — обязательный первичный документ, удостоверяющий факт сделки, заключения договора по перевозке, а также расходов для целей налогового учета. Наличие в ней ошибок не отменяет договор. Договорные отношения удостоверяют также иными способами (ч. 5 ст. 71 АПК). При этом затраты по перевозке не снимаются (разъяснения ФНС от 19.04.2023 № СД-4-2/5238@).

Новые правила заполнения транспортной накладной в 2023 году

2. Что касается самой накладной, то основным изменением станет сокращение количества разделов в транспортной накладной — с 17 до 12. Но это вовсе не значит, что заполнять документ станет проще и быстрее – объем обязательных сведений остался прежним, просто их перераспределили в другие разделы:

  • «Указания грузоотправителя» и «Условия перевозки» объединили в один раздел — «Указания грузоотправителя по особым условиям перевозки»
  • «Оговорки и замечания перевозчика» вместо отдельной графы предусмотрели в каждом из разделов «Прием груза» и «Выдача груза»
  • Раздел «Прочие условия» убрали, однако данные о специальном разрешении перенесли в раздел «Транспортное средство»
  • График режима труда и отдыха водителя из новой формы транспортной накладной исключили

Начало действия новых законов и правок в уже существующих – это рутина 1 января каждого года. 2023 не станет исключением. С 1 января вступили в силу правки в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, которые затрагивают в том числе и документооборот. В этой статье рассмотрим изменения в транспортной накладной, которые начнут действовать с 1 марта следующего года. Это интересная мера, учитывая, что корректировки в форму накладной уже вносились в начале 2023 года. В тот раз в документе обозначили точное “место” для экспедитора – в графе «Грузоотправитель» (а не в качестве перевозчика, как предполагалось) – а также предусмотрели специальный раздел «Клиент» для того, кто является непосредственным заказчиком перевозки. Дополнена была графа «Транспортное средство», в которой с 2023 года необходимо было уточнять, на каком основании оно принадлежит перевозчику — аренда, лизинг или прямая собственность.

3. Основательно был пересмотрен раздел о стоимости перевозки груза. В накладной версии 2023 года в этом разделе отдельно указываются стоимость услуги и дополнительные расходы перевозчика. После обновлений в 2023 году информация о провозной плате будет заполняться следующим образом:

Стоит отметить, что уточнять сумму расходов на проезд по платным дорогам, на уплату таможенных пошлин и сборов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, дезинфекции и пр. перевозчик не сможет. В новой форме транспортной накладной это просто не предусмотрено.

Adblock
detector