Численность населения на судебном участке мирового судьи

Статья 4

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

6. Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

В соответствии с ч.4 ст.4 Закона РФ «О мировых судьях» общее количество мировых судей и судебных участков определяется из расчета численности населения. Один участок может обслуживать территорию, на которой проживает от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок

В соответствии с Законом РФ «О судебной системе», Законом РФ «О мировых судьях», ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве участков в субъектах РФ», УПК и ГПК РФ мировые суды(мировые судьи) учреждаются во всех субъектах РФ. Они отнесены к числу возглавляемых Верховным Судом РФ судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые суды – это суды субъектов РФ.

В России институт мировых судей был учрежден судебной реформой 1864 года. Мировому участковому судье были подсудны гражданские дела (в начале с суммой иска до 500 руб.) и уголовные дела о преступлениях, за совершение которых наказание не превышало полутора лет тюремного заключения без ограничения в правах. Мировой судья единолично, гласно в более упрощенной процессуальной процедуре рассматривал и разрешал дело. Апелляционной инстанцией для мирового судьи были уездные или столичные съезды мировых судей.

При отправлении правосудия по гражданским и уголовным делам эти суды обязаны руководствоваться федеральными законами. Свои решения они выносят от имени РФ, и эти решения являются актами правосудия, т.е. носят общеобязательный характер. Лишь при рассмотрении дел об административных правонарушениях мировые судьи, при отсутствии федеральных правил, могут прибегать к правилам, установленным субъектом РФ, но в пределах КоАП РФ.

В соответствии с законом на мировых судей возлагаются обязанности, единые для всех судей России: осуществлять правосудие, точно и неукоснительно соблюдая требования Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, материальных и процессуальных законов; не допускать в своей судебной деятельности и вне ее поступков, несовместимых с высоким званием представителя судебной власти; не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, равно как и не проводить в своей деятельности установки этих партий; не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать свою работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой и т.д. Основной задачей мировых судов было и остается достижение примирения, решение любых споров «миром».

После принятия Федерального закона от 29.12.1999 № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», в основу которого были положены формальные расчеты самих субъектов Федерации, выявились существенные различия в реальной нагрузке мировых судей на разных судебных участках в пределах одного субъекта и невозможность ее регулирования в рамках действующего законодательства. Так, в Республике Калмыкия мировой судья Яшкульского судебного участка в 2002 году рассмотрел 995 гражданских дел, тогда как мировым судьей Черноземельского судебного участка за этот же период было рассмотрено лишь 202 гражданских дела. Если мировым судьей Кетченеровского судебного участка в 2003 году было рассмотрено только одно уголовное дело, то мировой судья Лаганского судебного участка в том же году рассмотрел 101 уголовное дело! Таким образом, неравномерность нагрузки мировых судей на различных судебных участках Республики Калмыкия очевидна.

Содержащееся в базовом законе положение о том, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда, основано на указании ч. 3 ст. 17 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», согласно которому никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Указанное положение лишь констатирует невозможность упразднения судебного участка или должности мирового судьи законом субъекта Федерации без одновременной передачи дел, отнесенных к компетенции этого мирового судьи, другому судье или суду. Что касается механизма практической реализации данного положения, то он законодательно не регламентирован.

Анализ судебной практики показал, что определение количества судебных участков исходя только из численности населения не совсем себя оправдывает. В Камчатской области по этой причине остались вне зоны судебной деятельности обширные территории, на которых размещены садовые участки, охотничьи и рыболовные хозяйства и станы, лесные и проселочные дороги, прибрежные зоны морей, океана и других водных объектов. А в этих местах нередко возникают ситуации, подпадающие под юрисдикцию мировых судей: браконьерство, автодорожные и другие транспортные происшествия с материальными претензиями, хищения, земельные и иные споры. Только по этой причине пришлось вносить коррективы в границы большинства судебных участков, расположенных на периферии, а в одном регионе создать дополнительный участок[3].

· при значительном увеличении количества дел на одном судебном участке допускать их передачу на менее загруженный судебный участок в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, то есть по постановлению председателя районного (городского) суда;

Таким образом, в соответствии с нормой указанного Закона возникает вопрос о соотношении административно-территориального образования, в частности района, и судебного участка: должен ли судебный участок ограничиваться пределами одного района, или возможно образование одного судебного участка на несколько районов? Если руководствоваться нормой ч. 4 ст. 4 Закона, то следует признать правомерным осуществление мировым судьей правосудия на территории с населением как 30 тыс., так и 10 тыс. человек и менее.

Критерии формирования судебных участков мировых судей

Таким образом, для образования нового судебного участка требуются согласованные действия государственных органов РФ и ее субъектов. Это обусловлено тем, что хотя мировые судьи и являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ, но в то же время они входят в единую судебную систему страны.

Вначале законодательный орган субъекта РФ должен выступить с законодательной инициативой по этому поводу. Затем данное предложение согласовывается с ВС РФ, после чего попадает в Государственную Думу, где законопроект проходит сложный и долгий путь, пока обретет статус федерального закона. Затем его рассматривают Совет Федерации и Президент РФ. На каждом этапе в орбиту обсуждения втягиваются десятки и сотни парламентариев, чиновников и специалистов. При этом в полном объеме просьба обычно не удовлетворяется. Проблема также заключается и в том, что законодатель не установил сроков, в течение которых должно быть рассмотрено обращение по вопросу формирования корпуса мировых судей, границ возможных споров по данному вопросу и процедуру их разрешения.

Между тем ст. 4 Закона о мировых судьях предусмотрено создание одного судебного участка в административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек. На практике один судебный участок создается и при численности населения до 23 тысяч человек .

Осуществление мировым судьей деятельности в пределах судебного участка преследует цель приближения суда к населению. Этого можно достигнуть только тем, что мировой судья будет располагаться на территории судебного участка, которых на территории района должно быть несколько, и населению будет легче обратиться к мировому судье.

Вам будет интересно ==>  Снижение процентной ставки по ипотеке в сбербанке в 2023 по действующей ипотеке при рождении детей после 2023

Представим ситуацию, что в районе, где действует один мировой судья, последний уходит в отпуск. В этом случае его обязанности возлагаются на мирового судью соседнего судебного района. И так ежегодно население района вынуждено более чем месяц в году ездить за судейской «услугой» в соседний район. В то время как свои местные федеральные судьи, куда совсем недавно могли обратиться, их ситуации рассудить не правомочны. А ведь мировой судья может отсутствовать не только по поводу отпуска, но и по другим причинам. В этом случае ситуация еще более усугубляется в организационном плане.

Мировые судьи

Особенность положения мировых судей в качестве структурного звена судебной системы Российской Федерации связана с тем, что они, являясь первичным (низшим звеном) судебной системы судов общей юрисдикции, одновременно относятся в соответствии с федеральным конституционным законом о судебной системе РФ к судам субъектов РФ.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системы Российской Федерации» установил, что мировые судьи входят в единую судебную систему страны, являются судами субъектов Российской Федерации, рассматривают гражданские, административные и уголовные дела. Вышестоящей судебной инстанцией для них является соответствующий районный суд, на территории которого действует мировой судья.

Мировые судьи рассматривают гражданские, уголовные и административные дела единолично и только в качестве суда первой инстанции, то есть по существу. Кроме того, мировой судья вправе возобновлять производство дел по вновь открывшимся обстоятельствам, по которым он принимал решение, и которые вступили в законную силу.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом РФ «О статусе судей в РФ» и иными федеральными законами. В тоже время законами субъектов РФ мировым судьям могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты.

Мировой судья – это физическое лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями осуществления правосудия по делам, отнесенным к его компетенции. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

ля того чтобы снизить нагрузку на судей в районных судах Республики Адыгея, Государственная Дума РФ по своей инициативе приняла закон о создании ещё нескольких судебных участков в данном субъекте Российской Федерации, в пределах которых будут осуществлять свою деятельность мировые судьи. Причём располагаться данные судебные участки должны исключительно в отдалённых от районных судов местностях, чтобы в полной мере обеспечить доступ населения, проживающего на этих территориях, к правосудию.

Вместе с тем, есть судебные районы с большим количеством населения и сравнительно невысокой нагрузкой, приходящейся на одного мирового судью, а есть районы, которые по количеству населения не превышают максимально допустимого значения, но по нагрузке значительно превосходят как среднеобластные, так и среднероссийские показатели. Возникают проблемы и с замещением мировых судей в их временное отсутствие другими мировыми судьями в «окраинных» судебных районах, где из-за небольшой плотности населения созданы только 1 или 2 судебных участка. В этом случае жителям таких районов приходится обращаться к мировым судьям другого судебного района, что вызывает нарекания со стороны населения, так как значительная удаленность и недостаточное транспортное сообщение зачастую не дают им возможности попасть на прием к судье. Если же мировым судьей является женщина (в Московской области женщины-мировые судьи составляют две трети от общего числа мировых судей), то при ее уходе в отпуск по уходу за ребенком судебный участок остается «оголенным» на длительное время, что приводит к увеличению нагрузки на мировых судей соседних судебных участков и к затягиванию рассмотрения дел. Так, жителям Лотошинского района Московской области (18400 человек) на протяжении полутора лет приходилось обращаться в соседний Шаховской район, а затем, вместе с жителями Шаховского района (23456 человек), где тоже открылась вакансия по должности мирового судьи, приходилось ездить уже в Волоколамский район. В итоге численность населения, приходящаяся на двух мировых судей Волоколамского судебного района, составляла более 98000 человек.

В 120 судебных участках, действующих в настоящее время на территории Московской области, число населения, приходящегося на одного мирового судью, превысит максимально допустимое количество жителей с вступлением указанного Закона в силу. В связи с этим требуется увеличить количество судебных участков и соответственно число мировых судей в Московской области.

Указанные обстоятельства приводят к увеличению числа лиц, обращающихся в судебные органы, которые формально не учитываются при определении числа мировых судей, соответственно увеличивается число административных правонарушений, гражданских и уголовных дел, рассматриваемых мировыми судьями Московской области.

Необходимо принять во внимание, что для Московской области расчет численности населения, приходящегося на один судебный участок, весьма условен, так как зачастую реальное число обслуживаемого мировым судьей населения превышает количество зарегистрированных в данной местности жителей в несколько раз. Данное обстоятельство обусловлено тем, что на территории Московской области располагаются садовые товарищества, дачи жителей г. Москвы, которые в летний период проживают на территории Московской области, хотя зарегистрированы и работают в Москве. Часть жителей Москвы, имеющих благоустроенные коттеджи, проживают на территории Московской области круглогодично. Близость к мегаполису влечет за собой значительный рост строительства жилья, приобретаемого в собственность гражданами, которые имеют регистрацию в других регионах страны. На территории Московской области функционируют несколько аэропортов, федеральные автомагистрали, крупные торговые центры, такие как «Икеа», «Ашан» и другие.

Субъект Российской Федерации, учитывая при определении границ судебных участков мировых судей административно-территориальное устройство и численность населения, не может установить границы судебных участков, не сопоставляя их с границами судебного района. Это обусловлено тем, что в соответствии со статьей 21 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» районный суд является непосредственно вышестоящей (апелляционной) судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Определение территории, на которую распространяется деятельность районного суда, т.е. установление границ судебного района, является прерогативой федерального законодателя. Поэтому перераспределение границ судебных участков с целью урегулирования количества населения, приходящегося на одного мирового судью, возможно только в пределах одного судебного района, а не на всей территории Московской области. Анализ данных по соотношению численности населения в судебных районах и количеству мировых судей в соответствующих судебных районах показал, что исходя из критерия среднего числа населения, приходящегося на одного мирового судью (19.000 человек), для Московской области необходимо дополнительно 62 единицы мировых судей.

Все гражданские дела рассматриваются строго с учетом установленной территориальной подсудности. То есть на Ленинский судебный участок можно обратиться только людям, проживающим на отписанной ему территории. По сути, порядок определения подсудности схож с основными правилами, актуальными для иных составляющих современной судебной системы России.

Для упразднения или, наоборот, создания конкретного участка издается отдельный закон РФ. Действующее законодательство указывает, что численность населения на территории каждого из них ограничивается строго определенными значениями. Она не может быть менее 15 тысяч человек, как и более 30 тысяч человек.

  • приказное производство;
  • основные имущественные споры, предмет которых составляет не более 50 000 рублей, кроме споров относительно интеллектуальной деятельности и наследственных разбирательств;
  • особенности пользования имуществом, в том числе и жилыми помещениями;
  • основные аспекты семейных отношений, в том числе и раздел имущества, если его объем находится в пределах 50 тыс. руб. (в противном случае дело относится к юрисдикции районного суда), расторжение брака, если между супругами есть единое решение по определению места жительства для детей.

Чтобы каждый человек смог без труда определиться с подсудностью иска, который он собирается подавать, создан специальный портал под названием «ГАС Правосудие». Именно там можно получить ссылку на сайт мирового судьи, в соответствии с актуальными нормами территориальной подсудности уголовного либо административного дела.

  1. Участок мирового судьи № 8. Он находится по адресу: 142703, Московская область, г. Видное, ул. Школьная, д. 80.
  2. Участок мирового судьи № 9. Он находится по адресу: 142703, Московская область, г. Видное, ул. Школьная, д. 80.
  3. Участок мирового судьи № 10. Он находится по адресу: 142717, Московская область, Ленинский район, пос. Развилка, д. 31, кор. 2 (пристройка к жилому дому).
  4. Участок мирового судьи № 11. Он находится по адресу: 142703, Московская область, Ленинский район, г. Видное, ул. Лемешко, д. 15.
Вам будет интересно ==>  Пособия в 2023 году малоимущим в eat

В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

Специфика института мировых судей состоит и в том, что они осуществляют свои функции в пределах судебных участков, что позволяет обеспечить доступность судебной защиты для широких слоев населения. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

В настоящее время организация деятельности и полномочия мировых судей установлены Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом РФ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 17 декабря 1998 г.(с изм на 11 февраля 2010 г.) «О мировых судьях Российской Федерации», УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, а также законами субъектов.

По замыслу составителей Концепции судебной реформы передача дел небольшой сложности в ведомство мировых судей должна была позволить федеральным судам сосредоточить усилия на делах, имеющих повышенное общественное значение. Кроме того, в судопроизводстве мировых судей предполагалось использование упрощенных процедур, сокращение сроков рассмотрения дел, наличие примирительных процедур для ликвидации споров и конфликтов.

Место мировых судей в судебной системе определяется их особым статусом: с одной стороны они относятся к судам общей юрисдикции и входят в их подсистему, с другой стороны являются судами субъектов. Финансирование этих судов происходит из средств федерального бюджета (заработная плата, социальные выплаты) и из средств местных бюджетов (материально-техническое обеспечение).

— архивариус суда– выполняет обязанности по приемке в архив уголовных и гражданских дел, исполнительных и надзорных производств, других материалов, систематизации архивных материалов, ведению журнала выдачи и высылки дел, изготовлению и выдаче копий судебных документов и т.п.;

— консультант суда по информатизации – занимается настройкой компьютерной техники и программного обеспечения, контроль за работой с компьютерными программами по делопроизводству в суде, по ведению базы законодательства, проведение обучения судей и работников аппарата суда работе с компьютерной техникой и программным обеспечением;

— администратор суда – осуществляет организационное обеспечение деятельности суда. В его компетенцию входит: принятие мер по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; взаимодействие с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; принятие мер по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения и т.п.

— консультант суда по кодификации законодательства– ведает работой по подбору и систематизации законодательства, информирует сотрудников суда о действующем законодательстве и судебной практике вышестоящих судов; участвует в обобщении судебной практики; учитывает частные определения (представления) и ведет переписку по ним, учитывает исполнение приговоров в отношении лиц с отсрочкой исполнения наказания; осуществляет правовую работу;

В состав аппарата общих судов среднего звена входят: помощник председателя суда, начальник приемной суда, заведующий канцелярией по I инстанции, секретарь суда по I инстанции, заведующий канцелярией, ответственный секретарь II инстанции; секретарь суда судебной коллегии II инстанции, ответственный секретарь президиума суда, секретарь судебной коллегии, консультант суда по кодификации законодательства, консультант суда по информатизации, администратор суда.

Место мирового судьи в единой судебной системе

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи в Российской Федерации (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», иными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.
Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

В соответствии со ст. 4 закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.

села — Асямовка, Бигельды, Бурла, Бурлинка, Волчий Ракит, Гусиная Ляга, Дальнее, Кинерал, Кириловка, Лесное, Михайловка, Новоалексеевка, Новоандреевка, Новопесчаное, Новосельское, Орехово, Партизанское, Первомайское, Петровка, Притыка, Рожковка, Романовка, Старопесчаное, Устьянка, Цветополь, Чернавка, разъезд Мирный»;

Назначение на должность мирового судьи конкретного участка предполагается осуществлять краевым Законодательным Собранием по представлению председателя краевого суда, согласованному с соответствующим представительным органом местного самоуправления муниципального образования после принятия закона края Алтайского края о разграничении судебных участков на территориях всех муниципальных образований края.

В соответствии со статьей 4 закона Алтайского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Алтайском крае» мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Границы судебных участков позволяют четко установить территориальную подсудность судебных дел мировым судьям.

N 1 — улица Попова с N 107 по N 143 (нечетная сторона) и с N 184 по N 194 (четная сторона), Павловский тракт с N 269 по N 283, улица Сиреневая с 3 1 по 3 13, улица Взлетная, 32, улица Новосибирская с N 1 по N 15 (нечетная сторона) и с N 2 по N 38 (четная сторона), поселок Новосиликатный.

Актуальные проблемы создания судебных участков мировых судей в Российской Федерации

В настоящее время судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок (ст. 4 Федерального закона). При этом отсутствуют критерии, в каких случаях следует исходить при образовании судебных участков из расчета населения до 23 тысяч, если есть возможность образовать большее число судебных участков при меньшем количестве обслуживаемого населения.

Кроме того, опыт работы мировых судей автономного округа свидетельствует о том, что критерием создания судебных участков на региональном уровне должно быть не только количество человек, проживающих на территории судебного участка, но и нагрузка на мировых судей по рассмотрению дел. В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре есть судебные участки с большим количеством населения и сравнительно невысокой нагрузкой на одного мирового судью, а есть участки, которые по количеству населения не превышают максимально допустимого значения, но по нагрузке значительно превосходят как среднеокружные, так и среднероссийские показатели.

Вам будет интересно ==>  Налог На Имущество За Что Мы Платим

Необходимо также принять во внимание, что для Ханты-Мансийского автономного округа — Югры расчет численности населения, приходящегося на один судебный участок, весьма условен, так как зачастую реальное число обслуживаемого мировым судьей населения превышает количество зарегистрированных в данной местности жителей в несколько раз. Данное обстоятельство объясняется большой миграцией населения (по итогам 9 месяцев 2012 года в автономном округе на миграционный учет поставлено 13300 иностранных граждан), а также широким применением вахтового метода работы.

Таким образом, создание судебных участков по количественному составу населения не оправдало себя на практике. В связи с этим высказываются предложения ввести дополнительные критерии помимо критерия численности. При этом в городах определяющим должно быть количество уголовных преступлений и гражданская конфликтность, а в сельской местности — территориальная удаленность населенных пунктов.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи в рф

Мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией, Федеральным конституционным законом «О судебной системе», иными федеральными конституционными законами, ФЗ «О мировых судьях», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов РФ.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и Движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ, на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.

  1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 2-х лет лишения свободы;
  2. дела о выдаче судебного приказа;
  3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  4. дела о разделе между супругами совместного нажитого имущества;
  5. иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;
  6. дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных законом на момент подачи заявления;
  7. дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
  8. дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;
  9. дела об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи КоАП;
  10. дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых мировым судьей в первой инстанции и вступивших в силу.

Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе. Исполнение обязанностей мирового судьи также может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном Законом РФ № 3132-1.

Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ (ст.6 № 188-ФЗ). Каждый мировой судья назначается на должность в индивидуальном порядке.

Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Мировой судья не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Общие положения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» [167] (с изм. на 18.07.2011 № 240-ФЗ) мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом субъекта РФ, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.

Adblock
detector