Возможно Ли Проведение Осмотра До Возбуждения Уголовного Дела

Осмотр места происшествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела

В заключении эксперта указываются ( ст.204 УПК РФ): дата, время и место, основание производства судебной экспертизы; должностное лицо ее назначившее; сведения об экспертном учреждении, а также фамилия, имя и отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность; сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объекты исследований и материалы, представленные для производства судебной экспертизы; данные о лицах, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;

При назначении и производстве судебной экспертизы ( ст.198 УПК РФ) представители сторон вправе: знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы; заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве экспертизы в другом экспертном учреждении; ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении; ходатайствовать о постановке дополнительных вопросов эксперту; присутствовать с разрешения следователя при производстве судебной экспертизы, давать объяснения эксперту; знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение, а также с протоколом допроса эксперта.

Освидетельствование — это следственное действие, состоящее в осмотре подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля для обнаружения на их теле: следов преступления; особых примет; телесных повреждений; выявления состояния опьянения; иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела. В случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование может быть произведено до возбуждения уголовного дела ( ст.179 УПК РФ).

Приостановив предварительное следствие ( ст.209 УПК РФ), следователь уведомляет об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования данного решения; принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого; устанавливает место нахождения подозреваемого или обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры по его розыску.

Если в ходе предварительного следствия предъявленное обвинение в какой-либо его части не нашло подтверждения, то следователь своим постановлением прекращает уголовное преследование в соответствующей части, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, а также прокурора.

  • лицам, участвующим в проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и решения затрагивают их интересы. В частности, им разъясняется следующие права:
  • не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, закрепленное ст. 51 Конституции РФ. Круг этих лиц определен п. 4 ст. 5 УПК РФ (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки);
  • пользоваться помощью адвоката
  • приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа.

Чтобы внешне соблюсти букву закона практика идет по пути вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а затем по его отмене. После отмены постановления о возбуждении срок, установленный статьей 144 УПК РФ, начинают считать заново. Во многих случаях такие постановления выносятся, а затем отменяются неоднократно. В связи с этим общий срок проверки заявлений и сообщений о преступлениях исчисляется месяцами.[4]

Вместе с тем, говорить о том, что предварительная проверка должна проводиться во всех без исключения случаях нельзя, так как ее проведение без надобности, прежде всего, отрицательно сказывается на последующем расследовании преступления. В связи с этим, вполне справедливо высказывание С.В. Бородина, который отмечает, что «предварительная проверка не должна проводиться при наличии данных, прямо указывающих на признаки преступления. В таких случаях она фактически подменяет расследование, приводит к утрате возможности сбора и закрепления доказательств в порядке, установленном процессуальным законом»[3].

Вместе с тем, руководитель следственного органа либо начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя или дознавателя продлить этот срок до 10 суток. А при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Одним из первых развернутое определение предварительной проверки дал Н.Г. Шурухнов. По его мнению, «предварительная проверка – это основанная на законе и подзаконных актах деятельность уполномоченных уголовно-процессуальным законодательством компетентных государственных органов и должностных лиц, направленная на сбор дополнительных сведений (материалов), характеризующих проверяемое событие, которые необходимы для принятия законного и обоснованного процессуального решения по поступившему заявлению или сообщению о преступлении»[1].

Порядок и сроки возбуждения уголовного дела

Часть 3 статьи 144 говорит о том, что руководитель следственного органа или начальник органа дознания вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 10ти суток. Более того при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа или прокурор могут продлить этот срок до 30ти суток. Есть одна хитрость в практике – органы вначале проверяют, а потом уже регистрируют.

Статья 144 УПК РФ говорит о том, что органы уголовного судопроизводства обязаны принять и проверить о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции (определяется подследственностью) принять решение не позднее 3х суток со дня поступления указанного сообщения.

2. Получение объяснений у граждан – УПК РФ об объяснениях ничего не говорит, об этом говорится в ведомственных инструкциях. Эти инструкции как раз такую возможность и предусматривает. Многие сомневаются в доказательственном значении объяснений. Другие же говорят о том, что объяснения это «иной документ».

1. Возможность проведения следственных действий до возбуждения уголовного дела. Прошлый кодекс предусматривал только одно следственного действие, которое можно было провести до возбуждения уголовного дела – осмотр места происшествия. Сейчас это также предусмотрено. Однако, сейчас возможно проведение следующих следственных действий до возбуждения уголовного дела:

3. Истребование. В части 2 статьи 144 упоминает об истребовании сведений от СМИ. Есть общая норма УПК РФ — статья 21 – она говорит, что требования, поручения и запросы обязательны для исполнения. Уголовной ответственности не предусмотрено за несоблюдение данной нормы.

5. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без
получения судебного решения. В этом случае следователь или дознаватель не позднее 3 суток с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса.

Вам будет интересно ==>  Существуют ли льготы ветеранам труда на проезд по железной дороге

Выехав на место совершения преступления по сообщению об ограблении магазина, дежурный следователь со слов очевидцев установил, что похищенное имущество было вывезено в частный дом по адресу ул. Тупиковая, дом 2. Так как в случае промедления похищенное могло быть перепрятано, следователь решил немедленно провести обыск этого дома и, руководствуясь ч. 1 ст. 144 УПК РФ, изъять предметы, относящиеся к ограблению магазина.

Несмотря на возражения собственников дома 2 по ул. Тупиковой, которые требовали представить санкцию суда на обыск принадлежащего им жилого помещения, следователь провел обыск и изъял похищенное имущество, а также орудия совершения преступления. После этого было возбуждено уголовное дело.

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Сотрудники отдела дознания проводят осмотр трупа вместе с врачом или судмедэкспертом. Во время осмотра обязательно должны присутствовать понятые. Оперативное обследование тела покойного может дать необходимую информацию для прояснения картины совершённого преступления.

Все действия, описанные в этих разделах, требуют предварительного возбуждения уголовного дела. Но кодекс также указывает перечень случаев, которые не терпят отлагательств. Следственные действия в таких ситуациях могут быть произведены заранее, до возбуждения уголовного дела.

Рассмотрим наиболее важные мероприятия, проведение которых часто необходимо до возбуждения уголовного дела.

  • Допросы участников дела и очная ставка.
  • Обыски и выемка.
  • Осмотр места преступления.
  • Проверка показаний на месте происшествия.
  • Следственный эксперимент.
  • Опознание и освидетельствование.
  • Судебно-медицинские экспертизы.

Нужно учитывать, что труп подвержен разложению и спустя несколько дней обнаружить важные детали его смерти будет уже невозможно. Этим объясняется требование проводить осмотр трупа незамедлительно, в том числе и до возбуждения уголовного дела.

Можно ли проводить осмотр места происшествия до возбуждения уголовного дела

Причем изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу, а в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов; все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра (ч. 2-4 ст. 177 УПК РФ).

  1. Концентрический – направленный к центру (за основу определения центра обычно берётся субъект деяния: умерщвлённый человек, взломанная дверь и т. д.). Осмотр производится постепенно, приближаясь к «очагу» преступления.
  2. Периферический – обращённый от центра (первично осматривается непосредственно место, а затем продвигается обследование к периферии).
  3. Квадратичный – обычно предполагается осмотреть открытую местность, поскольку невозможно определить границы обнаружения следов.

Следственный эксперимент — это следственное действие, состоящее в проведении специальных опытов в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела. Он проводится путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события (ст.181 УПК РФ).

До этой даты решение принимал прокурор.8. Законность (обоснованность) осмотра жилища, произведенного без получения судебного решения, определяется в порядке судебного контроля (ч. 5 ст. 165 УПК) по наличию оснований вхождения в жилище на момент принятия решения следователем.11. При соблюдении требований ч. 3 ст.

К числу общих положений тактики следственного осмотра относятся своевременность осмотра, его объективность и полнота, активность осмотра, методичность и последовательность его производства.Определяя в целом задачи осмотра можно сказать, что они состоят в собирании и исследовании доказательств.

При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности (часть 4 статьи 146 УПК). В этих случаях возбуждение уголовного дела и начатое расследование осуществляется без согласия прокурора на постановлении о возбуждении уголовных дел в виде его резолюции.

Вторым способом установления основания к возбуждению уголовного дела является фактическое задержание лица по подозрению в совершении преступления. Фактическое задержание предшествует задержанию подозреваемого как мере процессуального принуждения (процессуальному задержанию), которая применяется органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (пункт 11 статьи 5 УПК). Фактическое задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, может быть произведено до возбуждения уголовного дела (статья 91 УПК). Задержанное лицо должно немедленно доставляться в орган дознания, к следователю или прокурору для составления протокола задержания подозреваемого, который должен быть составлен не позже 3 часов после доставления подозреваемого (часть 1 статьи 92 УПК).

Как известно, «признаки преступления» в стадии возбуждения дела должны быть установлены в высокой степени вероятности главным образом по объекту и объективной стороне состава преступления. Поэтому квалификация преступления, которая дается в постановлении о возбуждении уголовного дела, носит предварительный характер. В ходе предварительного следствия или дознания в зависимости от установления фактических данных следователь или дознаватель вправе изменить квалификацию преступления в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого.

В этой связи следует привести постановление Конституционного Суда от 18 февраля 2000 года №3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана». В этом постановлении, в соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции РФ, предусмотрено, что лица, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, имеют право на ознакомление с материалами проверки, проведенной по сообщению о преступлении, на основании которых вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку такой отказ преграждает потерпевшему возможность судебной защиты его прав и законных интересов.

В этой связи нужно заметить, что осмотр места происшествия – единственное следственное действие, которое может быть произведено до возбуждения уголовного дела в случаях, не терпящих отлагательства (часть 2 статьи 176 УПК). Что касается освидетельствования и назначения экспертизы, то эти следственные действия хотя и могут быть произведены до получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела, однако к моменту их производства постановление о возбуждении уголовного дела уже должно быть вынесено следователем, органом дознания или дознавателем.

Возможно Ли Проведение Осмотра До Возбуждения Уголовного Дела

Планомерность осмотра состоит в правильном определении последовательности действий следователя и всех участников осмотра, заключающейся в объективном анализе полученной информации, конкретизации решаемых задач и необходимых для этого средств; уточнении круга и очередности конкретных действий и операций; распределении имеющихся сил и средств. Планомерность обеспечивает полноту, своевременность и качество выполнения всех необходимых действий, а в итоге максимальную эффективность следственного осмотра [4] .

Вам будет интересно ==>  Форум будет ли повышен повышающий коэфициент на воду без счетчика в 2023 году

При привлечении к осмотру большого количества лиц они могут быть поставлены в цепь на расстоянии, позволяющем качественно производить осмотр. Между участниками осмотра и следователем обязательно устанавливается радио- или иная связь. Это помогает ему постоянно быть в курсе дела в случае обнаружения предмета, подлежащего осмотру.

Следственный осмотр включает несколько самостоятельных его видов. В зависимости от объектов принято различать: осмотр места происшествия; осмотр предметов; осмотр документов; осмотр участков местности и помещений, не являющихся местом происшествия; осмотр трупа.

По объему следственный осмотр бывает основным и дополнительным. Последний производят в тех случаях, когда в ходе дальнейшего расследования выясняется, что отдельные объекты были вовсе не осмотрены или это сделано недостаточно детально. Дополнительный осмотр и призван устранить допущенные пробелы [3] .

Понятой — не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем или прокурором для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия (ч. 1 ст. 60, ч. 1 ст. 170). Требования, которые предъявляются к понятым, приводятся в комментарии к ст. 60 УПК.

В случаях, когда решение вопроса о возбуждении уголов­ного дела невозможно без проведения осмотра, он может быть проведен до возбуждения уголовного дела

Сущность осмотра заключается в том, что непосредственно сле­дователь с помощью своих органов чувств убеждается в существовании и характере фактов, имеющих доказательственное значение. Осмотр места происшествия как следственное действие является важным средством получения информации о расследуемом преступлении.

При любом виде осмотра существует следующее общее прави­ло: осмотр следов и иных материальных объектов производится на месте их обнаружения. В том случае, когда осмотр на месте обнаружения осмотр следов и иных материальных объектов затруднен из-за сложившей­ся ситуации (проливной дождь, сильный снегопад и т.п.), следователь, завершив осмотр в соответствии с нормами УПК, изымает, упаковывает и опечатывает объекты, доставляет их в другое удоб­ное для осмотра место.

При необходимости в осмотре принимает участие специалист, который оказывает содей­ствие следователю в изучении обстановки происшествия, обнару­жении и фиксации следов и вещественных доказательств и пред­варительном их исследовании, использовании научно-технических и вспомогательных средств осмотра.

Как правило, осмотр производится с участием понятых. Учитывая реальности практики, УПК предусмотрел, что в исключитель­ных случаях осмотр может производиться без участия поня­тых. При этом, как правило, следует применять технические сред­ства фиксации. К числу таких исключительных случаев относится осмотр в труднодоступной местности (высоко в горах, ущельях, пус­тынной, редконаселенной местности, в водоемах и т.п.), а также в случаях, если проведение осмотра связано с опасностью для жиз­ни и здоровья людей (осмотр взрывчатых, легковоспламеняющихся, высокотоксичных и т.п. объектов); при длительном осмотре места катастрофы со значительным числом погибших.

Осмотр — это не только наблюдение, но и производство различных измерений и вычислений, сравнение на­блюдаемых объектов как между собой, так и с другими объектами и явлениями, экспериментирование в определенных пределах с ис­следуемыми объектами и, наконец, описание и запечатление иными методами всего того, что обнаружили и выявили следователь и дру­гие участники осмотра. При следственном осмотре широко приме­няются специальные методы криминалистики, особенно технико-кри­миналистические методы и средства работы со следами и другими вещественными доказательствами.

Как указывает Е.Р. Россинская, «по данным ЭКУ ГУВД г. Москвы, около 80% взрывчатых и наркотических веществ исследуется дважды: сначала при производстве предварительного исследования с оформлением справки, затем в ходе судебной экспертизы. Повторяется около половины технико-криминалистических исследований документов, что при большой загруженности государственных судебных экспертов (от двухсот до трехсот экспертиз и исследований в год) представляется крайне нерациональным»*(405). Кроме того, эксперт, выполняющий экспертизу, учитывает результаты предварительного исследования (особенно в том случае, когда объект отсутствует), а значит, фактически «при этом он производит оценку предварительного исследования и, если считает его выполненным методически правильно, а результаты его обоснованными, то подтверждает это в выводах. Таким образом, эксперт подменяет собой следователя, что вряд ли можно считать допустимым с процессуальной точки зрения»*(406).

С чисто «технической» стороны такой путь вполне осуществим и закону формально не противоречит. Однако, разделяя мнение о том, что количество прекращенных уголовных дел действительно не может служить показателем качества работы следственных органов, мы все же считаем высказанное предложение неприемлемым. Нельзя забывать, что после возбуждения уголовного дела следователь вправе производить все процессуальные действия, в том числе и такие, которые существенно затрагивают охраняемые законом права и интересы граждан. Следовательно, необоснованное возбуждение дела, даже если впоследствии оно и прекращено, влечет отрицательные последствия для лиц, права которых были ущемлены.

Следственная практика свидетельствует о том, что без компетентного заключения сведущего лица иногда невозможно решить вопрос о наличии оснований для возбуждения уголовного дела. В связи с этим Я.П. Нагнойный пишет: «Для определения тяжести телесных повреждений, как и для установления половой зрелости потерпевшей по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 120 УК УССР, обязательно назначение экспертизы. От характера выводов о тяжести телесных повреждений зависит не только квалификация действий обвиняемого, но и наличие или отсутствие у органа расследования основания для возбуждения уголовного дела вообще. Но как должен поступить следователь, имея в своем распоряжении только заявление о нанесении телесных повреждений? Некоторые работники органов расследования во избежание необоснованного возбуждения уголовного дела сначала направляют потерпевших на судебно-медицинское освидетельствование, а затем в зависимости от его результатов принимают решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в нем. Если дело возбуждается, тогда экспертиза назначается официально. Другая часть работников органов расследования назначает в подобных случаях судебно-медицинскую экспертизу до возбуждения уголовного дела»*(403).

Теперь, когда новый УПК РФ разрешил сведущему лицу участвовать в процессе в качестве эксперта уже после того, как то же лицо привлекалось в качестве специалиста, нарушения закона в этом уже нет, однако прочие недостатки такого «повторного экспертного исследования» сохраняются. Но сказанным не исчерпывается опасность подобного пути получения оснований для возбуждения уголовного дела. Следователь лишен возможности лично наблюдать за проведением предварительных исследований, принимать необходимые меры при несогласии с их результатами или примененными методиками. Возможности подобных исследований принципиально более ограничены, нежели возможности судебной экспертизы.

Инициаторы постановки указанного вопроса (Я.П. Нагнойный, 1967; Р.С. Белкин, 1969; Х. Рооп, 1971; Г. Мудьюгин, М. Похис, 1971; Ю.Н. Белозеров, А.А. Чувилев, 1973; Е.Н. Тихонов, 1985; и др.), исходя из реальностей следственной практики, особенно в области судебно-медицинских исследований до возбуждения уголовного дела, предлагали разрешить по закону наряду с осмотром места происшествия при необходимости или в определенных случаях производство экспертиз в стадии возбуждения дела*(398).

Выемка до возбуждения уголовного дела

Для применения этого подхода суды могут воспользоваться следующим истолкованием части первой статьи 75 УПК: в ней предусмотрено нарушение требований Кодекса в целом (т.е. принципов уголовного судопроизводства), а не отдельных его предписаний; нарушение отдельных предписаний влечет иные последствия, но не исключение доказательств. См. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к ст. 75 УПК РФ / Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. 5-е изд. Под общ. ред. А.В. Смирнова. М.: Проспект, 2009.

Конституционно-правовой подход также позволяет предложить разрешение и другого, связанного с рассматриваемым вопроса, но не менее важного: как юридически оценить результаты выемки, проведенной до возбуждения уголовного дела, т.е. должны ли такие протоколы выемки и полученные вещественные доказательства быть признаны недопустимыми доказательствами, или же они могут остаться допустимыми?

Остро стоит вопрос о сроках истребования, т.к. данное процессуальное действие детально не регламентировано законом. Лицо, производящее расследование, не может принуждать физическое или юридическое лицо предоставить предметы и документы в максимально короткий срок. Но с другой стороны, без объектов истребования следователь не сможет решить вопрос о возбуждении уголовного дела, а если предметы и документы будут предоставлены позже, истребование потеряет свою эффективность на данном этапе расследования.

Вам будет интересно ==>  Наазание За Повреждение Арестованного Автомобиля

Судом первой инстанции было отклонено ходатайство стороны защиты о признании недопустимыми доказательствами указанных протоколов выемки, осмотров, постановлений о признании вещественными доказательствами и заключений почерковедческих экспертиз, с чем согласились и вышестоящие суды. Позиция судов общей юрисдикции была основана на буквальном толковании ч. 2 ст. 144 и ст. 183 УПК РФ.

Иными словами, по действующему российскому уголовно-процессуальному законодательству решение о возбуждении уголовного дела пока остается тем самым спусковым крючком, запускающим механизмы уголовно-процессуального принуждения и одновременно обеспечивающим соблюдение конституционно-правового принципа соразмерности применения этого принуждения.

Уголовно-процессуальный закон допускает производство таких следственных действий, как освидетельствование и назначение экспертизы до получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела, но после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела следователем, дознавателем, органом дознания (см. коммент. к ст. 146).

Основанием для проведения освидетельствования выступают сведения (фактические данные) о том, что на теле человека, вероятно, имеются: а) особые приметы (шрамы, татуировки); б) следы преступления (например, микрочастицы); в) телесные повреждения (побои, раны, царапины), а также о том, что состояние организма и другие присущие ему признаки (состояние опьянения, рост, вес, следы от инъекций, острота зрения) имеют значение для дела. В совокупность сведений, образующих основания для освидетельствования, может войти оперативно-розыскная информация, не противоречащая уголовно-процессуальным доказательствам.

Следственные действия могут быть произведены только прокурором, следователем, дознавателем, органом дознания при наличии возбужденного уголовного дела. Исключение составляет осмотр места происшествия, который может быть произведен до возбуждения уголовного дела (см. коммент. к ст. 176).

6. Освидетельствование обеспечивается принуждением. Постановление следователя обязательно для обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего. Для свидетеля оно обязательно лишь при условии, что является средством проверки его показаний. Если достоверность показаний свидетеля сомнений не вызывает или может быть исчерпывающе проверена иным путем, освидетельствование данного участника уголовного процесса недопустимо

Законодательством в качестве одного из основных направлений деятельности прокурора определен надзор за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов на досудебном этапе уголовного процесса. Основные полномочия прокурора в этой сфере закреплены в нормах УПК РФ, в частности в ст. 37.

Указанные в УПК сроки определяют рамки проверок. По истечении этих сроков должностное лицо должно принять решение. На практике при явных и неоспоримых признаках преступления никто не дожидается завершения даже минимального 3-суточного срока, уголовное дело возбуждается незамедлительно.

Заявление о преступлении может быть как в письменном (пишется собственноручно), так и в устном виде (оформляется протоколом). Его может подать как непосредственный участник противоправных действий, например потерпевший, так и человек, ставший свидетелем происшедшего.

Пожалуй, самый значительный объем работы на этом направлении приходится на обеспечение законности и обоснованности принимаемых поднадзорными органами процессуальных решений. Это касается и решений о возбуждении уголовных дел и об отказе в их возбуждении.

О любом принятом по результатам проверки процессуальном решении в обязательном порядке уведомляется заявитель. Это требование касается и решения о возбуждении дела. Если заявитель одновременно является и потерпевшим, он вправе получить копию постановления о возбуждении уголовного дела.

Какие следственные действия можно произвести до возбуждения уголовного дела

В случае отсутствия необходимости производить судебную экспертизу до ВУД и надобности обнаружить на самом человеке особых примет, следов преступления, определения состояния алкогольного опьянения, проводиться освидетельствование. При этом должны быть достаточные данные об этом, в том числе и информация от оперативных и розыскных сотрудников ОВД.

Данное следственное действие может выполняться и врачом. Для него должны быть разъяснены задачи, цели осмотра. К тому же осмотр трупа довольно часто проводиться до ВУД, так как нельзя принять окончательное решение до получения медзаключения, где и будут описаны возможные причины наступления смерти.

  • Особые приметы. Любые знаки искусственного или естественного происхождения. Они отличаются между собой индивидуальными признаками, которые характерны именно ему. Сюда можно отнести шрамы после травмы, операции, татуировки на руках и теле и т.д.
  • Телесные повреждения. Произошедшее изменение на теле в результате преступных действий или появившееся после их. Стоит отметить, что не всегда можно обнаружить те изменения тканей человека, без присущих видимых признаков. В таком случае следует назначать судебную экспертизу по возбужденному делу.
  • Состояние опьянения. Чаще всего все проводиться под медицинским контролем врача. Дополнительно применяются необходимые медприборы, сведения о которых вносятся в протокол освидетельствования. Кроме алкогольного, принято выделять и наркотическое опьянение, а также потребление одурманивающих препаратов. Все это в какой-то мере оказывает влияние на состоянии человека, что выявляется в процессе освидетельствования.
  • Иные свойства и признаки. Они должны быть взаимосвязаны друг с другом. Выявляются особенности походки человека, речи, способности передвижения. Кроме этого, обнаруживается соотношение полученного телесного повреждения с предметом, которыми его причиняли. Это позволят достичь истины по делу.

В ряде случаев телесные повреждения, факт опьянения, особые приметы и иные важные для следствия обстоятельства могут быть установлены без проведения судебно-медицинской экспертизы. Для этого служит освидетельствование. Провести его можно в отношении свидетеля, потерпевшего и подозреваемого, но только по их согласию.

  • Обыск.
  • Эксгумация трупа, если с этим не согласны его родственники.
  • Осмотр жилья, если против этого выступают другие жильцы.
  • Выемка конфиденциальных документов.
  • Получение данных о банковских счетах.
  • Доступ к записям и распечаткам телефонных разговоров.

Порядок и сроки возбуждения уголовного дела

(2) Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела – ст.148 и ст. 24 УПК (она работает по отказу в возбуждении уголовного дела либо по прекращению возбужденного дела, когда соответствующие обстоятельства обнаружены позже). П.1 ст.24: уголовное дело не может быть возбуждено, а возбуждённое подлежит прекращению:

Ø Истребование. Законом признаётся общая норма ст.21 УПК – требования о получении ответа на запрос органов дознания обязательны для исполнения. Получаются всякие справки, характеристики, документы. Это производится, когда надо что-то изъять, но до возбуждения уголовного дела это сделать невозможно – поэтому тоже несколько другая процедура и другое название.

Ø Действующий закон не исключает возможности получения разного рода справок, тестов, основанных на специальных познаний, это касается и судебно-медицинского освидетельствования живых лиц и умерших. Это не следственное действие. Предмет – установление причин смерти и возможной тяжести вреда. Потом после возбуждения дела проводится экспертиза.

Ø Получение объяснений. До возбуждения уголовного дела следственные действия проводить нельзя, поэтому вместо допроса осуществляется получение объяснений. Интересный вопрос, если у лица ест свидетельский иммунитет, допросить его нельзя, а получается формально, что объяснения получить можно. Однако объяснения очень многие суды вообще не считают доказательствами, т.к. получены они без разъяснения ответственности за дачу ложных показаний, без разъяснения ст.151 КРФ. Однако на этих объяснениях может основываться возбуждение уголовного дела. Суды часто расценивают объяснения как доказательство, приравнивая их к иным документам.

(1) Решение о возбуждении уголовного дела принимается в форме постановления и оно должно получить согласие прокурора (если оно не им вынесено). Это решение законодателя о согласовании с прокурором считали элементом борьбы с т.н. заказными уголовными делами, но сразу стали говорить, что теперь просто надо заказывать дела в другую инстанцию.

Adblock
detector