Размер возмещения вреда здоровью членам семьи умершего инвалида чернобыльца судебная практика

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 607 утвержден «Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Распространив в части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой данной статьи (наряду с иными мерами социальной поддержки), на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, законодатель исходил из того, что право на возмещение вреда, причиненного смертью пострадавшего вследствие воздействия радиации кормильца, посредством ежемесячных выплат, как и в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием, должно быть обеспечено указанным гражданам на равных условиях с членами семей умерших инвалидов-чернобыльцев.

Зубова Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения района Северное Бутово г. Москвы об установлении факта нахождения на иждивении, обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, взыскании задолженности по выплатам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, мотивируя свои требования тем, что является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС — З.Ю.П., 22.06.1936 г.р., умершего 10.10.2014г.. На момент смерти супруга являлась нетрудоспособным членом семьи, находящимся на его иждивении. 10.11.2014г. обратилась в УСЗН с заявлением о назначении выплат предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 «1244-1 «О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в размере не менее 50 % от получаемой супругом при жизни суммы возмещения вреда, установленной решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 10.11.2006г., однако 20.11.2014г. получила отказ, который по мнению истца является незаконным, нарушающим её права на получение социального обеспечения в полном объеме.

Однако, в данном случае при грамотном ведении дела, применяя действующее законодательство, обосновывая заявленные требования на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 30 сентября 2010 г. N 1260-О-О, факт нахождения на иждивении может быть установлен в судебном порядке путём определения соотношения между объёмом помощи, оказываемой умершим супругом, и собственными доходами иждивенца, а также иными фактами, подлежащими доказыванию в процессе.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на членов семей, потерявших кормильца из числа погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, умерших инвалидов ЧАЭС распространяются некоторые меры социальной поддержки (ранее в законе имелась трактовка: «льготы и компенсации»), которыми они пользовались при жизни льготоносителя. Это п.п. 3.7,8,12-15 части первой статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, выплачиваемая в соответствии с п.15 ст.14.

Юридическое агентство «Фемида» г. Нововоронеж

Важными и спорными до настоящего времени, несмотря на давность событий, связанных с чернобыльской трагедией, являются вопросы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного воздействия.

А
вот ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью
в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы в
размере 5000 рублей (с учетом индексации на 01.01.2014г. — 15486,48 рублей) в 50%
размере вполне может быть назначена
Вашей маме, если на дату смерти Вашего отца Ваша мама была нетрудоспособна и
находилась у него на иждивении (п.15 ч.1 Закона).

Право на получение ежемесячной денежной компенсации
на приобретение продовольственных товаров (на питание), получаемой при жизни
Вашим отцом в соответствии с п.13 ч.1 ст. 14 Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» у Вашей мамы отсутствует, т.к. согласно
указанной статьи закона меры социальной поддержки, предусмотренные 12
— 15 части первой указанной статьи,
распространяются на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры
социальной поддержки при жизни инвалида. Ваша мама при жизни отца не получала
указанных выплат.

Моя мама — вдова чернобыльца (инвалида I группы). Положена ли ей ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда и ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров? Мама — инвалид III группы. Но продолжает работать. Папа умер в мае 2009 г. В органах социальной защиты в подобных выплатах отказали.

Конституционный Суд РФ вынес определение от 04.10.05 № 364-О: в нем запрос ВС РФ признан не подлежащим рассмотрению в заседании КС РФ, поскольку для ответа на поставленные в нем вопросы не требуется вынесения постановления. Однако при этом КС РФ сформулировал правовые позиции по вопросу о порядке применения механизма индексации сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам после введения в действие Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ. В связи с этим стало возможным внести в постановление Пленума от 14.12.00 № 35 изменения и дополнения (постановление Пленума от 11.05.07 № 23).

Расчет сумм возмещения вреда

При определении размера сумм возмещения вреда до 15 февраля 2001 г. следует руководствоваться п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона от 15.05.91 № 1244–1; он определял сумму возмещения в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), который рассчитывался в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей.

Назначение пенсий и льгот

В пункте 13 Постановления от 14.12.00 № 35 обращается внимание на следующее. В соответствии с общим принципом применения судами норм материального права, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, суммы возмещения вреда подлежат увеличению на индексы, предусмотренные Постановлением ВС РФ от 24.12.92 № 4214–1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей». Несмотря на признание этих Правил утратившими силу, норма о том, что во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до 1 января 1991 г. либо в период с 1 января 1991 г. по 31 января 1993 г., суммы заработка после применения коэффициентов, указанных в абз. 1 п. 2 названного Постановления ВС РФ, должны увеличиваться соответственно в 6 раз либо в 3 раза, независимо от времени предъявления иска, продолжает действовать.

К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению —
Ростовскому региональному отделению Фонда социального страхования
РФ о назначении страхового обеспечения по случаю потери кормильца,
в обоснование которого ссылалась на то, что ее муж при жизни
являлся получателем сумм возмещения вреда, назначенных по
последствиям имевшегося у него профессионального заболевания. По
мнению К., в назначении страхового обеспечения по потере кормильца
ей незаконно было отказано по тем основаниям, что действующее
законодательство не предполагает установление ежемесячной
страховой выплаты в связи с потерей кормильца тогда, когда
застрахованный при жизни получал суммы возмещения вреда как лицо,
получившее профессиональное заболевание. К. указала, что на момент
смерти супруга не работала, являлась пенсионером по инвалидности,
доходы мужа были основным источником средств к существованию
семьи, в связи с чем просила обязать ответчика установить ей
страховое обеспечение в виде выплаты ежемесячной страховой суммы с
1 сентября 2007 г. в размере 4087 руб. с последующей индексацией в
соответствии с действующим законодательством.
Решением городского суда от 18 декабря 2008 г., оставленным
без изменения определением областного суда от 9 февраля 2009 г., в
удовлетворении исковых требований отказано.
В надзорной жалобе К. и ходатайстве Уполномоченного по правам
человека в РФ содержалась просьба об отмене судебных
постановлений.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
8 июля 2011 г. надзорную жалобу удовлетворила, указав следующее.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или
изменения судебных постановлений в порядке надзора являются
существенные нарушения норм материального или процессуального
права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны
восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных
интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судами первой и кассационной
инстанций при рассмотрении дела.
Судом установлено, что К. состояла в браке с лицом,
являвшимся инвалидом и получателем ежемесячной страховой суммы в
связи с приобретенным в период работы в ОАО «Ростовуголь» (шахта
им. Ленина) профессиональным заболеванием. 17 августа 2008 г. муж
К. умер. На момент смерти супруга К. получала пенсию по
инвалидности. Ее супруг получал страховые выплаты в возмещение
вреда здоровью в размере 8087 руб. и пенсию в размере 6017 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные
инстанции сослались на ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г.
N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний»,
предусматривающую возникновение права застрахованных на обеспечение
по страхованию со дня наступления страхового случая, который был
установлен супругу К. в 1997 году при выявлении у него
профессионального заболевания. Таким образом, по мнению судов
первой и кассационной инстанций, повторно, в связи со смертью
застрахованного, наступившей вследствие профессионального
заболевания в 2008 году, страховой случай произойти не мог,
следовательно, к наследникам или иждивенцам кормильца право на
получение указанных сумм перейти не может в силу прямого указания
на это в ст. 383 ГК РФ, не допускающей перехода к другим лицам
неразрывно связанного с личностью кредитора требования о возмещении
вреда, причиненного жизни или здоровью.
Данные выводы суда основаны на неправильном толковании и
применении норм закона, регулирующего возникшие правоотношения.
Правовое регулирование отношений по социальному обеспечению в
случае болезни, вызванной воздействием неблагоприятных факторов
при исполнении трудовых обязанностей, осуществляется по нормам
Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний», которыми предусматривается, что
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, являясь видом
социального страхования, устанавливается для социальной защиты
застрахованных путем предоставления в полном объеме всех
необходимых видов обеспечения по страхованию в возмещение вреда,
причиненного их жизни и здоровью при исполнении обязанностей по
трудовому договору.
В силу ст. 3 указанного Федерального закона обязательства
страховщика осуществлять социальное обеспечение по данному виду
страхования возникает при наступлении страхового случая, который
определяется как подтвержденный в установленном порядке факт
повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая
на производстве или профессионального заболевания.
Несчастным случаем на производстве признается событие, в
результате которого застрахованный получил увечье или иное
повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому
договору (контракту) и в иных установленных данным Федеральным
законом случаях как на территории страхователя, так и за ее
пределами либо во время следования к месту работы или возвращения
с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и
которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую
работу, временную или стойкую утрату им профессиональной
трудоспособности либо его смерть.
Под профессиональным заболеванием понимается хроническое или
острое заболевание застрахованного, являющееся результатом
воздействия на него вредного (вредных) производственного
(производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или
стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.
Таким образом, содержанием приведенных норм охватываются
различные последствия, которые могут наступить как в результате
несчастного случая на производстве, так и профессионального
заболевания, которые представляют собой, по сути, идентичные
события, вызывающие повреждение здоровья или смерть и порождающие
обязанность страховщика предоставить обеспечение по обязательному
социальному страхованию. Различия в данном случае касаются только
степени профессионального риска: несчастный случай на производстве
представляет собой прямое воздействие на организм человека в виде
увечья или иного повреждения здоровья, а профессиональное
заболевание — опосредованное воздействие вредных производственных
факторов на здоровье человека.
Согласно положениям ст. 7 названного Федерального закона
субъектами права на обеспечение по данному виду обязательного
социального страхования признаются как сами застрахованные, так и —
в случае их смерти — иные указанные в законе лица, в число которых
включаются и нетрудоспособные иждивенцы, состоявшие на иждивении
умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него
содержания. При этом данное право нетрудоспособных иждивенцев
является производным от их статуса иждивенца, а не от права
застрахованного лица на обеспечение по обязательному социальному
страхованию, которое он реализовал при жизни.
Вывод суда о том, что в случае смерти застрахованного,
наступившей вследствие профессионального заболевания, страховой
случай произойти не мог, в связи с чем к наследникам или
иждивенцам кормильца право на получение указанных сумм перейти не
может, не соответствует закону.
Такая правовая позиция в полной мере согласуется с
разъяснениями, данными судам в п. 5 постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 г. N 2 «О применении судами
законодательства об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний».
В решении судом также было указано, что у истца имелся
самостоятельный доход в виде получаемых пенсионных выплат, в связи
с чем оснований для признания ее находившейся на иждивении
умершего застрахованного не имелось.
В надзорной жалобе К. ссылалась на то, что доход ее супруга в
связи с получением им обеспечения по обязательному социальному
страхованию составлял 72% общего дохода семьи, являясь основным
источником существования для К., которая на момент смерти мужа
была нетрудоспособным пенсионером по инвалидности и получателем
пенсии в размере 5498 руб.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его
иждивении, если они находились на его полном содержании или
получали от него помощь, которая была для них постоянным и
основным источником средств к существованию (ст. 9 Федерального
закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации»).
Право на получение страховых выплат в связи со смертью
застрахованного может быть предоставлено и в том случае, если
решением суда будет установлено, что при жизни застрахованный
оказывал нетрудоспособным лицам постоянную помощь, которая
являлась для них постоянным и основным источником средств к
существованию, несмотря на имеющийся у этих лиц собственный доход.
Отказывая в признании факта нахождения К. на иждивении мужа,
суд исходил из самого факта получения истцом самостоятельного
дохода в виде пенсии по инвалидности, и не учел, что согласно
положениям действующего законодательства, регулирующего вопросы
страхового обеспечения нетрудоспособных лиц, состоявших на
иждивении умершего застрахованного, определяющее значение для
правильного рассмотрения и разрешения возникшего спора имели
обстоятельства, связанные с оказанием истцу материальной помощи.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
отменила судебные постановления и направила дело на новое
рассмотрение в суд первой инстанции.

Вам будет интересно ==>  Пенсионер подмосковья на наземный транспорт в москве

«В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число».

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в ред., действующей на момент смерти супруга истицы) в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

В п. 3.3 постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. N 11-П указано, что из п. 25 ч. 1, ч. 2 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от 12 февраля 2001 г. в их нормативном единстве с ч. ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ следует, что право выбора — получать возмещение вреда в твердых суммах или исходя из заработка, не представляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти — нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. (т.е. после 15 февраля 2001 г.). Данное положение не противоречит Конституции Российской Федерации.

Вам будет интересно ==>  Жилье для многодетных семей в 2021 году в москве

Указанные нарушения норм материального права, допущенные судом первой и апелляционной инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает существенными, поскольку они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав истца.

Право на получение ежемесячной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием, впервые было установлено пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ, введенной в действие со 2 марта 1996 года.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Следовательно, при разрешении требований Цветкова А.Г. суду следовало учесть положения, содержащиеся в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года № 455, согласно которому денежное довольствие, учитываемое при определении размера денежной компенсации, принимается в размере, действующем на день выплаты. Поскольку право на перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью признано названным выше Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации с 20 декабря 2010 года, то размер денежной компенсации необходимо исчислять исходя из размера денежного довольствия, установленного на указанную дату. При этом в силу статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» индексация размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью должна производиться на коэффициент инфляции на соответствующий год, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации об индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Кроме того, согласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» некоторые меры социальной поддержки, предусмотренные для названных категорий граждан, в случае их смерти распространяются на членов их семей. Семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, пользуются правом на однократное обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации (если они нуждаются в улучшении жилищных условий); оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации); оплату в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, – предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы; преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации; внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное вступление в гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества (кооперативы), внеочередное приобретение садовых домиков или материалов для их строительства, внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта; внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данном учреждении; ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей; преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов, а также ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда (пункты 2, 3, 7, 8, 12–15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Навигация

В связи с тем, что право членов семьи гражданина, умершего вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, на получение ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда возникает безотносительно к наличию такого права у умершего кормильца, исключается возможность применения способа определения размеров таких выплат, установленного частью второй статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применительно к инвалидам-чернобыльцам и членам их семей.

Федеральное законодательство

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

Исходя из конституционных принципов справедливости, равенства всех перед законом, а также равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, и с учетом того, что предельный уровень возмещения вреда не должен быть ниже, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года), в данном случае ориентирующее значение имеет уровень возмещения вреда, закрепленный в нормах Федерального закона от 24 июля 1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Федерального закона от 11 февраля 2002 года «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» (часть первая статьи 16). Впредь до внесения изменений в части первую и вторую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года лицам, которым возмещение вреда было установлено исходя из заработка, обеспечивается выплата ранее назначенных сумм, но не свыше пределов, установленных в названных Федеральных законах. Соответствие установленных в порядке возмещения вреда денежных сумм реально причиненному вреду здоровью конкретного инвалида — чернобыльца может быть проверено в судебном порядке.

Гражданин Е.А. Микрюков, кроме того, просит проверить конституционность нормы, содержащейся в пункте 3 статьи 1086 ГК Российской Федерации, статьях 14 и 15 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года), и статье 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», о порядке определения среднемесячного заработка (дохода) для исчисления возмещения вреда. Фактически же, как следует из жалобы, заявителем ставится вопрос о выборе нормы, подлежащей применению в его деле, разрешение которого входит в полномочия судов общей юрисдикции, иных правоприменителей и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

Вам будет интересно ==>  Тюмень выплаты матерям одиночкам

Как указывают заявители, размер возмещения вреда здоровью, который ранее исчислялся исходя из утраченного заработка (или соответствующей его части) и с учетом степени утраты трудоспособности, в результате применения нового регулирования существенно понизился, а потому оспариваемая норма противоречит, по их мнению, статьям 42, 53 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

В настоящее время истец фактически заявляет требования и изменении ежемесячных денежных выплат в счет возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2010г. по 31.12.2012г. и производит их расчет в ином размере.

Отказывая в удовлетворении иска , суд исходит из того, что оснований для пересмотра размера ежемесячной компенсации определённой вступившими в законную силу решениями судов не имеется, истец реализовал при обращении в суд в указанные года право выбора периода из которого необходимо производить расчет ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, индексация сумм произведена согласно вступивших в законную силу судебных постановлений и в порядке установленном законом, что свидетельствует о полном соблюдении прав заявителя на получение возмещения вреда в полном объеме.

Компенсация за инвалидность из-за Чернобыля не должна уменьшаться

При проверке правильности выплачиваемых сумм юристами Компании были выявлены грубейшие нарушения со стороны УСЗН, которое незаконно снизило ранее выплачиваемую сумму и без согласия самого получателя платежей перевело его на получение твердой суммы возмещения.

Закон, касающийся льгот для чернобыльцев, последние изменения претерпел в октябре 2014 года. Эта часть законодательства формулирует статус чернобыльца и перечень положенных льгот гражданам, получившим данный статус. Целями существующего закона можно назвать обеспечение компенсаций и социальной поддержки тех граждан, которые вследствие проживания либо в ходе устранения последствий катастрофы подверглись влиянию вредных факторов. Стоит отметить, что по сравнению с предыдущими годами произошла отмена некоторых льгот.

Какие льготы выделяет государство Чернобыльцам в 2020 году

Людям, чья жизнь искалечена по вине радиации, государство предоставляет своего рода утешение – материальные компенсации. Чтобы получить право на получение этих денег, необходимо собрать все документы, подтверждающие причинную связь ухудшения здоровья (заболевания) с воздействием радиации. Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС утверждён совместным Приказом Минобороны, Минздравсоцразвития и Минфина России № 727/831/165н от 8 декабря 2006 года.

Льготы чернобыльцам

В соответствии с п. 9 ст. 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на ежемесячную денежную выплату имеют дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого и последующих поколений граждан, принимавших участие в ликвидации аварии в 1986-1987г.г., родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.

При определении даты, с которой следует производить выплату компенсации суд анализирует положения действующего законодательства, согласно которым для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель подает в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, и документы, предусмотренные п.3 Правил.

документы, подтверждающие право членов семьи на ежемесячную денежную компенсацию (копия свидетельства о заключении брака; копии свидетельств о рождении детей; копия документа, подтверждающего родственные отношения с умершим (погибшим) инвалидом либо военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, погибшим (умершим) при исполнении обязанностей военной службы либо умершим вследствие военной травмы, — для родителей; копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности, — для супруги (супруга), родителей, являющихся инвалидами и не достигших возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина); копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности с детства, — для детей, достигших возраста 18 лет, которые стали инвалидами до достижения этого возраста; справка образовательной организации, подтверждающая обучение ребенка по очной форме (представляется по достижении им 18-летнего возраста каждый учебный год), — для ребенка, обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации);

Согласно ответа ГУ Отделения пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю №90-ЛП от 25 января 2017 года, в соответствии со ст. 45 Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» размер пенсии по инвалидности 2 группы вследствие военной травмы составлял 70 руб. Согласно ст. 47 данного Закона неработающим инвалидам указанной категории, имеющим на своем иждивении двух и более нетрудоспособных членов семьи, устанавливалась надбавка к пенсии в размере 20 руб.

Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 960-О-П).

. ФИО3 умер, а . , уже после его смерти, было вынесено соответствующее решение, экспертный совет установил причинную связь его заболевания и инвалидности с воздействием радиационных факторов и ответ дан на его имя.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что данное правоотношение допускает правопреемство и вывод суда об отсутствии у Прищеп У.И. права на получение удостоверения после смерти мужа противоречит закону.

Суть дела:

Члены семьи умерших инвалидов-чернобыльцев приравнены в пенсионном статусе с получателем пенсии вследствие военной травмы. Между тем, данное положение «чернобыльского» законодательства пенсионные органы никак не могут принять и понять.

Документы

И опять нелепые доводы по отказу в компенсации морального вреда — сначала кассационная инстанция говорит, что закона, позволяющего взыскивать компенсацию морального вреда при нарушении пенсионных прав, не имеется; а потом указывает, что её неимущественное право не нарушено.

После назначения пенсии по старости, пенсионный орган перевел доверителя на иной режим выплаты пенсии по потери кормильца, снизив её размер.Удалось добиться признания данных действий незаконными и обязать пенсионный орган выплатить недоплату пенсии.

Конституционный Суд опубликовал Постановление от 8 февраля 2018 г. № 7-П по делу о проверке конституционности ряда положений законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с жалобой на которые обратился гражданин, в 1987 г. принимавший участие в работах по ликвидации последствий катастрофы.

КС отметил, что в отличие от названной категории инвалидов-чернобыльцев лица, приобретшие до 15 февраля 2001 г. данный статус и получавшие до этой даты возмещение вреда здоровью в размере, исчисленном из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, были наделены правом сохранить ранее установленный размер возмещения вреда, причем безотносительно к тому, подлежали ли они переосвидетельствованию, и независимо от результатов такого переосвидетельствования.

Суд указал, что тем самым всем гражданам, получавшим до 15 февраля 2001 г. возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий, и после этой даты составившим особую категорию инвалидов-чернобыльцев, были обеспечены равные условия перехода к новому механизму возмещения вреда. Кроме того, одновременно им была предоставлена возможность получать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере, предусмотренном п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, если он будет выше по сравнению с ранее назначенным.

Adblock
detector