Предварительная проверка сообщения о преступлении

Содержание

В результате проведенных тактических приемов выявляются признаки инсценировки. К ним можно отнести: – противоречия в показаниях свидетелей – очевидцев и участников ДТП; – оценка производилась одним экспертом; – ремонт после ДТП осуществлялся на одной СТО; – следы на месте ДТП и на автомобиле не соответствуют характеру повреждений, представленному в страховую компанию (тормозной путь, следы на других объектах, расположение на плане – схеме ДТП транспортных средств и повреждений на автомобиле). В заявлениях о совершенном мошенничестве в сфере страхования могут содержаться отдельные факты, от которых зависит дальнейшее направление проверочных действий.

А если такие данные о признаках преступления имеются в поводе, то можно возбуждать уголовное дело без предварительной проверки. Кроме повода для правильного возбуждения уголовного дела по делам о мошенничестве в сфере страхования необходимо иметь основание к его возбуждению. В ходе проверочных действий оперативными работниками и службой безопасности страховых компаний выявляются признаки, с помощью которых можно судить о совершении мошенничества в сфере страхования: – срок страхового полиса закончен; – страховой случай происходит в слишком отдаленном месте; Заявление подается в страховую компанию, а объект страхования уже не существует. Основным способом в программе проверки сообщения о мошенничестве в сфере страхования будет всегда хорошо подготовленный и проведенный осмотр места происшествия по делам об инсценировках при ДТП.

Задачи этой проверки также могут заключаться в дополнительных источниках информации, которые могут быть получены при правильной подготовке и проведению предварительной проверке Объектом проверки по делам о мошенничестве всегда является происшедшее событие или готовящееся преступление в сфере страхования, но содержащее признаки преступления данной категории. Но если сразу лицам, уполномоченным на проведение проверки случаев мошенничества в сфере страхования не удалось установить признаки преступления, то проводятся дополнительные мероприятия: увеличивается количество лиц, участвующих в проверке, а также продолжительность проверочных действий и их количество. Отсутствие в поводе для возбуждения уголовного дела признаков преступления будет являться основанием для проверки сообщения о мошеннических действиях в сфере страхования.

Основной целью предварительной проверки сообщения о мошенничестве в сфере страхования будет установление отдельных обстоятельств, позволяющих выявить признаки преступления по исследуемой теме. На этой стадии будет принято решение одно из двух – или о возбуждении уголовного дела или в отказе в возбуждении уголовного дела по полученным сообщениям. Задачи предварительной проверки будут зависеть от информации, которую получили правоохранительные органы в сообщении о преступлении данной категории. Они включают детальное и тщательное проведение аналитических и организационных действий при исследовании заявлений и сообщений полученных правоохранительными органами.

Можно с уверенностью констатировать те причины, которые способствуют росту мошенничества в сфере страхования. К ним в первую очередь относятся: – слабое взаимодействие страховых компаний по обмену информацией о фактах совершения мошеннических действий страхователями; – несовершенство законодательства и низкий уровень правовых знаний у физических лиц; Плохо организованное взаимодействие служб безопасности страховых компаний с правоохранительными органами по проверке сообщений о совершении мошеннических действий в сфере страхования. В уголовно – процессуальном законе имеется исчерпывающий перечень поводов к возбуждению уголовных дел: – заявление о преступлении; – явка с повинной; – сообщения из иных источников; – постановление прокурора. Основным поводом к возбуждению уголовного дела в большинстве случаев является письмо страховых компаний.

Тема 14

Наиболее распространенным средством проверки сообщения о преступлении является опрос в форме получения объяснений. При проведении опроса важно осуществить правильный выбор тактических приемов: установление психологического контакта с заявителем; инициативность получения информации от опрашиваемого; проведение беседы для снятия напряжения, использование положительных свойств личности; соблюддение логической последовательности в изложении событий; детализация показаний и т.п. Если прогнозируется открытое или тайное противодействие собеседника, можно планировать использование следующих тактических приемов: легендирование цели опроса; постепенное подведение опрашиваемого через выясняемые второстепенные вопросы к основной цели опроса; внезапные вопросы и др.

Рост количества преступлений, совершаемых иностранными гражданами и против иностранных граждан свидетельствует об актуальности привлечения к участию в проверке переводчика. Прежде всего, желательно, чтобы в дежурных частях правоохранительных органов были сведения о лицах, которые могут быть приглашены для участия в качестве переводчиков. Одной из особенностей тактики привлечения переводчика по указанной категории дел является безотлагательное и точное установление личности иностранного гражданина, а также оснований их пребывания на территории РФ.

1. С позиций криминалистики проверка сообщения о преступлении — это прием и регистрация информации о предполагаемом преступном событии, выявление в ней наличия или отсутствия фактических данных, указывающих на признаки преступления, а также сбор дополнительных сведений об этих признаках.

а) совместное обсуждение и анализ материалов, собранных оперативным путем, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Важно заметить, что сотрудники оперативных подразделений чаще всего получают и изучают первичные материалы. Затем они с согласия своего непосредственного начальника еще до регистрации в Книге учета сообщений о происшествии, представляют материалы для ознакомления в следственное подразделение. Следователь может дать рекомендации о направлении и объеме проверки и др. После изучения все материалы возвращаются в оперативное подразделение.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает различные действия, направленные на получение интересующей следователя, орган дознания, руководителя следственного органа, дознавателя, орган дознания информации (ст. 144 УПК РФ в редакции Федерального закона от 4 марта 2013г. №20-ФЗ). Пункт 5 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденный совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 №39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений», определяет проверку как действия, предусмотренными ст.ст.144 и ст.146 УПК РФ, производимые правомочными и уполномоченными на то должностными лицами по сообщению о преступлении.

Редакция средства массовой информации обязана по запросу органов уголовного преследования передать им имеющиеся в ее распоряжении материалы о преступлении (ч. 4 ст. 21 УПК). При этом редакция имеет право не сообщать данные о лице, предоставившем информацию, если это лицо поставило условие неразглашения своего имени.

Средствами проверки являются, как правило, непринудительные способы собирания доказательств: истребование и принятие представленных предметов и документов (ст. 86). В числе таких действий могут быть получены объяснения от очевидцев и заявителя; образцы для сравнительного исследования, справки; направлены требования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам; даны письменные поручения органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Проведение таких действий предусматривается ч. 4 ст. 21, ст. 141 УПК.

Прием и регистрация сообщений о преступлениях осуществляется в правоохранительных органах, чаще всего – в дежурной части отделения ОВД2. Должностные лица обязаны принять сообщение вне зависимости от вида преступления, места и времени его совершения, полноты информации. Прием сообщения о преступлении сопровождается его соответствующей регистрацией (в книге учета сообщений о происшествиях в органах внутренних дел и аналогичных книгах в других органах предварительного расследования). Порядок регистрации устанавливается ведомственными инструкциями.

При личном присутствии заявителя ему выдается документ о принятии сообщения о преступлении (талон-уведомление) с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения может быть обжалован руководителю следственного органа, прокурору или в суд.

Проверка сообщения о преступлении заключается в проведении проверочных действий – собирании дополнительных доказательств, подтверждающих или опровергающих первоначальную информацию о преступлении и необходимых для принятия решения. Проверочные действия предпринимаются при условии, что в поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления. В противном случае решение по поступившему сообщению принимается на основе прилагаемых к нему материалов.

Предварительная проверка сообщения о преступлении

Производство документальных проверок и ревизий регламентируется рядом ведомственных нормативных актов ( например, приказом Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минифина РФ»

Средствами массовой информации являются периодические печатные издания или совокупность аудио-, видеовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющие постоянные названия (для изданий – текущие номера) и выходящие в свет не реже одного раза в год (ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 г. «О средствах массовой информации»).

Сам факт распространения в средствах массовой информации сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела (не влечёт обязанности приступить к его приёму и проверке) до тех пор, пока оно не было обнаружено органами уголовного преследования и не оформлено рапортом (ст. 143 УПК РФ). Редакция средств массовой информации обязана по запросу органов уголовного преследования передать им имеющиеся в её распоряжении материалы о преступлении. При этом редакция имеет право не сообщать данные о лице, предоставившем информацию, если это лицо поставило условие не разглашать своего имени (ч. 2 ст. 144 УПК; ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации»).

Заявитель письменно информируется о передаче его сообщения о происшествии по подследственности или в суд (по делам частного обвинения) в течение суток с момента принятия решения. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

При получении объяснений по аналогии с процедурой допроса целесообразно выполнить ряд требований: разъяснить право не свидетельствовать против себя, своего супруга своих близких родственников, круг которых определен законом; сообщить о возможности давать объяснения в присутствии адвоката. Лица, отказавшиеся явиться для дачи объяснения, не могут быть подвергнуты принудительному приводу и не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний;

Предварительная проверка заявлений и сообщений о совершенном преступлении

Дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Днем поступления сообщения считается день его фактического принятия дознавателем, следователем, прокурором, а не день регистрации или тем более день передачи исполнителю.

Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок рассмотрения сообщения, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток.

Тактика предварительной проверки сообщения о преступлении Ильин Алексей Николаевич

2. Содержание тактики предварительной проверки сообщения о
преступлении как совокупность рекомендаций по планированию работы
по проверке версий относительно достоверности сведений, изложенных в
сообщении; по определению и реализации тактических приемов
проведения отдельных проверочных действий (проведение опроса и
получение объяснения; осмотр места происшествия); истребованию

Вам будет интересно ==>  Попадает ли 228 часть 2 под амнистию 2023

Практическая значимость исследования определяется результатами анализа современного материала, характеризующего практику проведения предварительной проверки по сообщениям о преступлениях. Определены имеющие значение для практической деятельности этапы проверки сообщений о преступлениях; даны тактические рекомендации по планированию этой деятельности, по выдвижению проверочных (доследственных) версий и методам проверки таких версий. Рекомендовано использование в процессе предварительной проверки сообщений о преступлениях ряда приемов, разработанных криминалистикой применительно к тактике осмотра места происшествия, осмотра предметов и документов, допроса потерпевших и свидетелей. Практическое значение имеют сформулированные в диссертации позиции автора по поводу использования при проверке сообщений таких широко применяемых на практике действий, как получение объяснений; истребование документов; предварительные исследования специалистами некоторых объектов, связанных с содержанием сообщения; назначение и проведение ревизий.

1 См.:Состояние преступности в России за 2007г. — М.-.ГИАЦ МВД России, 2008. С. 4; Б.Я. Гаврилов Раскрываемость преступлений -вопросы теории и практики/В сб.: Проблемы расследования нераскрытых преступлений прошлых лет. — М.: Академия управления МВД России, 2008. С. 11.

Объектом исследования являются правовые и иные отношения, возникающие в ходе деятельности правоохранительных органов на стадии возбуждения уголовного дела и нашедшие отражение в соответствующих уголовных делах, научной литературе, правовых и организационно управленческих документах, а также сама деятельность по проверке заявлений и иных сообщений о преступлениях.

Голунского в правовом и криминалистическом обеспечении расследования преступлений» (Академия управления МВД России, 2005), на научно-практическом семинаре «Современные тенденции управления расследованием преступлений» (Академия управления МВД России, 2006) и на заседаниях кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России в 2006-2007гг.

Полагаем, что термин «предварительная проверка» наиболее подходит к деятельности, осуществляемой до возбуждения уголовного дела, которое в принципе может быть и не возбуждено. В русском языке слово «предварительный» означает «предшествующий, предварительный чему-либо основному, главному, производимый впредь до чего-либо окончательного, подготовительный»[16].

При изучении материалов судебной практики того периода времени мы нашли подтверждение тому, что судебная инстанция поддерживала такое же мнение, используя данный термин для обозначения деятельности, предшествующей решению о возбуждении уголовного дела[17].

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов.

Следующим не менее важным аргументом процессуальной сущности предварительной проверки является ее проведение в сроки, установленные уголовно-процессуальным законом. Этот срок в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ составляет 3 суток. Руководитель следственного отдела, начальник органа дознания в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить его до 10 суток; при необходимости проведения документальных проверок, ревизий, исследования документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по заявлению следователя, а прокурор — дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления. Дальнейшее продление срока предварительной проверки недопустимо.

Известно, что во Франции была создана конструкция предварительного следствия, в центре которой находилась фигура следственного судьи. Российская империя тогда заимствовала этот опыт, а потому российский судебный следователь в определенном роде своим происхождением обязан французскому опыту. Почему бы не учесть это сегодня и не обратить внимание на схему досудебных стадий французского уголовного процесса? Надо иметь в виду то, что французское законодательство за этот период также претерпело значительные изменения, и сегодня можно заключить, что во Франции нет такой стадии процесса, как возбуждение уголовного дела, как нет и этапа предварительного расследования.

Участие специалиста. Направление на исследование. Справки эксперта. Согласно приказу МВД России № 261 и соответствующим приложениям от 1 июня 1993 г. документ, который дает специалист-эксперт после проведенного исследования, обозначен как справка, которая подписывается в зависимости от вида экспертно-криминалистического подразделения руководителем или экспертом 2 Приказ МВД России № 261 с приложениями от 1 июня 1993 г. М.. 1993. С. 18. . Отсюда и название этого документа — справка эксперта, которая по своему содержанию и назначению не отличается от заключения эксперта. Направление на исследование традиционно направляется отношением.

Целью доследственной проверки является установление относимости, достоверности и достаточности имеющихся данных (оснований) для возбуждения уголовного дела. Иными словами, такая проверка проводится в случае, если имеются данные, указывающие на признаки преступления, но их недостаточно для принятия решения, либо возникли сомнения в их достоверности (так как, если собрано достаточно данных, указывающих на признаки преступления, то основания для возбуждения уголовного дела считаются установленными, и необходимо сразу возбуждать уголовное дело). Необходимой предпосылкой для начала доследственной проверки является наличие какого-либо повода к возбуждению уголовного дела (заявление о преступлении, письменно оформленная явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления). Заявление о преступлении или явке с повинной, при удовлетворении их формы и содержания предъявляемым требованиям, автоматически признаются поводами к возбуждению уголовного дела, а их поступление является основанием для проведения доследственной проверки. Данные, указывающие на признаки преступления, поступившие (принятые) из других источников (для того чтобы стать поводом к возбуждению уголовного дела), в соответствии со ст. 140, 143 УПК должны быть оформлены в виде рапорта об обнаружении признаков преступления.

Истребование материалов. Отметим, что на практике повсеместно используются протоколы изъятия, акты изъятия, протоколы досмотра, протокол личного досмотра, досмотра вещей находившихся при физическом лице, досмотра транспортного средства, изъятия вещей и документов, но единой практики применения этого способа проверки не существует, поскольку указание в законе о таком средстве доследственной проверки отсутствует. Вез этих документов, как показывает практика, вообще не обходится ни одна проверка по сообщению о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических, психотропных средств и их прекурсоров. И даже обычные кражи немыслимы без изъятия похищенных вещей до возбуждения уголовного дела протоколами изъятия. Эта практика существует уже на протяжении нескольких десятилетий, и суды принимают данные документы в качестве подтверждающих законное изъятие вещей у лица, совершившего преступление, с последующей их выемкой после возбуждения уголовного дела.

Следует отметить, что в УПК РФ 2002 г. законодатель определил всего четыре способа проверки сообщений о преступлениях и указал на необходимость такой проверки, а также упомянул о проверке сообщений о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации. В отличие от способов предварительной проверки сообщений о преступлениях. Уголовно-процессуальный кодекс РФ очень четко регулирует сроки этой проверки. Так, на все проверочные действия ч. 1 ст. 144 УПК отводит, как правило, не более 3 суток.

Документальные проверки и ревизии. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ допускается также возможность производства документальных проверок и ревизий. Но подобные проверки в основном применяются только по материалам о хищениях, растратах или недостачах в предприятиях торговли 1 Гаврилов В.Н. Некоторые особенности предварительной проверки и возбуждения уголовных дел по материалам о хищениях, растратах или недостачах в предприятиях торговли // Вопросы теории и практики предварительного следствия в ОВД. Саратов, 1973. С. 183-186. .

УПК РФ Статья 144

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в территориальный орган страховщика, в котором состоит на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье — страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета по страховым взносам.

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

Способы проверки сообщения о преступлении

В ходе проверки, уполномоченные на то государственные органы и должностные лица посредством осуществления процессуальных и иных действий в определенные законом сроки получают данные с целью установления наличия (отсутствия) в исследуемом событии признаков преступления и принятия одного из решений, предусмотренных на стадии возбуждения уголовного дела.

Рассмотрение настоящего вопроса целесообразнее начать с уяснения сущности и оснований предварительной проверки информации о преступлениях. Необходимо, чтобы обучаемые усвоили, что основанием для начала процессуальной проверки заявлений и сообщений о преступлениях является отсутствие в поводе для возбуждения уголовного дела достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Если в поводе содержатся такие данные, то вопрос о возбуждении уголовного дела решается без производства каких-либо проверочных действий, хотя буквальное содержание ч. 1 ст. 144 УПК РФ предписывает проводить проверку сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении.

Обсуждение вопросов процессуального оформления истребования необходимых материалов целесообразно начать с характеристики различных способов закрепления ее результатов, встречающихся на практике (акт изъятия, протокол доставления, рапорт и т.д.). При этом следует обратить внимание на то, в каких случаях истребование материалов нужно оформлять рапортом.

Вам будет интересно ==>  Может ли наследство быть принято наследником по истечении срока установленного для его принятия?

Несмотря на это, с принятием УПК РФ не только не разрешены «старые проблемы», связанные с проверкой сообщений о преступлении, но и появились новые. С аудиторией необходимо обсудить вопросы: «Какие следственные действия можно проводить до возбуждения уголовного дела?»; «Можно ли в ходе проверки получать объяснения?»; «Вправе ли это сделать следователь ОВД?».

Не исключается и проведение во время занятия некоторого сравнительно-правового анализа (хотя это потребует дополнительной подготовки со стороны преподавателя и курсантов. В частности, может быть подготовлен реферат). При этом важно отметить, что в период действия УПК РСФСР о правовых средствах предварительной проверки информации о преступлениях, направлениях их совершенствования в юридической литературе и практическими работниками высказывались различные, порой противоречивые суждения. Предлагалось, например, расширить перечень следственных действий, производство которых допускалось бы в целях более полной проверки заявлений и сообщений о преступлениях до принятия решения о возбуждении уголовного дела. В первую очередь речь идет о возможности производства экспертиз, без результатов которых иногда затруднительно или невозможно принять законное и обоснованное решение. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 1994 г. № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» в отдельных случаях и с согласия прокурора допускалось производство экспертизы до возбуждения уголовного дела.

ПРОВЕРКА ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

Дознаватель, орган дознания, следователь обяза–ны принять, проверить сообщение о любом совер–шенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступле–ния указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следо–ватель и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к уча–стию специалистов.

Статья 144 УПК указывает на необходимость про–верки сообщения о преступлении, не определяя ме–тоды ее проведения. Исходя из анализа ряда норм УПК, а также ФЗ «Об оперативно-розыскной деятель–ности» и Закона РФ «О милиции» к методам проверки сообщения о преступлении относятся:

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответствен–но следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении, а при не–обходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

5) требование у редакции, главного редактора соответст–вующего средства массовой информации имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, пре–доставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохране–нии в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК);

Предварительная проверка сообщения о преступлении

Трехсуточный срок предварительной проверки сообщения о преступлении мо­жет быть продлен до 10 суток (ч. 3 ст. 144). При этом использованные 3 суток включа­ются в продленный срок. Продление производится по ходатайству следователя или дознавателя вышестоящим для них начальником следственного органа или органа до­знания. Надзирающий прокурор вправе продлить срок проверки по всем материалам следствия и дознания. Срок проверки продляется, если за 3 суток невозможно было собрать достаточные данные для принятия решения.

Продление срока проверки сообщений о преступлениях от 10 до 30 суток может иметь место при необходимости проведения документальных проверок или ревизий. Продление производится руководителем следственного органа по ходатайству следова­теля или прокурором по ходатайству дознавателя. В дальнейшем прокурор вправе пре­доставить еще 5 суток для проведения дополнительной проверки при рассмотрении им вопроса о даче согласия на возбуждение дела — ч. 4 ст. 146. Если по истечении срока проверки все еще осталось неясным, имеются ли признаки преступления, то должно быть принято решение о возбуждении дела (как основанное на вероятных данных).

Предварительная проверка сообщения о преступлении

Статья 144 УПК указывает на необходимость проверки сообщения о преступлении, не определяя методы ее проведения. Исходя из анализа ряда норм УПК, а также ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Закона РФ «О милиции» к методам проверки сообщения о преступлении относятся:

Правом возбуждать уголовные дела обладают капитаны морских или речных судов, находящиеся в дальнем плавании, руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главы дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 146 УПК). При возбуждении уголовного дела указанными лицами прокурор незамедлительно уведомляется о начатом расследовании, а при появлении реальной возможности материалы дела и постановление о возбуждении дела передаются прокурору.

Дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к участию специалистов.

Копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносится мотивированное постановление. О принятом решении следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело (ч. 4 ст.146 УПК).

требование у редакции, главного редактора соответствующего средства массовой информации имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК);

Процессуальные и криминалистические аспекты предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях

Тем не менее ясности, необходимой для практического осуществления деятельности, предварительная проверка до сих пор не получила. По большинству вопросов (в том числе о процессуальной природе рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях и дополнительных проверочных действий) были одновременно высказаны взаимоисключающие точки зрения. Во многом это объясняется недостаточной процессуальной регламентацией стадии возбуждения уголовного дела и практически полной неурегулированностью предварительной проверки. К сожалению, эти вопросы остаются без разрешения и в проекте УПК, обсуждаемом Государственной Думой. Такое положение не снимает существующих на практике проблем, значительно затрудняет применение закона и не способствует эффективному осуществлению деятельности на стадии возбуждения уголовного дела; не перестаёт быть насущным дальнейшее совершенствование законодательства о стадии возбуждения уголовного дела и практики осуществления предварительной проверки. Возникает необходимость рассмотрения практически неисследованных её криминалистических проблем.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать ведомственные инструкции органов МВД и Прокуратуры по вопросам приёма, регистрации, учёта и контроля информации о преступлениях и происшествиях и определить причины несвоевременности и неполноты регистрации заявлений и сообщений о преступлении;
  • рассмотреть специфику прокурорского надзора за своевременной и полной регистрацией преступлений и выявить его основные недостатки;
  • исследовать процессуальные формы предварительной проверки и найти пути их совершенствования;
  • раскрыть существо процессуальных действий по собиранию доказательств в ходе предварительной проверки;
  • установить роль оперативно-розыскных мероприятий и особенности использования их результатов в предварительной проверке;
  • проанализировать тактические, методические и организационные проблемы доказывания в стадии возбуждения уголовного дела;
  • рассмотреть вопросы использования научно-технических средств при проведении предварительной проверки;
  • выявить сущность оценки хода и результатов предварительной проверки;
  • исследовать проблему отказа в возбуждении уголовного дела по результатам предварительной проверки и причины необоснованных отказов.

Методологическую основу исследования составили положения материалистической диалектики с использованием методов сравнительно-правового, системно-структурного, логического анализа, криминалистическая методология. В работе автор опирался на Конституцию РФ, действующее уголовно-процессуальное законодательство, ведомственные нормативные акты.

Закон предъявляет строгие требования к оформлению любых уголовно-процессуальных документов, особенно связанных с заявлениями и сообщениями о преступлениях. Отступление от этих требований — прямой путь к уголовно-процессуальным нарушениям. На этапе приёма и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях наиболее распространённым тяжким действием является сокрытие преступления от регистрации и учёта. Оно лишает возможности получения более или менее точных сведений о ситуации с преступностью. И, что не менее важно, сокрытие преступлений от ********************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************завуалированных отказах в приёме сведений о преступлениях”. 1

Заявления, сообщения, телеграммы о преступлениях, поступившие почтой, регистрируются по общим правилам регистрации входящей корреспонденции, после чего рассматриваются лично прокурором или лицом, его замещающим, который в зависимости от содержащейся информации даёт письменное указание о регистрации заявления, сообщения или сигнала о преступлении в соответствующей Книге и принимает решение о порядке проведения его проверки. О всех других зарегистрированных заявлениях, сообщениях и сигналах о преступлениях должностное лицо, ответственное за регистрацию, ежедневно докладывает прокурору или лицу, его замещающему.

Многие исследователи причинности правонарушаемости приходят к выводу о сложном взаимодействии личности и среды, выясняют связи, ведущие от наиболее важных противоречий общественного развития к правонарушаемости. Такие связи обычно рассматриваются на трёх уровнях : философском, социологическом и психологическом. При этом возникает возможность выделения различных вариаций соотношения разнообразных факторов и их влияния на социальные условия, которые преобразуются в некий потенциал правонарушений.

Тактика предварительной проверки сообщения о преступлениитекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции ВАК РФ

Проведенный анализ результатов исследования рядом диссертантов (и самим автором) материалов 3273 уголовных дел показал, что наиболее распространенным действием и одновременно средством проверки является опрос в форме получения объяснений (82,7%). Последние были получены от заявителя, от пострадавших, от предполагаемого виновного (заподозренного), а также от очевидцев.

Первая глава — «Понятие, правовые основы, средства и методы предварительной проверки сообщения о преступлении» — состоит из трех параграфов и посвящена теоретическому исследованию понятий предварительной проверки, признака преступления и достаточности признаков преступления, правовым основам и целям, а также криминалистическим средствам и методам проверки сообщений о преступлениях.

Результаты исследования рядом диссертантов материалов 3273 уголовных дел показали, что наиболее распространенным действием и одновременно средством проверки после приема и регистрации сообщения о преступлении является опрос в форме получения объяснений. Последние были получены от заявителя в 82,7% случаев, от пострадавших — в 70,1%; от предполагаемого виновного (заподозренного) — в 34,5%; от очевидцев — в 57,1% случаев. В большинстве случаев содержание объяснений и протоколов допросов тех же лиц после возбуждения дела во многом совпадало. В 70% случаев очевидцы затем были допрошены в качестве свидетелей. В 53% случаев допрос в качестве потерпевшего во многом дублировал объяснение пострадавшего. На этапе проверки сообщения о преступлении в 70,7% изученных дел были получены объяснения от лиц, которым затем в ходе расследования было предъявлено обвинение.

Необходимо закрепить в УПК РФ изложе. чые в Положении об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел РФ при раскрытии и расследовании преступлений формы взаимодействия следователя (дознавателя) с оперативным сотрудником в ходе проверки сообщения о преступлении.

Поскольку такое проверочное действие, как получение объяснений, не нашло отражения в современном законе, предлагаем дополнить ч.1 ст. 144 УПК РФ после слов: «При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, вправе» словами: «получать объяснения от заявителя и очевидцев» (далее по тексту).

Вам будет интересно ==>  Могут Ли Иностранные Корпорации Участвовать В Торгах На Аренду Земли В России

Рассмотрены вопросы проверки заявлений и сообщений о преступлениях, сроки и решения, которые принимаются соответствующими должностными лицами органов предварительного расследования; общественные отношения, складывающиеся между ними, прокурором и судом. Проанализированы методы данной проверки, закреплённые в УПК РФ, в законах «Об оперативно- розыскной деятельности в РФ», «О милиции РФ». Внесены предложения по совершенствованию законодательства и даны рекомендации по улучшению проведения проверки по сообщениям и заявлениям о преступлении. Монография предназначена для практических работников, преподавателей, аспирантов и адъюнктов, студентов юридических вузов и факультетов, слушателей высших учебных заведений МВД России.

Предварительная проверка сообщения о преступлении

34. В ходе проверки сообщений о преступлении следователями СК России в пределах полномочий, предоставленных УПК РФ, могут быть произведены осмотр места происшествия, осмотр трупа, иные проверочные действия, в том числе: получены объяснения; произведены документальные проверки, ревизии, исследования документов, предметов, трупов; затребованы имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сведения о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию (за исключением случаев, когда это лицо поставило условие сохранить в тайне источник информации).

В том случае, если при проверке зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что оно является дополнительным и что по результатам рассмотрения другого сообщения об этом же преступлении ранее было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела, такое сообщение по решению руководителя следственного органа СК России либо его заместителя приобщается к соответствующим материалам проверки сообщения о преступлении или возбужденному (прекращенному, приостановленному) уголовному делу, о чем уведомляется заявитель, а также делается соответствующая отметка в книге.

42. Принятые, зарегистрированные сообщения о преступлении, книга регистрации сообщений о преступлении, талоны-корешки, материалы проверки сообщений о преступлении и постановления, вынесенные по результатам рассмотрения сообщений о преступлении, представляются для проверки прокурорам, их заместителям, а также уполномоченным прокурорами должностным лицам органов прокуратуры и судьям в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

41. Постоянный контроль за соблюдением сроков проверки сообщении о преступлении и ведением книги возлагается на руководителей следственных органов (следственных подразделений) СК России, в производстве которых находятся материалы проверки сообщений о преступлении.

Решение о передаче сообщения о преступлении по подследственности (в том числе в иной следственный орган СК России) или в суд по подсудности отражается в книге с указанием наименования следственного органа (прокуратуры, суда), в который направлено сообщение, даты и номера исходящего документа.

Так, из общей версии об осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации вытекает два основных следствия: 1) наличие фактов выполнения работ, услуг, поставок или исполнения посреднических функций; 2) отсутствие или подложность учредительных документов, а также свидетельства о государственной регистрации предприятия (юридического лица, индивидуального предпринимателя).
Названные следствия могут найти свое подтверждение в показаниях свидетелей, потерпевших, в документах, свидетельствующих об осуществлении предпринимательской деятельности (черновые записи, производственные журналы, накладные на приобретение сырья и товара, договоры о выполнении работ или услуг, бухгалтерские отчеты и т.д.), документах, указывающих на отсутствие регистрации (справка налоговых органов о том, данное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель регистрации не проходили). Поэтому для проверки указанных следствий планируются допросы потерпевших и свидетелей — работников данного предприятия, представителей предприятий и организаций, являющихся потребителями товаров, работ или услуг, подозреваемых лиц, осмотры производственных, торговых и иных помещений, осмотры технологического оборудования; выемка и осмотр документов; назначение экспертиз и другие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.
3) При определении последовательности производства запланированных мероприятий руководствуются рекомендациями о первоочередном производстве следующих действий:
– промедление с производством которых может привести к утрате или изменению доказательств (осмотр места происшествия, обыск, выемка, допрос очевидцев, могущих уехать в другой город, и др);
– направленных на установление виновных и предотвращение совершения ими новых преступлений (задержание и др.);
– нацеленных на обеспечение возмещение материального ущерба, причиненного преступлением (обыск, наложение ареста на имущество);
– позволяющих проверить несколько версий;
– дающих возможность получить более надежные доказательства (например, в начале допрашивают очевидцев, а затем иных свидетелей);
– требующих значительного времени для производства (ревизии, судебные экспертизы, отдельные поручения о выполнении действий в другой области);
4) версии, как правило, проверяют параллельно. В открытых проблемных ситуациях, когда зона поиска неизвестных обстоятельств практически неограниченна, проверят в первую очередь наиболее вероятные версии. Элементы планирования отражаются в письменном плане расследования по уголовному делу, который в наиболее полном виде включает в себя ряд позиций: версии, обстоятельства, подлежащие установлению по делу, следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, исполнители и сроки исполнения.
После производства запланированных действий и мероприятий приведенный цикл планирования расследования повторяется как минимум один раз применительно к последующему этапу расследования.

Количество общих версий, выстраиваемых по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности, как правило, ограничено. Так при планировании расследования незаконного предпринимательства могут быть выдвинуты следующие версии:
1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации (с нарушением правил регистрации и т.д.);

В актах ревизий, служебных расследований и других материалах, поступающих от контролирующих органов, как правило, не говориться о субъективной стороне преступления, ее признаках, так их установление является обязанностью не контролирующих органов, а органов расследования. Но эти материалы также могут дать немало ценной информации в плане познания внутренней стороны поведения виновных. В частности, о признаках субъективной стороны можно судить по способу преступления, по характеру поведения лица во время проведения ревизии и иной проверки, по его образу жизни, профессиональным качествам и иным обстоятельствам, сведения о которых можно получить, анализируя представленные материалы.

Сведения о преступлениях в сфере экономической деятельности поступают из различных источников. Основной источник информирования компетентных органов связан со сферой деятельности оперативно-разыскных и контролирующих органов (налоговые инспекции, КРУ, органы валютного контроля и т.д.). Последние, как и правоохранительные структуры, призваны обеспечивать своевременное выявление и пресечение правонарушений в различных сферах деятельности, включая и сферу экономики. Поэтому именно от них поступает большая часть сигналов об экономических преступлениях.

Как правило, в материалах содержатся сведения, указывающие на возможное совершение преступления, например, в этих материалах может говориться о противоправном характере сделки, ее фиктивности, о подлоге в бухгалтерских или иных учетных документах, о регистрации фирмы на подставных или вымышленных лиц, о причиненном ущербе и иных признаках, характерных для объективной стороны экономического преступления.

Процессуальные способы проверки заявлений, сообщений о преступлениях в установленный срок, быль или реальность

При проведении такой проверки заявлений и сообщений происходит установление конкретных обстоятельств преступления, далее данные полученные при проверке могут быть использованы как доказательства по уголовному делу. Но в сравнении с предварительным расследованием проверка заявлений, сообщений ставит перед собой иную цель. Так при проведении дознания или же предварительного следствия устанавливаются все обстоятельства преступления, в то время как при проверке заявления, сообщения на стадии возбуждения уголовного дела устанавливается только наличие или отсутствие признаков преступления и оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, необходимых для принятия решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, передаче по подследственности или же в суд.

Такого рода продления подлежит рассмотрению как исключительный механизм, так как при принятии решения о продлении срока предварительной проверки руководитель следственного органа, начальник органа дознания обязаны качественно и в полном объеме проанализировать приведенные доводы следователя, дознавателя, органа дознания о том, что не представляется возможным в установленный более короткий срок принять решение по данному сообщению, заявлению.

Например, при окончании срока рассмотрения сообщения, заявления о преступлении 10 февраля, праздничным днем является 11 февраля, в связи с этим срок проверки в трое суток сообщения, заявления о преступлении сутки 11 февраля могут быть не включены согласно ст. 128 УПК РФ. Также согласно ст.144 УПК РФ срок рассмотрения сообщения, заявления в трое суток может быть продлен до десятисуточного или же 30 суток.

В соответствии с ч.2 ст.128 УПК РФ, в том случае если день на который приходится окончания срока рассмотрения сообщения о преступлении, будет нерабочим, то окончание срока, то есть последний день окончания срока, будет первый день после нерабочего дня. Исключительными случаями являются лишь исчисление сроков при домашнем аресте, содержании под стражей, задержании и нахождении в медицинском или психиатрическом стационаре.

В соответствии со статьей 144 УПК РФ срок проверки сообщений, заявлений о любом совершенном или готовящемся преступлении подлежащих рассмотрению дознавателем, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа, составляет 3 суток со дня поступления такого сообщения и при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью принятия законного решения согласно ст. 145 УПК РФ, по мотивированному ходатайству руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 10 и 30 суток.

Мы данную поз»’ици»’ю не поддерживаем и считаем, что в ст.144 УПК РФ необходимо внести изменения и предусмотреть возможность продления срока проверки сверх 30 суток до получения ответа на запрос, заключения специального исследования, а также получения результатов ревизии и документальной проверки. Также считаем целесообразным внести изменения в ч. ст. 146 УПК РФ, предусмотрев необходимость немедленного принятия решения о возбуждении уголовного дела в момент установления основания.

Самой распространенной проблемой в правоприменительной деятельности является недостаточность сроков, установленных УПК РФ, что обусловлено спецификой состава преступления, обстоятельств произошедшего, субъекта преступления, характеристикой иных участников складывающихся общественных отношений. Например, при совершении кражи из грузового автомобиля ТМЦ водитель не может достоверно сказать, какое имущество похитили, в каком объеме, какой ущерб причинен и кому. Ответы на такие запросы приходят порой через 3-4 месяца .

Отсутствие детальной регламентации в УПК РФ способов доследственной проверки приводит к отсутствию единой процедуры проведения проверочных действий, невозможности установления оснований для возбуждения уголовного дела, утрате будущих вещественных доказательств, а порой и к нарушению прав и законных интересов участников уголовного процесса .

  1. закрепить в УПК РФ право должностных лиц, уполномоченных осуществлять предварительную проверку сообщений о преступлениях, получать объяснения от заявителей, очевидцев и иных осведомленных о совершенном преступлении частных лиц и должностных лиц на предмет собирания недостающих сведений о преступлении;
  2. внести изменения в УПК РФ и разрешить до возбуждения уголовного дела помимо имеющихся производство всех следственных действий, необходимых для сбора доказательственной базы на первоначальном этапе, а именно, помимо вышеуказанных: допрос свидетелей, потерпевших, изъятия образцов для сравнительного исследования и производство судебной экспертизы.

Чтобы этого не происходило, Анашкин О.А. предлагает исключить из ч. 1 и ч. 3 ст. 144 УПК РФ, трех и десяти суточный срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении, а также отменить ст. 148 УПК РФ. При этом он предлагает возбуждать уголовные дела по всем сообщениям о преступлении, после чего, проводить дознание и предварительное следствие и при установлении оснований, предусмотренных ст. 24 УПК РФ, уголовное дело прекращать.

Adblock
detector