Федеральный закон об осаго 2023 с изменениями

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

Федеральный закон Об ОСАГО

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 г. Положения, предусмотренные в отношении создания профессионального объединения страховщиков и условий выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Пункты 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2003 г. Глава III и статья 27 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2004 г.

Одним из центральных положений закона является предоставление потерпевшим гарантий возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, а также обеспечение возмещения вреда имуществу. Указанные гарантии реализуются за счет совмещения двух механизмов — обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств и осуществления компенсационных выплат в счет возмещения вреда жизни и здоровью, производимых профессиональным объединением страховщиков. В рамках первого из указанных механизмов потерпевшие смогут получить возмещение от страховой организации в виде страховой выплаты по обязательному страхованию. Второй же механизм обеспечит права потерпевших в тех случаях, когда причинитель вреда не исполнил своей обязанности по страхованию, либо неизвестен, либо скрылся с места ДТП.

24 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г., 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 25 ноября, 30 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 16 мая, 24 июня, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 28 февраля, 27 декабря 2009 г., 1 февраля, 22 апреля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 1, 11 июля, 30 ноября 2011 г., 14 июня, 28 июля 2012 г., 7 мая 2013 г., 21 июля, 4 ноября 2014 г., 28 ноября 2023 г., 23 мая, 23 июня, 3 июля 2023 г., 28 марта, 26 июля, 29 декабря 2023 г., 4 июня, 3 августа, 18 декабря 2023 г., 1 мая, 6 июня, 30 июля, 2 декабря 2023 г., 1, 24 апреля, 25 мая, 20 июля, 8 декабря 2023 г., 11 июня, 2 июля, 6 декабря 2023 г.

Определены минимальные страховые суммы отдельно по возмещению вреда жизни или здоровью, а также имущественному вреду. Предельная величина страховой выплаты составляет 400 тысяч рублей, а именно: в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, — 240 тысяч рублей, одного потерпевшего — не более 160 тысяч рублей; в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, — 160 тысяч рублей, одного потерпевшего — не более 120 тысяч рублей.

Страховщики ОСАГО ожидают пересмотра лимитов по жизни и здоровью в 2023 году

Без повышения базовых тарифов ОСАГО пересмотр лимитов не может состояться, убежден он. «Расчеты влияния увеличения лимитов выплат в ОСАГО по ущербу жизни и здоровью РСА пока не проводил, но при необходимости, если такая задача законодателями перед отраслью будет поставлена, ее союз решить может», — добавил Ефремов.

Он также сообщил, что страховщики отмечают тенденцию роста числа мошенничеств в сфере выплат по ущербу жизни и здоровью в РФ, увеличение лимитов в ОСАГО активизирует ее. Рост таких выплат заметен не только в ОСАГО. Всероссийский союз страховщиков (ВСС) как саморегулируемая организация в число первоочередных задач включает налаживание обмена страховщиков информацией с госведомствами, в том числе с лечебными учреждениями, используя обезличенные форматы данных.

Решение об увеличении лимитов выплат в том числе зависит от правительства страны, считает Иванов (оно коснется всех бюджетных автопарков — прим. ИФ). Если такие поправки будут приняты, то, скорее всего, не в этом, а в следующем году. Он напомнил еще об одной отложенной новелле с изменениями в закон об ОСАГО, предусматривающей переход на выплаты без учета износа деталей автомобилей при расчете выплат. Ее появления также ожидают в новом законопроекте об ОСАГО, она также повлечет рост тарифов.

По данным РСА, за период с сентября по декабрь 2023 года, после начала действия очередного этапа реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, средняя премия оказалась немного ниже, чем в среднем за год, и составила 5410 рублей, это меньше показателей 2023 года. В 2023 году вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз. Теперь страховщики ОСАГО рассчитывают начать с регулятором новый тур переговоров о границах тарифного коридора в ОСАГО, они обращают внимание, что стоимость корзины основных запчастей в ремонте автомобиля растет несколько лет подряд в среднем на 0,9% в месяц. Новые границы ценового коридора в ОСАГО пока не обсуждались, но при корректировке должны будут учитываться предстоящие законодательные инициативы и их влияние. Предполагается, что работа будет вестись одновременно по всем направлениям.

«В составе выплат по ущербу жизни и здоровью пострадавших в ОСАГО значительная часть приходится на выплаты в объеме полного лимита — 500 тыс. рублей. При этом может случиться так, что сразу после аварии (в течение 27 дней) осуществляются выплаты по возмещению ущерба здоровью, если причиной стало ДТП. В случае смерти пострадавшего в этот срок из-за травм в результате ДТП страховщик ОСАГО выплачивает полную сумму по риску «смерть»», — отметил он.

Получается, что для начинающего водителя страховка подорожает довольно существенно. Причем это также относится и к автомобилям, где начинающий водитель вписан в страховку в качестве дополнительного водителя. То есть, с 9 января 2023 года вписать в полис ребенка, который недавно сдал на права, стало гораздо дороже.

С 9 января 2023 года введена новая таблица территориальных коэффициентов, которая показывает зависимость стоимости страховки от региона, в котором зарегистрировано транспортное средство. Поскольку таблица территориальных коэффициентов имеет очень большой размер, в рамках данной статьи я не будут приводить ее полную версию. При желании Вы можете ознакомиться с ней самостоятельно:

Еще раз хочу обратить внимание на то, что это только общие тенденции изменения стоимости страховки. Итоговая стоимость конкретного полиса зависит от нескольких факторов и если Вы хотите ее вычислить, то рекомендую воспользоваться обновленным калькулятором ОСАГО:

Напомню, что с 5 сентября 2023 года по 9 января 2023 года стаж водителей, имеющих только иностранное водительское удостоверение, принимался равным 0. И это вынуждало водителей получать российские удостоверения, т.к. переплата за страховку получалась весьма существенной. В 2023 году такой проблемы быть не должно.

2023.01.12 Указание Банка России «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» опубликовано на официальном сайте Банка России 29 декабря 2023 года. Документ вступил в силу с 9 января 2023 года, однако некоторые его пункты начнут действовать только с 1 апреля 2023 года.

Федеральный закон от N 40-ФЗ (ред

4. Принятый в целях дополнительной защиты права потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязывает владельцев транспортных средств на условиях и в порядке, установленных данным Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (пункт 1 статьи 4), и одновременно закрепляет в качестве одного из основных принципов недопустимость использования на территории России транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную данным Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности (абзац четвертый статьи 3). Обязанность владельцев транспортных средств осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности вытекает также из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

«Страховой полис обязательного страхования выдается страховщиком страхователю, обратившемуся с заявлением о заключении договора обязательного страхования и, если это предусмотрено Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» или настоящими Правилами, представившему иные документы, а также исполнившему обязанность по оплате страховой премии, незамедлительно после осуществления указанных действий. При заключении договора обязательного страхования со страхователем, являющимся юридическим лицом, страховой полис обязательного страхования может быть выдан в ином порядке, определенном соглашением между таким страхователем и страховщиком.».

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; N 52, ст. 5132; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 23, ст. 2311; N 30, ст. 3114; N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 20, ст. 2258; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, 6438; 2010, N 6. ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, 4320; N 53, ст. 7592; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2023, N 48, ст. 6715; 2023, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883.

Вам будет интересно ==>  Первая категория учителя в школе сколько прибавка к зарплате

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) предусматривает два способа предъявления потерпевшим (выгодоприобретателем) требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу:

Субвенции на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Федеральный закон об осаго 2023 с изменениями

Таким образом, для того, чтобы получить страховку, будут нужны только три документа: СТС или ПТС, паспорт и водительские права. Помимо отмены обязательной процедуры техосмотра, автомобилисты также смогут дистанционно расторгнуть или внести изменения в договор ОСАГО, в том числе с частичным возвратом страховой премии.

В ГИБДД заявили, что в скором времени полис ОСАГО можно будет хранить в цифровом виде в интернете — соответствующий функционал появится в мобильном приложении «Госуслуги Авто». На данный момент благодаря программе можно предъявлять свидетельство о регистрации автомобиля в виде QR-кода на смартфоне, обжаловать штрафы за нарушения ПДД, подавать заявления на регистрацию машины или замену водительского удостоверения.

В наступившем 2023 году водителей ждет ряд важных изменений, касающихся ОСАГО. Так, водители смогут оформлять полис без необходимости прохождения техосмотра, а также рассчитывать на существенную скидку при езде без нарушений ПДД и получать компенсации автоматически. Кроме того, сам документ можно будет хранить в цифровом виде на Госуслугах.

На льготу могут рассчитывать люди с ограничениями по здоровью и законные представители детей с инвалидностью, которым автомобиль нужен по медицинским показаниям. «Теперь Пенсионный фонд станет назначать компенсации автоматически тем, кому они положены, а также на основании заявления, которое можно направить через единый портал государственных услуг», — объяснил Мишустин.

В понедельник, 17 января премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление правительства, согласно которому люди с ограничениями по здоровью смогут получить компенсацию по ОСАГО в автоматическом режиме. Нововведение освобождает ряд автомобилистов от необходимости подавать документы в учреждения социальной защиты.

Федеральный закон от г

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, правилами обязательного страхования, и является публичным; (В редакции федеральных законов от 28.03.2023 № 49-ФЗ, от 01.05.2023 № 88-ФЗ)

прямое возмещение убытков — возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего — владельца транспортного средства; (Абзац введен — Федеральный закон от 01.12.2007 № 306-ФЗ; в редакции Федерального закона от 01.02.2010 № 3-ФЗ)

7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования. (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 223-ФЗ)

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования). (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 223-ФЗ)

страховщик — страховая организация и иностранная страховая организация, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке; (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 02.07.2023 № 343-ФЗ)

Федеральный закон об осаго 2023 с изменениями

Следует иметь в виду, что изменяется только процедура оформления полиса ОСАГО, обязанность прохождения техосмотра не отменяется. Каждый водитель должен быть заинтересован в исправности своего транспортного средства, поскольку от него зависит не только комфорт, но в и безопасность передвижения.

Наличие действующей диагностической карты у физических лиц, владеющих легковыми автомобилями и мотоциклами, не будет проверяться до 1 марта 2023 года. До указанной даты к административной ответственности за невыполнение требования о прохождении техосмотра будут привлекаться только перевозчики пассажиров и грузов, а также владельцы транспорта – юридические лица.

  • защита прав потребителя финансовых услуг в судебном порядке может осуществляться лишь после обращения потребителя к финансовому уполномоченному (ст. 25);
  • до направления финансовому уполномоченному обращения потребитель должен направить в финансовую организацию заявление (ч. 1 ст. 16);
  • обращение к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг направляется потребителем финансовых услуг лично, за исключением случаев законного представительства (ч. 5 ст. 16);
  • обращение на бумажном носителе подписывается потребителем финансовых услуг собственноручно (ч. 5 ст. 17).

Так, согласно действующему в настоящее время общему порядку осуществления страхового возмещения при повреждении легкового автомобиля, находящегося в собственности гражданина и зарегистрированного в России, страховщик в течение 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего и приложенных к нему документов обязан произвести страховую выплату или выдать потерпевшему направление на ремонт либо направить ему мотивированный отказ в страховом возмещении (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО).

При этом при повреждении имущества расчет суммы страхового возмещения осуществлялся в том же порядке, что и расчет суммы реального ущерба, основанный на п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 15 ГК, являющихся основополагающими нормами гражданского права, – как разница между рыночной стоимостью имущества до и после повреждения. То есть изначально размер возмещения определялся по общегражданским принципам об определении и возмещении вреда и был ограничен лишь установленными законом пределами страховых сумм. Это полностью отвечало сути имущественного страхования, разновидностью которого является ОСАГО.

В данном материале я попытался осветить две многосоставные проблемы института обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), которые, на мой взгляд, являются наиболее острыми. Одна из них отражает суть данного института и носит скорее теоретический характер. Вторая связана с законными интересами адвокатов и имеет прикладной характер, поскольку непосредственно затрагивает сферу практической деятельности адвокатов.

Так, в Постановлении КС от 31 мая 2005 г. № 6-П судья А.Л. Кононов высказал особое мнение, в котором указал, что выглядит спорным в аргументации Конституционного Суда определение природы ОСАГО как института частного права, поскольку в нем отсутствуют какие-либо частноправовые принципы регулирования – добровольность, равенство участников, неприкосновенность собственности и свобода договора, но при этом присутствуют все признаки публичного права – властное установление законодателя, обязанность перед государством, безвозмездный и безвозвратный характер платежа для подавляющего большинства владельцев транспорта.

ОСАГО-2023: самое главное о важных изменениях Версия для печати

Также в 2023 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2023 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2023 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

Вам будет интересно ==>  Льготы на очередь в детский сад в 2023 году

— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

Акт осмотра составляется в день его проведения в трех экземплярах и вручается под подпись представителю станции технического обслуживания, представителю страховщика и потерпевшему. Если акт осмотра содержит вывод о возможности устранения недостатков восстановительного ремонта путем проведения повторного ремонта, вместе с таким актом потерпевшему вручается направление на ремонт для устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства, если соглашением, заключенным в письменной форме между страховщиком и потерпевшим, не выбран иной способ устранения указанных недостатков. Если акт осмотра содержит вывод о невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта путем проведения повторного ремонта, устранение недостатков восстановительного ремонта осуществляется путем страховой выплаты.

Договор на организацию восстановительного ремонта — договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Ответственность страховщика не наступает, если потерпевший согласовал изменение срока передачи отремонтированного транспортного средства или принял отремонтированное транспортное средство от станции технического обслуживания, не указав при его приеме о наличии претензий к оказанной услуге по восстановительному ремонту.

Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, осуществляет возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего, от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков в размере, определенном в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

В случае если при передаче потерпевшему отремонтированного транспортного средства у потерпевшего имеются претензии в отношении результатов проведенного восстановительного ремонта, потерпевший указывает об этом в акте приема-передачи отремонтированного транспортного средства.

Обстоятельства появления в Законе «Об ОСАГО» п. 9.1. ст. 12 это тайна, покрытая мраком. Данная норма была введена Федеральным законом от 01.05.2023 N 88-ФЗ и вступила в силу 01.05.2023г. Если посмотреть пояснительную записку к проекту данного федеральному закона, а также его первоначальный текст, принятый Государственной Думой РФ в первом чтении, то мы увидим, что изначально включение данной нормы не планировалось. Но как известно самое интересное с проектом закона в нашей стране происходит между первым и вторым чтением. В него могут быть внесены такие поправки, которые выгодны определенным лоббистским группам. Перед вторым чтением выступил представитель минфина РФ и один из депутатов, которые также не затронули вопрос о необходимости и целесообразности введения данной нормы. Известный юрист и заместитель председателя ВАС РФ в отставке В.В. Витрянский называет такие поправки «теневыми».

Немного поговорив об истории принятии данной нормы, перейдем теперь к практике ее применения. Как всегда, когда в закон об ОСАГО вносятся изменения, меняющие порядок и размер страховых выплат, возникают трудности с определением того момента, когда новая норма подлежит применению. Так было и с увеличением лимитов страховых выплат, введением единой методики ЦБ РФ, введением обязательного претензионного порядка, перехода на натуральную форму возмещения, обязательного обращения к Финансовому уполномоченному и вот сейчас на практике возникают сложности на какие именно правоотношения распространяется новая норма.

Страховщикам давно не нравилась предложенная Верховным Судом РФ идея возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью третьих лиц (пешеходов, пассажиров транспортных средств) по каждому полису ОСАГО, даже водителей, которые не являются причинителями вреда в контексте уголовного или административного права. И вот есть подозрения, что благодаря так называемому страховому лобби данная «теневая» поправка появилась ко второму чтению и оказалась в итоговом тексте принятого закона. При этом скажем откровенно, что текст данной нормы выглядит крайне неудачно. Ее смысл сводится к тому, что независимо от количества транспортных средств, взаимодействие которых привело к причинению вреда жизни и здоровью третьих лиц, максимальный лимит страховой выплаты не будет превышать суммы, установленный законом «Об ОСАГО», то есть 500 000 рублей.

Постепенно до судов начали доходить дела, когда дорожно-транспортные происшествия происходили уже после 01.05.2023г. Перед судами встал вопрос о распространении указанной нормы на вред, причиненный третьим лицам, полученным после 01.05.2023г. И здесь в очередной раз у правоприменителей возникли сложности с моментом, когда возникают отношения в сфере обязательного страхования между потерпевшими и страховщиками – в момент заключения договора страхования между страховщиком и страхователем или в момент причинения вреда. Сами страховщики в конце концов для себя выработали правило о том, что новая норма подлежит применению, если ДТП произошло после 01.05.2023г. Соответствующее правило было закреплено в п. 1.3. Правил профессиональной деятельности (ППД) от 27.02.2023г. и обязательно для применения всеми членами Российского Союза Автостраховщиков.

Представляется, что позиция вышеназванных кассационных судов являются неверной и противоречит прежде всего разъяснениям Верховного Суда РФ данные им в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2023 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» где указано, что по общему правилу, к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств применяется закон, действующий в момент заключения соответствующего договора страхования (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).

Федеральный закон от N 40-ФЗ (ред

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

Федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) 2023, 2023

Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном государственном страховании ответственности владельцев транспортных средств» определяет правовые, организационные и экономические основы ОСАГО. Основная цель Федерального закона «Об ОСАГО» – гарантия возмещения вреда, причинённого жизни, здоровью и транспортному средству вследствие дорожно-транспортного происшествия. Федеральный закон РФ «Об ОСАГО» устанавливает механизмы обязательного страхования и выплаты компенсации в виде страхового возмещения материального и морального ущерба.

Федеральный закон «Об ОСАГО» определяет минимальные страховые суммы и предельные выплаты в зависимости от характера вреда, количества потерпевших, объекта страхования и страхового тарифа, который учитывает характеристику автовладельца, региональные особенности, техническое состояние транспортного средства.

Федеральный закон «Об ОСАГО» определяет права страхователей на возмещение ущерба в случае ДТП и обязательства страховщиков компенсировать ущерб, выплатив страховую сумму, оговоренную договором страхования, при страховом случае. Федеральный закон «Об ОСАГО» служит законодательной базой для реализации права страхователей на получение возмещения ущерба в случае отказа страховой компании платить.

ОСАГО-2023: что изменилось для водителей с нового года

О возможном расширении тарифного коридора ОСАГО с 2023 года для каждого типа транспортных средств в России стало известно еще в конце 2023-го. Предполагалось, что указание Центрального Банка России в этом вопросе вступит в силу после согласования с Министерством финансов. Теперь все эти бюрократические процедуры пройдены.

С 9 января 2023 года в России вступили в силу новые тарифы ОСАГО, а также изменения в коэффициентах. Отныне для автомобилистов, владеющих легковыми машинами, тарифный коридор обязательного автострахования составляет от 2224 до 5980 рублей. Для сравнения, в 2023 году эта вилка выглядела следующим образом: от 2471 до 5436 рублей. Впрочем, как известно, для данной категории максимальная ставка практически не применяется.

Масштабными оказались и изменения в коэффициентах. Цена полиса для молодых автомобилистов, возраст которых варьируется от 16 до 21 года (без стажа) выросла. Если ранее для этой категории тариф умножался на 1,93, то теперь на 2,27. При этом для более опытных автовладельцев (возрастом старше 40 лет) коэффициент, напротив, снизился. Однако сильнее всего он отразился на водителях старше 59 лет со стажем более 14 лет. Теперь он равен 0,83, вместо 0,9.

  • срок ремонта может значительно превысить один месяц, о чем указывает официальное заключение СТО;
  • при полном уничтожении транспортного средства и невозможности восстановления;
  • при дополнительном соглашении, указанном в договоре страхования;
  • если владелец является инвалидом и желает получить компенсацию деньгами, а не ремонтом.
  • двоякое толкование многих установок и правил;
  • нежелание страховых компаний в полном объеме исполнять свои обязательства;
  • наличие спорной судебной практики. Часто суды выносили решение, попадавшее в дальнейшем в апелляционное и кассационное производство и обжаловалось участником процесса;
  • широкое распространение фальшивых полисов;
  • низкое покрытие рисков, требующее дополнительного финансирования пострадавшей стороной.
  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
    • Статья 3. Основные принципы обязательного страхования
  • Глава 2. Условия и порядок осуществления обязательного страхования
    • Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
    • Статья 5. Правила обязательного страхования
    • Статья 6. Объект обязательного страхования и страховой риск
    • Статья 7. Страховая сумма
    • Статья 8. Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию
    • Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
    • Статья 10. Срок действия договора обязательного страхования
    • Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
      • Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
    • Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
      • Статья 12.1. Независимая техническая экспертиза транспортного средства
    • Статья 13. Утратила силу с 1 сентября 2014 года.
    • Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
      • Статья 14.1. Прямое возмещение убытков
    • Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования
    • Статья 16. Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
      • Статья 16.1. Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
    • Статья 17. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования
  • Глава 3. Компенсационные выплаты
    • Статья 18. Право на получение компенсационных выплат
    • Статья 19. Осуществление компенсационных выплат
    • Статья 20. Взыскание сумм компенсационных выплат
  • Глава 4. Страховщики
    • Статья 21. Страховщики
    • Статья 22. Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
    • Статья 23. Утратила силу с 1 марта 2008 года
  • Глава 5. Профессиональное объединение страховщиков
    • Статья 24. Профессиональное объединение страховщиков
    • Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
    • Статья 26. Правила профессиональной деятельности
      • Статья 26.1. Соглашение о прямом возмещении убытков
    • Статья 27. Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
    • Статья 28. Имущество профессионального объединения страховщиков
    • Статья 29. Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения
  • Глава 6. Заключительные положения
    • Статья 30. Информационное взаимодействие
    • Статья 31. Международные системы страхования
    • Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
    • Статья 33. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 34. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Вам будет интересно ==>  Льготы ветеранам труда в ярославской области в 2023

Все возникающие спорные моменты должны решаться судебным порядком по иску участника происшествия или страховой компании. На практике, большинство судебных споров происходят между страхователем и страховщиком по размеру компенсации. Если в результате аварии пострадавшей стороне будет предоставляться фактическое возмещение в виде ремонта, то качество страховых договоров поднимется на более высокий уровень.

Низкая финансовая ответственность приводит к многочисленным нарушениям, поэтому законодатели рассматривают вопрос о повышении материальной ответственности за отсутствие полиса. Требуется найти действенное решение, когда участникам движения было бы невыгодно отказываться от приобретения страховки.

Федеральный закон ОСАГО с последними поправками

Федеральный закон об ОСАГО 2023 года с изменениями содержит основные принципы по процедуре возмещения материального и физического ущерба, причиненного пострадавшим в результате ДТП. Страхование собственников автотранспортных средств относится к обязательному виду страхования, по которому в соответствии с новым законом об ОСАГО страховщик не вправе отказать в заключении договора владельцу ТС. Кроме того, законом запрещено вождение автотранспорта без страховки.

  • за каждым водителем закрепляется обязанность ежегодного страхования автогражданской ответственности;
  • законом установлены суммы страховых выплат, повышающие и понижающие стоимость страховки коэффициенты, объект страховых отношений, классификация и виды рисков;
  • процедуру фиксации и разбора аварии;
  • порядок и размер компенсаций по возмещению ущерба;
  • перечень организаций, которые контролируют соблюдение автовладельцами норм закона об ОСАГО с разграничением пределов должностных полномочий;
  • регулирование претензионных споров сторон.
  • период ремонтных работ не может превышать 30 суток с момента транспортировки автотранспорта на СТО;
  • список СТО, с которыми у страховщика заключены договоры, должен быть опубликован на официальном сайте организации;
  • калькуляция возмещения и замена комплектующих частей производится с учетом износа ТС, но не больше 50%. СТО запрещается использовать подержанные комплектующие детали;
  • место проведения восстановительных работ должно располагаться в территориальной близости для страхователя;
  • СТО должны отвечать принятым производственно-техническим требованиям;
  • гарантия на восстановительные работы ТС составляет полгода, на работы по проведению кузовного ремонта, покраски автомобиля — год;
  • при нарушении установленного законом 30-дневного срока, отведенного на восстановление ТС, страховая организация выплачивает штраф (пеню) за каждый день просрочки — 0,5% с суммы компенсации по страховке.

Закон об ОСАГО 2023 с изменениями, подготовленными Минфином РФ, прежде всего установил преимущественное возмещение по причиненному ущербу в натуральной форме. Натуральная форма возмещения ущерба ТС подразумевает не денежную компенсацию владельцу, а проведение ремонтных работ по восстановлению автомобиля на СТО.

Страховой полис ОСАГО — неотъемлемая часть документов, которые находятся у водителя. Страховка автовладельца подтверждает страхование возможных рисков перед третьими лицами. Компенсации возмещаются за причинение имущественного ущерба пострадавшим, жизни и здоровью застрахованного. Если в аварии признан виновным владелец полиса ОСАГО, то страховая организация возместит причиненный ущерб пострадавшим в установленном законом размере. Подобный механизм возмещения ущерба дает потерпевшей стороне право без длительного судебного разбирательства получить положенную компенсацию.

17.03.2023 года Государственная Дума приняла в III чтении законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Нормативный документ устанавливает приоритет обязательного ремонта автотранспортных средств перед денежными выплатами по ОСАГО.

Нововведение предусматривает активное участие института финансовых уполномоченных (финомбудсмен) в решении проблем с выплатами. Прежде чем обратиться в суд с иском, потерпевший обязан предварительно подать заявление финомбудсмену, который выносит решение в течение 15 рабочих дней, руководствуясь ФЗ “Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг” (ст.16.1. п.1 абз.3). Однако при размере вреда более 500 тысяч руб. эта стадия к прохождению не обязательна.

Закон об ОСАГО является финансовой гарантией возмещения вреда, причиненного имуществу, здоровью, жизни потерпевших владельцами ТС, является социальной мерой, действует как материальный рычаг повышения безопасности дорожного движения. Новая редакция закона об ОСАГО с последними изменениями 2023 года учитывает многолетнюю практику применения не только в России, но и мире, опирается на достижения в сфере высоких технологий.

Федеральный закон о страховании автотранспорта ОСАГО от 2023 года регламентирует условия и порядок обязательного страхования, правила возмещения ущерба, компенсационные выплаты, статус страховщиков и страхователей. Основная цель — не обязать застраховаться всех автовладельцев, а обеспечить возмещение вреда имуществу, здоровью, жизни потерпевшим в ДТП. При этом применяется не только фз №40 об ОСАГО, но и ГК РФ в части обязательств о возмещении вреда, а также нормативные акты ЦБ РФ, в частности, Положение о правилах ОСАГО от 1 сентября 2014 г. № 431-П вместе с коэффициентами, коридором тарифов для расчета стоимости страхового полиса.

Отныне страховщик не может предъявить иск в порядке регресса к виновному лицу, который не направил ему извещение (европротокол) о ДТП в течение 5 рабочих дней (п.п.”ж” п.1 ст.14 закона не действует). Поправки в закон об ОСАГО коснулись также утраты страховщиком права на регресс к пешеходу, виновному в ДТП, если ему причинен вред вследствие события, или к его наследникам в случае смерти последнего (п.5 ст.14 Закона).

В начале 2023 года изменятся тарифы ОСАГО

Что еще? Указание ЦБ допускает период использования транспортного средства, некратный целому месяцу (но не менее трех месяцев). То есть можно будет указать период, например, в четыре месяца и восемь дней, хотя заплатить при этом придется как за пять месяцев. Это может оказаться на руку в ситуациях, когда надо продлить период использования полиса, если до окончания срока его действия осталось не целое количество месяцев. Сейчас некоторые страховщики предлагают в этом случае расторгнуть договор и заключить новый.

И это еще далеко не все запланированные изменения ОСАГО. В начале следующего года заработает система перестрахования в ОСАГО, когда страховщики перестраховывают свои риски в одной или нескольких компаниях. До сих пор полисы ОСАГО массово не перестраховывали, хотя по другим видам страхования перестраховывается большинство рисков, особенно крупных. Возможность перестрахования автогражданки заменит собой систему е-Гарант и должна снять проблемы с заключением полисов в ряде случаев. При этом пользователь, полис которого будет перестрахован, об этом не узнает, и на нем это никак не отразится.

А еще есть информация, что в Минфине и ЦБ всерьез взялись за обсуждение повышения лимита по ОСАГО с нынешних 400 тысяч до 2 миллионов рублей. Слухи об этом ходят уже много лет, но сейчас дело сдвинулось с мертвой точки. Поскольку говорится о перспективе принятия такого лимита через пару лет, можно предположить, что это произойдет к выборам президента в 2024 году. Нынешних 400 тысяч рублей уже давно недостаточно: в ряде случаев этой суммы хватает лишь на набор из одной фары и переднего бампера с встроенным парктроником. Сколько будет стоить полис с лимитом в два миллиона рублей? Предположить сложно, но цена наверняка вырастет раза в два.

С 1 апреля изменится коэффициент бонус-малус (КБМ), который рассчитывается на один год (с 1 апреля по 31 марта следующего года) и неизменен в течение этого периода. Для «убыточных» водителей КБМ разом поднимется с 2,45 до 3,92. Новичок, у которого нет истории КБМ, теперь в первый раз получит коэффициент 1,17 вместо 1. Зато КБМ за десять лет безубыточной езды снизится с 0,5 до 0,46.

В распоряжении Авторевю оказалось Указание ЦБ №6007-У, которое вступит в силу после согласования с Минфином и внесет ряд изменений в закон об ОСАГО. В частности, станет шире тарифный коридор для каждого типа транспортных средств, то есть страховщик (в зависимости от установленных внутри компании тарифных факторов) сможет заметнее варьировать базовую ставку, к которой впоследствии применяются коэффициенты. Например, сейчас для легковых автомобилей физических лиц тарифный коридор составляет от 2471 до 5436 рублей, а после изменения он будет варьироваться от 2224 до 5980 рублей. Впрочем, для этой категории максимальную базовую ставку страховщики используют нечасто. Наиболее заметное изменение ждет такси, для которых максимальный базовый тариф вырастет с 9131 до 12505 рублей.

Возможность роста тарифов, новые штрафы и ограничения: чего ждать от ОСАГО в 2023 году

Санкции к нарушителям, геолокация авто на техосмотре: ключевые изменения в ОСАГО-2023

Эксперимент по автоматическому выявлению автомобилей без действующей страховки проводили еще в 2023 году. Камеры видеонаблюдения фиксировали номера нарушителей. Тогда за поездку без полиса можно было получить только предупреждение, сейчас планируется штрафовать бесполисных водителей. Каждый день, проведенный за рулем без страховки, будет ударять по кошельку. Проверять ОСАГО будет специальная программа без участия сотрудников ГИБДД, что значительно повысит вероятность обнаружения нарушителей. Официальные даты повсеместного внедрения системы пока не называются. Автоматическая фиксация используется только в мегаполисах.

Закон об обязательном автостраховании действует с 2002 года. За это время система ОСАГО претерпела множество изменений, но проблем осталось немало. Например, на рынке присутствуют неблагонадежные компании и даже откровенные мошенники. Водители, желая сэкономить на страховке, в дальнейшем сталкиваются с занижением выплат по страховым случаям, отказами или полным исчезновением страховщика. Некоторые компании искусственно создают трудности оформления электронного онлайн-ОСАГО, чтобы клиенты обращались к агентам и покупали доп. услуги. Проблем можно избежать простым обращением в надежную страховую компанию, но часть водителей все еще пренебрегает такой возможностью.

Текущий год – это только старт реформы. В 2023 году запланировано еще несколько существенных изменений, которые должны сделать порядок оформления страховки ОСАГО более прозрачным, справедливым и снизить число недобросовестных автомобилистов на дорогах России.

Нововведения затронули порядок расчета КБМ – коэффициента «бонус-малус». Теперь в калькуляторе ОСАГО учитывают возраст, стаж водителя, число совершенных по его вине аварий и количество штрафов за нарушение ПДД. Например, если автомобилиста лишили прав за вождение в пьяном виде или за проезд на красный сигнал светофора, то расчет ОСАГО-2023 производят с повышающим коэффициентом. Такие же правила применяются за движение по встречной полосе, нарушения скоростного режима.

Adblock
detector